Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли". Первобытное искусство мхк 10 класс
Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли"
Автор: учитель музыки и ИЗО
Фомина Ольга Владимировна
г.Амурск Хабаровского края
Презентация к уроку МХК 10 класс
по программе Даниловой Г.И.
«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский.
Мировая художественная культура
Что такое культура?
Что такое культурный человек?
Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
«Культура»-(от латинского « cultura »)- «уход за землей», «возделывание земли»
«Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития.
Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА
Материальная
(вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)
Духовная
(традиции,обычаи.знания о природе и самом себе)
Мировая
Национальная
Искусство
Наука
Нравственность
ВЫВОД:
Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
Изменялись названья королевств и империй.
Пролетали столетья. Идеалы летели.
А былое геройство то забавно, то грустно.
Все на свете уходит – остается искусство.
Революция, войны –время все уничтожит.
Или строчкой в учебник их уложит, быть может.
Император и канцлер, заговорщик Якушин –
Все забудут потомки –возвысится Пушкин.
Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,
При которых писали Апулей и Вергилий?
На спесивых могилах даже камни истлели,
Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
В.Боровицкая.
Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится
Палеолит
древнекаменный век
(с 40 по 12 тысячелетие до н.э.)
Мезолит
средне-каменный век
( с 12 по 8тысячелетие до н.э.)
Неолит
ново-каменный век
(с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:
Афро – европейский центр мировой цивилизации
Азиатский центр мировой цивилизации.
Пути изучения первобытной культуры.
Историко – археологический.
Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.
Этнографически-сопоставительный
Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.
Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит
Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.
Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена.
Палеолитические Венеры
История возникновения архитектуры.
Мегалит
(с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.
Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.
Менгиры.
В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.
Трилит.
Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального
Кромлех.
Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.
крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.
2.Искусственная интонационная форма – в попевках
качественно новой интонации, связанной с осознанием
высотной определенности звука.
По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое
изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно
сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы»,
теперь появляется человеческая интонация- предельно условная
(повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)
3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит
многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.
Именно это – формирование зафиксированных сознанием
ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало
зарождение музыкального (интонационного) творчества.
Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества.
Периоды
1
Средний палеолит
Материальная культура
2
Искусство
Искусственное добывание огня
Составные орудия
Собирательство и охота
Верхний палеолит
3
Мезолит
Создание основ ткацкого производства(плетение)
Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем.
Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника)
Строительство первых лодок.
Появление лука и стрел, развитие рыболовства.
Приручение диких животных.
Собирательство дорлолняется возделыванием земли.
4
Неолит
5
Энеолит.
Усовершенствование техники обработки камня.
Создание керамических изделий(«керамический век»).
Изобретение прядения и ткацкого производства.
Утверждение скотоводства и земледелия.
Выделение скотоводческих племен.
Использование меди для изготовления орудий труда и оружия.
Отделение ремесла от земледелия.
Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы.
Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному.
Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.
Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.
Важнейшие функции первобытного искусства.
1.Коммуникативно – мемориальная функция . Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.
2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.
3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .
4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.
Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения.
На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища.
В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль».
Характерными для искусства неолита являются
Тенденция
Стилизация
Символизм
kopilkaurokov.ru
Конструкт урока по МХК "Первые художники земли" 10 класс.
Тема урока «Первые художники Земли»
ЦЕЛЬ : формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
-научить различать изученные произведения,
- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,
развивающие:
- на примере пещерных росписей развивать у детей умение использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в изобразительном искусстве данного периода;
- формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления;
- учить рассуждать и размышлять об артефактах, делать выводы;
воспитательные:
-воспитывать уважения к культурному наследию прошлого.
Цель этапа: изучение особенностей изобразительного искусства первобытного общества для получения новых знаний
1.Предлагаю учащимся ответить на вопросы для «погружения» в тему урока.
Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?
Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?
Причины возникновения художественного творчества:
-познавательные потребности человека,
-заложенное чувство прекрасного в человеке.
2.Лекция учителя(полный текст лекции см. ниже)
Краткое знакомство с эпохами древней культуры.
Пути изучения первобытной культуры.
Знакомство с археологическими находками.
Отвечают на вопросы учителя. Доказывают свои предположения.
Слушают лекцию учителя, смотрят презентацию, делают записи.
Познавательные УУД: Умение анализировать сравнивать, делать выводы.
Оценивать услышанную информацию .
Регулятивные УУД: высказывать предположения .
Умение конспектировать.
Коммуникативные УУД: 1.свободно излагать свои мысли в устной форме,
2. слушать и слышать других,
3. быть готовым корректировать свою точку зрения,
4. Закрепление материала.
Цель этапа: Закрепление полученных знаний.
