Древние религии. Возникновение религий, древнейшие верования. Первобытные религиозные верования
Древние религии. Возникновение религий, древнейшие верования
Сегодня, дорогие друзья, предметом нашей статьи станут древние религии. Мы с вами окунемся в таинственный мир шумеров и египтян, познакомимся с огнепоклонниками и узнаем значение слова «буддизм». Также вы узнаете, откуда произошла религия и когда появились первые мысли человека о загробной жизни.
Читайте внимательно, ведь мы сегодня поговорим о пути, который прошло человечество от первобытных верований до современных храмов.
Что такое «религия»
Очень давно люди начали задумываться над вопросами, которые невозможно объяснить только земным опытом. Например, откуда мы произошли? Что происходит после смерти? Кто создал деревья, горы, моря? Эти и многие другие задачи оставались без ответа.
Выход был найден в одушевлении и поклонении явлениям, объектам ландшафта, животным и растениям. Именно такой подход отличает все древние религии. Более подробно о них мы поговорим далее.
Сам термин «религия» происходит из латинского языка. Это понятие означает мироосознание, которое включает в себя веру в высшие силы, моральные и этические законы, систему культовых действий и специфические организации.
Некоторые современные верования соответствуют не всем пунктам. Они не могут быть определены как «религия». Буддизм, например, больше склонны относить к философским течениям.
Далее в статье мы также рассмотрим возникновение религий, древнейшие верования человечества и ряд течений, которые существуют сегодня, но корнями уходят в глубокую древность.
До возникновения философии именно религия занималась вопросами добра и зла, нравственности и морали, смысла жизни и многими другими. Также еще с древних времен выделился особый социальный слой – жрецы. Это современные священники, проповедники, миссионеры. Они не только занимаются проблемой «спасения души», но представляют собой достаточно влиятельный государственный институт.
Итак, с чего же все начиналось. Сейчас мы поговорим о возникновении первых мыслей о высшей природе и сверхъестественных вещах в окружающей среде.
Первобытные верования
Мы знаем о верованиях древних людей по наскальным рисункам и захоронениям. Кроме этого, некоторые племена до сих пор живут на уровне каменного века. Поэтому этнографы могут изучить и описать их мировоззрение и космологию. Именно из этих трех источников мы и знаем про древние религии.
Наши предки начали отделять реальный мир от потустороннего более сорока тысяч лет назад. Именно в это время появляется такой тип человека, как кроманьонец, или homo sapiens. По сути, он ничем уже не отличается от современных людей.
До него были неандертальцы. Они существовали примерно шестьдесят тысяч лет до появления кроманьонцев. Именно в захоронениях неандертальцев впервые находят охру и погребальный инвентарь. Это символы очищения и материалы для посмертной жизни в потустороннем мире.
Постепенно формируется анимизм. Это вера в то, что все предметы, растения, животные имеют в себе дух. Если удастся умилостивить духов ручья, будет хороший улов. Духи леса дадут удачную охоту. А задобренный дух фруктового дерева или поля поможет с обильным урожаем.
Последствия этих верований сохранились в веках. Не потому ли мы до сих пор разговариваем с приборами, аппаратами и прочими вещами, надеясь, что нас услышат, и проблема устранится сама собой.
Как развитие анимизма, появляются тотемизм, фетишизм и шаманизм. Первый предполагает веру в то, что у каждого племени есть свой «тотем», защитник и прародитель. Подобное верование присуще племенам на следующем этапе развития.
Среди них можно назвать индейцев и некоторые другие племена с разных материков. Примером служат этнонимы – племя Великого Буйвола или Мудрой Ондатры.
Сюда же относятся культы священных животных, табу и т.д.
Фетишизм – это вера в сверхсилу, которой могут наградить нас определенные вещи. Сюда относятся амулеты, талисманы и прочие предметы. Они призваны защитить человека от злого влияния или, наоборот, способствовать удачному ходу событий.Фетишем могла стать любая необычная вещь, выделявшаяся из числа подобных.
Например, камень со священной горы или необычное перо птицы. Позже это верование смешивается с культом предков, начинают возникать куклы-обереги. Впоследствии они превращаются в антропоморфных богов.
Поэтому спор о том, какая религия древнее, не может быть решен однозначно. Постепенно у разных народов компоновались фрагменты первобытных верований и бытового опыта. Из подобного сплетения и возникают более сложные формы духовных понятий.
Магия
Упоминая древние религии, мы говорили о шаманизме, но не обсудили его. Это более развитая форма верований. Она включает в себя не только фрагменты из остальных поклонений, но и подразумевает возможность человека воздействовать на невидимый мир.
Шаманы, по убеждению остальных жителей племени, могут общаться с духами и помогать людям. Сюда относятся ритуалы исцеления, призывы удачи, просьбы о победе в битве и заклятия хорошего урожая.
Такая практика до сих пор сохранилась в Сибири, Африке и некоторых других менее развитых регионах. Как переходная часть от простого шаманизма к более сложной магии и религии может быть упомянута культура вуду.
В ней уже существуют боги, которые отвечают за различные сферы человеческой жизни. В Латинской Америке африканские образы накладываются на свойства католических святых. Такая необычная традиция и выделяет культ вуду из среды подобных магических течений.
Упоминая возникновение древних религий, невозможно обойти стороной магию. Это высшая форма первобытных верований. Постепенно усложняясь, шаманские ритуалы вбирают в себя опыт из разных областей знаний. Создаются обряды, которые призваны сделать некоторых людей сильнее остальных. Считалось, что, пройдя инициацию и получив тайные (эзотерические) знания, маги становятся практически полубогами.
Что такое магический обряд. Это символическое исполнение желаемого действия с наилучшим исходом. Например, воины танцуют боевой танец, нападают на воображаемого врага, внезапно появляется шаман в образе тотема племени и помогает своим детям уничтожить противника. Это наиболее примитивная форма обряда.
Более сложные ритуалы описаны в специальных книгах заклятий, которые известны с древних времен. Сюда относятся книги мертвых, ведьмовские книги духов, «Ключики Соломона» и прочие гримуары.
