Как появилось искусство (на примере памятников первобытного искусства на территории нашей страны). Памятник первобытного искусства
Новый памятник первобытного искусства в Центральной Азии | San'at
Sanat • 01/01/2002 • Выпуск №1 • 1210
Долина Кашкадарьи вплоть до 2001 г. оставалась “белым пятном” на карте первобытных памятников Узбекистана. Лишь подъемные находки в долине Танхаздарьи, где были обнаружены отдельные остатки кремневых изделий, да труднодоступная пещера по Такаликсаю на перевале Тахтакарача, где в свое время Д.Левом было найдено несколько изделий из камня мустьерского времени, указывали на то, что долина Кашкадарьи обживалась человеком каменного века.
Во время разведочных работ, проводимых осенью 2001 г. по правобережью Кашкадарьи, в 25 км к северо – западу от г. Китаб, при обследовании долины Аякчисая, склоны которого сложены из хорошо карстующегося мраморизованного известняка, была найдена и обследована целая серия пещер и гротов, в двух из которых находились остатки жизнедеятельности человека каменного века. Большая удача ожидала нас в соседней долине Куруксая, где, согласно информации доцента Каршинского ирригационного института А.Жуманова, находились навесы с непонятными изображениями, нарисованными красной краской. Сообщалось и название этого местонахождения – Сийпанташ.
Уже в г.Карши при демонстрации А.Жумановым любительских видеосъемок, зафиксировавших отдельные рисунки Сийпанташа, стало понятно, что перед нами – уникальный памятник искусства далекого прошлого, а знакомство с ним на месте превзошло все ожидания. Рисунки Сийпанташа были нанесены когда-то на стенах и потолке округлых навесов под грано-диоритовыаcи глыбами к северу от поселка Куруксай. Под сводами основного навеса по гладкому скальному ложу постоянно струится прозрачная родниковая вода, которая по склону стекает в русло Куруксая. Эти струи воды, в свое время испаряясь в течение тысячелетий, образовали полые навесы под скалами грано-диоритов, лежащих по склону Куруксая. Гладкие поверхности основного свода и несколько боковых быebи покрыты группами разнообразных символических знаков, исполненных живописной охрой различных оттенков – от темно – коричневого и бордового до розового и желтого. Сюжеты живописи, в отличие от двух известных в Средней Азии памятников первобытного искусства долины Зараутсая и пещеры Шахты, где были изображены сцены охоты на диких животных, носили геометрический характер. Однако это не был досужий орнаментализм прикладного характера. Это были символические изображения солнца в виде креста или круга с точкой или крестом в центре, стреловидные изображения, цепочки ромбов или ряды черточек. Один из таких рядов насчитывает 28 черточек, что совпадает с количеством дней месяца лунного цикла. В центре свода находится схематизированное силуэтное изображение дикой коровы или быка, близкое по стилю изображениям быков из Зараутсая.
На своде, под нишей в соседней скале, видны отпечатки рук, небольших, с изящными удлиненными пальцами, возможно, женских. Видимо, это отпечатки рук тех, кто занимался художественным творчеством, украшая символическими знаками своды этого уникального творения природы. Можно предположить, что это святилище первобытного человека, ритуалы священнодействия в котором осуществляла женщина. Ею же наносились символические знаки, преисполненные для нашего далекого предка глубокого смысла и значения. Уместно отметить, что и сейчас это место почитается как сакральное, помогающее роженицам, бездетным и больным. По сей день здесь режут жертвенный скот, петухов в честь духа мифического Сийпанташота, т.е. в понимании современных жителей это – местонахоe6дение святого духа-исцелителя.
Чтобы оценить значение открытия живописи Сийпанташа, следует вспомнить о прекрасных по выразительности образцах первобытного пещерного искусства Франции и Испании, Восточной Европы и Сибири, обнаруженных в конце XIX – XX вв. Это известные пещеры Кастильо, Альтамира, Ляско, Фон-де-Гом, в России Капова пещера, Шишкинская писаница на берегу р.Лены, Зараутсай в Узбекистане в долине Сурхандарьи. Эти знаменитые древнейшие памятники изобразительного искусства не только представляют собою изумительные по реализму произведения примитивного искусства, изображающие бизонов и мамонтов, лошадей и быков, служивших основными объектами охоты и жизнеобеспечения первобытного человека, но и позволяют впервые заглянуть в духовный мир наших далеких предков.
