Конспект урока по истории на тему "Верования и искусство первобытного человека" (5 класс). Урок искусство первобытное
Открытый урок по теме "Первобытное искусство"
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока: формирование эстетического
отношения детей к первобытному искусству.
Получение знаний и обогащение духовного мира
учащихся.
Задачи: развитие творческого мышления в
изучении многоплановых композиций. Знакомство с
особенностями изображения человека в
первобытном искусстве. Особенности графики на
камне и кости. Побуждение интереса детей к
истории искусств посредством интегрированных
занятий. Повторение и закрепление пройденного
материала.
Оборудование: музыка народа первобытного
искусства; разноцветные мелки пастели и
пастельная бумага; иллюстрации, демонстрирующие
и характеризующие первобытное общество;
карточки с вопросами и ответами к конкурсу
“Ответь правильно”; кроссворд с названием “По
следам дикого зверя”; “Следопыты”; иллюстрации
к конкурсу “Охотники”; “Умники”; иллюстрация к
конкурсу “Всё так, да не так”, иллюстрация к
конкурсу “Археологи”.
Ход урока
1. Подготовительный этап
Учащиеся делятся на две команды. Выбирается
капитан команды и жюри, оценивающее конкурс.
Учитель: Наш сегодняшний открытый урок
посвящён “Первобытному искусству”. Около 35
тысяч лет тому назад, на рубеже среднего и
позднего палеолита зародилось первобытное
искусство. Сегодня мы с вами окунёмся в этот
таинственный и загадочный мир первобытного
человека, полный различных тайн и чудес.
Первый конкурс, в котором вам предстоит
поучаствовать, называется “Наскальный
рисунок”. Как вы уже знаете, первые древние
изображения были обнаружены на стенах и потолках
пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы
доисторического искусства находили учёные,
которые хотели понять, как жили пещерные люди, а
другие были открыты совершенно случайно – и не
специалистами, а обычными людьми. Так, одно из
наиболее важных открытий сделали дети. А теперь я
попрошу вас ребята рассказать нам подробнее об
этих открытиях.
Ученик 1: В 1834 году во время прогулки в лесу
во Франции люди наткнулись на пещеру. Её стены
украшали рисунки с изображением вымерших видов
оленей. Это было первое открытие пещерного
искусства.
Ученик 2: В 1879 году отец и дочь забрались в
пещеру Альтамира (Испания). Когда их глаза
привыкли к темноте, девушка увидела изображение
бизона, танцующего на своде пещеры!
Учитель: Это очень интересное сообщение! Но
кто же всё-таки совершил самое удивительное
открытие?
Ученик 3: В сентябре 1940 года близ местечка
Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре ученика
старших классов отправились в задуманную ими
археологическую экспедицию. На месте вырванного
с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их
любопытство. Ходили слухи, будто это вход в
подземелье, ведущее в расположенный неподалёку
средневековый замок. Внутри оказалась ещё дыра
меньших размеров. Один из ребят бросил в неё
камень и по шуму падения заключил, что глубина
порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь.
Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал
остальных. Со стен пещеры, в которой они
очутились, смотрели какие-то огромные звери.
Придя в себя, ребята догадались, что это не
подземелье, которым пользовались семь-восемь
веков назад рыцари феодального замка, а пещера
доисторического человека, жившего здесь много
тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей
находке учителю. Тот сначала отнёсся к их
рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в
пещеру, замер от изумления и восхищения.
Так была открыта пещера Ласко, вскоре
прозванная “Сикстинской капеллой первобытной
живописи”.
Учитель: Спасибо за интересную и
познавательную историю! А теперь можно
приступить к заданию конкурса. Перед вами
располагаются листы бумаги и разноцветные мелки
пастели. Ваша задача состоит в следующем:
вспомнить, какие цвета были использованы в
наскальных рисунках, и нарисовать с помощью этих
цветов сцену охоты (охотник и животное).
Оценка конкурса – 2 балла: 1 балл – за правильно
подобранную цветовую гамму; 1 балл – за передачу
наиболее близкого сюжета композиции;
Учитель: Следующий конкурс имеет название “Ответь
правильно”. Он заключается в следующем: я
задаю вам вопросы и предлагаю несколько
вариантов ответа. Ваша задача выбрать правильный
ответ, и произнести его вслух, предварительно
подняв руку. (Ответы на вопросы выделены
курсивом).
1. Какие цвета красок использовались для
нанесения рисунков на стены пещеры Ласко?
3. Из чего пещерные люди изготавливали орудия
труда?
А) из шерсти мамонтов;Б) из кости и рогов крупных животных;
В) из металла;
4. Что больше всего любили кушать пещерные люди?
А) батон с маслом и колбасой;
Б) белок, сорок и кенгуру;В) мамонтов;
5. Когда люди впервые начали сеять зерно?
А) на прошлой неделе;
Б) 30 лет назад;В) 10 тысяч лет назад;
6. Из какого материала была изготовлена одежда
пещерного человека?
А) из ситца и парчи;Б) из меха и шкур;
В) из трёхслойного синтепона;
7. Пещерные люди делали себе украшения ….
А) из пластилина;
Б) из шишек и жёлудей;В) из зубов животных;
8. Что научились делать люди в новокаменный век?
А) обжигать глину, превращая её в твёрдое
водонепроницаемое вещество;
Б) грызть семечки;
В) строить двухэтажные дома;
9. Наконечники копий у пещерных людей были
сделаны….
А) из звериных хвостов;Б) из камня;
В) из меди;
10. Какое оружие использовали первобытные люди
для охоты на крупную рыбу?
А) охотничий лук и стрелы;Б) костяной гарпун;
В) палку-копалку;
Учитель: Молодцы ребята! С этим
конкурсом вы справились успешно! Пока идёт
подготовка к следующему конкурсу. Давайте с вами
вспомним некоторые термины, понятия и выражения,
которые мы с вами изучали. (Ответы на вопросы
выделены курсивом).