Таким образом, за несколько десятков тысяч лет верования прошли путь от поклонения животным и деревьям до почитания персонифицированных явлений или человеческих свойств. Именно их мы называем богами.
Шумеро-аккадская цивилизация
Далее нами будут рассмотрены некоторые древние религии Востока. Почему мы начнем именно с них? Потому что первые цивилизации возникли на этой территории.Итак, согласно археологам, древнейшие поселения находят в пределах «плодородного полумесяца». Это земли, относящиеся к Ближнему Востоку и Междуречью. Именно здесь и возникают государства Шумер и Аккад. Об их верованиях мы и поговорим далее.
Религия древней Месопотамии нам известна по археологическим находкам на территории современного Ирака. А также сохранились некоторые литературные памятники того периода. Например, сказание о Гильгамеше.
Подобный эпос был записан на глиняных табличках. Они были найдены в древних храмах и дворцах, а позже расшифрованы. Итак, что же нам стало известно из них.Древнейший миф повествует о старых богах, которые олицетворяют воду, солнце, луну и землю. Они родили молодых героев, которые стали «шуметь». За это первородные решили от них избавиться. Но бог неба Эа разгадал коварный план и смог усыпить своего отца Абуза, который стал океаном.
Второй миф рассказывает о возвышении Мардука. Написан он был, видимо, во время подчинения Вавилоном остальных городов-государств. Ведь именно Мардук был верховным божеством и хранителем этого города.
В легенде говорится, что Тиамат (первичный хаос) решила напасть на «небесных» богов и уничтожить их. В нескольких битвах она победила и первородные «приуныли». В конце концов, решили отправить сражаться с Тиамат Мардука, который успешно справился с заданием. Он разрубил тело поверженной. Из разных его частей он сделал небо, землю, гору Арарат, реки Тигр и Евфрат.
Таким образом, шумеро-аккадские верования становятся первой ступенью к образованию института религии, когда последняя становится важной частью государства.
Древний Египет
Преемником религии древних цивилизаций Шумера стал Египет. Его жрецы смогли продолжить дело вавилонских священников. Они развили такие науки, как арифметика, геометрия, астрономия. Также были созданы потрясающие образцы заклинаний, гимнов, сакральной архитектуры. Уникальной стала традиция посмертного мумифицирования знатных людей и фараонов.
Правители этого периода истории начинают провозглашать себя сыновьями богов и, собственно, самими небожителями. На основе такого мировоззрения и строится следующий этап религии древнего мира. Таблица из Вавилонского дворца говорит о посвящении правителя, полученном от Мардука. Тексты же пирамид иллюстрируют не только богоизбранность фараонов, но и показывают прямую родственную связь.
Однако подобное почитание фараонов было не с самого начала. Оно появилось только после завоевания окрестных земель и создания сильного государства с мощной армией. До этого существовал свой пантеон богов, который впоследствии немного изменился, но сохранил свои главные черты.
Итак, как говорится в труде Геродота «История», религия древних египтян включала в себя обряды, посвященные разным сезонам, поклонение божествам и проведение особых ритуалов, призванных укрепить положение страны в мире.
Мифы египтян повествуют о богине неба и боге земли, которые родили все, что нас окружает. Эти люди верили, что небосклон – это Нут, стоящая над Гебом, богом земли. Она касается его только кончиками пальцев рук и ног. Каждый вечер она съедает солнце, а каждое утро рождает его вновь.
Главным же божеством в ранний период Древнего Египта был Ра, бог солнца. Позже он уступил первенство Осирису.
Легенда об Исиде, Осирисе и Горе легла позже в основу многих мифов об убитом и воскрешенном спасителе.
Зороастризм
Как мы упоминали в начале, религия древних людей приписывала могущественные свойства разным стихиям и предметам. Эта вера сохранилась у древних персов. Соседние народы называли их «огнепоклонники», так как они особенно почитали это явление.
Это одна из первых мировых религий, которая имела свое Священное Писание. Ни в Шумере, ни в Египте такого не было. Там существовали только разрозненные книги заклинаний и гимнов, мифы и рекомендации по мумификации. В Египте, правда, была книга мертвых, но ее нельзя назвать Писанием.
В зороастризме есть пророк – Заратуштра. Он получил писание (Авесту) от верховного бога Ахура Мазды.
В основе этой религии лежит свобода нравственного выбора. Человек ежесекундно колеблется между злом (его олицетворяет Ангро Манью или Ариман) и добром (Ахура Мазда или Ормуз). Свою религию зороастрийцы называли «Благая вера», а себя «благоверными».
Древние персы считали, что человеку даны разум и совесть, чтобы верно определить свою сторону в духовном мире. Основными постулатами были помощь другим и поддержка нуждающихся. Главные запреты – это насилие, разбой и воровство.Цель любого зороастрийца заключалась в достижении благих мыслей, слов и дел одновременно.
Как и многие другие древние религии востока, «Благая вера» провозглашала в конце концов победу добра над злом. Но зороастризм – это первое вероучение, в котором встречаются такие понятия, как рай и ад.
Огнепоклонниками их называли за особое почтение, которое они оказывали огню. Но эта стихия считалась самым грубым проявлением Ахура Мазды. Главным же символом верховного бога в нашем мире благоверные считали солнечный свет.
Буддизм
В Восточной Азии издавна популярна религия буддизм. В переводе на русский язык с санскрита это слово означает «учение о духовном пробуждении». Его основателем считается принц Сиддхартха Гаутама, который жил в Индии в шестом веке до нашей эры. Термин «буддизм» появился только в девятнадцатом столетии, сами же индусы его называли «дхарма» или «боддхидхарма».
Сегодня это одна из трех мировых религий, которая считается самой древней из них. Буддизм пронизывает культуры народов Восточной Азии, поэтому понять китайцев, индусов, тибетцев и многих других возможно только после знакомства с основами этой религии.
