Обряды инициаций в первобытных обществах как форма познания Единого Бога (по религиоведческой концепции В. Шмидта). Первобытный обряд
1. Эпоха синкретизма. Жизнь первобытных племен как непрерывный обряд. Обрядово-фольклорные формы досуга. Магический характер обряда. Обрядовый театр
Похожие главы из других работ:
Амедео Модильяни
1. Жизнь и эпоха
Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в Ливорно, на западном побережье Италии. Его родители происходили из благополучных еврейских семей (один из дедов будущего художника был в свое время процветающим банкиром)...
История создания дискотек и методика их проведения
Глава 2. Организация дискотеки как формы досуга
...
Культура и религия
3. Религия в первобытных культурах
Исследования племён, сохранивших до нашего времени первобытный уровень развития, позволили обрисовать общую модель, свойственного древнему человеку архаического сознания. Основана она на видении мира целостным, взаимозависимым...
Культурные сценарии деятельности
4.2 Культура досуга. Соотношение работы и досуга
Потребность в отдыхе -- это биологическая потребность организма. Досуг есть средство удовлетворения этой потребности. И вместе с тем он проводится всегда в какой-то культурной форме, представляет собою определенную форму культуры...
Место и уникальность "Домостроя" в русской культуре
Глава 2. Эпоха "Домостроя" - эпоха перелома
Во всех без исключения сферах жизни русского государства в XVI веке происходили резкие перемены. Складывался новый для страны тип рационализма: система иерархии, игнорирующая традицию и природные права...
Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа
Глава 2. Основные формы и виды досуга древних римлян
...
Погребально-поминальный ритуал
§1 Погребальный обряд, как обряд перехода
Термином "погребальный культ" принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Обряды и верования, связанные с покойниками...
Происхождение, основные этапы развития и специфика культуры в Украине
1. Культура первобытных племён на территории Украины
Известно, что люди селились на наших землях с незапамятных времён. Отечественными археологами найдены следы пребывания прачеловека еще ашельской эпохи (1 млн -- 150 ты. лет назад...
Русские фольклорные мотивы в росписи ткани
Глава 1. Русские фольклорные мотивы в изобразительном искусстве
...
Русские фольклорные мотивы в росписи ткани
1.3 Русские фольклорные мотивы в изобразительном искусстве
Интерес к культуре Русского Севера (сохранившей в себе вместе c «дораскольными» книгами знания и традиции уже исчезавшей старой Руси, целый пласт древней почти неизвестной современникам культуры) проявился в полной мере уже к началу ХХ в....
Современные формы организации досуга молодежи в учреждениях культуры
1.3 Современные формы досуга молодежи в центре досуга
Формы досуга- это своего рода виды, варианты организации культурного досуга, характеризующиеся особенностями построения, целями, задачами и содержанием, видами и формами деятельности его участников, а также местом и временем проведения...
Современные формы организации досуга молодежи в учреждениях культуры
1.4 Современные формы досуга молодежи, используемые в работе МБУК ЦДМ
молодежный досуг социальный культурный Кинотеатр «Россия», ныне МБУК Центр досуга молодежи, - первое здание, спроектированное в г. Североморск на улице Душенова...
Формы организации досуга
1.2 Формы досуга в современный период
досуговый оздоровительный музыкальный эстетический Этот период явился результатом дальнейшего практического и научного осмысления культурно-досуговой сферы на последующем этапе перестройки, который отличался большим практическим опытом...
Художественная культура
Формы материального воплощения, основа и характер художественной культуры
Культура охватывает формы организации художественной жизни как систему социальных институтов. В истории культуры эта система складывалась постепенно...
Черняховская культура
1. Основные этапы этнической истории Черняховских племен
Черняховская культура - археологическая культура железного века. Существовала на рубеже II-III вв. - рубеже IV-V вв. В Нижнем и Среднем Поднепровье, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря появляется новая культура - Черняховская...
cult.bobrodobro.ru
история обрядов, ритуалы в первобытном обществе, посвящение мальчиков и девочек у славян
Слово «инициация» пришло с латинского языка. В переводе оно означает «таинство, посвящение». Этот обряд подразумевает собой переход индивида на новую ступень процесса развития. Всё это происходит в рамках определённого социального круга или мистической общины. В древней культуре существовали обряды для девушек и юношей, цель их состояла в том, чтобы молодое поколение преодолело барьер между материнской привязанностью и формированием собственного сознания и понимания.
Содержание материала
История обрядов
Первобытное общество славилось проведением обрядов, результатом которого являлся переход человека на следующую ступень развития. Первичное определение инициации интерпретируется как комплекс нескольких обычаев в древней культуре, заключающийся в претворении молодых индивидов общества в категорию старших. Если более точно, то смысл в том, что благодаря обрядам посвящения происходит комплексное развитие личности во всех направлениях.
Источники выделяют три основных вида обряда инициации в первобытном обществе:
коллективное (массовое) посвящение — переход по возрастной категории от детей к совершеннолетию. К этой части социума относились дети до 12 лет;
церемония посвящения в тайную группу или сообщество;
обряд как доказательство мистической принадлежности вождя или шамана.
В каждом обществе процедура инициации проводилась по-разному. Но каждое таинство требовало выполнения каких-то ритуалов, заданий, которые практически всегда должны были сопровождаться тяжёлыми (физически и морально) испытаниями. Единственным было смысловое предназначение процедуры.
Основная роль, выполняемая таинством, заключалась в активном привлечении молодняка к участию в общественной, хозяйственной и идеологической сферах жизни общины и её членов.
