Щелинский В.Е. Исследование Каповой пещеры (к методике изучения первобытных пещерных святилищ)
К содержанию 202-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
Среди пещерных археологических памятников по праву выделяются памятники особого типа, условно называемые пещерными святилищами первобытного человека. Одно из них, датируемое эпохой верхнего палеолита, связано с известной Каповой (Шульган-Таш) пещерой. Пещера эта находится в Башкирии на западном склоне Южного Урала в долине р. Белой, в 200 км к югу от города Уфы. Она карстового типа, выработана в сильно дислоцированных известняках девонского и каменноугольного периодов, имеет два этажа. Суммарная длина всех исследованных в ней ходов составляет около 2 км.
Каповая пещера является многоплановым и специфическим археологическим памятником, отличающимся сложной структурой. По отношению к нему, на наш взгляд, вполне применимо понятие природно-археологического комплекса, поскольку археологический материал здесь связан с пещерой, которая в карстоведческом плане признана одной из крупнейших и интереснейших на Урале. Среди многочисленных уральских пещер, по мнению известного геолога Г. В. Вахрушева, именно Каповая является наиболее подходящим местом для организации пещерного научного стационара с целью изучения «многих теоретических и практических вопросов, связанных с карстом» . Однако для нас Каповая пещера интересна прежде всего как археологический памятник и при этом весьма своеобразный. Своеобразие его заключается в том, что первостепенное научное значение здесь имеют проявления не материальной, а духовной культуры прошлого: произведения изобразительного творчества первобытного человека в виде наскальной пещерной палеолитической живописи, размещенной в труднодоступных местах в глубине пещеры. Остатки же материальной культуры в данном случае играют вспомогательную роль, в контексте изучения настенной живописи этого памятника.
Напомним, что живопись в пещере была открыта и предварительно описана в 1959 г. зоологом А. В. Рюминым, а затем в течение многих лет изучалась О. Н. Бадером . Анализируя более чем три десятка красочных рисунков пещеры (реалистических изображений зверей и стилизованных изображений геометрического характера), О. Н. Бадер пришел к выводу, что все они выполнены однородной красной краской (охрой). Каждая из фигур наносилась на стены отдельно «без видимой связи и не одновременно с другими на протяжении какого-то сравнительно небольшого отрезка времени». Живопись пещеры исследователь сопоставил с монохромной силуэтной живописью палеолитических пещер Южной Франции и датировал ее ранним мадленом. Вместе с тем он подчеркивал своеобразие содержания, стиля и техники и приблизительность предложений им датировки для рисунков этой пещеры .
Таким образом, основной комплекс проблем дальнейшего изучения Каповой пещеры связан с необходимостью уточнения датировки и археолого-культурной специфики всего пещерного святилища и его живописи. Решение этих сложных проблем, на наш взгляд, зависит прежде всего от проведения в пещере новых археологических раскопок и скрупулезных типологических исследований настенных красочных изображений, а также более целенаправленных работ геоморфологического и геологического профиля на основе современных методов. При этом ясно, что осуществление указанной программы в необычных условиях — в глубине темных пещерных пространств — не может не придавать ей некоторых особенностей.
Исключительно важное значение имеет составление подробного плана пещеры, без которого невозможны какие-либо серьезные исследования. Сделать это пытались многие спелеологи, но особенно велика заслуга карстово-спелеологической экспедиции Башкирского университета, возглавляемой Е. Д. Богдановичем и И. К. Кудряшовым, которой впервые удалось выполнить серию вертикальных разрезов и составить план значительной части пещеры . Мы продолжили съемочные работы и в настоящее время подготовили более детальный план пещеры и ее ближайших окрестностей . Однако изготовление общего подробного плана Каповой пещеры нельзя считать законченным, работа осложняется гигантскими размерами последней. Кроме того, видимо, целесообразно отразить на плане, помимо конфигурации полостей и этажности пещеры, ее геоморфологические уровни более низкого порядка. Выявление последних представляется необходимым для точной увязки этапов формирования пещеры с образованием береговых террас реки, на которой она располагается. К сожалению, надежных сведений по геоморфологии пещеры и речным террасам все еще недостаточно. Вследствие этого остается пока не выясненным и возраст пещеры, хотя делались попытки решения данного вопроса .