Предлагаю учащимся разделиться на 3 группы. Для работы учащиеся используют материалы медиапрезентации.
Задание для 1 группы:
На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.
Моменты для выяснения:
-не соблюдены законы перспективы,
-произвольное накладывание фигур одна на другую,
-передача глубины пространства,
-виден объём животных,
-распределение тёмных и светлых тонов,
-довольно широкая палитра красок,
-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,
-редки изображения человека.
Задание для 2 группы:
На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.
Могла ли быть у древних людей зеленая краска?
Моменты для выяснения:
Древесный уголь – костер.
Окись марганца – со стен пещер.
Зеленая краска – сок растений. Не сохранилась – не стойкая.
Задание для 3 группы.
На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.
Моменты для выяснения:
Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).
Преобладают птицы (преимущественно лебеди).
Много знаков, не похожих на известные предметы.
Выступления поисковых групп. Взаимооценка.
Оценивание работы 1 группы:
Оценивают 2 и 3 группа.
Оценивание работы 2 группы:
Оценивают 1 и 3 группа.
Оценивание работы 3 группы:
Оценивают 1 и 2 группа.
Познавательные УУД:
Умение анализировать объекты с целю выделения сходства или различия.
Умение делать обобщающие выводы
Личностные УУД:
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения
Коммуникативные УУД:
свободно излагать свои мысли в устной форме,
слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,
умение работать в группе.
5.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Заполнить таблицу
Изобразительное искусство первобытного общества
Что мне было известно об изобр. иск -ве первобытного общества
Какие новые знания я приобрёл на уроке.
Дают ответы на вопросы. Заполняют таблицу.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание: По материалам главы1 учебника составить сообщение: «Побудительные мотивы к художественному творчеству первобытного человека.»
Познавательные УУД:
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные УУД:
Самооценка
Коммуникативные УУД:
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
Лекция учителя.
Краткое знакомство с эпохами древней культуры.
Пути изучения первобытной культуры.
Историко – археологический. Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.
- Этнографически-сопоставительный. Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.
Комбинированная работа: лекция и презентация.
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департаментДордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений
Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА.
В пещере Альтамире «залы» с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру «королевой всех расписанных пещер» и сравнивает ее со знамени-той Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.Интересна история открытия этой пещеры. О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру со множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. «Королевой» среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории. Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.
Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).
Пещера Ласко или Ляско ( во Франции — один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений). Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э.
Капова пещера. (Южный Урал Россия).
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).
Петроглифы — это высеченные на скалах рисунки, сделанные древними людьми, в эпоху Неолита.
Карельские петроглифы были открыты в 20 веке, и с тех пор продолжают оставаться важным объектом изучения археологов.
Проблема датировки петроглифов еще окончательно не решена.По разным источникам их возраст оценивается в 5-6 тысяч лет.
Термин «Петроглифы» образован от греческих слов «pétros» — «камень» и «glyphé» — «резьба, вырезание». По имеющимся приблизительным подсчетам, в мире общее число рисунков на скалах достигает 20 миллионов фигур, которые сконцентрированы более чем на 20 тысячах участков в 78 странах.
Первым художникам Земли еще были неведомы законы перспективы, а поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. Огромный тур мог соседствовать рядом с крошечной лошадью. Часто гравюры произвольно накладывались одна на другую. Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. В то же время в рисунках отлично виден объем животных, пластичность достигалась умелым распределением светлых и темных тонов. Общее эмоциональное впечатление усиливалось благодаря использованию широкой палитры красок.
Интересно отметить, что в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Не часто встречаются и изображения человека. Но всё – таки они есть.
infourok.ru
Конспекта по мхк 10 класс. Тема: Первые художники Земли
Разработка конспекта по МХК 10 класс.Тема: Первые художники Земли.
Цель урока: формирование представлений о первобытной культуре, особенностях первобытного искусства, развитие навыков анализа представленных произведений, развитие навыка творческой работы в группе.
Задачи урока:
-научить различать изученные произведения,
- расширить представления учащихся о роли первобытного искусства в жизни древнего человека,- сформировать навыки анализа и сравнения произведений,- стимулировать учащихся на взаимодействие во время творческой работы.
- стимулировать использовать приобретенные знания для формирования своего досуга.
Форма урока: комбинированный медиаурок с применением интерактивных технологий.Ход урока.I. Организационный момент.II. Сообщение темы урока.Вопрос: Знакомо ли древнему человеку чувство красоты?
Ответы обучающихся. (Мозговой штурм).
Вопрос: Могло ли у древнего человека сформироваться желание ценить красоту и создавать ее в условиях жестокой борьбы за существование?
Ответы обучающихся.(Мозговой штурм).
Учитель - краткий подитог:
Причины возникновения художественного творчества:
-познавательные потребности человека,
-заложенное чувство прекрасного в человеке.