Что означает слово “макароны”? (Прямые и
волнистые линии неясного назначения на стенах
палеолитических пещер, проведённых пальцами по
сырой глине.) Рисунок 1, см. Приложение.
кто из вас вспомнит, что означает слово
тотемизм? (вера в сверхъестественную связь
человека с определённым животным, предметом или
явлением природы)
что такое петроглиф? (изображение, высеченное
выбитое или процарапанное на камне) Рисунок 2.
А теперь следующий конкурс, который называется “По
следам дикого зверя”. Перед вами – ребус (Рисунок
3). В нём спрятаны 15 слов, относящихся к
ледниковому периоду и к первобытному человеку
вообще. Среди этих слов есть названия 7 животных.
Ваша задача – найти их. Оценка конкурса 1 балл за
каждое правильно угаданное слово. (По
вертикали: пещера, мамонт, шкура, олень, кости,
лук, бизон; По горизонтали: копьё, гарпун, шалаш,
волк, лошадь, снег, носорог, тигр;)
Учитель: (Включается музыка народа
первобытного человека). А сейчас сядьте,
пожалуйста поудобнее, закройте глаза, и немного
расслабьтесь. Я с вами проведу релаксацию.
Внимательно вслушаемся в музыку. Представим себе
тихий тёплый летний вечер. Большой яркий диск
солнца медленно близится к линии горизонта. На
деревьях поют прекрасные птицы. Всюду слышен
шёпот листвы и журчание ручья. По узкой тропинке,
в направлении леса движется большая фигура
первобытного человека. Он одет в шкуры животных,
а на его плече располагается дубинка. Уставший и
измученный добыванием пищи, он медленно идёт к
своему дому, где его ждёт жена и двое маленьких
ребятишек. Они с нетерпением ожидают возвращения
своего отца, так как очень проголодались и хотят
кушать. По дороге пещерный человек собирает
яркие вкусные ягодки для своих ребятишек.
Собирает и медленно движется в направлении дома.
Вот вдалеке показалась пещера. Вот она уже совсем
близко. И, наконец, пещерный человек заходит в
свой дом. Его окружают голодные дети. Он высыпает
на камень пригоршню спелых красивых ягод. А
теперь давайте откроем глаза и вспомним, какое
количество ягод собрал пещерный человек для
своих детей.
Учитель: Перед вами иллюстрация к конкурсу “Следопыты”.
(Рисунок 4) Проявите такую же смекалку,
как первые следопыты, и попробуйте превратить след
в клад! В этом вам помогут подсказки.
Оценка конкурса – 2 балла.
Учитель: Перед началом следующего
конкурса, поведайте мне, пожалуйста, кто такой
мамонт?
Ученик: Мамонты – доисторические животные,
которые жили на территории Евразии и северной
Америки и вымерли около 10.000 лет тому назад.
Внешне они были очень похожи на слонов. Так же как
слоны, мамонты жили стадами и питались
растениями.
Учитель: Замечательно! Кто такой мамонт, мы
выяснили. А сейчас давайте вернёмся к нашему
конкурсу, который называется “Всё так, да не
так”. (Рисунок 5) Перед вами
иллюстрация с мирно пасущимся стадом мамонтов.
Задача этого конкурса найти всех мамонтов,
спрятанных на иллюстрации. На конкурс отводится 2
минуты. В течение этого времени вы должны найти
всех животных. Оценка конкурса – 5 баллов. (Количество
мамонтов на картине равно 10).
Учитель: С предыдущим заданием все
справились достаточно быстро. Сейчас время
следующего конкурса под названием “Охотники”.
Как вы знаете, главной заботой каждого
обитателя пещеры – мужчины, женщины или ребёнка
– было добывание пищи. Женщины и дети могли целый
день бродить в поисках пропитания. Они собирали
птичьи яйца, ловили маленьких животных, таких как
ящерицы, собирали орехи и ягоды. Если охотники
убивали, какое нибудь большое животное (бизона,
носорога, зубра, оленя или лошадь), то еды хватало
для всех. Перед вами лесная чаща. На одной стороне
леса находится охотник, а на другой – носорог,
которого он хотел бы поймать на обед. Помогите
охотнику из каменного века добраться до носорога
и поймать его. (Конкурс для капитанов команд). (Рисунок
6) Оценка конкурса 1 балл.
Учитель: В этом конкурсе вы должны проявить
всё своё внимание и смекалку. Конкурс называется “Археологи”.
(Рисунок 7). Перед вами осколки разбитой
тарелки. На них изображена известная вам картина.
Ваша задача: собрать осколки так, чтобы мы узнали,
какая картина там изображена. А так же рассказать
о сюжете, изображённом на этой тарелке. Оценка
конкурса 2 балла. (Картина и изображением
мамонта. Капова пещера. Палеолит. Нижний Урал).
Учитель: А сейчас заключительный конкурс –
“Умники”. Перед вами находятся карточки
с ребусом. Используя подсказки, и меняя только
одну букву в предыдущем слове, попробуйте
перейти от слова труд к слову плод. Оценка
конкурса 2 балла. (Рисунок 8, см. Приложение)
Учитель: Наш открытый урок подошёл к концу.
Просим жюри подсчитать количество очков,
заработанных каждой командой. А так же объявить
победителя сегодняшнего мероприятия.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока МХК_10 класс__ Первобытное искусство
Составитель: Шарипова Екатерина Эдуардовна, учитель МАОУ СОШ№147, г. Екатеринбург
10 класс
Тема:
«Первобытное искусство.
Древние цивилизации. Первые художники Земли.»
Цель:
формирование представлений о понятии «первобытная культура»;
расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой.
Тип урока: урок-лекция
Содержание: Роль мифа в культуре. Миф и современность. Древние образы и символы. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Архаические основы фольклора. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа.
Необходимые материалы: презентация к уроку, видеофрагменты, аудиофайлы, раздаточный материал для обучающихся.
Ход урока
Организационный момент. (5- минут)
Приветствие. Анализ анкетирования прошлого урока. Работа с учебником. Слайд №1
Введение в тему урока.