Главными идеями буддизма являются следующие:- жизнь – это страдание;- у страдания (неудовлетворенности) есть причина;- есть возможность избавиться от страдания;- есть путь к избавлению.
Эти постулаты называются четырьмя благородными истинами. А путь, который ведет к избавлению от неудовлетворенности и фрустрации, носит имя «Восьмеричный».Считается, что Будда пришел к этим выводам после того, как увидел беды мира и просидел много лет под деревом в медитации над вопросом, почему люди страдают.
Сегодня это верование считают философским течением, а не религией. Причины для этого следующие:- в буддизме нет понятия бога, души и искупления;- здесь нет организации, единых догм и безусловной преданности идее;- его приверженцы считают, что миров бесконечное множество;- кроме этого, можно принадлежать к любой религии и руководствоваться принципами буддизма, это здесь не запрещено.
Античность
Приверженцами христианства и других монотеистических верований первое поклонение людей природе называется язычеством. Следовательно, можно сказать, что это древнейшая мировая религия. Сейчас мы с вами переместимся из Индии на побережье Средиземного моря.
Здесь в период античности особенно были развиты греческая и римская культуры. Если посмотреть внимательно на пантеоны античных богов, то они практически взаимозаменяемы и эквивалентны. Часто единственным отличием является имя того или иного персонажа.
Примечательно и то, что эта религия древних богов отождествляла небожителей с людьми. Если прочитать древнегреческие и римские мифы, мы увидим, что бессмертные так же мелочны, ревнивы и корыстны, как и человечество. Они помогают тем, кому благоволят, их можно подкупить. Боги, гневаясь за мелочь, могут уничтожить целый народ.
Тем не менее именно такой подход к миропониманию помог сформировать современные ценности. На основе таких фривольных отношений с высшими силами смогла развиться философия и многие науки. Если сравнить античность с эпохой Средних веков, станет понятно, что свобода самовыражения ценнее, чем насаждение «истинной веры».
Античные боги жили на горе Олимп, которая находится в Греции. Также люди тогда населяли духами леса, водоемы и горы. Именно эта традиция вылилась позже в европейских гномов, эльфов и прочих сказочных существ.
Авраамические религии
Сегодня мы делим историческое время на период до рождения Христа и после. Почему же именно это событие стало таким важным? На Ближнем Востоке прародителем считается человек по имени Авраам. О нем говорится в Торе, Библии и Коране. Он впервые заговорил о единобожии. О том, чего не признавали религии древнего мира.
Таблица религий показывает, что именно у авраамических верований сегодня наибольшее количество приверженцев.
Главными течениями считаются иудаизм, христианство и ислам. Они возникали в перечисленном порядке. Самым древним считается иудаизм, он появился где-то в девятом веке до нашей эры. Затем около первого века возникает христианство, а в шестом – ислам.
Тем не менее исключительно эти религии породили бесчисленное количество войн и конфликтов. Нетерпимость к иноверцам является отличительной чертой приверженцев авраамических верований.
Хотя если внимательно почитать Писания, в них говорится о любви и милосердии. С толку сбивают только законы раннего Средневековья, описанные в этих книгах. Проблемы начинаются, когда фанатики хотят применить устаревшие догмы к современному обществу, которое уже в значительной мере изменилось.
Ввиду разногласий между текстом книг и поведением верующих веками возникали разные течения. Они по-своему трактовали Писания, что привело к «войнам веры».
Сегодня проблема не решена окончательно, но способы немного улучшились. Современные «новые церкви» больше направлены на внутренний мир паствы и кошелек священника, чем на покорение еретиков.
Древняя религия славян
Сегодня на территории Российской Федерации можно встретить как древнейшие формы религии, так и монотеистические течения. Однако кому поклонялись наши предки изначально?
Религия Древней Руси сегодня называется термином «язычество». Это христианское понятие, означающее веры других народов. Со временем оно приобрело немного уничижительный оттенок.
Сегодня предпринимаются попытки восстановить древние верования в разных странах мира. Европейцы, реконструируя веру кельтов, называют свои действия «традицией». В России приняты названия «родичи», «славяно-арии», «родноверы» и прочие.
Какие же материалы и источники помогают восстановить по крупицам мировоззрение древних славян? Во-первых, это литературные памятники, такие как «Велесова книга» и «Слово о полку Игореве». Там упоминаются некоторые обряды, имена и атрибуты разных богов.
Кроме этого, существует достаточно много археологических находок, которые ярко иллюстрируют космогонию наших предков.
Верховные боги были разные у различных племен. Со временем выделяются Перун, бог грома, и Велес. Также часто в роли прародителя фигурирует Род. Места поклонений божествам назывались «капища» и располагались в лесах или на берегах рек. На них ставили деревянные и каменные изваяния. Туда приходили молиться и приносить жертвы.
Таким образом, дорогие читатели, сегодня мы с вами познакомились с таким понятием, как религия. Кроме того, познакомились с различными древними верованиями.
Удачи вам, друзья. Будьте терпимы друг к другу!
fb.ru
Первобытные религиозные верования Зачатки религии появляются у
Первобытные религиозные верования
Зачатки религии появляются у палеоантропов – древних людей, живших 80– 50 тыс. лет назад. . Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была охота.
Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Некоторые племена хоронили вместе в умершим остатки костей погибших животных или вместе с оружием. Они верили в мир после смерти.
В период позднего каменного века (40 -10 тыс. лет назад) общество стало более развитым, усложнились и религиозные представления. В погребениях кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.
Погребальный культ • различные обряды и верования, связанные с погребением умерших, можно считать одной из древнейших форм религии.
Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ I ЭТАП: Поклонение силам природы, олицетворенным в предметах, животных, растениях и природных явлениях, а в последствии – в злых и добрых духах Задача – установить контакт с этими силами, задобрить их (накормить, успокоить) и заставить служить людям
Явления природы могущественны, капризны, непредсказуемы, полезны или вредны для человека,
но можно попытаться управлять ими с помощью особых действий, слов, знаков.
