Тверской край в первобытную эпоху. Программа по изучению краеведения (Тверь и Тверская область)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§§ 3—4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ. Тверской край в первобытную эпоху


§ 2. ТВЕРСКОЙ КРАЙ В ЭПОХУ НЕОЛИТА  . История Тверского края

§ 2. ТВЕРСКОЙ КРАЙ В ЭПОХУ НЕОЛИТА 

Около середины 5-го тыс. до н.э. на пространствах лесной и лесостепной зон Европы совершился переход от одной исторической эпохи к другой — от мезолита к неолиту. Он шёл сотни лет, и не все стороны жизни изменялись одновременно. Но из нашего времени события, происходившие тысячи лет назад, воспринимаются как резкая смена материальной культуры. Что же составляет содержание перехода к неолиту?

С нарастающим повышением температур таёжные породы замещались дубом, липой, вязом. Промысловое значение получили такие животные как медведь, бобр, мелкие пушные звери,[9] а также копытные; лось, кабан, благородный олень, косуля. Существенным подспорьем была охота на птиц. В ведущую отрасль хозяйства превратилось рыболовство, давшее человеку величайшее завоевание — оседлость. Постоянное проживание на одном месте обеспечивалось регулярно добываемой рыбой. Спокойное существование в местах, изобилующих добычей, привело к значительному росту населения.

Поселения переместились в основном на озёра. "Главное" поселение обычно располагалось у выхода реки из озера. На побережье могло быть значительное число поселений и кратковременных стоянок. Это зависело от размеров озера, высоты берега, очертаний береговой линии, вида почвы, обилия рыбы и т.д. Конечно, больше всего стоянок неолита на огромном озере Селигер.

Ещё недавно лесной неолит называли "пережиточным", поскольку в это время в степной зоне и к югу от неё люди уже осваивали земледелие и скотоводство. Но справедлива ли такая оценка? Ведь рыболовческо-охотничье хозяйство лесной зоны обеспечило рост населения, расцвет техники обработки камня, кости, рога, дерева. Завершалось сплошное заселение обширных территорий. Устойчивыми были родоплеменные отношения. Сложное и глубокое содержание имела духовная культура. Это совсем не пережиточный, не тупиковый путь развития. Он полностью соответствовал природным условиям края лесов, рек и озёр.

Именно начиная с неолита, Великий водораздел становился одним из центров взаимодействия европейских и азиатских культур.

В Тверской области открыто огромное число поселений неолита — более 2000. Территория Верхневолжья традиционно относилась археологами к области распространения льяловской неолитической культуры (по стоянке у д. Льялово Московской обл.). Для этой культуры, в частности, было типичным изготовление глиняной посуды, украшенной ямочно-гребенчатым орнаментом.[10]

Время существования льяловской культуры — от начала 3-го до первой трети 2-го тыс. до н.э. Таким образом, выявился огромный разрыв между концом мезолита (начало 5-го тыс. до н.э.) и самыми ранними из льяловских поселений.

Но в столь благоприятных климатических условиях население не могло покинуть местность, богатую зверем и рыбой. Для территории Тверского Поволжья эта загадка была решена в 1972 г. раскопками поселения у д. Языково в Кашинском районе. Оно занимало участок острова, отделённого от берега узкой протокой. Здесь были настилы, свайные постройки[11] и, вероятно, рыбацкие заколы,[12] служившие и мостками на коренной берег. В нижней части культурного слоя на острове и под толщей торфа найдены обломки толстостенных горшков с накольчатым орнаментом, не встречавшиеся прежде при раскопках. Вместе с ними археологи обнаружили скребки и резцы на ножевидных пластинах, рубящие орудия на отщепах и другие изделия, типичные больше для мезолита. Сходные поселения были открыты также в Ивановской и Ярославской областях.

Образцы торфа и дерева из этих раскопок датированы физическими методами[13] 5—4 тыс. до н.э. Разрыв между мезолитом и льяловской культурой оказался заполненным. За годы, прошедшие со времени открытия, поселения археологической культуры, получившей название верхневолжской, найдены повсюду в Тверской области, включая Верхнее Подвинье.

Раскопки поселения у д. Языково дали обширную коллекцию кремнёвых, сланцевых и костяных орудий труда и оружия: наконечников стрел, дротиков и копий, резцов, ножей, свёрл, пилок, топоров, тёсел, долот и т.д. Разнообразны обряды погребения в найденном здесь же могильнике. Помимо обычных захоронений обнаружены костяки без черепов. Одному из покойных на шею был положен крупный камень. На женском костяке в этом же погребении встречено ожерелье из нескольких десятков зубов животных: в центре — медвежий клык, по обе стороны от него располагались резцы бобра, лося, кабана, клыки и резцы волка, лисицы. Разнообразие обрядов отражало сложные представления о загробном мире.

Рис. 4. Погребение на поселении Языково 1, Кашинский район. Неолит. Раскопки 1977 г.

В одном из детских погребений могильная яма оказалась насыщена охрой — буроватой краской минерального происхождения, символизировавшей (как и янтарь) огонь, тепло, жизнь, солнце. В погребении найдены две подвески: янтарная и яшмовая. Эти украшения показывают направления первобытного обмена и связей Великого водораздела с другими территориями. Янтарь имеет балтийское происхождение, а яшма добыта в одном из приуральских месторождений.

Поселения рыболовов и охотников неолита раскопаны в Тверской области повсеместно: на Петровских озерах восточнее Твери, на Мологе под Бежецком, во всех уголках Валдайского Поозёрья — от Лесного (стоянка Иловец) до Осташковского и Пеновского районов (стоянки Синяя Гора и Остров Дубовец).

Особый культурный мир, связанный с Юго-Восточной Прибалтикой, представляет собой Верхнее Подвинье, где найдено свыше 600 поселений неолита. Плотность заселения берегов некоторых озёр здесь удивительна: на оз. Охват более 100 стоянок каменного века; на небольших озёрах, через которые протекает речка Туросна в Жарковском районе, — около 160 поселений.

В середине 4-го тыс. до н.э. на Великий водораздел пришли с северо-восточных территорий древние финны. Их передвижения связаны с климатическими изменениями. Финны остались здесь на тысячи лет и оказали огромное влияние на этническую и хозяйственную историю края. В средние века они растворились среди славян. Продвижение финнов на запад в основном ограничивалось течением Волги от Селижарова до Зубцова, хотя отдельные их коллективы проникали и в Верхнее Подвинье. Там же расселились и прибалтийские финны, продвинувшиеся навстречу с берегов Чудского и Псковского озёр и с побережья Финского залива.

В археологических материалах территории водораздела нет свидетельств враждебных отношений местного и пришлого населения: следов убийств — в погребениях, разрушений конструкций — на поселениях, а также обособленного проживания. Напротив, представители культур, обитавших здесь в 4—3 тыс. до н.э., заимствовали друг у друга технические приёмы и изобретения, орнаментацию керамики,[14]типы украшений и т.д. Этому способствовали смешанные браки, товарообмен, совместная добыча кремня.

Хотя поселения располагались в основном на озёрах, но в Ржевско-Старицком Поволжье на речных берегах продолжали действовать мастерские по обработке кремня у месторождений этого сырья, а при них основывались поселения. Мастерские обрели новую жизнь с возросшей потребностью в рубящих орудиях для строительства домов и изготовления лодок. Огромная мастерская у д. Дорки существовала, с перерывами, несколько тысячелетий. Сырьё, как и прежде, расходилось едва ли не по всей лесной и даже лесостепной зоне в пределах Русской равнины.

В конце 3-го тыс. до н.э. каменный век в лесной Европе завершался. Кремень даже в искусных руках мастеров исчерпал свои природные свойства. Население стало испытывать временами нехватку добычи. Развитие общества не могло идти дальше на прежней сырьевой основе. Хотя среди археологических находок есть совершенные по обработке орудия труда и украшения, практического значения такая техника уже почти не имела. Стабильность жизни сохранялась некоторое время за счёт изобилия рыбы в водоёмах, разумного потребления добычи и освоения не занятых прежде пространств.

В конце 3 — начале 2-го тыс. до н.э. на основе смешения верхневолжской и льяловской (древнеевропейской и древнефинской) культур сложилась волосовская культура (по поселению у д. Волосово Нижегородской обл.). На озёрах строились уже настоящие посёлки.

Используя преимущества проживания на Великом водоразделе, волосовцы очень многое переняли у ближних и дальних соседей. Они изобрели своеобразную пористую керамику,[15]влиявшую на процесс приготовления пищи, освоили сложные и эффективные приёмы обработки кремня, технику пиления и сверления сланца. Рыбу добывали острогами,[16] гарпунами,[17]сетями, вершами,[18] использовали крючки, колотушки, пешни.[19]

На раскопанных поселениях найдено множество костей животных и птиц. Для волосовцев характерны культы лося и медведя[20] — основных промысловых животных. В охоте использовалась собака, прирученная ещё в мезолите. Сооружались жилища двух типов: прямоугольные столбовые дома, а также округлые большие по площади землянки. Растительной пиши, собираемой в окрестностях поселения, хватало небольшому коллективу, поэтому о земледелии у волосовцев можно говорить лишь предположительно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Глава I. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ГОСУДАРСТВЕННОСТИ  . История Тверского края

§ 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО КРАЯ 

Археологи нашли в Тверской области около 3000 поселений каменного века. Её заселение человеком стало возможным в конце и после таяния валдайского ледника — с 10-го тыс. до н.э. или несколько ранее.

Юг и восток области были свободны ото льдов и прежде. Вероятно, небольшие кратковременные поселения существовали неподалёку от ледовой кромки. Но найти их очень трудно, потому что таявший ледник сильно изменил поверхность.