Также рекомендуем прочитать:
Понятие табу
Становление и развитие отношений внутри первобытного общества выражалось ещё в весьма характерном для того времени признаке — установлении табу. Табу — определённый запрет на произведение тех или иных действий, пользования и взаимодействия с предметами, рамки накладывались даже на обороты речи. Это был некий статут, регулировавший взаимоотношения в кругу семьи и обществе, целью которого была защита от опасностей. Иначе говоря, на табу возлагалась функция регулирования жизни первобытного социума. Именно табу стало прародителем всех социальных и религиозных норм.
Ритуалы в первобытном обществе
Общество, стоявшее у истоков зарождения современного социума, придавало огромное значение переходу детей и подростков в группу взрослого поколения. Именно посредством этого таинства юноши и девушки готовились ко влитию в общественную, социальную и семейную сферы жизни. Пройти этот ритуал означало, что человек осуществил переход на последующий уровень развития и опыта. Это показывало, что индивид готов дальше совершенствовать себя во всех направлениях. Переход на следующую ступень развития сопровождался рядом рекомендаций и инструкций, которые несли полезную информацию для выхода на последующий уровень.
Инициации подвергали абсолютно всех подростков общины. Самым первым этапом взросления подростка, его становления как личности, было прощание с детством, то есть с безответственностью и инфантильностью. Это происходило так: когда дитя достигало определённого возраста (у каждого народа по-разному), его забирали от родителей. И после этого ребёнок оказывался в новом, совершенно незнакомом для него мире.
Место для этого выбиралось подальше от общины — чем дальше, тем лучше. Чаще всего это были густые леса, безлюдная местность или непроходимые джунгли. Там, далеко от семьи, они занимались привычными делами, но обязательно под присмотром наставника, учителя. И так до конца обряда.
Инициация молодняка в обязательном порядке сопровождалась табу, которое выражалось в существенном ограничении общения, света, воды и пищи. Это всё делалось для того, что подростки взглянули на мир иными глазами и вернулись домой другими людьми, изменившимися полностью. Будущим взрослым в процессе таинства приходило так называемое «единство трёх» — познание смертности, сексуальности и священности. До процедуры ребёнок ничего не знает об этом, но именно эти три фактора играют ключевую роль в становлении его как взрослой особи.
Испытания, проводимые в отношении юношей, отличались жестокостью и непредсказуемостью. Это могло быть отрезание пальцев, нанесение серьёзных увечий, жестокое избиение, вырывание зубов или волос. Подобная инициализация должна была дать перерождение. Когда процедура считалась законченной, инициируемый мог вступить в полноценную взрослую жизнь общины с соответствующими правами и обязанностями.
Инициализация девушек происходила менее жёстко. Они тоже перемещались для проживания в безлюдную местность, им запрещали общение, приём пищи. Их обучали мифам и сложению песен, могли совершать над ними определённые таинства. Помимо этого, будущих женщин обучали искусству ведения брачных отношений. Вообще, подготовке ко вступлению в брак уделялось особое внимание, ей придавали огромное значение. Если инициируемые по какой-то причине не справлялись достойно с испытаниями, им запрещалось вступать в брак. И это было до тех пор, пока они не пройдут повторную инициацию.
Славянские таинства
Причины проведения таинств посвящения у славян не отличались от других народностей. Этой процедурой также знаменовался переход от одной ступени социализации к другой или принятие и признание тотема рода. Среди славян обряды инициации проводились для следующих членов общин:
новобрачных в целом или для жениха и невесты по отдельности;
молодых девушек и парней только вступающих в брачные годы;
определённой категории подростков и детей для процедуры имянаречения;
новоиспечённых бойцов;
жрецов, волхвов, вождей.
До современности дошли не все этапы принятия молодняка в новую жизнь. Часто было так, что инициация могла выступить частью какого-то важного семейного события или календарного праздника, чтимого славянами. К испытаниям, предпочитаемыми славянами для подростков, относились:
демонстрация своих умений;
активное участие в значимом общественном мероприятии;
закалка характера — для инициируемого провоцировалась ситуация, в которой было необходимо быстро и точно принять правильное решение;
участие в общем пиршестве.
Пройдя всё вышеперечисленное, испытуемый принимался обществом уже в новом, переродившемся качестве.
Например, девочка, пройдя обряд инициации, могла оставаться на вечерние посиделки в других домах. Славянские обряды делились на две группы — мужские инициации и женские. Порой их объединяли.
Посвящение девушек
Для будущих хранительниц домашнего очага посвящение происходило в бытовых условиях. Попросту говоря, их приучали ко взрослой жизни постепенно. Женские члены семьи, будь то бабушка или мама, периодически устраивали проверки маленькой хозяйке. Экзамены могли касаться кулинарии, рукоделия и так далее. Но самым важным являлось признание прохождения того или иного этапа. В разные эпохи это происходило в промежуток между 3 и 7 годами. Ребёнку заплетали первую косу, а до той поры дитя считалось бесполым. Процедура происходила следующим образом:
дитя сажали на прялку, чесальный гребень или веретено. Могли посадить рядом с ними;
не спеша заплетали первую косу;
одевали ребёнка в первую взрослую одежду;
потом шёл процесс угощения всех, кто присутствовал на ритуале.
Следующей ступенью было имянаречение. Имя подбирали тщательно, обдуманно, исходя из проявленных ребёнком качеств. Когда девочка со временем превращалась в девушку, над ней совершали обряд совершеннолетия. В древнеславянские времена совершеннолетие девушки наступало с её первыми женскими «днями». Таинство предполагало одаривать девушку подарками в виде прялки и веретена, кокошника. Головной убор обязательно передавался от мамы к дочке.
