Орудия животных и орудия труда человека. Составные орудия труда первобытного человека
Орудия животных и орудия труда человека
Не вдаваясь в ход развития самой трудовой деятельности, отметим лишь еще несколько существенных моментов в дополнение к тому, что уже говорилось об орудийной деятельности обезьян.
Прежде всего важно подчеркнуть, что орудием, как мы видели, может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. Орудие труда же непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Они изготовляются впрок еще до того, как возникнет возможность или необходимость их применения. Сама по себе такая деятельность биологически бессмысленна и даже вредна (трата времени и энергии «впустую») и может оправдаться лишь предвидением возникновения таких ситуаций, в которых без орудий труда не обойтись.
Это значит, что изготовление орудий труда предполагает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем, а вместе с тем, как показала Ладыгина-Котс, шимпанзе неспособен постичь такие отношения даже при подготовке орудия к непосредственному его применению в ходе решения задачи.
С этим связано и то важное обстоятельство, что при орудийных действиях обезьян за орудием совершенно не закрепляется его «рабочее» значение. Вне конкретной ситуации решения задачи, например до и после эксперимента, предмет, служивший орудием, теряет для обезьяны всякое функциональное значение, и она относится к нему точно так же, как и к любому другому «бесполезному» предмету. Произведенная обезьяной с помощью орудия операция не фиксируется за ним, и вне его непосредственного применения обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия. В противоположность этому не только человек хранит изготовленные им орудия, но и в самих орудиях хранятся осуществляемые человеком способы воздействия на объекты природы.
Более того, даже при индивидуальном изготовлении орудия имеет место изготовление общественного предмета, ибо этот предмет имеет особый способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Каждое орудие человека является материальным воплощением определенной общественно выработанной трудовой операции.
Таким образом, с возникновением труда связано коренное изменение всего поведения: из общей деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, не направляемое непосредственным биологическим мотивом и получающее свой смысл лишь при дальнейшем использовании его результатов. В этом заключается одно из важнейших изменений общей структуры поведения, знаменующих переход от естественной истории мира животных к общественной истории человечества. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологическими мотивами, занимают в деятельности человека все большее и большее место и наконец приобретают решающее значение для всего его поведения.
Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет не непосредственно эффекторными органами (зубами, руками), а другим предметом, т.е. обработка изготовляемого орудия труда должна производиться другим орудием (например, камнем). Находки именно таких продуктов деятельности (отщепи, зубила) служат для антропологов истинными свидетельствами наличия у наших предков трудовой деятельности.
Вместе с тем, по данным Фабри, при манипулировании биологически «нейтральными» предметами (а только такие могли стать орудиями труда) обезьяны хотя и воздействуют подчас одним предметом на другой (рис. 24), однако обращают при этом внимание на изменения, происходящие с объектом непосредственного воздействия, т.е. с «орудием», но не на изменения, происходящие с «обрабатываемым» («вторым») объектом, который служит не больше чем субстратом, «фоном». В этом отношении обезьяны ничем не отличаются от других животных. Напрашивается вывод, что эти предметные действия обезьян по своей сущности прямо противоположны орудийной трудовой деятельности человека, при которой, естественно, важны не столь сопровождающие ее изменения самого орудия труда, сколько изменения предмета труда (гомолога «второго объекта»). Очевидно, только в определенных экспериментальных условиях возможно переключение внимания обезьян на «второй объект».
Однако изготовление орудия труда (например, обтесывание одного камня с помощью другого) требует формирования таких специфических приемов воздействия на «второй объект», таких операций, которые привели бы к совершенно особым изменениям этого объекта, благодаря которым только он и превратится в орудие труда. Наглядный пример тому — изготовление древнейшего орудия труда первобытного человека (каменного ручного рубила, рис. 50), где усилия должны были направляться на создание заостренного конца, т.е. собственно рабочей части орудия, и широкого, закругленного верха (нуклеуса, ядрища), приспособленного к прочному удерживанию орудия в руке. Именно на таких операциях выросло человеческое сознание.
Совершенно естественно, что от создания первых орудий труда типа ручного рубила шелльской эпохи, а тем более примитивного орудия (отщепов) синантропа из дошелльской эпохи пролегал еще длинный путь до выделки разнообразных совершенных орудий труда человека современного типа (неоантропа) (рис. 51). Даже на начальном этапе развития материальной культуры неоантропа, например кроманьонского человека, отмечается огромное разнообразие типов орудий, в том числе впервые появляются составные орудия: наконечники дротиков, кремневые вкладыши, а также иглы, копьеметалки и др. Особенно обращает на себя внимание обилие инструментов для выделки орудий. Позже появляются и такие каменные орудия, как топор или мотыга.
Рис. 50. Кремневое ручное рубило шелльской эпохи
Рис. 51. Орудия позднего палеолита
studfiles.net
Орудия животных и орудия труда человека. Основы зоопсихологии
Орудия животных и орудия труда человека
Не вдаваясь в ход развития самой трудовой деятельности, отметим лишь еще несколько существенных моментов в дополнение к тому, что уже говорилось об орудийной деятельности обезьян.
Прежде всего, важно подчеркнуть, что орудием, как мы видели, может быть любой предмет, применяемый животным для решения определенной задачи в конкретной ситуации. Орудие труда же непременно должно специально изготавливаться для определенных трудовых операций и предполагает знание о будущем его применении. Они изготовляются впрок еще до того, как возникнет возможность или необходимость их применения. Сама по себе такая деятельность биологически бессмысленна и даже вредна (трата времени и энергии «впустую») и может оправдаться лишь предвидением возникновения таких ситуаций, в которых без орудий труда не обойтись.