III. Изучение нового материала.Знакомство с новым материалом.
Краткое знакомство с эпохами древней культуры.
Вопрос: Какие науки изучают историю культуры?Ответы обучающихся.(Мозговой штурм).
Учитель - краткий подитог:
Пути изучения первобытной культуры.
- Историко – археологический.Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.- Этнографически-сопоставительный.Наблюдения за бытом и культурой народов, накопленных путешественниками, этнографами, христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, перенесение этих наблюдений на далеких предков современного человека.Комбинированная работа: лекция и презентация.
Знакомство с пещерой Альтамира. (Испания).
Знакомство с пещерой Ласко. (Франция).
Капова пещера. (Южный Урал Россия).
Петроглифы (Карелия, Беломорск, Россия).
Работа по группам. Формирование 3-х групп.
Задание для 1 группы:
На основе анализа представленных произведений, выяснить характерные особенности первобытных рисунков.
Моменты для выяснения:
-не соблюдены законы перспективы,
-произвольное накладывание фигур одна на другую,
-передача глубины пространства,
-виден объём животных,
-распределение тёмных и светлых тонов,
-довольно широкая палитра красок,
-почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений,
-редки изображения человека.
Задание для 2 группы:
На основе анализа представленных произведений, выяснить, почему некоторые изображения цветные, откуда у древнего человека краски. Что могло послужить основой для древних красок.
Могла ли быть у древних людей зеленая краска?
Моменты для выяснения:
Древесный уголь – костер.
Окись марганца – со стен пещер.
Зеленая краска – сок растений. Не сохранилась – не стойкая.
Задание для 3 группы.
На основе анализа представленных произведений, выяснить основные отличия изображений в пещерах от изображений Карельских петроглифов.
Моменты для выяснения:
Появление морской тематики на рисунках (море, рыба, гарпуны, сцены морской охоты).
Преобладают птицы (преимущественно лебеди).
Много знаков, не похожих на известные предметы.
IV.Выступления поисковых групп.
Оценивание работы 1 группы:
Оценивают 2 и 3 группа.
Оценивание работы 2 группы:
Оценивают 1 и 3 группа.
Оценивание работы 3 группы:
Оценивают 1 и 2 группа.
V. Подведение итогов урока.
VI.Домашнее задание.
Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания).
Вслед за рисунками Альтамиры были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (знаменитая Капова пещера).
Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департаментДордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер визвестняковом холме. В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно «сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от проникновения воды, препятствуя образованию кальцитовых отложений.
ist.na5bal.ru
Презентация к уроку МХК 10 класс "Первые художники Земли"
Автор: учитель музыки и ИЗО
Фомина Ольга Владимировна
г.Амурск Хабаровского края
Презентация к уроку МХК 10 класс
по программе Даниловой Г.И.
«Прекрасное пробуждает доброе» Д.Кабалевский.
Мировая художественная культура
Что такое культура?
Что такое культурный человек?
Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
Как культурный человек должен относиться к природе , к жизни?
«Культура»-(от латинского « cultura »)- «уход за землей», «возделывание земли»
«Культура» -все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития.
Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Культура – это процесс духовной и материальной деятельности человека , а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей. Определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
КУЛЬТУРА
КУЛЬТУРА
Материальная
(вещественно-предметные факторы, созданные практической деятельностью человека)
Духовная
(традиции,обычаи.знания о природе и самом себе)
Мировая
Национальная
Искусство
Наука
Нравственность
ВЫВОД:
Культура – порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том. чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
Изменялись названья королевств и империй.
Пролетали столетья. Идеалы летели.
А былое геройство то забавно, то грустно.
Все на свете уходит – остается искусство.
Революция, войны –время все уничтожит.
Или строчкой в учебник их уложит, быть может.
Император и канцлер, заговорщик Якушин –
Все забудут потомки –возвысится Пушкин.
Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя,
При которых писали Апулей и Вергилий?
На спесивых могилах даже камни истлели,
Но бессмертны творенья Фальконе и Растрелли.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
В.Боровицкая.
Древнейший период в истории человечества (каменный ) делится
Палеолит
древнекаменный век
(с 40 по 12 тысячелетие до н.э.)
Мезолит
средне-каменный век
( с 12 по 8тысячелетие до н.э.)
Неолит
ново-каменный век
(с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)
В эпоху верхнего палеолита формируются два основных центра мировой цивилизации:
Афро – европейский центр мировой цивилизации
Азиатский центр мировой цивилизации.
Пути изучения первобытной культуры.
Историко – археологический.
Изучение материальных следов человеческой культуры палеолитической эпохи, мезолита и неолита: предметов труда, быта, оружия. украшений, остатков музыкальных инструментов, культовых сооружений, наскальных рисунков. скульптурных изображений либо их фрагментов.
