Open Library - открытая библиотека учебной информации. Описание первобытной культуры
Характеристика первобытно-синкретического типа культуры. Миф как явление первобытной культуры.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Особенности первобытной культуры.
1. Синкретичность (слитность) – абсолютная слитность и органичное единство реальных и фантастических элементов; слитность всех форм культуры (напр. магия и тотемизм).
2. Гомогенность (однородность) – причем однородность, как культурная (отсутствие культурного плюрализма), так и однородность социальных (отсутствие социальных групп с различными интересами). Отсутствие плюрализма блокирует формирование новых интересов.
Первобытная культура – это культура табу (запретов). Запрет выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений.
Характеристика первобытного искусства.
Самое древнее из известных нам художественных произведений принадлежат эпохе позднего или верхнего палеолита (20-30 тыс. лет до н.э.). Они были открыты в 1879 году (это были росписи в испанской пещере Альтамира) испанским дворянином Марселино де Саутуолла. Не останавливаясь на анализе различных гипотез о возникновении искусства необходимо отметить, что искусство появилось вместе с человеком и существовало на всех этапах первобытной культуры, так как человеку свойственна потребность украшать и раскрашивать себя, придавать привлекательную для себя форму предметов, то есть искусство имеет биопсихические корни, является органической потребностью человеческой психики.
Черты первобытного искусства:
1. Синкретичность.
2. Коллективистский и многофункциональный характер.
3. Символизм, то есть условный характер изображения.
Символический характер первобытного искусства приводит к появлению двух типов кодирования – эзотерическому (элитарному), доступного только узкому кругу избранных и экзотерическому, доступному всем.
Миф – это не рассказ, это не повествование, это форма культуры, это способ человеческого бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление присутствует во всех культурах, включая современную. Изучением мифа как формы культуры занимались Гегель, Фрейд, Юнг, А.Ф. Лосев.
Способом выживания первобытного человека стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. В мифе все свойства природы воспринимаются как смысловые, а связи между явлениями как причинно-следственные или причинно-обусловленные.
Миф – это способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с миром; человек переживает в мифе явления природы как одушевленные существа и воспринимает смыслы в качестве изначальных свойств веществ, следовательно, миф есть проекция человека в окружающий мир, где человек всего лишь его часть, поэтому для того, чтобы выжить человеку в этом мире ему нужно найти себе могучих покровителей (богов), которых он одновременно и боится и надеется на них. И в роли таких богов оказываются наиболее существенные для конкретного племени силы и явления природы.
Первобытные системы верований, миф и магия.
Название
Сущность
Проявление в современной культуре
Тотемизм
Тотемизм – это система верований, сущность которой заключается в поклонении какому-либо животному или растению и вере в свое происхождение от них.
Геральдика (гербы народов), запрет на употребление мяса некоторых животных.
Фетишизм
Фетишизм – обожествление особого предмета, который воспринимается как носитель демонических сил и который связан с судьбой данного племени.
Амулеты, крестики, иконы.
Анимизм
Анимизм – это вера в существование души и духов, как причина явлений природы, вера в одушевленность всей природы.
Заколачивание гробов, жертвоприношение.
Магия
Магия – способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг к другу, где магическая связь выступает как орудие человеческой воли.
Магическое управление природой подменяло собой реальной, практическое овладение ее силами, но одновременно магия обеспечивала склонность к оптимизму человеческого коллектива, внушала веру в победу. Существует концептуальная близость магии и науки: обе исходят из твердой веры в порядок и единообразие природных явлений; обе имеют одну цель: установить повторяющуюся последовательность событий, которая подчиняется действию определенных природных законов.
students-library.com
Общая характеристика первобытной культуры. — МегаЛекции
Первобытная культура - самая большая и длительная исирическая форма культуры.
На протяжении всей этой эпохи формировался биологический род человека.
Родина человека - Восточная Африка, долина Олдувей (*название возможно неправильное, если это так напишите правильное в гостевой*), от гоминидов (*??*) 3 млн - 2,5 млн лет назад.
Сначала были палеонтропы. Хомо Эректус (*???*), - человек прямоходящий, Хомохосбилис - человек трудовлюбивый (*?*). Появляются питекантропы, австралопитеки и др. 2,5 млн лет назад появились каменные орудия.
И с этого времени начинается культурогинез (процесс формирования и дальнейшего развития культуры), антропосоциогинез (процесс формирования и развития человека в общественной среде). Homo Sapiens появились 180-150 тыс лет назад и закончили формирование 45-40 тыс лет назад.