II ЭТАП: Сабеизм, или культ звезд. Возникает при переходе к земледелию как способ упорядочивания жизни (космос как образец порядка). Появление календаря и «календарной жизни» .
III ЭТАП: Идолопоклонство – поклонение изображениям и символам
IV ЭТАП: Культ двух начал или дуализм – четкое разграничение добрых и злых божеств, добродетельных и грешных людей. Появление этического политеизма (зороастризм, буддизм, иудаизм, конфуцианство). Эпоха цивилизаций V ЭТАП: Культ верховного божества как творца и судьи. Переход к монотеизму.
ТОТЕМ: v. Родоначальник, предок v. Старший кровный родственник v. Покровитель, помощник v. Иногда творец (демиург) v. Обладает объективными и сверхъестественными положительными свойствами ТОТЕМИЗМ – КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ
ФЕТИШИЗМ – культ вещей, наделяемых сверхъестественными свойствами ФЕТИШ – необычная, редкая, чем-то привлекательная вещь: v Природный объект v Амулет или талисман v Идол v Изображение
МАГИЯ – вера в возможность воздействия человека на природу или жизненные обстоятельства ВИДЫ МАГИИ: v Охотничья v Производственная v Метеорологическая v Предохранительная v Вредоносная v Военная v Лечебная v Любовная и др.
ОТЛИЧИЕ МАГИИ ОТ РЕЛИГИИ МАГИЯ: Объект поклонения – природа с ее неизменными законами С помощью магии не столько почитают, ищут милости у природы, сколько настаивают, угрожают, запугивают Высшие силы безличны, имеют власть над природой, а не над душой РЕЛИГИЯ: Объект поклонения сверхъестественный мир Характер воздействия – поклонение, почитание объекта. Цель – заслужить его благосклонность Вера в возможность изменить естественный ход вещей, т. е. совершить чудо Сверхъестественное обладает сознанием и личными качествами и воздействует на душу
АНИМАТИЗМ – представление об одушевленности всех объектов и явлений окружающей действительности: они способны чувствовать и даже мыслить, но «безличны» .
АНИМИЗМ – ВЕРА В НЕКИЕ ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ, ЗАКЛЮЧЕННЫЕ В МАТЕРИАЛЬНЫХ ТЕЛАХ ИЛИ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОТДЕЛЬНО ОТ НИХ ДУША: личная, ограниченная в пространстве субстанция, «отвечающая» за жизнь, ощущения и переживания конкретного тела üДВОЙНИК üПРИЗРАК üТЕНЬ üДЫХАНИЕ üИЗОБРАЖЕНИЕ üКРОВЬ üКАКАЯ-ТО ЧАСТЬ ТЕЛА ДУХ: нематериальное сверхчеловеческое личное начало, обладающее разумом, волей, творческой активностью и существующее независимо от пространства, времени и тела üЭНЕРГИЯ üВОЛЯ üРАЗУМ üАНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ üБОГ КАК СОВЕРШЕННЫЙ БЕСКОНЕЧНЫЙ ДУХ
ШАМАНИЗМ вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.
present5.com
Первобытные религиозные верования
На протяжении многих тысячелетий религиозный феномен в силу своей универсальности и поразительного разнообразия, питал человеческую мысль и побуждал человека ставить основополагающие вопросы о происхождении мира и человека, о смысле человеческой жизни, о свободе воли и т.п.
Слово “религия” встречается очень часто в обыденной речи и в научных текстах, в публицистике и в художественной литературе. Может показаться, что, употребляя это слово, все имеют в виду одно и то же и знают, что это такое. На самом деле большей частью за этим словом стоят лишь представления, выражающие внешние проявления религии, с которыми она, как правило, связана.
Религия - это форма сознания, предполагающая веру в существование Сверхъестественных сил и возможность контакта с ними. Религия подразумевает соединение с Высшим началом, находящимся за пределами этого мира, абсолютная связь с которым была некогда утрачена, но ее можно восстановить через открытость и доверие, через готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни, то что исходит от Высшего начала либо в форме откровения, либо в форме медитативного общения. Исходящее от высшего начала наставляет человека на его жизненном пути, является заповедями. которым необходимо следовать.
Главным отличием религиозного мировоззрения людей раннепервобытной общины от современных религиозных взглядов было то, что они ещё сознавали себя частью окружающей их естественной среды. Промысловая территория, животные, живущие на ней, растительные и минеральные богатства, действующие здесь стихийные силы и проживающая на этой же территории группа людей - всё это воспринималось древними людьми как единое целое, в котором они сами были тождественны с природой. И как природе приписывались практически все человеческие качества и свойства, вплоть до дуальной организации и родового устройства, так и людям - свойства природы, включая даже возможность воспроизвести её стихийные явления. Естественно это не могло не сказаться на всех видах религиозных представлений : тотемизме, анимизме, фетишизме, магии.
Тотемизм.
Понятие «тотемизм» (от слова «тотем» индейского племени оджибве Северной Америки, означающего «его род») как религиозной формы одним из первых получило распространение в науке и литературе. Под этим термином принято понимать деление племени на группы, связанные родством по женской или мужской линии, притом, что каждая из них верит в свое таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов - «тотемом» группы, чаще всего видом животных или растений; связь с тотемом обычно проявляется в запрете убивать его и употреблять в пищу, в вере в происхождение группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него. Тотемизм, таким образом, - это вера в сверхъестественное родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного, растения, или, реже, какого-либо природного явления, неодушевленного предмета.
Тотемическое животное - это священное животное клана, кровь которого символизирует единство клана, единение его со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемического животного - это прототип всякого жертвоприношения - есть не что иное, как заключение «кровного союза» клана с его богом.
В тотемизме человек переносит на природу черты своего общественного устройства: природа здесь делится на группы, общества по типу человеческих обществ. Первобытный человек, мыслящий себя как частицу природы, должен был чувствовать особую родственную связь между своим кланом и тем видом животного, который отличает его от других. Так закреплялось разделение на «своих» и «чужих». Тотем почитается членами той группы которая носит его имя не потому, что стоит над ними как божество, а потому, что он одно с ними, буквально «кость от их кости и плоть от их плоти».