Отсчёт человеческой истории на Великом водоразделе ведётся с финального палеолита — заключительного этапа древнего каменного века. К этому времени относятся поселения Подол 3 и Тёплый ручей 1 (Селижаровский район), Усть-Тудовка 1 (Ржевский район), Троицкое 3 (Зубцовский район).

Более интенсивное заселение Тверского края началось в мезолите — среднем каменном веке. Его хронологические рамки охватывают 8—6 тыс. до н.э. В начале этой эпохи климат был суровым, с тундровой растительностью и соответствующим ей животным миром. Немногочисленное население занималось в основном охотой на северного оленя. Повышение температуры привело к тому, что эта территория полностью покрылась лесами. Позднее зона южной тайги[1] стала даже замещаться широколиственными лесами. В таких условиях успешно развивалось охотничье хозяйство. Помимо зверя добывали боровую дичь[2]и водоплавающих птиц, освоили рыболовство.

Систематическое изучение мезолитических поселений началось в 1950-е гг., когда археологи раскопали стоянку у д. Бутово в Старицком Поволжье. Она располагалась у небольшого озера, примыкавшего к Волге. Обитатели стоянки вели комплексное хозяйство[3], занимаясь охотой и рыболовством. Орудия труда — наконечники стрел, резцы, скребки, ножи — изготовлены из пластин, сколотых с кусков кремня. Стоянка существовала в 7-м тыс. до н.э.

От оснований жилищ эпохи мезолита в песчаном грунте остаются едва уловимые следы. На поселении у д. Соболеве в Кимрском районе в раскопе выявили овальное пятно, более тёмное, чем культурный слой. Его окружали камни и пересекали по всей длине столбовые ямки. Внутри пятна найдены два очага: маленький при входе и большой, с мощным кострищем, в дальнем конце жилища. Это всё, что сохранилось от наземного дома типа шалаша или чума[4],построенного 8 тыс. лет назад.

На стоянке у д. Дмитровское близ Твери в 1970 г. впервые нашли обработанные кусочки кремня трапециевидной формы. Их использовали в качестве лезвий режущих орудий, гарпунов, наконечников стрел. В 1975—1976 гг. археологи раскопали поселение мезолита у восточной окраины Твери, близ д. Иенево. Результаты этих работ получили европейское признание. Среди найденных изделий есть своеобразные наконечники стрел с боковой выемкой. Центр тяжести у них смещён, поэтому они вибрировали и даже вращались в полёте. Попадая в животное, наконечник разворачивался и наносил рваную рану, увеличивавшуюся при движении бегущего зверя. При раскопках обнаружено также несколько десятков трапециевидных наконечников. Поселение находилось у протоки из древнего озера в Волгу. Ныне озеро заболочено, но болотце до сих пор остаётся пристанищем водоплавающих птиц. Их-то и добывали в мезолите с помощью лёгких луков, оснащённых такими наконечниками.

На Иеневской стоянке многие орудия труда изготовлены из отщепов — осколков кремня разнообразных очертаний. Отщеповая техника позволяла мастеру изготовить орудие любой необходимой формы. Это техническая черта уже следующей исторической эпохи — нового каменного века. А строгие очертания ножевидных пластин[5] не допускали широкого разнообразия форм орудий: ведь в основе этой заготовки всегда длинный и узкий прямоугольник.

В результате иеневцы смогли приспособиться к изменяющимся природным условиям и к нехватке высококачественного кремня на Волге ниже Старицы.

Стоянка у д. Иенево оказалась не единственной с таким набором орудий и с такой техникой их обработки. Впоследствии были найдены десятки похожих, хотя и не столь ярких поселений, в основном на берегах Волги — от Зубцова до Ярославского Поволжья включительно. В Тверской области это стоянки у д. Горбуново под Зубцовом, на ручье Журавец и у д. Култино в Старицком Поволжье, группа стоянок у д. Старая Константиновка на восточной окраине Твери, у д. Титово под Кимрами, у д. Авсергово близ Калязина. Схожие поселения открыты на Вазузе, на Средней Мологе, в соседних с Тверской областях центра России.

Археологи пришли к выводу, что все эти стоянки оставлены двумя общностями разного происхождения. По самым типичным раскопанным поселениям археологические культуры[6] получили названия "бутовская" и "иеневская". Бутовцы — потомки того населения, которое жило в приледниковой полосе, то есть в верховьях Днепра, на Оке и в Ярославском Поволжье, ещё в конце палеолита. Иеневцы — пришлое население, продвинувшееся на водораздел с юго-запада. Среди находок на некоторых поселениях, например, у Старой Константиновки, есть изделия, типичные для той и другой культуры. Это показатель мирных контактов и совместного проживания.

Поселения мезолита носили в основном сезонный характер. Их обитатели переходили из одного промыслового лагеря в другой с изменением условий охоты и рыболовства. Одно и то же место могло посещаться из года в год в определённый сезон. На поселении у д. Дмитровское найдено небольшое жилище типа полуземлянки, а также разнообразный набор охотничьего снаряжения. Учёные считают это поселение зимним. Напротив, стоянка у д. Култино — лагерь рыболовов весеннего времени или начала лета. Здесь полностью отсутствуют орудия охоты, но исключительно много кремнёвых пластин, из которых делали ножи для разделки рыбы. На поселении у д. Иенево жили, скорее всего, осенью, во время перелётов птиц. При определении сезонности учёные учитывают высоту поселения над водой, особенности рельефа местности, условия жизни зверей, птиц и рыб, которых могли здесь добывать.

Другие культурные общности расселились в Ржевском Поволжье, на озёрах Валдайской возвышенности, в Верхнем Подвинье. Средний каменный век изучен там пока неравномерно. Стоянки под Ржевом — результат контактов населения Валдайской возвышенности, Тверского Поволжья и коллективов, продвинувшихся из Северо-Восточной Белоруссии вверх по Западной Двине, а также из Верхнего Поднепровья. Запасы кремня, обильные здесь, способствовали оседлости[7] населения. Группы людей разного происхождения, живя рядом и привыкая друг к другу, создавали новую культуру. Замкнутой она не была, поскольку занимала берега Волги — главной реки региона, крупнейшей в Европе. Поселения располагались гнёздами близ выходов кремня на поверхность. Запасы его здесь таковы, что в виде сырья, полуфабрикатов и готовых изделий он расходился из местных мастерских на многие сотни километров. Видимо, кремень обменивали на пушнину, вяленые и копчёные продукты, соль, янтарь и др.

Помимо Ржевско-Старицкого Поволжья значительные запасы кремня имеются на Верхневолжских озёрах, на Селигере. Тверские археологи открыли мастерские и в бассейне Западной Двины — близ Андреаполя, Нелидова, Белого, в Жарковском районе.

Берега Селигера и Верхневолжских озёр были заселены в мезолите довольно плотно. Имеются данные о поселениях среднего каменного века и восточнее Селигера — под Бологим, Вышним Волочком и Удомлей.

Всего в Тверской области известно более 350 стоянок этой эпохи, из них 62 — в Верхнем Подвинье. Но раскопаны там лишь две стоянки: у д. Курово под Андреаполем и у д. Озёры в Жарковском районе. Заселение Подвинья шло, видимо, с запада, что подтверждается сходными находками в Латвии, Беларуси, Псковской и Смоленской областях.

Главные надежды в изучении древнейшей истории Тверского края археологи связывают с поисками и раскопками поселений на берегах древних озёр, ныне заболоченных и заторфованных. В болотных отложениях хорошо сохраняются вещи, конструкции,[8]отходы производства из дерева, кости, рога. Они значительно расширяют наши представления о мезолите, о культуре и быте древнейших жителей края.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§ 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО КРАЯ  . История Тверского края

§ 1. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО КРАЯ 

Археологи нашли в Тверской области около 3000 поселений каменного века. Её заселение человеком стало возможным в конце и после таяния валдайского ледника — с 10-го тыс. до н.э. или несколько ранее.

Юг и восток области были свободны ото льдов и прежде. Вероятно, небольшие кратковременные поселения существовали неподалёку от ледовой кромки. Но найти их очень трудно, потому что таявший ледник сильно изменил поверхность.

Отсчёт человеческой истории на Великом водоразделе ведётся с финального палеолита — заключительного этапа древнего каменного века. К этому времени относятся поселения Подол 3 и Тёплый ручей 1 (Селижаровский район), Усть-Тудовка 1 (Ржевский район), Троицкое 3 (Зубцовский район).

Более интенсивное заселение Тверского края началось в мезолите — среднем каменном веке. Его хронологические рамки охватывают 8—6 тыс. до н.э. В начале этой эпохи климат был суровым, с тундровой растительностью и соответствующим ей животным миром. Немногочисленное население занималось в основном охотой на северного оленя. Повышение температуры привело к тому, что эта территория полностью покрылась лесами. Позднее зона южной тайги[1] стала даже замещаться широколиственными лесами. В таких условиях успешно развивалось охотничье хозяйство. Помимо зверя добывали боровую дичь[2]и водоплавающих птиц, освоили рыболовство.

Систематическое изучение мезолитических поселений началось в 1950-е гг., когда археологи раскопали стоянку у д. Бутово в Старицком Поволжье. Она располагалась у небольшого озера, примыкавшего к Волге. Обитатели стоянки вели комплексное хозяйство[3], занимаясь охотой и рыболовством. Орудия труда — наконечники стрел, резцы, скребки, ножи — изготовлены из пластин, сколотых с кусков кремня. Стоянка существовала в 7-м тыс. до н.э.

