Первобытной эпохи. Первобытная эпоха человечества: характеристика основных периодов
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство первобытной эпохи (стр. 1 из 5). Первобытной эпохи


Первобытная эпоха человечества: характеристика основных периодов

Образование 7 марта 2016

Первобытная эпоха человечества — это период, который длился до изобретения письменности. В XIX веке он получил несколько иное название — «доисторический». Если не углубляться в смысл этого термина, то он объединяет совершенно весь временной промежуток, начиная от возникновения Вселенной. Но в более узком восприятии речь идёт лишь о прошлом вида человека, продолжавшемся до определённого периода (о нём было сказано выше). Если средства массовой информации, учёные или другие люди используют в официальных источниках слово «доисторический», то обязательно указывается период, о котором идёт речь.

Хотя характеристика первобытной эпохи складывалась исследователями по крупицам несколько столетий подряд, всё равно до сих пор совершаются открытия новых фактов, касающихся того времени. Из-за отсутствия письменности люди сопоставляют для этого данные археологической, биологической, этнографической, географической и других наук.первобытная эпоха

Развитие первобытной эпохи

На протяжении развития человечества постоянно предлагались различные варианты классификации доисторического времени. Историки Фергюсон и Морган разделили первобытное общество на несколько этапов: дикость, варварство и цивилизация. Первобытная эпоха человечества, включающая первые две составляющие, разбита ещё на три периода:

  • Дикость характеризовалась равенством людей. Жители занимались охотой, рыболовством и собирательством уже готовой пищи (ягоды, фрукты, овощи). Учёный Морган разбил дикость на несколько периодов. Низшая степень характеризуется появлением слаборазвитой речи, средняя — использованием огня в бытовой жизни и ловлей рыбы, а высшая началась с момента изобретения лука.
  • В период варварства население впервые стало заниматься земледелием, разводить скот (средняя ступень). Появление гончарного искусства — низшая ступень этого времени. Высшая же ознаменовалась первым применением в хозяйстве железа.
  • На стадии цивилизации образовывались первые государства, города, письменность и т. п.первобытная эпоха человечества

Каменный век

Первобытная эпоха получила свою периодизацию. Можно выделить основные этапы, среди которых был и каменный век. В это время все оружие и предметы для повседневной жизни делали, как можно догадаться, из камня. Иногда люди в своих работах использовали древесину и кости. Уже ближе к завершению указанного периода появилась посуда из глины. Благодаря достижениям этого века сильно изменился ареал размещения на обжитых территориях планеты человека, а также именно в результате него началась человеческая эволюция. Речь идёт об антропогенезе, т. е. о процессе возникновения разумных существ на планете. Конец каменного периода ознаменовался приручением диких животных и началом выплавки некоторых металлов.

По временным отрезкам первобытная эпоха, к которой относится этот век, разделилась на этапы:

  • Палеолит. Разбит на нижний, средний и высший. Этот период «отвечает» за возникновение и распространения человекоподобных особей.
  • Мезолит. Происходит таяние ледников; движется технический прогресс, появляются первые научные достижения.
  • Неолит. В это время появляется сельское хозяйство.эпохи первобытной истории

Видео по теме

Медный век

Эпохи первобытного общества, имея хронологическую последовательность, по-разному характеризуют развитие и становление жизни. В различных территориальных областях период длился различное время (либо не существовал вообще). Энеолит мог соединяться с бронзовым веком, хотя учёные всё же выделяют его в отдельный период. Примерный временной срок — 3—4 тыс. лет до нашей эры. Логично предположить, что эта первобытная эпоха обычно характеризовалась использованием медных приспособлений. Однако камень из «моды» не выходил. Знакомство с новым материалом происходило достаточно медленно. Люди, находя его, думали, что это камень. Обыкновенная на тот период обработка — удары одним куском об другой — не давала привычного эффекта, но всё же медь поддавалась деформации. При введении в бытовую жизнь холодной ковки работа с ней пошла лучше.

