История приручения домашних животных. Приручение животных первобытными людьми
Каким было первое животное, прирученное человеком?
Сегодня вряд ли можно представить себе жизнь человека без домашних животных. Они - источник пищи, одежды, удобрений, бытовой помощи. Для многих питомцы становятся верными друзьями. Но когда-то наши любимцы жили в дикой природе, самостоятельно добывали себе еду и избегали странных двуногих существ. Поговорим о том, какое животное человек приручил первым.
Разберемся с терминами
Приручить животное - значит сформировать у него чувство привязанности к человеку, сделать дикого зверя послушным. Вероятно, первобытные люди не ставили перед собой таких задач. Однако, убив самку на охоте, они забирали с собой и ее детенышей. Именно так, во всяком случае, поступают современные дикари, без всякой задней мысли принося в свое жилище молодых зверей.
С этой точки зрения, трудно назвать самое первое животное, прирученное человеком. Это мог быть олень, а могли быть пещерный медвежонок, крокодил или лиса. Известно, что многие императоры, например, Чингисхан, держали ручных гепардов.
Однако мало воспитать животное в неволе, чтобы оно стало домашним. Необходима кропотливая работа по селекции полученного потомства. Только отбирая из каждого помета наиболее ценные экземпляры (с пониженной агрессивностью) и воспитывая их в кругу людей, можно получить одомашненное животное.
Окунемся в историю
Не осталось точных данных о первом домашнем животном, прирученным человеком. На самых ранних изображениях 5-6 веков до н.э. уже встречаются собаки, свиньи, рогатый скот. В древнейших памятниках письменности, в доисторических мифах и легендах фигурируют основные домашние животные. Некоторые из них почитались, как священные.
Чтобы копнуть глубже, нам придется обратиться за помощью к археологам. Благодаря останкам становищ, костям, пещерным рисункам они делают выводы о быте, занятиях, питании и других особенностях жизни первобытных людей. Ранние стоянки каменного века показывают, что в ту пору человек еще не вступал в союзы с животными, добывая себе пропитание при помощи охоты или собирательства. Однако в эпоху верхнего палеолита, когда Европу покрывали льды, а в Крыму бродили северные олени, ситуация изменилась.
Дружба с собакой
Какое животное и почему человек приручил первым? Археологи утверждают, что верным другом дикарей в незапамятные времена стала собака или ее ближайший предок - волк. Останки этих животных находят на стоянках возрастом в 13-17 тысячелетий. В Израиле обнаружена могила, в которой уже 12 тысяч лет покоятся рядом женщина и ее пес. В Бельгии (Гойе) и на Алтае (Разбойничья пещера) найдены собачьи черепа, датируемые 34-м и 31-м тысячелетиями до н.э. Ученые до сих пор затрудняются определить точную дату, когда совершился процесс одомашнивания четвероногого друга.
Вряд ли он был целенаправленным. Скорее всего, животные пришли к пещере дикарей, почуяв запах еды. Получая кости, они стали наведываться чаще, привыкая к необычным соседям. Люди, в свою очередь, обнаружили, что собака может быть отличным охранником. Выращенные человеком щенки оказывали неоценимую помощь на охоте, находя диких зверей и помогая справиться с ними. В каждом роду старались держать несколько собак, которых обучали выслеживать зверя, лаять в случае опасности. Люди и животные стали очень близки, они жили в одном помещении и спали вместе, спасаясь от холода.
Развитие скотоводства
Первое животное, прирученное человеком, доказало несомненную пользу подобных союзов. С развитием земледелия наши далекие предки стали вести оседлый образ жизни. Это создало предпосылки для возникновения скотоводства.
Как минимум 10 тыс. лет назад были приучены овцы и козы. Это произошло на территориях Северной Америки, Африки, Южной Европы, Ближнего Востока. Скорее всего, после охоты маленьких ягнят оставляли "про запас". Вскоре человек осознал, что они могут дать не только мясо, но и шерсть, молоко. Коз начали целенаправленно разводить.
Крайне полезным оказалось одомашнивание тура, которое случилось 10 или 9 тысячелетий назад. Этот предок коровы использовался в качестве тяговой силы, самки давали молоко. Труднее было укротить буйволов и лошадей. Первые стали друзьями человека 7,5 тыс. лет назад, вторые - 6 тыс. лет назад.
Священная кошка
Первые животные, прирученные человеком, вели стайный или стадный образ жизни. Другое дело - независимая кошка, гуляющая по ночам. Долгое время считалось, что пушистых Мурок одомашнили египтяне в IV тыс. до н.э. По крайней мере, к этому времени относятся самые старые кошачьи мумии. Изящного зверька в Египте почитали как воплощение богини Баст, символа луны и плодовитости. За убийство кошки египтянин мог поплатиться жизнью.
Однако многие исследователи полагали, что животное могли приручить и раньше, вместе с зарождением земледелия. Ведь кошки - незаменимые помощники в деле защиты урожая от грызунов. В 2004 г. эти догадки были подтверждены. На острове Крит нашли останки котенка 9-ти месяцев. Он был похоронен рядом с человеком. Возраст находки - 9,5 тысячи лет. Показательно, что на самом острове диких кошек никогда не водилось. Следовательно, животное было специально завезено туда.
Птичий двор
Мы поговорили о первых животных, приученных человеком. Пора вспомнить и о птицах. Первоначально человек охотился на них, но, перейдя к оседлой жизни, захотел иметь продукты питания под рукой. Согласно данным исследователей, первыми были одомашнены гуси. Рисунки с их изображением найдены в Египте и относятся к 11 тыс. до н.э.
Уток первоначально разводили в Месопотамии и Китае. Их приручили в 5 тысячелетии до н.э. Долгое время считалось, что они стали второй одомашненной птицей. Однако недавно палеозоологи обнаружили в Северном Китае останки кур. Их датировали 6-м тысячелетием до н.э.
