Поселения и образ жизни людей верхнего палеолита. Первобытные поселения
Первобытные поселения
Остановимся теперь на другой теме — поселениях первобытного человека. О ранних формах поселений — сначала временных, а затем более длительных стоянках, о выборе мест для них преимущественно по берегам рек, озер или морей и предпочтении в таких случаях открытых мест — уже говорилось. Выбор места для стоянки у кочевых племен и народностей — весьма серьезное дело, и удобные места стоянок сохраняются из поколения в поколение.
Уже у наиболее отсталых племен самое расположение стоянки или лагеря имеет далеко не случайный характер. Стоянки австралийцев располагаются обычно полукругом, образуемым несколькими десятками поставленных с небольшими промежутками ветровых заслонов с кострами. Каждый член группы имеет свое, обычное место. С возникновением постоянных поселений они, естественно, обосновываются на наиболее удобных, испытанных и ставших привычными местах стоянок. И здесь, какими бы хаотичными такие поселения нам иногда ни казались, они всегда обнаруживают известный порядок и организованность.
С развитием между отдельными первобытными группами враждебных отношений и столкновений, о чем нам придется еще говорить, напряженную заботу человека вызывает устройство искусственной защиты селения. Этим объясняется то, что селения очень часто имеют общие округлые очертания. Такой вид имели селения многих индейских племен. Характерным образцом такого типа селений является так называемый крааль (португ. curral — «круг») — селение скотоводов Южной и Восточной Америки, в котором хижины образуют замкнутый круг, обнесенный еще и изгородью, внутреннее пространство которого предназначается для скота.
Поселения особого типа состоят из свайных построек, о которых нам уже приходилось говорить. Свайные поселки существуют у туземцев Индонезии, Меланезии, на Новой Гвинее, в Венесуэле и Флориде. Первобытное свайное поселение в Альпенке на Цюрихском озере занимало площадь в 40 тыс. м2. Такое же крупное свайное поселение застал Колумб на Караибском море, откуда и возникшее тогда название — Венецуэла — «маленькая Венеция». Оригинальной разновидностью данного типа являются древние поселки севера Италии — террамары (итал. terra — «земля» и mare — «море») — свайные сооружения на суше с проведенными каналами.
Не менее оригинальны так называемые пуэбло (исп. pueblo — «селение») — древние поселения особой ветви североамериканских индейцев, сохранившиеся сейчас большей частью в развалинах на юго-западе США и на севере Мексики. Это — своеобразные комплексы помещений, сооруженных из камня и кирпича, составляющие как бы один дом-селение. Вход в отдельные помещения сверху — с крыши, к которой ведут приставные лестницы. В Индонезии, Меланезии и пр. встречаются селения, состоящие из одного длинного дома.
informvest.ru
Первые поселения людей
Примерно за десять тысячелетий до новой эры предки человека собирали съедобные растения, а также добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей. Они были кочевниками и скитались с места на место вслед за стадами животных, на которых охотились. Иногда, напав на большие скопления дичи или рыбы, они подолгу оставались на одном и том же месте. Некоторые люди каменного века селились в пещерах на территории Северной Европы (см. статью «Первобытные люди в Европе«). Они делали орудия из камня, дерева и кости и носили одежду из звериных шкур. Старейшины племени рассказывали детям истории из прошлого. Отцы этих детей в это время охотились или ловили рыбу, а матери собирали ягоды и растения (см. также статью «Первые великие цивилизации«).
Обучение земледелию
Со временем люди поняли, что из семян, упавших в землю, вырастают новые растения. Они начали специально сеять семена, перед этим разрыхляя твердую почву, чтобы помочь им прорасти (подробнее об этом в статье «Первые земледельцы«). Отбирая самые лучшие семена, первобытные люди научились выращивать большой урожай. Они поняли, что это более надежный способ добывания пищи, чем охота (см. статью «Охота первобытных людей«), поэтому многие из них осели на земле и стали земледельцами. Это открытие было впервые сделано на Ближнем Востоке, где произрастали дикие предки пшеницы и ячменя. Позднее стали выращивать и другие злаки и овощи.
Одомашнивание животных
Люди начали приручать диких животных примерно в то же время, когда они научились выращивать урожай. Сначала они приручали овец и коз, затем крупный рогатый скот, свиней и ослов. Это означало, что теперь у них постоянно было мясо, молоко, шерсть, а также животные для перевозки тяжестей.
Строительство жилищ
Люди селились там, где были хорошие условия для земледелия. Если при этом поблизости не было подходящих для жилья пещер, им приходилось самим строить жилища из доступных в данной местности материалов. Тип жилища зависел от того климата, в котором жили люди.
Новые ремесла
Перестав кочевать люди больше времени стали проводить за уже известными ремеслами, например плетением корзин и циновок, и за освоением новых — таких, как прядение шерсти или гончарное дело. Кстати, гончарное дело могло быть открыто случайно, например когда обмазанная корзина вдруг упала в огонь. Собирая шерсть прирученных овец и коз, люди научились делать из нее пряжу, а из пряжи ткань. Они обнаружили, что из льняного волокна тоже можно делать нити и прясть ткань. С помощью костяных иголок из этих тканей стали шить одежду.
Древнейшая керамика
Грубые горшки для приготовления пищи женщины племени, возможно, делали сами. В больших поселениях жители были в состоянии сообща содержать гончара, который мог целые дни посвящать изготовлению более совершенных горшков.
Обработка металла
Наши предки уже несколько тысяч лет жили оседлой жизнью, прежде чем научились обрабатывать металлы. Сначала они открыли для себя медь, золото и серебро, позднее — бронзу.
Читайте так же статью о первых городах «Иерихон и Чатал Хююк«.
www.polnaja-jenciklopedija.ru
Виды поселений и погребений в первобытном обществе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ МГИУ)
Кафедра «Философии, культурологии и права»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему
«Виды поселений и погребений в первобытной культуре»
Группа 2211
Студент Ф.Б. Кялбиева
Преподаватель
Т.В. Горшкова
МОСКВА 2008
Содержание:
1. Погребения
1.1. Ориньяко-Солютрейское время
1.2. Конец Палеолитического времени.
1.3. Анимизм
2. Поселения
2.1. Поселения охотничьих общин ранней поры. Развитие оседлости
2.1.1.Мустьерская эпоха
2.1.2.Мадленская эпоха
2.2. Расцвет первобытного общества. Раннеродовая община
2.3. Разложение первобытного общества. Патриархат
3.Список используемых источников
1. Погребения
1.1. Ориньяко-Солютрейское время
Как известно, погребальная обрядность, непосредственно связанная, прежде всего, с, заботой об умершем, как и сопровождающие его предметы и самый способ устройства могилы, отражают в значительной мере ступень общественного развития и обычно находятся в определенном соотношении с хозяйственными условиями и общественным строем той или иной исторической эпохи. Если в условиях поздних эпох они часто отражают воззрения и отношения не данного, а предшествующего! периода, то есть сохраняют некоторые черты более древних форм существования, — по отношению к палеолитическому времени такое соображение играет значительно меньшую роль, поскольку для Данного времени приходится принимать во внимание чрезвычайную его Длительность, весьма простой характер культуры и несложность идеологических представлений.
Во всяком случае, уже для начальной поры позднего палеолита известен ряд погребений, своей обстановкой свидетельствующих о том, что заботе о мертвом члене общины здесь уделялось много внимания. В этом смысле охотники позднего палеолита не делали различия между мужчинами, женщинами и детьми, даже очень маленькими, — они оказываются одинаково представленными в дошедших до нас погребениях.
Особенностью погребений того времени является обилие связанных с ними вещественных находок, главным образом в виде ожерелий, пронизей, нашивок на головных уборах и одежде из разнообразных раковин, зубов животных, позвонков рыб, привесок и бус, выточенных из слоновой кости, и пр.
Многочисленные факты этого рода, относящиеся к погребениям в Мальте (Сибирь), свидетельствуют, что мужчины и женщины погребались в описываемую эпоху, видимо, в полном убранстве, в одежде из мехов, с целым набором разнообразных украшений. Часто они бывают присыпаны порошком красной охры, игравшей очень большую роль в представлениях первобытного человека, главным образом как символ огня, а также, очевидно, и крови.
Палеолитические погребения бывают часто заботливо обставлены каменными плитами, которые обычно защищали голову похороненного и, вероятно, дополнялись сооружениями из дерева, ветвей и т. п. Большей частью скелеты находятся здесь в характерном положении, на боку, с сильно подогнутыми конечностями; это, как видно, вызывалось и тем соображением, чтобы тело умершего занимало меньше места. Иногда эта согнутость является чрезмерной, скелет оказывается скорченным настолько, что колени почти пригнуты к подбородку. Такое положение умершего практиковалось многими примитивными народностями еще в недавнее время. Оно достигается обвязыванием тела веревками или ремнем и обертыванием его, например, в шкуру животного. Очевидно, кроме заботы об умершем и сохранении его телесных остатков, здесь сказывался и страх, заставлявший потуже связать тело и прикрыть его камнями или чем-нибудь подобным.