С тотемизмом тесно связана идея о перевоплощении. Тотемические предки считаются вечно воплощающимися в своих живых «потомках», т.е. в членах тотемической группы. В этом проявляется идея религиозного обоснования традиций, обычаев и обрядов общины. Человек должен свято и неукоснительно их соблюдать, потому что он сам - живое воплощение одного из «предков», учредивших эти обычаи и обряды. Вера в воплощение тотемических предков еще более крепко связывает общину с ее легендарным прошлым, сковывает ее жизнь традициями, освящает установившуюся практику религиозных обрядов, обычаев и запретов.
Следы и пережитки тотемизма сохраняются в последующих, более сложных религиозных формах. Они проявляются в зооморфном облике некоторых богови культурных героев. Отголоски тотемических верований можно встретить в легендах о происхождении выдающихся людей, рожденных от горного духа - император Шен-нун, красного дракона - император Яо, падающей звезды - Лао-цзы и т.д.
Фетишизм.
Другой древнейшей формой первобытных верований является фетишизм (от португ. abretas - амулет) - вера в сверхъестественную силу обожествленного предмета. Обнаруженный, впервые, португальскими моряками в Западной Африке, фетишизм в ходе его изучения был признан универсальным явлением в религиях самых различных народов, на всех стадиях развития.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, оружие, ювелирное изделие. Cчитается, что на основе фетишизма в дальнейшем возникает и развивается идолопоклонничество. В основе же этого феномена лежит наделение тех или иных предметов сверъестественными свойствами (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он мог посчитать, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-либо неудача, то фетиш мог быть наказан или даже уничтожен.
В науке не существует единого мнения как о происхождении, так и о сути этого явления. Действительно, что считать фетишизмом: почитание любых материальных предметов, включая небесные тела, животных и людей, или только неодушевленные предметы? Фетиш это материальный предмет или дух пребывающий в нем? А быть может это особый вид верований человека в свою способность принудить сверхъестественные существа служить себе?
В наследие от этих древних религиозных воззрений нам достались многочисленные реликвии, талисманы, амулеты и обереги. Трудно даже с уверенностью утверждать, что наибольшее распространение фетишизм получил именно в первобытную эпоху. Количество и роль священных символов (святых мощей, скульптур и икон, распятий и т.п.) в современную эпоху отнюдь не убавилось.
Анимизм.
Говоря о первобытных формах верований нельзя не сказать об анимизме - (лат. anima - душа) - вере в существование души у любого предмета и явления. Впервые детальный анализ анимистических верований предпринял английский антрополог Тайлор в работе “Первобытная культура”. Согласно теории Тайлора эти верования развивались в двух направлениях. Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека над такими явлениями как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса, обморока и галлюцинации. “Первобытные философы” вырабатывают понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Для первобытных людей вся окружающая действительность была одухотворена. Древний человек рассматривал все явления и предметы мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда вера в отдельно существующих духов гор, леса, пустыни, грозных сил природы - бури, грома и молнии, болезней , растений, животных. Душа человека при этом, чаще всего, представляется как слабое, пассивное, беспомощное существо, которое легкоподвергается нападению злых духов или колдунов. Душа - это невидимое уязвимое место человека, добыча для злых духов и объект вредоносной магии.
Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Тайлор выдвинул формулу: “Анимизм есть минимум определения религии”. Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. В первую очередь это связано с тем, что многие европейские исследователи, находясь под влиянием христианского богословия, видели в представлениях традиционных обществ о «дыхании», «крови», «тени», «жизни», «отражении» и т.п. именно наличие «веры в душу». Другим контраргументом стали этнографические данные свидетельствовавшие о том, что религиозные верования первобытных людей не всегда включали в себя анимистические представления. Такие верования были названы “преанимистическими”. Однако несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Следовательно, сколь-нибудь развитой религии без анимистических представлений не существует и вера в самостоятельные духовные субстанции - характерная черта мировых и многих национальных религий.
Магия.
Магия - деятельность, основанная на вере сверхъестественные способности человека общаться с духами и с их помощью влиять на людей и на явления природы. С магией связаны специфические обряды. Магические действия имеют своей целью достижение конкретного результата. Это получение нужного результата особым, не “прямым” способом. Например, можно добиться успеха на охоте за счет выносливости, смелости, опытности и прочего, а можно добиться успеха охоты, предварительно имитируя приемы, используемые для сбора урожая. Таким образом, возникает представление, что некоторые человеческие действия помимо обычного имеют еще совсем иное значение, являются колдовскими приемами. Затем появились представления, что и определенные события могут обладать особым значением - предвещать то, что должно произойти. Так рождается гадательная магия - мантика. Влияние на человеческие дела признавалось за предметами-фетишами (талисманами, амулетами и пр.).
Первобытные верования связаны с особыми церемониями, ритуалами (ритуал - исторически сложившаяся форма символического поведения, выражающая культовые взаимоотношения и ценности), совершаемыми по поводу важнейших событий в жизни - рождения, посвящения (введения юноши в число взрослых охотников), смерти. В ритуале посвящения первобытный человек отождествляет себя с животным - предком, со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний. В пещерах найдены относящиеся к палеолиту следы обряда посвящения - сделанные на мягкой глине отпечатки изуродованных рук. Посвященный символически умирает, чтобы возродиться к новой жизни и быть способным выполнять свои обязанности по отношению к обществу.