Был ещё своеобразный обряд включения в состав невест. Назывался он «прыгнуть в понёву». Это значило, что девушка считается полноценной невестой и любой жених может попробовать свататься к ней. Понёва — это часть древнеславянской национальной одежды (пышная юбка из полотна). Испытание состоялось в том, что девушка должна выпрыгнуть из лавки в юбку. До этого ей дают возможность проявить нрав, она трижды должна сказать: «Хочу — вскочу, хочу — не вскочу».
Деталей и обрядов — несметное количество. И все они связаны с почитанием женского начала. К примеру, инициализация засватанной женщины. Обряд выражается в том, что родители её будущего мужа проверяют её способности в ведении домашних дел: приготовлении вкусной еды, шитья и вышивания, знание традиций рода. То же самое происходит и в первые дни замужества либо же в период свадебных ритуалов и гуляний, знаменуя собой переход невесты на ступень семейных отношений.
Инициация мужчин
Первичный обряд подростков и юношей происходил по той же схеме, что и у девушек. Разница была лишь в атрибутике. Русичи сажали мальчиков на коня (не всерьёз, а как часть ритуала) в период с 2 до 5 лет. Происходило это по следующей схеме:
ребёнка усаживали на деревянного коня или на топор (как вариант, саблю) или ставили рядом с атрибутикой;
обстригали волосы;
одевали в его первые мужские одежды;
угощали всех участников таинства вкусными угощениями.
Более старших детей (от 12 до 14 лет) испытывали на выживание одному в лесу. Могли отдать в школу военного искусства, если инициируемый происходил из военного рода. Способов и методов обратить подростков во взрослую жизнь было очень много. Некоторые этнографы выделяли в своих работах такой вид испытания, как изгнание юношей из общины на вольный простор с целью выживания и воспитания себя как индивидуума, личности.
Изгнание тоже происходило в рамках обрядовых правил. Называлось это таинство — посвящение в волки. Юноши одевались в выделанные шкуры волков, подпоясывались особым поясом, на котором завязывались узелки магического свойства. Пояс являлся символом полученной силы, власти его как взрослого мужчины. После этого жители нарочито, театрально изгоняли «волков» из поселения. Было чётко определено время, на протяжении которого парни должны были жить отдельно, самостоятельно добывать себе пропитание, строить подходящее жилище, укрывающее их от дождя и ненастья.
Встреча возвращающихся «волков» тоже имела определённый ритуальный смысл — юношей слегка били палками, как бы выбивая волчью сущность. После одевали их в белые одежды, пояс родового имени. Это всё означало, что юноша принят в семью и общину как взрослый мужчина. Получалось так, что парни не только учились быть самостоятельными и овладевали некоторым опытом, они также переживали определённый переворот сознания, перерождение. Это позволяло контролировать мужскую природную агрессию и использовать её в деле.
Взяв любой обряд посвящения за основу, можно проследить идентичный смысл: что-то умирает, дав рождение чему-то новому.
Именно поэтому большая часть процедур инициализации предполагают инициируемым сыграть символическую кончину, пройти через мучительное умирание, чтобы потом возродиться обновлённым. Каждый из тех, кому доводилось проходить испытания, ощущал себя по-новому, с честью принимал новый статус и жил до следующей инициации.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
magiya.guru
Обряд инициации в первобытном и современном обществе |
В культуре древних народов для каждого юноши и девушки существовали специальные обряды, цель которых заключалась на своевременном преодолении притяжения материнского мира и на формировании самосознания своего пола, когда осознавались духовные и социальные функции.
Каждая инициация славян была представлена в форме ритуала, создающего условия для перехода из одного социального статуса в другой.
Среди каждой инициации взросления в первобытном обществе можно выделить следующие стадии: изгнание за пределы привычной жизни, испытание и возвращение к прежнему окружению.
Как известно, в любом здоровом человеческом сообществе необходимо дать верное направление мужской агрессии.
Это делается с целью научиться контролировать свою природную агрессию. Если говорить об инициациях для девочек, то такие обряды дают возможность женщине осознать свою природную сущность и принять ее в качестве драгоценного природного дара, наделенного целебными свойствами.
На протяжении многих веков в народах древних славян существовали обряды инициации, связанные с испытаниями. Такие обряды оказывали немалую помощь молодому поколению в освоении азов мужского и женского предназначения. И важная роль в данном случае уделялась своевременности. Первобытное общество в отличие от цивилизованного, боролось за выживание. И из-за небольшой отсрочки в освоении того или иного навыка самостоятельного выживания они могли лишиться жизни.
Особенности проведения обрядов инициации
Независимо от того, кто будет проводить обряд инициации — индусы или славяне, некоторые специфические особенности каждого ритуала останутся неизменными. В частности, человек, который захочет подвергнуть себя обряду инициации, обязан грамотно подготовиться к нему. Он может это сделать с помощью диеты или выполнения определенных ритуальных действий.
В иудейской культуре, в отличие от славян, юноши в возрасте двенадцати лет получают право на прочтение Торы в храме. Начиная с этого возраста, они должны отвечать за каждый свой поступок.
Таким образом, в сознании мужчины происходит инициирование основной мужской духовной функции.
Он понимает, что ответственен за тех, кого ведет за собой. И это осознание пребывает с ним на протяжении всей жизни.
Если следовать Мирче Элиаде, то можно привести следующие обобщенные стадии инициации взросления для мальчиков, которые засвидетельствованы среди древних народов австралийцев, калифорнийцев и готтентотов:
сперва происходит разлучение мальчика с матерью;
следующая часть инициации является более драматичной, она представлена обрезанием, испытанием, пытками, что символизирует наступление смерти с последующим воскрешением;
уход в чащу леса и поиск Духа-Защитника;
героические посвящения при помощи магических средств;
обряды пищевых и телесных лишений-испытаний, представленных насечками на теле, употреблением психотропных растений;
ритуал смены имени;
ритуал запрета на контакты с матерью и соплеменниками.
