Первобытная магия это. Реферат Первобытная магия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная магия. Первобытная магия это


Первобытная магия | Ролевая игра Хогвартс OWL

- Доброе утро, первый курс, - жизнерадостно воззвала к студентам мисс Форд и, получив нестройный хор ответных приветствий, приступила сразу к делу.  – Сегодня у нас важная задача: за одну лекцию пройти самый большой период в истории магии, а именно первобытный. Хоть он и самый продолжительный, нам о нем меньше всего известно, к тому же древнейшая магия была во много раз примитивнее, чем нынешняя, и развивалась медленнее. Поэтому мы непременно все успеем, и все же стоит поторопиться. Прошу тишины и внимания.

Профессор замолчала почти на полминуты. В классе наступила мертвая тишина, потому что лицо мисс Форд посуровело. Плохо знавшие ее первокурсники наверняка подумали, что она сердится за их разговоры шепотом, не успевшие еще утихнуть с перемены. Но дело было не в этом. Выдержав паузу, преподавательница начала красочное повествование серьезнейшим голосом, не срывавшимся на замогильный исключительно ради порядка в классе. - Африка! Около двух с половиной лет назад. Густая растительность зеленеет вдоль морей, рек и озер, а предки взрывопотамов еще не боятся, что их пустят на зелья. Сам человек пока недалеко отошел от животного и живет благодаря охоте и собирательству. – Профессор взмахнула палочкой, и на доске развернулся верхний из скрученных в свиток большой лист пергамента, на котором первобытный человек был показан во всей красе.  

- Вот приблизительно так и выглядел первобытный человек, по мнению ученых. Древнейшие люди еще не владели связной речью и жили небольшими группами, основанными на родственных связях. – Тут мисс Форд подняла указательный палец, призывая к особому вниманию. – И первые формы магии зародились именно в обществе древнейших людей. Еще неандертальцы проводили ритуалы, в ходе которых, например, рисовали на стенах пещер животных, а потом забрасывали эти изображения копьями. Они считали, что если нарисовать животных, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут далеко от селений, а если поразить их изображения копьем, то это принесет успех в охоте. Вряд ли эта магия всегда действовала. В те далекие времена не было никаких надежных способов выявить, является человек магом или нет; скорее всего, однажды кому-то удалось повлиять на животных таким образом, а потом то же самое пытались повторить все, кому не лень. Но главное, что сложилась традиция, и впоследствии те, кто точно умел колдовать, пользовались тем же самым методом, методом аналогии, перенося свойства живого объекта на искусственный и наоборот. В разные времена он использовался многими племенами и народностями, например, шаманами вуду.

Профессор сделала паузу, чтобы прикрепить к доске колдографию первобытных художеств.- Немного позже, примерно десять тысяч лет назад появились скотоводство и земледелие. Это сильно изменило жизнь первобытных людей, не только потому, что теперь еда выращивалась у них под рукой, но и потому, что они могли выводить новые сорта растений и новые породы скота, отбирая те растения и животных, качества которых наиболее им подходили. Так культивировались и магические сорта и породы. Ритуалы постепенно становились сложнее, появился строгий регламент их проведения, были установлены детали, вроде ритуальных костюмов. Иногда ритуалы иногда объединяли сразу несколько племен, что было необычно для древнейших общин, с крайним подозрением относившихся к чужакам. Племена заметили, что чем больше людей направляет свои магические усилия на какую-либо цель, тем заметнее результат. Так появились ритуалы, требующие участия нескольких человек, пока без какого-то распределения обязанностей, а просто для увеличения силы ритуала.