В целом же можно сказать, что до настоящего времени существовало практически только два подхода к объяснению существа религиозных верований, и объяснения их возникновения. Один – теологический, не нуждающийся в какой либо критике, и связанный только с верой - Credo. Другой - пытающийся найти материалистические ответы, однако в действительности опирающийся зачастую не на бесспорные научные факты, а на ту же догматическую веру – как, к примеру, в случае с советским атеизмом. Таким образом, как можно полагать, сегодня отсутствует удовлетворительный ответ на поставленные относительно возникновения религиозных верований вопросы, и проблема остается не решенной. Тем более что ни одна из высказанных в литературе гипотез не объясняет, каким же образом и почему в самых разных местах земли в головах людей зародились примерно одни и те же представления и стали использоваться весьма между собой схожие попытки и приемы воздействия на обстоятельства сверхъестественным путем. К тому же практически ни один автор не предпринимал серьезных попыток разграничить используемые понятия, без чего проблема не решаема, и первобытные верования зачастую определялись как «религия».
Список использованной литературы
1. Зубов А.А. История религии. - М., МГИМО-У,2006.
2. Доусон К.Г. Религия и культура. - Спб,2002.
3. Семенов Ю.В. Возникновение религии и ее первая исходная форма.-2002.
4.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М.,-2002.
stud24.ru
Первобытные религиозные верования
Значение мифологической системы. Магия как вера в возможность влияния на окружающий мир через сверхъестественное путем колдовского действа. Формы и виды ранних или первобытных религиозных верований. Их место в мировосприятии человека первобытнообщинного общества. Религия - не только совокупность взглядов и чувств. В ней, вроде искусства и нравственности, единственным функциональным планом представлены представления, чувства и специфические культовые действия - молитвы, посты, обряды, ритуальные песнопения и тому подобное. Религия является практически-духовным способом вхождения человека в мир, овладение им. Сказанное, конечно, касается и первоначальной, чувственно-сверхчувственной и демонистичнои, религиозности, в которой представления о сверхъестественном, переживания связей с ним и колдовские действия в отношении него были ривнодавнимы. Деятельное сторону первобытной религиозности по обыкновению называют магией (от греч. Mageia - колдовство) и рассматривают как зародышевую форму религиозного культа. Иногда магию изображают только как совокупность заклинаний, жертвоприношений, обрядов, табу и т.п. Но при этом выпадает из поля зрения мотивационный текст колдовство. Магия - не просто обрядность, но и не сами по себе представление о сверхъестественном, ее содержанием является вера в возможность повлиять на реально сущее через сверхъестественное путем определенного практически-условного действа; магия - единство религиозного сознания и действия, в ней как бы в концентрированном виде проявляется общая характеристика религии как специфического практически духовного образа вхождения человека в мир. Для верующего, как известно, действительным, реально сущим есть и естественное, и сверхъестественное. Поэтому мотивирован текст, логику его магических действий можно выразить следующим образом: если на обычные предметы и явления можно влиять практически, то с таким же успехом практически можно влиять в желаемом направлении и на необычное, сверхъестественное, то есть на фетишей, тотемов, душ и духов . В ранньородовому обществе с присущими ему чувственно-сверхчувствительными верованиями магические представления и действия связаны с верой в возможность прямого, контактного воздействия на сверхъестественное, а тем самым и на тот объект, которому оно присуще. Так, андаманцы, которые представляли душу в виде крови, при различных заболеваниях "лечили" тело тем, что прикладывали к нему красную глину, надеясь, что она предоставит больному органу жизненных сил и будет здоровым. Следы подобных представлений и действий наблюдаются во многих палеолитических захоронениях (натирания тела умершего охрой и т.п.). Можно привести примеры магии, основанной на фетишистские представления. "Армянские турки, в частности, верили, что в случае необходимости дождь можно привлекать, причем это привлечение понимали достаточно натурально. Они бросали в воду камни-фетиши, считали, что те, идя на дно , потянут всю воду, в том числе и небесную, вниз - она выпадет в виде дождя. Ведущей идеей здесь является фетишистский взгляд на камень, одна из черт которого - вес, гипертрофированная и наделена "особыми" свойствами, в том числе и способность притягивать воду. Но дождь можно не только привлекать, а прекращать. Видя, как вода, попадает на раскаленные камни, испаряется, возвращается "обратно", люди племени сулка (архипелаг Бисмарка) подбрасывали горячие камни вверх с тем, чтобы прекратить дождь. Австралийские аборигены, люди племени арунта, считали, что чувственно-сверхчувственное в некоторых фетишах имеет злые, ядовитые свойства. Эти свойства могли, по их мнению, проявлять себя только через действие предмета, неотделимо от него. Поэтому арунта, когда хотели нанести кому-то, скажем чужаку, повреждения, ставили его между костром и палочкой, якобы наделенной магической ядом, считая, что когда палочка достаточно нагреется, она прыгнет на жертву и поразит ее. Достаточно распространенным видом магии есть и такое чудо, что опирается на тотемистические верования. Считая себя потомками и сородичей того или иного вида животных или растений, люди верили, что колдовскими методами они могут влиять на своих тотемов, на их плодовитость, добиваться их расположения к себе, а также влиять на собственную природу, непосредственно, контактно перенимать от тотемов наиболее ценные черты. Именно с этой целью австралийские туземцы привязывали к икрам ног куски кожи с ног кенгуру с тем, чтобы таким образом им передалась быстрота бега этих сумчатых. Жители островов Торресова пролива изготавливали чучела морских коров и черепах и бросали их в воду, надеясь, что они "привлекут", привлекут своих сородичей и приведут их на охотников. Все это - древнейшие виды первобытной магии. Общей чертой их является представление о возможности непосредственно повлиять на окружающую путем контактного колдовство с слитым с ним сверхъестественным. Позднее же, когда возникает демонистичний тип представлений, когда складывается вера в духов как отдельных от телесности, бесплотных сущностей, претерпевают существенные изменения и магические представления и действия. Теперь объектом колдовства является не сам предмет и его сверхчувствительные качества, а символическое изображение духа этого предмета, его привлекательных черт. В основном это были вещественные символы. Так, в свое время Тюрингский крестьянин высевал семян льна обязательно из длинного мешка и при этом ходил по полю широкими шагами - чтобы лен рос высокий, с длинными волокнами. Среди австралийских и баварских крестьян был обычай давать отведать первые плоды беременным женщинам - это должно было способствовать хорошим урожаям соответствующих растений в следующем году. У славян было принято в первый день полевых работ обязательно одевать чистую, светлую белье - чтобы и поле было чистым, чтобы оно не зарастало сорняками. Примеров демонистичнои магии, то есть колдовства, связанного с верой в духов, не перечислить, их объединяет главная особенность: представление о возможности влиять на природную опосредованно, символическим образом влияя на дух - распорядителя урожайности, здоровья, благополучия и т. Как видим, и в древние, и в древние времена первоначальная религиозность была попыткой практически-духовного освоения человеком мира, но в своем историческом развитии она испытывает довольно заметных изменений, все глубже разделяя мир на естественный и сверхъестественный и готовя почву для формирования теистических верований и культа . Что касается "языка" первобытной магии, средств ее выражения и силы, то такими были колдовские обряды, многочисленные табу (полинезийское - "запрет"), налагаемые на определенные действия, предметы и слова, заклинания, жертвоприношения, ритуальные игры, песни, танцы , религиозные праздники, а также ритуальные предметы - различные лопаточки, крючки, корзины для улавливания душ, чучела и маски для обращения дичи, амулеты и талисманы и тому подобное. Совместно с представлениями о сверхъестественном все они отбыли сложный и длительный путь развития. Таким образом, магия это - вера в возможность влияния на окружающий мир через сверхъестественное путем колдовского действа. Магия как явление, порожденное древним мировоззрением, является характерным признаком первобытных стадий развития всех народов. Она тесно повґязана с мифологической системой и не мыслится вне ее, поскольку, будучи оторванной от мировоззренческих представлений и верований, полностью теряет свое значение.