Вам всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво», «прекрасно», «безобразно».
Откуда у человека чувство красоты?
Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое?
Кто его научил этому?
(Предполагаемые ответы учащихся: Красиво, это когда приятно смотреть. Когда видишь красивую бабочку, цветок. Красоте человек учится у природы.) Слайд №2
Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве.
Сегодня мы отправляемся в новое увлекательное путешествие по страницам истории искусства, шаг за шагом постигая идеалы красоты и совершенства.
Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.
На слайде представлен проблемный вопрос, запишите его в тетрадь, в финале занятия вам необходимо будет ответить на него. Слайд №3
III. Изучение нового материала.
История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: как давно зародилось искусство?
Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать?
Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты, чувство прекрасного?
Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.
Первая из них - археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры - животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?
Первобытным искусством считают искусство времени первобытно-общинного строя, то есть от появления Хомо сапиенс и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам.
Самый длительный период истории человечества и его культуры – каменный век (40–4 тыс. лет до н. э.).
Так, в первобытной культуре выделяют следующие этапы:
палеолит (40–12 тыс. лет до н. э.) — древний каменный век;
мезолит (12–8 тыс. лет до н. э.) — средний каменный век;
неолит (10–4 тыс. лет до н. э.) — новый каменный век;
энеолит (4 -1 тыс. лет до н.э.) – медный век. (Слайд №4)
Искусство на заре человечества носило синкретический (состоящий из разнородных элементов, но являющийся целостным) характер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка, танец. (Слайд №5)
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации.
1.Афро – европейский центр цивилизации.
2.Азиатский центр мировой цивилизации (Слайд №6-7)
ИСКУССТВО
ЭПОХА ПАЛЕОЛИТА
Основные черты палеолитического искусства:
палеолитическая пещерная живопись носила ярко выраженный реалистический характер.
Основную массу изображений наскального искусства и искусства малых форм составляют изображения животных, главным образом крупных травоядных: мамонта, носорога, дикой лошади, благородного и северного оленя, лани, быка, зубра, из хищников – льва и медведя.
Изображения растений единичны. Искусство верхнего палеолита имеет магическую основу и связано с ритуалом. В глубине пещер, используемых для религиозных церемоний, создаются образы, в своей совокупности воплощающие представления о силах природы и об их влиянии на жизнь человека.
ПЕЩЕРА В АЛЬТАМИРЕ. Слайд 11 – видеофрагмент.
В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.
Интересна история открытия этой пещеры.
Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. «А вдруг в ней жили первобытные люди?» - подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.
Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком «Бык!» бросилась к отцу.
- Откуда здесь взяться быкам? - успокаивал ее Саутуола.
Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.
О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание.
Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.
Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.
ПЕЩЕРА ЛАСКО. Слайд 13 – видеофрагмент.
Прослушать видеофрагмент, отметить в тетради:
Название пещеры, место нахождения, изображения в пещере, каким образом осуществлялось рисование в пещерах и зачем они это делали?
КАПОВА ПЕЩЕРА. Слайд – 14-18 – аудио фрагмент.
Ка́пова пеще́ра (Башкирия , Шульга́н-Таш) — карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека эпохи палеолита.
Записать значение данной пещеры.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРНОГО ИСКУССТВА Слайд – 19-20
В основном это скульптурки малого размера (от 2 до 20 см). Они появляются в эпоху Ориньяк. Это преимущественно женские скульптурки, получившие название «палеолитические Венеры».
Обратите внимание на то, как сделано скульптурное изображение женщины.
- Правильно ли, с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?
- Какие части тела гипертрофированы?
- Можем ли мы сказать, что это портрет какой-либо женщины?
- Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин?
Большинство статуэток обладают общими чертами. Они решены обобщенно:
руки едва намечены, черт лица нет совсем (то есть наблюдается полное невнимание к портретной характеристике).
подчеркнуты преувеличены те части тела, которые связаны с вынашиванием, рождением и вскармливанием ребенка, то есть новых поколений людей. Такая трактовка женских фигур объясняется магическим значением статуэток: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.
эти статуэтки находили в особых ямках-кладовках заботливо укрытыми и защищенными костями убитых на охоте животных.
Однако образ женщины представлен в искусстве палеолита не только такими утрированными безликими фигурками. Среди обнаруженных в нашей стране (на реке Ангаре, Восточная Сибирь) двадцати женских статуэток есть фигурки узкие, стройные; у некоторых изображений имеются глаза, рот, волосы, меховой капюшон на голове.
ЭПОХА МЕЗОЛИТА.
В эпоху мезолита изображения часто наносятся на поверхности скал. Появляются сцены битв, охот. Не зверь, а человек занимает центральное место в изображениях. Художник показывает человеческие фигурки стилизованно, без одежд и лиц.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ
Последний этап каменного века характеризуется постепенным переходом от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это важнейшее событие в истории человечества называют неолитической революцией. Разведение скота и выращивание злаков создавали устойчивость в обеспечении людей пищей, служили основой их благосостояния.
Ведя оседлый образ жизни, люди строили теперь прочные дома, глинобитные или каркасные, стены которых окрашивались и даже расписывались. Совершенствовались ткачество и обработка кожи. При изготовлении орудий труда (каменных) человек стал применять распиливание, сверление, шлифование; появились такие орудия труда, как серп, долото, молоток, рыболовные крючки, сети и верши.
Заселение новых земель вело к межплеменной борьбе за их захват - человек становился врагом человека. Нарастающее разделение труда постепенно вело к расслоению внутри общин. Менялась и родовая структура: матриархат уступал место патриархату. Усилилась роль магии, развилась земледельческая мифология.
В период мезолита, когда на земном шаре после отступления ледников установилась современная геологическая эпоха, появились лук и стрелы; наблюдаются первые опыты возделывания земли. Все это привело к тому, что человек постепенно осел на одном месте (а не кочевал с места на место в поисках пищи) и стал его обживать.