Многочисленные погребения, открытые в гротах Гримальди около Ментоны (приложение 4.3.), из которых некоторые были обставлены каменными плитами, дали очень многих украшений. При двух детских скелетах, например, было найдено свыше 1000 просверленных раковин, которыми, очевидно, была обшита их одежда. В других погребениях раковины лежали в области груди, лба, вокруг головы или образовывали перевязь, нечто вроде браслета на руке. Здесь же находили привески и пронизи из зубов оленя, позвонков рыб и т. п. Многие скелеты были окрашены красной краской.
Одно из первых мест по всей обстановке находок, в особенности же Погребение по обилию вещественного инвентаря в этом смысле, ребенка должно занять погребение ребенка в Мальте (под Иркутском). По времени оно может относиться приблизительно к той же ступени позднепалеолитической культуры, как и погребение в Брно, то есть к поздней поре ориньяко-солютрейского времени. При раскопках М. М. Герасимова в 1929 г. им здесь, на месте древнего стойбища, было обнаружено целое сооружение из камней, прикрывавшее погребение ребенка трех-четырех лет. Благодаря тщательно производившимся раскопкам все существенные детали его могут быть восстановлены, несмотря на плохую сохранность скелета. Погребение, как, оказалось, помещалось в неглубокой яме, имевшей овальную форму, размерами 1,15 на 0,68 м, под толстым слоем культурных отбросов; оно было обставлено большими плитами известняка, отчасти сохранившими вертикальное положение, и прикрыто такой же плитой. Скелет лежал, видимо, на спине, но с ногами, подогнутыми в коленях. На костях и под ними сохранились следы красной охры. При нем был положен, среди других вещей, целый набор украшений, вырезанных из бивня мамонта. Это, прежде, всего, ожерелье из множества мелких пронизей и привесок с более крупной бляхой оригинальной формы, занимавшей в нем центральное место; далее обруч из бивня мамонта, лежавший непосредственно на голове и, очевидно, таким образом, входивший в состав головного убора, затем круглая тонкая пластинка из той же слоновой кости, украшенная на лицевой стороне рядами зигзагообразных полосок, причем последние на другом подобном же предмете, найденном в культурном слое стоянки, воспроизводят, вполне отчетливо фигуры змей. Эта бляха лежала, как удалось установить, в области поясничных позвонков, с правой стороны; она имела посередине небольшое отверстие, служившее, очевидно, для ее прикрепления. Несмотря на несколько странный характер изображений змей с большими треугольными головами, трудно усомниться в стремлении художника изобразить именно это животное. В связи с этим интересно вспомнить, что у ряда народностей Северной Азии, например у чукчей, совершенно не знающих змей, сохранилась легенда о большом черве, живущем вблизи страны мертвых, который может убить оленя, сжав его в своих кольцах, и затем проглотить его целиком.
На правой плечевой кости погребенного выше локтя был надет браслет в виде обруча, меньшего размера, чем уже упомянутый ранее, ко с таким же способом закрепления с помощью ремешка или шнура, который продевался в отверстия на его концах. Под грудными позвонками в области нижних ребер среди других обломков каких-то украшений была найдена небольшая фигурка, схематически передающая летящую птицу с длинной вытянутой шеей. Подобные фигурки были найдены на месте самого поселения в довольно большом количестве. В ногах ребенка было положено крупное колющее орудие из бивня мамонта вроде кинжала и несколько кремневых орудий.
Все эти факты говорят о том, что забота об умершем играла большую роль в жизни охотничьих общин позднего палеолита. Она, очевидно, должна была переплетаться с выработавшимися в течение многих веков и сложившимися в определенную обрядность первобытными воззрениями, в частности с представлениями о потребностях умерших близких в жилище, одежде и т. п. Нам приходится воспринимать все это как естественное следствие существования, связанного с возникающей оседлостью и обеспеченного такого рода материальными благами, которые в нашем представлении выходят из рамок примитивного хозяйства, например, бродячих охотников.
1.2. Конец Палеолитического времени.
Явление коллективного захоронения женщин и детей повторяется и в пещере Офнет (Бавария), где в слое, относящемся к азильскому времени, был обнаружен исключительно любопытный случай коллективного погребения. Здесь были встречены два больших углубления круглой формы, выложенные слоем красной краски (охры), где в правильном порядке были расставлены в одном — двадцать семь, в другом — шесть человеческих черепов, из которых девять принадлежали женщинам и двадцать — детям и подросткам. Все они сопровождались украшениями из просверленных раковин и клыков благородного оленя, представлявшими наиболее обычный вид украшений в азильско-тарденуазское время. Четыре черепа, которые были определены как мужские, никаких украшений не имели.
Судя по тому, что при черепах сохранились нижние челюсти и, как правило, один-два шейных позвонка, на которых иногда были заметны следы порезов, естественно думать, что найденные головы были отделены от туловища вскоре после смерти, причем можно установить, что они не были сложены сразу, в одно время, а накапливались в течение довольно продолжительного срока, на что указывает значительно худшая сохранность черепов, помещавшихся в середине площадки. В связи с этой весьма показательной находкой интересно вспомнить об обычае, существовавшем в Новой Каледонии, где черепа начальников родовых общин, знахарей и вообще выдающихся членов рода часто собирались в особом священном месте где-нибудь в уединенной пещере или в расселине скалы.
Среди не частых погребений того же времени нельзя не вспомнить еще об открытии на островке Тевиек (близ полуострова Киберон, в Бретани) среди обширного скопления раковин съедобных моллюсков, заключавшего остатки очагов, свыше десятка погребений, аналогичных погребениям Мугема. Все найденные скелеты — как взрослых, так и детей (последние здесь преобладали) — сопровождались украшениями, главным образом в виде ожерелий из раковин и зубов благородного оленя. Как обычно в ту эпоху, все они имели характерное скорченное положение и были посыпаны порошком красной и желтой охры. При двух погребенных были встречены странные украшения, вероятно, от головного убора, состоявшие из рогов оленя, как на известном изображении „шамана" мадленского времени в пещере Трех братьев.
mirznanii.com
Древнейшие первобытные поселения в Подмосковье?
Ответ
На территории Северо-Западного района г. Москвы, примыкающему к Строгино, Митино и Красногорску существовало более 50 древнейших памятников истории, древнекаменного, каменного и последующих веков вплоть до раннеславянских поселений вятичей. Двенадцать лет назад в марте 1994 года правительство Москвы приняло постановление "Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино". Этим решением утверждены зоны охраны, зоны регулированной застройки и зоны охраняемого ландшафта. Охраняемая зона "Всходня", названная известным в истории старинным именем этой реки, была объединена в природный и историко-культурный заказник "Верхняя Москва-река". Были приняты на государственную охрану 32 известных памятника археологии на территории между Волоколамским шоссе, Московской кольцевой автодорогой, речкой Банькой, деревней Пенягино и по обе стороны Москвы-реки до деревни Мякинино. В последние годы объем археологических работ в охраняемой зоне "Всходня" существенно уменьшился. Когда-то основными объектами этих работ служили Мякининские селища, расположенные на правом берегу реки Москвы, на территории, смежной с Северо-Западным округом и районом Строгино. Развертывание здесь охранных археологических исследований в 1992-1995 гг. было связано с проектированием и строительством будущей трассы метро на участке "Крылатское-Строгино-Митино". Уникальность историко-археологических памятников территории нашего района требовала принять самые решительные меры для их сохранения для потомков. Однако вопреки всему, после нескольких лет дискуссий Московская Дума приняла проект окончательной застройки этих местностей торгово-развлекательными и коттеджными объектами. Статья знакомит читателя с уникальнейшими памятниками древности Москвы и подмосковья и находками, найденными при раскопках древних подмосковных стоянок и городищ.
ПЕРВОБЫТНЫЕ СТОЯНКИ ПОДМОСКОВЬЯ.
Благоприятные условия заселения территории Подмосковья первыми людьми сложились по окончании Великого оледенения - в эпоху позднего палеолита, около 16-10 тысяч лет назад. Последнее оледенение - Валдайское не дошло до наших мест. Но после очередного потепления, потоки воды от тающих льдов и ледников, размывая на своем пути осадочные породы, сформировали широкую долину реки Москвы. Она пролегла на месте глубокой впадины, возраст которой составляет более миллиона лет и заполнившейся мощной почти двухкилометровой толщей осадочных пород. В последующие периоды русло реки Москвы не раз углублялось до нового уровня, в результате в речной долине сформировались удобные для жизнедеятельности древних людей природные террасы.
Только после последнего наступившего потепления 10-8 тысяч лет назад установился относительно сухой и теплый климат, наиболее приближенный к современному. Но зимы тогда в Подмосковье были менее суровы, чем сейчас и снеговой покров поэтому был несколько меньше. Возвышенности в ту пору были покрыты густыми лесами, а между ними простирались болота, поросшие сосной, ольхой и березой. На этих болотах находились пастбища гигантских, покрытых густой рыжевато-бурой шерстью мамонтов.
По данным палеозоологии фауна нашей местности в ту эпоху была смешанной: в районе Москвы встречались и ледниковые полярные животные - мамонты, волосатые носороги, бизоны, овцебыки и в то же время обитали зубры, благородные олени, косули. Столь разнообразна была в ту эпоху флора и фауна Подмосковья. За последние годы в Москве зафиксировано свыше 50 находок костей мамонтов и других древних животных. 11 Рысин Л.П., Шишкин В.С. Природа Северо-Западного округа. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень. - М.: 1997, с. 18. Они встречались при раскопках в селе Троицком-Лыкове, Лихоборском карьере на севере Москвы и в Лужниках в южной части города.