Вероятность глубокой древности многих полостей Каповой пещеры усложняет задачу геологической датировки заключенного в ней археологического комплекса, явно более молодого по сравнению с возрастом памятника. В этой связи, как нам представляется, весьма важно последовательное всестороннее геолого-археологическое изучение рыхлых отложений в отдельных галереях и залах пещеры. Разумеется, что в первую очередь необходимо исследовать залы, содержащие настенные рисунки. Некоторые попытки в этом отношении уже предпринимались в начале 60-х годов О. Н. Бадером совместно с геологами В. А. Лидером и А. Г. Цибулькиным. К сожалению, результаты их работ не получили отражения в печати. Раскопки проводились в двух залах на обоих этажах пещеры, а раскопы ставились у стен залов непосредственно под рисунками. Так предполагалось подтвердить палеолитический возраст последних. Однако культурный слой не был обнаружен. В раскопах на разных уровнях были зафиксированы лишь уголь, единичные кости и тонкие известняковые плитки, обкапанные красной краской. Находки эти тем не менее были отнесены к палеолиту и связывались с приходом человека в пещеру делать рисунки . Это заключение трудно признать методически оправданным, поскольку ни отмеченные выше находки, ни пещерные отложения, включающие их, сами по себе еще не указывают именно на палеолитическое время их образования и накопления. И конечно же, без радиоуглеродного датирования и результатов других анализов они ни в коей мере не могут служить доказательством палеолитического возраста настенных рисунков.
Наши раскопки в пещере явились продолжением работ О. Н. Бадера. Они были начаты на первом этаже в зале Знаков, расположенном в 160 м от входа в пещеру, сначала разведочным шурфом, а затем раскопом. Раскоп был поставлен вблизи от мест прежних раскопок, но не у стен, где отложения чаще всего бывают размыты и смешанные, а на некотором расстоянии от них. Для этого был выбран ровный и приподнятый участок пола без следов современного размыва (рис. 1). Именно здесь, как показали раскопки, сохранилась наиболее полная колонка пещерных отложений мощностью около 3,5 м и в них нам удалось открыть (впервые для пещеры) непереотложенный культурный слой несомненно верхнепалеолитического времени. Надо сказать, что отложения, вскрытые раскопом, хорошо стратифицированы. Культурный слой залегает на глубине 0,5 м от поверхности (рис. 2). Учитывая опорный характер данного разреза отложений пещеры, на нем начаты комплексные исследования: палинологические, палеомагнитные и др. Первые результаты выполненных анализов оказались исключительно интересными и дали возможность уточнить геологическую и абсолютную датировку обнаруженного культурного слоя .
Изучение слоя в глубине пещеры требует особенно тщательной его расчистки, фиксации находок на планах и обязательной полной промывки заполнителя слоя на мелких ситах вне пещеры. Применение этой методики позволило выявить в слое, в общем-то довольно бедном находками, наряду с костными остатками ископаемых животных весьма выразительный комплекс разнообразных культурных остатков (всего около 200 предметов), состоящий из каменных изделий, единичных костяных орудий, мелких украшений и других любопытных находок. Обнаружена в культурном слое и охра нескольких оттенков, причем не только в виде окрашенности суглинка, но и кусочками до 2 см в поперечнике. При этом бросается в глаза сходство ее с охрой, которой выполнены рисунки на стенах пещеры. Другой исключительно важной находкой, свидетельствующей о хронологической близости культурного слоя с настенной живописью, является отпавшая в древности от стены небольшая глыба известняка, на которой сохранились остатки небольшого красочного изображения в виде контурного рисунка, по-видимому, мамонта, близкого изображениям на стенах пещеры. Таким образом, открытие в Каповой пещере культурного слоя имеет принципиально важное методическое значение для характеристики и понимания сущности изучаемого памятника. Наличие в этом слое охры и красочного рисунка на глыбе известняка, в общем таких же, как на стенах пещеры, а также само расположение культурного слоя в непосредственной близости от настенных рисунков позволяют прямо увязывать его с живописью пещеры и признать эти два явления в определенной мере синхронными и связанными между собой.