На известных в Средней Азии древнейших первобытных памятниках искусства, грота Зарауткамар и пещеры Шахты, датируемых мезолитической эпохой, сцены охоты на быков, кабанов, медведей выполнены охрой по скальной поверхности. Изображения же Сийпанташа демонстрируют развитие искусства условных символов (если не считать единственной фигуры дикого быка в центре основного “полотна” или “галереи” изображений основного свода святилища). Следует отметить, что это изображение близко по манере исполнения изображениям быков Зараутсая, являвшихся объектом добычи охотников с луками и собаками. На рисунке Сийпанташа бык или корова имеет непропорционально укороченные ноги, голова с двумя едва заметными рожками неправдоподобно уменьшена, или e3олова животного повернута назад, как часто трактуется в палеолитическом искусстве. В этом случае рогом животного может быть дуговидная линия над его головой, а брюхо его непомерно увеличено, чем резко отличается от поджарых длиннорогих быков Зараутсая. На спине выделяется небольшой бугор, характерный для зубровидной породы этих животных. Фигура животного трактована статично с широко расставленными ногами, как у изображений быков Зарауткамара. Изображение быка, как известно, во всех наиболее архаических мифологических циклах связано с лунарной символикой, а изображение коровы, очевидно, отражает сцену рождения нового месяца. В то же время бык – бог грозы и дождя, и рождение нового месяца всегда связано с осадками. Изображения лунного календаря в виде ряда из 28 – 30 точек или черточек типичны для палеолитического искусства.
Часто встречающиеся стреловидные знаки типичны для охотничьей тематики изображений эпохи палеолита и мезолита. Есть более сложные и нестандартные сюжеты, такие, как нанизанные вдоль одного стержня стреловидные знаки, образующие фигуру в виде схематической ветви или елочки. В отдельных случаях продольная полоска имеет несколько поперечных коро_f2ких перекладинок, и все это обрамлено овальной рамкой. Близкие знаки встречаются на магических гальках-чурингах австралийцев. Есть символ в виде квадрата, рассеченного по диагоналям крестом на четыре равнобедренных треугольника с точками посредине, что заставляет вспомнить деление космоса и неба на четыре части, известное в мифологиях многих древних народов. К редким символам относится кeeлоколовидная фигура с двумя вертикальными полосами внутри на горизонтальной подставке с двумя короткими ножками по краям. Близкие изображения мадленского времени известны из пещер Пасьега и Кастанье в Испании. Но в живописи Сийпанташа этот знак напоминает, скорее всего, легкое жилище с овальным перекрытием.
Уникальными являются два ряда ромбовидных фигур. Что они могли означать – непонятно. В соседнем малом своде преобладают отпечатки рук разных размеров. Обычно это отпечатки левой руки. Часто четыре пальца кисти имеют почти одинаковую длину, а ладонь обозначена в виде несимметричного овала, что указывает на сложную технологию исполнения знаков. Отпечаток руки затем обводился и дорисовывался. Здесь помимо отпечатков рук есть стреловидные и другие знаки. Знак руки обычно истолковывается как магический оберег.
Таким образом, тематика живописи Сийпанташа целиком связана с астральной и космической символикой. Особенно важно изображение лунного календаря как результата измерения времени и упорядочения изначального космического хаоса. В данном случае цикличность времени вполне осознана и зафиксирована количеством дней лунного месяца. Солярные знаки, возможно, следует истолковывать как начало счета годичным циклам. В одном из поясков, составленных из ромбиков, их 12 или 13 (сохранность поясков не очень удовлетворительна), что может соответствовать количеству месяцев в году. Хотя во втором, хуже сохранившемся, ряду ромбиков больше.