Бронзовый век

Эта первобытная эпоха стала одной из основных, по мнению некоторых учёных. Люди научились обрабатывать некоторые материалы (олово, медь), за счёт чего добились появления бронзы. Благодаря этому изобретению начался в конце века коллапс, происходивший достаточно синхронно. Речь идёт об уничтожении объединений человека — цивилизаций. Это повлекло за собой долгое становление железного века в определённой местности и слишком затяжное продолжение бронзового. Последний в восточной части планеты продолжался рекордное количество десятилетий. Он завершился вместе с появлением Греции и Рима. Век делится на три периода: ранний, средний и поздний. Во все эти периоды активно развивалась архитектура того времени. Именно она повлияла на становление религии и мировоззрения общества.эпохи первобытного общества

Железный век

Рассматривая эпохи первобытной истории, можно прийти к заключению о том, что железный век стал последним перед появлением разумной письменности. Проще говоря, это столетие условно было выделено в отдельное, так как появлялись предметы из железа, они широко применялись во всех жизненных сферах.

Выплавка железа была достаточно трудоёмким процессом для того века. Ведь настоящий материал получить было невозможно. Это связано с тем, что он легко поддаётся коррозии и не выдерживает многих климатических изменений. Для того чтобы получить его из руды, требовалась намного большая температура, чем для бронзы. А литьё из железа было освоено через слишком длинный промежуток времени.характеристика первобытной эпохи

Возникновение власти

Конечно же, появление власти не заставило себя ждать. Лидеры в обществе были всегда, даже если речь идёт о первобытной эпохе. В этот период не существовали институты власти, политического доминирования также не было. Здесь большее значение придавалось социальным нормам. Они вкладывались в обычаи, «законы жизни», традиции. При первобытном строе все требования объяснялись на языке жестов, а их нарушения карались при помощи изгоя из общества.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Модельный ряд БМВ (BMW): обзор, фото, технические характеристики. Основные отличия новых автомобилей от устаревшей версииАвтомобили Модельный ряд БМВ (BMW): обзор, фото, технические характеристики. Основные отличия новых автомобилей от устаревшей версии

Если рассматривать модельный ряд БМВ, то на это уйдёт очень много времени. Информации обо всех автомобилях, выпускавшихся ранее и производящихся на сегодняшний день, хватит на выпуск целой книги. Однако о самых популя...

Ресурсы предприятия. Характеристика основных группБизнес Ресурсы предприятия. Характеристика основных групп

Ресурсы предприятия представляют собой средства, которые имеются в наличии и обеспечивают осуществление его деятельности. Их используют для того, чтобы достигнуть поставленных целей и реализовать стратегические задачи...

Аквапанель Домашний уют Аквапанель "Кнауф": технические характеристики, основные параметры, преимущества

Аквапанель "Кнауф" – минеральная плита, изготовленная с применением инновационных технологий нового поколения, что придает материалу особой прочности. По сути, такая панель представляет собой две облицовочные по...

Размер металлочерепицы: характеристики основных профилейДомашний уют Размер металлочерепицы: характеристики основных профилей

Термином «металлочерепица» обозначается листовой кровельный материал, изготавливаемый методом холодного давления профиля из меди, алюминия или тонколистовой стали с последующим нанесением полимерного защит...

Борьба с кротами: характеристика основных методовДомашний уют Борьба с кротами: характеристика основных методов

Кроты живут под землей и питаются в основном беспозвоночными, например дождевыми червями. Несмотря на аэрацию почвы и другую пользу, которую способны приносить эти интересные зверьки, они могут обеспечить серьезный ущ...

Апполинария (имя): характеристика, основные черты и значениеДуховное развитие Апполинария (имя): характеристика, основные черты и значение

Современные родители все чаще выбирают для своих детей редкие, старинные, забытые имена. Можно сказать, что некоторые из них переживают новый пик популярности. Если же вы не хотите повторяться и желаете, чтобы ваш реб...

Доблестные Львы-мужчины. Характеристика основных качеств личностиДуховное развитие Доблестные Львы-мужчины. Характеристика основных качеств личности

Гордые и неприступные – так выглядят на первый взгляд Львы-мужчины. Характеристика их, однако, не так пессимистична и одиозна. Да, лучшие качества царя зверей, действительно, воплощены в этом мужчине. ...