Интересные сведения о природе и животном мире того времени были получены благодаря необычной находке около села Троицкого-Лыкова. В 1844 г. профессор Московского университета Карл Францевич Рулье обнаружил в обрыве на берегу реки Москвы остатки ископаемого мамонта. 22 Павлов М.В. / Ископаемые слоны. - М.: 1899, с. 54. "Мамонт был найден в вертикальном (стоячем) положении, - сообщалось в отчете, - причем кости его, хотя и были разъединены... однако находились в естественном положении... Остов находился в том положении, в каком животное спускается по наклонной плоскости". Видимо, мамонт утонул в болоте. Последующие исследования этой местности показали, что здесь в толще песков около двух десятков тысяч лет тому назад находилось древнее ледниковое озерное отложение.
Вслед за крупными животными пришли в наши места и первобытные охотники. Но когда впервые появились люди на московской земле? Об этом долго спорили ученые, пока в районе Тушина не была найдена древнейшая московская находка фрагмента верхней части черепа предка человека - "сходненский череп". 33 Векслер А.Г. Тысячелетия и века Тушино-Хорошевской округи. Северо-Западный округ Москвы / Энциклопедия российских деревень - М.: 1997, с. 31- 35.
Как многие большие открытия все произошло случайно. В 1939 г. на берегу реки Сходни развернулось строительство дериватизационного канала Москвы-реки. Рабочие ГЭС рыли бульдозером котлован для водоотливного колодца, как, вдруг, на глубине 4 м. в глыбе земли старший нормировщик П.Чернышев обнаружил почерневшую от времени верхнюю часть черепа человека (нижняя часть, по-видимому, была при строительстве смыта в реку Сходню).
Череп оказался настолько древним, что даже окаменел за долгие тысячелетия хранения в земле. Такая редчайшая находка - крупная удача не только для археолога, но и всей мировой науки. Она позволяет глубже понять эволюцию человека. Строительство котлована немедленно законсервировали для дальнейшего изучения места находки, а в котлован спустились ученые, которые зафиксировали геологические условия. В результате раскопок в одних геологических отложениях с черепом были сделаны палеонтологические и палеобиологические находки, а над человеческим черепом были найдены кости крупных ископаемых животных: преимущественно первобытного быка и овцебыка. В ходе раскопок были также обнаружены характерные крупные кости мамонта - человек был его современником и, вероятно, врагом. Также на одном геологическом уровне с черепом прослеживались многочисленные древесные остатки - березы, ивы и ольхи.
Тщательное многолетнее исследование свода черепа археологом О.Н.Бадером обогатило многие отрасли науки и естествознания. "Сходненский череп" представляет выдающийся исторический интерес как древнейшие достоверные останки человека переходного типа в Подмосковье, датированные концом эпохи Великого оледенения (около 16-10 тысяч лет назад) и вообще одна из наиболее северных находок ископаемого человека Европы. Череп принадлежал человеку переходного типа от неандертальца к современному. Об этом свидетельствуют мощное развитие надглазничного валика (надбровье), что является характерной чертой человека переходного типа и не встречающейся у современных людей.
По оценкам экспертов геологический возраст находки приходится на конец эпохи Великого оледенения. Следовательно, в позднем палеолите, около 15 тысяч лет назад, когда граница последнего оледенения проходила по Верхней Волге, древний человек, продвигаясь к северу вслед за животным и растительным миром, уже достиг территории Москвы. Начавшись в эпоху палеолита, миграция продолжалась и в последующее время. Ученые считают, что путь первого человека в нашу местность, вероятно, проходил через Кавказ. Именно там, а также в Крыму и Прикубанье найдены самые ранние стоянки палеолита, возраст которых составляет около полумиллиона лет.
Эпоху палеолита (греч. "palaios" древний и "lithos" камень) (2 млн. лет назад - III тысячелетие до н. э.) называют иногда "костяным веком", поскольку именно в этот период получает развитие первобытная техника обработки кости и рога. В ту далекую эпоху человек вел, в основном, кочевнический образ жизни и целиком зависел от природы, ее сезонных циклов и климатических катастроф. Основная деятельность первобытного человека была связана с охотой, собирательством и рыболовством. Промыслом охоты были и крупные ледниковые животные - мамонты. Но для того, чтобы убить такого гиганта требовалось предъявить особую смекалку и изобретательность. Для этого выкапывалась глубокая яма-ловушка, на дно которой помещали толстые острые колья. Десятки древних охотников загоняли мамонта в самодельную ловушку, а потом добивали раненое животное камнями. Заготавливая мясо впрок, человек долго мог существовать на данной территории. Исчерпав природные запасы растительной и животной пищи в одном ареале, он вынужден был осваивать новые места обитания, завоевывая все новые территории.
С позднего палеолита человек начал селится не только в естественных укрытиях, но начинает строить первые земляные укрытия. Шкуры убитых животных служили первой одеждой первобытных людей. Человек освоил огонь, научился изготавливать костяные и каменные орудия труда, находясь на пороге открытия ткачества... И вот что интересно - на наружной поверхности окаменевшего за долгие тысячелетия хранения в земле черепа ученые обнаружили рельефные отпечатки странной неизвестной сетки с регулярной повторяющейся структурой. Рисунок состоял из правильных переплетений тонких волокон, образующих ромбические клеточки длиной всего несколько миллиметров, и больше всего напоминал структуру ткани. После обследования черепа специалисты-текстильщики из Московского НИИ лубяного волокна высказали предположение о возможном соответствии загадочного отпечатка структуре тканевого волокна. В вероятность этой гипотезы свидетельствуют опыты и анализы, проведенные в лаборатории антропогенеза Института антропологии МГУ. Ученые предположили, что сетка из ткани, плотно прилегающая к голове первобытного человека, пропиталась почвенными кислотами с их последующим растворением, а после исчезновения ткани и минерализации кости черепа сформировались тонкие рельефные линии.
Загадочный отпечаток ткани на древнейшем черепе вызвал многочисленные разногласия среди ученых - ведь до сих пор нет достоверных доказательств существования ткачества в позднем палеолите. Напротив, этнографических примеров развития техники плетения у первобытных племен имеется немало. Так, у аборигенов Австралии и Новой Зеландии, Южной Америки и Мадагаскара этнографы встречали высокую технику плетения сетей и циновок, корзин и одежды из волокнистых трав или шерсти. Историки, изучающие первобытное общество, утверждают, что в конце палеолита охота на птиц и мелких животных была невозможной без применения элементарных силков и западней. Возможно, что уже тогда существовали сети из волос, или, например из волокон удобной для выделки растительной ткани крапивы, следы которой обнаружены палеоботаниками в отложениях той же эпохи в Москве - в древнем торфянике у Потылихи. Это самое распространенное и неприхотливое растение на Руси издавна использовалось людьми для изготовления волокна. Возможно, из аналогичного плетения и был сделан покров (головной убор или часть одежды) первого переселенца на московскую землю. Вплоть до настоящего времени не существует единого мнения ученых о принадлежности проблематичного рисунка на "сходненском черепе" к ткани, поскольку структурно он является довольно сложным: его можно получить на ткацком станке. Однако известны поразительные изделия того времени из камня и кости. Так, на двух древнейших палеолитических стоянках в Мезене и на Десне обнаружены костяные иглы палеолита, причем они имели крупные ушки и настолько миниатюрные, что приближаются к размерам современной стальной иголки. 44 Векслер А.Г., Мельникова А.С. Клады каменного века в Подмосковье / Российская история в московских кладах. - М.: 1999, с. 22-29. Конечно, плетение из растительных волокон не могло сохраниться как кремни или кость. Но отпечатки ткани могли зафиксироваться на черепной крышке в процессе минерализации, считают ученые.
Древнейшая из найденных в Москве и Подмосковье сходненская находка обогатила антропологию, биологию, геологию и даже историю возникновения текстиля. При этом антропологическая находка опередила археологические - в Москве не найдено кремневых орудий, которыми пользовались люди в эпоху палеолита, поскольку они залегают на значительной глубине, перекрытые мощными геологическими отложениями и многовековым культурным слоем. Но нет сомнения, что такая же случайная находка, как при земляных работах на берегах Сходни, когда-нибудь откроет ученым другую стоянку палеолита.
Известны в Подмосковье и следы мезолита ("среднекаменного века") (IV тысячелетие до н. э.) вблизи селища Мякинино-2, на правом берегу Москвы- реки, но особенно хорошо представлен "раннекаменный век" - неолит (конец III тысячелетия до н. э.). Он определяется Льяловской археологической культурой от названия неолитических поселений, обнаруженных археологами около села Льялово, Московской области на реке Клязьме. 55 Там же. Указ. Соч. с. 24-25. Населявшие эту местность древние охотники и рыболовы изготавливали каменные орудия из природного минерала - кремня - разновидности кремнезема. Эпоха неолита отмечена в истории человечества созданием каменных орудий труда, изобретением глиняной керамики и открытием ткачества. Именно тогда люди научились строить примитивные деревянные жилища, делать лодки. Древняя техника ручной обработки камня характеризует довольно высокое мастерство его шлифования, сверления и пиления.