Профессор прервалась, чтобы все успели сделать записи, заодно припоминая план урока. О первобытном мире еще много можно было рассказать, но мисс Форд немедленно пришла на ум одна из ее любимых тем, общество и социальное неравенство. Чем более дискуссионными были темы, тем больше они нравились профессору.- Успеваете записывать? Хорошо. Поговорим о том, как относились к волшебникам в первобытном обществе. Как вы можете догадываться, те, у кого были магические способности, лучше управлялись с особо необычными растениями и существами, считалось, что именно благодаря им охотникам сопутствует удача. Также есть свидетельства того, что некоторые древние маги могли видеть будущее, впадая при этом в особое состояние, транс. Все это делало их крайне значимыми членами первобытной общины. Часто именно волшебников племена делали своими старейшинами, или вождями, если собирались совершить набег на соседнее племя. Таким образом, эффектные проявления магии позволили многим первобытным волшебникам управлять целыми племенами. Под руководством древних магов и жрецов возникли многие города: ведь нередко поселение возникало вокруг какого-нибудь магического сооружения, где поклонялись духам предков. Кстати, раз уж мы заговорили о строительстве, нужно упомянуть мегалитические постройки – сооружения из огромных камней. У нас нет других свидетельств того, что первобытные маги уже умели поднимать крупные объекты в воздух силой мысли, поэтому некоторые ученые считают, что для постройки мегалитов, таких, как Стоунхендж, нанимались великаны.

Ученики из семей магов, которые знали кое-что о великанах, выразили недоверие, зашептавшись между собой.- Не удивляйтесь, волшебникам нередко удавалось нанять великанов на работу, правда чаще всего в качестве солдат, как был нанят филистимлянами великан Голиаф, - заверила профессор. - Так или иначе, жрецы в предгосударственную эпоху уже обладали большой властью. С одной стороны, это было положительным явлением, так как позволяло управлять деятельностью общества с использованием магии и знаний о мире, которыми владели исключительно жрецы в силу своих выдающихся способностей. С другой стороны, это привело к последующей диктатуре волшебников в античных цивилизациях, которая наиболее ярко проявилась в Древней Греции. В этот момент раздался звук школьного колокола, затормозивший мисс Форд как раз вовремя, прежде чем она начала бы рассказывать материал следующих уроков. С разочарованным вздохом преподавательница попросила класс записать домашнее задание.

Домашнее задание:1. Как вы поняли, что такое метод аналогии, использовавшийся первобытными людьми? Приведите примеры его использования. 2. Почему в первобытные времена было тяжело определить настоящих волшебников? Важно ли это было для первобытных людей?3. Как вы думаете, заслуживали ли волшебники поста главы племени? Как бы вы себя вели, окажись вы на их месте?

Дополнительно:Эссе «Был ли матриархат в первобытном обществе?»Современные маги-ученые заметили, что женщины чаще изображались в наскальной живописи, женщин представляло собой и большинство древнейших фигурок-амулетов. Некоторые ученые считают, что женщины играли главенствующую роль в первобытном обществе, и что их считали более способными к магии. Порассуждайте на эту тему, выразив свое согласие или несогласие. 

expelliarmus.ru

ПЕРВОБЫТНАЯ МАГИЯ

Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна. У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных "лидеров", а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представления об особой, как правило передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов всё ещё встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, — ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов —предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов - табу. Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. Изображения таких танцев доносит до наших дней искусство каменного века Евразии. Судя по сохранившимся изображениям, в центре ритуала был коллун-заклинатель, одевавшийся в "личину" того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить. Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала "задабривания" обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зве рей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их детей. Важнейшим магическим подспорьем в охоте служила и наскальная живопись. Изображения удачной охоты на стенах древних пещер встречаются в разных уголках земного шара. По они прежде всего служили залогом повторения хорошей охоты в будущем. До наших дней сохранились и выразительные следы обрядов, во время которых символическое изображение животного поражалось охотничьим оружием. Другие обряды первобытной магии были направлены на обеспечение плодородия. С глубочайшей древности для этих обрядов использовались разнообразные изображения духов и божеств из камня, кости, рога, янтаря, дерева. Прежде всего это были статуэтки Великой Матери - воплощения плодородия земли и живых существ. В древнейшую эпоху статуэтки после обряда разбивались, сжигались или выбрасывались. У многих народов считалось, что длительное сохранение изображения духа или божества приводит к его ненужному и опасному для людей оживанию. Но постепенно такое оживание перестаёт считаться чем-то нежелательным. Уже в древнейшем палеолитическом поселении Мезин на Украине одна из подобных статуэток в так называемом доме колдуна закреплена в земляном полу. Вероятно, она служила объектом постоянных заклинательных обращений. Обеспечению плодородия служили и широко распространённые у многих народов мира магические обряды вызывания дождя. Они до сих пор сохранились у некоторых народов. Например, у австралийских племён магический обряд вызывания дождя проходит так: два человека по очереди зачерпывают заколдованную воду из деревянного корытца и разбрызгивают в разные стороны, производя в тоже время лёгкий шум пучками перьев в подражание звуку падающего дождя. Похоже, что всё, что попадало в поле зрения древнего человека, наполнялось магическим смыслом. И любое важное, значимое для рода (или племени) действие сопровождалось магическим ритуалом. Ритуалы сопровождали и изготовление обычных, повседневных предметов, например глиняной посуды. Такой порядок прослеживается и у народов Океании и Америки, и у древних земледельцев центральной Европы. А на островах Океании изготовление лодок превращалось в настоящее празднество, сопровождаемое магическими обрядами под предводительством вождя. В нем принимало участие всё взрослое мужское население общины, распевались заклинания и восхваления для долгой службы судна. Похожие, хотя и менее масштабные, обряды существовали у многих народов Евразии. С течением времени многое менялось в жизни людей. Менялись и их представления о мире духов и богов, а вместе с этим и сам характер обращения к ним. Появлялись и новые посредники между миром людей и миром божеств — жрецы, священнослужители. В устах жрецов древние заклинания постепенно превращались в молитвенные обращения к божествам, и сами магические обряды стали носит уже не требовательный, а просительный характер. Но магия не исчезла. В каждой общине по-прежнему был свой чародей, умеющий влиять на людей и природу... Обряды, заклинания и представления, восходящие к первобытной магии, пережили века. Они прочно вошли в культурное наследие многих народов мира. Магия продолжает существовать и ныне.

zvezdnye-sny.narod.ru

Реферат Первобытная магия

Реферат

по дисциплине

«Культурология»

«Первобытная магия»

                                 Выполнила

Студентка 1 курса 3медецинского

                                                 факультета 4 группы

                                       Сбитнева К.М.

План

1.     Причины возникновения ранних религиозных представлений

2.     Ранние формы религии

3.     Сущность, виды и функции первобытной магии

Литература 1.                 Причины возникновения ранних религиозных представленийМногие ученые полагают, что ранний палеолит — время существования питекантропов, синантропов и неандертальцев — относится к так называемому безрелигиозному периоду в человеческой истории. Считается, что первые религиозные верования стали зарождаться лишь в мустьерскую эпоху, когда на Земле появился человек современного типа. Об этом свидетельствуют мустьерские погребения.

На первоначальных этапах религия являлась порождением своеобразной практической и духовной освоенности мира человеком. В первобытных религиозных верованиях запечатлено осознание людьми их зависимости от природных сил. Не отделяя себя от природы, человек переносил на нее отношения, которые у него складывались в первобытной общине. Объектом религиозного поклонения становились те природные явления, с которыми человек был связан в своей повседневной практической деятельности и которые имели для него жизненноважное значение. Бессилие перед природой вызывало у человека страх перед ее могущественными и таинственными силами. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к идее обожествления природы, созданию ее культа. Культ природы — один из самых древних в человеческой истории.

Первые религиозные верования - анимизм, фетишизм, тотемизм.

В основе анимизма (от лат. анима — дух, душа) лежала вера в существование души и духов — душ, существующих и действующих независимо от тела человека. Убежденность в том, что душа самостоятельна по отношению к телу, создала возможность «удвоения» мира, поделив его на реальный и потусторонний. Все элементы окружающего мира представлялись им раздвоенными на видимые образы и незримые души.

Первобытные люди наделяли душами-двойниками не только людей, но и животных, растения, предметы, явления природы. Религиозный культ менялся параллельно с развитием человека и общества. Так, культ духов природы особенно большую роль играл в эпоху матриархата. Позже, в развитых патриархально-родовых обществах, огромное значение приобрел культ предков.

Памятниками, свидетельствующими о культе предков, являются, например, камни-следовики. На таких камнях помимо стопы человека встречаются изображения мужских и женских символов плодородия, занимавших важное место в обычаях и верованиях первобытных людей. Со временем обожествленных предков замелили другие божества, чьи образы могли воплощаться в тех же стопах, высеченных в камне. Проходили века, но следовики продолжали оставаться объектами культа.

На стадии разложения первобытной общины в ней выделилась особая группа людей. Это были служители культа — шаманы, которые, по мнению членов общины, обладали способностью общаться с духами. Ритуал общения сопровождался пением, плясками и ударами в бубен. Одной из основных функций шаманов являлось лечение больных. Шаманство — наивысшая форма развития анимистического культа — было широко распространено.

Фетишизм (от франц. талисман, идол, амулет) — культ неодушевленных предметов, которые, по мнению древних, обладали сверхъестественными и сверхчувственными свойствами. Он был распространен у всех первобытных народов.2. Ранние формы религииК древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.

Анимизм Верования в древнем человеческом обществе являли собой реакцию совокупной личности на ее восприятие совокупной вселенной. Тесно связанные с первобытными мифическими воззрениями, они основывались на анимизме (от лат. anima — дух, душа), наделении природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э.Б. Тайлором (1832—1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии. Тайлор считал анимизм «минимумом религии». Ядром этой теории является утверждение о том, что изначально всякая религия произошла от веры «философа-дикаря» в способность «души», «духа» отделяться от тела. Неопровержимым доказательством этого были для наших первобытных предков такие наблюдаемые ими факты, как сновидения, галлюцинации, случаи летаргического сна, ложной смерти и другие необъяснимые явления.

В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов.

Анимистические представления о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим.

Наиболее древней формой религии является магия.

Магия (Mejia — волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор остается одной из наименее ясных среди проблем истории религии. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фрэзер (1854—1941), видят в ней предшественницу религии. Исследуя культы первобытных и древних народов, он составил классификацию магических приемов, выводя их из психологических представлений. Магию он подразделяет соответственно на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Немецкий этнолог и социолог А. Фиркапдпг (1867—1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861 — 1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно — «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Разновидность магии — фетишизм (от франц. fetiche —талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Объектами поклонения — фетишами — могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.

Вера в амулеты (от араб, гамала — носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней. В Сибири неолитические рыболовы подвешивали к сетям каменных рыб. Костяные амулеты в виде птиц обитатели палеолитических стоянок Буреть и Мальта носили на шее. В Карелии встречаются сверленые каменные навершия декоративных молотов с головами лосей и медведей на конце. По всей видимости, изготовлялись они не для забавы, а для обрядовых действий, жизненно необходимых с точки зрения первобытного охотника.

Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.

Тотемизм истории религии многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным (от сев.-индейского ототсм — его род). Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явлениями природы).

Существует родовой, фратриальный (от грсч. фратрия—братство), групповой, половой и индивидуальный тотемизм. Какой из этих типов следует считать древнейшим? По мнению большинства исследователей, тотемы фратрий были древнейшими. Фратрии (подразделение племени, совокупность нескольких родов) возникали по мере разложения племен на более мелкие родовые группы.

От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того чтобы вызвать изобилие соответвующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь (Иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян, черепах, змей и др. Весьма вероятно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ромула и Рема, основателей Рима, — тоже отголосок тотемизма. Прослеживается влияние тотемистских пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

Мы рассмотрели основные особенности первобытной культуры и искусства на различных этапах. На самом раннем этапе в изобразительном искусстве господствовал натурализм. Затем наблюдаются черты определенного художественного схематизма. На третьем этапе вновь проявляется интерес к детализации изображения. На четвертом этапе прослеживается стилизация, замена живых образов знаками, символами.

3. Сущность, виды и функции первобытной магииС магией у современного человека очень часто связаны неопределенные представления о чем-то таинственном, запретном, сверхъестественном и потустороннем. Самое поразительное состоит в том, что магическое сегодня далеко не всегда отличается от религиозного.