Средства измерений, метрологические характеристики. Основные направления метрологииЗакон Средства измерений, метрологические характеристики. Основные направления метрологии

Значимую роль в экономике любого государства играют метрологические стандарты, посредством которых осуществляется измерение физических параметров различных объектов. Для этого задействуются средства измерений, примене...

Европейская хартия местного самоуправления: характеристика основных положений
Закон Европейская хартия местного самоуправления: характеристика основных положений

Местное самоуправление России сформировалось как благодаря отечественному опыту, так и под влиянием международных стандартов. Далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла Европейская хартия местного самоуправления...

Основные периоды лихорадок: описаниеЗдоровье Основные периоды лихорадок: описание

Чтобы определить основные периоды лихорадок, следует разобраться, что же это вообще такое. Уже давно было доказано и является научным фактом, что подобное состояние представляет собой защитно-приспособительную реакцию...

monateka.com

Культура первобытной эпохи

Изучение культуры первобытной эпохи имеет большое теорети­ческое и практическое значение. История появления человека на Земле, становления человеческого общества, формирования его культуры насчитывает не один миллион лет. Временная масштаб­ность первобытной эпохи уже сама по себе обусловливает ее особое место и значимость в истории человечества. Это, во-первых.

Во-вторых, культура первобытной эпохи является фундаментом всей последующей культуры человечества. Здесь ее истоки. Множе­ство явлений жизни современного общества берет свое начало в глубокой древности первобытной эпохи: язык, письменность, ис­кусство, религия, мифология, наука, нравственность, этикет, брак и семья, жилище, одежда и многое другое.

В-третьих, многие проблемы целиком или частично решаются на материалах исследования первобытной культуры: история воз­никновения человека, происхождение рас, народов, появление ми­фологии, религии, искусства и т. д.

В-четвертых, первобытная эпоха не ушла полностью в прошлое. Она еще продолжает существовать в отдельных уголках земного шара: в джунглях Амазонии, в центральных районах Африки, на островах Океании, в глубинных районах Австралии.

И наконец, в-пятых, некоторые элементы первобытной культу­ры сохраняются в жизни современного общества. Это суеверия и предрассудки, магия и колдовство, элементы язычества в сущест­вующих религиях и в быту, пережитки анимизма, фетишизма, тотемизма и" другое.

Черты и остатки первобытной культуры требуют всестороннего осмысления, научного анализа и учета в современном культурном строительстве. Все это обусловливает большое мировоззренческое, научное и практическое значение изучения культуры первобытной эпохи.

Первобытная эпоха охватывает весь огромный период от появ­ления человека до возникновения первых классовых обществ и государств, а также письменности. По современным научным дан­ным человек как вид существует около 2,5 млн. лет, хотя нижнюю грань первобытно-общинного строя определить более-менее точно нелегко. Верхняя его грань в различных регионах колеблется в пределах 5 тыс. лет. В некоторых районах мира первобытные отношения сохраняются до сих пор. Таким образом, большая часть человеческой истории приходится на период первобытной эпохи.

Согласно археологической периодизации, основанной на раз­личиях в материале и технике изготовления орудий труда, в истории первобытного общества выделяются три века: каменный, бронзовый (медный) и железный. Каменный век делится на древнекаменный — палеолит (примерно от 2,6 млн. лет до н. э. до XII тысячелетия до н. э.), среднекаменный — мезолит (примерно от XII до VII тысяче­летия до н, э.), новокаменный — неолит (примерно от VII до IV тысячелетия до н. э.), меднокаменный — энеолит (примерно от IV до II тысячелетия до н. э.). Бронзовый век — примерно II — начало I тысячелетия до н. э. Железный век — примерно с середины I тысячелетия до н. э.

Древнекаменный век делится на эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Человеческий род существует около 2,5 млн. лет. Homosapiens(человек разумный) — всего лишь около 40 тыс. лет. Орудиями труда человек пользовался более 2 млн. лет. Их употребление открыло перед первобытным человеком более широкие возможности ис­пользования природных ресурсов, приспособления к окружающей среде, коллективной охоты, защиты в борьбе с хищниками. При этом постоянная совместная трудовая деятельность сплачивала первобытное общество. Усложнение общественной жизни привело к необходимости обмена опытом и передачи его от человека к человеку, от поколения к поколению. Возникли членораздельная речь, язык, искусство, мифология, религия — возникла культура.