Этнографически-сопоставительный
Перенесение наблюдений над бытом и культурой народов, до недавнего времени находившихся на первобытной стадии развития, накопленных путешественниками, этнографами, а более всего христианскими миссионерами прошлого и позапрошлого веков, на далеких предках современного цивилизованного человека.
Голова быка. Роспись пещеры Ласко. верхний палеолит
Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили.
Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена.
Палеолитические Венеры
История возникновения архитектуры.
Мегалит
(с греческого большой камень) –сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней.
Дольмен - мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской каменной плитой.
Менгиры.
В переводе с британского – «длинный камень» – мегалитическое сооружение. Вертикально врытый в землю длинный камень от 1 до 20 метров. Ряды менгиров образуют длинные аллеи.
Трилит.
Мегалитическая конструктивная ячейка, состоящая из трех камней: двух вертикальный и лежащего на них горизонтального
Кромлех.
Мегалитическое сооружение культового назначения из больших каменных блоков, образующих круг или несколько кругов.
крайне возбужденное предшествующей борьбой первобытное существо.
2.Искусственная интонационная форма – в попевках
качественно новой интонации, связанной с осознанием
высотной определенности звука.
По сравнению с первым этапом здесь происходит резкое
изменение его сущности мелодического материала: вместо довольно
сложной мелодии. Всего лишь имитирующей «музыку природы»,
теперь появляется человеческая интонация- предельно условная
(повторение одного звука с минимальными отклонениями от него вверх и вниз)
3.Интонационное творчество – появление напевов, в основе которых лежит
многократное повторение двух- или трех- звучных интонаций.
Именно это – формирование зафиксированных сознанием
ритмо- интонационных сопряжений соседних тонов – означало
зарождение музыкального (интонационного) творчества.
Таким образом , главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов.
Достижения материальной и художественной культуры первобытного общества.
Периоды
1
Средний палеолит
Материальная культура
2
Искусство
Искусственное добывание огня
Составные орудия
Собирательство и охота
Верхний палеолит
3
Мезолит
Создание основ ткацкого производства(плетение)
Создание осветительных устройств-плошек с жиром и фитилем.
Появление средств передвижения по воде(связка камыша или тростника)
Строительство первых лодок.
Появление лука и стрел, развитие рыболовства.
Приручение диких животных.
Собирательство дорлолняется возделыванием земли.
4
Неолит
5
Энеолит.
Усовершенствование техники обработки камня.
Создание керамических изделий(«керамический век»).
Изобретение прядения и ткацкого производства.
Утверждение скотоводства и земледелия.
Выделение скотоводческих племен.
Использование меди для изготовления орудий труда и оружия.
Отделение ремесла от земледелия.
Зарождение частной собственности, усиление имущественного неравенства.
Тотемизм – вера в сверхъестественную связь человека с определенным животным. предметом или явлением природы.
Петроглиф – изображение высеченное, выбитое или процарапанное на камне.
Сакральное (с латинского посвященное богам, священное) –святое ,священное, относящееся к религиозному культу и ритуалу. Противостоящее обыденному, обыкновенному.
Мегалит (с греческого большой камень) –сооружение культового характера их грубо обработанных или необработанных камней. Мегалиты делятся на дольмены, менгиры и кромлехи.
Дольмен – мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика. Накрытого плоской плитой.
Важнейшие функции первобытного искусства.
1.Коммуникативно – мемориальная функция . Рисунки, составляющие связное повествование о каком-либо событии или содержащие частное сообщение.
2.Познавательная функция . Для первобытного человека грань между условностью и реальностью отсутствовала. Познавать в первобытном мышлении означало воспроизводить последовательность создания чего-либо.
3.Магико – религиозная функция. В основе магии лежит принцип аналогии – вера человека в получение власти над предметами через овладение его образом. Первыми магическими изображениями были отпечатки рук на стенах пещер. Прослеживается связь с тотемизмом .
4.Эстетическая функция . В первобытном искусстве уже имеются отличающие именно искусство средства художественного изображения мира, создающие особую художественную реальность. Это ритм,симметрия,правильные формы. В палеолитическом искусстве уже можно выделить разнообразие стилей.
Зодчество неолита и энеолита – это общинные поселения, такие .как многокомнатные дома в Междуречье. постройки из прутьев в Трипольской культуре. В бронзовом веке появляются укрепленные поселения.
На рубеже первобытности появляются крепости. возводимые из огромных глыб без связующего раствора. В Европе появляются укрепленные земляными валами городища.
В прикладном искусстве появляются изделия из золота и серебра, украшенные гравировкой. Широко распространяется «звериный стиль».