Конспект: Первобытное искусство и архитектура. Урок первобытное искусство
Конспект урока МХК_10 класс__ Первобытное искусство
10 класс Тема: «Первобытное искусство. Древние цивилизации. Первые художники Земли.»Цель: формирование представлений о понятии «первобытная культура»; расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит; развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя; развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой. Тип урока: урок-лекция Содержание: Роль мифа в культуре. Миф и современность. Древние образы и символы. Ритуал - единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Архаические основы фольклора. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Необходимые материалы: презентация к уроку, видеофрагменты, аудиофайлы, раздаточный материал для обучающихся. Ход урока Организационный момент. (5- минут) Приветствие. Анализ анкетирования прошлого урока. Работа с учебником. Слайд №1 Введение в тему урока. Вам всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво», «прекрасно», «безобразно». Откуда у человека чувство красоты? Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое? Кто его научил этому? (Предполагаемые ответы учащихся: Красиво, это когда приятно смотреть. Когда видишь красивую бабочку, цветок. Красоте человек учится у природы.) Слайд №2 Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве. Сегодня мы отправляемся в новое увлекательное путешествие по страницам истории искусства, шаг за шагом постигая идеалы красоты и совершенства. Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры. На слайде представлен проблемный вопрос, запишите его в тетрадь, в финале занятия вам необходимо будет ответить на него. Слайд №3 III. Изучение нового материала. История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании). Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты, чувство прекрасного? Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика. Науки изучающие историю культуры. Археология – рисунок, живопись, скульптура, архитектура. Этнография – обряды, ритуалы, верования. Лингвистика – сказки, загадки, пословицы Первая из них - археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни.
weburok.com
Первобытное искусство
«Первобытное искусство»
Контрольная работа
Оглавление
Введение 3
1. Особенности первобытного искусства 4
2. Искусство эпохи Палеолита 9
3. Искусство эпохи мезолита 11
4. Искусство эпохи неолита 12
Заключение 15
Использованная литература 16
Введение
Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени — всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.
Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие — схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
1. Особенности первобытного искусства
Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов, которые посвящают себя исследованию природы и человеческого общества. Осознание мира происходило стихийно, и в нём участвовали все члены общества. В это время восприятие окружающего оставалось конкретным, образным. Отвлечённые, абстрактные понятия ещё не отделились от их реальных проявлений. Следы этого сохранились в древних языках, когда говорившие на них люди уже обладали письменностью. Например, в языке шумеров понятие «открыть» буквально означало «дверь толкнуть», а «убить» — «голову палкой ударить». За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В этом отношении древние земледельцы и скотоводы мало отличались от своих предков. Однако в их восприятии мира появилось и нечто новое.
Судить об этом можно по изобразительному искусству, в котором и воплощается образное понимание мира. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.
Мы помним, какими живыми, яркими были изображения зверей в пещерах позднего периода древнего каменного века. Их создатели хорошо знали поведение животных, их повадки. Они замечали в их движениях такие чёрточки, которые ускользают от современного наблюдателя. Примечательно, что, изображая зверей, древние мастера использовали для моделировки их тел неровности скалы, впадины, выступы, имеющие сходство с очертаниями фигур. Изображение как бы ещё не отделилось от окружающего его пространства, не стало самостоятельным.
Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это — условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.
Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным. Так, они делали украшения из зубов зверей, никак их не обрабатывая. У рога оленя отпиливали все отростки, кроме одного, и использовали это приспособление как копьеметалку. Сосуды делали из коры деревьев, широких листьев, шкур или кожи животных.
Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Это и понятно: мир охотника, живущего среди природы, постоянно изменяется, его окружает множество существ, растений. Своё жильё он вынужден приспосабливать к тому месту, где случилось остановиться; это может быть пещера, шалаш или более основательная постройка, но внешне она почти не отличается от холма или кучи ветвей.
Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей. Орнаментальные узоры подчёркивали части, из которых состоят вещи. У сосудов они выделяли верх и низ, горловину и дно. Если сосуд был плоским вроде тарелки, узоры центральной части отличались от узоров по краю.
Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры. Орнаменты показывают, что у людей нового каменного века сильнее проявляется способность отвлекаться от конкретной реальности, улавливая в разнообразии мира общие черты.