Почему это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего ответить на другой — чем человек отличается от животных?

Естественный процесс биологической и культурной эволюции породил в человеке и только в человеке новое отличительное свойство: способность использовать символы. Ни одно живое суще­ство кроме человека не обладает этой способностью. Самой важной формой символического выражения является членораздельная речь, которая обеспечила коммуникацию идей; коммуникация — это со­хранение, традиция, а сохранение — это аккумуляция и прогресс. Использование символов привело к возникновению и развитию культуры. Поведение человека — это символическое поведение. Че­ловек становится человеком лишь тогда, когда он приобщается к тому порядку феноменов, который мы называем культурой. Ключ к этому миру, путь в него один — символ.

Из сказанного становится понятной причина происхождения культуры первобытного общества. Важное место в ней занимает мифология. Она являлась основной формой мировоззрения чело­века на древнейшей стадии его развития. Тысячелетиями мифы господствовали в духовной жизни человечества, определяли основ­ные направления ее развития.

Мифология теснейшим образом связана с религией, идеологией, наукой, литературой, искусством. Научный подход к изучению мировых религий (христианства, ислама, буддизма) показывает, что они «наполнены» мифами. Литература выросла из мифа через различные формы словесного творчества: сказки, героический эпос, легенды, исторические предания. Свидетельства тесной связи с мифологией отчетливо прослеживаются и в появлении различных наук. Так возникли натурфилософия, история, медицина, астроно­мия и другие научные знания в Древней Индии, Китае, Месопота­мии, Египте, Древней Греции и Риме. Из мифологии выделились и такие формы общественного сознания, как искусство, политиче­ская идеология и др. Живопись, пластические искусства широко использовали мифологические символы и сюжеты в художествен­ных целях. Некоторые формы мифологического мышления сохра­няются в наше время в массовом сознании рядом с элементами научного знания и научной логики (представления о НЛО, о жизни после смерти, о конце света, политические и идеологические мифы и т. д.).

Почему возникла мифология? Почему восприятие мира первобытным человеком приняло такую своеобразную форму, выразилось в системе фантастических представлений об окружающей его при­родной и социальной действительности. В первобытном обществе мифология представляла собой основной способ понимания мира, она выступала как наиболее ранняя форма мировосприятия, пони­мания мира и места в нем человека, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Главные предпосылки мифологического мышления заключают­ся, во-первых, в том, что в древности человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной, и, во-вторых, в нерасчлененности первобытного мышления, не отделившегося еще отчетливо от эмоциональной сферы. В результате человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами. Изображение природных сил в виде челове­чески одушевленных образов порождало причудливую мифологи­ческую фантастику.

Важнейшей чертой мифа является символизм — подмена в пер­вобытном мышлении субъекта и объекта. Заменяя в мифе одни символы другими, мифологическая мысль делает описываемые ею предметы более доступными для понимания и осмысления на данном уровне знаний.

Таким образом, неспособность установить различие между ес­тественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, эмоциональность— эти и другие особенности первобытного мышления превратили мифологию в своеобразную символическую систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир и сам человек.

Как показали исследования, на ранних стадиях развития мифы были примитивны, кратки, элементарны по сюжету и содержанию. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих более сложные разветвленные циклы. Так сложились мифологические системы, например антич­ная, древнеславянская, скандинавская и многие другие.

Таким образом, мифология — это совокупность произведений человеческой фантазии, содержащих в себе своеобразные объясне­ния фактов реального мира. Мифы родились из потребности, любознательности, мысли человека на ранней стадии его развития, на основе практического, повседневного опыта. По мере расшире­ния этого опыта и границ познания, вместе с ростом материальной и духовной культуры расширялся круг мифологической фантазии, усложнялось ее содержание. Мифология, таким образом, это не только примитивное, донаучное объяснение явлений окружающего мира, но и форма поддержания определенного природного, рели­гиозного и социального порядка. Мифологическое мышление об­ладает не только элементами фантазии, но и зачатками логики.

Мифотворчество стало своеобразным символическим языком, си­стемой, в рамках которой человек ощущал, осмысливал себя в мире.