ЭПОХА НЕОЛИТА И ЭНЕОЛИТА
В неолитическую и энеолитаческую эпохи происходят существенные сдвиги в жизни людей - от присваивающих видов деятельности люди перешли к производящим – земледелию и скотоводству.
В неолите усложняется тематика изображений и развивается тенденция к условности. Для этого периода характерна техника выбивания изображения в камне, формирующие петроглифы.
Наскальные изображения африканского континента относятся к неолиту и расположены в районе Тассилин– Аджер.
Своими сюжетами они похожи на росписи Восточной Испании, среди которых парящие в «летучем галопе» газели, быки, пасущиеся стада, прирученные животные, мягкие силуэты людей.
IV. Практическая работа: в тетради ответить на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока.
Домашнее задание: Дать определения понятиям ритуального действия первобытных людей. Составить схему ритуального действия. Источники отметить в тетради.
Составные части ритуального действия: Обряд, Ритуал, Язычество, Тотемизм, Анимизм, Магия.
infourok.ru
Конспект урока по истории искусства на тему "Искусство первобытного общества. Мезолит"
Тема: Искусство первобытного общества. Мезолит.
Цель: формирование представлений о понятии «первобытная культура», расширение лексики учащихся в пределах темы урокаЗадачи:
познакомить с древнейшими сооружениями;
развить знания о первобытном искусстве;
реализовывать возможности эстетического воспитания, способствующего воспитанию художественного вкуса.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Беседа по теме урока
Слайд 1
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании. Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.Слайд 2 Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов – около 14 см., а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него – это, прежде всего, воплощённое движение.
''Художники'' использовали, как правило, черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной. Кроме различных оттенков красной краски изредка применяли белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.Слайд 3Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.Слайд 4Прежде в центре внимания древнего «художника» были животные, на которых он охотился, теперь – фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные периоды из жизни охотников того времени.
infourok.ru
Обобщающий урок по теме "Искусство первобытного общества. Наскальная живопись"
Разделы: МХК и ИЗО
Цели:
Познакомить с искусством первобытного общества
на примере наскальной живописи.
С помощью дидактических средств, а также с
помощью средств изобразительного искусства
вызвать у учащихся эмоциональный отклик на тему
урока.
Задачи:
Воспитательная:
Углубление знаний о духовных особенностях
культуры древнего общества.
Образовательная:
Сформировать у учащихся представление об
искусстве наскальной живописи.
Развивающая:
Развитие творческого воображения,
художественного вкуса, воспитание интереса к
искусству народов мира.
Оснащение:
Для учителя:
Раздаточный материал.
Иллюстративный материал.
Средства ТСО (Приложение).
Для учащихся:
Тетрадь.
Тонированная бумага.
Мягкий материал (уголь, сангина, соус).
Заготовки для амулетов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Организация рабочего места и проверка
готовности детей к уроку.
Приветствие детей. Настрой на урок.
II. Сообщение темы, целей
Ученики читают стихотворение В. Берестова
“Первые рисунки”.
Параллельно демонстрируется
слайд-шоу.
“Первые рисунки”.
Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.
Сегодня наше занятие является обобщающим по
теме “Искусство первобытного общества.
Наскальная живопись”.
В течение нескольких уроков мы с вами
знакомились с этой темой. Для многих из вас она
стала очень интересной, увлекательной. Вы узнали
много нового о жизни древних людей, о первых
рисунках, выполненных ими, и о том, как эти
рисунки впервые были обнаружены.
На этом занятии мы с вами попробуем мысленно
перенестись в те далекие времена и погрузиться в
атмосферу того времени, создать похожие вещи,
которые в далеком прошлом делали наши предки. А
для того чтобы нам было удобней работать, мы
разделимся на две команды, а точнее, на два
племени. Ведь вы помните, что люди тогда жили
племенами. У каждого племени было свое название,
свой вождь.
(Командам дается время для обсуждения названия
племени и выбора вождя).
Ну что же, давайте познакомимся с нашими
племенами.
Каждая команда представляет свое племя.
Несмотря на то, что древние люди жили звериными
инстинктами, знания, даже, в те времена играли
важную роль, без них было довольно трудно.
А давайте, проверим, обладают ли наши племена
достаточными знаниями, чтобы существовать, как
племя.
Команды разгадывают кроссворд.
Кроссворд.
По вертикали:
Название пещеры, в которой впервые были
обнаружены наскальные рисунки?
Рисунки, полученные с помощью высекания на
гладкой поверхности скалы или камня?
Название краски, которой мы пользуемся до сих
пор?
Как, называют век, в котором жили первобытные
художники?
Животное, которое мы можем встретить на
наскальных рисунках, а в жизни нет?
Пещера, которую обнаружили, школьники в 1940 году
во Франции?
какое животное увидела Мэри в пещере, когда
побывала в ней вместе со своим отцом?
Основа красок древних художников?
Какой инструмент используют археологи и
художники?
Общее название красок, которые использовали
древние художники?
По горизонтали:
Наука, изучающая историю и культуру
человечества с помощью раскопок?
После индивидуального разгадывания
кроссворда, совместная проверка.
Молодцы! Вы с легкостью справились с этим
заданием.
Ребята, а чем занимались первобытные люди, как
проводили свое свободное время, ведь у них не
было ни телевизоров, ни компьютеров?
Ответы учащихся.
Действительно, главным занятием древних людей
была охота. Но так же они занимались
обустройством быта, приготовлением пищи,
изготовлением одежды. Охота занимала большую
часть времени. Ведь необходимо было выследить
зверя, заманить его в ловушку и поймать.
Результат охоты для племени играл важную роль.
Ведь если охотники не приносили добычу, то
племени приходилось довольно трудно.
А что же делали древние люди для удачной охоты?
Ответы учащихся.
Вы совершенно правы, сначала изучали повадки
зверя, его место обитания. А затем, для
привлечения удачи, создавались разные
изображения, на которых прорисовывался исход
охоты, проводились ритуальные танцы, в которых
люди просили у сил природы победы в предстоящей
схватке.