От оснований жилищ эпохи мезолита в песчаном грунте остаются едва уловимые следы. На поселении у д. Соболеве в Кимрском районе в раскопе выявили овальное пятно, более тёмное, чем культурный слой. Его окружали камни и пересекали по всей длине столбовые ямки. Внутри пятна найдены два очага: маленький при входе и большой, с мощным кострищем, в дальнем конце жилища. Это всё, что сохранилось от наземного дома типа шалаша или чума[4],построенного 8 тыс. лет назад.

На стоянке у д. Дмитровское близ Твери в 1970 г. впервые нашли обработанные кусочки кремня трапециевидной формы. Их использовали в качестве лезвий режущих орудий, гарпунов, наконечников стрел. В 1975—1976 гг. археологи раскопали поселение мезолита у восточной окраины Твери, близ д. Иенево. Результаты этих работ получили европейское признание. Среди найденных изделий есть своеобразные наконечники стрел с боковой выемкой. Центр тяжести у них смещён, поэтому они вибрировали и даже вращались в полёте. Попадая в животное, наконечник разворачивался и наносил рваную рану, увеличивавшуюся при движении бегущего зверя. При раскопках обнаружено также несколько десятков трапециевидных наконечников. Поселение находилось у протоки из древнего озера в Волгу. Ныне озеро заболочено, но болотце до сих пор остаётся пристанищем водоплавающих птиц. Их-то и добывали в мезолите с помощью лёгких луков, оснащённых такими наконечниками.

На Иеневской стоянке многие орудия труда изготовлены из отщепов — осколков кремня разнообразных очертаний. Отщеповая техника позволяла мастеру изготовить орудие любой необходимой формы. Это техническая черта уже следующей исторической эпохи — нового каменного века. А строгие очертания ножевидных пластин[5] не допускали широкого разнообразия форм орудий: ведь в основе этой заготовки всегда длинный и узкий прямоугольник.

В результате иеневцы смогли приспособиться к изменяющимся природным условиям и к нехватке высококачественного кремня на Волге ниже Старицы.

Стоянка у д. Иенево оказалась не единственной с таким набором орудий и с такой техникой их обработки. Впоследствии были найдены десятки похожих, хотя и не столь ярких поселений, в основном на берегах Волги — от Зубцова до Ярославского Поволжья включительно. В Тверской области это стоянки у д. Горбуново под Зубцовом, на ручье Журавец и у д. Култино в Старицком Поволжье, группа стоянок у д. Старая Константиновка на восточной окраине Твери, у д. Титово под Кимрами, у д. Авсергово близ Калязина. Схожие поселения открыты на Вазузе, на Средней Мологе, в соседних с Тверской областях центра России.

Археологи пришли к выводу, что все эти стоянки оставлены двумя общностями разного происхождения. По самым типичным раскопанным поселениям археологические культуры[6] получили названия "бутовская" и "иеневская". Бутовцы — потомки того населения, которое жило в приледниковой полосе, то есть в верховьях Днепра, на Оке и в Ярославском Поволжье, ещё в конце палеолита. Иеневцы — пришлое население, продвинувшееся на водораздел с юго-запада. Среди находок на некоторых поселениях, например, у Старой Константиновки, есть изделия, типичные для той и другой культуры. Это показатель мирных контактов и совместного проживания.

Поселения мезолита носили в основном сезонный характер. Их обитатели переходили из одного промыслового лагеря в другой с изменением условий охоты и рыболовства. Одно и то же место могло посещаться из года в год в определённый сезон. На поселении у д. Дмитровское найдено небольшое жилище типа полуземлянки, а также разнообразный набор охотничьего снаряжения. Учёные считают это поселение зимним. Напротив, стоянка у д. Култино — лагерь рыболовов весеннего времени или начала лета. Здесь полностью отсутствуют орудия охоты, но исключительно много кремнёвых пластин, из которых делали ножи для разделки рыбы. На поселении у д. Иенево жили, скорее всего, осенью, во время перелётов птиц. При определении сезонности учёные учитывают высоту поселения над водой, особенности рельефа местности, условия жизни зверей, птиц и рыб, которых могли здесь добывать.

Другие культурные общности расселились в Ржевском Поволжье, на озёрах Валдайской возвышенности, в Верхнем Подвинье. Средний каменный век изучен там пока неравномерно. Стоянки под Ржевом — результат контактов населения Валдайской возвышенности, Тверского Поволжья и коллективов, продвинувшихся из Северо-Восточной Белоруссии вверх по Западной Двине, а также из Верхнего Поднепровья. Запасы кремня, обильные здесь, способствовали оседлости[7] населения. Группы людей разного происхождения, живя рядом и привыкая друг к другу, создавали новую культуру. Замкнутой она не была, поскольку занимала берега Волги — главной реки региона, крупнейшей в Европе. Поселения располагались гнёздами близ выходов кремня на поверхность. Запасы его здесь таковы, что в виде сырья, полуфабрикатов и готовых изделий он расходился из местных мастерских на многие сотни километров. Видимо, кремень обменивали на пушнину, вяленые и копчёные продукты, соль, янтарь и др.

Помимо Ржевско-Старицкого Поволжья значительные запасы кремня имеются на Верхневолжских озёрах, на Селигере. Тверские археологи открыли мастерские и в бассейне Западной Двины — близ Андреаполя, Нелидова, Белого, в Жарковском районе.

Берега Селигера и Верхневолжских озёр были заселены в мезолите довольно плотно. Имеются данные о поселениях среднего каменного века и восточнее Селигера — под Бологим, Вышним Волочком и Удомлей.

Всего в Тверской области известно более 350 стоянок этой эпохи, из них 62 — в Верхнем Подвинье. Но раскопаны там лишь две стоянки: у д. Курово под Андреаполем и у д. Озёры в Жарковском районе. Заселение Подвинья шло, видимо, с запада, что подтверждается сходными находками в Латвии, Беларуси, Псковской и Смоленской областях.

Главные надежды в изучении древнейшей истории Тверского края археологи связывают с поисками и раскопками поселений на берегах древних озёр, ныне заболоченных и заторфованных. В болотных отложениях хорошо сохраняются вещи, конструкции,[8]отходы производства из дерева, кости, рога. Они значительно расширяют наши представления о мезолите, о культуре и быте древнейших жителей края.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§§ 3—4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ. История Тверского края

§§ 3—4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ

В конце 3-го тыс. до н.э. природные условия в центре Русской равнины вновь изменились. Климат стал более сухим и холодным. Сокращались площади озёр, падал уровень воды в реках. Меньше стало широколиственных лесов, больше — сосны, берёзы и даже тундровой растительности. В лесах появились северный олень, росомаха, куница и некоторые другие животные, обитавшие здесь ещё в мезолите. Природные изменения совпали с эпохой волосовской культуры. Сформировавшись в неолите, эта общность продолжала существовать и позднее.

Для территории Великого водораздела самым главным событием бронзового века, охватившего 2-е тыс. до н.э., стал приход на Валдайскую возвышенность населения фатьяновской археологической культуры (по могильнику у д. Фатьяново Ярославской обл.). Волосовцы не только общались с фатьяновцами, но и смешивались с ними. На волосовских стоянках найдены вещи и посуда обеих культур.

С фатьяновской культурой связано возникновение и становление в лесной зоне производящего хозяйства и начало обработки металла. Она — часть огромной общности, для которой характерна круглодонная керамика, украшенная оттисками перевитого шнура, и каменные сверлёные боевые топоры. Эта культурная общность длительное время занимала обширные территории от Франции до Урала и от Скандинавии до Карпат.

На большей части пространств своего расселения, в том числе и на территории Тверской области, фатьяновцы известны нам только по могильникам. Их поселения здесь пока не найдены.

Погребения совершались в ямах, без каких-либо насыпей или других зримых признаков. Как правило, могильники обнаруживают неожиданно, например, во время хозяйственных работ. При этом многие из них случайно уничтожаются или получают большие повреждения.

Фатьяновские могильники — родовые кладбища. Они расположены на холмах и грядах близ берегов рек и озёр, обычно на большой высоте. В верованиях фатьяновцев важнейшее место занимал культ солнца,[21] проявившийся в погребальном обряде, орнаментации керамики и янтарных украшениях.

В Тверской области выявлено около 30 таких могильников. 11 из них раскапывались, остальные известны по случайным находкам боевых и рабочих топоров.

Фатьяновцы продвигались в верховья Западной Двины и Волги с запада и юго-запада. Территория Верхнего Подвинья была для них промежуточной, надолго они там не задержались. Основные места расселения фатьяновцев на Верхней Волге — под нынешними Тверью и Бежецком, в Краснохолмском, Сонковском и Кесовогорском районах. Материалы бежецких могильников свидетельствуют о длительном обитании на одном месте.

Богатство и бедность разных погребений указывают на имущественное неравенство. "Вожди" похоронены на самом высоком, центральном месте. Погребённые почти всегда лежали на боку: мужчины на правом, женщины на левом, в скорченном положении. В Тургиновском могильнике на р. Шоше встречен обряд трупосожжения, отражающий представления об очищении огнём (южная традиция). В погребения ставилась шаровидная посуда изящной выделки со шнуровым орнаментом. На днищах горшков нарисованы круги и кресты в круге — отражение культа солнца. Часты находки каменных и кремнёвых топоров, кремнёвых ножей. Редкие экземпляры медных топоров есть только в захоронениях вождей. Зато украшения из меди и бронзы, из костей, зубов и раковин обычны в женских погребениях.

Рис. 6. Внешний облик фатьяновца. Реконструкция

При переходе в загробный мир человеку, по представлениям фатьяновцев, нужна была пища. В могилы клали части туш свиней, овец и коров. В Болшневском могильнике под Бежецком найдено погребение собаки — верного помощника пастуха-фатьяновца.