Исследование широкого круга мифологических источников об­наружило при всем их необычном многообразии целый ряд общих основных тем. К самым древним мифам относятся мифы о проис­хождении людей — антропогонические, ибо одним из первых воп­росов, который пытался разрешить первобытный человек, был вопрос — кто он в этом мире? Откуда он появился? Древний человек не выделял себя из мира природы и вел свой род от животных, растений и, наоборот, животные происходили от людей. Так воз­никли зооантропоморфные мифы.

К древнейшим относятся и мифы о происхождении солнца, луны, звезд — солярные, лунарные, астральные. В них либо создание светил приписывается сверхъестественному существу, либо эти светила представляются людьми, ранее жившими на земле и воз­несшимися на небо.

У народов, поднявшихся на более высокий уровень культурного развития и создавших сложные мифологические системы, их основу составляли мифы о происхождении мира, вселенной — космогони­ческие. Такие мифы содержат одну из двух идей: идею творения или идею развития. Идея творения — креационная: мир создан сверхъ­естественным существом — богом-творцом, великим колдуном и т. п. Идея развития — эволюционная: мир возник постепенно из некоего первоначального бесформенного состояния — хаоса, мра­ка, воды, яйца и пр.

Особый тип составляют теогонические мифы — мифы о проис­хождении богов. Широко распространены мифы о чудесном рож­дении, о судьбе, о смерти и бессмертии, о загробной жизни.

На более высокой ступени развития у многих народов появля­ются эсхатологические мифы — пророчества о конце света.

Особое место занимают мифы о культурных героях. С их дея­тельностью связывается приобретение различных культурных благ:

добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, возникновение искусств, установление обычаев, обрядов, правил поведения, соци­альных институтов. Их разновидностью являются близнечные мифы, в которых фигурируют два героя-антипода: один олицетворяет добро, другой — зло, один творит благо, другой наносит вред.

У развитых аграрных народов существенное место в их мифо­логических системах занимают календарные мифы, связанные с чередой природных циклов. В них нашли отражение и труд земле­дельца, и труд скотовода, разнообразные приемы их профессио­нальной деятельности в зависимости от смены времен года, природно-климатических условий и т. д.

В процессе эволюции первобытного общества возникали и получали развитие адекватные новым условиям жизни формы верований. Религия уходит своими корнями в глубины первобытной эпохи. Почему она возникла? Как известно, природа не терпит пустоты, а разум — неизвестности. Религия, так же как мифология и искусство, не решая духовных и практических проблем в научном плане, снимала их, создавая иллюзорный мир, удовлетворяя тем самым нужды .человека. В этом заключалась ее иллюзорно-компен-саторная функция. Вместе с тем, она создавала особое миропони­мание, религиозную картину мира в сознании человека, тем самым выполняя мировоззренческую функцию. И наконец, религия коррек­тировала поведение человека, упорядочивала жизнь первобытного общества с точки зрения своих норм и предписаний. В этом проявлялась ее регулятивная функция.

Наиболее древней формой религии является магия — действия, основанные на вере человека в свою способность символическими действиями (ритуалами, обрядами, заклинаниями) оказывать вли­яние на естественный ход событий. Широкое распространение получили различные виды магии: производственная, промысловая, охранительная, лечебная, вредоносная и др.

Культ предков — почитание духов умерших сородичей — являл­ся одной из наиболее распространенных форм первобытных веро­ваний. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью ко­торых пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю (см. 5).

Анимизм — форма первобытной религии, связанная с верой в душу и духов, которыми якобы обладают все живые существа, а также предметы и явления природы. Если все объекты имеют душу, то на нее можно повлиять и добиться для себя желаемого результата. Для этого применялись приемы магии. В первобытной культуре анимизм был универсальной формой религиозных верований. С него начался процесс развития религиозных представлений, обря­дов, ритуалов. Многие культы основаны на анимистических пред­ставлениях. Термин «анимизм» ввел в культурологию выдающийся английский этнограф Э. Тайлор (см. 5). Анимизм как вера в управляющие божества, в подчиненных им духов и души, в жизнь после смерти представляет собой начальную стадию религиозного миропонимания, не отличаясь структурно от последующих полите­изма и монотеизма.