Ребята, а все племя участвовало к подковке
удачной охоты, как вы думаете?
Ответы учащихся.
Часть племени, уходили в глубь пещеры, где и
создавали свои наскальные рисунки, а оставшаяся
часть создавала украшения, амулеты, которые в
дальнейшем использовали в ритуале.
Так как мы с вами разделились на два племени, то
и мы сейчас будем готовиться к охоте. Пусть наша
охота не настоящая, а лишь воображаемая, но все
равно, для этого часть каждого племени
отправляется в “пещеру” для того чтобы создать
образ предстоящей охоты. А оставшаяся часть
создаст ритуальные украшения, которые потом вы
используйте в танце, привлекая удачу на свою
сторону.
Несколько человек выполняет рисунок мягким
материалом (соусом, углем или сангиной) по
тонированной поверхности, имитирующей скалу, а
остальные ученики выполняют амулеты.
Ну, вот и наши племена закончили приготовления.
Давайте, посмотрим, какая охота предстоит им.
Команды – племена проводят ритуал возле своих
“наскальных рисунков”. На каждом из членов
племени надеты ритуальные украшения.
III. Подведение итогов.
Ну, вот и закончилось наше путешествие в те
далекие времена, когда люди охотились на мамонта.
Надеюсь, что оно было для вас интересным и
полезным.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект урока по истории на тему "Верования и искусство первобытного человека" (5 класс)
5 класс История. С.В. Колпаков, Н.А. Селунская
Дата ______________________
Урок № 4.
Тема урока: «Верования и искусство первобытного человека»
Цель урока:
Обучающая - создать условия для формирования у обучающихся представления об искусстве и религиозных верований первобытного общества;
Развивающая - продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи;
Воспитывающая – создать условия для развития у обучающихся эстетического вкуса, любви к прекрасному, бережного отношения к творениям наших предков, развивать познавательный интерес к мировому культурному наследию, учебному курсу – история Древнего мира.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка подготовки к уроку.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы попадём в интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы немного вспомним.
Вопросы.
Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?
Когда появился человек разумный. Чем он отличался от древнего человека?
Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?
Когда и почему возникла родовая община?
3. Изучение нового материала.
А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом. Ребята посмотрите вокруг, как вы думаете,о чём пойдёт сегодня речь?
(Ответ учеников: о жизни первобытных людей, об искусстве и религии древнего человека.)
Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?
Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
Рис. Глиняная фигурка богини
В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
(Запись в тетрадь)
4. Подведём итог урока.
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
Вопросы и задания
Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
Назовите древнейшие формы искусства.
Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
Как древние люди представляли себе загробную жизнь?
Домашнее задание.
§3 стр. 12-14, творческое задание на выбор: сконструировать украшение первобытного человека из природного материала (ожерелье, бусы, браслеты), нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.
infourok.ru
Лекция №1. Первобытное искусство.
Утро началось особенное. Точнее, если бы утро могло выбирать, то оно бы вообще не началось … «Сохраннее буду, - ответило бы оно, - вы что забыли? В Хогвартсе – самоуправление! А этого даже дипломированные утра не выдерживают…» И это была чистая правда. Сума… самоуправление началось. Многие ученики нацепили учительские мантии, учителям представился шанс побыть учениками… ну, или спрятаться в самой дальней башне и незаметно высовывать нос, чтобы посмотреть, что стало со школой.
А если в это утро с намереньем спать хотя бы не всю лекцию выйти из Главного Зала, повернуть налево, проехать на первой лестнице, затем, пройдя две ближайшие, сесть на третью, после прибытия пройти коридор и свернуть налево (ну, и так далее...), то каждый окажется перед дверью кабинета, на которой висит позолочённая табличка «Кабинет Магии Искусства». Правда, если приглядеться, то можно заметить, что некто, сделавший табличку, явно проспал пару лекций профессора Руфины…
Но у учеников, постепенно подтягивающихся к кабинету, для обсуждения времени уже не было. Ибо звонок, на способности которого при всём желании самоуправление повлиять не могло, нагло раззвонил всей школе, что пора учиться. А дверь кабинета распахнулась, и на пороге в облачке каштановых волос показалась девушка в чёрной учительской мантии.
- Прошу входить, - девушка улыбнулась и отошла с прохода, дав ученикам возможность проследовать в кабинет. – Рада видеть всех вас на моём первом уроке.
Ученики тем временем вошли в кабинет. Понятное дело, не совсем в обычный. Хотя парты там всё-таки были, и даже на обычных местах. Но вот стены кабинета украшали различные картины (магокопии оригиналов), многие из которых ученики узнали в виду их известности, но было много и совершенно незнакомых… Картины висели вперемешку с волшебными фотографиями, запечатлевшими лучшие моменты театральных представлений. А у одной из стен стояла витрина, где были расположены макеты различных сооружений … но посмотреть это всё повнимательнее времени не было – девушка была твёрдо настроена начать-таки урок.
- Ещё раз приветствую всех вас. Меня зовут Eleonore Magilinon, или Элеонора Маджилинон, выбор за вами, но учтите – тот, кто назовет меня Магилинон, недосчитается пары баллов за работу… Я ученица 5 курса Гриффиндора, и буду вести у вас предмет, называемый Магией Искусства, в рамках самоуправления.
Те, кто был на прошлом самоуправлении на вводной лекции уже имеют некоторое представление о предмете (другие могут, при желании, прочитать конспекты), но в общем первая лекция не зря была вводной – большинство сказанного в ней знает каждый из вас. Теперь же мы начнём серьёзное изучение предмета, начав с истории искусства. Да, *увидев мгновенно «окислившиеся» лица, добавила Нора*, вас ожидает её величество теория. Но разве изучение истории предмета, подарившего нам столько воистину поразительных шедевров, того не стоит?
Итак, тема сегодняшней лекции *взмахом палочки Элеоноры тема появилась на доске*
Первобытное искусство.