Орнамент — искусство, связанное с измерением и числом. Его мотивы и композиционное построение показывают, что у древнейших земледельцев, обитавших в Передней и Средней Азии, самыми излюбленными были числа «три» и «четыре». Очень распространены фигуры в виде квадрата или композиции такой формы, составленные из четырёх треугольников, фигур птиц или зверей. Такое внимание к форме четырёхугольника не было случайным. Так изображали пространство земли, поля, водоёмы. Вспомним, что и дома имели такой же план.
Земля — плоскость с четырьмя ориентирами, сторонами, находящимися справа и слева, спереди и сзади от человека. Точкой отсчёта становится центр, которым люди каждого селения считают себя. Четыре ориентира связываются и с четырьмя главными направлениями — севером, югом, востоком и западом, определять которые научились по движению небесных светил.
По вертикали мир делится на три зоны: верх — небо, где обитают светила, облака, из которых изливается небесная вода; средний мир — земля со всем, что населяет её, а в середине, опять-таки, находится «наше селение», «мы»; под землёй лежит подземный мир — место жизни умерших, которые, впрочем, могут попадать и на небо. Образ мира с семью главными ориентирами и зонами — четырьмя по горизонтали, тремя по вертикали — воплощался в строении вещей, планировке домов. Ему соответствовали и ритуальные действия.
Конечно, люди понимали мир не как геометрическую фигуру наподобие кристалла. Все зоны мира были населены существами, которые обладали разными свойствами и по-разному относились к людям. Самым важным считали своё селение или группу селений, обитатели которых находились в родстве. Вокруг жили другие люди, близкие и дальние соседи. Чем дальше от «своей» земли, тем опаснее становились люди. Они могли быть враждебными, как духи и дикие животные, населяющие их землю. Подобно духам и зверям, они могли обладать особыми, опасными свойствами и считаться не совсем людьми. В связи с этим можно вспомнить, что ещё относительно недавно, в Средние века, жители Европы всерьёз считали, что отдалённые от них области Земли населяют люди с пёсьими головами.
Центр, своя земля, своё селение, конечно, самые лучшие. Но они не были изолированы от остального мира: сверху светило солнце и падал дождь, из-под земли росли растения. В отдалённых местах земли были богаты тем, чего «нам» не хватало: красивыми и прочными камнями, деревом, невиданными животными. Весь мир был населён, он буквально кишел жизнью, и отношения со всеми существами — от небесных духов до духов умерших предков — очень занимали людей. Вспомним, что путешествия в чужие земли, в горы, лес, за море, а то и на небо или в подземное царство — постоянная тема народных сказок. Это — наследие древних эпох, когда такие фантастические путешествия, связи с обитателями других миров считали жизненной необходимостью.
Полагали, что на небо можно попасть, поднимаясь в горы или забравшись на высокое дерево. Помощниками в таких опасных предприятиях были звери и птицы, обитающие как в чужих землях, так и неподалёку от «нас», а также духи. Считали, что некоторые люди способны оказаться в ином мире, совершая обряды, опираясь на поддержку своих волшебных помощников. Подобно сибирским шаманам, они впадали при этом в особое состояние — транс. Такие люди совершали обряды для излечения больных или для того, чтобы узнать намерения духов других миров.
Были и другие способы общения с обитателями иных миров: совершив специальные обряды, можно привлечь их внимание, пригласить на особое угощение. Можно послать им гонца с просьбой — для этого приносили в жертву животное или человека. Но можно сделать и рисунок на стене дома, скале или сосуде, в условном виде воплотив то, чего хотели люди. Составляющие орнамент фигуры были упрощёнными, схематизированными изображениями реальных животных, растений, явлений окружающего мира. Волнистая линия обозначала воду, треугольник — гору. Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, чтобы магическим путём вызвать желаемое событие. Например, нарисовав на сосуде козла около растения и струи льющегося сверху дождя, надеялись ускорить приход весны. Такие изображения уже похожи на послания сверхчеловеческим силам, напоминающие о том, что они не должны быть безразличными к животным, растениям и, естественно, к людям.