Для живописи Сийпанташа в целом характерно отсутствие единых сцен, продуманной композиции или преднамеренной ориентации различных символов, хотя суперпозиции или наложения различных рисунков почти нет. Эти рисунки, видимо, были нанесены не сразу, а в течение длительного периода. Таким образом, Сийпанташ – самое древнее в Центральной Азии святилище, где получили отражение представления людей каменного века о структуре космоса и времени. Исходя из приведенных аналогий, можно полагать, что возраст уникального памятника – святилища Сийпанташ определяется между 20 – 10 тысячами лет. Возможна и более поздняя дата, но здесь отсутствуют сюжеты тематики производящего хозяйства, а также незнакома техника выбитых в рельефе петроглифов, распространенная в Центральной Азии с эпохи бронзы, хотя, согласно А.Окладникову, в Монголии живопись охрой продолжала использоваться и в эпоху бронзы. Изображения козлов, охотников с луком на коне или с собакой, выбитые на поверхности больших камней, относящиеся к железному веку, были обнаружены нами выше по склону горы, на значительном расстоянии от скал Сийпанташа.
Знаки и символы этого святилища являются одной из древнейших в мире систематизаций представлений о ритме времени, пространстве и космических явлениях, зафиксированных абстрактными символами. Это – символическая письменность об основных явлениях и свойствах сложного мира, осознанная и зафиксированная нашими далекими предками. В этом – отличие живописи Сийпанташа от живописи всех известных памятников искусства, оставленных древними охотниками и собирателями Евразии, где основной темой изображений служили различные сюжеты из жизни промыслового зверя. Видимо, творцов изобразительных сюжетов Сийпанташа занимали не столько забота о плодородии, дичи и ритуале охотничьей магии, сколько вечные вопросы устройства Вселенной.
Автор: Рустам Сулейманов
sanat.orexca.com
Как появилось искусство (на примере памятников первобытного искусства на территории нашей страны).
Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет
Кафедра Управления в социально-экономических системах
Доклад.
Как появилось искусство (на примере памятников первобытного искусства на территории нашей страны).
Выполнила студентка
Группы 2242/5
_____________М.А. Ульянова
Проверил
______________Р.А. Федотова
Санкт-Петербург
2011
«Где вы, о древние народы
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу матери природы
Читали ясно, без очков.»
Федр Тютчев
Проблемы происхождения искусства ,художественного творчества вот уже несколько столетий занимают воображение ученых. Тогда где и почему началось искусство? Точный и простой ответ невозможен. Оно- искусство, не началось строго в определенный исторический момент, оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
В изучении древнейших форм искусства, историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, танца, театра, так как последнее могут судить о первобытных зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих коренных народов Австралии и Океании. А еще по многочисленным памятникам музыкально- поэтически-театрального искусства, найденный в Сибири, на Алтае, Украине .Это шумящие бубни, браслеты ,молоточки из рогов оленя. А вещественные, изобразительные памятники до исторических эпох разбросаны по всей планете, в том числе на территории России и бывшего СССР.
Еще в конце эпохи раннего палеолита, приблизительно за 50 тыс лет до н э в человеке постепенно появляется нечто новое, знаменующее гигантский прогресс в его развитии. Появляется сознательная цель, с нее и начинается трудовая деятельность человека, сам человек. Медленно, очень тяжелым трудом он начинает познавать окружающий мир. А кто был главным соперником человек в окружающем мире? Зверь. Ведь зверь –это источник жизни, враг и друг, жертва и божество, это сосредоточие всех помыслов. На охоте человек изучал зверя, его повадки, анатомию, затем рисовал и высекал изображения того или иного животного (причем только тех на кого он охотился) не ради удовольствия и похвалы современников. Нет, эти изображения имели магический ,а не эстетический смысл. Человек как бы говорил о звере «Я ЕГО РАСПОЗНАЛ И ЗАПЕЧЕТЛИЛ», значит он мой и мне подвластен. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества и искусство должно быть примитивным, но это не так. Об этом говорят живописные образы зверей ,найденные в пещерах. Среди этих открытий следует отметить замечательные памятники палеолитического искусства, открытые в 1959 году на Нижнем Урале. В Каповой пещере мы можем видеть писанный в светло-красном цвете фигуры тени мамонтов,2-х носорогов и трех лошадей, реалистическому мастерству изображения может позавидовать и современный человек.