Рис. 1. Каповая пещера. Раскопки в зале Знаков
Коротко остановимся на некоторых общих методических аспектах исследования живописи Каповой пещеры. В основе ее изучения, как и любых других подобных красочных изображений, в культурно-хронологическом ли плане, в социальном аспекте или в искусствоведческой плоскости лежит прежде всего детальное описание, типологический и стилистический анализ изображений. Ввиду этого в начале исследования большое значение приобретают два методических момента. Во-первых, это необходимость правильного «прочтения» деталей формы рисунков. И во-вторых, изготовление максимально точных копий изображений, как делаемых от руки, так и фотографических, которые в сочетании должны дать полное представление об оригиналах. Такие работы, начатые О. Н. Бадером, мы считаем целесообразным продолжить, ибо это нужно не только для углубления анализа каповой живописи, но и для ее популяризации. При этом приходится учитывать, что информативная значимость красочных изображений пещеры в настоящее время различна. Это связано с разной степенью их сохранности. Хуже сохранились те из них, которые в древности не были перекрыты натечной кальцитовой коркой, в ряде случаев защищавшей краску от размыва водой, стекающей по стенам. Некоторые из таких изображений сильно повреждены, а отдельные детали на них едва видны или совсем утрачены. Документация последних особенно затруднена, требует значительных усилий и мастерства художников и фотографов. Кроме того, часть рисунков все еще остается не расчищенной от толстого (до 5—6 см) слоя кальцитового натека, полностью маскирующего изображения. Очевидно, их типологическому изучению должна предшествовать реставрационная работа квалифицированных реставраторов.
Поскольку красочные изображения располагаются в разных залах и на обоих этажах пещеры, естественно, нет уверенности в их одновременности. Можно даже предположить, что они образуют определенную хронологическую последовательность, сохраняя при этом ряд общих стилистических черт. Чтобы как-то приблизиться к установлению точной хронологии каповой живописи, понять ее содержание и смысл размещения в разных местах пещерного пространства, мы пытаемся сейчас выявить все достаточно видимые невооруженным глазом красочные изображения и нанести их в одном масштабе на специальные планы. Интересно, что даже одно это позволяет констатировать наличие определенных закономерностей в распределении рисунков в пещере — относительно крупными группами по 4 и более изображений в каждой, малыми группами по 2—3 изображения и единичными изображениями. При этом рисунки отдельных группировок различаются по сюжетам и некоторым стилистическим особенностям исполнения фигур.
В заключение следует сказать о том, что в недалеком будущем Каповая пещера будет превращена в природно-археологический музей, открытый, хотя и в ограниченной мере, для посетителей. Это обстоятельство выдвигает дополнительные методические требования к полевым работам на памятнике. Потребовалось, в частности, изучение микроклимата и гидрологии пещеры, в результате чего получены первые наблюдения, касающиеся температурного режима, установлена предварительная схема воздухообмена и прослежены вероятные источники обводнения пещеры . Дальнейшее накопление и обобщение этих сведений даст возможность выработать рекомендации для ликвидации в ней избыточной сырости. Без осуществления указанных технических подготовительных работ крайне необходимые уже сейчас реставрация и консервация настенных рисунков пещеры могут оказаться малоэффективными.
