История Древнего мира. Тест "Первобытные собиратели и охотники". Первобытные собиратели
История. Первобытные собиратели и охотники
Образование 16 октября 2017
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
Видео по теме
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
лошади;
олени;
дикие козы;
пещерные медведи;
шерстистые носороги;
мамонты.
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.
Источник: fb.ru
Комментарии
Идёт загрузка...
Похожие материалы
Автомобили "Бугатти": страна-производитель, история автомобильного бренда и интересные факты
В нашем мире хватает громких и известных брендов. В автомобильной среде таких марок с каждым днем все меньше. «Бугатти» - одна из таких. За свою более чем вековую историю фирма удивляла мир множество раз. ...
Автомобили 433360 ЗИЛ: общие сведения, история, техническая характеристика и стоимость автомобиля
В данной статье пойдет речь про довольно известный автомобиль серии ЗИЛ – 433360. Мы коснемся немного истории создания этого автомобиля, потом поговорим о технических характеристиках и закончим статью разговором...
Автомобили История "Мерседес-Бенц" и интересные факты
История “Мерседес”, одной из самых популярных и крупных автомобилестроительных компаний, полна интересных фактов. Она очень богата и начинается еще с конца XIX века. Что ж, стоит вкратце рассказать о наибо...
Автомобили Mercedes W123 - история легендарного кузова и одного из самых ярких автомобилей 80-х
Mercedes W123 – это семейство легковых автомобилей немецкого производства, которое относится к Е-классу. То есть к бизнес-сегменту, если выражаться иначе. В свет выпускались эти машины начиная с 1976-го по 1985-...
Автомобили Что такое круиз-контроль в машине? История появления устройства и преимущества
Многие начинающие автолюбители задаются вопросом: «Что такое круиз- контроль в машине?» Можно сказать, это неотъемлемая черта современного автомобиля. Без него долгие поездки превратились бы для водителя в...
Автомобили "Бугатти Вейрон": история самого мощного и скоростного авто
Самым быстрым и мощным, а следовательно, и дорогим на планете автомобилем, чья эксплуатация разрешена на всех общественных магистралях, является "Бугатти Вейрон". Это авто названо в честь легендарного гонщика Пьера Ве...
Бизнес Сочинский мясокомбинат: история производства, описание и отзывы
Большая часть отечественных мясоперерабатывающих предприятий создана на базе мясокомбинатов СССР. В их число входит и Сочинский мясокомбинат, возраст которого составляет почти 80 лет. На сегодняшний день предприятием ... Бизнес Автомобильный завод АЗЛК: история создания, продукция и интересные факты
Автомобили марки «Москвич» продолжают ездить по дорогам всего бывшего СССР, в то время как завод АЗЛК уже давно официально прекратил свою деятельность. Московский автомобильный завод имени Ленинского Комсо...
Бизнес История "Адидас", структура и деятельность компании
Сегодня вряд ли можно найти человека, которому была бы незнакома продукция компании Adidas, но при этом лишь немногим известна история «Адидас» и то, каким же образом данная фирма стала настолько популярно...
Дом и семья Овчарка пикардийская: история, описание, характер и уход
Овчарка пикардийская - порода французских собак. Представители этого вида могут стать отличными компаньонами, охранниками и пастухами, однако пикардийские псы подойдут далеко не каждому владельцу. Новичкам-заводчикам ...
monateka.com
История Древнего мира. Тест "Первобытные собиратели и охотники"
Первобытные собиратели и охотники
ВАРИАНТ 1
1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:
а) Северной Америке; б) Южной Австралии;
в) Восточной Африке; г) Западной Европе.
2. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современного и назван учеными:
4. Древнейшие люди жили не в одиночку, а группами, названными учеными:
а) человеческими стадами; б) родовыми общинами;
в) соседскими общинами; г) племенами.
5. С изобретением первобытным человеком лука и стрел более удачной стала охота на:
а) медленно передвигающихся животных; б) мелких и быстро бегающих животных;
в) крупную рыбу; г) сидящих и летающих птиц.
6. 2 миллиона лет назад древнейшие люди охотились на:
а) саблезубых тигров и пещерных медведей; б) зайцев и куниц;
в) быстроногих антилоп и зебр; г) лошадей и оленей.
7. С изобретением копья с каменным наконечником и гарпуна важнейшими занятиями первобытных людей становились:
а) земледелие; в) ремесло;
б) охота; г) рыболовство.