В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали. Рисунок ноги обозначал понятие «ходить», а также соответствующее слово языка, рисунок солнца — «светить» и т.д. Но это было позже, а пока знаки, образующие орнамент, имели разный смысл: они могли отогнать злое и привлечь доброе, вызвать плодородие, защитить от болезней. Были среди них и знаки-символы различных групп людей, членов одного рода, обитателей одного селения.
Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ
плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность Внутри контура рисунка чёрной или красной краской.
Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.
В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.
В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саугуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени.
Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко — изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных — самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких тёмных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересна также расположенная над ними чёткая объёмная фигура коровы, приготовившейся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII—VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь — фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием.
Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане — фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором — тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотни изображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него — это прежде всего воплощённое движение.
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей — другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. с. в местах, защищённых от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.
Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанные красками изображения обнаружены на огромных
пространствах — от Мавритании до Эфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличие от европейского искусства африканская наскальная живопись не является исключительно доисторической. Её развитие можно проследить
приблизительно от VIII—VI тысячелетий до и. э. вплоть до наших дней. Первые наскальные изображения были обнаружены в 1847—1850 гг. в Северной Африке и пустыне Сахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.)
В III—II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб — мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры — вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены — несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи — сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч. Назначение этих сооружений неизвестно.
Самое знаменитое из них — кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Стоунхенлж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любопытно, что горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест.
Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия — художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.
Первобытная культура прослеживает в себе огромную дистанцию развития человечества. Вначале — полулюди-полуживотные, умеющие делать простые орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимавшие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообщества родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми прародители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации.
Из истории мировой цивилизации. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1993.
История народного хозяйства: Словарь-справочник. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ВЗФЭИ, 1995.
Краткая всемирная история. В 2-х кн. / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Наука. 1966
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М.: МГУ, 1979. С. 1920.
globuss24.ru
Конспект - Первобытное искусство и архитектура
--PAGE_BREAK--2.2 ТЕОРИЯ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ РОЛИ ТРУДА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ИСКУССТВА. Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась над биологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним из таких средств. В широком смысле слова искусство – это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли, так как нужно, чтобы рука точно следовало образу, имеющемуся в сознании, воспроизводило его в движении. Возможно, сама рука является одним из первых человеческих образов. Не зря ведь младенец может внимательно и подолгу разглядывать ее, запечатлевая ее вид в пробуждающемся сознании. Вид руки стал первой моделью, по которой были созданы когда-то простейшие орудия труда. И качество этих орудий определялось тем, насколько они удобны для рук. Но можно представить себе какой-нибудь инструмент высшего качества, который так хорошо и искусно сделан, что им по прямому назначению и пользоваться-то жалко. Это уже не просто инструмент, а настоящее произведение искусства. Это скорее не средство труда, а предмет, доставляющий непосредственно эстетическое наслаждение – такое состояние, в котором человек удовлетворен созерцанием, сознанием того, что доставляющий ему радость или приятное волнение предмет существует и вполне доступен для него. Но разве не ради подобного состояния человек напрягается, надрывается, испытывает лишения и далеко не всегда приятные волнения? Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой – способ удовлетворения, способ его достижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении [4]. Труд – отец всего человеческого, в том числе и искусства. Самые древние из найденных рисунков и скульптур относятся не к раннему детству человечества, а скорее, к его отрочеству. Элементарные орудия труда (кремневые скребки) человек начал изготовлять, выделившись из первобытного стада, — то есть сотни тысяч лет тому назад. Сотни тысяч лет должны были пройти, чтобы рука и мозг созрели для творчества [1].