Как следует из находок неолита, определенной ценностью для первобытного человека являлись не только сами каменные орудия, но заготовки и высококачественное сырье для их изготовления. Это подтверждают аналогичные находки с других неолитических стоянок Московской области, обнаруженных в деревне Давыдково, поселке Рыбаки (Дмитровский район Моск. обл.), селе Жабки (Егорьевский р-н), деревне Беливо (Орехо-Зуевский р-н), селе Никольское (Рузский р-н), Маслово болото (Ногинский р-н). 66 Там же. Указ. Соч. с. 26. Десятки неолитических стоянок были открыты при археологической разведке в зеленой зоне Москвы и в Подмосковье. Впоследствии во время раскопок широкой площадью на ряде этих поселений обнаружены первобытные кремневые клады. К ним относятся многочисленные орудия из кремня, каменные наконечники стрел, копий, топоры, фрагменты глиняной керамики, найденные на территории Зарядья и Замоскворечья, Воробьевых гор, Щукине, Алешкине, Измайлове, в Серебряном бору, в Сокольниках, на Бутырском валу, в Перове и Косине. К эпохе неолита относится и недосверленный каменный топор с Воробьевых гор, хранящийся в Историческом музее г. Москвы. Первобытный мастер начал сверлить его (очевидно, трубчатой костью животного), но почему-то не успел закончить - возможно, потерял. И топор был найден лишь спустя пять тысяч лет при строительстве высотного здания Московского Государственного Университета.
Заслуживает упоминания искусство изготовления глиняной керамики неолита. Из 57 обломков в Щукине был собран и реставрирован глиняный сосуд диаметром 32 см., имеющий форму "полуяйца", с округлым дном. Сосуд такой формы сохранял устойчивость в углублении неровной почвы, его можно было поставить в песок или в золу, что соответствовало древнему быту людей той эпохи, которые готовили пищу на предназначенных для разведения костров - очагах. При этом сосуд был вылеплен "ленточной техникой" - вначале из куска сырой глины формировалась чаша, на которую затем по спирали наращивали глиняные ленты. Обжиг, вероятно, производился непосредственно на костре, и от неровной температуры образовалась довольно пестрая окраска щукинского сосуда - желто бурого, а местами почти темного, черного цвета. По его поверхности до обжига были нанесены округлые ямочки, расположенные рядами, на полях которых в нескольких местах имеются узкие пояски из оттисков "гребешков" и "веревочки". По-видимому, ямочки были нанесены белемнитами - окаменелыми моллюсками, которые в большом количестве встречаются на щукинском берегу. Следует отметить, что производство керамики в те времена являлось женским занятием. Это доказано не только этнографическими аналогиями, но и при помощи криминалистических методов - по дактилоскопии, сравнительным анализом отпечатков пальцев и размеров руки.
На территории Северо-Запада г. Москвы известны три стоянки неолита, где жили люди на рубеже III - начала II тысячелетия до н. э. - в Серебряном Бору, Щукине и на месте прежней деревни Алешкино. Существенный научный интерес представляют те из них, связанные с более или менее длительным пребыванием древних людей. Первые такие стоянки, возраст которых датируется концом III - началом II тысячелетием до н. э., были обнаружены в 1923 г. на западной оконечности полуострова Серебряный Бор археологом В.А.Городцовым. 77 Городцов В.А. Материалы и исследования по археологии СССР. - М.: 1947, Вып. 7, с. 58.
Серебрянный Бор - большой живописный полуостров, расположенный в излучине Москвы-реки. О его древнем историческом прошлом свидетельствует обнаруженная на его западной оконечности, напротив села Троицкое-Лыково неолитическая стоянка III - II тысячелетий до н. э., а к более позднему домонгольскому времени относятся группа славянских курганов, открытая и исследованная в 1925 г. археологом О.Н.Бадером. В далёком прошлом местность эта была изкая, поднимавшаяся над Москвой-рекой на 8-10 метров. Южную часть полуострова занимали заливные луга и окружённое болотами озеро, а северную часть-густой девственный лес. Издавна здесь в изобилии водились разные птицы, в том числе крупные колонии цапли, излюбленного объекта для соколиной хоты, а на вершине сосен гнездились соколы-сапсаны. И те и другие встречались в Серебряном Бору до начала прошлого века.
Другую стоянку неолита открыли в 1924 г. археологи Б.А.Куфтин и М.В.Воеводский возле деревни Шукино, которая располагалась на высоком берегу Москвы-реки, примерно в километре от устья речки Химки.
Панорама Щукина хорошо видна при взгляде из Тушина на противоположный берег канала Москвы. Прежде это была деревня, расположенная высоко над Москвой-рекой. А на самом берегу, под песчаным обрывом, непосредственно под выступом щукинской горы в обнажении, просматривались культурные прослойки почвы, отложившиеся здесь задолго до московской летописной истории. Стоянка располагалась на небольшой террасе между высоким береговым склоном и Москвой-рекой, возможно, на берегу пойменной лагуны, на что указывает болотный характер отложений с культурными остатками. Вероятно, водораздел прилегающей к территории стоянки в далеком прошлом был покрыт густым лесным массивом - поэтому стоянки очень близко примыкали к Москве-реке. На этом месте археологами были найдены фрагменты глиняного сосуда, кремневые осколки, кости рыб и животных, древесные остатки. Характер кремневых орудий, их немногочисленность и фрагментарность позволяют предположить, что, по-видимому, щукинская стоянка была сезонным неолитическим поселением рыболовов и охотников III - II тысячелетий до н. э. Ко времени ее существования прошли многие тысячелетия после отступления ледника; установился близкий к современному климат. Но природа не баловала людей. Река и лес изобиловали рыбой и дичью, но взять их можно было лишь упорным трудом. Вне коллектива одинокий охотник или рыбак со своими кремневыми орудиями неизбежно погиб бы в борьбе с природой. Рыболовство велось коллективно - ставились сети, устраивались специальные изгороди - "заколы" в устье реки. Жилье древних людей представляло собой округлую землянку, над которой, по-видимому, возвышался шалаш с находящемся в центре каменным очагом. В 1933 г. археологи попытались вновь найти стоянку, но поиски окончились неудачей. По окончании строительства канала и сооружения плотин на Москве-реке уровень воды повысился, она подошла к самому подножию щукинской горы и дальнейшие поиски оказались безрезультатными.
Прошли года, вовсю развернулось городское строительство на месте прежних Подмосковных деревень, когда краеведом С.Е.Армяговым в 1971 году было открыто местонахождение еще одной неолитической стоянки, около прежней деревни Алешкино - на кромке береговой полосы Химкинского водохранилища. 88 Армягов С.Е. Материалы и исследования археологии СССР. - М.: 1947, Вып. 7, с. 94; РГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 372. Стоянка располагалась на высоком правом берегу речки Химки, вблизи нынешней улицы Свободы СЗАО г. Москвы. На этом месте была собрана интересная коллекция характерной "ямчато-гребенчатой" глиняной керамики раннего неолита и каменных орудий труда людей, живших около четырех тысяч лет назад, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. Среди них представлены разнообразные кремневые скребки, наконечники стрел и дротики, многочисленные каменные отщепы, образовавшиеся в процессе изготовления кремневых орудий. А из траншей возле Химкинского водохранилища была извлечена глиняная керамика и орудия труда эпохи неолита, относившиеся ко II тысячелетию до н. э., а также следы более поздней Дьяковской культуры I тысячелетия до н. э. - I тысячелетия н. э. Сочетание столь различных археологических памятников свидетельствует об устойчивом заселении этих мест на протяжении довольно долгого периода времени.
В конце III тысячелетия до н. э. - I тысячелетии до н. э. в нашу местность пришла эпоха бронзы. Она характеризуется открытием бронзовых орудий труда, изготовляемых из сплавов меди с цветными металлами - алюминием и никелем. Эпоха бронзы представлена в археологии Московской области Фатьяновской культурой Волжско-Окского междуречья, получившей название от села Фатьяново, близ Ярославля, где жили люди, которым были известны не только каменные, но и бронзовые орудия труда. Фатьяновцы были преимущественно скотоводами, пришедшими в нашу местность из юго-восточных степей в середине II тысячелетия до н. э. Сами они не изготовляли бронзовых орудий, возможно, последние доходили до них с изобилующих медными месторождениями территорий Верхнего Поволжья и горного Урала, но фатьяновцы освоили технику изготовления из камня шлифованных орудий, подобных металлическим. Главным признаком Фатьяновской культуры являются найденные в наших местах шлифованные каменные орудия и характерная глиняная керамика с так называемым "шнуровым" и "геометрическим" орнаментом.
Самые известные фатьяновские могильники нашей местности, возраст которых по оценкам специалистов составляет II тысячелетие до н. э., находятся возле села Спас и деревни Мякинино на правом берегу Москвы-реки. История их открытия необычна. В начале 20 в. в Исторический музей г. Москвы были доставлены два необычных каменных топора со шлифованной поверхностью и фрагменты глиняной керамики, датируемые эпохой бронзы (II тысячелетие до н. э.), обнаруженные около села Спас после завершения работ по строительству Воскресенского шоссе (с XIV-XVII вв. Волоколамский тракт). Само село Спас находилось в двух верстах западнее, на крутом берегу, высоко поднимающемся над излучиной Москвы-реки. Здесь с XIV до начала XVII вв. находился монастырь Спаса на Всходне, расположенный на круто обрывающемся в Москву-реку треугольном мысе, который местные жители называли "Старая Гора". Раннее на этом месте находилось древнеславянское поселение, о котором напоминают исследованные археологами Спасские курганы. Славянскому поселению в свою очередь предшествовало древнее городище, жизнь на котором продолжалась почти два тысячелетия - древнейшие археологические находки в этой местности относятся к фатьяновской археологической культуре середины II тысячелетия до н. э.