8. Древнейшие люди общались друг с другом при помощи:
а) слов; в) рисунков;
б) жестов; г) разнообразных звуков.
9. Выжить суровыми и морозными зимами первобытному человеку помогло:
а) умение пользоваться огнем;
б) умение строить землянки из глины;
в) использование пещер для жилья;
г) умение запасать продукты питания впрок.
10. Первобытные люди считали хранителями домашнего очага:
а) мужчин-охотников; б) женщин-собирательниц;
в) мужчин-воинов; г) вождей родовой общины.
infourok.ru
Первобытные собиратели и охотники Кто такие первобытные
Первобытные собиратели и охотники
Кто такие первобытные люди? Люди, которые жили до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов Как появились первые люди на Земле? Версии (предположения) Человек был создан Богом Человек вышел из мира животных в результате развития земной природы Первые люди были пришельцами из космоса
Когда и где появились первые люди? Северная Америка а оп р Ев Азия Африка Южная Америка Олдовай стр Ав лия а
Когда и где появились первые люди? Олдовайское ущелье Люди выделились из мира животных более 2 миллионов лет назад Самые древние останки, относящиеся к человеку, были найдены ученым Лики в Олдовайском ущелье в Восточной Африке. Следы древних людей
Места обитания древнейших людей Почему первые люди появились в Африке? • теплый климат Африка • богатство животного и растительного мира • Не было защиты от холода Благоприятные условия для жизни первых людей Первые люди появились более 2 млн. лет назад. Они обитали в Африке
Облик древнейшего человека Что было общего у древнейшего человека и человека современного вида? • хождение на двух ногах, прямая походка
Облик древнейшего человека Чем древнейший человек отличался от человека нашего времени? У древнейшего человека: • грубое лицо • приплюснутый нос • уходящий назад лоб • нависающие брови • волосяной покров • отсутствие речи Древнейший человек обладал животными чертами
В чем было главное отличие древнейших людей от животных? Главное отличие древнейших людей от животных – умение изготавливать орудия труда ОРУДИЯ ТРУДА – ТО, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК РАБОТАЕТ Орудия из Олдовая Рубила и скребок Человек умелый (Homo habilis)
Орудия труда Из чего делались орудия труда? из камня из дерева Палка-копалка и дубина Рубило и скребок Подумайте, для чего они предназначались. Орудия труда – предметы, при помощи которых человек добывал себе пищу
Занятия древнейших людей Как древнейшие люди добывали себе пищу? Собирали дикие плоды, ягоды, грибы, съедобные коренья и т. п. собирательство Ловили рыбу рыболовство
Занятия древнейших людей Как древнейшие люди добывали себе пищу? Охотились на диких животных охота
Занятия древнейших людей Занятие, отличающее человека от животных собирательство изготовление орудий труда охота рыболовство
ХОЗЯЙСТВО, ПРИ КОТОРОМ ЧЕЛОВЕК ПОЛЬЗОВАЛСЯ ТЕМ, ЧТО ДАВАЛА ПРИРОДА, НАЗЫВАЕТСЯ ПРИСВАИВАЮЩИМ.
Мог ли древнейший человек прожить в одиночку? Древнейшие люди жили группами. Человеческое стадо – первый коллектив древнейших людей Черты человеческого стада: • было немногочисленно и непостоянно по своему составу • не имело постоянного места поселения. Места, где люди останавливались на некоторое время, назывались стоянками.
Итак. . Что помогало первым людям бороться с трудностями жизни? Древнейшие люди: ª умели изготавливать орудия труда ª жили не в одиночку, а группами ª Овладели огнём
Повторим 1. Когда, по мнению ученых, появились первые люди? Более 2 миллионов лет назад 2. Где найдены останки самых древних людей? В Восточной Африке 3. В чем состояло главное отличие древнейших людей от животных? В умении изготавливать орудия труда 4. Какие основные занятия древнейших людей вы знаете? Собирательство, охота, рыболовство 5. Как ученые называют первый коллектив древнейших людей? Человеческое стадо
Домашнее задание 1. Параграф № 1 прочитать и пересказать. 2. Записать и выучить новые слова, даты, выводы. 3. Написать опорный конспект по презентации.
present5.com
Первобытные собиратели и охотники - Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Задание №2. Впишите недостающие слова
Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.
Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.
Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.
Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.
У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота
Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей
2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека
3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков
Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль
Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных
Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя
Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах
Задание №6. Впишите недостающие слова
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным.