Если свидетельства о земледелии довольно неопределённы, то охота и рыболовство продолжали играть значительную роль. Главное, что внесли фатьяновцы в местную культуру наряду со скотоводством, — металлические изделия и навык получения и обработки бронзы.

Родовая организация их, как и других пастушеских обществ, была патриархальной.[22]

Движение фатьяновцев шло, вероятно, с территорий Литвы, Беларуси и Восточной Латвии, поскольку именно особенности лесного скотоводства диктовали кочевой образ жизни. Они испытывали также сильное влияние южных культур. Фатьяновцы, скорее всего, являлись предками современных балтов.[23] Их хозяйственные и культурные традиции прослеживаются даже в раннем средневековье, особенно на востоке области.

Едва ли не самым неизученным периодом древней истории Тверского края является конец бронзового века (конец 2-го — начало 1-го тыс. до н.э.). Считается, что сюда с востока вновь продвинулись финно-угры, потеснив или включив в свой состав местных жителей. За этой общностью, сложившейся ещё в начале 2-го тыс. до н.э., закрепилось название "культура текстильной керамики". Дело в том, что одна из самых заметных её черт — изготовление глиняной посуды с орнаментом, напоминающим отпечатки грубой ткани. В Верхневолжье и Подвинье культура текстильной керамики по-настоящему заметна с началом новой исторической эпохи — раннего железного века, то есть с VIII—VII вв. до н.э.

По археологической периодизации наша современность тоже относится к железному веку. Значит, первый период знакомства с железом, его добычей и обработкой правомерно называть ранним железным веком.

Железо стали добывать повсюду в лесной зоне из болотных и луговых руд, переняв знания у уральского, карпатского и ещё более южного населения. Получить эти знания было не очень сложно, учитывая разветвлённые и давние связи Великого водораздела со многими культурными очагами и мирами.

Новый металл имел явные преимущества перед бронзой: руда была повсюду у поверхности земли; кроме того, железо твёрже меди и бронзы. В отличие от каменных орудий труда, железные изделия можно отковать любой формы и величины. Сломанные вещи пускались в переделку почти до бесконечности. Бытовые предметы, инструменты и приспособления, оружие также стали изготовлять из железа. Всё это вызвало со временем настоящую революцию в технике и способствовало повсеместному развитию производящего хозяйства — скотоводства и земледелия.

Главным богатством стал домашний скот. Зерно, металлические изделия и одежда также производились не только для ежедневных нужд, но и про запас. Для защиты от нападений и грабежа прежние места поселений перестраивались. Возникали поселения нового типа — укреплённые городища. Их появление фактически совпало с началом раннего железного века.

Городища чаще всего строили на довольно высоких прибрежных мысах, отдельных холмах и отрогах коренного берега.[24] Это обеспечивало хорошую защищённость с двух сторон, обращённых к воде. С незащищённой стороны прокладывали ров, земля из которого использовалась для насыпки оборонительного вала.

Со временем укрепления становились более сложными: создавались двойные и тройные системы рвов и валов.

Размеры жилых площадок, обнесённых частоколом, не превышали обычно 400—600 м2. Наиболее древними типами жилищ на тверских городищах были, видимо, круглые землянки и длинные дома, примыкавшие к оборонительным сооружениям и образовывавшие сплошные "жилые стены". В последние века до н.э. на городищах строили уже срубные дома прямоугольной формы.

На площадке помещался загон для скота, ради защиты которого и укрепляли городище, а также железоплавильные печи, мастерские, святилище.[25]

В раннем железном веке обширное пространство Великого водораздела населяли носители двух археологических культур: дьяковской (по городищу в с. Дьяково в черте Москвы) и днепро-двинской.

Рис. 8. Городище Поминово, Калининский район. Первые века н.э. Реконструкция

На территории Тверской области раскопано довольно много городищ дьяковской культуры: Лихачёвское близ Зубцова, Топорок напротив Конакова, Борки под Вышним Волочком, Пентурово и Дулёво под Старицей, Отмичи и Поминово под Тверью, Графская Гора и Дьяков Лоб в Кимрах, Орлов Городок в Молоковском районе и др.

Санниковское городище в Кимрском Поволжье защищено двумя валами и тремя рвами. Железа здесь не хватало, применялись даже кремнёвые орудия труда, а преобладали костяные изделия. С наличием этого сырья проблем у скотоводов-дьяковцев не возникало. Среди железных вещей в Санникове: ножи, булавки, шилья, серп; есть бронзовые украшения.

На городищах и селищах часто встречаются так называемые "грузики дьякова типа" — глиняные грибки со сквозным отверстием и примитивным орнаментом. Каких только предположений не строили относительно назначения этих предметов! Большинство учёных связывают их с ткацким производством, считая "грузики" насадками на веретёна или грузами на нитях.

Около III—IV вв. н.э. дьяковская культура, видимо, потеряла единство под давлением балтов, а также в связи с хозяйственными и социальными изменениями. Славяне впоследствии без особых усилий вобрали в себя местное население, но кое-где (например, в низовьях р. Тьмы и в Кимрском Поволжье) финны жили обособленно вплоть до XI—XII вв. В средневековом курганном[26] могильнике у д. Плешково под Кимрами в погребениях XII в. среди богатого набора женских украшений найдены и славянские, и финские, и балтские вещи. Это яркий пример того, что древнерусская народность складывалась из племён разного происхождения.

В Верхнем Подвинье в раннем железном веке шли схожие хозяйственные и общественные процессы. В бассейнах рек Торопы, Западной Двины, Велесы очень много городищ днепро-двинской культуры. Местные природные условия, то есть пойменные луга, рощи в долинах рек и озёр и дубравы, особенно устраивали скотоводов. Раскопаны городища у д. Курово под Андреаполем, у д. Городок и в урочище Подгай под Торопцем.

На городище Подгай найдены остатки двух землянок. В одной из них открыт очаг с развалом сосуда, содержащего кости рыб и животных; в другой обнаружен богатый инвентарь и украшения: костяные острия и рыболовный крючок, железные долотца и нож, бронзовая трубочка, глиняная поделка. Этот жилой комплекс относится к самому раннему этапу заселения городища. А в верхней части культурного слоя раскопаны основания 14 прямоугольных жилищ столбовой конструкции.[27] Найдены обугленные зёрна пшеницы и ячменя.

В середине 1-го тыс. н.э. Верхнее Подвинье стало районом усиленного славянского освоения. Эпоха первобытности на Русской равнине заканчивалась.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

§2. Тверской крайв эпоху неолита

Около середины 5-го тыс. до н.э. на пространствах лесной и лесостепной зон Европы совершился переход от одной исторической эпохи к другой, от мезолита к неолиту. Этот процесс занял сотни лет, не все стороны жизни изменялись одновременно. Но из нашего времени события, происходившие тысячи лет назад, воспринимаются как резкая смена материалыкультуры. Что же составляет содержание перехода к неолиту?

С нарастающим повышением среднегодовых температур таёжные породы замещались дубом, липой, вязом. Промысловые значение стали иметь такие животные, как медведь, бобр, мелкие пушные звери, а также копытные: лось, кабан, благородный олень, косуля. Существенным подспорьем была охотана птиц. В самостоятельную и даже ведущую отрасль хозяйства превратилось рыболовство, давшее человеку величаю завоевание — оседлость. Постоянное проживание на одном месте обеспечивалось регулярным продуктом — рыбой. Спокойное существование в местах, изобилующих добычей, привело к значительному росту населения.

Поселения переместились, в основном, на озёра. «Главное» поселение обычно располагалось у выхода реки или протоки из озера. На побережье могло быть значительное число поселений и кратковременных стоянок. Это зависело от размера водоёма, высоты берега, очертаний береговой линии, от вида почвы, от обилия рыбы и т.д. Конечно, больше всего стоя неолита на огромном озере Селигер.

Ещё недавно многие учёные называли лесной неолит «пережиточным», поскольку в степной зоне и к югу от неё Люди уже осваивали земледелие и скотоводство. Но справедлива ли такая оценка? Ведь рыболовческо-охотничье хозяйство лесной зоны обеспечило рост населения, расцвет техники обработки камня, кости, рога, дерева. Завершалось сплошное заселение обширных территорий. Устойчивыми были общественнаясистема и родоплеменные отношения. Сложное и глубокое содержание имела духовная культура. Это совсем не пережиточный, не тупиковый, путь развития. Он полностью соответствовал природным условиям края лесов, рек и озёр.

Именно начиная с неолита, Великий водораздел становился одним из центров взаимодействия европейских и азиатских культур.

В Тверской области открыто огромное число поселений неолита — более 2000. Территория Верхневолжья традиционно относилась археологами к области распространения льяловской неолитической культуры (по стоянке у д. Льялово Московской области). Для этой культуры, в частности, было типичным приготовление глиняной посуды, украшенной ямочно-гребенчатым орнаментом. Время существования льяловской культуры —начала 3-го до первой трети 2-го тыс. до н.э. Таким образом выявился огромный разрыв между концом мезолита (начало 5-го тыс. до н.э.) и самыми ранними из льяловских поселений.

Но в столь благоприятных климатических условиях население не могло вдруг покинуть местность, богатую зверем и рыбой. Для территории Тверского Поволжья эта загадка была решена в 1972 г. раскопками поселения у д. Языкове в Кашинском районе. Оно занимало участок острова, отделённого берега узкой протокой. Здесь были настилы, свайные постройки и, вероятно, рыбацкие заколы, служившие и мостками на коренной берег. В нижней части культурного слоя на острове под толщей торфа найдены обломки толстостенных горшков, с накольчатым орнаментом, не встречавшиеся прежде. Вместе с ними археологи обнаружили скребки и резцы на ножевидных пластинах, рубящие орудия на отщепах и другие изделия типичные больше для мезолита. Сходные поселения были открыты тогда же в Ивановской и Ярославской областях.