По-видимому, находка в Спасе была связана с повреждением в ходе земляных работ древнего фатьяновского могильника, исследование которого было бы крайне важно для науки, но князь Н.С.Щербатов, заведовавший в то время Историческим музеем принял найденные каменные орудия и образцы керамики как дар музею и не распорядился об обследовании места находки. Тем не менее, она убедительно свидетельствует, что в ту далекую эпоху не прекращалась жизнь людей в нашей местности.
В конце II - начале I тысячелетия до н. э. на смену бронзовому пришел "железный век", продолжительность которого в Московской области составляет почти две тысячи лет. Попробуем представить территорию Москвы в ту далекую эпоху, когда люди только узнали железо. На месте многолюдного города прорастали густые леса, уходящие на сотни километров, со множеством диких животных, а у полноводной, богатой рыбой Москвы-реки паслись стада на заливных лугах. А на обособленных мысах, на их плоских, укрепленных мощными валами вершинами находились поселения древних людей - остроконечные пирамидальные домики с каменными очагами внутри.
Из глубины веков возникает такой пейзаж, но эта зарисовка - не вымысел. К тому времени территория современной Москвы и Подмосковья была сравнительно плотно заселена. Например, в черте самого города в районе Замоскворечья и Зарядья, у Покровских ворот и на Бутырском валу известно много древних городищ. Около десятка городищ "железного века" находились и в нашей местности - вблизи Тушина, села Спас, дер. Пенягино, Алешкино, в Митино на речке Барышихе. Такие поселения возникали, как правило, спонтанно - на наиболее удобных для сооружения древних укреплений речных мысах и возвышающихся террасах. Главным занятием людей, по-видимому, оставалось скотоводство. Но они научились изготавливать железо из самородной болотной руды, месторождения которой часто встречаются в Подмосковье. Правда, процесс получения железа был весьма несовершенен. Болотная руда и горящий древесный уголь засыпались в небольшой, сложенный из камня и глины горн с отверстиями в стенках, в которые пропускались глиняные сопла. Через них в плотно закрытый сверху горн при помощи мехов нагнетался воздух. Так происходил процесс горения углей и восстановление свободного железа из руды, которое оседало на дне горна в виде небольших напластованных слитков. Затем их разогревали вновь и тщательно перековывали в железные орудия.
Освоение железа давало возможность людям вырубать леса и кустарники, освобождая все большие площади для лугов и пастбищ, а также строить жилища из бревен вместо примитивных шалашей. В ту эпоху люди жили небольшими родовыми общинами, а для поселения выбирали наиболее благоприятные места, где можно было бы легче защититься от диких животных и соседей-соперников. Городище со стороны открытого поля, как правило, защищалось глубокими рвами и насыпными земляными валами, а по верху сооружался частокол из крупных бревен. Жилищем людей являлись небольшие деревянные домики с конусообразными соломенными крышами и находящимся внутри очагом. При этом многие поселения существовали непрерывно сотни и даже более тысячи лет, о чем свидетельствует накопившийся на площадке четвертый культурный слой.
Во множестве сохранились в Подмосковье холмы с остатками земляных валов и рвами, покрытые угольно-черной землей - культурной прослойкой. Археологи называют остатки этих древних поселений с укреплениями городищами. Само название "городище" известно в народе как местность, закрепленную за деревней или пустошью, что подтверждается археологическими раскопками. Первые клады "раннежелезного века" (конец II - начало I тысячелетия до н. э.) обнаружены в городище у села Дьяково на Южной окраине Москвы (теперь оно в черте Москвы). 99 Сизов В.И. Дьяково городище близ Москвы / Труды Археологического общества. - СПб.: 1897, с. 164. Этот древний памятник, имеющий форму пирамидально возвышающегося холма с остатками вала и древним рвом, получил народное название "Чертово городище". Подбирая камень в осыпях холма местные жители часто встречали здесь так называемые "чертовы пальцы" - окаменелых моллюсков белемнитов, нередко попадались и "громовые стрелы" - каменные наконечники древних стрел. В 60-х годах позапрошлого века русский археолог Д.Я.Самоквасов при раскопках нашел здесь клад интереснейших металлических украшений из бронзы V-VI вв. н. э.: массивную шейную гривну с проволочной обмоткой и напускными полыми бусами, витую гривну, пряжку в виде подковы, браслеты, колокольчики. Любопытно, что среди предметов оказались также изогнутые и поломанные гривны и браслеты, по-видимому, предназначенные для переплавки, а также каменная литейная форма. Последнее свидетельствовало, что украшения изготовлялись древними мастерами на самом городище. Раскопки Д.Я.Самоквасова и его последователей показали, что городище у села Дьяково относится к "раннежелезному веку" - эпохи, когда люди начали добывать и обрабатывать железо, научились делать железные орудия, отливать украшения из металла, образцы которого сохранились в "Дьяковском кладе". По этому памятнику вся археологическая культура эпохи "раннего железа" в междуречье Оки и Волги стала именоваться Дьяковской. Археологи датируют этот период в Подмосковье VII в. до н. э. - VI-VII вв. н. э.
Издавна в низовьях реки Сходни селились люди, о чем свидетельствует найденный здесь в 1939 г. фрагмент черепной крышки эпохи палеолита. Во многом этому благоприятствовало географическое положение реки Сходни. Пробившись сквозь толщу ледниковых пород, река Сходня промыла глубокую долину с крутыми берегами и террасами, разрезаемыми многочисленными оврагами и мелкими речками, удобную для жизнедеятельности людей. Известное издавна городище "железного века" находилось в низовьях реки Сходни, возле села Тушино и числилось в документах XVI-XVII вв. как "Пустошь Городище". Располагалось оно к северу от села, у истока речки Городенки, впадающей в р. Сходню у ее первой излучины. Историк К.Ф.Калайдович в 1828 г. на рукописном плане бывшего Тушинского лагеря Лжедмитрия указал местонахождение "Пустоши Городище" как одну из древних достопримечательностей Московской области. Рельеф местности, который прослеживается на топографических картах XIX-начала XX вв., подтверждает возможное нахождение на том месте Дьяковского городища.
Вверх по течению реки Сходни находилось Дьяковское городище Спас-Тушино-3, возраст которого датируют I тысячелетием до н. э. - I тысячелетием н. э., а в пойме реки, в месте, где высокая терраса обрывается в гигантский Сходненский ковш, археолог К.Я.Виноградов в 1927 г. обнаружил городище, названное им Тушинским. Материалы исследования хранились в г. Истре, в Московском областном Историко-краеведческом музее, сотрудником которого был К. Я. Виноградов; в 1941 г. они были утрачены во время фашистской оккупации. Археолог О.Н.Бадер, видевший их в музее в предвоенное время, сообщил их содержание в 1947 г. в "Материалах к археологической карте Москвы и ее окрестностей". Это малоизученное городище располагалось в нескольких десятках метров от корпусов бывшего завода "Проводник" (с 1929 г. Тушинская чулочная фабрика) на оконечности длинного мыса, спускавшегося к реке, и имело площадь протяженностью 120 м. Очевидно, в послеледниковый период река была полноводной и ее берег проходил вдоль округлой кромки обрыва. На протяжении многих тысячелетий русло реки углублялось, отступая под давлением толщи коренных пород в южном направлении, пока измельчавшая речка оказалась на дне гигантской промоины. Именно здесь создались благоприятные для жизнедеятельности людей условия - речные террасы с естественными валами. Недалеко отсюда - по среднему течению реки Сходни проходил известный в истории древний Волок от реки Москвы к Всходне (I тысячелетие до н. э. - XIII в. н. э.).
История монастыря Спаса на Всходне и села Спаса была известна с 1390 г., но только совсем недавно ученые обнаружили на этом месте остатки более ранней "Дьяковской культуры". В 1933 г. при осмотре О.Н.Бадером местности обрыва, на котором располагался монастырь Спаса на реке Всходне и село Спас, были обнаружены наслоения культурного слоя в береговой части обрыва. Позднее на этом месте были собраны фрагменты Дьяковской керамики и установлено существование предшествовавшему селу древнего Дьяковского городища. С тех пор оно известно в литературе как Спас-Тушинское 1-е городище (в отличие от Спас-Тушинского 2-го городища, расположенное к западу от села Спас). Исследования археологов показали, что городище возникло еще в I тысячелетии до н. э. и существовало до второй половины I тысячелетия н. э. Однако плановые раскопки на нем не проводились, поскольку большая часть его территории до сих пор занята сельской застройкой, а культурный слой в последующее время подвергся значительным повреждениям. Остатки древнего поселения была нарушена еще в XIV-XVI вв. при строительстве монастыря Спаса на Всходне, а затем длительным существованием кладбища при церкви Спаса-Преображения (вплоть до середины XIX в.), в результате чего древние слои были перекопаны и смешались с более поздними.