Самые древние орудия дотируются около 2.5 лет назад.
По материалам, из которых люди изготавливали орудия, археологи делят историю первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железные века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).
Границы каменного века 2 млн. - 6 тыс. лет назад.
Палеолит в свою очередь подразделяют на 3 периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4-3 тыс лет до нашей эры.
Затем наступил бронзовый век (4 - начала 1 тыс. до н. э.). В начале (1 тыс. до н. э. его сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее 10-ка тысяч лет.
До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание 3-мя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей.
Даже на ранних этапах развития складывался разум наших далеких предков.
Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах при выходе оврагов в ту или игную широкую долину.
Пересеченная местность была удобна для загонной охоты на табуны крупных животных.
Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов.
Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонты и носороги, и охотиться приходилось на мелких и настадных млекопитающих.
Определяющими стали не величина и слаженность действий коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника.
В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства - не меняли существа дела.
Человечество по прежнему присваивало продукты природы.
Открытие земледелия бало сделано независимо в нескольких районах мира.
Признаки земледелия уже прослеживаются в памятниках натуфийской культуры в Палестине, относящейся к эпохе мезолита.
Это серпы, состоящие из кремнеевых вкладышей, вставленных в костяные рукояти и зернотерки. В неолитических слоях Черихона обнаружены отпечатки зерен ячменя и пшеницы - элмера.
О происхождении другого вида производящего хозяйства - животноводства существовали различные гипотезы и предложения.
Однако большинство ученых считают, что животноводство развилось у оседлых земледельцев. Первое из прирученных животных - собака, была одомашнена еще в палеолите, около 15-10 тыс. лет назад. Ее диким предком был волк. Земледелие и животноводство сделали возможным существование на земле непрерывно возрастающего человеческого рода. Палеолит - так как элементарными орудиями труда были грубейшие и простейшие каменные орудия изготовленные из гальки - палеолит называется древним каменным веком.
Кроме каменных были деревянные и костяные. Древний человек не знал одежды, обуви, не было никаких жилищных построек.
При похолодании осваивают пещеры. Истребили целый вид животных из пещер (например, медведей).
Не умели пользоваться огнем, в эпоху палеолита не было огня, посуды.
Первобытные люди начинают накапливать знания о лечебных наркотических веществах. Не существовало семьи и не было родовой общины и, как следствие, не было чувств.
Характеристика: тончайшее разнообразие орудий, земледелие, скотоводство, переход к оседлости, возникают деревни и города.
Культуры Древних цивилизация.
Культура древнего Египта
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4 веке до нашей эры.
История государства и культуры Египта делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство.
Ранний Египет — это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства.
Древнее и Среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы.
В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве.
О грандиозности самой большой из египетских пирамид — пирамиды Хеопса (146 м — высота, а длина основы каждой из 4 граней — 230м).
Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нефертити, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив.
Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас.
Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.
Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса — в фас.
Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.
В Древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина.
Древние египтяне владели также некоторыми элитарными знаниями в алгебре.
Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.
megalektsii.ru
Характеристика первобытной культуры.
Культура Характеристика первобытной культуры.
просмотров - 35
Первобытная культура.
Древние культуры и цивилизации
1. Основные черты первобытной культуры: религиозные верования, первобытное искусство.
2. Достижения и особенности культуры Древнего Египта.
3. Достижения и особенности культуры Месопотамии.
В истории культуры принято различать три глобальных периода: дописьменный, письменный, экранный. Различаются эти периоды по способу передачи информации. В дописьменной культуре на протяжении десятков тысяч лет способом передачи информации служили устное слово и ритуал. Возникновение языка произошло в палеолите (35 т.л. назад – 10 т. л. назад). Первыми получают названия животные (25 – 15 т.л. назад). Названия предметов, обозначений человека появляются позднее.
С рождением письменности способом передачи информации стала книга, сначала рукописная, затем печатная. Сегодня письменный способ передачи информации уступает место компьютерно-экранной культуре.
Дописьменная культура охватывает огромный период времени. Согласно Моргану, она включает период дикости и варварства, согласно Марксу, время первобытного строя. Начало дописьменной культуры установить практически невозможно. Это эпоха палеолита͵ 500 – 300 т.л. назад, когда появляются первые повторяющиеся орудия (рубило – каменное орудие миндалевидной формы) и методы обработки камня (двусторонняя обивка).
Завершается данный период приблизительно в 3 тыс. до н.э., когда появляется письменность. Наступает письменная культура. Экранная культура возникает в 1895 ᴦ., когда был изобретен кинематограф.