Образцы торфа и дерева из этих раскопок датированыфизическими методами 5-4 тыс. до н.э. Разрыв между мезолтом и льяловской культурой оказался заполненным. За годы, прошедшие со времени открытия, поселения археологической культуры, получившей название верхневолжской, найдены всюду в области, включая Верхнее Подвинье.

Раскопки поселения у д. Языкове дали обширную коллекцию кремнёвых, сланцевых и костяных орудий труда и оружия: наконечников стрел, дротиков и копий, резцов, ножей, свёрл, пилок, топоров, тёсел, долот и т.д. Разнообразны обряды погребения в найденном здесь же могильнике. Помимо обычных захоронений, обнаружены костяки без черепов. Одному изпокойных на шею был положен крупный камень. На женском костяке в этом же погребении встречено ожерелье из нескольких десятков зубов животных: в центре — медвежий клык, по обе стороны от него располагались резцы бобра, лося, кабана, клыки и резцы волка, лисицы. Разнообразие обрядов отражало сложные представления о загробном мире.

В одном из детских погребений могильная яма оказалась насыщена охрой — буроватой краской минерального происхождения, символизировавшей, как и янтарь, огонь, тепло, жизнь, солнце. В погребении найдены две подвески: янтарная и яшмовая. Эти украшения показывают направления первобытного обмена и связей Великого водораздела с другими территориями. Янтарь имеет балтийское происхождение, а яшма добыта в одном из приуральских месторождений.

Поселения рыболовов и охотников неолита раскопаны Тверской области повсеместно: на Петровских озерах восточное Твери, на Мологе под Бежецком, во всех уголках Валдайского Поозерья — от Лесного (стоянка Иловец) до Осташковского оси Пеновского районов (стоянки Синяя Гора и Остров Дубовец).

Особый культурный мир, связанный с Юго-Восточной Прибалтикой, представляет собой Верхнее Подвинье, где найдено свыше 600 поселений неолита. Плотность заселения берегов некоторых озёр удивительна: на оз. Охват более 100 стоянок каменного века; на небольших озёрах, через которые протекает речка Туросна в Жарковском районе,— около 160 поселений.

В середине 4-го тыс. до н.э. на водораздел с северо-восточных территорий пришли древние финны. Их передвижения связаны с климатическими изменениями. Финны оказались здесь на тысячи лет и оказали огромное влияние на этническую и хозяйственную историю края. В средние века растворились среди славян. Продвижение финнов на запад в основном, ограничивалось течением Волги от Селижарова до Зубцова, хотя отдельные их коллективы проникали и в Верхнее Подвинье. Там же расселились и прибалтийские финны продвинувшиеся с берегов Чудского и Псковского озер и побережья Финского залива.

В археологических материалах территории водораздела свидетельств враждебных отношений местного и пришлого населения: следов убийств — в погребениях, разрушенных конструкций — на поселениях, обособленного проживания. Напротив, представители культур, обитавших в 4-3 тыс. до н.э. на водоразделе, заимствовали друг у друга технические приемы и изобретения, орнаментацию керамики, типы украшений иЭтому способствовали смешанные браки, товарообмен, с местная добыча кремня.

Хотя поселения располагались, в основном, на озёрах, но в Ржевско-Старицком Поволжье на речных берегах продолжали действовать мастерские по обработке кремня, а при них основывались поселения. Мастерские обрели новую жизнь с возросшей потребностью в рубящих орудиях для строительства домов и изготовления лодок. Огромная мастерская у д. Дорки существовала, с перерывами, несколько тысячелетий. Сырье, как и прежде, расходилось едва ли не по всей лесной и даже лесостепной зоне в пределах Русской равнины.

В конце 3-го тыс. до н.э. эпоха камня в лесной Европе завершалась. Население стало испытывать временами нехватку добычи. Кремень даже в искусных руках мастеров исчерпал свои природные свойства. Развитие общества не могло и дальше на прежней сырьевой основе. Среди находок есть совершенные по тонкости обработки орудия труда и украшен но практического значения такая техника уже почти не имела. Стабильность существования сохранялась какое-то время за счёт изобилия рыбы в водоёмах, разумного потребления добычи и освоения не занятых прежде пространств.

В конце 3 - начале 2-го тыс. до н.э. на основе смешения вержневолхской и льяловской (древнеевропейской и древнефинской) культур сложилась волосовская культура (по поселению у д. Волосово Нижегородской области). На озёрах строились настоящие посёлки.

Используя преимущества проживания на Великом водоразделе, волосовцы очень многое переняли у ближних и дальних соседей. Они изобрели своеобразную пористую керамику, ускорявшую процесс приготовления пищи, освоили сложные и эффективные приёмы обработки кремня, технику пиления и сверления сланца. Рыбу добывали острогами, гарпунами,сетями, вершами, использовали крючки, колотушки, пешни. На раскопанных поселениях найдено множество костей животных и птиц. Для волосовцев характерны культы лося и медведя — основных промысловых животных. В охоте использовалась собака, прирученная ещё в мезолите. Сооружались жилища двух типов: прямоугольные столбовые дома, а также округлые, большие по площади землянки. Растительной пищи, собираемой в окрестностях поселения, хватало небольшому коллективу, поэтому о земледелии у волосовцев можно говорить лишь предположительно.

§§3-4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ

В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ

В конце 3 тыс. до н.э. природные условия в центре Русской равнины изменились. Климат стал более сухим и холодным. Сокращались площади озёр, падал уровень воды в реках. Меньше стало широколиственных лесов, больше — сосны, берёзы и даже тундровой растительности. В лесах появились северный олень, росомаха, куница и некоторые другие животные, обитавшие здесь ещё в мезолите. Природные изменения совпали с эпохой волосовской культуры. Сформировавшись в неолите, эта общность продолжала существовать и позднее. Для территории Великого водораздела самым главным событием бронзового века, охватившего 2-е тыс. до н.э., стал приход на Валдайскую возвышенность населения фатьяновской археологической культуры (по могильнику у д. Фатьяново Ярославской области). Волосовцы не только общались с фатьяновцами, но и смешивались с ними. На волосовских стоянка найдены вещи и посуда обеих культур.

С фатьяновской культурой связано возникновение и становление в лесной зоне производящего хозяйства и начало обработкиметалла. Она — часть огромной общности, для которой характернакруглодонная керамика, украшенная оттисками перевитого шнураи каменные сверлёные боевые топоры. Эта культурная общностьдлительное время занимала обширные территории от Франци до Урала и от Скандинавии до Карпат.

На большей части пространств своего расселения, в том числе и на территории Тверской области, фатьяновцы известны только по могильникам. Их поселения здесь не найдены.

Погребения совершались в ямах, без каких-либо насыпей или других зримых признаков. Как правило, могильники обнаруживают неожиданно, например, во время хозяйственны работ. При этом многие из них случайно уничтожаются или получают большие повреждения.

Фатьяновские могильники — родовые кладбища. Они расположены на холмах и грядах близ берегов рек и озёр, обычно на большой высоте. В верованиях фатьяновцев важнейшее место занимал культ солнца, проявившийся в погребальном обряде орнаментации керамики и янтарных украшениях.

В Тверской области выявлено около 30 таких могильников 11 из них раскапывались, остальные известны по случайным находкам боевых и рабочих топоров. Фатьяновцы продвигались в верховья Западной Двины и Волги с запада и юго-запада Территория Верхнего Подвинья была для них промежуточной надолго они там не задержались. Основные места расселения фатьяновцев на Верхней Волге — под нынешними Тверью и Бежецком, а также в Краснохолмском, Сонковском и Кесовогорском районах. Материалы бежецких могильников свидетельствуют о длительном обитании на одном месте.

Богатство и бедность разных погребений указывают на имущественное неравенство. «Вожди» похоронены на самом

"высоком, центральном месте. Погребённые почти всегда лежали на боку: мужчины на правом, женщины на левом, в скорченномположении. В Тургиновском могильнике на р. Шоше встречен обряд трупосожжения, отражающий представления об очищении огнем (южная традиция). В погребения ставилась шаровидная посуда изящной выделки, со шнуровым орнаментом. На днищах горшков нарисованы круги и кресты в круге — отражение культа солнца. Часты находки каменных и кремневых топоров, кремнёвых ножей. Редкие экземпляры медных топоров есть тольв захоронениях вождей. Зато украшения из меди и бронзы, из костей, зубов и раковин обычны в женских погребениях.

При переходе в загробный мир человеку, по представлениям фатьяновцев, нужна была пища. В могилы клали части туш свиней, овец и коров. В болшневском могильнике под Бежецком найдено погребение собаки, верного помощника пастуха-фатьяновца.

Если свидетельства о земледелии довольно неопределённы,то охота и рыболовство продолжали играть значительную, хотя и подсобную, роль. Главное, что внесли фатьяновцы в местную культуру, наряду со скотоводством, — металлические изделия и навык получения и обработки бронзы.

Родовая организация их, как и других пастушеских обществбыла патриархальной. Движение фатьяновцев происходило, вероятно, с территорий Литвы, Белоруссии и Восточной Латвии поскольку именно особенности лесного скотоводства дикговали кочевой образ жизни. Они испытывали также сильное влияние южных культур. Фатьяновцы, скорее всего, являлись предка современных болтов. Их хозяйственные и культурные традиции прослеживаются даже в раннем средневековье, особе»на востоке области.