Интересный материал для характеристики этого древнего памятника был получен благодаря археологу-любителю, научному сотруднику Института землеустройства В.Косинскому. Проживая по соседству в селе Павшино, он в 1956-1958 гг. неоднократно обследовал памятник и его стратиграфию, на котором напластования культурного слоя достигали глубины 2-3 м. В 1959 г. В.Косинский получил открытый лист на право проведения археологических раскопок в селе Спас и привлек к участию в них группу школьников и студентов. Найденные здесь костяные орудия (четырехгранный заостренный наконечник, костяные шилья, гребенка, полированная рукоятка ножа и многочисленные обломки костей со следами обработки), около 2 тысяч фрагментов керамики различных эпох: "ранней Дьяковской" - I тысячелетия до н. э. (в том числе фрагменты "ямчато-гребенчатой" и "шнуровой" керамики, характерные для ранней эпохи бронзы), "поздней Дьяковской" - до VII в. н. э., а также раннеславянской X-XIII вв., свидетельствуют о довольно редком случае заселения длительно существовавшего Дьяковского городища различными древними культурными генерациями, включая славян, продолжавшееся вплоть до монголо-татарского нашествия. Обнаруженные при раскопках костные остатки лошадей, коров и свиней подтверждают, что жители древнего поселения были преимущественно скотоводами. Также был собран материал о более позднем кладбище, существовавшем здесь при церкви Спаса-Преображения с XIV до XIX вв. После того как церковь была разобрана в конце XIX в., на территорию памятника распространилась сельская застройка села Спас, которая занимает ее в настоящее время.
Еще одно Дьяковское городище - Спас-Тушинское 2-е, открыто в 1951 г. сотрудниками Музея истории и реконструкции Москвы. Ученые датируют возраст городища VII в. до н. э. - VI в. н. э. Располагалось оно западнее села Спас в районе, обращенном к Волоколамскому шоссе и речке Барышыхе. Наклонная к югу площадка городища длиной 70 м. и шириной в верхней части 30 м. расположена на мысе между оврагом и впадающей в него речкой Барышихой. Вытянутый с севера на юг холм находится в 800 м. от полотна железной дороги и виден из окон проезжающей электрички. Здесь, ближе к Павшину, на склоне холма еще в прошлом веке отмечались славянские курганы XII-XIII вв. (один из них, поврежденный кладоискателями сохранился до настоящего времени). На месте городища была найдена и "сетчатая" и "гладкостенная" глиняная керамика, характерная для начала и середины I тысячелетия до н. э. Однако культурный слой оказался очень беден. Вероятно, городище было населенным непродолжительное время. На городище прослеживались земляные валы и рвы как с напольной стороны, так и в нижней части. Проложенная археологами траншея рассекла валы и площадку городища на две части, но после включения территории в состав Москвы площадку и склоны городища заняли частные огороды, исказившие его внешний облик.
Выше по течению речки Барышихи в том месте, где ее сейчас перегородила плотина с новой грунтовой дорогой, краеведом Е.Н.Мачульским в 1967 г. были обнаружены следы раннеславянского поселения, существовавшего, по-видимому еще до монголо-татарского нашествия. 110 Мачульский Е.Н. Пенягино / Красногорье. Историко-краеведческий альманах, ? 7, 2003, с. 6-10.0 Этим временем датируются и курганные могильники XI-XIII вв. над долиной речки Барышихи, а по документам XVI в. на этом месте располагалось сельцо Борисково, от которого произошло в дальнейшем и название пустоши. Еще до строительства плотины в береговом обрыве просматривались культурный слой и характерная черная осыпь, в которой были собраны образцы древней керамики.
Очень многое для представления о жизни человека в то далекое время дают поселения.
При этом особенно важное значение в деле изучения жизни верхнепалеолитического человека имеет методика раскопок его поселений. В последние десятилетия археологами применяется методика, которая имеет целью раскрыть облик поселений и жилищ древних охотников и строится на ином, нежели раньше, отношении исследователей к раскопкам культурного слоя.
Раньше в таком слое видели лишь беспорядочное нагромождение «кухонных отбросов» и соответственно раскапывали его. Но позже было установлено, что под видимой беспорядочностью и случайным характером отвалов скрывается определенная, зачастую весьма стройная картина исчезнувших древних жилищ и даже целых поселков, с характерной для них сложной жизнью и своеобразным внутренним распорядком.
Вскоре пришлось значительно изменить и общий взгляд на жизнь верхнепалеолитических жителей. Ведь раньше в представителях верхнего палеолита видели всего лишь бродячих жалких дикарей, которые непрерывно передвигались с места на место, не зная покоя и более или менее прочной оседлости. Теперь много нового можно было открыть и в общем укладе жизни первобытного человека, и в общественной строе древних людей.
Бесценный материал для характеристики поселений палеолитического человека ученые обнаружили при раскопках в селе Костёнках, на Дону, недалеко от Воронежа.
Кстати, Костёнки давно славились большим количеством ископаемых костей животных, благодаря чему оно и получило свое название. В свое время еще Петр I заинтересовался костями гигантских животных из этих мест.
Изделия солютрейского типа из Костёнок IV на Дону. По бокам — острия из кремнёвых пластин, в центре — двусторонне обработанный листовидный наконечник.
Исследования ученых показали, что здесь находился ряд лагерей охотников, на месте которых и были обнаружены следы палеолитических костров, а также многочисленные кремневые изделия того времени.
Было признано, что этот район является одним из самых богатых в Восточной Европе средоточением выдающихся памятников верхнепалеолитического времени.
Совершенно изумительная по выразительности и масштабам картина жилища древних охотников на мамонта раскрылась в одном из многочисленных костёнковских поселений — в Костёнках I. Археологи, изучив это место, пришли к выводу, что кострища, кости животных и обработанные рукой человека кремни заполняли здесь основание древнего жилища. За его пределами находки встречались лишь изредка.
Древнее жилище, которое было обнаружено в Костёнках I еще в тридцатых годах, имело в плане овальные очертания. Длина его составляла 35 м, ширина — 15–16 м. Таким образом, жилая площадь достигала размера почти 600 кв. м: Имея такие большие размеры, жилище, конечно же, не могло обогреваться одним очагом. В центре жилой площади, по длинной ее оси, тянулись симметрично расположенные, с интервалами в 2 м, очажные ямы. Очагов было 9, каждый диаметром около 1 м. Эти очаги сверху были покрыты толстым слоем костной золы и обуглившихся костей, которые употреблялись в качестве топлива. Скорее всего, обитатели жилища перед тем, как оставить его, запустили свои очаги и долго не чистили их. Они оставили также и неиспользованные запасы топлива в виде костей мамонта, находившихся вблизи очагов.
Интересно, что один из очагов при этом служил не для отопления, а для совершенно других целей. В нем древние люди обжигали куски бурого железняка и сферосидерита, таким образом добывая минеральную краску — кровавик. Она употреблялась жителями поселения в таком большом количестве, что слой земли, заполнявший углубление жилища, в некоторых местах был сплошь окрашен в красный цвет различных оттенков.
Любопытной оказалась и другая характерная черта внутреннего устройства большого жилья в Костёнках I. Рядом с очагами или несколько в стороне от них ученые нашли крупные трубчатые кости мамонта, вертикально врытые в землю. Судя по тому, что кости были покрыты зарубками и насечками, они служили своего рода «верстаками» для древних мастеров.
План большого общинного дома. Стоянка Костёнки 1 на Дону.
Основная жилая площадка была окаймлена хозяевами дополнительными помещениями — землянками, которые располагались по ее контуру в виде кольца. Две из них имели более крупные размеры и были расположены почти симметрично по правую и левую сторону основного жилища.
На полу в обеих землянках видны остатки костров, которые отепляли эти помещения в холодное время. Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта.
Третья большая землянка была расположена в противоположном, дальнем конце жилой площадки и, скорее всего, служила помещением для складывания частей туши мамонта — своеобразной древней кладовкой.
Обнаружили ученые в помещении и специальные ямки, которые являлись хранилищами для особо ценных вещей. В этих ямках были обнаружены скульптурные изображения женщин, животных, в том числе мамонта, медведя, пещерного льва, украшения из коренных зубов и клыков хищников, главным образом песца. Вместе с ними в ряде случаев были найдены отборные кремневые пластины, которые лежали по нескольку штук вместе, а также крупные наконечники отличного качества, скорее всего, намеренно скрытые в специально вырытых углублениях.
Учитывая все это и отмечая, что статуэтки женщин были разбиты, а на полу жилища вообще оказались далеко не самые необходимые вещи, некоторые исследователи костёнковских стоянок полагают, что большое жилище Костёнок было оставлено при каких-то чрезвычайных обстоятельствах. Скорее всего, жители оставили свое пристанище, захватив только самые ценные вещи. Они оставили только то, что было заранее спрятано, в том числе и статуэтки. Когда же в помещение пришли враги, то они, обнаружив статуэтки женщин, разбили их, чтобы тем самым уничтожить родовых «покровителей» костёнковской общины, нанеся ей таким образом еще больший ущерб.
Раскопки около Воронежа вскрыли картину домашней жизни целой общины, в которую входили десятки, а может даже и сотни людей, которые обитали в обширном, уже достаточно хорошо по тому времени устроенном, сложном по конструкции общем жилище. Эта сложная и вместе с тем стройная картина древнего поселения свидетельствует, что в жизни ее обитателей существовал определенный внутренний распорядок, который унаследовался от предшествующих поколений, имел прочные традиции. В основе этих традиций лежал непрерывно нараставший в ходе многих веков опыт трудовой деятельности первобытного человека.