К содержанию 202-го выпуска Кратких сообщений Института археологии
В этот день:
Дни рождения
1846 Родился Гастон Масперо — французский египтолог, командор ордена Почётного легиона, исследователь тайника с царскими мумиями в Дейр эль-Бахри.
Дни смерти
1887 Умер Лудольф Эдуардович Стефани — российский филолог и археолог, хранитель Отделения классических древностей Эрмитажа.
1958 Умер Михаил Яковлевич Рудинский — украинский и советский археолог, доктор исторических наук, основатель Полтавского краеведческого музея.
Свежие записи
arheologija.ru
Древние художники. Первобытное искусство. Пещера Ласко.
Открытие древних пещерных художественных галерей потрясло мир. Первой обнаружили пещеру Ласко с картинами возрастом 17 000 лет. Затем были находки в Коске — им 28 000 лет. Но открытие в 1994 г. пещеры Шове на юге Франции позволило по-новому взглянуть на творения художественного гения человечества.
Древние художники
Около 200 пещер на юге Франции и на севере Испании были украшены рисунками и рельефами, большинство из которых относится к периоду между 20 000 и 10 000 гг. до н.э. Эта одна из самых близких нам по времени культур была названа мадленской по пещере Ла-Мадлен (Франция). Это был единственный период в истории, кроме нашего, когда люди так глубоко проникали под землю: добираться до пещер надо около часа. На рисунках изображены животные (лошади, бизоны, бараны, мамонты, носороги, кошачьи). Изображения расположены в строгом порядке, их последовательность не является случайной; очевидно, что пещеры служили святилищами, сакральное значение которых нам неизвестно. Там также найдены многочисленные рисунки абстрактных символов. Некоторые находки позволяют говорить о местах совершения обрядов (очаги, жертвенники и т.д.).
Пещера Ласко
Пещера Ласко (департамент Дордонь, Франция) обнаружена в 1940 г. Четырьмя школьниками. Вскоре её закрыли для посетителей, так как присутствие большого количества людей изменило состав воздуха в пещере и вызвало повреждение рисунков. С 1983 г. Была открыта точная копия пещеры Ласко, надо было понять, как древние мастера рисовали, откуда брали краски, чем их наносили.
Наскальный рисунок пещеры Ласко
Художники и археологи работали бок о бок. Учёные рылись в земле в поисках охры (красной смеси гидроксидов железа и марганца), гематита, угля и цветной глины – сырья, растирая которое, древние получали свои краски. Экспериментируя, современные художники-реставраторы наносили их на камень пальцами, кусочками меха, пучками травы или порошком, выдуваемых из соломинок. Как и предки, они работали при колеблющемся свете горевшего в пещере огня.
Похожее
yznaj-ka.ru
Игнатьевская пещера -древнейшая картинная галерея первобытного человека
Новости: в районе Игнатьевской пещеры Челябинские спелеологи сделали крупнейшее открытие за последние 40 лет. Подробно здесь
Самая уникальная пещера вЧелябинской области - это известная всем пещера Игнатьевская. Она расположена на правом берегу реки Сим в 7 км вниз по течению от деревни Серпиевка Катав-Ивановского района. Является вместилищем картинной галереи древних людей эпохи палеолита (14,5 тысяч лет). В 1949 году по рекомендации археолога К.В. Сальникова объявлена памятником археологии. В 1961 году объявлена памятником природы областного значения. В 1995 году включена в "Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Подобных пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России только три: Капова в Башкирии, Игнатьевская и Колокольная у дер. Серпиевка в Челябинской области.
С этой пещерой связано множество легенд и преданий. Согласно одной из них здесь долгое время жил старец, отшельник Игнатий - по его имени и названа пещера. Здесь же он умер и был похоронен. Вокруг этой личности ходило немало легенд. По одной из них, это был не кто иной, как император Александр I, сменивший славу мира сего на тяжкий крест странничества. Другая легенда утверждает, что этот старец был никто иной, как великий князь Константин Павлович – брат российских царей Александра I и Николая I, в последние годы жизни предпочитавший уединение.