Едва ли не самым таинственным и неизученным периодом древней истории Тверского края является конец бронзового века (конец 2—начало 1 тыс. до н.э.). Считается, что сюда с востока вновь продвинулись финно-угры, потеснив или вклю чив в свой состав местных жителей. В науке за этой общностью,сложившейся ещё в начале 2-го тыс. до н.э., закрепилось своеобразное название — «культура текстильной керамики». Дело в том, что одна из самых заметных черт её материальной культуры — изготовление глиняной посуды с орнаментом, напоминавшим отпечатки грубой ткани. В Верхневолжье и Подвинье культура текстильной керамики по-настоящему заметна с на- чалом новой исторической эпохи — раннего железного века,то есть с УШ-УП вв. до н.э.

По археологической периодизации, двадцатое столетие тоже относится к железному веку. Значит, первый период знакомства с железом, его добычей и обработкой правомерно и удобно называть ранним железным веком.

Железо стали добывать повсюду в лесной зоне из болотныхи луговых руд, переняв знания у уральского, карпатского и ещёболее южного населения. Получить эти знания было не очень сложно, учитывая разветвлённые и давние связи Великого водораздела со многими культурными очагами и мирами.

Новый металл имел явные преимущества перед бронзой:

руда была повсюду у поверхности земли; кроме того, железотвёрже меди и бронзы. В отличие от каменных орудий труда,железные изделия можно отковать любой формы и величины.Сломанные вещи пускались в переделку почти до бесконечности. Бытовые предметы, инструменты и приспособления, оружие также стали изготовлять из железа. Всё это вызвало со временем настоящую революцию в технике и способствовало повсеместному развитию производящего хозяйства — скотоводства и земледелия.

Главным богатством стал домашний скот. Зерно, металлические изделия и одежда также производились не только для ежедневных нужд, но и про запас. Для защиты от нападений и грабежа прежние места поселений перестраивались. Возникали поселения нового типа — укреплённые городища. Их появление фактически совпало с началом раннего железного века.

Городища чаще всего строили на довольно высоких прибрежных мысах, отдельных холмах и отрогах коренного берега. Это обеспечивало хорошую защищённость с двух сторон, обращённых к воде. С незащищённой стороны прокладывали ров, земля из которого шла на насыпку оборонительного вала.

В последние века до н.э. на городищах строились срубные дома прямоугольной формы, и эта традиция сохранилась до настоящего времени.

На площадке помещался загон для скота, ради защипы которого и укрепляли городище, а также железоплавильные печи, мастерские, святилище.

В раннем железном веке пространство водораздела населяли носители двух культур: дьяковской (по городищу в с. Дьяково в черте Москвы) и днепро-двинской.

На территории Тверской области раскопано довольно многогородищ дьяковской культуры: Лихачёвское близ Зубцова,

Топорок напротив Конакова, Борки под Вышним Волочком, Пентурово и Дулёво под Старицей, Отмичи и Поминово под Тверью, Графская Гора и Дьяков Лоб в Кимрах, Орлов Городок в Молоковском районе и др.

Санниковское городище в Кимрском Поволжье защищено двумя валами и тремя рвами. Железа не хватало, применялись даже кремнёвые орудия труда, а преобладали костяные изделия. С наличием этого сырья проблем у скотоводов-дьяковцев не возникало. Среди железных вещей в Санникове: ножи, булавки, шилья, серп. Есть бронзовые украшения.

На городищах и селищах часто встречаются так называемые«грузики дьякова типа» — глиняные грибки со сквозным отверстием и примитивным орнаментом. Каких только предположений не строили относительно назначения этих прежметов! Большинство учёных связывают их с ткацким производством, считая «грузики» насадками на веретёна или грузами на нитях. Около Ш-1У вв. н.э. дьяковская культура, видимо, потерялаединство под давлением балтов, а также в связи с хозяйственными и социальными изменениями. Славяне впоследствии без особых усилий вобрали в себя местное население, но кое-где (например, в низовьях Тьмы и в Кимрском Поволжье) финны жили обособленно вплоть до Х1-ХП вв. В средневековом курганном могильнике у д. Плешково под Кимрами в погребениях XII в. среди богатого набора женских украшений найдены и славянские, и финские, и балтские вещи. Это яркий пример того, что древнерусская народность складывалась из племён разного происхождения.

В Верхнем Подвинье в раннем железном веке шли схожие хозяйственные и общественные процессы. В бассейнах Торопы, Западной Двины, Велесы очень много городищ днепродвинской культуры. Местные природные условия, то есть пойменные луга, рощи в долинах рек и озёр и дубравы, особенно устраивали скотоводов. Раскопаны городища у д. Курово под Андреаполем, у д. Городок и в урочище Подгай под Торопцем.

На городище Подгай найдены остатки двух земляною. В одной из них открыт очаг с развалом сосуда, содержащего кости рыб и животных; в другой обнаружен богатый инвентарь и украшения: костяные острия и рыболовный крючок, железные долотца и нож, бронзовая трубочка, глиняная поделка. Весь этот жилой комплекс относится к самому раннему этапузаселения городища. А в верхней части культурного слоя раскопаны основания 14 прямоугольных жилищ столбовой конструкции. Найдены обугленные зёрна пшеницы и ячменя.

В середине I тыс. н.э. Верхнее Подвинье стало районом усиленного славянского освоения. Эпоха первобытности заканчивалась.

studfiles.net

§2. Тверской крайв эпоху неолита

Около середины 5-го тыс. до н.э. на пространствах лесной и лесостепной зон Европы совершился переход от одной исторической эпохи к другой, от мезолита к неолиту. Этот процесс занял сотни лет, не все стороны жизни изменялись одновременно. Но из нашего времени события, происходившие тысячи лет назад, воспринимаются как резкая смена материалыкультуры. Что же составляет содержание перехода к неолиту?

С нарастающим повышением среднегодовых температур таёжные породы замещались дубом, липой, вязом. Промысловые значение стали иметь такие животные, как медведь, бобр, мелкие пушные звери, а также копытные: лось, кабан, благородный олень, косуля. Существенным подспорьем была охотана птиц. В самостоятельную и даже ведущую отрасль хозяйства превратилось рыболовство, давшее человеку величаю завоевание — оседлость. Постоянное проживание на одном месте обеспечивалось регулярным продуктом — рыбой. Спокойное существование в местах, изобилующих добычей, привело к значительному росту населения.

Поселения переместились, в основном, на озёра. «Главное» поселение обычно располагалось у выхода реки или протоки из озера. На побережье могло быть значительное число поселений и кратковременных стоянок. Это зависело от размера водоёма, высоты берега, очертаний береговой линии, от вида почвы, от обилия рыбы и т.д. Конечно, больше всего стоя неолита на огромном озере Селигер.

Ещё недавно многие учёные называли лесной неолит «пережиточным», поскольку в степной зоне и к югу от неё Люди уже осваивали земледелие и скотоводство. Но справедлива ли такая оценка? Ведь рыболовческо-охотничье хозяйство лесной зоны обеспечило рост населения, расцвет техники обработки камня, кости, рога, дерева. Завершалось сплошное заселение обширных территорий. Устойчивыми были общественнаясистема и родоплеменные отношения. Сложное и глубокое содержание имела духовная культура. Это совсем не пережиточный, не тупиковый, путь развития. Он полностью соответствовал природным условиям края лесов, рек и озёр.

Именно начиная с неолита, Великий водораздел становился одним из центров взаимодействия европейских и азиатских культур.

В Тверской области открыто огромное число поселений неолита — более 2000. Территория Верхневолжья традиционно относилась археологами к области распространения льяловской неолитической культуры (по стоянке у д. Льялово Московской области). Для этой культуры, в частности, было типичным приготовление глиняной посуды, украшенной ямочно-гребенчатым орнаментом. Время существования льяловской культуры —начала 3-го до первой трети 2-го тыс. до н.э. Таким образом выявился огромный разрыв между концом мезолита (начало 5-го тыс. до н.э.) и самыми ранними из льяловских поселений.

Но в столь благоприятных климатических условиях население не могло вдруг покинуть местность, богатую зверем и рыбой. Для территории Тверского Поволжья эта загадка была решена в 1972 г. раскопками поселения у д. Языкове в Кашинском районе. Оно занимало участок острова, отделённого берега узкой протокой. Здесь были настилы, свайные постройки и, вероятно, рыбацкие заколы, служившие и мостками на коренной берег. В нижней части культурного слоя на острове под толщей торфа найдены обломки толстостенных горшков, с накольчатым орнаментом, не встречавшиеся прежде. Вместе с ними археологи обнаружили скребки и резцы на ножевидных пластинах, рубящие орудия на отщепах и другие изделия типичные больше для мезолита. Сходные поселения были открыты тогда же в Ивановской и Ярославской областях.

Образцы торфа и дерева из этих раскопок датированыфизическими методами 5-4 тыс. до н.э. Разрыв между мезолтом и льяловской культурой оказался заполненным. За годы, прошедшие со времени открытия, поселения археологической культуры, получившей название верхневолжской, найдены всюду в области, включая Верхнее Подвинье.

Раскопки поселения у д. Языкове дали обширную коллекцию кремнёвых, сланцевых и костяных орудий труда и оружия: наконечников стрел, дротиков и копий, резцов, ножей, свёрл, пилок, топоров, тёсел, долот и т.д. Разнообразны обряды погребения в найденном здесь же могильнике. Помимо обычных захоронений, обнаружены костяки без черепов. Одному изпокойных на шею был положен крупный камень. На женском костяке в этом же погребении встречено ожерелье из нескольких десятков зубов животных: в центре — медвежий клык, по обе стороны от него располагались резцы бобра, лося, кабана, клыки и резцы волка, лисицы. Разнообразие обрядов отражало сложные представления о загробном мире.

