Рисунок первобытного. Рисунок мамонта первобытного человека
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мир наскальной живописи. Рисунок первобытного


Наскальная живопись первобытных людей: что за ней скрывается?

  • Подписаться
  • Лента публикаций
  • Последние публикации
  • Лучшие публикации
    • за все время
    • за полгода
    • за месяц
  • Категории
    • Города и страны
    • Здоровье
    • Изобретения
    • Интересные факты
    • История
    • Космос
    • Наука
    • Природа
    • Рекорды
    • Технологии
    • Человек
Наука и техника

vseonauke.com

Рисунок мамонта первобытного человека

Рисунок мамонта первобытного человека

Современный человек практически не задумывается о том, где и как он будет питаться. Все необходимые продукты можно купить на рынке или супермаркете, а ещё проще перекусить в кафе или ресторане. Представьте на минутку, что вы древний человек. Это значит, что вопрос о том, где достать еду, станет у вас самым главным, и вы будете искать пищу практически большее время суток. И так всю жизнь «без отпуска» и лишь с короткими «перерывами на обед».

На самом деле, первобытный человек, в основном, занимался нахождением пропитания для себя и своего племени. Конечно, это было собирание ягод, орехов, корней, грибов, мёда. Если были водоёмы, то люди ловили рыбу, крабов, креветок. Отдельным и иногда очень опасным видом добывания пропитания была охота. Кстати, первобытные люди были прекрасными охотниками. Они могли всем племенем или группой загнать добычу в заранее выбранную ловушку — это мог быть овраг, канава и даже болото. Один из отрядов охотников с помощью шумовых эффектов ( битьё камня о камень, громкие крики) или световых (использование факельного огня) заставлял будущую добычу двигаться к заранее намеченному объекту — яме, болоту и т.д. Итак, цель достигнута — зверь в ловушке. Теперь можно всем племенем забить его камнями или палками. Теперь можно отпраздновать победу и отобедать. Интересно будет знать, что мамонты, на которых активно охотился древний человек, весом и размером были в основном тяжелее и больше ныне живущих слонов. Их бивни росли до 4 метров и весили 90 — 100 килограмм. Бивни мамонта были образно говоря «орудием для добычи пищи» — ими они разрывали снег или пробивали ледяной наст, чтобы добраться до трав и кустов. Возможно, с помощью бивней мамонт вырывал кусты из земли и поедал листья. Специалисты считают, что мясо одного мамонта могло в течение 2 — 3 месяцев кормить целое племя наших древних сородичей. Скорее всего, что после удачной охоты племя сначала съедало субпродукты — печень, сердце, лёгкие, почки, а если это была кормящая самка, то сразу выпивалось молоко, которое, предположительно, было похоже на коровье. Конечно, всё мясо убитого животного невозможно было съесть сразу, поэтому люди научились сушить, вялить и замораживать (реже, т.к. другие животные могли вырыть ) основную часть добытого мяса. Мясо люди прятали в специальных запасниках. Шкура мамонта шла на втором месте по ценности назначения добычи. Без неё наши предки, может быть, и не выжили — просто замёрзли бы, а на самом деле, из шкур изготавливалась чудесная тёплая одежда, а также утеплялось жилище, как сверху, так и внутри. Ещё важной составляющей жизнедеятельности первобытного человека были бивни и кости мамонтов. Люди использовали их для строительства своих жилищ, а также изготавливали первые орудия труда и оружие для охоты.

Палеонтологи нашли множество примеров наскальной живописи, где древний человек изображает свою охоту на мамонта. В науке идёт спор, как воспринимал наш предок мамонта — как божество, тотем или просто как животное, на которое племя охотилось. Скорее всего, как «два в одном», то есть — это божество, от которого зависела вся жизнь племени, поэтому оно становилось объектом священной охоты. Есть ещё версия, что, изображая животное, наш предок производил магический ритуал для привлечения животного в ближайшей реальной охоте.Похожее изображениеКартинки по запросу Рисунок мамонта первобытного человекаПохожее изображение

Похожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

dinohistory.ru

Первобытное искусство | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Введение. Виды и жанры изобразительного искусства | Главная | Композиция. Общие положения »

Автор: admin | 22 Дек 2013

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Первобытное искусство, хронологические рамки которого 2 млн. — 1 тыс. до н.э., было началом образного отражения действительности и с самых первых шагов стало помогать человеку постигать окружающий мир.  Принято деление первобытного искусства на периоды по материалу, из которого изготовлялись орудия труда и оружие, на каменный, бронзовый и железный века.