3.ХРОНОЛОГИЯ КАМЕННОГО ВЕКА
Любопытно, что мы практически не имеем изображений, где были бы представлены в рамках единой композиции фигуры мужчины и женщины. Из семи известных памятников, где по предположению специалистов, даны такого рода изображения, по крайней мере, три следует признать весьма условными (мы имеем в виду выгравированные на плитке две человеческие фигуры из Гурдан, где, по предположению А. Брейля, изображен мужчина, целующий в затылок женщину; а также перекрывающие одна другую фигуры на плитке песчаника из пещеры Труа Фрер; к ним следует присоединить и две антипоидально расположенные фигуры, вырезанные на блоке известняка из Ла-Мадлен). Более достоверны интерпретации трех других находок (изображения двух горизонтально расположенных и следующих друг за другом фигур – мужской и женской – на костяной пластинке из Истюриц, мужской и женской фигурок на костяной пластинке из Мюрат и Рокамадур и двух человеческих фигур, по всей видимости, мужской и женской – на каменной плитке из пещеры Труа-Фрер). Наиболее интересным в выделенном нами аспекте является комплекс находок из Лосселя. Согласно гипотезе, предложенной в свое время С. Н. Замятиным и отчасти поддержанной А. П. Окладниковым и З. А. Абрамовой, здесь мы имеем распавшуюся на части композицию, объединявшую ряд фигур, в том числе фигуры мужчины, животного, женщин. В соответствии предложенными интерпретациями этой сцены тут, возможно, передан охотничий обряд (С. Н. Замятин) или культовая сцена, связанная с идеей плодородия (З. А. Абрамова), но так или иначе в сознании древнего человека образы мужчины и женщины выступали в какой-то связи друг с другом, что вряд ли может быть признано случайным. Женские изображения, напоминающие о ситуации распределения пищи у очага, учили человека подавлять свои индивидуалистические инстинкты, воспринимать себя через призму взаимоотношений с другими людьми, осознавать свою связь с коллективом как части с целым, т. е., иначе говоря, учили человека быть человеком. Искусство палеолита явилось той новой силой, которая содействовала дальнейшему успеху в борьбе человека со стихиями природы, способствовала росту его социального могущества, его духовному возвышению.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с ХХХ тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее (примерно с XVIII и по ХV тысячелетия до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая, таким образом, объем. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописи «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В <metricconverter productid=«1868 г» w:st=«on»>1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени. Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре <metricconverter productid=«1940 г» w:st=«on»>1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще более знаменитой чем Альтаира обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересно также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы, приготовившаяся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки [5].
От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда, оббитые гальки и кремневые сколы (ручные рубила). Ими пользовались обезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы и другие. Они бродили мелкими группами, занимаясь собирательством и охотой, освоили огонь. Членораздельной речи, религии, искусства у них не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцы по телосложению – массивные и угловатые существа – связно изъясняться также не умели. Возможно, они восполняли отсутствие звукового языка обильной жестикуляцией. Это уже – вполне люди, хотя, с нашей точки зрения, примитивные, неразвитые. Их каменные орудия поразнообразнее и получше обработаны, чем в нижнем палеолите. Неандертальцы выделывали из камня остроконечники, видимо, для оснащения копий и рогатин; скребла для резания и скобления кожи. В это время человечество переживало тяжелые времена: с севера на его место обитания надвигался ледник. Пришлось изобрести одежду и обживать пещеры, освоить охоту на крупных животных послеледниковой зоны: мамонтов, зубров, пещерных медведей. Неандертальцы уже пытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией. Найдены следы первых художественных опытов наших предков. Правда, следы крайне редкие и нехитрые: углубления в камне, насечки на кости, цветное пятно из красного минерала (охры) – вот все. Неандертальцы хоронили своих покойников, (их предшественники бросали или съедали умерших). Значит, у них возник ритуал, зарождались религиозные верования. Наиболее убедительными признаками проблесков нематериальной культуры у этих ископаемых людей являются т. н. медвежьи пещеры. Сюда неандертальцы стаскивали кости убитых ими медведей – своих конкурентов на пещерную «жилплощадь». Тут же они нагромождали камни, создавая своего рода «палеолитические сейфы». Для чего служили эти примитивные музеи-хранилища? Скорее всего, неандертальцы таким образом выражали свои эмоции и впечатления от опасной охоты и отправляли свои обряды.
После палеолита следует мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Эти периоды длились по несколько тысяч лет. Первобытные сообщества людей, сохранившиеся на Земле до нашего времени, были к моменту встречи с европейцами мезолитическими или неолитическими.
Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма примерно, ее невозможно определять с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых и языка. Наиболее долгая эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее осталось то, что может сохраняться тысячелетиями: камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам того, чем богато менее давнее прошлое: рассказов об исторических событиях. Поэтому первобытную эпоху иногда называю доисторией [2]. 3.1 НИЖНИЙ (РАННИЙ) ПАЛЕОЛИТ
Рассмотрим, как изменяется культура в нижнем палеолите по периодам.