В одном из детских погребений могильная яма оказалась насыщена охрой — буроватой краской минерального происхождения, символизировавшей, как и янтарь, огонь, тепло, жизнь, солнце. В погребении найдены две подвески: янтарная и яшмовая. Эти украшения показывают направления первобытного обмена и связей Великого водораздела с другими территориями. Янтарь имеет балтийское происхождение, а яшма добыта в одном из приуральских месторождений.

Поселения рыболовов и охотников неолита раскопаны Тверской области повсеместно: на Петровских озерах восточное Твери, на Мологе под Бежецком, во всех уголках Валдайского Поозерья — от Лесного (стоянка Иловец) до Осташковского оси Пеновского районов (стоянки Синяя Гора и Остров Дубовец).

Особый культурный мир, связанный с Юго-Восточной Прибалтикой, представляет собой Верхнее Подвинье, где найдено свыше 600 поселений неолита. Плотность заселения берегов некоторых озёр удивительна: на оз. Охват более 100 стоянок каменного века; на небольших озёрах, через которые протекает речка Туросна в Жарковском районе,— около 160 поселений.

В середине 4-го тыс. до н.э. на водораздел с северо-восточных территорий пришли древние финны. Их передвижения связаны с климатическими изменениями. Финны оказались здесь на тысячи лет и оказали огромное влияние на этническую и хозяйственную историю края. В средние века растворились среди славян. Продвижение финнов на запад в основном, ограничивалось течением Волги от Селижарова до Зубцова, хотя отдельные их коллективы проникали и в Верхнее Подвинье. Там же расселились и прибалтийские финны продвинувшиеся с берегов Чудского и Псковского озер и побережья Финского залива.

В археологических материалах территории водораздела свидетельств враждебных отношений местного и пришлого населения: следов убийств — в погребениях, разрушенных конструкций — на поселениях, обособленного проживания. Напротив, представители культур, обитавших в 4-3 тыс. до н.э. на водоразделе, заимствовали друг у друга технические приемы и изобретения, орнаментацию керамики, типы украшений иЭтому способствовали смешанные браки, товарообмен, с местная добыча кремня.

Хотя поселения располагались, в основном, на озёрах, но в Ржевско-Старицком Поволжье на речных берегах продолжали действовать мастерские по обработке кремня, а при них основывались поселения. Мастерские обрели новую жизнь с возросшей потребностью в рубящих орудиях для строительства домов и изготовления лодок. Огромная мастерская у д. Дорки существовала, с перерывами, несколько тысячелетий. Сырье, как и прежде, расходилось едва ли не по всей лесной и даже лесостепной зоне в пределах Русской равнины.

В конце 3-го тыс. до н.э. эпоха камня в лесной Европе завершалась. Население стало испытывать временами нехватку добычи. Кремень даже в искусных руках мастеров исчерпал свои природные свойства. Развитие общества не могло и дальше на прежней сырьевой основе. Среди находок есть совершенные по тонкости обработки орудия труда и украшен но практического значения такая техника уже почти не имела. Стабильность существования сохранялась какое-то время за счёт изобилия рыбы в водоёмах, разумного потребления добычи и освоения не занятых прежде пространств.

В конце 3 - начале 2-го тыс. до н.э. на основе смешения вержневолхской и льяловской (древнеевропейской и древнефинской) культур сложилась волосовская культура (по поселению у д. Волосово Нижегородской области). На озёрах строились настоящие посёлки.

Используя преимущества проживания на Великом водоразделе, волосовцы очень многое переняли у ближних и дальних соседей. Они изобрели своеобразную пористую керамику, ускорявшую процесс приготовления пищи, освоили сложные и эффективные приёмы обработки кремня, технику пиления и сверления сланца. Рыбу добывали острогами, гарпунами,сетями, вершами, использовали крючки, колотушки, пешни. На раскопанных поселениях найдено множество костей животных и птиц. Для волосовцев характерны культы лося и медведя — основных промысловых животных. В охоте использовалась собака, прирученная ещё в мезолите. Сооружались жилища двух типов: прямоугольные столбовые дома, а также округлые, большие по площади землянки. Растительной пищи, собираемой в окрестностях поселения, хватало небольшому коллективу, поэтому о земледелии у волосовцев можно говорить лишь предположительно.

§§3-4. ТВЕРСКОЙ КРАЙ

В БРОНЗОВОМ И РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКАХ

В конце 3 тыс. до н.э. природные условия в центре Русской равнины изменились. Климат стал более сухим и холодным. Сокращались площади озёр, падал уровень воды в реках. Меньше стало широколиственных лесов, больше — сосны, берёзы и даже тундровой растительности. В лесах появились северный олень, росомаха, куница и некоторые другие животные, обитавшие здесь ещё в мезолите. Природные изменения совпали с эпохой волосовской культуры. Сформировавшись в неолите, эта общность продолжала существовать и позднее. Для территории Великого водораздела самым главным событием бронзового века, охватившего 2-е тыс. до н.э., стал приход на Валдайскую возвышенность населения фатьяновской археологической культуры (по могильнику у д. Фатьяново Ярославской области). Волосовцы не только общались с фатьяновцами, но и смешивались с ними. На волосовских стоянка найдены вещи и посуда обеих культур.

С фатьяновской культурой связано возникновение и становление в лесной зоне производящего хозяйства и начало обработкиметалла. Она — часть огромной общности, для которой характернакруглодонная керамика, украшенная оттисками перевитого шнураи каменные сверлёные боевые топоры. Эта культурная общностьдлительное время занимала обширные территории от Франци до Урала и от Скандинавии до Карпат.

На большей части пространств своего расселения, в том числе и на территории Тверской области, фатьяновцы известны только по могильникам. Их поселения здесь не найдены.

Погребения совершались в ямах, без каких-либо насыпей или других зримых признаков. Как правило, могильники обнаруживают неожиданно, например, во время хозяйственны работ. При этом многие из них случайно уничтожаются или получают большие повреждения.

Фатьяновские могильники — родовые кладбища. Они расположены на холмах и грядах близ берегов рек и озёр, обычно на большой высоте. В верованиях фатьяновцев важнейшее место занимал культ солнца, проявившийся в погребальном обряде орнаментации керамики и янтарных украшениях.

В Тверской области выявлено около 30 таких могильников 11 из них раскапывались, остальные известны по случайным находкам боевых и рабочих топоров. Фатьяновцы продвигались в верховья Западной Двины и Волги с запада и юго-запада Территория Верхнего Подвинья была для них промежуточной надолго они там не задержались. Основные места расселения фатьяновцев на Верхней Волге — под нынешними Тверью и Бежецком, а также в Краснохолмском, Сонковском и Кесовогорском районах. Материалы бежецких могильников свидетельствуют о длительном обитании на одном месте.

Богатство и бедность разных погребений указывают на имущественное неравенство. «Вожди» похоронены на самом

"высоком, центральном месте. Погребённые почти всегда лежали на боку: мужчины на правом, женщины на левом, в скорченномположении. В Тургиновском могильнике на р. Шоше встречен обряд трупосожжения, отражающий представления об очищении огнем (южная традиция). В погребения ставилась шаровидная посуда изящной выделки, со шнуровым орнаментом. На днищах горшков нарисованы круги и кресты в круге — отражение культа солнца. Часты находки каменных и кремневых топоров, кремнёвых ножей. Редкие экземпляры медных топоров есть тольв захоронениях вождей. Зато украшения из меди и бронзы, из костей, зубов и раковин обычны в женских погребениях.

При переходе в загробный мир человеку, по представлениям фатьяновцев, нужна была пища. В могилы клали части туш свиней, овец и коров. В болшневском могильнике под Бежецком найдено погребение собаки, верного помощника пастуха-фатьяновца.

Если свидетельства о земледелии довольно неопределённы,то охота и рыболовство продолжали играть значительную, хотя и подсобную, роль. Главное, что внесли фатьяновцы в местную культуру, наряду со скотоводством, — металлические изделия и навык получения и обработки бронзы.

Родовая организация их, как и других пастушеских обществбыла патриархальной. Движение фатьяновцев происходило, вероятно, с территорий Литвы, Белоруссии и Восточной Латвии поскольку именно особенности лесного скотоводства дикговали кочевой образ жизни. Они испытывали также сильное влияние южных культур. Фатьяновцы, скорее всего, являлись предка современных болтов. Их хозяйственные и культурные традиции прослеживаются даже в раннем средневековье, особе»на востоке области.

Едва ли не самым таинственным и неизученным периодом древней истории Тверского края является конец бронзового века (конец 2—начало 1 тыс. до н.э.). Считается, что сюда с востока вновь продвинулись финно-угры, потеснив или вклю чив в свой состав местных жителей. В науке за этой общностью,сложившейся ещё в начале 2-го тыс. до н.э., закрепилось своеобразное название — «культура текстильной керамики». Дело в том, что одна из самых заметных черт её материальной культуры — изготовление глиняной посуды с орнаментом, напоминавшим отпечатки грубой ткани. В Верхневолжье и Подвинье культура текстильной керамики по-настоящему заметна с на- чалом новой исторической эпохи — раннего железного века,то есть с УШ-УП вв. до н.э.

По археологической периодизации, двадцатое столетие тоже относится к железному веку. Значит, первый период знакомства с железом, его добычей и обработкой правомерно и удобно называть ранним железным веком.