Обрядовая смерть во время инициации в первобытном обществе считается одновременным концом «естественного», не культурного человека и переходом к новому способу существования. Во время обряда человек заново перерождается.
У древних народов славян можно отметить существование обычая, связанного с изгнанием юношей определенной возрастной категории из деревенской общины. Этот процесс происходил в сопровождении ритуала посвящения в «волки». Молодые люди собирались вместе и на них надевались волчьи шкуры. После этого их изгоняли за территорию общины. Зачастую при этом обряде инициации на человека надевали особый пояс с магическими узлами.
После изгнания молодые люди, облаченные в волчьи одежды, должны были на протяжении некоторого времени жить вдали от поселений «волчьей жизнью». Членами подобных молодежных союзов совершались набеги на деревни, где они воровали продукты, животных.
По истечении срока юноши вновь возвращались в общину, где их ждал новый ритуал.
С молодых людей срывали волчью одежду, избивали их деревянными палками, поднимали за волосы, заставляли карабкаться на самый верх столба и кукарекать на нем, измазывали их лицо при помощи сажи и нечистот, тем самым изгоняя животное из человека.
Во время прохождения обряда юношам не дозволялось произносить ни слова и выражать свои эмоции. Они не должны были ни есть, ни пить. По окончании разных обрядовых действий юношей наряжали в белые одежды. Так юноши становились настоящими мужчинами, они могли позволить себе завести жену и дом.
С того момента как волчья суть была изгнана, молодой мужчина лишился права бесконтрольно ее проявлять. Он стал мужчиной, ответственным за свою жизнь и жизнь своей семьи. С момента посвящения он получал право на создание семьи и защиту племени наравне со взрослыми мужчинами общины. И природная агрессия мужчины перенаправляется на созидание, а не на разрушение жизни.
Обряд инициации затрагивал и славянских девочек. Они также были на время изолированы от общества. Их отправляли в «женские дома», где с помощью опытных пожилых женщин-славянок они получали познания в ведении домашнего хозяйства, в премудростях любви, в правилах поведения при родах.
Значение обрядов инициации сегодня
В народах древних славян обряды инициации проводились повсеместно и участие в них принимали многие люди. Сегодня подобные ритуалы постепенно угасают, и редко кто проявляет желание подвергнуть себя многочисленным испытаниям на пути к обретению нового социально значимого статуса в жизни.
Но если говорить о подростках западного мира, то они нуждаются в прохождении разных мужских и женских инициаций взросления. Такие обряды помогают лучше пройти кризисный период у любого подростка. С помощью обрядов инициации, юноша или девочка, переживая символическую смерть, прикасается к высшей создающей инстанции. Взрослеющий человек обогащается сакральным, надличностным опытом бытия, который невозможно выразить в логической форме.
Сегодня существует необходимость в создании настоящей инициационной культуры в обществе, что объясняется в необходимости обучения взрослеющего молодого поколения этике пола как духовной этике.
Но это вовсе не говорит о том, что все обряды древних народностей следует внести в повседневную жизнь человека в их первозданном виде. Сегодня существует большая возможность, используя опыт древних культур, создавать современные инициации.
Прочесть о других обрядах:
Узнать о других видах обрядов:
Обряд Инициации: комментарии
Один комментарий
До определенного момента в своей жизни я не принимала участия в обрядах и не особо верила в их силу. Но жизнь расставила все на свои места. Очень жаль, что сейчас обряды инициации угасают. Мне кажется, что эти обряды помогли бы сейчас действительно мальчику стать мужчиной, понять за кого он несет ответственность. А то, к сожалению, нынешнее поколение перестало полагаться на себя, а в большей мере хочет, чтобы все решали родители.
privorot-2018.ru
Обряды инициаций в первобытных обществах как форма познания Единого Бога (по религиоведческой концепции В. Шмидта) : Wissenschaftlich-Theologisches Portal Bogoslov.Ru
13. August 2009
В своей новой статье, посвященной антиэволюционной религиоведческой концепции Вильгельма Шмидта, студент СПбДА Денис Голубев рассматривает значение и авторитет выводов Шмидта о частичном знакомстве первобытных обществ с истиной о Едином Боге.
В середине XX века в Европе сформировался
антиэволюционный подход к истории религии. В связи с этим была образована
Венская этнологическая школа, которая ставила своей задачей найти осколки
древнего монотеизма в обществах первобытных народов. Во главе этого движения
стал католический священник, этнолог и религиовед Вильгельм Шмидт (1868-1954).
В своем главном
труде «Der Ursprung der Gottesidee» В. Шмидт детально разбирает социальную
структуру и религиозные верования примитивных народов. Одним из аспектов его работы
являются обряды молодежных посвящений — инициации.
Инициации служат
средоточием всех наиболее важных и нередко тайных верований, обрядов и обычаев.
Обряды посвящения создают общий ритм религиозной жизни племени и способствуют
развитию торжественных церемоний.
Под инициацией
понимается совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых —
радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого [4, с. 72].
В процессе
испытаний посвящаемый обретает совершенно другое существование, чем до
посвящения: он становится другим. Из различных категорий инициации посвящение,
связанное с достижением половой зрелости, с взрослением, особенно важно для
понимания до-современного человека. Обряды возрастного перехода были
обязательными для всей молодежи племени. Чтобы получить право быть допущенным в
сообщество взрослых, подросток должен был пройти через ряд обрядовых испытаний
и получить знания, заключенные в них.
Первобытный
человек считал, что сам себя в одиночку он «сделать» не может. Его «делают»
старики, духовные наставники, но пользуются они при этом тем, что было им открыто
в Начале Времен Сверхъестественными Существами. [4, с. 86].
По мнению В.