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями
Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов
1. Вот начало рассказа
"Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов..."
Предположите куда и зачем?
Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы
Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты
Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников
2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду
Задание №8. Ответьте на вопросы
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать
Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы
Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя
2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна
Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»
Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире
Задание №11. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли
Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей
По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?
Письмена на стенах пещер, раскопки
2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте
Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать
3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)
На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад
poistorii.ru
Урок «Первобытные собиратели и охотники»
Сценарий урока истории в 5 классе (по ФГОС) для детей с ОВЗ ( III, IVвида)
Тема урока: "Первобытные собиратели и охотники"
Цель урока: составить представление о расселении древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, рассказать, чем занимается, какими орудиями труда пользовался.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Планируемые результаты:
Личностные воспитание интереса к истории как науки, воспитание чувства уважения к собеседнику и его мнению; развитие сотрудничества при работе в парах;
Метапредметные развитие речевых умений ; формирование умений сравнивать и обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, рельефной картой и лентой времени (брайль и веревочной ) , овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, первобытные люди, человеческое стадо.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, рельефная карта, макеты животных ,веревочная «лента времени» , рабочая тетрадь .
Основные понятия, изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.
Технологическая карта
№
п/п
Этап
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
(в мин)
Учитель
Ученик
1
Оргмомент
Уметь организовываться к работе
Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организация рабочего пространства на поверхности стола.
1
2
Проверка домашнего задания
Уметь оценить выполненные задания
Организует отчёт учащихся
Взаимная проверка в парах
2
3
Актуализация опорных знаний
Уметь работать с рельефной картой, лентой времени, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена.
- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.
- Самостоятельно составить задачи по ленте времени понятиями по группам.
-Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика: один работает по Гебольду а другой по Брайлю
Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.
Презентация
7
4
Создание проблемной ситуации
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
Предлагает по описанию двух рисунков сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице на стр. 8 и 9 ( для незрячих предлагается рельефное изображение) и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод.
Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.
Учебник с 8-9
Слайд презентации, рельефное изображение
2
5
Мотивация
Умение ставить учебные цели
Организует обсуждение возникших затруднений. Корректировка цели и задач урока
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
2
6
Изучение нового материала
Работать с новой информацией, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно использовать в речи новые термины
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки
Учебник с11-19
10
7
Зарядка для глаз
Формирование ответственного отношения к своему здоровью
Использует музыкальную презентацию
Индивидуальная программа ( зрительная зарядка)
Презентация
2
8
Первичное применение нового знания
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля
Организует работу по закреплению первичных знаний.
Организует работу по учебнику страница 10-11.Фронтальный опрос.
Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам
Отвечают на вопрос №3 страница 11.
Слайды презентации
3
1
9
Самостоятельная работа в парах
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница : задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 отметить на ленте времени ;
Самостоятельно выполняют задание в рабочим тетрадям . Взаимо- помощь и проверка задания в новой паре, обмениваясь тетрадями.
Рельефная карта
«Африка», веревочная «Лента времени»
6
10
Коллективная работа с доской
Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.
Организует работу по коррекции знаний с картой презентации, повторяя знания по природоведению. Раздаются модели животных Первобытной эпохи .
Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.
Рельефная карта и карта презентации «Территория расселения древнейших людей». Модели животных
5
12
Итог урока
Осуществлять познавательную рефлексию
Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
Задание №12 реши кроссворд
2
13
Инструктаж домашнего задания
Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; пункт 1-3 с. 8-17
Задают вопросы по тексту заданий
2
Все иллюстрации проговариваются и алгоритм работы с картой и рельефными изображениями, макетами. Проговаривается, уточняется правильность зрительного восприятия ( форм, цвета, размера) . При необходимости корректируется .
xn--j1ahfl.xn--p1ai
1. Первобытные собиратели и охотники
Готовая домашняя работа по истории Древнего мира для 5 класса.«История Древнего мира». Годер Г. И.Задания к главе 1. «Первобытные собиратели и охотники».Ответы к заданиям. Контурные карты. Таблицы. Кроссворды.
Задание № 2. Впишите недостающие слова.
Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад. Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги. Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда. Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий. У древнейших людей было два главных способа добывания пищи : собирательство и охота.
Задание № 3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле».
1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей.2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека.3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков.
Задание № 4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени.
Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль.
Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных.
Задание № 5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя.
Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?
Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах.
Задание № 6. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов.