Но не этими легендами и преданиями знаменита сегодня Игнатьевская пещера. Славу пещере принесла одна из древнейших "картинных галерей" человека. В 1980г. группа археологов совершила здесь сенсационное открытие - в дальней части пещеры на стенах и потолке были обнаружены рисунки первобытных людей. Считается, что рисунки в пещере сделаны почти 14 тысяч лет назад, их около 40 групп. Это вполне реалистические изображения быка, мамонта, других животных и нерасшифрованные пока геометрические символы. В эпоху палеолита, древний человек использовал ее как святилище, храм.
Игнатьевская пещера пользуется огромной популярностью среди местных жителей, а также туристов и экскурсантов других регионов России. Ее неоднократно посещали ученые-специалисты, археологи других стран мира. В 1961г. была объявлена памятником природы, а в 1994г. пещера Игнатиевская была включена в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
Игнатьевская пещера сухая, удобная для посещения. Из аркообразного входного грота внутрь ведёт широкий, но низкий вход. Из него попадаете в главную галерею Столба, длиной более 130 метров, которая приводит в грот Столба из которого можно попасть в дальний грот на "втором этаже" называемым "Кельей старца Игнатия.
Рекорды Игнатьевской пещеры
Самая посещаемая пещера - Игнатьевская. За год ее посещает около 1,5-2 тысяч человек с экскурсионными и исследовательскими целями. Самое большое число имен - имеет пещера Игнатьевская. За 236 лет (1762 года) в различных литературных источниках различных авторов она получила 14 имен: "пещера на реке Сим" (Рычков, 1762 г.) '*пещера в горе Ямазе-таммаге-таш (Паллас,1770г.) пещера "Игнатиевская"(Чернышов, 1889 г.) "Игнатовская" (Чекан, 1899 г.) "Игнатьева" (Агров, 1915 г.) пещера "Игнатьева" (Клер, 1938 г.), "Ближняя пещера", "Серпиевская пещера" (Лялицкая, 1938 г.) пещера "Ямазы-Таш" (Бадер, 1960 г.), а также "Игната", "Симская", "Дальняя", "Серпиевская".... Самая академическая пещера - Игнатьевская. За 236 лет со дня ее первого исследования в ней побывали, изучали и описывали в своих работах академики, члены-корреспонденты, доктора и кандидаты наук различных направлений и не только России, но и других стран: Франции, Англии, Германии, Финляндии, Эстонии... Самая первая литературная публикация - это книга П.И.Рычкова «Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии сочиненное коллежским советником и Имперской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым.» Она была написана в 1755 году и послана в Санкт-Петербург М.В. Ломоносову, который похвально отозвался о ней и рекомендовал к изданию. Книга вышла в 1762 году и в ней были описаны 3 пещеры нашей области (на реке Сим - ныне Игнатьевская, на реке Увелька -Казачий стан и Притон). Самое первое упоминание за рубежом - о пещере Игнатьевской и других пещерах Южного Урала приведено в изданной на немецком языке в Германии книге «Geograf. Beschreib. Russ Reich» написана И.И. Георги - участником 2-го Оренбургского отряда Академической экспедиции И.П.Фалька (а после смерти Фалька его руководителем). Книга издана в 70-90 годах восемнадцатого столетия. Точная дата издания неизвестна. Самая первая научная публикация за рубежом - статья В.Т.Петрина и В.Н.Широкова "Die ignatievka H?hle (Ural). Jungpal?oliticshe h?hlenbilder und einge aspekte ihrer interpretation" ("Игнатиевская пещера (Урал). Раннепалеолитические пещерные изображения и некоторые аспекты их интерпритации"). Эта статья помещена в книге "Две новые раннепалеолитические украшении пещеры в Южной Франции и на Урале" и отдельным оттиском из ежегодника романо-германского центрального музея в г. Майнце. Издана в г. Майнце (Германия, 1991 г.) В 1997 году в Германии вышла большая монография известного французкого ученого-спелеолога по пещерной живописи Мишеля Лорбланше "Пещерное искуство", где упоминается Игнатьевская пещера, и помещено несколько цветных фото древних рисунков из нее. Самая первая монография об Игнатьевской пещере - подготовлена В.Т. Петриным и называется "Палеолитическое святилище в Игнатьевской пещере на Южном Урале". Она вышла в свет в восточном отделении издательства "Наука", г.