Если только мы задумаемся о значении искусства в жизни человека станет понятно, что «точной даты» возникновения искусства просто не может быть. Искусство постепенно формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком, это новое звено в долгой цепи эволюции. Но его появление – одно из величайших событий в истории человечества.
Другой вопрос, ответ на который долго искали учёные разных стран – какой вид искусства появился первым, что послужило ему основой? До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов – одни считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Теперь же большинство исследователей сошлись на мнении, что и те, и другие формы появились примерно в одно и то же время. В пользу этого говорит и то, что и те, и другие изображения часто обнаруживают рядом друг с другом.
Но когда же для учёных стало возможным ответить на накопившиеся вопросы? Ведь по историческим меркам ещё совсем недавно о первобытном искусстве ничего не знали. Серия археологических открытий, благодаря которой чуть ли не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги первобытной культуры, началась лишь в середине XIX века. Но масштабы её действительно потрясают: стоянки пещерных людей, их каменные и костяные орудия, и – силуэты зверей, узоры и загадочные знаки на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, странные человеческие фигурки их камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах… В потайных скалистых пещерах археологи обнаруживали целые музеи первобытной живописи и скульптуры. Такие пещеры найдены и в Испании (знаменитые пещеры Альтамиры, были открыты первыми), во Франции (пещеры Ласко, Монтеспан, Фон де Гом и др.), в Сибири, в Италии, Англии, Германии…
Некоторые каменные изваяния – куски скалы или камни, изначально имеющие сходство с каким-то животным, обтёсаны до полного сходства, но найдены и глиняные скульптуры, часто встречаются изделия из кости, объёмные и плоские. На стенах и потолках – большие и маленькие изображения всё тех же животных, частично вырезанные, частично исполненные минеральной краской…
Наверное, вы заметили постоянный повтор слова «животные». Действительно, первые изображения, которые были созданы 40-20 тыс. лет назад, в верхнем палеолите (древнем каменном веке), были изображениями животных, лишь изредка попадаются изображения человеческих фигур и ритуальных масок. Самыми известными же скульптурными изображениями человека эпохи палеолита являются так называемые “палеолитические венеры” – примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Отсутствуют также и черты лица – задача первобытных скульпторов заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.
Давайте посмотрим на изображения, найденные на стенах пещер. На первый взгляд они до крайности примитивны, напоминают каракули маленького ребёнка. Но так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим одно из изображений – зубра (слева). Фигура зверя выполнена удивительно точно, с соблюдением всех пропорций, оставляет ощущение массивности. Но оно не только контурное – оно объёмно. Если внимательно посмотреть, то хребет зубра, его бока «выпирают» из плоскости рисунка. Он полон жизни, остановился, но в следующий момент продолжит движение. Рисующий, вероятно, воспроизводил в памяти реального зубра, реалистичности рисунка может позавидовать современный художник-анималист. И в этом нет ничего удивительного – в условиях первобытной жизни в пределах своих занятий человек (а тогда это уже был homo sapiens, подобный современному человеку) должен был быть мастером, только искусность руки и меткость глаза могли позволить ему выжить в сложных условиях.
Но нельзя и сказать, что первобытным рисункам ни в каком отношении не свойственна примитивность – она проявляется в отсутствии композиции, согласованности. На стенах пещер сотни изображений (например, справа) – но они находятся в беспорядке по отношению друг к другу. И никакой «среды», «обстановки».
Ситуация начинает меняться в эпоху мезолита (среднего каменного века, XII-VIII тысячелетия до н. э.). Теперь чаще встречаются изображения не животных, а людей, обычно в движении. На смену отдельным рисункам пришли многофигурные сцены и композиции. Обычно это изображения охоты, при этом удача всегда на стороне охотников (ведь в картинах остаётся ритуальная функция), но встречаются и первые изображения столкновений между племенами. В этих небольших изображениях уделяется внимание деталям,но часто фигуры – лишь символы для создания масштабности композиции, в изображении людей отброшено всё «лишнее», что мешает передать суть происходящего - подвижность изображения. В эпоху мезолита человек - прежде всего повлощённое движение.
Получает развитие такое направление в эпоху неолита (новый каменный век, 5000-3000 гг. до н. э.). В пору таянья ледников народы заселяют всё новые и новые территории. Теперь главная опасность для человека – другой человек. Это отразилось и в искусстве. Изображения природы отходят на второй план, уступая место новым, схематичным и условным, порой даже небрежным изображениям человека и его окружения, орудий. В этом заключалась двойственность прогресса – уделяя больше внимания композиции, человек потерял первозданную непосредственность видения. Возможно, причина такого перехода – изменение назначения этих рисунков. Это больше не «двойник», который посредством обрядов принесёт удачу в реальной охоте. Выходят на первый план возможность сообщения о расстоянии, рассказа о событии. Здесь лежат истоки пиктографии – рисуночного письма, которое не потеряло своей актуальности и в наши дни.
На смену каменному веку пришёл бронзовый с множеством новых возможностей. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Потому из бронзы создаётся множество предметов, подчас обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям – мегалиты (от греч. “мегас” – “большой” и “литос” – “камень”). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч.
Подчас из менгиров составляли святилища. Самым известным из них является святилище – кромлех в Англии недалеко от города Солсбери - т.н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любой маг слышал о тайнах, окутывающих его создание. Ведь горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалется, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа!
На сегодняшний день учёные сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник был возведен в три этапа между 3500 и 1100 гг. до н.э. На первом этапе Стоунхендж представлял собой кольцевой ров с двумя залами. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких «лунок Обри», названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При втором этапе строительства Стоунхенджа была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета (как раз из Южного Уэльса). На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.
А теперь вспомним и уроки профессора Гротендика. По выводам исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад! А древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (при этом самые последние исследования подтверждают их существование, совсем недавно была открыта планета Седна, и предполагается существование ещё одной планеты за ней), а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати. Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали громадными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре. И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, ничего не знаем о собственной истории. Вот вам и великая загадка человечества)
Но мы ведь с вами всё-таки маги) И для нас существует другая легенда - гигантские голубые камни появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии.