Следует отметить, что огромное костёнковское жилище не было чем-то исключительным или единственным в своем роде. Очень похожее поселение, которое почти полностью повторяло костёнковское по своему устройству, было обнаружено на Авдеевской стоянке под Курском. И здесь очертания жилища были овальными, по его краям располагались землянки. И здесь внутри находились очаги, вытянутые в одну линию вдоль длинной оси, ямки-хранилища и вкопанные вертикально в землю трубчатые кости мамонта. Одинаковыми или похожими оказались и многие вещи, найденные в Костенках и на Авдеевской стоянке.
Жилище такого рода было обнаружено и в Долни Вестонице, в Чехословакии. Оно имело слегка углубленное в землю основание и овальные в плане очертания площадью 19?9 м. Внутри овала были обнаружены следы 5 очагов, расположенных на расстоянии 1,5–2 м друг от друга.
Рядом с очагами была найдена основная масса находок — кремневые отщепы, пластины и законченные орудия. Кроме того, там были обнаружены изделия из кости и бивня мамонта, в том числе крупные острия и украшения. Найдены были также кусочки красящего минерального вещества, очевидно, охры. Первобытные люди, когда собирались строить свое жилище, выбрали для него место на берегу небольшого ручья с чистой, прозрачной водой. С другой стороны ручья оказалось огромное количество костей животных.
На Десне под Брянском были обнаружены еще более сложные жилища первобытного человека в виде четырехугольных землянок глубиной до 3 м в них, как в искусственных пещерах, зимовали палеолитические общины.
Следует иметь в виду, что наряду с многоочажными огромными жилищами строились и жилища другого типа, т. е. меньшего размера.
Причем, если в поселениях, рассмотренных выше, удается исследовать только углубленный пол жилища и его детали, то в жилищах меньшего размера можно в какой-то степени определить детали устройства стен, опорных конструкций в виде столбов и даже крыши.
Например, кости мамонта, найденные при раскопках палеолитического жилища в Гонцах на Украине, не были разбросаны в беспорядке, а располагались скоплением определенной формы в виде овала длиной 4,5 м и шириной около 4 м, окаймленного 27 черепами мамонтов. Кроме того, по краю этой овальной площадки были вертикально вкопаны 30 лопаток мамонта. 30 бивней мамонта лежало в середине. Черепа и лопатки мамонта являлись основанием стен древнего жилища, бивни, скорее всего, служили конструктивной основой его низкой куполообразной крыши.
К жилищам такого рода ученые относят и землянку в Шуссенриде в Швейцарии. Вместе с костяными мадленскими гарпунами и другими палеолитическими изделиями найденные в ней сотни рогов северного оленя служили покрытием каркаса крыши.
В солютрейском и мадленском времени жилища с каркасом из костей животных получили широкое распространение.
Две интересные верхнепалеолитические стоянки обнаружены в Гомельской области: Юровичи на Припяти и Бердыж на Соже.
При раскопках Юровицкой стоянки в Калинковичском районе обнаружены останки 15–20 мамонтов, в основном молодого возраста, а также первобытного быка, дикой лошади, песца и 60 обработанных кремней. Пятна от угля, определенная система в размещении камней и крупных костей мамонта свидетельствуют о том, что здесь находилось жилище древних людей. Археологи обнаружили очень редкий большой кремневый клинок-кинжал, чуринга.
На стоянке в Бердыж когда-то находились два или три жилища верхнепалеолитических людей. По мнению ученых, жилища эти имели овальную форму, возраст их около 23 тысяч лет. При раскопках были обнаружены 1800 костей мамонта, остатки других животных 19 видов, в том числе северного оленя, песца, медведя, волка, зайца, лошади, зубра, лохматого носорога и т. д. Кроме того, ученые нашли более 600 обработанных кремней, из которых 80 — законченные и использованные орудия труда.
Среди находок этой стоянки выделяются своеобразные — достающиеся — наконечники копей и пластинковые ножи. Судя по ним, Бердыж является как бы ответвлением костёнковской культуры.
Следует также отметить, что остатки мамонтов обнаружены более чем в 200 местах на территории современной Белоруссии. В большинстве случаев они находились около берегов больших рек.
В поисках добычи древние люди, населяющие эти места, осуществляли дальние путешествия, делали облавы с последующим преследованием. Они загоняли животных в глубокие яры, к обрывам или в болота, делали засады у троп, которые вели к водопоям, а также копали глубокие ямы.
Как правило, стоянки строились недалеко от таких мест.
В этот период на смену относительно мягкому климату приходит похолодание. Отпечаток сурового климата лежит на одежде людей позднесолютрейского и мадленского времени.
Судя по многочисленным кремневым и костяным остриям-проколкам, в особенности по превосходно сделанным костяным иголкам с миниатюрными отверстиями для нитей, у людей того времени уже существовала скроенная и сшитая одежда из специально выделанных шкур.
Какой была по своему покрою и виду древняя одежда, говорит найденная в Бурети — на реке Ангаре, в Сибири — верхнепалеолитическая статуэтка, вырезанная из бивня ма монта. Вся ее поверхность, кроме лица, покрыта углублениями, которые условно передают меховой костюм в виде комбинезона, плотно облегающего тело. На голове статуэтки был изображен капюшон, тоже покрытый такими же ямками.
Правда, среди статуэток, относящихся к палеолитическому периоду, преобладают те, на которых изображены не одетые, а обнаженные женщины. Самое большое, что у них имеется из одежды, это более или менее широкий поясок на бедрах или что-то вроде широкого треугольного хвоста, находящегося сзади. Таковой, например, является статуэтка из Леспюг во Франции. Иногда заметно что-то, напоминающее татуировку.
Следует отметить, что древние мастера большое внимание уделяли женской прическе, которая зачастую была очень пышной и сложной. Волосы то падают вниз сплошной массой, то собраны концентрическими кругами. Иногда же они расположены зигзагообразными вертикальными рядами.
Очевидно, внутри своего низкого и тесного полуподземного зимнего жилища люди того периода были обнаженными или полуобнаженными. И только выходя наружу, они надевали одежду из шкур и меховой капюшон.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Где находится самое древнее поселение людей? • История
Где находится самое древнее поселение людей?
Каждый день, включая телевизор, компьютер, люди узнают все более интересные факты о прошлом. Где находится самое древнее поселение людей, как они жили. Ученые, не покладая рук, исследуют планету в поисках разгадок о древнем мире и местах поселений древних людей. Таким образом, множество теорий обретают доказательства.
Чтобы подробнее представить территории расселения первобытных людей, достаточно представить карту мира. Изучая историю человечества, выявились наиболее густонаселенные территории. Ими являлись северные части Азии, Европы и Америки. Там в археологических раскопках и исследованиях было найдено огромное количество костей человека и первобытных орудий труда. Судить о возрасте останков помогает почва местности. За многие столетия грунт почвы ложится слоями. У каждого слоя есть своя временная рамка. По окаменелым останкам археологи делают заключения о принадлежности человека к тому или иному веку или эпохе. Стоить отметить, что примерные окаменелости можно отнести к временной рамке не более 50-60 тысяч лет назад. Как известно, по информации ученых, в древние времена на Земле царила повышенная влажность, всюду было сыро и болотисто. Поэтому, найти более древние артефакты по поселениям древних людей сложно, ведь в сырой почве или в болоте человеческие кости полностью расщепляются за 2-3 тысячи лет. А то и вовсе, у некоторых древних поселений не было ритуалов захоронения. Тело просто съедалось соплеменниками или же бросалось на съедение диким животным.
Места поселения древнего человека находятся и до сих пор. Исследовательские территории невероятно масштабные, соответственно, новые раскопки обнаруживаются часто. Буквально недавно, на территории Кавказских гор было обнаружено древнее поселение людей, датируемое эпохой энеолита. Примерный возраст восемь тысяч лет. Также, самое древнее поселение на территории России было найдено в Дагестане. В слоях почвы встречались объекты флоры и фауны, по времени существовавшие около миллиона лет назад. На месте поселения были найдены различные орудия труда, помогавшие людям заниматься земледелием. Установить точно, к какому типу принадлежали люди, жившие здесь, пока еще трудно. Предположительно это уже был человек "прямоходящий". Если представить карту древности, то можно проследить, что люди селились неподалеку от рек. Они располагались в Месопотамии, на берег.ах рек Тигр и Евфрат, Нила. Связано это было с развитием земледелия. Для работы с землей древние люди нашли способ изготовления орудий труда, обрабатывая камень. Это были различные плуги, мотыги, колья. Для построек жилищ использовались кости крупных животных и их шкуры, которые натягивались вместо крыши и стен, таким образом защищая людей от ветра и холода.
Конечно, еще много чего предстоит узнать о прошлом. Каждый день появляются новые факты и гипотезы. Но одно ясно наверняка, что древние предки уже тогда заложили основы всего, что имеется сейчас. Будь то одежда, предметы обихода, оружие или виды труда. Даже сейчас, находя что-то из древности, ученые узнают для себя много нового, что можно было бы применять и в настоящее время.