Фетишизм — форма первобытной религии, связанная с почита­нием неодушевленных предметов, которые также наделялись сверхъестественными силами и свойствами. Фетишем мог стать любой предмет (камень, дерево, родник, роща, озеро, гора и т. д.), который вызывал удивление или обладал притягательной силой, отличался красотой или уродством, символическим подобием. Но форма сама по себе еще не делала предмет фетишем. Главное то, как он воспринимался, как к нему относились, чего от него хотели.

Тотемизм — вера в таинственную кровную связь между опреде­ленными группами людей и животными, растениями или явлениями природы. Функционально тотемизм был способом осознания кол­лективом людей их единства, которое проецировалось на внешний объект природы. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими». Так сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом оп­ределил пути дальнейшего развития человеческой культуры.

Наряду с развитием и усложнением религиозных взглядов на природу и самого человека в ней, социокультурный процесс в первобытном обществе способствовал возникновению и накопле­нию научных знаний. Так, развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, а следо­вательно, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена — к усовершенствованию счетных систем. В ко­нечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенство­вать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. А с появлением выплавки рудных металлов зародились начатки химии.

К неолиту относится дальнейшее развитие первобытной куль­туры. Совершенствуются орудия труда, приемы обработки камня (пиление, сверление, шлифование). Появляются луки, стрелы, ке­рамическая посуда. Человек переходит к более сложным формам производства. Вместе с охотой, рыболовством, собирательством получают распространение земледелие и скотоводство. Эти два величайших достижения первобытной экономики, которые многие исследователи называют «неолитической революцией», сыграли огромную роль в дальнейшем развитии первобытной культуры и самого человека. С возникновением земледелия и скотоводства совершился переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству с помощью человеческой деятельности. Неолит был высшей и последней стадией многотысячелетнего каменного века.

Важнейшей предпосылкой разложения первобытного общества стал переход к применению металлов. Это повлекло за собой значительные сдвиги в его жизни — культура человечества обрела совершенно новые формы. В наиболее благоприятных экологиче­ских зонах (Египет, Месопотамия, бассейн Инда) процесс разложе­ния первобытного общества закончился к III—II тысячелетиям до н. э., а в наименее благоприятных (некоторые районы Океании, Африки и Америки) — не завершился до сих пор.

magref.ru

Искусство первобытной эпохи

Первобытное искусство.

Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

Первые образы наскальной живописи – росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. – были обнаружены в 1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.

Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.

Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.

Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.

Пещерные росписи имели ритуальное назначение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.

Вместе с тем уже в то время в наскальных ''картинах'' появились первые признаки повествовательности – грунтовые изображения животных, означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).

Интересна красочная ''картина'' из пещеры Фон де Гом (около XII тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.

Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.

Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов – около 14 см., а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см.

''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной.

Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.

Люди изображенные на светло – сером фоне скал, также полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.

Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

Наскальная живопись позволяет представить как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По – прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.

Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

Наскальная живопись рассказывает и об охотниках между отдельными общинами. На рисунках нередки изображения битв: яростные схватки, убегающие от преследования воины. Одна из больших композиций в ущелье Галусья удивительно правдиво изображает сражение древних людей. Одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую: справа – нападающие, слева – обороняющиеся. Нападающие неудержимо мчатся вперед, осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков. Среди обороняющихся видны раненые, пораженные стрелами, страдающие от боли, но не сдающиеся врагу. На переднем плане отряд из четырех стрелков с отчаянным упорством сдерживает натиск противника. В навесе Мола Религия (ущелье Гасулья) уцелел превосходный рисунок со сценой военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом цепочкой. Их тела одинаково наклонены вперед. Каждый держит в одной руке пучок стрел, в другой – лук, воинственно поднятый кверху.

В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

И, наконец, большое распространение получилипримитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи. Самое крупное и известное сооружение – кромлек сохранилось в Стоунхендже (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около II тыс. до н.э. Его диаметр – 90м. Кромлек состоит из 12т. каменных глыб, каждая из которых весит примерно 25т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти ''камешки'', находятся в 280 км. от Стоунхенджа. Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывают V тыс.

mirznanii.com


Смотрите также