1. Перигорд (35 – 20 тыс. лет). Непосредственно следует за средним палеолитом. Найдены кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде отсутствуют изображения, но изобильны нарезки и насечки на костях, украшения, краски; в позднем появляются барельефы – выцарапанные в камне контуры животных и человека.
2. Ориньяк (30 – 19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. В палеолитических пещерах были найдены баночки с красной губной помадой. Люди знали 17 красок для грима, они раскрашивали себя в ритуальных целях. Изобразительная продукция представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры – борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Медленно, но неуклонно человек приближался к изобретению живописи. Из меандровых линий («макароны») вырисовываются контурные рисунки, сначала их наносят пальцами затем какими-то орудиями. Появляются маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Конец ориньяка характерен массовым распространением женских статуэток. Эти палеолитические Венеры не очень-то красивы. Статуэтки всячески подчеркиваю признаки зрелой женщины-матери, очевидно, так отражается родовое устройство общества и роль женщины-прародительницы в нем.
3. Солютре (18 – 15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки кремня. Обработанные в форме ивового и лаврового листа кремни служили наконечниками копий, дротиков, а также – ножами и кинжалами. Появились кремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.
4. Мадлен (15 – 8 тыс. лет). Наступает ледник, климат стал суров. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника обработки камня исчезает. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т. н. микролиты. Среди изображений много символов: круг, спираль, меандр, свастика. Это значит, что человек научился обобщать, сжато изображать свои представления о вещах. Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства является пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самую знаменитую из них, Альтамиру, называют Сикстинской капеллой первобытности. Пещера находится в Северной Испании, у моря, состоит из ряда подземных зал длиной до <metricconverter productid=«280 метров» w:st=«on»>280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных – бизонов, кабанов, лошадей – черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился о расположении рисунка. Он рисовал животных и боком, и вверх ногами и одно поверх другого. Но рисовал он превосходно. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом, твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве») [2].
Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры – одно из изображений бизона. Он относится к так называемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее двухсот тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно живо воссоздал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских каракулях» первобытного человека решительно не подтверждается. В конце концов, это не должно нас удивлять. Ведь в пределах своего образа жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен бал быть великим мастером – иначе как бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого представления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те которые были тогда жизненно необходимы, — развиты намного лучше, чем у современного человека. Разве современный человек смог бы охотиться на свирепого носорога или мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда – искусных манипуляций руки. Если присмотреться к орудиям труда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука такого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую школу труда [1].
продолжение
--PAGE_BREAK--
www.ronl.ru
Лекция - Первобытное искусство и архитектура
--PAGE_BREAK--2.2 ТЕОРИЯ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ РОЛИ ТРУДА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ИСКУССТВА. Орудия труда имели строго определенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизнь постепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась над биологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним из таких средств. В широком смысле слова искусство – это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении, в веществе. Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли, так как нужно, чтобы рука точно следовало образу, имеющемуся в сознании, воспроизводило его в движении. Возможно, сама рука является одним из первых человеческих образов. Не зря ведь младенец может внимательно и подолгу разглядывать ее, запечатлевая ее вид в пробуждающемся сознании. Вид руки стал первой моделью, по которой были созданы когда-то простейшие орудия труда. И качество этих орудий определялось тем, насколько они удобны для рук. Но можно представить себе какой-нибудь инструмент высшего качества, который так хорошо и искусно сделан, что им по прямому назначению и пользоваться-то жалко. Это уже не просто инструмент, а настоящее произведение искусства. Это скорее не средство труда, а предмет, доставляющий непосредственно эстетическое наслаждение – такое состояние, в котором человек удовлетворен созерцанием, сознанием того, что доставляющий ему радость или приятное волнение предмет существует и вполне доступен для него. Но разве не ради подобного состояния человек напрягается, надрывается, испытывает лишения и далеко не всегда приятные волнения? Таким образом, труд и соответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человека существующим, а с другой – способ удовлетворения, способ его достижения. С помощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении [4]. Труд – отец всего человеческого, в том числе и искусства. Самые древние из найденных рисунков и скульптур относятся не к раннему детству человечества, а скорее, к его отрочеству. Элементарные орудия труда (кремневые скребки) человек начал изготовлять, выделившись из первобытного стада, — то есть сотни тысяч лет тому назад. Сотни тысяч лет должны были пройти, чтобы рука и мозг созрели для творчества [1].