Последние опубликованные
Самая большая свинья в мире: где она живет? Рейтинг детских смесей: самые популярные производители
samogoo.net
Первые люди на нашей земле
Когда здесь появились первые люди?
Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Главным нашим помощником в поиске ответа станет наука археология. На основе находок археологов, порою очень незначительных, можно попытаться восстановить историю древнейших времен.
Надо напомнить читателям, что древнейшая история человечества подразделяется на большие периоды. Это каменный век (состоящий из палеолита, мезолита, неолита), бронзовый век и железный век. Длились они тысячелетиями.
Обнаруженные на сегодняшний день следы появления первых людей в нашем крае относятся именно к верхнему (позднему) палеолиту. Это было 20-22 тысячи лет назад.
Каменные орудия верхнего палеолита
Два обломка каменных рубил эпохи позднего палеолита были найдены в окрестностях с. Ледово. На стоянке, в окрестностях деревни Пятница, найдены кремневые обломки нуклеусов, пластины и отщепы, происхождение которых археологи предположительно относят к периоду позднего палеолита. Следы кратковременных стоянок эпохи позднего палеолита, а точнее, отдельные орудия труда – куски кремня с искусственными сколами, пластины из него, были найдены на поверхности земли на огородах с. Колтово, на полях между речкой Мутенкой и ручьем Завальским.
Охотники на мамонтов.
Наша территория в ту пору представляла собой приледниковую степь-тундру, обильно поросшую засохшей травой. Местами, в основном в оврагах, росли кустарник стланник, карликовая береза и сосна. Лето было короткое и жаркое, а зима – долгая и бесснежная, с морозами до 40 градусов. Территорию Каширского района прорезало огромное количество рек, ручьев. По ним текла вода из тающего летом ледника, располагавшегося к северу от Оки. Эти условия были идеальными для так называемой мамонтовой фауны, которая доминировала в позднем палеолите. Корма для стад мамонтов, лошадей и северных оленей в наших краях было в достатке. Основным родом занятий людей в ту пору была охота.
Охота на мамонта
Охота велась загонным методом – крупного зверя загоняли в ловушку и добивали метательными копьями с каменными наконечниками, забрасывали крупными камнями. Такой тип охоты вел к тому, что именно в ту пору начинает складываться коллектив родственников – род. Люди эпохи позднего охотились на северного оленя, диких лошадей, бизонов, зайцев, грызунов, песцов, птиц. Но, прежде всего, охотились на мамонта.
К сожалению, пока не удалось восстановить облик первых людей эпохи верхнего палеолита населявших наш край, но с достоверностью можно говорить, что это были кроманьонцы – европеоиды.
Когда вымерли мамонты...
Шло время, менялся климат. Примерно 15 тыс. лет назад началось глобальное потепление, и ледник стал таять. Зимы стали снежными. Снег покрыл степи и лишил крупных животных корма. Мамонты вымерли. Ледниковая эпоха заканчивалась. К концу подходила и эпоха позднего палеолита. Постепенно приледниковые степи начали покрываться лесами, в которых обитали уже новые животные. Объектом охоты вместо мамонтов, шерстистых носорогов и северных оленей стали лоси, кабаны, косули, бобры, зайцы и другие мелкие животные. Люди приспосабливались к новым условиям. Следы первобытных людей этого периода были обнаружены на территории современного Каширского района при раскопках у с. Колтово. Здесь, по мнению археолога В.В. Сидорова, 12-14 тыс. лет назад располагалась зимняя мастерская по изготовлению орудий труда из местного качественного кремня.
В эпоху мезолита изменяется техника раскалывания кремня, первобытный человек изобретает вкладышевые орудия, использует первое подобие лодки. Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу.
Древние Одиссеи
Все эти первобытные стоянки были, скорее всего, временными и содержат дошедшие до наших дней следы остановок небольших групп, путешествовавших по Оке. Древние «одиссеи» имели своей целью дальнюю охоту, поиск мест богатых рыбой или запасами хорошего кремня для производства орудий труда, а самое главное – присмотр жен из других мест. По мнению ученых, в то время огромные просторы от Прибалтики до Урала населяло всего несколько тысяч человек. Люди жили тогда сообща родами. Каждый мужчина должен был привести себе жену из другого рода, других мест (хотя первобытность не знала брачных отношений, и у каждого мужчины было несколько подруг, зачастую, жен братьев и побратимов). Юноши-охотники, как правило, пока не приводили со стороны невесту, не могли жить вместе со всем родом. Холостякам приходилось устраивать любовные экспедиции, а большой дорогой им служила Ока. Тихо прокрадывались они к стоянкам другого рода и долго выжидали момент для знакомства. Подобные экспедиции не всегда были безопасны, ведь отношения между родами зачастую были враждебными. Иногда холостяки выкрадывали себе невест (одно из толкований слова невеста значит неизвестная, то есть взятая откуда-то), но чаще дело решалось миром, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты брал себе в жены сестру похитителя. Приведя в свой род невесту, юноша переставал быть изгоем и становился братом всех мужчин рода. Для него заканчивалось время обучения и испытаний, а впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина-охотника, жизнь хозяина реки и прибрежных лесов. Так начинался неолит – новый каменный век.
Неолит охватывает VII-III тысячелетие до н.э. Период перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему труду. В нашем крае неолит имел свою особенность. В отличие от племен востока, неолит в нашем крае не был связан с земледелием и скотоводством. Населявшие лесные зоны племена в период неолита стали оседлыми охотниками и рыболовами (субнеолитические культуры). Рыболовство становится основой хозяйства. Поэтому племена неолита теперь селились не на высоких берегах рек, а рядом с озерами, в которых было много рыбы. Поселения представляли собой несколько десятков компактно расположенных полуземлянок и наземных шалашей. На реках располагались временные стоянки рыбаков и охотников на птиц, сборщиков кремня для заготовок орудий труда и путешественников за невестами.
Племена неолита, жившие в нашем крае, не знали скотоводства и земледелия. Поэтому развивались они медленно и не отличались передовыми технологиями. Не удивительно, что вскоре их вытеснили более развитые племена скотоводов.
Первые скотоводы и земледельцы нашего края
На смену камню в наши края медленно, но верно приходила эра металла. В середине III-го тыс. до н. э., под давлением степных скотоводческих племен, люди фатьяновской культуры переселяются со среднего Днепра в северные леса, в междуречья Оки и Волги. Они легко вытеснили и ассимилировали местные отсталые племена охотников и рыболовов. Именно фатьяновцы в наших местах были первыми скотоводами. Их главное занятие – лесное подвижное свиноводство. На их стоянках археологи находят много костей домашних животных и новые, не характерные для племен мезолита, орудия труда. Жители наших мест в ту пору, кроме охоты, рыболовства и скотоводства занимались подсечно-огневым земледелием. Быстро истощая почву и пастбища, запасы рыбы и зверя, они переходили на новое место. Поэтому толщина культурного слоя, обнаруженная археологами в Каширском районе, невелика.
Реконструкция внешнего
облика
С рубежа VIII-VII веков до нашей эры в Европе начинается железный век. В наших краях наиболее отличительным признаком его начала являются не находки из железа, а начало эпохи городищ. Плотность населения возросла, к тому же люди стали иметь запасы, на которые могли позариться соседи. Отсюда появление городищ – укрепленных поселений, где жил весь род. Располагались они на речных мысах, на высоких речных террасах, иногда на островах, т.е. в местах, где природа сама ограждала сородичей от дикого зверя и лихих племен (берега реки Оки, идеально подходящие для подобных городищ, еще ждут археологов, которые, несомненно, найдут следы поселений раннего железного века в нашем родном крае). С той стороны, где ни вода, ни овраги не защищали поселение, чаще всего со стороны поля, люди стали насыпать небольшой вал и городить частокол, изгородь. Отсюда и пошло название городища. Мы не знаем, как называли себя люди, жившие в наших краях в железном веке, но ученые отнесли их к племенам дьяковской культуры (по первой находке на берегу Москвы-реки возле села Дьяково).
Реконструкция городища дьяковцев
Городища дьякова типа – это небольшие поселения. Зарвами и валами располагались жилища несколько углубленные в землю. В центре обычно помещался очаг. Судя по находкам, правая сторона жилища принадлежала мужчинам, левая – женщинам. Кроме жилищ, в поселке были общественные постройки – амбары, кузница, общий загон для скота, специальный дом для женских работ, иногда – особый «домик мертвых», где хранился в глиняных урнах прах сожженных покойников.
Как правило, в таком укрепленном послении жило несколько десятков человек. Каждое из них представляло собой патриархальное родовое гнездо, т.е. поселение людей, сообща владевших скотом, кузницей и разными запасами, сообща оберегавшими свои богатства от нападений соседей.
Ученый мир до сих пор спорит, к какому народу этнически отнести племена дьяковской культуры.
Одни относятих к предкам угро-финских народов, другие относят их к древним восточнославянским племенам, третьи говорят о смешении народов, живущих на одной территории (племен финнов, балтов и славян) и имеющих общие черты определенного типа хозяйства (занимающихся оседлым скотоводством лесной зоны). Опираясь на данные последних археологических изысканий, проводимых на территории нашего района, В.В. Сидоров полагает, что в Каширском крае, на памятниках отнесенных ранее к дьяковской культуре, мы наблюдаем процессы взаимопроникновения культур и ассимиляции.