gymnaz.ru
Формы первобытных верований - История религий Библиотека русских учебников
Совокупность названных элементов образуют формы первобытных религиозных верований, обусловленных природными, производственными, историческими и этническими особенностями развития отдельных племен и народов. Поскольку такие особенности крайне разнообразны и многочисленны, то таковыми являются и формы верований. Все они давно стали предметом этнографических исследований и описаны достаточно основательно. К ним обычно относят тотемизм, культ пр едкив, погребальные, промышленные, земледельческие культы, культ духов-покровителей, таинственные союзы, шаманство, обожествление вождей и царей, культ богов племен и союзов племен. Все эти отдельные формы верований в и стория племен и народов образуют пеструю картину религиозной жизни, они имеют много общего, мирно сосуществуя как в одном племени, так и в целых народах. Вопрос об их историческую последовательность д осить неоднозначное, хотя древнейшие и самые молодые из них можно выделить достаточно легкиелегко.
К древнейшим относят прежде тотемизм и культ предков. Из них начиналась история религий
Тотемизм - это такая форма первобытных религиозных представлений, в которой главную идею составляют представления о сверхъестественном связь между определенной группой людей и каким-то предметом, явлением природы или видом животных или р растений. Название это идет от слова"тотем","ототем"с языка племени. Алгонкин, индейцев. Северной. Америки, оно означает"его род"Такие верования были распространены также среди племен аборигенов. Австралии. Народ и определенного рода или фратрии считают себя родственными каким-то тотемом. Так, некоторые австралийцы называют себя"людьми кенгуру","людьми водяной лилии","детьми ворона"Поэтому поклоняются как богу, а ле очень уважают его, надеются и опираются на его помощь, совершают магические церемонии в его честь и с его участием тотемические растение или животное часто запрещают употреблять в пищу, а если и доз воля, то обязательно с определенными магическими церемониями, в определенное время и при определенных услоово з певними магічними церемоніями, в певний час і за певних умов.
В тотемизме отразилась производственная деятельность общин родового строя, когда главным средством добывания пищи было собирательство и охота и уже существовали прочные родовые связи. Попытки познания человеком прир рода направлялись на то растительный и животный мир, от которого зависело благосостояние этих людей, а существующие связи кровного родства между людьми переносились на отношения к окружающей миру.
В условиях дальнейшего развития родового строя, роста авторитета старейшин, а также дальнейшего развития представлений о душе, ее существование после того, как она покинет тело, привело к культу предков. Все важ ные события, происходившие в роде, связаны с предками. Предки создали орудия труда, изобрели производственные приемы и навыки, установили обычаи, их духи и теперь держат связь с общиной, вспом агають или вредят потомкам. Живые должны были заботиться о душе предков, и отразилось в погребальных обрядах. Появились и другие обряды почитания душ предков, удовлетворения их потребностей, считались же, как и потребности живиивих.
Укрепление связей между родами вело к образованию племен с общей для этих родов территории, именем, языком, религией, появлялись боги племени наряду с богами родов, было, по сути, политеизмом племенным ни религии окончательно утверждались тогда, когда выполнение религиозных функций в племени монополизировала отдельная общественная группа - духовенство, появлялись жрецы, шаманы, маги, ворожеи и т.д.. Постепенно форм увалася новая общественная организация - храмовой, церковнойна.
Следующий и завершающий шаг в первобытном обществе - образование межплеменных религий. Это происходит уже тогда, когда возникают союзы племен, состоят народности. И уже в эпоху перехода к класовог го общества, возникновение государства на основе племенных и межплеменных религий образуются национально-государственные религии древнего мирту.
Первобытные религиозные верования сыграли определенную положительную роль в развитии человечества, внесли свой вклад в общественный прогресс. Они способствовали накоплению знаний и производственных навыков, в них отразились принципы ко олективизму, на которых была построена первоначальная община, они утверждали нравственные нормы, объединили общество.
Однако религиозное осознание мира не было единственным в сознании первобытного человека. Рядом с ним уже существовало реалистическое, рациональное мышление, без которого было совершенно невозможно взаимодействовать человеку с природо й. Следует отметить, что анимистические представления затемняли познания реальных связей в мире, первобытная магия сдерживала активное воздействие человека па природу, мифология и культ предков порождали кон рватизм. Итак, вопрос возникновения религии и характеристика первобытных религиозных представлений требуют взвешенного научного подхода, который отвергает оценки этого сложного исторического процесса как ошибки л юдства и находит ему рациональное научное объяснение и достойное место в истории человеческих цивилизацийції.