Первое животное, прирученное человеком, стало началом долгого процесса одомашнивания, который продолжается до сих пор. В настоящее время человек активно работает над приручением зебр и страусов. На очереди лоси, маралы, норки, соболи. Отдельные успехи в их приручении уже имеются.
fb.ru
Как приручали животных в первобытные времена
История приручения домашних животных
Наверняка всем известно, что история одомашнивания домашних животных уходит своими корнями еще в первобытные времена. Человек, чтобы выжить и добыть себе пропитание, уходил далеко от дома, охотился за мелкими и крупными животными и птицами. Когда еды было предостаточно, оставшихся животных не убивали, а оставляли возле дома в загоне, чтобы те не сбежали, поили и кормили их.
Со временем люди осознали, что держать и разводить животных рядом с жилищем намного практичнее, чем уходить в леса и вылавливать их. Живность инстинктивно поняла то, что за пропитание возле человека не надо драться, делать запасы на зиму и здесь спокойно и комфортно. Потомство одомашненных животных уже не знало, не представляло другой жизни и очень хорошо прижилось рядом с человеком, давая еду, шерсть, в некоторых случаях защиту и помощь. Так начались первые взаимовыгодные отношения человека и животного.
Самым первым животным, которое приручили, была собака. Это произошло около 10 тысяч лет назад.
История приручения домашних животных
Предположительно, предком собаки является один из самых опасных хищников - волк. По своей сути, волки своим поведением похожи на людей. Они живут стаями, помогают друг другу и поддерживают семейные связи. Возможно, это одна из причин сближения волка с человеком. Как происходило сближение, можно только предполагать. Вероятно, волки, подъедая за людьми остатки пищи, перемещались на разные территории вслед за ними, либо человек, убив взрослых особей, забирал маленьких волчат себе, выкармливал и приручал их. В любом случае, одомашнивание этих зверей принесло большую помощь в развитии цивилизации, ведь они не только охраняли жилище, но и помогали охотиться на других зверей.
Впоследствии, люди начали приручать других животных: коз и овец. Козы снабжали человека вкусным и сытным молоком, а из овечьей шерсти научились прясть пряжу и изготавливать теплую одежду.
История приручения домашних животныхОдни из тяжело приручаемых животных – свиньи. Но и их человек смог присмирить и использовать для выживания.
Около 4 тысяч лет назад оседлали лошадей. Конь оказался самым полезным животным. На нем не только пересекали большие территории в поисках лучшего места для обитания, но и запрягали в повозки и перевозили тяжелые грузы.
Позже всех к нам «пришла» из Египта кошка. Считается, что её прародителями являются Ливийские степные кошки. Они отлично зарекомендовали себя как охотники за грызунами, которые любят поесть зерно. Такое соседство было взаимовыгодным, и кошки остались с нами по сегодняшний день, но уже в качестве любимцев.
animalpaw.ru
Одомашнивание животных
Приручение диких животных и превращение их в домашних началось миллионы лет тому назад. Раскопки поселений первобытного человека доказали, что раньше других животных, еще в эпоху мезолита была одомашнена собака, позднее - свинья, овца, коза, и только потом - лошадь.
Древнейшая историческая летопись, Библия, говорит о коровах, овцах, лошадях, как о самых обыкновенных принадлежностях пастушеского и земледельческого промысла народов. Наши предки давно поняли, что могут использовать копытных животных в разных целях. Некоторые их них, перевозят тяжести и выполняют земледельческие работы. Коровы, козы, овцы стали незаменимыми помощниками человека, которые кормят и одевают его, давая ему молоко и шерсть.
Предполагают, что каждое из домашних животных имело диких прародителей. В настоящее время виды, к которым принадлежат некоторые домашние животные, вообще не встречаются в диком виде. Так, например, корова и лошадь — виды исключительно домашние. А дикие представители многих домашних животных вымерли. Так, родоначальником большей части пород крупного рогатого скота считают тура.Приручение диких животных происходило разными путями. Было и естественное сближение человека с животным, которое постепенно привыкало находиться вблизи человеческого жилья. Человек и животное – были соседями. Они существовали рядом друг с другом. Было и насильственное приручение, когда человек ловил диких животных и содержал их в неволе.
В процессе приручения, под влиянием новых условий среды, у животных появились признаки, отличающие их от диких. Менялись величина и форма тела. Например, у свиньи, овцы, лошади. И меньше всего это отразилось на таких животных, как верблюд и северный олень, условия обитания которых в неволе близки к естественным.
Домашний олень имеет одну важную функцию - тягловой силы, транспортного средства. Он везет нарты по глубокому снегу и по летней тундре, переходит топкие болота и горные реки. Такому вездеходу не нужны ни дороги, ни фары - его глаза видят в темноте. Олень имеет огромное преимущество перед другими домашними животными, находясь круглый год на подножном корму. Летом его пища - листья, молодые побеги, трава и грибы, а зимой он разрывает снег копытами и добывает мох ягель. Пользование оленями выгодно в том отношении, что не требует возки с собой корма, но зато предполагает перекочевки с места на место в соответствии с обилием в ближайших окрестностях мха.
Это и многое другое объединяет домашнего оленя с диким, которого называют также «лесной» или «божий» олень. Во время гона дикие самцы заходят в стадо домашних и ходят с ним некоторое время. Характеры у диких оленей разные. Одни остаются полудикими и избегают человека, другие легко приручаются и даже тянутся к людям - их привлекает возможность поесть сухую рыбу и сухари. Отбившиеся от стада животные быстро дичают, иногда их приходится приручать снова. Ханты различают диких и домашних оленей по окрасу, длине ног и форме рогов.
Олень заменил собой на севере рогатый скот, быков и коров, приручение которых и приспособление к работе последовало раньше в более южных странах.