3.ХРОНОЛОГИЯ КАМЕННОГО ВЕКА
Любопытно, что мы практически не имеем изображений, где были бы представлены в рамках единой композиции фигуры мужчины и женщины. Из семи известных памятников, где по предположению специалистов, даны такого рода изображения, по крайней мере, три следует признать весьма условными (мы имеем в виду выгравированные на плитке две человеческие фигуры из Гурдан, где, по предположению А. Брейля, изображен мужчина, целующий в затылок женщину; а также перекрывающие одна другую фигуры на плитке песчаника из пещеры Труа Фрер; к ним следует присоединить и две антипоидально расположенные фигуры, вырезанные на блоке известняка из Ла-Мадлен). Более достоверны интерпретации трех других находок (изображения двух горизонтально расположенных и следующих друг за другом фигур – мужской и женской – на костяной пластинке из Истюриц, мужской и женской фигурок на костяной пластинке из Мюрат и Рокамадур и двух человеческих фигур, по всей видимости, мужской и женской – на каменной плитке из пещеры Труа-Фрер). Наиболее интересным в выделенном нами аспекте является комплекс находок из Лосселя. Согласно гипотезе, предложенной в свое время С. Н. Замятиным и отчасти поддержанной А. П. Окладниковым и З. А. Абрамовой, здесь мы имеем распавшуюся на части композицию, объединявшую ряд фигур, в том числе фигуры мужчины, животного, женщин. В соответствии предложенными интерпретациями этой сцены тут, возможно, передан охотничий обряд (С. Н. Замятин) или культовая сцена, связанная с идеей плодородия (З. А. Абрамова), но так или иначе в сознании древнего человека образы мужчины и женщины выступали в какой-то связи друг с другом, что вряд ли может быть признано случайным. Женские изображения, напоминающие о ситуации распределения пищи у очага, учили человека подавлять свои индивидуалистические инстинкты, воспринимать себя через призму взаимоотношений с другими людьми, осознавать свою связь с коллективом как части с целым, т. е., иначе говоря, учили человека быть человеком. Искусство палеолита явилось той новой силой, которая содействовала дальнейшему успеху в борьбе человека со стихиями природы, способствовала росту его социального могущества, его духовному возвышению.
В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с ХХХ тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее (примерно с XVIII и по ХV тысячелетия до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая, таким образом, объем. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчеркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописи «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. В <metricconverter productid=«1868 г» w:st=«on»>1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчас благодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер с изображениями первобытного времени. Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре <metricconverter productid=«1940 г» w:st=«on»>1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще более знаменитой чем Альтаира обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко – изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведей и других животных – самое совершенное художественное произведение из тех которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображения лошадей, например маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающих пони. Интересно также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы, приготовившаяся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращена теперь в прекрасно оборудованный музей.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки [5].