Первобытные верования. В основе первобытного мировоззрения находится миф. Первобытный человек не отделял себя от мира. Мир - ϶ᴛᴏ единый живой организм. Все явления окружающего мира чувствуют, как человек. Происходит одухотворение всего, а это и есть миф.
Причины возникновения мифа. Первобытное человеческое сознание было ограничено только чувственным восприятием (больно, холодно, тепло и т.д.). Человек и природа оказывались слиты. Основное чувство в это время – страх. Причина возникновения мифов: стремление объяснить, понять, изучить и перестать бояться окружающий мир, ᴛ.ᴇ. попытка объяснить мир и адаптироваться в нем.
Основная черта первобытной культуры – синкретизм (слитность, нерасчлененность). В быту синкретизм проявился в неразделении сфер деятельности. Первобытные люди вместе охотились, вместе изготавливали орудия труда и т.д. Позже произошло разделение труда по признаку пола, затем по признаку возраста. После этого, вероятно, выделилась первая профессия – колдун, появилась родовая знать и т.д. Ещё в палеолите (40 – 10 т.л. до н.э.) появилась экзогамия – исключение из брачных отношений ближайших родственников и запрет инцестов (кровосмешения). Это требовало упорядочения брачных отношений, появились род и семья.
Первобытный род - ϶ᴛᴏ состоящий из кровных родственников хозяйственный коллектив с совместным производством, общей собственностью и общими продуктами потребления. Для рода характерны односторонний счет родства (по материнской или отцовской линии), общность территории, единство названия и культа͵ демократические порядки в общественной жизни.
В первобытном сознании синкретизм выразился в мифе, в рассказах о том, как возникли земля, небо, добро и зло, первые люди. Отсюда ещё одно определение мифа.
Миф - ϶ᴛᴏ ритуализированное словесно-образное выражение мыслей и чувств древнего человека. Миф давал людям готовую форму для их мировоззрения. Он был универсальной моделью мира, способом его осмысления, объяснения и освоения. До нас дошли только те мифы, которые были уже записаны в письменную эпоху. Причем с появлением письменности мифотворчество не прекратилось, старые мифы развивались и усложнялись.
Существуют различные типы мифов:
- космологические – мифы о происхождении вселенной, солнца, богов;
- антропологические – о происхождении человека;
- эсхатологические – о конце света и загробной жизни;
- этимологические – происхождение имен, географических названий и т.д.;
- историко-героические – рассказывают о подвигах героев;
- календарные – связанные с земледельческими работами.
Специфика синкретичного мышления проявилась в четырех типах ранних верований:
- тотемизм;
- анимизм;
- магия;
- фетишизм.
Тотемизм - ϶ᴛᴏ возведение корней человеческого рода к животному предку. Тотем - ϶ᴛᴏ изображение животного (к примеру, тотем из камня, рисунок на одежде, стене). Род мог поклоняться своему тотему или нет. В случае если не поклонялся, то считал его старшим братом. Тотемизм вошел в более поздние религии западного и восточного типа. На Востоке распространен культ животных: змеи, коровы, обезьяны, слона. Для античности характерен зооморфизм, ᴛ.ᴇ. представление богов в образе животных и птиц: Зевс – бык, Аполлон – волк, Афина – сова. Сегодня отголоски тотемизма сохранились в народных сказках, в геральдике, в описании истории гербов.
Анимизм (душа) - ϶ᴛᴏ вера в одушевление растений, а также вера в сверхъестественные существа, духов. Анимизм – одушевление явлений природы. Вера в духов сохраняется и в греческой мифологии. Это мифы о демонах, которые являются силами природы. Чаще всего они враждебны человеку. Сначала демоны не имели конкретного облика, имен (нимфы, хориты, сатиры). Эти демоны внезапно появлялись, делали что-то плохое и исчезали. Позже они стали приобретать человеческий облик. К примеру: мойры – богини судьбы, с распространением ткачества изображались старухами-прядильщицами, которые пряли нити судьбы. Фетишизм сохраняется и в наше время: вера в русалок, в домовых.
Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир, других людей. К примеру, вызывать дождь, привораживать или отвораживать.
Магические приемы - ϶ᴛᴏ слова, движения, магический танец. Пример: австралийские аборигены верят, что смерть – результат колдовства инородца. На похоронах гадают, кто околдовал покойника, и отправляют экспедицию (иногда за сотни км.) убить виновного. Так еще в глубокой древности, в каменном веке началась охота за ведьмами и кровная месть.