Шмидта, торжественные церемонии — это наивысшее проявление культа. Внешняя
обрядовость предполагает и возвышенное внутреннее состояние души. Влияние
религии на душу человека обусловливало возникновение и развитие религиозных
церемоний. В. Шмидт говорит, что инициации несли в себе религиозные тайны,
связанные с культом почитания Наивысшего Существа [8, с. 457].
Обряды инициаций
юношей и девушек восходят к древнейшим ритуалам общества и носят религиозно-нравственный,
педагогический и социальный характер. Как утверждает Шмидт, весь порядок жизни древнего
человека был устроен по плану и замыслу Наивысшего Существа. Знания о Нем и о
Его законах сообщались «особенным» образом как раз при инициациях. В процессе
прохождения обряда посвящаемые узнавали информацию о Наивысшем Существе как
Творце и основателе жизни, о творении «первопредка», о жизни в раю и о времени
«золотого» века. Также им сообщались социальные и нравственные законы, которые
были даны Наивысшим Существом первому человеку, и которые должны были передаваться
из поколения в поколение. Такие знания сообщались только юношам, и им
запрещалось разглашать их людям непосвященным [8, с. 460].
Изучая коренные
народы центральной и северной Калифорнии в Северной Америке, В. Шмидт отмечает,
как в обряде инициации мальчиков подчеркивается мысль творения, которая хорошо
прослеживается у многих племен, где встречаются резные фигурки из коры дерева,
символизирующие таинственное происхождение человека из земли [9, с. 501].
Существует
большое количество подтверждений концепции В. Шмидта как в плане чисто
социальной, так и религиозной этнологии. Так, например, социолог религии Робертсон-Смит
еще до формирования концепции В. Шмидта писал следующие строки: «В любой сфере
жизни древнего общества придавалось огромное значение форме и прецеденту. То,
что прецедент, будучи однажды создан, приобретал авторитетность, не требует
никаких доказательств. Общественные правила базировались на прецедентах, и то,
что общество продолжало существовать, было достаточным обоснованием того, что
прецеденту, однажды созданному, стоит следовать и далее» [6, с.16]. Такой прецедент
в сознании первобытных существовал — образ Высших Существ и модель религиозной
космологии.
Известный
американский религиовед XX века М. Элиаде
очень наглядно описал ритуал молодежных инициаций, где присутствует образ
Высшего Существа как главное действующее лицо в этом обряде.
Первоначально
готовится священная территория, которая называется «бора». У племен Юинов,
Вираджури, Камиларои, Итури и у некоторых племен Квинсленда готовят круглый
участок земли, на котором и происходят некоторые предварительные обряды, а на
некотором расстоянии от него строится небольшая священная выгородка. Обе эти
постройки соединяют тропинкой, вдоль которой располагаются мужчины племени,
осуществляющего посвящение, в масках, со знаками племени в руках. По мере прибытия
новичков их выводят на тропинку и показывают людей в масках. Каждый вечер
устраивают танцы, которые иногда продолжаются в течение нескольких недель,
вплоть до прибытия последнего посвящаемого.
По обеим сторонам
священной тропинки нарисованы на земле и слеплены из глины множество фигур и
изображений. Самая большая из них — около 4-5 метров. Это Высшее Существо
Беаме. Две фигуры — мифические предки, а целая группа из двенадцати персонажей
представляет молодых людей, которые вместе с Беаме были в его первом стойбище.
Территория «бора»
являет собой первое стойбище на земле Беаме и тех, кто был там вместе с ним, а
также принесенные им дары. Можно сказать, что при исполнении ритуала посвящения
как бы воспроизводится эпоха «золотого» века, когда обряд «бора» совершался
впервые. Священная территория не только имитирует первое стойбище Беаме, но в
праздничном ритуале повторяются его жесты и действия. Таким образом, речь идет
о воспроизведении акта творения Беаме и, соответственно, о возрождении Мира,
так как священная территория является одновременно и «моделью мира», и миром,
освященным присутствием Божественного Существа.
Лежа на земле в
священной выгородке, накрытые покрывалами, новички засыпают под монотонный
песенный напев. По пробуждении они получают «пояс зрелости», после чего начинается
собственно обучение. Посвящаемые вновь ложатся на землю и набрасывают на голову
покрывало. Затем под звуки трещоток к ним приближаются мужчины. Вождь
приказывает новичкам сбросить покрывала и посмотреть на небо, а затем на
мужчин, несущих трещотки. К ним обращаются два старика, они говорят: «Вы никому
не должны рассказывать об этом — ни матери, ни сестре, никому, кто не является
"жераэл"», то есть непосвященному. Им показывают две священные трещотки — большую и поменьше, которые называют «мужчина» и «женщина», и вождь
рассказывает мальчикам о происхождении обряда посвящения. Давным-давно Божество
по имени Мунган-Нгауа жило на земле. Именно этот Бог принес посвящение племени.
Его сын Тундум стал прямым предком племени. Мунган-Нгауа учредил таинство
посвящения, а руководил им впервые его сын; при этом он использовал две
трещотки, которые носили его имя и имя его жены. Но один предатель открыл
таинство женщинам. Разгневанный Мунган-Нгауа вызвал космическую катастрофу, в
которой погибло почти все человечество, а некоторое время спустя поднялся на Небо.
Суть данного обряда состоит в сообщении инициируемым имени Высшего Существа и
священного рассказа о Нем [4, с. 104].
Стоит сказать,
что М. Элиаде хотя и признавал наличие почитания у древних племен культа
Наивысшего Существа, однако не ставил своей целью показать прамонотеизм
первоначальной формой религии. В отличие от него, В. Шмидт, будучи католическим
священником, как раз делал акцент именно на этой проблематике.