В Азии произошло также приручение верблюда, который и теперь еще встречается в диком состоянии в пустынях Монголии. Через Сирию и Аравию пользование верблюдом перешло и в Африку, где он сделался незаменимым животным для Ливийской пустыни и Сахары.Наиболее ранние археологические свидетельства приручения верблюдов относятся к 13 в. до н.э. Лишь с приручением, а затем разведением верблюдов в руках человека оказалось средство, которое дало возможность сделать пустыню обитаемой. Одногорбый верблюд или дромодер. Этот корабль пустыни вовсе не коренной житель Африки, он был одомашнен около 4000 лет до н. э. в Аравии.В ущелье Эннеди, когда-то протекал большой приток Нила. Сегодня об этом напоминает лишь несколько оставшихся заводей. Теперь это водопои для походящих мимо караванов верблюдов. Всего за десять минут это удивительное животное выпивает воды, количество которой превышает треть от собственного веса и хватает ее на 100 километров до следующего оазиса.
www.worldofanimals.ru
Как человек приручил диких животных
Written by Jack Sparrow. Posted in Мир вокруг нас
Давно ли собака сторожит наш дом, курица несет яйца, а корова поит нас молоком?
Шестнадцать тысячелетий назад, в каменном веке, первобытные люди жили в пещерах и землянках и занимались охотой. В темные ночи костры горели у входов в их жилища, а возле них сидели люди, сторожили огонь. Беда, если он погаснет!
Людей на Земле было тогда мало, а в лесах и степях ревели могучие рогатые туры, трубили мамонты, рычали тигры, выли гиены и шакалы…
По ночам дикие звери подбирались к становищу, чтобы поживиться отбросами пищи у костров, полакомиться зерном, сладкими кореньями. Но огня они боялись и в ужасе останавливались перед ним, не смея подойти ближе.
Не перечесть зверей, которые приходили к становищу. Но чаще всего крались сюда волки и шакалы. Они смелее других подходили поближе, грелись на теплой от костров земле, даже прятались в пещеры от дождей. Волчатам и шакалам нравилось у человека. Они привыкли к нему и даже сами стали гнать прочь от становища других хищников. И постепенно волчата и шакалы становились «домашними» — собаками.
Так шестнадцать тысячелетий назад появились у нас собаки. Сперва все они были сторожами. Но прошли сотни лет, и они стали сопровождать человека на охоту.
С помощью собаки люди привели в становище и приручили других диких зверей.
…Прыгая по каменистым уступам, легко ступая по самому краю пропастей, дикие муфлоны, аргали, архары с длинной белой гривой поднимаются высоко в горы — к источнику с прозрачной, холодной, чистой водой.
Но охотники с собаками подстерегают животных за выступом горы.
Вот они отбили от стада ягнят и гонят их в становище. Так десять тысячелетий назад появились в загонах у человека овцы.
А потом и полосатые поросята кабанов.
Это были запасы «живого мяса» на случай голода или неудачной охоты.
Шло время. В лесах и степях становилось теперь меньше диких зверей.
Зато прибавлялись у человека домашние животные.
…Знойный полдень в лесу. На лужайке, среди пахучих трав, отдыхает, играет со своим теленком большая черная корова — дикая турица.
Но… что за шорох в лесу?
Турица настораживается… И вдруг из леса выбегают собаки, а за ними охотники с рогатинами. Турица отбивается рогами от собак, защищает своим огромным телом детеныша.
Поздно.
А потом гонят осиротелого туренка в стойбище.
Уже не впервые запирает человек в загоне молодого теленка. От самых смирных и послушных он развел своих первых коров.
Человек пригонял в стойбище овец, свиней, туров, а потом и лошадей. И становился пастухом.
Пастушечьи племена кочевали со своими стадами в южных степях Азии и Сибири, в предгорьях Кавказа, Крыма.
А человек продолжал искать всё новых и новых домашних животных и находил их в разных странах.
Шесть тысячелетий назад маленькие пушистые зверьки бродили по городам Древнего Египта.
Эти красивые зверьки считались священными «мяу», люди почтительно уступали им дорогу, их хоронили на особых кладбищах.
А если кто-нибудь осмеливался почему-либо убить «мяу», виновного ждала смертная казнь.
Красивых, пушистых «мяу» развели по всей земле.
И стали они обыкновенными кошками — полезными домашними животными, которые спасают человека от нашествия мышей.
Ведь до тех пор, пока в Европе не появились кошки, мыши были настоящим бедствием.
В храмах Индии держали когда-то «солнечных» птиц — петухов. По преданию, эти нарядные пестрые птицы будили солнце пронзительным «ку-ка-ре-ку». Скромные курочки не были в таком почете. Но оттуда, из Индии, и разошлись по всему миру миллиарды домашних кур.
Служат нам верно и маленькие гусеницы-шелкопряды, и малютки пчелы, и большие животные. Они дают нам молоко, шерсть, кормят, поят, обувают.
Шестнадцать тысячелетий назад стал человек приручать животных и сейчас еще не оставляет своих поисков.
Приручает маралов, из рогов которых добывают ценное лекарство, разводит драгоценных бобров, норок, соболей, черно-бурых лисиц.
А диких предков домашних животных он бережет и охраняет в их естественной, привычной обстановке— на природе. В недоступных песках Джунгарии, в Центральной Азии, пасутся небольшие косяки диких и злых лошадок Пржевальского — предка многочисленных пород наших лошадей. У границы вечных снегов, в горах Центральной Азии, в Копет-Даге, на Алтае, на островах Корсика и Сардиния путешественники встречают диких баранов.
А в джунглях Индии, в предгорьях Гималаев, на Малайских островах еще водятся мелкие дикие куры, и дикий петушок будит их по утрам своим коротким, резким «ку-ка-ре-ку».
Всюду, где живут люди, живут и их неизменные спутники — домашние коровы, лошади, собаки, овцы…
В разных странах земного шара так много домашних животных, что если их всех разделить между людьми поровну, то на каждого из нас пришлось бы свое маленькое стадо.
Разводя животных, люди с древнейших времен оставляли на племя и отбирали самых лучших — самых выносливых, красивых, полезных. И за тысячелетия создали удивительные породы.