От нижнего палеолита до нас дошли однообразные и грубые орудия труда, оббитые гальки и кремневые сколы (ручные рубила). Ими пользовались обезьяноподобные люди – питекантропы, синантропы и другие. Они бродили мелкими группами, занимаясь собирательством и охотой, освоили огонь. Членораздельной речи, религии, искусства у них не было. Обитатели среднего палеолита, неандертальцы по телосложению – массивные и угловатые существа – связно изъясняться также не умели. Возможно, они восполняли отсутствие звукового языка обильной жестикуляцией. Это уже – вполне люди, хотя, с нашей точки зрения, примитивные, неразвитые. Их каменные орудия поразнообразнее и получше обработаны, чем в нижнем палеолите. Неандертальцы выделывали из камня остроконечники, видимо, для оснащения копий и рогатин; скребла для резания и скобления кожи. В это время человечество переживало тяжелые времена: с севера на его место обитания надвигался ледник. Пришлось изобрести одежду и обживать пещеры, освоить охоту на крупных животных послеледниковой зоны: мамонтов, зубров, пещерных медведей. Неандертальцы уже пытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией. Найдены следы первых художественных опытов наших предков. Правда, следы крайне редкие и нехитрые: углубления в камне, насечки на кости, цветное пятно из красного минерала (охры) – вот все. Неандертальцы хоронили своих покойников, (их предшественники бросали или съедали умерших). Значит, у них возник ритуал, зарождались религиозные верования. Наиболее убедительными признаками проблесков нематериальной культуры у этих ископаемых людей являются т. н. медвежьи пещеры. Сюда неандертальцы стаскивали кости убитых ими медведей – своих конкурентов на пещерную «жилплощадь». Тут же они нагромождали камни, создавая своего рода «палеолитические сейфы». Для чего служили эти примитивные музеи-хранилища? Скорее всего, неандертальцы таким образом выражали свои эмоции и впечатления от опасной охоты и отправляли свои обряды.
После палеолита следует мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Эти периоды длились по несколько тысяч лет. Первобытные сообщества людей, сохранившиеся на Земле до нашего времени, были к моменту встречи с европейцами мезолитическими или неолитическими.
Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма примерно, ее невозможно определять с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. До нас не дошло имен, изображений, биографий, свидетельств людей того времени, названий человеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытных людей не было письменности, а у самых первых и языка. Наиболее долгая эпоха человеческого прошлого безмолвна. От нее осталось то, что может сохраняться тысячелетиями: камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не дает нам того, чем богато менее давнее прошлое: рассказов об исторических событиях. Поэтому первобытную эпоху иногда называю доисторией [2]. 3.1 НИЖНИЙ (РАННИЙ) ПАЛЕОЛИТ
Рассмотрим, как изменяется культура в нижнем палеолите по периодам.
1. Перигорд (35 – 20 тыс. лет). Непосредственно следует за средним палеолитом. Найдены кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигорде отсутствуют изображения, но изобильны нарезки и насечки на костях, украшения, краски; в позднем появляются барельефы – выцарапанные в камне контуры животных и человека.
2. Ориньяк (30 – 19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. В палеолитических пещерах были найдены баночки с красной губной помадой. Люди знали 17 красок для грима, они раскрашивали себя в ритуальных целях. Изобразительная продукция представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранние художественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской, отпечатки рук на краске, так называемые меандры – борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине. Медленно, но неуклонно человек приближался к изобретению живописи. Из меандровых линий («макароны») вырисовываются контурные рисунки, сначала их наносят пальцами затем какими-то орудиями. Появляются маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображения человека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Конец ориньяка характерен массовым распространением женских статуэток. Эти палеолитические Венеры не очень-то красивы. Статуэтки всячески подчеркиваю признаки зрелой женщины-матери, очевидно, так отражается родовое устройство общества и роль женщины-прародительницы в нем.
3. Солютре (18 – 15 тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизни палеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки кремня. Обработанные в форме ивового и лаврового листа кремни служили наконечниками копий, дротиков, а также – ножами и кинжалами. Появились кремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.
4. Мадлен (15 – 8 тыс. лет). Наступает ледник, климат стал суров. Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей. Высокая техника обработки камня исчезает. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т. н. микролиты. Среди изображений много символов: круг, спираль, меандр, свастика. Это значит, что человек научился обобщать, сжато изображать свои представления о вещах. Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного) искусства является пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самую знаменитую из них, Альтамиру, называют Сикстинской капеллой первобытности. Пещера находится в Северной Испании, у моря, состоит из ряда подземных зал длиной до <metricconverter productid=«280 метров» w:st=«on»>280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных – бизонов, кабанов, лошадей – черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился о расположении рисунка. Он рисовал животных и боком, и вверх ногами и одно поверх другого. Но рисовал он превосходно. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерей воссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом, твердой рукой, которая могла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельности палеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим» запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве») [2].