А в Эрмитаже мы можем увидеть выгравированное изображение мамонта на крохотной пластине из бивня, найденный в Сибирском охотничьем лагере Верхнего Палеолита. Как хорошо, как убедительно, переданы линии головы спины , как убедительна вся мощная фигура зверя.
Может быть именно тогда, когда человек начал выделять в хаосе окружающего мира, то что особенно было достойно его внимания и появилась его вера в магическую силу изображения, дающее человеку власть над изображением ,и родилось изобразительное искусство???ученые не могут дать точного ответа на этот вопрос.
Человек в живописи палеолита почти не встречался, а скульптурные фигурки людей очень условны. То было время матриархата, господство материнского рода, тогда самой насущной задачей для человека было продолжение рода. Именно женщина была владычицей ,матерью ,источником неиссякаемости и благополучия рода.
Свыше 150 палеолитических жен статуэток обнаружено в разных странах причем значит часть из них в бывшем СССР (стоянки древнего человека в Гагарино, Костенко, МальтА, Бурэтьи др) это небольшие статуэтки разного стиля, их шутя называют «Палеолетические Венеры» в подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены.Палеолит Венера с ее вздутым животом, мешками груди -это сосуд плодородия, животворящая сила родоначальницы и охранительницы рода.
В Эрмитаже выставлены такие статуэтки из Бивня мамонта, им по 40-30 тыс лет. Одна из них замечательная по своей пластичности выразительности названа по месту находки Костенковской или Воронежской Венеры, другие из Мальты(Иркутская область)
А вот замечательная статуэтка, найденная в стоянки Буреть на Ангаре. Первобытный скульптор связал образ с конкретной реальностью своего времени и наделил фигурку головным убором. Это меховой откидывающийся капюшон. Такие капюшоны и в наши дни непременная принадлежность современного человека.
Это первые известные нам творения человеческих рук, прославляющие материнское начало, это прообразы всех знаменитых Венер и Мадонн, которыми мы любуемся в Эрмитаже.
За палеолитом , после отступления ледником следует мезолит ,а за ними неолит. Следует заметить, что за этими периодами не всегда можно провести точную грань.
В эпоху мезолита человек научился обжигать глину, превращать ее в твердое ,водонепроницаемое вещество. это изобретение -событие огромной важности, так как человек из раба природы превратился в ее хозяина.
Мы можем в Эрмитаже полюбоваться керамикой той поры. Например замечательный по гармонии и разнообразию форм и орнамента Трипольский расписной сосуд, созданный около 3 тысячелетия до н э . он назван так по месту нахождения около села Триполья близ города Киева.
Керамика имела большое значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое впоследствии назвали эстетическим, так как украшая прихотливым узором изготовленные сосуды человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, рожденное его творческим вдохновением.
Чрезвычайно изящны отмечены внутренним ритмом и др образцы прикладного искусства второго -3 тыс-я до н э .например, ложка с головой лебедя из горбуновского торфяника(Свердловская обл) ,украшающая экспозицию истории музея в Москве. сколько грации в изогнутой лебединой шеи и какая чарующая гармония во всем контуре этого маленького шедевра.
Или Эрмитажная головка лосихи из рога, обнаруженная в шигиртском торфянике(свердловская обл).это прекрасный образец реалистической скульптуры этой поры .
Глядя на эти образцы работ первобытных мастеров видно, что работали они тщательно и с сознанием дела. Понимал ли человек , что он творил образы достойные любования? Мы можем только догадываться об этом. Но как не предположить все таки, что не только вера в магическую силу творимого им деяния главенствовало в первобытном художнике над все прочим, как не предположить, что сознательное или подсознательно, это деяние рождало в нем и в тех кто следил за его работой радостно вдохновляющее эстетическое наслаждение. Как не предположить ,что именно так рождалось искусство. В эпоху мезолита человеческое общество становится обществом земледельцев, скотоводов. в эту эпоху содержание искусства становится шире и разнообразнее, так как оно принимает на себя кроме обрядовой, религиозной функции и функции общения людей.
Памятники живописи эпохи и современные ей петроглифы(выбитые .вырезанные и ли процарапанные наскальные изображения) многочисленны и рассеяны на огромных территориях. На территории бывшего СССР такие памятники первобытного искусства открыты в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у белого моря и в Сибири.