1. Вот начало рассказа (см. рисунок) .
Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов... Предположите куда и зачем.
Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы.
Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты.
Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников.
2. Предположите, куда провалился мамонт (см. рисунок) . Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?
Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду.
Задание № 7. Впишите недостающие слова.
Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем. Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями.
Задание № 8. Ответьте на вопросы.
1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?
В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?
Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими.
3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?
В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать.
Задание № 9. Выполните задание и ответьте на вопросы.
Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?
1. копье 2. гарпунКопье для охоты на зверя, а гарпун для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна.
Задание № 10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд».
Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?
Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире.
Задание № 11. Найдите ошибки.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.
Задание № 12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели».
Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей.
Внимание! Правильные ответы указаны в скобках. По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди (Африка). 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии (лук). 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди (огонь). 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу (охота). 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке (душа). 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди (мамонт). 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники (бизон). 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам (гарпун). 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу (собирательство). Ответ по вертикали: Альтамира
2. Первобытные земледельцы и скотоводы >
30school.ru
История. Первобытные собиратели и охотники
Изучать историю современные школьники начинают в 5-м классе. Первой темой, с которой начинается их знакомство с удивительным миром прошлого, является «Первобытные собиратели и охотники». Это интересный и полезный материал, позволяющий погрузиться в мир примитивных людей и понять особенности жизни и быта.
Древнейшие люди
Древнейшие люди – первобытные собиратели и охотники – появились на планете очень давно. Исследователи полагают, что произошло это более 2 миллионов лет назад. Колыбелью человечества принято считать жаркую Африку, именно здесь были обнаружены первые останки австралопитеков и питекантропов – предков человека разумного. Они выглядели грубовато: приплюснутый нос, тяжелая нижняя челюсть, крупные надбровные дуги.
Благодаря современному компьютерному моделированию удалось восстановить их приблизительный внешний облик по черепу, поэтому исследователи уверяют, что эти люди весьма смахивали на обезьян. Они еще не имели полностью прямой походки, обладали длинными верхними конечностями. Однако от обезьян их отличало умение делать и применять орудия труда. Эти древние люди жили большими группами, которые принято именовать праобщинами, вели полуоседлый образ жизни, кочуя в поисках пищи и останавливаясь на продолжительные стоянки. Основные источники пищи – охота и собирательство.
Охота и собирательство – что это?
В истории первобытные собиратели и охотники сыграли важнейшую роль, хотя эти способы добычи пропитания еще мало чем отличали их от представителей животного мира. Так, древние люди собирали коренья, плоды и семена деревьев, ягоды, улиток, яйца птиц. Охота помогала им добыть мясо. Однако уже на ранних этапах развития человечества наши далекие предки сумели подчинить огонь, который тщательно оберегался членами племени. На нем стали готовить пищу, которая оказалась намного вкуснее сырой. Огонь помогал согреться, отпугивал диких животных и мошкару.
Итак, первыми отличиями первобытных охотников и собирателей от животных стали:
использование примитивных орудий труда;
овладение огнем.
И пусть наши далекие предки еще не умели самостоятельно разводить огонь, но все равно его использование стало важнейшим шагом на пути развития цивилизации.
На пути эволюции
С течением времени первобытные люди – охотники и собиратели – развивались, научились добывать огонь, овладели навыками примитивной речи, покинули территорию знойной Африки и расселились по Европе и Азии. Появлялись новые, более совершенные орудия труда, люди стали изготавливать одежду из шкур убитых животных, строить дома: землянки или шалаши из веток и костей.
Усовершенствовались и орудия труда. Так, копье из дерева сменилось более мощным вариантом – оружием с каменным наконечником, который привязывался к древку при помощи лианы или растения, это наделяло древнего охотника существенным преимуществом перед диким животным. Потом люди изобрели лук и стрелы, позволяющие убивать зверей с дальнего расстояния, а использование гарпуна дало возможность насладиться вкусом рыбы.
Добычей нередко становились следующие представители фауны:
Охота стала коллективной, люди поняли, что совместными усилиями проще и безопаснее получить богатую добычу, чем действуя в одиночку, поэтому стали загонять животных в болота или к оврагам и забивать.
Первые общины
На уроках истории в 5 классе первобытные собиратели и охотники изучаются в своем развитии. Так, учителя рассказывают школьникам, что люди постепенно становились все более похожими на наших современников, причем как по внешнему виду, так и по особенностям жизни и быта. Человечество сплачивается, переходя на следующую после стада ступень – родовую общину. Ее отличали несколько черт:
Наличие родственных связей.