Данная парадигма
мира в первобытной культуре, естественно, регулировалась определенными религиозными
чувствами. По выражению социолога религии Рэдклиффа-Брауна, «обряды вообще
можно рассматривать как регулируемое символическое выражение определенных чувств.
Обряды регулируют, поддерживают и передают из поколения в поколение чувства, от
которых зависит социальный порядок [1, с. 98]. Отсюда можно сделать вывод, что
существовавшая строгая социальная организация в примитивном обществе имела
своим основанием религиозные верования, в частности, в Высшее Существо.
Об инициальных обрядах и о роли в них религии
упоминают в своих этнографических заметках британские исследователи конца XIX в. Б. Спенсер и Ф. Гиллен. Описывая прохождение
этого обряда, они говорили, что в процессе социального воспитания у посвящаемых
аккумулировались все стороны мировоззрения первобытного общества: знания, опыт,
мораль, религия и прочие. [10, с. 218].
Другой этнолог начала XX
в. Д. Купер писал, что у племен яганов, проживающих на Огненной Земле,
инициации проходят с соблюдением поста, физических и психических испытаний. В
торжественной форме мальчикам твердят о терпимости и стоицизме, о великодушии,
честности, правдивости, мужестве, соблюдении брачных законов. Самым достойным
юношам сообщается информация о вере в Высшее Существо — демиурга [5, с. 238].
Даже
атеистически настроенный советский историк религии С. Токарев был вынужден
признать, что в представлении народов Австралии существует образ Духа-покровителя
(Патрона) инициаций — Туман, Атнату и так далее, который у юго-восточных племен
отождествляется с представлением о демиурге-Творце (Дарамулун, Байам и др.) [3,
с. 206]. Такое утверждение служит своего рода апологией для сторонников антиэволюционного
подхода в истории религии.
В заключение хочется отметить немецкого
этнолога П. Шебесту, который приводил свидетельства, что Патрон инициаций
является источником всех моральных и религиозных предписаний. Он настаивал: «главное
значение ритуалов, в частности инициаций — это приобщение молодого поколения не
только к охотничьей силе, но и к культу Божества» [7, с. 64].
Таким образом,
концепция В. Шмидта о том, что обряды инициации несли в себе источник
Божественного предания, религиозные знания и представления о Высшем Существе,
моральные и социальные нормы, имеет не только умозрительные, но в первую очередь
фактологические основания, а не является плодом миссионерских фальсификаций или
фантазии кабинетных ученых. В своей книге «Истоки религии» известный богослов и
религиовед протоиерей Александр Мень убедительно опровергает несостоятельность многих
высказываний по поводу миссионерских «влияний» на архаичные верования [2, с.
245].
Концепция В.
Шмидта базируется на серьезном этнографическом материале международных
экспедиций. Все это говорит и о том, что жизнь примитивных обществ была
построена по правилам Высшего Существа. Древние религии несли в себе «семена» Божественного
Логоса, и, соответственно, истина о Едином Боге частично присутствовала в
архаичных обществах. Она находила свое выражение в различных обрядах, сакральной
атрибутике и поэтике мифа. Эти элементы Истины указывают на общий источник Ее
происхождения — Творца и Спасителя мира.
Библиографический
список
1. Рэдклифф-Браун
А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. М., 2001
2. Мень
А., прот. Истоки религии. М., 2006
3. Токарев
С.А. Ранние формы религии. М., 1990
4. Элиаде
М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. СПб., 1999
5. Религии
наименее культурных племен. Сборник этнографических материалов / под ред. В.К.
Никольского. Л., 1931
6. Robertson Smith
W. Lectures on the Religion of the Semites. L., 1957
7. Schebesta P.
Ursprung der Religion. Berlin, 1961
8. Schmidt W. Der
Ursprung der Gottesidee. Bd. 6. Münster, 1946
9. Schmidt W. Die
Urkulturen: ältere Jagd - und Sammelstufe. München, 1938
10. Spenser В. and Gillen F. The native tribes of Central
Australia. L., 1899
de.bogoslov.ru
Первобытные обряды и культы
Дисциплина: Культурология Тип работы: Реферат Тема: Первобытные обряды и культы
Из археологического материала, который не очень велик, известны самые ранние стадии развития религии у наших древнейших предков(питекантропа, синантропа, живших несколько тысяч
лет назад). На том этапе развития человека определенных религиозных верований не было, так как примитивность общественного бытия древнейших представителей человечества определяла то,
что их сознание было непосредственно вплетено в практику и не могло создавать религиозных абстракций. Это был так называемый дорелигиозный период. Споры по данному вопросу не утихают
до сих пор. Некоторые защитники религии, пытающиеся ее увековечить, - стремятся доказать, что религия присуща человеку с самого начала его существования. Современные христианские
богословы, вынуждены признать происхождение человека от животных предков, утверждают, однако, что в процессе изменения животного мира развилось лишь тело человека, душа же создана
богом и неизменна, а вместе с ней появились и первые религиозные представления: вера в единого бога. В противовес им некоторые ученые высказывали мысль, что дорелигиозный период
длился очень долго – до конца эпохи нижнего палеолита,
охватывая и эпоху Мустье (около 100 – 40 тысяч лет назад), когда жил так называемый неандертальский человек, охотившийся на пещерного медведя и других
животных.
Первобытное общество (общинно-родовое , родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.
Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие
производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в
рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства. У некоторых народов пережитки первобытного общества сохранились до
20 века.
Именно у первобытного человека начали формироваться определенные религиозные понятия и представления. Появляются первобытные обряды и культы – последствия развития абстрактного
и мифического мышления человека, страха незащищенности перед силами природы и окружающим миром.