Картинная галерея древних
Трекбэк с Вашего сайта.
enslov.ru
Приручение и одомашнение животных
Для того, чтобы земледелие перешло в высшую форму, должно было случиться новое крупнейшее культурное завоевание человека — приручение и одомашнение животных.
Следует все же различать прирученных и одомашненных животных. Прирученные животные — это те, которые, существуя в диком виде, живут в неволе и стали послушны человеку. Одомашненные — те, которые, будучи приручены, дали новые виды. Животные прирученные роли хозяйственной не играют, но есть исключения. Например, слонов в некоторых странах используют как тяговую силу и как ездовое животное, однако его нельзя считать домашним животным. Тогда, как домашние животные всегда служат ту или иную службу человеку. Еще одно различие подчеркивает хозяйственную значимость домашних животных: тогда как прирученные не всегда плодятся в неволе, домашние плодятся регулярно, а, поэтому, могут быть объектами преднамеренного разведения.
Тема о происхождении приручения и одомашнения животных привлекла к себе внимание специалистов многих отраслей науки: зоологов, лингвистов, археологов, этнографов и др. Идут споры о времени, месте, обстоятельствах этого события, о том, какое из животных первым было приручено, и т. д. Как всегда, попытки найти один ответ на столь различные вопросы осуждены на неудачу. Нет сомнения, что приручение и одомашнение животных совершалось в различных местностях земного шара в разный период времени, при разных условиях и относительно к различным видам животных. Собака вероятнее всего была первым одомашненным животным.
Существует ряд некоторого рода «теорий» о происхождении одомашнения и приручения животных. Одно, несомненно: раньше, чем быть одомашненным, определенное животное должно было быть изначально прирученным. Происхождение приручения можно объяснить самым различным образом. Одна «теория» рисует такую картину: охотник убивал самку животного, а оставшиеся детеныши инстинктивно шли за уносимой матерью, выкармливались женщинами и делались ручными. Другая «теория» настаивает, что отдельные животные виды сами привязывались к человеку. При этом ссылаются на факты известные в действительности: бывают случаи, что, к примеру, дикие лошади или дикие олени подходят к разведенному человеком костру, спасаясь от мошек и комаров. Еще одна «теория» выводит приручение и одомашнение животных из такого вот приема охоты: дикие животные загонялись в огороженное место и там содержались про запас; так действительно поступали в прошлом охотничьи народности Севера с дикими оленями. Из такого «огораживания» и возникло приручение и одомашнение животных. Находятся, наконец, авторы, прибегающие здесь к ссылке на религиозные мотивы: первоначально это были животные «священные», которым человек поклонялся, а потом уже обратил их себе на службу.
Все эти «теории» весьма малоубедительны. Элемент случайности, впрочем, мог играть тут некую роль, причем из числа прирученных животных отдельные виды, в особенности для этого подходящие, могли сделаться объектом и одомашнения. В отдельных моментах приручение могло и не иметь хозяйственных целей. Австралийцы, например, приручают лягушек и крыс для забавы. Бывает, действительно, что женщины у отсталых племен выкармливают грудью у диких животных детенышей и приручают их. Но одомашнение было уже итогом осознанной хозяйственной деятельности. Существует взгляд, по которому не лишь приручение, но и одомашнение животных и даже скотоводство выводятся непосредственно из охоты. Взгляд этот связан со старинной, давно оставленной «теорией трех ступеней», по которой скотоводство якобы следовало за охотой перед началом земледелия. В действительности охотником была приручена и одомашнена лишь одно животное — собака, которая оказывала ему существенную помощь в самой охоте и которая по нраву своему подходила в качестве спутника в его скитаниях. Но сколько-нибудь более широкое разведение домашних животных никак не вяжется с охотничьим бытом. Охотник не мог таскать с собой одомашненную корову или свинью. Для разведения домашних животных требуется хотя бы относительная оседлость. Она могла существовать на основе интенсивного рыболовства, но и оно мало вяжется с разведением животных. Остается прийти к заключению, что разведение домашних животных стало возникать приблизительно на том же рубеже, на каком возникало и земледелие. Касаемо скотоводства в подлинном смысле, то относится оно к гораздо более позднему времени.
Разведение домашних животных находилось первоначально, очевидно, в весьма ограниченных размерах, однако с течением времени стало новой важнейшей отраслью в хозяйственной деятельности. Животные, одомашненные человеком давали ему массу источников средств для жизни: мясо, жир, кости, шкуру, шерсть, тяговую силу в качестве транспорта и для земельной обработки, наконец, навоз. Молоко домашних животных использовалось сравнительно позднее.
Одомашнение разнообразных типов животных было довольно длительным процессом, состоявшим в отборе и скрещивании, и далось первобытному человеку, очевидно, нелегко. Можно сказать, что из примерно 140 тысяч существующих на земле разных видов животного мира, которые, собственно, могли бы быть одомашнены, человек одомашнил только совершенно незначительное число, а именно 47.
Очаги основного происхождения наших домашних животных лежат в ряде районов Азии, а именно на Дальнем Востоке, в Северной Индии, Западной и Средней Азии, в Срединной и Южной Европе, для каких-то животных также в Северной Африке. Само происхождение отдельных домашних животных освещается весьма просто. Происхождение собаки, которая представляет из себя, в сущности, ряд разновидностей, полифилетично, и очаги ее одомашнения лежат в Европе, Азии, Америке и Африке. Австралийский динго переселился в Австралию вместе с человеком в состоянии полудиком и таким полудиким остался, поддерживая все же тесную дружбу с туземцами. Древнейшие следы домашней собаки нужно относить к Азилю. На второе место после собаки как самой древней претендуют свинья с козой. Какие-то исследователи решают подобный вопрос в пользу свиньи. В некоторых местностях свинья появляется в раннем неолите. В древнейших свайных поселениях Швейцарии свинья оказывается самым древним домашним животным после собаки. Будучи в диком виде распространена весьма широко и отличаясь легкой приручаемостью, свинья — полифилетического происхождения. Очаги ее лежат в Восточной, Средней и Западной Азии, в Индии, Средиземноморье, Восточной и Западной Европе. Аналогично полифилетично происхождение козы, которая достаточно распространена в ранних свайных поселениях Западной Европы. Такое же самое сказать можно и об овце. Совершенно отчетливо устанавливается археологическими данными, что небольшие домашние животные стали одомашниваться раньше, чем крупные.
Крупный рогатый скот, т. е. корова и бык, появляется в Европе в конце неолита, в свайных поселениях. Точно так же к концу неолита относятся древнейшие следы Южно-Азиатского крупного рогатого скота, а равно в области древнего Египта. Зонами происхождения коровы и быка считаются Европа и Южная Азия. Родина осла — Восточная Африка и запад Азии. В Европу он проник из этих стран и появился здесь лишь в конце бронзового века. Точно так же полифилетично происхождение верблюда, очаги которого относятся к трем районам: Центральной Азии, Северной Африке с Аравией и Средней Азии. Совершенно независимым образом в Южной Америке, в древнем Перу, была одомашнена малорослая безгорбая разновидность верблюда — лама и альпака, ее подвид. Это единственное жвачное животное, одомашненное на материке обеих Америк.
Чрезвычайно сложен и спорен вопрос об одомашнении лошади. Ее происхождение, по-видимому, полифилетично и родина ее лежит в Азии и Западной Европе. Ежели, азиатский очаг происхождения лошади — вне всякого спора, то автономное существование западноевропейского очага далеко не доказано. Да и в Азии лошадь имела, вероятно, не один, а, по крайней мере, два очага: один на востоке, другой в Средней Азии, возможно в районе Туркменистана. Именно здесь родина наилучшей породы лошади — довольно крупной, высоконогой, стройной, сухой, быстроаллюрной и необыкновенно выносливой. Возникнув в Азии еще в первобытную эпоху, именно из Средней Азии, указанная порода лошади стала распространяться на запад, в Малую Азию, Месопотамию, Палестину, Египет, позднее в Аравию. В названных странах лошадь появилась лишь в эпоху существования там классовых обществ, причем сыграла здесь немаловажную историческую роль. Что касается вопроса о европейской лошади, то здесь кроется одно почти загадочное обстоятельство.
Дикая лошадь, и притом разных типов, была некогда широко распространена в Западной Европе. Об этом красноречиво говорят памятники палеолита, содержащие обильные остатки костей дикой лошади, и великолепные, с замечательным реализмом исполненные палеолитические изображения лошади. Однако далее идет глубокий перерыв. Лошадь появляется в археологических памятниках Западной Европы лишь в эпоху поздних свайных поселений, в бронзовом веке, в качестве лошади одомашненной. На протяжении же всего промежуточного времени, т. е. всего периода неолита, остатков ни дикой, ни домашней лошади найдено не было.
В таких условиях, тогда как некоторые исследователи высказываются за то, что домашняя лошадь с востока перешла в Западную Европу, т. е. непосредственно из Азии, ряд авторов стоит за местное происхождение этой европейской так называемой бронзовой лошади.
К отдаленной древности относится получение искусственных гибридов — мула, результата скрещения осла и кобылы, и лошака, помеси жеребца и ослицы. Эта весьма нелегкая, требующая большого искусства гибридизация была осуществлена впервые, вероятно, в Западной Азии. В Европе мулы и лошаки появляются только в железном веке.
В итоге мы и здесь, как это было сказано относительно культурных растений, можем подчеркнуть, что все главные виды существующих домашних животных стали одомашниваться уже в первобытную эпоху. Любопытное исключение, по-видимому, составляет кошка. Она уроженка Нубии, одомашнивается в Египте, где впервые появляется около 2000 г. до н. э., в эпоху Среднего царства; греки узнали кошку лишь в V в. до н. э., позднее — в I в. н. э. кошка появилась в Риме, а еще позднее — в Срединной Европе VII в.
informvest.ru
Приручение животных человеком
В самом деле, откуда взялись все наши домашние формы?
Уже из того определения их, которое было дано нами выше, вытекает с совершенной несомненностью, что все они приручены человеком, т. е. что было время, когда эти животные водились лишь в диком состоянии и лишь позже были приручены и одомашнены. Ясна и цель этого процесса: в одних случаях, составляющих большинство, человек преследовал при этом собственную пользу, в более же редких случаях стремился лишь к удовольствию от обладания данным животным или к какой-нибудь другой цели.
Можно, конечно, усомниться, так ли в действительности это, действительно ли все наши домашние животные были приручены человеком, хотя бы в очень отдаленное время. Однако, этот факт можно подкрепить вполне убедительными доказательствами, почему он обычно не возбуждает особенный сомнений.
Прежде всего целый ряд форм приручен не так давно, в историческое время, и относительно этих животных можно зачастую точно указать не только когда, но даже где данное животное стало домашним. Так, наши домашние канарейки приручены всего 3—4 столетия тому назад, причем их дикие родоначальники живут и в настоящее время на Канарских островах. Подобным же образом мы знаем, что кролик был приручен приблизительно в начале нашей эры в юго-западной Европе, скорее всего в Испании, где, по словам римских писателей, были необычайно многочисленны дикие кролики. Приведем еще пример, относящийся к более отдаленному прошлому и касающийся наших домашних кур. Исследованиями ряда ученых удалось установить, что эта птица проникла в Европу (именно в Грецию) в 6—7 веке до Рождества Христова из Азии и что в Индии и в Китае домашние куры были известны еще раньше, лет за 1000 до начала нашей эры. Уже это говорит за то, что куры были приручены где-нибудь в юго-восточной Азии, и, действительно, именно там водится и в настоящее время в диком состоянии красная или банкивская курица, чрезвычайно похожая на наших домашних кур. Имеется ряд очень веских данных в пользу того, что именно в этих местах свыше 1000 лет до Р. X. человек впервые приручил банкивскую курицу, которая затем распространилась в соседние страны и от нее произошли все породы наших домашних кур.
Этих трех примеров достаточно, чтобы показать, что относительно многих форм можно не только утверждать, что они приручены человеком, но даже указать, где и когда приблизительно это имело место. Однако, среди наших домашних животных имеются и такие, о приручении которых не сохранилось никаких исторических данных. Сюда относятся как раз наиболее распространенные и полезные домашние животные вроде собаки, рогатого скота, свиней. Все эти формы упоминаются в качестве домашних в самых древних памятниках письменности вроде Библии; даже более того, мы находим их изображения на остатках самых древних сооружений Египта и Мессолотамии, которые были построены за 5—6 тысячелетий до начала нашей эры. Отсюда приходится сделать вывод, что еще на заре человеческой истории, при первых египетских фараонах и у древних халдейских народов, человек обладал уже некоторыми прирученными и одомашненными формами.
Когда же могло произойти приручение последних и какие у нас имеются доказательства, что они вообще были приручены? На это дает, ответ уже не история, а доисторическая археология, изучающая доисторического человека, т. е. начинающаяся там, где кончается история.
Как известно, от доисторического человека, существование которого было, по-видимому, гораздо продолжительнее, чем тот период, который охватывает история, сохранились многочисленные остатки, которые и служат для археолога путеводной нитью. Сюда относятся, во первых, кости самого доисторического человека, которые, правда, попадаются очень редко, во вторых, служившие ему орудия — в наиболее древних отложениях самые грубые, в более новых уже более совершенные, затем остатки становищ доисторического человека, позволяющие судить, как он жил, чем питался и т. д., и, наконец, даже первые грубые рисунки его, сделанные им на орудиях или на стенах пещер и изображающие большею пастью различных животных.
Все эти находки позволяют, в конце концов, восстановить в общих чертах жизнь наших предков далеко за пределами истории. Мы узнаем из них, как постепенно развивалась человеческая культура, как шаг за шагом человек приближался к тому сравнительно высокому состоянию, в котором застает его начало истории. Благодаря этим же данным мы можем установить, что и древнейшие из домашних животных были приручены человеком, и даже указать, как это приблизительно происходило.
Подробнее на археологических данных мы остановимся дальше; здесь же отметим лишь, что в самых древних становищах человека не находят совсем домашних животных. Он стоял в это время на столь низкой ступени культуры, что у него не было даже собаки — этого первого друга и спутника каждого дикаря. В более поздних остатках мы находим указания, на приручение собаки и вслед за ней других животных. Сопоставляя все эти археологические данные с подобными же историческими данными, мы вправе сказать, что, действительно, решительно все домашние животные приручены человеком: одни позже, уже в исторический период, другие раньше, задолго до начала истории, т. е. в доисторическое время.
Установив самый факт приручения домашних животных человеком, ми должны перейти к следующему вопросу, именно выяснить, как шел этот процесс приручения.
Мы упомянули уже, что процесс одомашнения некоторых животных происходит и в настоящее время; именно теперь идет быстрыми шагами приручение страусов и зебр. В этом случае человек действует вполне сознательно и планомерно: он учел ту пользу, которую могут доставлять приспособленные к тропическому климату зебры или дающие ценные перья и громадные яйца страусы, и стремится сделать эти формы вполне домашними. Однако, приручение большинства домашних животных происходило в столь отдаленное историческое и даже доисторическое время, что предполагать тогда наличность подобной сознательности и планомерности совершенно невозможно. Гораздо правильнее предположить, что в этом деле главную роль играл случай, т. е. очень многие из наших обычных форм были приручены случайно.
Убивая самку, доисторический дикарь-охотник нередко находил при ней детенышей, которыми он также овладевал и приносил в свое жилище живыми, не преследуя при этом, конечно, никакой цели. В большинстве случаев эти молодые животные, вероятно, погибали, но иногда становились взрослыми и приручались. Подобные прирученные животные были, как можно думать, довольно частыми гостями в становищах первобытного человека, когда он не имел еще домашних животных. По крайней мере, многие из современных дикарей, по словам путешественников, чрезвычайно охотно воспитывают и приручают различных молодых животных, почему мы и можем предположить, что так же поступал и близкий к ним по степени своего развитая доисторический человек.
В этом отношении на него и на современных дикарей очень похожи дети, у которых, как известно, очень сильно развита страсть поймать то и ни иное животное живьем и затем, если можно, приручить его. Делается это ими без какой бы то ни было определенной цели, а просто из желания обладать живым существом. Таково же было то стремление первобытного человека, которое дало толчок и послужило началом к настоящему приручению и одомашнению домашних животных имеющему уже известный смысл и цель.
Однако, для этого в жизни первобытного человека должна была наступить одна в высшей степени важная перемена, именно он должен был сделаться из бродячего охотника оседлым земледельцем. Не может быть никаких сомнений в том, что на самой низшей ступени своего развития доисторические люди не имели еще постоянных жилищ и вели кочующий образ жизни, добывая себе пропитание звероловством. Это доказывается всеми теми остатками, которые сохранились от людей этого наиболее древнего периода, на чем, впрочем, останавливаться здесь мы не будем.
Конечно, на этой ступени культуры домашние животные были человеку еще не нужны (за исключением, быть может, собаки), почему он и не старался извлечь постоянную пользу из случайно приручаемых им животных. Однако, с течением времени, как показывает нам доисторическая археология, первобытный охотник-дикарь начал переходить к оседлому образу жизни и в связи с этим к его главному занятию звероловством и рыболовством стало примешиваться и земледелие. Довольно скоро последнее из побочного занятия стало главным, и перед нами оказывается, вместо кочующего охотника, оседлый земледелец.
С переходом к более оседлому образу жизни, с появлением первых зачатков земледелия у первобытного человека появляются и первые домашние животные. Польза последних при оседлом образе жизни настолько несомненна, что даже доисторическому дикарю она не могла не кинуться в глаза. Он начинает делать выбор между случайно попадающими в его руки и приручаемыми им животными: одни оказываются для него бесполезными, подчас даже вредными; другие, напротив, приносят известную пользу. Немудрено, что во время своих охот человек обращает теперь главное внимание на последних животных и именно их стремится поймать живыми и приручить.
Постепенно его кругозор все более и более расширяется. Выясняется, что прирученные быки, овцы или козы могут идти не только в пищу, но что можно пользоваться их шкурой, шерстью и молоком. Некоторые из прирученных животных приносят в неволе приплод, и человек научается ценить, как выгодно иметь детенышей от укрощенного уже животного. Словом, постепенно, шаг за шагом, в течение длинного ряда веков, человек переходит от случайного приручения попадающих в его руки животных к более планомерной ловле и приручению лишь некоторых из них, ему наиболее полезных, и, наконец, этот длинный процесс заканчивается уже настоящим одомашнением целого ряда форм. После всего сказанного понятно, что первыми из них оказались собаки и наши главные сельскохозяйственные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи).
Таким образом, главным стимулом для приручения первых домашних животных послужила приносимая ими польза. Ради последней были приручены в дальнейшем и многие другие формы, но было бы большой ошибкой распространять это на всех домашних животных. Мы знаем уже несколько форм, прирученных отнюдь не вследствие их пользы, которой они почти и не приносят, а исключительно ради доставляемого ими нам удовольствия. Сюда относятся золотые рыбки, канарейки, морские свинки. Впрочем, подобных форм среди наших домашних животных и очень мало, да и приручены они сравнительно недавно, на более поздних ступенях человеческой культуры. В древности был, однако, другой более могущественный стимул, который вызывал приручение и одомашнение некоторых форм, не приносящих также особенно большой пользы и прирученных во всяком случае не ради нее. Этот стимул заключается в религии.
Как известно, многим религиям присуще обоготворение некоторых животных. В более грубых и древних из них такое животное считается само за божество, но позже, с дальнейшим развитием религии, обоготворяемое животное оказывается только символом известного бога — как обычно выражаются, посвященным ему. Благодаря этому, обоготворяемое животное окружается таким почтением, что постепенное приручение и одомашнение его значительно облегчается. В конце концов и подобные формы переходят в. прирученное состояние, но человек не навевает из них первоначально никакой пользы, а делает их только предметом культа.
Прекрасный пример этого рода мы видим в домашней кошке. В Европе водится во многих местах дикая кошка, но целый ряд особенностей говорит за то, что не она была диким родоначальником нашей домашней; к тому же исторические данные свидетельствуют о сравнительно позднем появлении домашней кошки в Европе: уже после Рождества Христова. В других странах, например, в передней Азии, Индии, Китае кошка появляется также сравнительно поздно, но зато в Египте изображения и даже мумии кошек находят в памятниках, воздвигнутых за 2000 лет до начала нашей эры, быть может, даже в более отдаленное время.
Из произведений древних историков мы узнаем, что в Египте кошки были священными животными, посвященными богине Бает, причем даже случайное убийство одной из них каралось смертью. Причину обоготворения кошки некоторые усматривают в ее ночной жизни и плодовитости, так как и Бает была богиней луны и плодородия. Однако, существует и другая точка зрения, которая, как нам кажется, гораздо лучше рисует причины и обоготворения и одомашнения кошки. Дело в том, что в Египте водится в диком состоянии особая кошка, не встречающаяся у нас в Европе и называемая нубийской. Можно думать, что диким предком домашней кошки является как раз этот вид, что подтверждается и изучением мумий кошек, находимых в некоторых пирамидах Египта. Нубийская кошка песчано-желтого цвета и напоминает собой львицу в миниатюре, в чем, быть может, и кроется разгадка ее обоготворения. Можно предположить, что доисторические предки египтян обоготворяли льва, с которым им, вероятно, часто приходилось встречаться в то время. По мере развития религии и появления жрецов, последние воспользовались живым миниатюрным изображением бога-льва — нубийской кошкой, которую им удавалось иногда приручать. Постепенно нубийская кошка одомашнилась и размножилась в египетских храмах, превратившись в настоящее домашнее животное. Культ льва за это время был уже оставлен и забыт: время столь грубой религии уже прошло и появились новые, более отвлеченные боги. Однако, кошка осталась священным животным и за свою плодовитость и ночную жизнь была посвящена соответствующему новому божеству.
Можно думать, что домашняя кошка отнюдь не является единственным животным, прирученным из-за религиозных целей. Сюда же относится из птиц, например, голубь, прирученный семитами или финикиянами в западной Азии. Дикие голуби, предки домашнего, особенно охотно селятся в пещерах, которые издавна посвящались для служения божеству. Отсюда понятно обоготворение голубя, (следы чего заметны и до сих пор), а также то, что в древности эта птица разводилась обычно при храмах.
Многие идут еще дальше и готовы признать прирученными из религиозных целей очень многих животных. Допускают, например, что первоначально корова обоготворялась за сходство ее рогов с полумесяцем. Однако, едва ли дело обстояло в действительности так: религиозные соображении могли иметь место при приручении немногих домашних животных, а большинство их все же было, вероятно, приручено из-за приносимой ими пользы, веления которой наиболее сильны на всяких ступенях культуры.
Рассмотрев, как шло приручение и одомашнение животных, мы переходим к. наиболее важному и интересному для нас вопросу, именно к тому, от каких диких форм произошли наши домашние животные и каким: образом могло произойти превращение дикого животного в домашнее со всеми его характерными особенностями. На этих вопросах нам придется, в виду их большого значения и интереса, остановиться наиболее подробно.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
www.activestudy.info
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОДОМАШНИВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ПОРОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОДОМАШНИВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ПОРОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Происхождение, приручение и одомашнивание животных. В процессе продолжительного развития человеческого общества освоено и переведено в одомашненное состояние несколько десятков видов диких животных. Из довольно большого числа домашних животных выделяют несколько видов, так называемых сельскохозяйственных животных, имеющих непосредственное отношение к сельскохозяйственному производству. К числу их обычно относят крупный рогатый скот, лошадь, свинью, овцу, козу, верблюда, осла, кролика и домашнюю птицу.
Процесс приручения и одомашнивания диких животных начался давно, в период первобытно-общинного строя, когда люди впервые научились трением добывать огонь и создавать такие простейшие орудия производства, как каменный топор, охотничий лук и стрелы.
Домашнее скотоводство возникло из охоты. Открытие способов получения огня и изобретение лука и стрел дало возможность первобытному человеку превратить охоту в, основную отрасль труда и впоследствии перейти к приручению, одомашниванию и разведению диких животных. Целью приручения и одомашнивания диких животных являлось получение пищи и других средств существования человека.
Одомашнивание диких животных и возникновение скотоводства сыграли важную роль в развитии общества и его производительных сил. Первой была одомашнена собака, так как потребность в ней возникла на наиболее ранней стадии развития первобытно-общинного строя. Дикими предками домашних собак были волки и шакалы. Позднее, в новокаменный век, были одомашнены овцы, происходившие от муфлона, архара и аргали. Свиньи приручены и одомашнены позднее. Родоначальниками их были дикие кабаны. Крупный рогатый скот произошел от ныне вымершего вида диких туров. Одомашнен крупный рогатый скот за 7-9 тысяч лет до нашей эры. Лошадь одомашнена 4-5 тысяч лет назад. Прародителями ее, вероятно, является несколько разновидностей дикой лошади, не сохранившихся до настоящего времени. Куры, утки и гуси одомашнены позднее других видов сельскохозяйственных животных. Продолжается процесс одомашнивания диких животных и в настоящее время.
Процесс одомашнивания диких животных потребовал от общества затрат огромного труда. Домашние животные в отличие от диких являются в подлинном смысле продуктом труда оченьмногих поколении людей. Под влиянием работы человека домашние животные претерпели большие изменения как в отношении строения своего тела, так и в отношении биологических свойств. От дикпх предков домашние животные отличаются большей изменчивостью, более высокой продуктивностью, плодовитостью и скороспелостью, но меньшей крепостью, выносливостью и приспособленностью.
Понятие об естественном п искусственном отборе. Под воздействием разнообразных внешних условий, в которых развиваются организмы, и в результате спаривания различающихся по своей наследственности особей в природе возникает большое количество животных и растений. Те из них, которые оказались приспособленными к имевшимся условиям жизни, выживают и оставляют после себя потомство, а неприспособленные погибают. Выживание наиболее приспособленных животных и растений называют естественным отбором. Естественный отбор всегда имеет место в природе и протекает без вмешательства человека. Под влиянием естественного отбора, действующего многие тысячелетия на земном шаре, образовались все известные человеку виды диких животных и растений.
Совершенствование животных происходило и происходит под влиянием главным образом искусственного отбора, осуществляемого человеком. При искусственном отборе человек выделяет и разводит наиболее нужных хозяйственно полезных животпых. Искусственным отбором и соответствующими условиями воспитания, кормления и содержания он непрерывно изменяет и совершенствует животных в желательном направлении. Суть искусственного отбора заключается в том, что под его воздействием происходит постепепное накопление у животных данной породы мелких, желаемых человеку изменений. Такое накопление мелких изменений со временем приводит к глубоким качественным, коренным изменениям породы и образованию из старой породы новой, более совершенной и более продуктивной.
При совершенствовании животных не ограничиваются выбором на племя лучших животных. Из числа лучших животных подбирают пары для спаривания с таким расчетом, чтобы получить наилучшего качества потомство. Таким образом, отбор заканчивается подбором.
Умелый подбор животных ускоряет процесс совершенствования сельскохозяйственных животных.
Искусственный отбор и подбор в сочетании с мероприятиями, направленными на улучшение кормления и содержания сельскохозяйственных животных, имеют решающее значение для совершенствования существующих и выведения новых пород.
Понятие о породе. В пределах каждого вида животных имеются отдельные группы, или породы животных. Под породой понимают значительную группу животных одного вида, выведенную в опре¬ деленных условиях, которая отличается от других групп характериным для нее внешним видом и телосложением, а также качеством и уровнем продуктивности. Особенности породы передаются по наследству из поколения в поколение, пока сохраняются условия жизни, в которых эта порода выведена.
Все породы сельскохозяйственных животных выведены человеком тщательным систематическим отоором и подбором и созданием условии кормления и содержания. Каждая порода приспособлена к производству определенного вида продукции и к определенным природным и экономическим условиям.
Наличие различных пород позволяет колхозам и совхозам в зависимости от хозяйственных потребностей и природных условий выбирать из них для разведения и улучшения стада наиболее подходящую породу с тем, чтобы увеличить производство животноводческой продукции. Породы сельскохозяйственных животных не являются чем-то застывшим по своим качествам признакам. Они все время изменяются и нуждаются в совершенствовании.
В СССР проделана большая работа по совершенствованию старых и созданию новых пород животных.
Поставленная Коммунистической партией задача создать в ближайшие годы изобилие продуктов животноводства в стране требует дальнейшего непрерывного улучшения качеств всех имеющихся в настоящее время пород скота и птицы.
← РОСТ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫX ЖИВОТНЫХ →
Похожий материал по теме:
СВИНОВОДСТВО ПОРОДЫ СВИНЕЙНАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВИНОВОДСТВА
Свиньи обладают рядом биологических и физиол...
РОСТ И РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Рост и развитие являются одним из важнейших биологических свойств ж...
ПТИЦЕВОДСТВОНАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПТИЦЕВОДСТВА
Для быстрейшего создания в СССР изобилия продуктов животно...
СКОТОВОДСТВО - ПОРОДЫ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКОТОВОДСТВА
Скотоводство представляет ...
ПЛЕМЕННАЯ РАБОТА В СКОТОВОДСТВЕ
Племенная работа с крупным рогатым скотом должна проводиться во всех хозяйствах. Осн...