Для эпохи мезолита характерны не разрозненные изображения отдельных эпох ,а связанные композиции и сцены ,где человек занимает подобающее ему место.
Посмотрим на один из памятников позднего неолита. обнаруженные в России. Это часть гранитной скалы ,доставленная в Эрмитаж из окрестностей деревни Бесов Нос ,на Восточном берегу Онежского озера 2 тысяч до н э. перед нами десятки фигур ,это лоси и олени, утки и лебеди и большие ладьи с гребцами. но кроме того еще какие то круги, не то с отростками, не то на длинных шестах. Мы не знаем что они изображают ,но все вместе взятое это очевидно какое то магическое таинство, призванное дать победу человеку над зверьми .на природой.
Великолепные и обнаруженный под мхом декоративные вереницы оленей , изображено подлинно реалистиской силой на скалах при спадание реки Выга в белое море в урочище Жалавруга; очень интересны и фигурки лосей на утесах рек Лены и Ангары. Лоси изображены настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся одухотворенными(живыми) и полными силой.
Академик А.П. Окладников пишет : «еще 5 тысячелетий лет назад на Амуре обитали оседлые Рыбаловы ,они жили уже в прочных и полуподземных домах целыми деревнями .около этих жилищ уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого. на огромных валунах у старого Нанайского села Сакачи –Алаян до сих пор видны загадочные лики неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи ,птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом. Эти находки показали, что на берегах Амура жили мастера высокого искусства ,люди ,создавшие очаг художественной культуры, которые не уступает никакой другой известный нам соседней или далекой культуры того времени».
Отдел памятников первобытного искусства в Эрмитаже богат , мы можем видеть ценнейшие находки современных археологов, например полный набор литейного производства конца 2-го тысячелетия до н э, найденные в районе строительства Волгоградской ГЭС. Таких находок будет больше, если при новостройках, будь то это строительство дома или станции метро, будет обязательно проводиться предварительно археологическое исследование. Ведь как говорят сами археологи «археологических памятников нет только там , где их не ищут»
Следует помнить об условности термина искусство на стали первобытной культуры ,ведь художественная культура первобытного общества, была тесно связана со всей трудовой коллективной деятельности человека, охотой войной др занятиями человека и преследовало чисто практические цели.
Но именно первобытное искусство послужило основой для становления и развития всего мирового искусства.
И мы должны попытаться постичь то, что создано тысячи лет назад, так как не разобравшись в древнем искусстве, мы ничего не сумеем понять из современной жизни. вспомним как говорил великий немецкий поэт Гетте:
«кто не видит вещим оком
Глуби трех тысячелетий
Тот в невежестве глубоком
День за днем живет на свете»
Литература:
Лев Любимов « Искусство Древнего Мира»
И.А. Дмитриева «Мир художественной культуры»
Р.А. Юхвидин «Мир художественной культуры»
А.С. Лосев «Знак. Сомвол. Миф»
С.А. Токарев «Религия в истории народов мира»
znakka4estva.ru
Доклад - Как появилось искусство на примере памятников первобытного искусства на территории нашей стран
Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет
Кафедра Управления в социально-экономических системах
Доклад.
Как появилось искусство (на примере памятников первобытного искусства на территории нашей страны).
Выполнила студентка
Группы 2242/5
_____________М.А. Ульянова
Проверил
______________Р.А. Федотова
Санкт-Петербург
2011
«Где вы, о древние народы
Ваш мир был храмом всех богов,
Вы книгу матери природы
Читали ясно, без очков.»
Федр Тютчев
Проблемы происхождения искусства, художественного творчества вот уже несколько столетий занимают воображение ученых. Тогда где и почему началось искусство? Точный и простой ответ невозможен. Оно- искусство, не началось строго в определенный исторический момент, оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
В изучении древнейших форм искусства, историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, танца, театра, так как последнее могут судить о первобытных зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих коренных народов Австралии и Океании. А еще по многочисленным памятникам музыкально- поэтически-театрального искусства, найденный в Сибири, на Алтае, Украине.Это шумящие бубни, браслеты, молоточки из рогов оленя. А вещественные, изобразительные памятники до исторических эпох разбросаны по всей планете, в том числе на территории России и бывшего СССР.