Погребальный культ
Археологи открыли несколько десятков случаев захоронений скелетов или черепов неандертальцев. Наиболее известны из них погребения в гроте Мустье, в пещере близ Ла-Шапель-О-Сен,
несколько скелетов в Ла-Фераси(Франция), в гроте Киик-Коба (Крым), в пещерах Мугарет-эс-Табун и Мугарет-эс-Схул (Палестина), в гроте Тешик-Таш (Узбекистан).
Когда были сделаны важнейшие из этих находок( 1908 г. И позже), многие ученые стали считать их свидетельством о наличии у неандертальцев веры в загробное существование души (А.
Буисони, Гуго Обермайер и другие). Некоторые же археологи (например, Макс Эберт) полагали, что веры в душу тогда еще не могло быть, но существовала вера в сверхъестественные свойства
самого трупа(идея «живого мертвеца»), которая порождала суеверную бояз...
Забрать файл
Похожие материалы:
refland.ru
Религиозные обряды первобытных людей — доклад
Религиозные обряды первобытных людей.
Нет такого народа на свете, который не обладал бы в той или иной форме религиозными представлениями. Какими бы простыми ни были его образ жизни и мышление, любое первобытное сообщество полагает, что вне непосредственного физического мира существуют силы, которые воздействуют на судьбы людей и с которыми люди должны поддерживать связь ради своего благополучия.
Обряды перехода.
Ритуалы, которыми отмечается изменение жизненного статуса человека, известны антропологам как «обряды перехода». Они сопровождают такие события, как рождение, наречение имени, переход от детства к взрослой жизни, свадьба, смерть и погребение.
Рождение.
Ритуалы, связанные с рождением, обычно принимали форму мер предосторожности с целью обеспечить благополучие ребенка в будущем. Еще до его рождения матери предписывалось, что именно она может есть или делать; во многих первобытных обществах отцовские действия также ограничивались. В некоторых регионах связи отца с ребенком придавалось столь большое значение, что отец – ради дополнительной предосторожности при родах – укладывался в постель для КУВАДЫ. (кувада- обрядовая имитация родов мужем роженицы (мужчина симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребёнка и т. п.)
Инициация.
Переход от детства к статусу взрослого (не везде отмечался). Часто обряд инициации совершался над юношами или девушками в момент вступления их в период половой зрелости. Инициации могли включать в себя проверку на храбрость или подготовку к брачной жизни путем операции на гениталиях; но наиболее распространенным было посвящение инициируемого в его жизненные обязанности и в тайное знание, которое не было им доступно, пока они оставались детьми.
Заключение брака.
Целью свадебных обрядов в гораздо большей степени было общественное признание нового социального статуса, нежели его празднование.
Смерть и погребение.
Смерть воспринималась первобытными людьми по-разному: от отношения к ней как к естественному и неизбежному – до представления о том, что это всегда результат действия сверхъестественных сил. Ритуалы, совершаемые над трупом, давали выход горю, но одновременно служили и мерами предосторожности против зла, исходящего от духа покойного. Формы погребения были различны: от выбрасывания трупа в реку до сложной процедуры кремации, захоронения в могиле. Очень часто имущество умершего уничтожалось или хоронилось вместе с телом.
Отдельные обрядовые действия.
Жертвоприношение.
Подразумевает такое приношение некоему сверхъестественному существу ценных даров.
Причины, по которым совершались жертвоприношения, и то, какая именно жертва угодна богам, в каждой культуре имели свои особенности. Но общим повсюду было установление связи с богами и другими сверхъестественным силами для того, чтобы получить божественное благословение, силы для преодоления трудностей, заручиться удачей, отвести от себя зло и несчастья. Эта мотивация имела различные оттенки зачастую представляло собой немотивированный формальный акт.
Время от времени в Полинезии имело место человеческие жертвоприношения (из числа пленников или представителей низших слоев общества). В этом смысле крайняя форма жертвования зафиксирована у индейцев племени натчез, которые убивали собственных детей; классическим примером жертвоприношения в христианской религии служит распятие Иисуса.
Однако обрядовое убийство людей не всегда носило жертвенный характер. Так, индейцы северо-восточного побережья Северной Америки убивали рабов, чтобы усилить впечатление от сооружения большого общинного дома.
Испытание.
( за провинность человека)
Когда человеческий суд казался недостаточным, люди часто обращались к суду богов, прибегая к физическому испытанию. Такое испытание было распространено только у древних цивилизаций и первобытных народов. Оно практиковалось на законном основании в светских и церковных судах вплоть до конца средних веков. Общими для Европы были следующие испытания: опускание руки в кипяток с целью достать какой-либо предмет, держание в руках докрасна раскаленного железа или хождение по нему, сопровождаемое чтением соответствующих молитв. Человек, сумевший вынести подобное испытание, признавался невиновным. Иногда обвиняемого бросали в воду; если он держался на воде, считалось, что чистая вода отвергает его как нечистого и виновного. У народа тонга в Южной Африке было принято выносить приговор человеку, у которого данное ему в ходе испытания снадобье вызывало отравление.
Исполнители.
Первобытные религиозные обряды всевозможными способами производили жрецы или люди, считавшиеся святыми, племенные лидеры, которые чувствовали в себе особые качества, позволявшие им обращаться к сверхъестественным силам. Одной из разновидностей последних был шаман, который, по всеобщему убеждению, обретал эзотерическое могущество через непосредственное общение с духами во сне или в своих видениях.
Слово «шаман» азиатского происхождения. Оно применяется в широком значении, охватывая такие разные типы, как сибирский шаман, знахарь у американских индейцев, колдун-лекарь в Африке.
yaneuch.ru
Обряд инициации в первобытном и современном обществе
В культуре древних народов для каждого юноши и девушки существовали специальные обряды, цель которых заключалась на своевременном преодолении притяжения материнского мира и на формировании самосознания своего пола, когда осознавались духовные и социальные функции.