В этот момент Нора неожиданно зазвонила в колокольчик на столе. Зазвенел он мелодично, но громко, разбудив давно уже спящий класс.
- На этой магической ноте я завершаю лекцию, которая, напомню для проснувшихся, была по истории первобытного искусства.
Посмотрев на часы, Элеонора добавила:
- И у меня как раз остаётся время на то, чтобы сказать пару слов о курсе. На следующей, уже летней лекции, мы продолжим изучение истории искусств, хотя, несомненно, мы будем прерываться на практику и некоторые общие темы, поговорим поподробнее о видах искусства. Следующие две лекции будут посвящёны Искусству Древнего Египта и Ближнего Востока.
А в изучении, особенно на практиках, нам будут помогать вот эти магические приборчики. Эл взяла с учительского стола и продемонстрировала всем довольно длинный металлический стержень с «глазком» сверху и колёсиками с меняющимися буквами и цифрами почти по всей длине.
- Это – незаменимый помощник любого волшебника-искусствоведа, магоотражатель. Вы набираете в строчке имя произведения и/или его автора, а также время (с точностью до минуты, но если точность не нужна, можно указать примерную дату а отражатель сам решит, куда вас лучше отправить), в которое вы хотите его застать, и он, после срабатывания вспышки перенесёт вас во времени прямо к произведению/автору, при этом автоматически – в ближайшее место, где ваше появление будет незамеченным. Но главным достоинством его, особенно если учесть, как ученики любят попадать в переделки, является то, что при определении прямой угрозы для жизни (а также при нажатии синей кнопочки внизу) он переносит вас обратно в тот же момент, когда вы исчезли… Получить магоотражатель можно только у меня, и обязательно сдать обратно, вместе с отчётом о вашем путешествии.
А теперь остаётся лишь… Нора щёлкнула пальцами, и на парты опустились свитки с домашним заданием. Точность была уже выше, нежели в прошлом году. Да, без этого всё ещё никак) А вот теперь - прозвенел уже настоящий звонок – все свободны)
Домашнее задание:
1. В начале лекции я сказала о том, что появление искусства – одно из величайших событий в истории человечества. В чём же заключается важность искусства в жизни человека? Что, на ваш взгляд, произошло бы, если искусство так и не появилось? (0-3 балла)
2. Как вы считаете, почему в раннем палеолите изображения животных встречались намного чаще, чем изображения человека? (0-2 балла)
3. При описании Стоунхенжда я говорила о трилитах. Но это не единственный тип мегалитических сооружений. Расскажите о других существующих типах и приведите примеры мегалитических памятников, где они использовались. (0-5 балла)
Домашние работы посылать через Личное Дело или почтой, отправив с тигрёнком:
Все возникшие вопросы можно задать в Консультационном Центре или по асе 211359197 (только представляйтесь). В хорошем расположении духа (к сожалению, моего) там же можно получить ответ, через какое время будет проверена ваша домашняя работа... Но это не отменяет официальных сроков проверки - 5 дней.
eleonoremagilinon.narod.ru
Урок истории для 5 класса на тему «Первобытное общество. Первобытные верования. Зарождение искусства»
- формирование интереса к изучению Всеобщей истории;
- воспитывать уважение к культуре других стран и государств.
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление темы.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Основные вопросы урока
Знания первобытного человека.
Религиозные верования.
Искусство первобытных людей.
Ход урока
Часть урока
Действия учащихся
Действия учеников
1.Орг. момент
Проверка отсутствия учащихся;
Проверка подготовки учащихся к уроку.
2.Проверка домашнего задания
Проверка домашнего задания в форме опроса.
Индивидуальные задания на карточках.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Выполняют индивидуальные задания по карточкам.
3. Изучение нового материала
Зачитывается новая тема, материал дается по приведенному плану, после каждого пункта подводится итог.
Учащиеся записывают в тетради новые термины, определения, названия, имена.
При подведении итогов по каждому пункту плана записывают выводы в тетради.
4.Закрепление материала
Учитель задает вопросы, предлагает назвать основные термины, определения и дать краткие пояснения по теме.
Ответы учащихся.
5. Итог урока
Подведение итогов урока, выставление оценок
6.Домашнее задание
На доске записывается домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
Индивидуальное задание. (3 человека).
Разгадать кроссворд.
Работа с классом.
На слайде изображены виды деятельности первобытного человека – скотоводство, ремесло и охота. Ученики должны рассказать об одном из видов деятельности.
Изучение нового материала.
Постановка цели урока.
Учитель. Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей. Вы уже много узнали: как и когда появился человек, какими орудиями труда владел, знаете вы и о родовых общинах первых людей. Но помимо физических потребностей – еда, сон, питье, человеку еще нужна потребность в духовном развитии – учение, религия, искусство. Вы согласны со мной? А теперь скажите мне, какая тема нашего сегодняшнего урока, как вы думаете?
Ответы.
Показ слайда.
Учитель. Тема сегодняшнего урока «Первобытные верования. Зарождения искусства». Запишите эту тему в тетрадь.
Новый материал.
Учитель. Сегодня у нас не простой урок, а урок – экскурсия в гости к историку Профессору Крэгу. Но он, естественно, не сможет с нами пообщаться, т.к. он жил очень давно. Но после себя он оставил много полезного для последующих поколений. А роль экскурсовода буду выполнять сегодня я, а вы мне будете помогать.
Показ слайда.
Учитель. Профессор Крэг оставил для нас послание – загадку, которое мы с вами должны разгадать.
Учитель разворачивает свиток.
Дорогие ребята! Я рад, что вы заинтересовались такой интересной наукой, как история. Но эта наука полна загадок. Надеюсь, вы сможете их решить. Желаю вам успехов. И вот вам вопросы.
Вопросы на свитке:
Знания первобытного человека?
Религиозные верования первобытного человека.