Каменный век (2 млн. — 2 тыс до н.э.) состоит из трех периодов: палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит (2 млн. — 10 тыс. до н.э.) делится на нижний (до 150 тыс. до н.э.), средний (150-35 тыс до н.э.), верхний (35-10 тыс. до н.э.). В эту эпоху возникли первые религиозные верования: магия, тотемизм, анимистические представления. Появились первые художники и изобразительная деятельность, связанная с духовными потребностями человека. В начале верхнего палеолита на территории Франции, Испании, Восточной Европы и Сибири возникли все виды изобразительного искусства: рисунки, росписи, рельеф, круглая скульптура. Рисунок исполнялся резцом или камнем. Роспись наносилась примитивной кистью или рукой. Художник писал желтой, красной, коричневой охрой, сажей, мергелем, растертыми на животном жиру. Круглая скульптура изготовлялась из мягких пород камня, рога, кости и всегда была небольших размеров. Рельеф вырезался на отдельных камнях или естественных выступах скал. Почти все сюжеты были посвящены животным.

Верхний палеолит делится на два периода – Ориньяк-Солютре и Мадлен.

Ориньяк-Солютре (35-20 тыс. до н.э.). В начале эпохи  рисунки несовершенны: неузнаваема порода животного, не соблюдены пропорции (пещ. Санта-Изабелле). Первые произведения круглой пластики – женские фигурки с едва намеченными конечностями, суммарно обработанной головой и подчеркнутыми половыми признаками.

Венера Виллендорфская. Каменный век. Палелит. Ориньяк-Солютре. Франция

Венера Виллендорфская. Каменный век. Палелит. Ориньяк-Солютре. Франция

На стенах пещер встречаются изображения рук, заключенных к круг, и человеческих фигур в звериных масках. К концу эпохи животные рисуются уверенной линией, контур четче, пропорции правильнее, появляется штриховка (пещ. Кастильо, Фон-де-Гом). Встречаются попытки показать животных в различных позах (пещ. Нио, Ляско, Фон-де-Гом, де ла Пенья, Пасегья).

Лошадь. Роспись. Каменный век. Палеолит. Ориньяк-Солютре. Францияю Пещера Нио

Лошадь. Роспись. Каменный век. Палеолит. Ориньяк-Солютре. Францияю Пещера Нио

Мадлен (20-10 тыс. до н.э.). Животные изображаются в движении. Все изображение, иногда натурального размера, покрывается краской, от одноцветной до двух-, трехцветной различных тонов (пещ. Альтамира, Фон-де-Гом, Ляско, Руфиньяк, Капова). К концу периода художники начинают группировать фигуры животных (пещ. Лимейль, грот Тейжа, Шаффо). Широкое распространение получила мелкая пластика из камня и кости: статуэтки женщин, животных, птиц (пещ. Мезина).

Бизон. Роспись. Каменный век. Палеолит. Мадлен. Испания. Пещера Альтамира

Бизон. Роспись. Каменный век. Палеолит. Мадлен. Испания. Пещера Альтамира

Мезолит (10-6 тыс. до н.э.). Наиболее яркие памятники мезолита обнаружены  на скалах территории Восточной Испании, Средней Азии, Кавказа. Появляются изображения сюжетных многофигурных сцен. Животные даются в рисунках выразительной контурной линией, черным или красным силуэтом, внимание сосредоточено на экспрессии движения (пещ. Альпера). Художник старается добиться не столько внешнего сходства, сколько показать внутренний смысл происходящего (пещ. Когул). Человек изображен схематично, условно, но всегда в динамичных сценах с определенным сюжетом (ущелье Валлторта, Кобыстан, Фергана).

Женские и мужские фигуры. Каменный век. Мезолит. Резьба по камню. Кавказ. Кобыстан

Женские и мужские фигуры. Каменный век. Мезолит. Резьба по камню. Кавказ. Кобыстан

Неолит (6-2 тыс. до н.э.). Быстрое наступление неолита особенно четко прослеживается в странах с благоприятными климатическими условиями — в Передней и Средней Азии, Египте, Индии, Юго-Восточной Европе. Человек стремится обобщить существующие понятия. Появившиеся представления о мироздании в целом не могут воплотиться ни в одном из известных человеку реальных образов. Особенностью периода является развитие условно-орнаментальных форм. Стремление украсить предметы быта наблюдается в керамике, деревянной утвари, тканях.

Триполье. Широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реалистичны, хотя трактованы обобщенно. Женские фигуры покрыты орнаментом, воспроизводящим узор ткани, упрощены и схематичны.

Женская статуэтка. Каменный век. Неолит. Триполье.

Женская статуэтка. Каменный век. Неолит. Триполье.

Керамика Триполья выполнена из ярко-желтой или оранжевой глины. Туловище сосуда покрыто орнаментом из геометрических фигур или спиралевидных линий, исполненных черной, белой, коричневой красками.

Трипольские сосуды. Каменный век. Неолит

Трипольские сосуды. Каменный век. Неолит

Племена лесных районов Европы и Азии. Широкое распространение получили петроглифы – наскальные изображения, выполненные ударной техникой или краской. Они изображают выразительные в движении и общности трактовки группы животных (Урал, Сибирь). Человек менее выразителен, но понятен (Норвегия).

Лоси. Петроглиф. Каменный век. Неолит. Томская писаница

Лоси. Петроглиф. Каменный век. Неолит. Томская писаница

Мелкая скульптура представлена фигурами и головами животных, выразительных и лаконичных. Головами птиц и зверей украшена деревянная утварь.

Каменный топор в форме лосиной головы. Каменный век. Неолит. Норвегия

Каменный топор в форме лосиной головы. Каменный век. Неолит. Норвегия

Бронзовый век (2 тыс. до н.э.). Развитие культуры бронзового века связано с районами, где добывался металл — это территория Европы, Азии, Кавказ, Урал и Южная Сибирь. Это время патриархата, войн, столкновений, появления культа вождя. Строятся первые заупокойные сооружения – курганы.

Курган. Бронзовый век. Северное Причерноморье

Курган. Бронзовый век. Северное Причерноморье

В степном Причерноморье над курганами помещены каменные бабы – надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур. Основной вид творчества – художественная обработка металла. В большом количестве изготовляются металлические украшения и мелкая пластика.

Каменная баба. Бронзовый век. Степное Причерноморье

Каменная баба. Бронзовый век. Степное Причерноморье

Широкое распространение получили мегалитические сооружения, которые были трех типов: менгиры, дольмены, кромлехи. Менгир – вертикально стоящий камень, от едва отесанного до монументальной скульптуры, – являлся местом поклонения (Франция, Южная Сибирь).

Менгир. Бронзовый век. Франция. Карнак

Менгир. Бронзовый век. Франция. Карнак

Дольмен – стоечно-балочная конструкция с несомыми и несущими частями – является местом захоронения. Простейший дольмен имеет две опоры, законченный – четыре. Камень, круглый или шестиугольный в плане, перекрывает опоры.

Дольмен. Бронзовый век

Дольмен. Бронзовый век

Кромлех – менгиры и дольмены, расположенные по кругу, – является первой культовой постройкой. Самый знаменитый и сложный кромлех найден в Англии, возле Стоунхенджа. Он состоит из нескольких концентрических кругов разной величины каменных столбов. В центре всего сооружения, имеющего строго продуманную и довольно сложную планировку, лежит квадратная плита, которая, вероятно, и была смысловым центром архитектурной композиции.

Кромлех. Бронзовый век. Англия. Стоунхендж

Кромлех. Бронзовый век. Англия. Стоунхендж

Кавказ (Майкоп). Майкопский курган – богатейшее погребение, особого внимания в котором заслуживают украшения балдахина с нашивными бляшками. Полотнище держалось на полых серебряных столбиках, украшенных литыми из золота фигурками быков.

Золотой бычок. Бронзовый век. Кавказ. Майкопский курган

Золотой бычок. Бронзовый век. Кавказ. Майкопский курган

Элементы пейзажа, передающего Кавказские горы и реки, на серебряном сосуде этого же кургана – новое, что появилось в то время.

Серебряный сосуд. Бронзовый век. Кавказ. Майкоп

Серебряный сосуд. Бронзовый век. Кавказ. Майкоп

Кавказ (Северная Осетия). В Кобанской культуре получили широкое распространение бронзовые топорики, покрытые гравированным рисунком. Орнаментировались и рукоятки кинжалов, подвески в виде животных, бронзовые фибулы, иногда украшенные головами животных.

Кобанские топорики. Бронзовый век. Кавказ. Осетия

Кобанские топорики. Бронзовый век. Кавказ. Осетия

Южная Сибирь (Минусинская котловина). Для Минусинской культуры характерны крупные каменные изваяния, являющиеся объектами почитания. Лицо с этническими чертами — «личина», воспроизведенное на вертикальной плоскости камня, выполнено в невысоком рельефе. Детали обозначены врезанной графической линией. Иногда присутствует верхняя часть женского торса. Этнические черты, характерные для «личин», видны также в фигурках куколок из стеатита. Развитие литья отразилось в украшении оружия образами животных.

Железный век (2 тыс. до н.э.). Искусство железного века представлено на территории Центральной и Западной Европы и в Северном Причерноморье. Усложняется структура общества, получают распространение войны-грабежи. Погребения военных вождей, культ которых углубляется, отмечены особой пышностью и богатством. Одежда, оружие, украшения перегружены декором. Мелкая пластика представлена композициями из металла. В керамике – новые формы, орнаментированные изображениями животных и людей. В этот период углубляется различие стилистических приемов между культурами и внутри каждой из них.

Гальштаттская культура. Сосуды покрывались врезанным геометрическим орнаментом, заполненным цветной пастой. Некоторые сосуды завершены скульптурными изображениями животных, птиц, людей упрощенных форм. Так же условно решены фигурки мелкой пластики, иногда соединенные в композицию. К оригинальным памятникам прикладного искусства относятся ритуальные серебряные ведра — ситулы, верхняя часть которых покрывались гравированным, реалистичным изображением сельскохозяйственных сцен, пиров.

Гальштаттские сосуды. Железный век

Гальштаттские сосуды. Железный век

Скифская культура. Основной вид деятельности скифов – прикладное искусство. Это бронзовые, золотые, серебряные, костяные, деревянные украшения, оружие, предметы быта. Особенность скифского искусства выражается в так называемом «зверином стиле», узнаваемом в любом предмете по силе и совершенству изображаемых зверей, по остроте и драматизму композиции. Главный сюжет изображений – животные, как целые фигуры, так и отдельные характерные части.

Скифская пектораль. Железный век. Украина. Курган Толстая могила

Скифская пектораль. Железный век. Украина. Курган Толстая могила

Памятники первобытного творчества свидетельствуют о том, что на каждом этапе своего пути вперед человек старался найти наиболее действенные средства выражения своих чувств и мыслей. В первобытную эпоху была заложена основа всех выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество.

Читать далее Искусство Древнего Египта

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

Петроглифы в России - наскальные картины древнего человека

С глубокой древности и по сегодняшний день прослеживается прочная связь искусства и человека. Подтверждением тому, служат многочисленные наскальные рисунки, которые есть по всему свету. Даже в ту далекую эпоху, человек требовал моральной и духовной пищи, помимо физической. Стремление к прекрасному выливалось в самой причудливой наскальной живописи, которую по сей день находят ученые.

Древние люди хотели поделиться своей мудростью, поэтому выбрали наиболее понятную форму – рисунок. Сквозь тысячелетия петроглифы дошли к нам и поведали нам о том, как жили наши предки в те суровые времена.