Новосибирск, тираж 600 экз. В монографии 206 страниц текста с рисунками и схемами, фотографиями, приложениями и большим списком библиографии. Самая популярная в литературе пещера - Игнатьевская. О ней написано и упоминается в нескольких сотнях книг, статей, различных научных работах, газетных и журнальных публикациях. Этой знаменитой пещере посвящены песни, стихи и написаны даже целые поэмы, снято несколько видеофильмов. Самый первый топографический план - был сделан в Игнатьевской пещере летом 1912 года известным российским археологом палеонтологом С.И.Руденко. Для съемки плана пещеры им были использованы: буссоль Шмалькальдера, десятиметровая рулетка, большой с отвесом транспортир для нивелирования. В составе топосъемочной группы были: сам Руденко, его брат А.И. Руденко и Б.Г. Крыжановский. Здесь же впервые в мировой практике, С.И.Руденко применил для измерения высоты потолков галерей и гротов наполненные водородом обыкновенные воздушные резиновые шарики. Самая первая микроклиматическая съемка - была осуществлена в пещере Игнатьевской С.И. Руденко. Для этого он использовал такие приборы как два больших анероида с двумя термометрами-пращами и психрометр Ассмана. Им был составлен температурный профиль пещеры, определена относительная влажность в различных участках подземной полости, давление воздуха и направление воздушных потоков. Самое первое комплексное изучение пещеры - провел сам С.И. Руденко летом 1912 года. Помимо съемки довольно точного топоплана пещеры, он сделал ее подробное описание, произвел микроклиматические и гидрогеологические наблюдения, уделил внимание геологии местности и самой пещеры, зафиксировал наличие флоры и фауны в пещере, сделал археологический раскоп и сбор палеонтологического материала, фотографирование пещеры. Собранная им информация была сведена в единый научный очерк-работу "Лаклинская и Игнатьева пещеры Южного Урала". Этот очерк был иллюстрирован двумя планами и профилями
uskaz.ru
Первобытное творчество в пещере Шове
Первобытное творчество в пещере Шове Европа,Путешествия
В пещере Шове есть самые ранние из наскальных рисунков. Она была открыта в 1994 году, до сих пор пещера считается одной из самых значительных галерей первобытного искусства.Когда завершился ледниковый период, на этапе палеолита, человек начал расселяться по всей планете. Так древние люди добрались и до будущей Франции, оставив здесь массу признаков своего пребывания – кости и рисунки. В пещере Шове мягкий глиняный пол, который сам по себе тоже очень интересен. В нем остались вмятины от могучих лап древних животных, многие из которых уже вымерли.Впервые эта пещера была исследована 18 декабря в 1994 году. Название пещеры произошло от имени одного из трех изучавших ее спелеологов — Элиэтт Дешам, Жан-Мари Шове и Кристиан.На стенах пещеры были найдены интересные и нехарактерные по качеству для первобытных людей рисунки. Если верить анализам, большая часть наскальных рисунков была создана 30-32 тысячи лет назад. Люди более поздней эпохи почти не оставляли следов своего пребывания, кроме пятен от дыма факелов и остатков древних очагов.Вплоть до 1994 года пещера Шове стояла нетронутой. Оставленные тут отпечатки лап, свидетельствуют о том, что долгое время пещера служила берлогой бурому мишке. В пещере полно окаменелых останков животных — череп медведя и горного козла с сохранившимися красивыми рогами.Древние люди с охотой зарисовывали увиденных ими древних животных. В пещере найдены изображения тринадцати различных видов животных, некоторые из них не оставили после себя никаких свидетельств, кроме зарисовок в пещере Шове.Как правило, в период палеолита древние люди изображали сцены охоты на лошадей, оленей, коров и так далее. Стены пещеры Шове порывают изображения хищников – львов, гиен, пантер, сов.Есть тут рисунок, на котором изображен носорог. Рисунков с людьми практически нет. Кое-где встречаются лишь химероподобные фигуры, к примеру, мужчина с головой зубра.Интересно, что художники пещеры Шове использовали методы, неприменимые нигде более. Перед нанесением рисунка стены выскабливали и разравнивали. Есть тут и трехмерные изображения, выполненные посредством углубления рисунка в горную породу. Это особенно хорошо видно, если навести на рисунки свет фонаря.
Всемирно известная пещера Тешик-Таш (Дырявый камень) находится на высоте около 1500 м над уровнем моря в горах Байсунтау на севере Сурхандарьинской области. В этой пещере в 1938—39 годах археолог Алексей Павлович Окладников совершил сенсационное открытие стоянки первобытной мустьерской культуры и погребения с остатками скелета (череп и некоторые кости) ребёнка-неандертальца 8—9 лет. Захоронение было окружено рогами горных козлов, вкопанными в землю, что, возможно, свидетельствует о существовании религиозно-ритуальных культов у неандертальцев.
По результатам исследований Окладников писал: «Дальнейшие раскопки выяснили неожиданную и поистине потрясающую картину, подобной которой не видел еще ни один исследователь: вокруг черепа мустьерского человека когда-то в строгом порядке, явно по определенному плану в виде круга, расставлены были рога горного козла. Это неопровержимо свидетельствовало о том, что здесь был уже разум, логический план действий, целый мир представлений, который стоял за этим действием».
Череп, обнаруженный в Тешик-Таше, довольно велик (1490 куб. см), характерный для неандертальцев надглазничный валик не слишком развит, виден выступающий нос, а подбородок, как обычно у неандертальцев, отсутствует. Знаменитый антрополог М.М. Герасимов полностью реконструировал облик ребенка из Тешик-Таша. Череп, по его словам, «значительно больше, мощнее современного черепа ребенка этого же возраста. Величина надбровья превосходит степень его развития у современного взрослого человека. Лоб покатый. Голова большая, тяжелая, особенно в лицевой ее части, рост небольшой, торс длинный. Ему всего 9-10 лет, а выглядит он старше своего возраста. Эта диспропорция в размерах головы и фигуры сочетается с очень сильными плечами и своеобразной сутулостью всей верхней части торса. Руки очень сильные. Ноги короткие, мускулистые. Весь этот комплекс признаков типичен для неандертальских форм».
Первоначально считалось, что останки принадлежат мальчику и его ставшее знаменитым изображение разошлось по всему миру, по всем журналам и учебникам. Однако согласно более поздним исследованиям, было установлено, что скелет принадлежит девочке.
В культурных слоях пещеры (до 1,5 м) найдены кости дикой лошади, горного козла, оленя, медведя и других животных, на которых охотились обитатели стоянки. Ценными находками стали многочисленные каменные изделия (например, дисковидные нуклеусы, скрёбла).
По строению ДНК, которую недавно удалось извлечь из костей тешик-ташского ребенка, он сближается не с представителями вида Homo sapiens, а с неандертальцами. Вероятно, неандертальский вид возник на территории Европы. Часть неандертальцев могла откочевать в Азию сравнительно рано, когда специализированные формы, представленные человеком из Ля-Шапель-о-Сен (Франция), еще не сформировались.