Искусство первобытных людей.
Показ слайда.
Учитель. Сложные вопросы нам послал Профессор Крэг? Сегодня на уроке мы вместе найдем ответы на эти загадки.
1. Знания первобытного человека.
Учитель. Ребята, прочтите мне первую загадку.
Ученики читают первую загадку.
Учитель. На эту загадку нам помогут ответить Кирилл, Елисей, Юля, Егор и Настя.
Ученики выходят к доске и зачитывают подготовленные дома сообщения.
Одновременно с сообщениями идет показ слайдов.
Учитель. Знания первобытного человека были ограничены, однако они не бедны, а иногда по-своему весьма богаты. Первобытные люди накапливали знания в различных областях. Это изготовление орудий труда и оружия, собирательство, охота, рыболовство, земледелие и скотоводство, – все это развивалось на основе громадного накопления знаний.
1. (Кирилл) Первобытному человеку было необходимо знание географии той области, в которой он жил и кормился. У него развита способность быстро и верно изобразить «маршрутную карту» (на песке, коре, коже). Слайд.
2. (Елисей) У первобытного человека были превосходны знания флоры и фауны: знание всевозможных примет, умение предсказать погоду, толковать следы человека или зверя. Зная след отца или матери, всегда могли определить по детским следам, чьи дети прошли. Слайд.
3. (Юля) Первобытный человек накопил немало знаний в области минералогии: породы камней и их месторождения, физики: изготовление лука и стрел, копьеметалки, различных рычагов, химии: изготовление лекарств, красок, обработка шкур, в том числе токсикологии: обработка ядами наконечников стрел. Слайд.
4. (Егор) Первобытный человек разбирался в анатомии. Широкое развитие получило умение лечить раны, вывихи, удалять зубы. Открыты лечебные свойства различных растений. Известны им были массаж и диеты. В то время уже существовала хирургия: умели останавливать кровотечение, залечивать переломы. Слайд.
5. (Настя Зубова) Первобытный человек уже начинает пользоваться счетом. Разведение скота и возникновение обмена между племенами требовало упорядочивания счета и единиц измерения. В период расцвета родовой организации стали применяться простейшие счетные приспособления: связки соломы, камешки, раковины, шнурки с узелками и др., затем возникает пятеричная система исчисления, основой которой оказались пальцы руки. Слайд.
Учитель. Ребята, ответили мы с вами на первую загадку? Давайте подведем итог и перечислим знания первобытных людей.
Итог: подводится учащимися совместно с учителем.
Первобытные люди владели такими знаниями, как знания о растениях, медицине, о счете, о науках и т.д. Записать в тетради.
Слайд.
2.Религиозные верования первобытного человека.
Учитель. Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим: ураган, дождь, гром, молния. Люди считали, что земля, вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так, около 200тыс. лет назад зародилась религия. Первобытный человек пытался задобрить богов, расположить их к себе при помощи магии. Первобытный человек пытался представить, как устроен мир, каковы причины природных явлений, откуда появились люди и все, что их окружает. Слайд.
Записи в тетради: религия – вера в сверхъестественное (богов, духов, идолов) и поклонение им.
Задание: ребята, прочтите на стр.22 первый абзац и ответьте на вопросы (Слайд):
Что такое идол?
Чем занимались шаманы и колдуны?
Что такое магия?
Ответы учеников.
Физкультминутка.
Учитель. Ребята, мы с вами говорили о шаманах. А теперь представим, что мы с вами одно племя. Я буду шаманом, и показывать свои ритуальные действа, а вы мое племя и повторять за мной все движения.
Движения:
Хлопки в воображаемый бубен.
Повороты вокруг себя вправо и влево.
Повторение хлопков в бубен.
Учитель: Ребята, ответили мы на вторую загадку Профессора Крэга?
Итог: подводится учащимися совместно с учащимися.
Первобытный человек не мог объяснить многие природные явления. Считал, что ими управляют боги и духи. Так, 200 тысяч лет назад зародилась религия.
3.Искусство первобытных людей.
Учитель. Мы с вами узнали о знаниях первобытных людей, их религиозных верованиях. Теперь посмотрите на доску. Слайд. Перед вами рисунки из пещер, которые находятся на территории Испании, Италии, Франции и России.
Вопросы:
Кого изображал древний человек?
Как вы думаете, что использовал человек вместо кисточки?
Какие краски использовал человек?
Ответы учащихся.
Учитель. Для рисунков человек использовал минеральные краски (мел, охру, уголь), смешанные с жиром животных. Их наносил пучком травы, шерсти, пальцем. Но очень важно, что художественное творчество было тесно связано с представлениями об окружающем мире, о красоте природы. И сейчас художники изображают то, что окружает нас. И вы сами, ребята, тоже не раз фиксировали красоту заката, животных, себя на фоне природы.
Учитель. Итак, ребята. Мы с вами дали ответ на последнюю загадку Профессора Крэга.
Давайте вместе подведем итог. На уроке мы познакомились с культурой первобытных людей. Скажите, пожалуйста, какова роль культуры в жизни первобытного человека?
Ответы.
Закрепление изученного материала.
Слайд – кабинет.
Учитель. ( в руках шкатулка) Ребята, мы разгадали все загадки. Но Профессор Крэг подготовил для нас сюрприз. В этой шкатулке бесценный подарок для каждого из нас. Чтобы открыть эту шкатулку, разгадаем зашифрованный текст.
Слайд с текстом.
Текст.
Первобытные люди владели знаниями о ________________________________________________ (медицине, растениях и т.д.). Вера в богов, духов, идолов и поклонение им – это ____________________ (религия). Красками служили: ________________________________________ (охра, уголь, мел).
Учитель. Текст вами разгадан, открываю шкатулку. (в шкатулке лист, на котором написано слово «знания»). Ребята, бесценным подарком для вас могут быть знания, и их вам дарит Профессор Крэг.
Рефлексия: Вам понравился наш сегодняшний урок? Что не понравилось? Почему?