Еще в конце эпохи раннего палеолита, приблизительно за 50 тыс лет до н э в человеке постепенно появляется нечто новое, знаменующее гигантский прогресс в его развитии. Появляется сознательная цель, с нее и начинается трудовая деятельность человека, сам человек. Медленно, очень тяжелым трудом он начинает познавать окружающий мир. А кто был главным соперником человек в окружающем мире? Зверь. Ведь зверь –это источник жизни, враг и друг, жертва и божество, это сосредоточие всех помыслов. На охоте человек изучал зверя, его повадки, анатомию, затем рисовал и высекал изображения того или иного животного (причем только тех на кого он охотился) не ради удовольствия и похвалы современников. Нет, эти изображения имели магический, а не эстетический смысл. Человек как бы говорил о звере «Я ЕГО РАСПОЗНАЛ И ЗАПЕЧЕТЛИЛ», значит он мой и мне подвластен. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества и искусство должно быть примитивным, но это не так. Об этом говорят живописные образы зверей, найденные в пещерах. Среди этих открытий следует отметить замечательные памятники палеолитического искусства, открытые в 1959 году на Нижнем Урале. В Каповой пещере мы можем видеть писанный в светло-красном цвете фигуры тени мамонтов,2-х носорогов и трех лошадей, реалистическому мастерству изображения может позавидовать и современный человек.
А в Эрмитаже мы можем увидеть выгравированное изображение мамонта на крохотной пластине из бивня, найденный в Сибирском охотничьем лагере Верхнего Палеолита. Как хорошо, как убедительно, переданы линии головы спины, как убедительна вся мощная фигура зверя.
Может быть именно тогда, когда человек начал выделять в хаосе окружающего мира, то что особенно было достойно его внимания и появилась его вера в магическую силу изображения, дающее человеку власть над изображением, и родилось изобразительное искусство??? ученые не могут дать точного ответа на этот вопрос.
Человек в живописи палеолита почти не встречался, а скульптурные фигурки людей очень условны. То было время матриархата, господство материнского рода, тогда самой насущной задачей для человека было продолжение рода. Именно женщина была владычицей, матерью, источником неиссякаемости и благополучия рода.
Свыше 150 палеолитических жен статуэток обнаружено в разных странах причем значит часть из них в бывшем СССР (стоянки древнего человека в Гагарино, Костенко, МальтА, Бурэтьи др) это небольшие статуэтки разного стиля, их шутя называют «Палеолетические Венеры» в подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены.Палеолит Венера с ее вздутым животом, мешками груди -это сосуд плодородия, животворящая сила родоначальницы и охранительницы рода.
В Эрмитаже выставлены такие статуэтки из Бивня мамонта, им по 40-30 тыс лет. Одна из них замечательная по своей пластичности выразительности названа по месту находки Костенковской или Воронежской Венеры, другие из Мальты(Иркутская область)
А вот замечательная статуэтка, найденная в стоянки Буреть на Ангаре. Первобытный скульптор связал образ с конкретной реальностью своего времени и наделил фигурку головным убором. Это меховой откидывающийся капюшон. Такие капюшоны и в наши дни непременная принадлежность современного человека.
Это первые известные нам творения человеческих рук, прославляющие материнское начало, это прообразы всех знаменитых Венер и Мадонн, которыми мы любуемся в Эрмитаже.
За палеолитом, после отступления ледником следует мезолит, а за ними неолит. Следует заметить, что за этими периодами не всегда можно провести точную грань.
В эпоху мезолита человек научился обжигать глину, превращать ее в твердое, водонепроницаемое вещество. это изобретение -событие огромной важности, так как человек из раба природы превратился в ее хозяина.
Мы можем в Эрмитаже полюбоваться керамикой той поры. Например замечательный по гармонии и разнообразию форм и орнамента Трипольский расписной сосуд, созданный около 3 тысячелетия до н э. он назван так по месту нахождения около села Триполья близ города Киева.
Керамика имела большое значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое впоследствии назвали эстетическим, так как украшая прихотливым узором изготовленные сосуды человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, рожденное его творческим вдохновением.