На первый взгляд фрэзеровская характеристика магии при всей своей простоте и ясности еще и неотразимо убедительна. Но пойдем немного дальше и вспомним, что сравнение, уподобление и отождествление лежат в основе мифа и мифологического мироотношения в целом. Все, что подобно другому, и есть другое и чем более они подобны, тем больше оснований их отождествить, — вот универсальный принцип первобытного мышления. Его действие можно обнаружить, скажем, при создании первобытными людьми наскальных изображений, поскольку они не были только изображениями, но еще и знаменовали присутствие в пещере реальных быков и оленей (подобное вызывало подобное). Можно, конечно, что и делалось неоднократно, назвать наскальные изображения магическими. Но это будет шагом в сторону непомерного расширения сферы магического за счет религиозного, отождествлением с ней всей жизнедеятельности первобытных людей.

У магии было нечто существенно общее с другими сторонами первобытной культуры, но было и своеобразие. Его можно обнаружить в первую очередь тогда, когда магия будет противопоставлена религии. Противостоит же она ей не за счет действия законов подобия и заражения. Они-то, напротив, магию и религию объединяют, так как в свою очередь укоренены в мифологическом мироотношении.

Религия, и в этом ее своеобразие, ориентирована в мире, где основными параметрами являются хаос и космос, профанное и сакральное, на сакрально-космическую реальность. В той мере, в какой они космичны, она опирается на миф и ритуал. Олицетворением религии и религиозной жизни является жрец. Если сопоставить с религией магию, то обнаружится ее тяготение уже не к сакрально-космической, а к сакрально-хаотической реальности. Как и религия, магия устремлена за пределы профанно-человеческой реальности, ей тоже насущно необходим контакт со сверхчеловеческим миром. Соответственно, в центре магического ритуала стоит уже не жрец, а маг (колдун). Первобытные общины длительное время знали своего рода параллелизм религиозной и магической жизни с их ритуалами и мифами, с фигурами жреца и мага. Вопрос о том, было ли параллельное сосуществование религии и магии исконным, остается открытым.

Первобытные магические обряды трудно отграничить от инстинктивных или рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из той роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического акта обычно в сильной степени предопределен характером и направленностью совершаемого обряда. В одних видах магии преобладают обряды контактного типа, в других — имитативного. К первым относится, например, лечебная магия, ко вторым — метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Может быть, именно охотничьи пляски запечатлены в рисунках первобытного художника в палеолитических пещерах Европы. Наиболее устойчивое проявление промысловой магии — охотничьи запреты, суеверия, приметы, поверья.

Интересно отметить, что даже в наши дни охотники — самые суеверные люди. Причины этого в том, что в охотничьем и рыболовном промысле всегда велика роль риска, «удачи». Нередка и прямая опасность для самого охотника: человек на охоте больше, чем где-либо, чувствует себя во власти стихийных сил, а порой и ощущает свою беспомощность.

Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Специфические корни разных видов магии — в соответствующих видах человеческой деятельности. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы.

Один из древнейших, притом самостоятельных, корней религиозных верований и обрядов связан с областью взаимоотношения полов. Любовная магия, эротические обряды, различные виды религиозно-половых запретов, поверья о половых связях людей с духами, культ божеств любви — весь этот обширный и довольно пестрый комплекс религиозно-магических представлений и действий может быть предметом самостоятельного научного исследования.

Многие виды магии используются и в настоящее время. Например, один из самых устойчивых видов магии — половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме. У культурных народов Европы по сей день сохраняются разные «присушки» и «отсушки», удержавшие свой крайне архаический характер. Причина ясна: ведь источник и корни половой магии — те взаимоотношения между полами, которые и в наши дни во многом сохраняют антагонистический, иррациональный, не поддающийся разумному регулированию характер.

Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.

Литература

1.     «Культурология» Курс лекций по теории и истории культуры П.А. Сапронов

2.     «Культурология», учебник под редакцией Воскресенской Н.О., «Единство», Москва, 2003

3.     Токарев С.А. «Ранние формы религии»,- Минск,1990

bukvasha.ru


Смотрите также