Вот рисунок на потолке Альтамирской пещеры – одно из изображений бизона. Он относится к так называемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, ему не менее двухсот тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно живо воссоздал в своем воображении тяжелый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству» мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детских каракулях» первобытного человека решительно не подтверждается. В конце концов, это не должно нас удивлять. Ведь в пределах своего образа жизни, своих занятий, своего кругозора первобытный человек должен бал быть великим мастером – иначе как бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженный враждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти безоружный? Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь, должны были развиться у него до самого изощренного умения. О тысячах вещей, сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого представления, тысячи способностей были у него совершенно не развиты, зато те которые были тогда жизненно необходимы, — развиты намного лучше, чем у современного человека. Разве современный человек смог бы охотиться на свирепого носорога или мамонта с помощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием, таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов, запахов леса? Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были и навыки ручного труда – искусных манипуляций руки. Если присмотреться к орудиям труда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это была утонченная и искусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков, выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рука такого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую школу труда [1].
продолжение
--PAGE_BREAK--
www.ronl.ru
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - PDF
Искусство первобытного человека
Урок 1 Искусство первобытного человека Дата проведения Тип урока: лекция с элементами беседы. Технология урока: комбинированная Цели: формирование представлений о понятии «первобытная культура», расширение
Подробнее
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ_13 Н.Н. Александров
ЭВОЛЮЦИЯ ПЕРСПЕКТИВЫ_13 Н.Н. Александров ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ВИЗУАЛЬНЫХ КЛЮЧЕЙ В логическом виде эти этапы описываются как пять формационных типов. Внутри них идет движение от «принципа пространства» к «принципу
Подробнее
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МАХАЧКАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОГО АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
Подробнее
Дата: Класс: Фамилия, имя:
Первобытные собиратели и охотники Когда появились на Земле древнейшие люди? 2) приблизительно миллион лет назад 3) более полумиллиона лет назад 4) приблизительно 40 тысяч лет назад Какой материал использовался
Подробнее
Пещера освещённая солнцем.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 Пещера освещённая солнцем. Разработала: Боярских Алиса Руководитель: Доронина Лариса Геннадьевна Г.Красноуральск 2010г Содержание.
Подробнее
Семинар 2 Ранние формы религии (2 часа)
Семинар 2 Ранние формы религии (2 часа) Цель: изучение ранних форм религии и их связи с современными религиями и культурными традициями. На семинаре формируются знания: - главных особенностей анимизма,
Подробнее
КАМЕННЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
КАМЕННЫЙ ВЕК НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА Эволюция первобытного человека Тип человека Название Период существования или Человек умелый (homo habilis) Человек прямоходящий (homo erektus) Человек разумный (homo
Подробнее
пластическое решение.
Передача ритма, движения Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Рабочая программа базового уровня по изобразительному искусству для обучающихся 6 А класса 2016-2017 учебного года составлена на основе: Федерального компонента государственного образовательного
Подробнее
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1. Пояснительная записка. Главная цель художественного образования развитие личности школьника, его творческих способностей, формирование его духовной культуры, приобщение
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Данная программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 6 класса муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Большеокинская СОШ» разработана на
Подробнее
СОДЕРЖАНИЕ. Общие положения 3
СОДЕРЖАНИЕ Общие положения 3 Требования к уровню подготовки (компетенциям) поступающего 4 Перечень вступительных испытаний 5 Перечень дидактических единиц, вопросов для вступительного 6 испытания Критерии
Подробнее
«Тональное решение натюрморта»
ПЛАН- КОНСПЕКТ открытого урока на тему «Тональное решение натюрморта» для учащихся 2-го класса (8-9 лет). Преподаватель: Машинская Ю.В. МАОУ ДОД ДШИ 6 г.хабаровск 2013г. ПЛАН- КОНСПЕКТ открытого урока
Подробнее
Пояснительная записка
1 Пояснительная записка Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для VII класса составлена на основе авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный
Подробнее
А теперь цвет. Дома. Попробуй!
А теперь цвет. Дома Представь себе милую деревеньку или крестьянский двор, на котором ты с удовольствием поиграл бы со щенком. Наверняка ты уже понял, какого цвета будут дома. Тонкой заостренной кисточкой
Подробнее
Пояснительная записка
Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта на основе программы«изобразительное искусство и художественный труд»1-9 классы под руководством
Подробнее
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации Лекция 2.1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и ее последствия. План: 1.