Чрезвычайно изящны отмечены внутренним ритмом и др образцы прикладного искусства второго -3 тыс-я до н э.например, ложка с головой лебедя из горбуновского торфяника(Свердловская обл), украшающая экспозицию истории музея в Москве. сколько грации в изогнутой лебединой шеи и какая чарующая гармония во всем контуре этого маленького шедевра.
Или Эрмитажная головка лосихи из рога, обнаруженная в шигиртском торфянике(свердловская обл).это прекрасный образец реалистической скульптуры этой поры .
Глядя на эти образцы работ первобытных мастеров видно, что работали они тщательно и с сознанием дела. Понимал ли человек, что он творил образы достойные любования? Мы можем только догадываться об этом. Но как не предположить все таки, что не только вера в магическую силу творимого им деяния главенствовало в первобытном художнике над все прочим, как не предположить, что сознательное или подсознательно, это деяние рождало в нем и в тех кто следил за его работой радостно вдохновляющее эстетическое наслаждение. Как не предположить, что именно так рождалось искусство. В эпоху мезолита человеческое общество становится обществом земледельцев, скотоводов. в эту эпоху содержание искусства становится шире и разнообразнее, так как оно принимает на себя кроме обрядовой, религиозной функции и функции общения людей.
Памятники живописи эпохи и современные ей петроглифы(выбитые.вырезанные и ли процарапанные наскальные изображения) многочисленны и рассеяны на огромных территориях. На территории бывшего СССР такие памятники первобытного искусства открыты в Узбекистане, Азербайджане, на Онежском озере, у белого моря и в Сибири.
Для эпохи мезолита характерны не разрозненные изображения отдельных эпох, а связанные композиции и сцены, где человек занимает подобающее ему место.
Посмотрим на один из памятников позднего неолита. обнаруженные в России. Это часть гранитной скалы, доставленная в Эрмитаж из окрестностей деревни Бесов Нос, на Восточном берегу Онежского озера 2 тысяч до н э. перед нами десятки фигур, это лоси и олени, утки и лебеди и большие ладьи с гребцами. но кроме того еще какие то круги, не то с отростками, не то на длинных шестах. Мы не знаем что они изображают, но все вместе взятое это очевидно какое то магическое таинство, призванное дать победу человеку над зверьми.на природой.
Великолепные и обнаруженный под мхом декоративные вереницы оленей, изображено подлинно реалистиской силой на скалах при спадание реки Выга в белое море в урочище Жалавруга; очень интересны и фигурки лосей на утесах рек Лены и Ангары. Лоси изображены настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся одухотворенными(живыми) и полными силой.
Академик А.П. Окладников пишет: «еще 5 тысячелетий лет назад на Амуре обитали оседлые Рыбаловы, они жили уже в прочных и полуподземных домах целыми деревнями.около этих жилищ уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого. на огромных валунах у старого Нанайского села Сакачи –Алаян до сих пор видны загадочные лики неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи, птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом. Эти находки показали, что на берегах Амура жили мастера высокого искусства, люди, создавшие очаг художественной культуры, которые не уступает никакой другой известный нам соседней или далекой культуры того времени».
Отдел памятников первобытного искусства в Эрмитаже богат, мы можем видеть ценнейшие находки современных археологов, например полный набор литейного производства конца 2-го тысячелетия до н э, найденные в районе строительства Волгоградской ГЭС. Таких находок будет больше, если при новостройках, будь то это строительство дома или станции метро, будет обязательно проводиться предварительно археологическое исследование. Ведь как говорят сами археологи «археологических памятников нет только там, где их не ищут»
Следует помнить об условности термина искусство на стали первобытной культуры, ведь художественная культура первобытного общества, была тесно связана со всей трудовой коллективной деятельности человека, охотой войной др занятиями человека и преследовало чисто практические цели.
Но именно первобытное искусство послужило основой для становления и развития всего мирового искусства.
И мы должны попытаться постичь то, что создано тысячи лет назад, так как не разобравшись в древнем искусстве, мы ничего не сумеем понять из современной жизни. вспомним как говорил великий немецкий поэт Гетте: