Первобытное искусство мхк 10 класс. Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли". Первобытное искусство мхк 10 класс


Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли"

Автор: учитель музыки и ИЗО Фомина Ольга Владимировна г.Амурск Хабаровского края Презентация к уроку МХК 10 класс по программе Даниловой Г.И.

Автор: учитель музыки и ИЗО

Фомина Ольга Владимировна

г.Амурск Хабаровского края

Презентация к уроку МХК 10 класс

по программе Даниловой Г.И.

«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский. Мировая художественная культура

«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский.

Мировая художественная культура

Что такое культура? Что такое культурный человек? Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре? Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
  • Что такое культура?
  • Что такое культурный человек?
  • Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
  • Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
«Культура»-(от латинского « cultura »)- «уход за землей», «возделывание земли» «Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

«Культура»-(от латинского « cultura »)- «уход за землей», «возделывание земли»

«Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития.

Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Материальная (вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека) Духовная (традиции,обычаи.знания о природе и самом себе) Мировая Национальная Искусство Наука Нравственность

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

Материальная

(вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)

Духовная

(традиции,обычаи.знания о природе и самом себе)

Мировая

Национальная

Искусство

Наука

Нравственность

ВЫВОД: Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

ВЫВОД:

Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Изменялись названья королевств и империй. Пролетали столетья. Идеалы летели. А былое геройство то забавно, то грустно. Все на свете уходит – остается искусство. Революция, войны –время все уничтожит. Или строчкой в учебник их уложит, быть может. Император и канцлер, заговорщик Якушин – Все забудут потомки –возвысится Пушкин. Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя, При которых писали Апулей и Вергилий? На спесивых могилах даже камни истлели, Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Боровицкая.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетали столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны –время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушин –

Все забудут потомки –возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

В.Боровицкая.

Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится Палеолит древнекаменный век (с 40 по 12 тысячелетие до н.э.) Мезолит средне-каменный век ( с 12 по 8тысячелетие до н.э.) Неолит ново-каменный век (с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится

Палеолит

древнекаменный век

(с 40 по 12 тысячелетие до н.э.)

Мезолит

средне-каменный век

( с 12 по 8тысячелетие до н.э.)

Неолит

ново-каменный век

(с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации: Афро – европейский центр мировой цивилизации Азиатский центр мировой цивилизации.

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:

Афро – европейский центр мировой цивилизации

Азиатский центр мировой цивилизации.

Пути изучения первобытной культуры. Историко – археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов. Этнографически-сопоставительный Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

Пути изучения первобытной культуры.

Историко – археологический.

Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.

Этнографически-сопоставительный

Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

Искусство палеолита.

Искусство палеолита.

Рисунки из пещеры Ласко

Рисунки из пещеры Ласко

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит Лань. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит

Лань. Роспись пещеры Альтамира.

Верхний палеолит

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит

Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена. Палеолитические Венеры

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена.

Палеолитические Венеры

История возникновения архитектуры. Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.

История возникновения архитектуры.

Мегалит

(с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.

Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.

Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.

Менгиры. В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.

Менгиры.

В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.

Трилит. Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального

Трилит.

Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального

Кромлех. Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.

Кромлех.

Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.

Театр, музыка и танец. Пантомима -пластическая передача происходящих событий.

Театр, музыка и танец.

Пантомима -пластическая передача происходящих событий.

Танцы Охотничьи пляски. Тотемическая пляска

Танцы

Охотничьи пляски.

Тотемическая пляска

Путь развития музыкальной деятельности. 1.Имитация звуков природы. Сюда относятся «звукоподражательные мотивы», основанные на имитации пения птиц,, ревы зверей, воспроизведение тех естественных криков и возгласов. Которое исторгало из себя крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо. 2.Искусственная интонационная форма – в попевках качественно новой интонации, связанной с осознанием высотной определенности звука. По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы», теперь появляется человеческая интонация- предельно условная (повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз) 3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций. Именно это – формирование зафиксированных сознанием ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало зарождение музыкального (интонационного) творчества.

Путь развития музыкальной деятельности.

1.Имитация звуков природы.

Сюда относятся «звукоподражательные мотивы»,

основанные на имитации пения птиц,,

ревы зверей, воспроизведение тех естественных

криков и возгласов. Которое исторгало из себя

крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.

2.Искусственная интонационная форма – в попевках

качественно новой интонации, связанной с осознанием

высотной определенности звука.

По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое

изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно

сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы»,

теперь появляется человеческая интонация- предельно условная

(повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)

3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит

многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.

Именно это – формирование зафиксированных сознанием

ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало

зарождение музыкального (интонационного) творчества.

Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества. Периоды 1 Средний палеолит Материальная культура 2 Искусство Искусственное добывание огня Составные орудия Собирательство и охота Верхний палеолит 3 Мезолит Создание основ ткацкого производства(плетение) Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем. Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника) Строительство первых лодок. Появление лука и стрел, развитие рыболовства. Приручение диких животных. Собирательство дорлолняется возделыванием земли.

Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества.

Периоды

1

Средний палеолит

Материальная культура

2

Искусство

Искусственное добывание огня

Составные орудия

Собирательство и охота

Верхний палеолит

3

Мезолит

Создание основ ткацкого производства(плетение)

Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем.

Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника)

Строительство первых лодок.

Появление лука и стрел, развитие рыболовства.

Приручение диких животных.

Собирательство дорлолняется возделыванием земли.

4 Неолит 5 Энеолит. Усовершенствование техники обработки камня. Создание керамических изделий(«керамический век»). Изобретение прядения и ткацкого производства. Утверждение скотоводства и земледелия. Выделение скотоводческих племен. Использование меди для изготовления орудий труда и оружия. Отделение ремесла от земледелия. Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.

4

Неолит

5

Энеолит.

Усовершенствование техники обработки камня.

Создание керамических изделий(«керамический век»).

Изобретение прядения и ткацкого производства.

Утверждение скотоводства и земледелия.

Выделение скотоводческих племен.

Использование меди для изготовления орудий труда и оружия.

Отделение ремесла от земледелия.

Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы. Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне. Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному. Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы.

Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному.

Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.

Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.

Важнейшие функции первобытного искусства. 1.Коммуникативно – мемориальная функция . Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение. 2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо. 3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .

Важнейшие функции первобытного искусства.

1.Коммуникативно – мемориальная функция . Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.

2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.

3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .

4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей. Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения. На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища. В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль». Характерными для искусства неолита являются

4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.

Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения.

На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища.

В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль».

Характерными для искусства неолита являются

  • Тенденция
  • Стилизация
  • Символизм

kopilkaurokov.ru

Конструкт урока по МХК "Первые художники земли" 10 класс.

Тема урока «Первые художники Земли»

ЦЕЛЬ :  формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

-научить различать изученные произведения,

- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,

развивающие:

- на примере пещерных росписей развивать у детей умение использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в изобразительном искусстве данного периода;

- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;

- учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы;

воспитательные:

-воспитывать уважения к культурному наследию прошлого.

ТИП УРОКА: знакомство с новым материалом

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

1.Компьютер и проектор.

2.Компьютерная презентация «Первые художники Земли»

3 Учебник: Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Инициатива, находчивость, активность при решении проблем

Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Сотрудничество со сверстниками и учителем

Умение самостоятельно ставить цели.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Работать с информацией использовать знаково – символические средства.

Знание об особенностях изобразительного искусства первобытного общества

Применение изученного на уроках истории, литературы.

Структура и ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

Приветствую обучающихся, создаю настрой на работу.

Приветствуют учителя. Открывают тетради, оформляют записи.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать учителя.

2. Постановка учебной задачи. Формулирование проблемы.

Предлагаю сформулировать цель и задачи урока.

Формулируют цель и задачи урока.

Регулятивные УУД: целеполагание.

3. Объяснение нового материала

Цель этапа: изучение особенностей изобразительного искусства первобытного общества для получения новых знаний

1.Предлагаю учащимся ответить на вопросы для «погружения» в тему урока.

Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?

Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?

Причины возникновения художественного творчества:

-познавательные потребности человека,

-заложенное чувство прекрасного в человеке.

2.Лекция учителя(полный текст лекции см. ниже)

Краткое знакомство с эпохами древней культуры.

Пути изучения первобытной культуры.

Знакомство с археологическими находками.

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свои предположения.

Слушают лекцию учителя, смотрят презентацию, делают записи.

Познавательные УУД: Умение анализировать сравнивать, делать выводы.

Оценивать услышанную информацию .

Регулятивные УУД: высказывать предположения .

Умение конспектировать.

Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме,

2. слушать и слышать других,

3. быть готовым корректировать свою точку зрения,

4. Закрепление материала.

Цель этапа: Закрепление полученных знаний.

Предлагаю учащимся разделиться на 3 группы. Для работы учащиеся используют материалы медиапрезентации.

Задание для 1 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.

Моменты для выяснения:

-не соблюдены законы перспективы,

-произвольное накладывание фигур одна на другую,

-передача глубины пространства,

-виден объём животных,

-распределение тёмных и светлых тонов,

-довольно широкая палитра красок,

-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,

-редки изображения человека.

Задание для 2 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.

Могла ли быть у древних людей зеленая краска?

Моменты для выяснения:

Древесный уголь – костер.

Окись марганца – со стен пещер.

Зеленая краска – сок растений. Не сохранилась – не стойкая.

Задание для 3 группы.

На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.

Моменты для выяснения:

Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).

Преобладают птицы (преимущественно лебеди).

Много знаков, не похожих на известные предметы.

Выступления поисковых групп. Взаимооценка.

Оценивание работы 1 группы:

Оценивают 2 и 3 группа.

Оценивание работы 2 группы:

Оценивают 1 и 3 группа.

Оценивание работы 3 группы:

Оценивают 1 и 2 группа.

Познавательные УУД:

Умение анализировать объекты с целю выделения сходства или различия.

Умение делать обобщающие выводы

Личностные УУД:

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Коммуникативные УУД:

свободно излагать свои мысли в устной форме,

слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,

умение работать в группе.

5.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Заполнить таблицу

Изобразительное искусство первобытного общества

Что мне было известно об изобр. иск -ве первобытного общества

Какие новые знания я приобрёл на уроке.

Дают ответы на вопросы. Заполняют таблицу.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание: По материалам главы1 учебника составить сообщение: «Побудительные мотивы к художественному творчеству первобытного человека.»

Познавательные УУД:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

Самооценка

Коммуникативные УУД:

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Лекция учителя.

Краткое знакомство с эпохами древней культуры.

Пути изучения первобытной культуры.

Историко – археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.

- Этнографически-сопоставительный. Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.

Комбинированная работа: лекция и презентация.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департаментДордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений

Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.

В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знамени-той Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.Интересна история открытия этой пещеры.  О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории. Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.

Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).

Пещера Ласко или Ляско ( во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений). Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. 

Капова пещера. (Южный Урал Россия).

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).

Петроглифы — это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.

Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.

Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.

Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» — «камень» и «glyphé» — «резьба, вырезание». По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.

Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произвольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.

Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изображения человека. Но всё – таки они есть.

infourok.ru

Конспекта по мхк 10 класс. Тема: Первые художники Земли

Разработка конспекта по МХК 10 класс.Тема: Первые художники Земли.

Цель урока:  формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.

Задачи урока:

-научить различать изученные произведения,

- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,- сформировать навыки анализа и сравнения произведений,- стимулировать учащихся на взаимодействие во время творческой работы.

- стимулировать использовать приобретенные знания для формирования своего досуга.

Используемое оборудование и материалы. 

Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедиапрезентация.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник МХК Даниловой Г.И. 10 класс 

Форма урока: комбинированный медиаурок с применением интерактивных технологий.Ход урока.I. Организационный момент.II. Сообщение темы урока.Вопрос: Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?

Ответы обучающихся. (Мозговой штурм).

Вопрос: Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?

Ответы обучающихся.(Мозговой штурм).

Учитель - краткий подитог:

Причины возникновения художественного творчества:

-познавательные потребности человека,

-заложенное чувство прекрасного в человеке.

III. Изучение нового материала.Знакомство с новым материалом.

Краткое знакомство с эпохами древней культуры.

Вопрос: Какие науки изучают историю культуры?Ответы обучающихся.(Мозговой штурм).

Учитель - краткий подитог:

Пути изучения первобытной культуры.

- Историко – археологический.Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.- Этнографически-сопоставительный.Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.Комбинированная работа: лекция и презентация.

Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).

Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).

Капова пещера. (Южный Урал Россия).

Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).

Работа по группам. Формирование 3-х групп.

Задание для 1 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.

Моменты для выяснения:

-не соблюдены законы перспективы,

-произвольное накладывание фигур одна на другую,

-передача глубины пространства,

-виден объём животных,

-распределение тёмных и светлых тонов,

-довольно широкая палитра красок,

-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,

-редки изображения человека.

Задание для 2 группы:

На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.

Могла ли быть у древних людей зеленая краска?

Моменты для выяснения:

Древесный уголь – костер.

Окись марганца – со стен пещер.

Зеленая краска – сок растений. Не сохранилась – не стойкая.

Задание для 3 группы.

На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.

Моменты для выяснения:

Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).

Преобладают птицы (преимущественно лебеди).

Много знаков, не похожих на известные предметы.

IV.Выступления поисковых групп.

Оценивание работы 1 группы:

Оценивают 2 и 3 группа.

Оценивание работы 2 группы:

Оценивают 1 и 3 группа.

Оценивание работы 3 группы:

Оценивают 1 и 2 группа.

V. Подведение итогов урока.

VI.Домашнее задание.

Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).

Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).

Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департаментДордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер визвестняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.

ist.na5bal.ru

Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли"

Автор: учитель музыки и ИЗО Фомина Ольга Владимировна г.Амурск Хабаровского края Презентация к уроку МХК 10 класс по программе Даниловой Г.И.

Автор: учитель музыки и ИЗО

Фомина Ольга Владимировна

г.Амурск Хабаровского края

Презентация к уроку МХК 10 класс

по программе Даниловой Г.И.

«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский. Мировая художественная культура

«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский.

Мировая художественная культура

Что такое культура? Что такое культурный человек? Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре? Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
  • Что такое культура?
  • Что такое культурный человек?
  • Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
  • Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
«Культура»-(от латинского « cultura »)- «уход за землей», «возделывание земли» «Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

«Культура»-(от латинского « cultura »)- «уход за землей», «возделывание земли»

«Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития.

Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Материальная (вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека) Духовная (традиции,обычаи.знания о природе и самом себе) Мировая Национальная Искусство Наука Нравственность

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА

Материальная

(вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)

Духовная

(традиции,обычаи.знания о природе и самом себе)

Мировая

Национальная

Искусство

Наука

Нравственность

ВЫВОД: Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

ВЫВОД:

Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Изменялись названья королевств и империй. Пролетали столетья. Идеалы летели. А былое геройство то забавно, то грустно. Все на свете уходит – остается искусство. Революция, войны –время все уничтожит. Или строчкой в учебник их уложит, быть может. Император и канцлер, заговорщик Якушин – Все забудут потомки –возвысится Пушкин. Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя, При которых писали Апулей и Вергилий? На спесивых могилах даже камни истлели, Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Боровицкая.

Изменялись названья королевств и империй.

Пролетали столетья. Идеалы летели.

А былое геройство то забавно, то грустно.

Все на свете уходит – остается искусство.

Революция, войны –время все уничтожит.

Или строчкой в учебник их уложит, быть может.

Император и канцлер, заговорщик Якушин –

Все забудут потомки –возвысится Пушкин.

Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,

При которых писали Апулей и Вергилий?

На спесивых могилах даже камни истлели,

Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.

Цепь веков не прервется голосами поэтов.

Смотрят фрески соборов и полотна портретов.

На земле одряхлевшей будет горько и грустно.

Только пусто не будет, пока живо искусство.

В.Боровицкая.

Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится Палеолит древнекаменный век (с 40 по 12 тысячелетие до н.э.) Мезолит средне-каменный век ( с 12 по 8тысячелетие до н.э.) Неолит ново-каменный век (с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится

Палеолит

древнекаменный век

(с 40 по 12 тысячелетие до н.э.)

Мезолит

средне-каменный век

( с 12 по 8тысячелетие до н.э.)

Неолит

ново-каменный век

(с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации: Афро – европейский центр мировой цивилизации Азиатский центр мировой цивилизации.

В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:

Афро – европейский центр мировой цивилизации

Азиатский центр мировой цивилизации.

Пути изучения первобытной культуры. Историко – археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов. Этнографически-сопоставительный Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

Пути изучения первобытной культуры.

Историко – археологический.

Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.

Этнографически-сопоставительный

Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.

Искусство палеолита.

Искусство палеолита.

Рисунки из пещеры Ласко

Рисунки из пещеры Ласко

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит Лань. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит

Фрагмент росписи пещеры Ласко. Верхний палеолит

Лань. Роспись пещеры Альтамира.

Верхний палеолит

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит

Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена. Палеолитические Венеры

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена.

Палеолитические Венеры

История возникновения архитектуры. Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.

История возникновения архитектуры.

Мегалит

(с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.

Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.

Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.

Менгиры. В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.

Менгиры.

В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.

Трилит. Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального

Трилит.

Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального

Кромлех. Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.

Кромлех.

Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.

Театр, музыка и танец. Пантомима -пластическая передача происходящих событий.

Театр, музыка и танец.

Пантомима -пластическая передача происходящих событий.

Танцы Охотничьи пляски. Тотемическая пляска

Танцы

Охотничьи пляски.

Тотемическая пляска

Путь развития музыкальной деятельности. 1.Имитация звуков природы. Сюда относятся «звукоподражательные мотивы», основанные на имитации пения птиц,, ревы зверей, воспроизведение тех естественных криков и возгласов. Которое исторгало из себя крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо. 2.Искусственная интонационная форма – в попевках качественно новой интонации, связанной с осознанием высотной определенности звука. По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы», теперь появляется человеческая интонация- предельно условная (повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз) 3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций. Именно это – формирование зафиксированных сознанием ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало зарождение музыкального (интонационного) творчества.

Путь развития музыкальной деятельности.

1.Имитация звуков природы.

Сюда относятся «звукоподражательные мотивы»,

основанные на имитации пения птиц,,

ревы зверей, воспроизведение тех естественных

криков и возгласов. Которое исторгало из себя

крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.

2.Искусственная интонационная форма – в попевках

качественно новой интонации, связанной с осознанием

высотной определенности звука.

По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое

изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно

сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы»,

теперь появляется человеческая интонация- предельно условная

(повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)

3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит

многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.

Именно это – формирование зафиксированных сознанием

ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало

зарождение музыкального (интонационного) творчества.

Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.

Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества. Периоды 1 Средний палеолит Материальная культура 2 Искусство Искусственное добывание огня Составные орудия Собирательство и охота Верхний палеолит 3 Мезолит Создание основ ткацкого производства(плетение) Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем. Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника) Строительство первых лодок. Появление лука и стрел, развитие рыболовства. Приручение диких животных. Собирательство дорлолняется возделыванием земли.

Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества.

Периоды

1

Средний палеолит

Материальная культура

2

Искусство

Искусственное добывание огня

Составные орудия

Собирательство и охота

Верхний палеолит

3

Мезолит

Создание основ ткацкого производства(плетение)

Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем.

Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника)

Строительство первых лодок.

Появление лука и стрел, развитие рыболовства.

Приручение диких животных.

Собирательство дорлолняется возделыванием земли.

4 Неолит 5 Энеолит. Усовершенствование техники обработки камня. Создание керамических изделий(«керамический век»). Изобретение прядения и ткацкого производства. Утверждение скотоводства и земледелия. Выделение скотоводческих племен. Использование меди для изготовления орудий труда и оружия. Отделение ремесла от земледелия. Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.

4

Неолит

5

Энеолит.

Усовершенствование техники обработки камня.

Создание керамических изделий(«керамический век»).

Изобретение прядения и ткацкого производства.

Утверждение скотоводства и земледелия.

Выделение скотоводческих племен.

Использование меди для изготовления орудий труда и оружия.

Отделение ремесла от земледелия.

Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы. Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне. Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному. Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи. Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы.

Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне.

Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному.

Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.

Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.

Важнейшие функции первобытного искусства. 1.Коммуникативно – мемориальная функция . Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение. 2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо. 3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .

Важнейшие функции первобытного искусства.

1.Коммуникативно – мемориальная функция . Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.

2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.

3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .

4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей. Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения. На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища. В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль». Характерными для искусства неолита являются

4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.

Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения.

На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища.

В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль».

Характерными для искусства неолита являются

  • Тенденция
  • Стилизация
  • Символизм

multiurok.ru


Смотрите также