Наскальные рисунки Зараутсая
К настоящему времени на территории Узбекистана обнаружено свыше 150 объектов с наскальными рисунками. Самым древним из этих уникальных памятников считается Зараутсайская наскальная живопись. Ущелье Зараутсай находится в юго-западных отрогах Гиссарского хребта в Шерабадском районе на западе Сурхандарьинской области. Здесь в 1912 году были обнаружены гроты с наскальной живописью, относящейся к XII—VIII тысячелетиям до нашей эры. Со временем они стали известными всему миру. Первые детальные исследования рисунков были проведены Г.В.Парфеновым в 1940-45 гг. На рисунках изображены люди, охотящиеся на быка и других животных, ритуальные обряды в честь охоты и многое другое.
До настоящего времени в гротах ущелья Зараутсай сохранилось более 40 рисунков. Их уникальность состоит в том, что человек каменного века впервые запечатлел то, что его волнует, чем он живет. С помощью краски из охры он нарисовал на камне себя и себе подобных, стараясь передать свои чувства и переживания по поводу предстоящего события — охоты. Это была одна из первых попыток древних людей сохранить и передать важную информацию другим. Не будет преувеличением сказать, что зараутсайские охотники были своеобразными летописцами каменного века.
Наскальные росписи в пещере Зараутсай стоят в одном ряду с прекрасными по выразительности образцами первобытного искусства, найденных в пещерах Кастильо, Альтамира, Ляско, Фон-де-Гом (Франция, Испания), Каповой пещере и Шишкинской писанице на берегу реки Лены (Россия), обнаруженных в конце XIX-XX вв. Эти знаменитые древнейшие памятники изобразительного искусства не только представляют собою изумительные по реализму произведения примитивного искусства, изображающие бизонов и мамонтов, лошадей и быков, служивших основными объектами охоты и жизнеобеспечения первобытного человека, но и позволяют впервые заглянуть в духовный мир наших далеких предков.
На рисунках в пещере Зараутсай четко различаются человеческие фигурки в капюшонах, забрасывающие копьями дикого быка. Рядом в движении джейраны, сайгаки, горные волки. И вот что поразительно: уже в то время рядом с человеком - собака. Порою на одно изображение наложено другое, значительно более позднего происхождения. Как утверждают специалисты, изображения наносились на скалы, покрытые так называемым "пустынным загаром" - пожелтевшим от времени известковым раствором. Расположены они на высоте человеческого роста на изгибе стен к потолку размерами от 5 до 15 сантиметров. Краской служила растертая на животном жире охра, которой богат Зараутсай, палитра - от красно-коричневой до лиловатой, оттененная желто-бежевым фоном.
К сожалению, уникальные наскальные рисунки Зараутсая находятся под угрозой исчезновения. Их не спасли ни отдаленность от населенных пунктов, ни труднодоступность. "Автографы" экскурсантов, ветровая эрозия, влажность делают свое беспощадное дело. Так, если в 1940-45 гг. ученый Г.Парфенов выявил в ущелье Зараутсай 27 гротов с более чем 200 изображениями, то в 2001 году узбекский археолог М.Хужанаров уже находит лишь 8 гротов и около 40 изображений. Давно раздавались голоса о необходимости защиты памятника. И вот в 2003 году группа энтузиастов под руководством Абдуллы Холмирзаева от слов перешла к делу – был создан общественный центр "Зараутсой" по изучению и охране Зараутсайского археологического памятника. На базе этого центра стартовал проект «Создание условий для экотуризма на территории памятника Зараутсай», получивший грант от Общественного фонда при Олий Мажлисе (Парламенте) Республики Узбекистан.
В настоящее время ведутся работы по консервации наскальных рисунков Зараутсая и сохранению их как национальной культурной ценности. Ведётся работа по подготовке к номинации в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Истинное значение и ценность этого памятника древности неизмеримо высоки, ибо он наглядно свидетельствует о том, что территория Узбекистана является одним из очагов цивилизации человечества.
При подготовке статьи использованы материалы издания «Народное слово» и http://www.ut.uz, http://www.pv.uz