Совет преподавателю
Организуйте экскурсию в краеведческий музей для ознакомления студентов с памятниками палеолитической культуры
Вопросы и задания для закрепления знаний
1. Какова общая идея пронизывает теологические концепции происхождения религии?
2. Какая концепция лежит в основе научных теорий происхождения религии?
3. В чем заключаются общественные потребности, которые привели к появлению религии?
4. Каким были первобытные религиозные верования?
Темы для рефератов, курсовых, дипломных и конкурсных работ
1. Современные историческая наука о возникновении религии
2. Проблема датировки периода возникновения религии
3. Религия в первобытном обществе
4. Взаимосвязь причин возникновения религии
5"За"и"против"одной из концепций возникновения религии (по выбору студента)
Грушевский. М. Из истории религиозной мысли на Украине -. К, 1992
косвен. МО. Очерки истории. Первобытное культуры -. М, 1954
Леви-Брюль. Л. Первобытное мышление -. М, 1930
Матющин. ГН. В истоков человечества -. М, 1982
Семенов. Юи. Как возникло человечество -. М, 1966
Тайлор. ЭБ. Первобытная культура -. М, 1989
Файнберг. ЛА. В истоков социогенеза -. М, 1980
Фрезер. ДД. Золотая ветвь -. М, 1983
Эншлен. Ш. Происхождение религии -. М, 1954
Штеренберг. ЛЯ. Первобытная религия в свете этнографии -. Л, 1936
uchebnikirus.com
Первобытные верования - История религий Библиотека русских учебников
В современной этнографической, исторической, философской и иной литературе часто употребляется термин"первобытная религия"Он довольно точно определяет время существования явления, которое мы рассматриваем. Но он не совсем то очный в своем буквальном смысле, потому что в первобытном обществе религиозные представления и идеи еще не набрали системного вида, их форма и содержание только усталювалися. Это был расплывчатый комплекс разрезное них взглядов и чувств, хотя и проникнутых единственной идеей о наличии сверхъестественного, и который дополнялся действиями, направленными па него. В первобытном обществе еще не было религии в полном смысле этого в слова, как не было"первобытной"государства, суда, войска, церкви. Поэтому следует помнить об условности термина"первобытная религия"; уместным будет термин"первобытные верованияим буде термін "первісні вірування".
Первобытные верования достаточно полно отражали понимание первобытными людьми окружающего их мира. Они выполняли определенные общественные функции: регулировали отношения между людьми в первобытной общине, способствовали орга анизации коллективного производственного процесса, регулировали распределение добытого продукта, утверждали первоначальную мораль, удовлетворяли духовные потребности общества. Отдельного религиозной общины не существовало, она бу а тождественна родовой общине. Демократический характер рода отражался на демократическом характере религиозного культа, он осуществлялся всеми членами общины совместно духовенства как отдельной социальной группы н е было, природный авторитет, старейшин включал в себя и авторитет руководителя религиозного культа, если в нем была потребностейреба.
Первобытные религиозные верования и религиозный культ прежде начинались на анимистических представлениях о нематериальных, духовные сущности, о душе и духов. Эти представления сначала были очень конкретными. Душу отождествляли с дыханием, кровью, считали, что она находится в сердце, глазах. Впоследствии стали считать, что она растворена во всей человеку, она есть, но может существовать без тела. Так возник первобытного анимизмамізм.
Свои представления о сверхъестественном люди образно преподавали в своеобразных рассказах - мифах, которые передавались устно из поколения в поколение. Предметом мифов были практические действия людей в реальном мире, и здесь мы ифы играли роль хранителя информации. В мифах формулировались и усталювались моральные принципы и нормы. Мифы имели и мировоззренческий смысл, они в художественной форме излагали взгляды на мир, его происхождений ния, суть, порядок. Так, в гвинейцев йоруба существует миф о ориша - предков, которые спустились с неба и, превратившись в камни, ушли под землю. Среди ориша были и божества:. Обатала и его жена. Одудав а - олицетворение неба и земли. Согласно мифу,. Одудава родила пятнадцать детей, управляющих миром:. Оругун знает воздухом,. Олокун - солнцем,. Ому - месяцем, смешанного - молнией и громом и т др.. Вот такой бул а первоначальная мифологеміфологія.
Буйно расцветшая в первобытных религиозных верованиях магия. Первобытные люди считали, что прежде чем браться за работу, обязательно нужно повлиять на сверхъестественные силы магическими средствами: заклинанием, особыми и пением и танцами, принесением. Это должно упросить или заставить действовать эти силы на пользу людям. Из таких специфических действий возникли первые религиозные обряды, религиозный шаровльт.
Ни магия не может существовать без системы запретов и ограничений, так называемых табу, которые распространялись на еду, отношения с иностранцами, проживания на определенной территории, на определенные предметы, особенно орудия труда и и оружие, на определенных лиц (вождей, царей, воинов, рожениц и т.п.). Многим из них можно найти рациональное объяснение, другие несут социальные функции. С первобытных табу выросли современные культовые ограничения ба немногих религий: посты, пищевые ограничения, специфические культовые запреты и правила и иін.
В первобытных верованиях широко практиковался фетишизм - наделение сверхъестественными свойствами материальных предметов, обожание их. Фетиши - важные участники магических церемоний, им предоставляется большое на адприродне значение, они имеются в мифологических рассказах. Фетиш сопровождает охотника или рыбака на его промысле, без фетиша невозможна счастливое путешествие, фетиши присутствуют на любом событии в жизни общи ни, семьи или отдельного лица. Это настолько важный атрибут религии, некоторые исследователи связывают с ним ее возникновения. Многочисленные фетиши имеющиеся и в современной религиозной культльті.
Все эти элементы первобытных верований - анимизм, мифология, магия, фетишизм - никогда не существовали поодиночке, они всегда были в комплексе