Русские писаницы

Петроглифы в России часто называют писаницы, то есть расписанные камни, валуны и стены пещер. В отличии от европейских петроглифов, которые находят чаще всего в пещерах, писаницы в основном находят на открытой местности. Огромное количество наскальных изображений расположены по всей России: Алтай, Урал, Якутия, Забайкалье, Карелия и т.д. Впервые писаницы были обнаружены еще в начале XIX века, когда ученые минерологи проводили разведку полезных ископаемых. По сегодняшний день открывают новые шедевры древних художников по всей территории РФ. Чаще всего их находят на берегу водоемов: озера Байкал, Онежское, река Выг, Белое море. Для нанесения наскальных рисунков выбирали укромные места (гроты, небольшие пещеры), которые были защищены от попадания атмосферных осадков. Такие места в древности часто имели сакральное значения, поэтому к рисункам постоянно приходили люди. Они проводили разные ритуальные обряды согласно своим первобытным верованиям.

Древние художники

Первобытные художники в качестве краски использовали оксиды железа или всем известную охру. Также в охру добавляли продукты животного происхождения – жир и кровь, что делало рисунки более долговечными и красочными. Оксиды железа использовали чаще всего по той причине, что их было очень легко добыть и превратить в краску. Палитра цветов довольно разнообразная, но наиболее популярным был красный. Состав некоторых цветов до сих пор не раскрыт, поэтому остается лишь догадываться об ингредиентах. Охра имеет одно очень хорошее свойство – она хорошо впитывается в скальную породу. Именно поэтому до наших дней сохранилось так много петроглифов. Сцены быта, охоты, разные ритуальные действия – все это можно встретить на петроглифах России. Также главными героями изображений выступали звери, рыбы, звезды, разные знаки, символы, птицы и, конечно же, люди. Тематика рисунков очень разнообразная, некоторые даже изображают схематически звезды нашей солнечной системы. Возникает много вопросов, ведь высеченные небесные тела были обнаружены совсем недавно с помощью современной техники.

Список самых интересных мест с петроглифами в России

Утраченное мастерство

На некоторых наскальных рисунках можно четко увидеть, что в их создании использовался разный инструмент. Сколы, царапины, высеченные формы говорят о мастерстве первобытных людей, несмотря на столь почтенный возраст некоторых петроглифов. Техника рисования также вызывает уважения, ведь пропорции животных хорошо соблюдены, сохраняется реалистичность и, в общем, прослеживается схожая стилистическая манера. Изображения наносились на стены, как на уровне человеческого роста, так и под потолком. Это говорит о том, что древние люди пользовались примитивными лестницами лесами.

Петроглифы или русские писаницы могут много рассказать о жизни и культуре наших предков, главное услышать и понять древнее послание.

Петроглифы в России – ФОТО

Щеглец — гранитный валун, один из самых известных камней Новгородской области. Солярные знаки прорисованы для наглядности белой гуашью:Щеглец

Томская писаница, фрагмент наскального рисунка на берегу реки Томь:Томская писаница

Художественное творчество тагарской археологической культуры в Боярской писанице:Боярская писаница

«Адам и Ева» — наскальные изображения, мыс Пери Нос:Адам и Ева

Наскальные рисунки первобытного человека в Каповой пещере на территории национального заповедника «Шульган-Таш»:Капова пещера

Базальтовый валун с петроглифом недалеко от нанайского села Сикачи-Алян:Сикачи-Алян

Фрагмент с антропоморфными и зооморфными изображениями на одном из камней в урочище Калбак-Таш:Калбак-Таш

Знаменитый петроглиф под названием «Бес». Находится на берегу Онежского озера, на мысе Бесов Нос. Христианский крест выбит местными монахами гораздо позже, дабы обезвредить «беса»:Бес

Воин, стреляющий из лука, один из тысячи рисунков Сулекской писаницы:Сулекская писаница

Археологический памятник Шишкинские писаницы:Шишкинские писаницы

worldrockart.ru


Смотрите также