Фетишизм – вера в одушевление предметов, в сверхъестественные свойства предметов. На более поздних этапах такие предметы стали изготавливать специально: амулеты, талисманы. Часто амулеты изготавливали из костей тотемного животного. Сейчас кладут перед экзаменом под пятку пятак и т.д.
Фетишизм тесно связан с магией. К примеру: наши предки считали, что мясо и кровь человека хранят в себе ману, высшую жизненную силу, активное начало индивидуальной жизни. Отсюда каннибализм (людоедство). Сегодня проявлением фетишизма является вера в амулеты, талисманы.
Первобытное искусство и быт.
Первобытное искусство возникло в палеолите около 30 тыс. л. до. н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры на кости и каменных обломках.
В период с 30 до 19 т. л. назад создавались маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня (высотой 10 – 15 см.). Их назвали палеолитическими Венерами. Индивидуальные черты не изображались, передавались только общие формы. Фигуры женщин были найдены на территории Франции, Италии, Австралии, России. Эти женские фигуры древнее самых древних мужских фигур, найденных в Европе. Данные находки говорят о матриархате, почитании женщины как прародительницы всего живого.
После женщины внимание скульпторов привлекают дикие животные: олени, зубры, быки, мамонты. Большинство пластических изображений животных служило рукоятками ножей.
Затем появилась наскальная живопись (15 – 10 т.л. назад), где в первую очередь изображались животные. К примеру, из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 – изображения животных, на 512 - изображения человека. Такие рисунки назвали зоологическим или звериным стилем в искусстве. Пещерная роспись была найдена на территории Франции, Испании. Рисунки реалистичны, для них характерно детальное изображение. Большой популярностью пользуется пещера Альтамира в Испании, где изображения бизонов, быков, диких оленей, лошадей были созданы в период с 13 до 11 тыс.л. до н.э. Техника рисунка: минеральные краски растирались на жире и наносился рисунок. Первобытные люди не знали объема и перспективы. Изображения были плоскостные. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных (барельеф – изображение выступает на 1/3 из плоскости).
В мезолите (10 – 7 т.л. до н.э.) осуществляется переход от охоты и собирательства к земледелию и животноводству у большинства народов Европы. Это век имён и обозначений человека. Появляется декоративно-прикладное искусство, женские украшения. К концу мезолита женщина изобрела глиняный горшок, начинается обжиг глины. С керамикой связано появление орнамента. Посуда украшена обобщенными изображениями (к примеру, ломаная линия – вода, ромб - четыре стороны света).
В неолите (6-4 т.л. до н.э.) продолжает развиваться земледелие и скотоводство. Человек научился прясть и ткать, строить жилье. Жильем стали хижины, сделанные из кольев, глины и хвороста͵ покрытые тростником или соломой.
Больших успехов достигает зодчество. В конце неолита и в бронзовом веке (4 – 3 тыс. до н.э.) возникают архитектурные религиозные сооружения. Их называют мегалитическими, ᴛ.ᴇ. сделанными из огромных камней. Это менгиры, кромлехи и дольмены. Менгиры – отдельно стоящие каменные столбы высотой до 20 м. На побережье Нормандии сохранилась аллея менгиров (это Северная Франция, гл. город – Руан). Менгиры являются символами религиозных представлений, увековечивают какое-либо историческое событие. Группы менгиров, расположенные по кругу, называются кромлехами. Кромлехи в Скандинавии, во Франции и в Англии служили для совещательных собраний и для религиозных действий. Один из самых известных кромлехов – Стоунхендж, храм солнца на юге Англии. Дольмены - ϶ᴛᴏ каменные погребения в виде огромного ящика: четыре гигантских камня по сторонам и сверху пятый. Дольмены обнаружены в Швеции, Англии, Ирландии, Дании, России.
Читайте также
- Синкретизм – важнейшая характеристика первобытной культуры. Возникновение первобытного искусства.
Синкретизм является ключевым понятием для понимания первобытной культуры.
На раннем этапе развития человеческой культуры ярко выражена нерасчленённость, слитность человека и природы. HOMO SAPIENS, как будто, представляет весь окружающий его мир из родственных частей, так же... [читать подробенее]
- Характеристика первобытной культуры.
Первобытная культура.
Древние культуры и цивилизации
1. Основные черты первобытной культуры: религиозные верования, первобытное искусство.
2. Достижения и особенности культуры Древнего Египта.
3. Достижения и особенности культуры Месопотамии.В истории... [читать подробенее]