Четкая внутренняя иерархия.
Общность жилища, пищи, запасов.
Совместная охота, собирательство и забота о потомстве.
Нередко родовые общины вступали в конфликт друг с другом. Ученые полагают, что могла иметь место и кровная месть, когда за убийство своего члена мстила вся община.
Распределение ролей
Первобытная родовая община отличалась тем, что за каждым ее членом были закреплены определенные обязанности. Во главе стоял старейшина, наиболее старый и мудрый человек, который наделялся функциями управления. Именно старейшины следили за порядком, были хранителями обычаев и преданий общины.
Основная функция мужчин заключалась в охоте. Женщины же готовили пищу, собирали коренья и плоды, воспитывали детей, занимались пошивом одежды и поддерживали огонь. Они пользовались в общине почетом и уважением. Нередко родовая община могла иметь тотем – некое животное, от которого, как полагали древние люди, они и произошли. На тотемное животное охота не велась, хотя в некоторых примитивных современных племенах съесть своего «предка» особенно почетно. Чаще всего в качестве тотема использовались те животные, которых люди наблюдали постоянно: волки, лисицы, бизоны, медведи и прочие.
Зарождение искусства
В эпоху первобытных охотников и собирателей появляется также примитивное искусство. Так, древние люди начали украшать стены пещер фантастическими по своей реалистичности изображениями животных, иногда встречаются также и антропоморфные картины. Делались также скульптуры, прежде всего – примитивные изваяния пышнотелых женщин, символизирующих материнство.
Зарождается музыка, и усложняются представления о жизни и смерти, свидетельства чему – использование при захоронении украшений, орудий и оружия как знак того, что умерший был знатен и уважаем.
Особенности преподавания темы
Урок о первобытных собирателях и охотниках может стать интересным для пятиклассников и надолго отложиться в их памяти. Но для этого учителю необходимо использовать различные методы и приемы работы. Лучше всего начать с продуманного вступительного слова, в котором следует обосновать цель и задачи занятия, пояснить, зачем школьникам знать особенности жизни и быта первобытных охотников и собирателей.
Хорошим подспорьем станут графические материалы и иллюстрации, схемы, карты, это поможет визуализировать материал и облегчить его восприятие. Наиболее подходящий метод обучения – проблемно-поисковый, дающий школьникам возможность самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос, проявлять логику и тренировать память. Неплохим решением будет предложение разгадать кроссворд, составить схему, поработать в парах или микрогруппах. На уроке должны звучать разнообразные вопросы, отвечая на которые ребята будут не только пересказывать услышанное или прочитанное, но и критически осмыслять материал. Можно построить занятие в форме увлекательного путешествия в страну первобытных собирателей и охотников.
Неплохим вариантом станет просмотр вместе со школьниками видеофильма по теме на большом экране при помощи проектора: это позволит погрузиться в мир древнейшей культуры и не просто усвоить материал, но и получить подлинное удовольствие. От скучных традиционных методов следует отказаться, иначе есть риск навсегда отнять у учеников интерес к истории.
Проверочная работа
Итак, ключевой темой, которая откроет мир истории древнего мира, является «Первобытные собиратели и охотники». В 5 классе обязательно провести тестирование, которое позволит выявить, насколько хорошо школьники усвоили материал. В проверочную работу следует включить ряд вопросов:
Какой материк стал местом обнаружения первых в истории человечества останков древнейших людей?
Как называется ученый, который занят раскопками?
Отметьте признак, не имеющий отношения к родовой общине.
Оптимальное число вариантов ответа – 4. Школьнику необходимо найти верный и обвести его.
Помимо теста, необходимо дать ученикам возможность подумать. Так, в проверочную работу могут быть включены вопросы, ответ на которые предполагает развернутое рассуждение:
Чем отличался древнейший человек от животного?
По какой причине первобытные люди стали уделять внимание религиозным верованиям?
Дополнительным заданием станет работа с графическим материалом и контурными картами.
Такая работа поможет педагогу разобраться, насколько хорошо усвоен материал.
Первобытные собиратели и охотники сыграли свою роль в истории становления человеческой цивилизации. Именно эти древние люди впервые научились делать и применять орудия и оружие, действовать сообща, создали родовые общины. Поэтому в преподавании темы очень важно, чтобы школьники осознали значение этого этапа жизни человечества.