Каждая инициация славян была представлена в форме ритуала, создающего условия для перехода из одного социального статуса в другой.
Среди каждой инициации взросления в первобытном обществе можно выделить следующие стадии: изгнание за пределы привычной жизни, испытание и возвращение к прежнему окружению.
Как известно, в любом здоровом человеческом сообществе необходимо дать верное направление мужской агрессии.
Это делается с целью научиться контролировать свою природную агрессию. Если говорить об инициациях для девочек, то такие обряды дают возможность женщине осознать свою природную сущность и принять ее в качестве драгоценного природного дара, наделенного целебными свойствами.
На протяжении многих веков в народах древних славян существовали обряды инициации, связанные с испытаниями. Такие обряды оказывали немалую помощь молодому поколению в освоении азов мужского и женского предназначения. И важная роль в данном случае уделялась своевременности. Первобытное общество в отличие от цивилизованного, боролось за выживание. И из-за небольшой отсрочки в освоении того или иного навыка самостоятельного выживания они могли лишиться жизни.
Особенности проведения обрядов инициации
Независимо от того, кто будет проводить обряд инициации — индусы или славяне, некоторые специфические особенности каждого ритуала останутся неизменными. В частности, человек, который захочет подвергнуть себя обряду инициации, обязан грамотно подготовиться к нему. Он может это сделать с помощью диеты или выполнения определенных ритуальных действий.
В иудейской культуре, в отличие от славян, юноши в возрасте двенадцати лет получают право на прочтение Торы в храме. Начиная с этого возраста, они должны отвечать за каждый свой поступок.
Таким образом, в сознании мужчины происходит инициирование основной мужской духовной функции.
Он понимает, что ответственен за тех, кого ведет за собой. И это осознание пребывает с ним на протяжении всей жизни.
Если следовать Мирче Элиаде, то можно привести следующие обобщенные стадии инициации взросления для мальчиков, которые засвидетельствованы среди древних народов австралийцев, калифорнийцев и готтентотов:
сперва происходит разлучение мальчика с матерью;
следующая часть инициации является более драматичной, она представлена обрезанием, испытанием, пытками, что символизирует наступление смерти с последующим воскрешением;
уход в чащу леса и поиск Духа-Защитника;
героические посвящения при помощи магических средств;
обряды пищевых и телесных лишений-испытаний, представленных насечками на теле, употреблением психотропных растений;
ритуал смены имени;
ритуал запрета на контакты с матерью и соплеменниками.
Обрядовая смерть во время инициации в первобытном обществе считается одновременным концом «естественного», не культурного человека и переходом к новому способу существования. Во время обряда человек заново перерождается.
Обряды инициации
У древних народов славян можно отметить существование обычая, связанного с изгнанием юношей определенной возрастной категории из деревенской общины. Этот процесс происходил в сопровождении ритуала посвящения в «волки». Молодые люди собирались вместе и на них надевались волчьи шкуры. После этого их изгоняли за территорию общины. Зачастую при этом обряде инициации на человека надевали особый пояс с магическими узлами.
После изгнания молодые люди, облаченные в волчьи одежды, должны были на протяжении некоторого времени жить вдали от поселений «волчьей жизнью». Членами подобных молодежных союзов совершались набеги на деревни, где они воровали продукты, животных.
По истечении срока юноши вновь возвращались в общину, где их ждал новый ритуал.
С молодых людей срывали волчью одежду, избивали их деревянными палками, поднимали за волосы, заставляли карабкаться на самый верх столба и кукарекать на нем, измазывали их лицо при помощи сажи и нечистот, тем самым изгоняя животное из человека.
Во время прохождения обряда юношам не дозволялось произносить ни слова и выражать свои эмоции. Они не должны были ни есть, ни пить. По окончании разных обрядовых действий юношей наряжали в белые одежды. Так юноши становились настоящими мужчинами, они могли позволить себе завести жену и дом.
С того момента как волчья суть была изгнана, молодой мужчина лишился права бесконтрольно ее проявлять. Он стал мужчиной, ответственным за свою жизнь и жизнь своей семьи. С момента посвящения он получал право на создание семьи и защиту племени наравне со взрослыми мужчинами общины. И природная агрессия мужчины перенаправляется на созидание, а не на разрушение жизни.
Обряд инициации затрагивал и славянских девочек. Они также были на время изолированы от общества. Их отправляли в «женские дома», где с помощью опытных пожилых женщин-славянок они получали познания в ведении домашнего хозяйства, в премудростях любви, в правилах поведения при родах.
Значение обрядов инициации сегодня
В народах древних славян обряды инициации проводились повсеместно и участие в них принимали многие люди. Сегодня подобные ритуалы постепенно угасают, и редко кто проявляет желание подвергнуть себя многочисленным испытаниям на пути к обретению нового социально значимого статуса в жизни.
Но если говорить о подростках западного мира, то они нуждаются в прохождении разных мужских и женских инициаций взросления. Такие обряды помогают лучше пройти кризисный период у любого подростка. С помощью обрядов инициации, юноша или девочка, переживая символическую смерть, прикасается к высшей создающей инстанции. Взрослеющий человек обогащается сакральным, надличностным опытом бытия, который невозможно выразить в логической форме.
Сегодня существует необходимость в создании настоящей инициационной культуры в обществе, что объясняется в необходимости обучения взрослеющего молодого поколения этике пола как духовной этике.
Но это вовсе не говорит о том, что все обряды древних народностей следует внести в повседневную жизнь человека в их первозданном виде. Сегодня существует большая возможность, используя опыт древних культур, создавать современные инициации.