Железо стали добывать повсюду в лесной зоне из болотныхи луговых руд, переняв знания у уральского, карпатского и ещёболее южного населения. Получить эти знания было не очень сложно, учитывая разветвлённые и давние связи Великого водораздела со многими культурными очагами и мирами.

Новый металл имел явные преимущества перед бронзой:

руда была повсюду у поверхности земли; кроме того, железотвёрже меди и бронзы. В отличие от каменных орудий труда,железные изделия можно отковать любой формы и величины.Сломанные вещи пускались в переделку почти до бесконечности. Бытовые предметы, инструменты и приспособления, оружие также стали изготовлять из железа. Всё это вызвало со временем настоящую революцию в технике и способствовало повсеместному развитию производящего хозяйства — скотоводства и земледелия.

Главным богатством стал домашний скот. Зерно, металлические изделия и одежда также производились не только для ежедневных нужд, но и про запас. Для защиты от нападений и грабежа прежние места поселений перестраивались. Возникали поселения нового типа — укреплённые городища. Их появление фактически совпало с началом раннего железного века.

Городища чаще всего строили на довольно высоких прибрежных мысах, отдельных холмах и отрогах коренного берега. Это обеспечивало хорошую защищённость с двух сторон, обращённых к воде. С незащищённой стороны прокладывали ров, земля из которого шла на насыпку оборонительного вала.

В последние века до н.э. на городищах строились срубные дома прямоугольной формы, и эта традиция сохранилась до настоящего времени.

На площадке помещался загон для скота, ради защипы которого и укрепляли городище, а также железоплавильные печи, мастерские, святилище.

В раннем железном веке пространство водораздела населяли носители двух культур: дьяковской (по городищу в с. Дьяково в черте Москвы) и днепро-двинской.

На территории Тверской области раскопано довольно многогородищ дьяковской культуры: Лихачёвское близ Зубцова,

Топорок напротив Конакова, Борки под Вышним Волочком, Пентурово и Дулёво под Старицей, Отмичи и Поминово под Тверью, Графская Гора и Дьяков Лоб в Кимрах, Орлов Городок в Молоковском районе и др.

Санниковское городище в Кимрском Поволжье защищено двумя валами и тремя рвами. Железа не хватало, применялись даже кремнёвые орудия труда, а преобладали костяные изделия. С наличием этого сырья проблем у скотоводов-дьяковцев не возникало. Среди железных вещей в Санникове: ножи, булавки, шилья, серп. Есть бронзовые украшения.

На городищах и селищах часто встречаются так называемые«грузики дьякова типа» — глиняные грибки со сквозным отверстием и примитивным орнаментом. Каких только предположений не строили относительно назначения этих прежметов! Большинство учёных связывают их с ткацким производством, считая «грузики» насадками на веретёна или грузами на нитях. Около Ш-1У вв. н.э. дьяковская культура, видимо, потерялаединство под давлением балтов, а также в связи с хозяйственными и социальными изменениями. Славяне впоследствии без особых усилий вобрали в себя местное население, но кое-где (например, в низовьях Тьмы и в Кимрском Поволжье) финны жили обособленно вплоть до Х1-ХП вв. В средневековом курганном могильнике у д. Плешково под Кимрами в погребениях XII в. среди богатого набора женских украшений найдены и славянские, и финские, и балтские вещи. Это яркий пример того, что древнерусская народность складывалась из племён разного происхождения.

В Верхнем Подвинье в раннем железном веке шли схожие хозяйственные и общественные процессы. В бассейнах Торопы, Западной Двины, Велесы очень много городищ днепродвинской культуры. Местные природные условия, то есть пойменные луга, рощи в долинах рек и озёр и дубравы, особенно устраивали скотоводов. Раскопаны городища у д. Курово под Андреаполем, у д. Городок и в урочище Подгай под Торопцем.

На городище Подгай найдены остатки двух земляною. В одной из них открыт очаг с развалом сосуда, содержащего кости рыб и животных; в другой обнаружен богатый инвентарь и украшения: костяные острия и рыболовный крючок, железные долотца и нож, бронзовая трубочка, глиняная поделка. Весь этот жилой комплекс относится к самому раннему этапузаселения городища. А в верхней части культурного слоя раскопаны основания 14 прямоугольных жилищ столбовой конструкции. Найдены обугленные зёрна пшеницы и ячменя.

В середине I тыс. н.э. Верхнее Подвинье стало районом усиленного славянского освоения. Эпоха первобытности заканчивалась.

studfiles.net

Программа по изучению краеведения (Тверь и Тверская область) страница 2

-В области межкультурной компетенции учащиеся развивают способность понимать духовный мир других людей через личностное культурное развитие, освоение и принятие социально-значимых ценностей

-В области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации /умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса/

-В области социальной компетенции - формирование ответственности за сохранение исторической памяти и передачу ее потомкам; развитие у учащихся навыков социального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.

Содержание программы

Тема1. Цели и задачи курса. Зачем мы изучаем историю своей малой родины. Взаимосвязь понятий «малая» и « большая» Родина.

Тема 2. Тверской край в первобытную эпоху. Первоначальное заселение Тверского края. Этапы. Стоянки эпохи палеолита и мезолита. Тверской край в эпоху неолита. Великий водораздел – один из центров взаимодействия европейских и азиатских культур. Льяловская культура. Раскопки поселения у д. Языково. География неолитических раскопок в Тверском крае. Стоянки Верхнего Подвинья, их связь с Юго-Восточной Прибалтикой. Проникновение финнов на территорию Верхневолжья. Волосовская культура. Тверской край в бронзовом и раннем железном веке. Изменение природно-климатических условий. Фатьяновская культура. Культура текстильной керамики. Дьяковская и Днепро-Двинская культуры. (1 час).

Тема 2. Тверской край до н. XVI в. Понятия Тверская область, Тверской край, Тверская земля. Тверская область – великий водораздел трех морей.. Монголо-татарское нашествие на территорию края. Оборона Твери и Торжка. Опустошение края. Битва на р. Сить. Выделение Тверского княжества в самостоятельное, из состава Переяславльского. Княжение Михаила Ярославича и его преемников. Отношения с Москвой и Новгородом, мученическая смерть в Орде. Тверские земли при приемниках Михаила Ярославича. Дмитрий «Грозные Очи», Александр Михайлович. Антиордынское восстание в Твери в 1327 г. Тверское княжество во второй половине XIV в.. Территория, экономическое развитие. Михаил Александрович Тверской и его борьба с Дмитрием Ивановичем Московским. Последний век самостоятельности. Тверской край в XV в. Новый расцвет Тверского княжества при Борисе Александровиче (1425-1461). Ликвидация независимости Тверского княжества (1485 г.). Историческая география Тверских земель в удельный период. Территория Тверского княжества. Города. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. Культура Тверского княжества в XIII – начале XVI века. Место Тверского княжества в русской средневековой культуре. Тверское летописание. Зодчество. Тверская школа иконописи. Влияние культуры Киева, Владимира, Византии и православного Востока. Архитектура городов Тверского княжества в XV – начале XVI в. Литература. «Инока Фомы слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». (6 часов)

Тема 3. Тверские земли в XVI – XVII веках. Тверская земля в составе Московского государства в XVII в. Территория и население. Экономическое развитие края в XVI – XVII вв. Развитие земледелия и землевладения. Размывание старинных боярских тверских родов и складывание нового тверского дворянства. Повинности крестьян. Рост ремесла. Торговля. Города Тверского края в списке русских городов XVI в. Тверь, Торжок, Старица, Ржев, Зубцов, Городецк, Торопец. Старицкий удел и его судьба. История удела и старицких князей. Трагическая судьба Владимира Андреевича Старицкого и его семьи. Ликвидация удела. Тверской край в годы Ливонской войны и опричнины. Начало опричнины. Заточение митрополита Филиппа в Тверской Отрочь монастырь. Поход Ивана IV на Новгород в 1569 г. через Тверские земли. Разорение края. Убийство Малютой Скуратовым митрополита Филиппа. Старица и Бежецкая пятина в составе опричнины. Кризис хозяйства и социальной жизни в Тверском крае. Старица в годы Ливонской войны – ставка Ивана Грозного. Тверская земля в к. XVI – н. XVII вв. «Посадское строение» на территории края. Мероприятия по укреплению дворянского землевладения /хозяйства/. Голод. Народные волнения в Тверском крае. Разорение тверских земель поляками и войсками Лжедмитрия II. Сопротивление захватчикам. Борьба Скопина -Шуйского с захватчиками на территории Тверского края. Урон, нанесенный краю смутой. Расселение карел на Верхней Волге. Причины, осуществление и значимость расселения. Помощь властей. Карелы в Верхневолжье. Экономическое развитие Тверского края в XVII в. Развитие основных видов феодального землевладения. Рост населения. Новшества в хлебопашестве и крестьянских повинностях. Развитие ремесла и товарно-денежных отношений. Участие Тверского края во всероссийской и внешней торговле. Культура Тверского края в конце XVI - XVII вв. Развитие научных знаний. П. Роговский. Л. Магницкий. Практическая направленность научных знаний. Развитие языка. Устное народное творчество. Литература. Сатирические /«Калязинская челобитная»/ и исторические /«Повесть о Тверском Отрочь монастыре»/ повести. Документы времен «смуты» / письма Скопина_- Шуйского, грамоты Ивана Болотникова/ – отражение бурных событий начала XVII в. на территории края. Мемуарная литература /«Повесть об осаде Торопца»/. Архитектура. Тверская щкола иконописи в XVI – XVII вв. Вклад культуры Тверского края в сокровищницу общерусской культуры. (7 часов).

infourok.ru


Смотрите также