Это значит, что изготовление орудий труда предполагает предвидение возможных причинно-следственных отношений в будущем, а вместе с тем, как показала Ладыгина-Котс, шимпанзе неспособен постичь такие отношения даже при подготовке орудия к непосредственному его применению в ходе решения задачи.
С этим связано и то важное обстоятельство, что при орудийных действиях обезьян за орудием совершенно не закрепляется его «рабочее» значение. Вне конкретной ситуации решения задачи, например до и после эксперимента, предмет, служивший орудием, теряет для обезьяны всякое функциональное значение, и она относится к нему точно так же, как и к любому другому «бесполезному» предмету. Произведенная обезьяной с помощью орудия операция не фиксируется за ним, и вне его непосредственного применения обезьяна относится к нему безразлично, а потому и не хранит его постоянно в качестве орудия. В противоположность этому не только человек хранит изготовленные им орудия, но и в самих орудиях хранятся осуществляемые человеком способы воздействия на объекты природы.
Более того, даже при индивидуальном изготовлении орудия имеет место изготовление общественного предмета, ибо этот предмет имеет особый способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Каждое орудие человека является материальным воплощением определенной общественно выработанной трудовой операции.
Таким образом, с возникновением труда связано коренное изменение всего поведения: из общей деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, не направляемое непосредственным биологическим мотивом и получающее свой смысл лишь при дальнейшем использовании его результатов. В этом заключается одно из важнейших изменений общей структуры поведения, знаменующих переход от естественной истории мира животных к общественной истории человечества. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологическими мотивами, занимают в деятельности человека все большее и большее место и наконец приобретают решающее значение для всего его поведения.
Подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на предмет не непосредственно эффекторными органами (зубами, руками), а другим предметом, т. е. обработка изготовляемого орудия труда должна производиться другим орудием (например, камнем). Находки именно таких продуктов деятельности (отщепи, зубила) служат для антропологов истинными свидетельствами наличия у наших предков трудовой деятельности.
Вместе с тем, по данным Фабри, при манипулировании биологически «нейтральными» предметами (а только такие могли стать орудиями труда) обезьяны хотя и воздействуют подчас одним предметом на другой (рис. 24), однако обращают при этом внимание на изменения, происходящие с объектом непосредственного воздействия, т. е. с «орудием», но не на изменения, происходящие с «обрабатываемым» («вторым») объектом, который служит не больше чем субстратом, «фоном». В этом отношении обезьяны ничем не отличаются от других животных. Напрашивается вывод, что эти предметные действия обезьян по своей сущности прямо противоположны орудийной трудовой деятельности человека, при которой, естественно, важны не столь сопровождающие ее изменения самого орудия труда, сколько изменения предмета труда (гомолога «второго объекта»). Очевидно, только в определенных экспериментальных условиях возможно переключение внимания обезьян на «второй объект».
Однако изготовление орудия труда (например, обтесывание одного камня с помощью другого) требует формирования таких специфических приемов воздействия на «второй объект», таких операций, которые привели бы к совершенно особым изменениям этого объекта, благодаря которым только он и превратится в орудие труда. Наглядный пример тому — изготовление древнейшего орудия труда первобытного человека (каменного ручного рубила, рис. 50), где усилия должны были направляться на создание заостренного конца, т. е. собственно рабочей части орудия, и широкого, закругленного верха (нуклеуса, ядрища), приспособленного к прочному удерживанию орудия в руке. Именно на таких операциях выросло человеческое сознание.
Совершенно естественно, что от создания первых орудий труда типа ручного рубила шелльской эпохи, а тем более примитивного орудия (отщепов) синантропа из дошелльской эпохи пролегал еще длинный путь до выделки разнообразных совершенных орудий труда человека современного типа (неоантропа) (рис. 51). Даже на начальном этапе развития материальной культуры неоантропа, например, кроманьонского человека, отмечается огромное разнообразие типов орудий, в том числе впервые появляются составные орудия: наконечники дротиков, кремневые вкладыши, а также иглы, копьеметалки и др. Особенно обращает на себя внимание обилие инструментов для выделки орудий. Позже появляются и такие каменные орудия, как топор или мотыга.
Рис. 50. Кремневое ручное рубило шелльской эпохи
Рис. 51. Орудия позднего палеолита
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
bio.wikireading.ru
Эволюция производства орудий труда в каменном веке
Практически все знают, что переход от обезъяноподобного человека к собственно человеку произошел лишь после того, как первый научился из обладающих необходимыми качествами природных материалов создавать и использовать примитивные орудия труда, навсегда оградившие его от животного окружения. Приостренные палки, расколотые кости и камни позволили увеличить силу и проникновение ударов, как в контактном поединке, так и на расстоянии. Но мало кто представляет, как совершенствовались технологии изготовления орудий труда, на протяжении тысячелетий. Наша небольшая экспозиция позволит заполнить этот пробел в знаниях и покажет динамику усовершенствования техники производства орудий
В коллекции представлено около 50 экспонатов, наглядно демонстрирующих эволюцию производства орудий в каменном веке, от древнейшего палеолита до эпохи палеометалла. При этом даже самый непосвященный зритель сможет твердо усвоить последовательный путь совершенствования древних орудий, от примитивного оббитого валуна до листовидного, филигранно оформленного кремневого лезвия, предназначавшегося для крепления к древку копья. При этом, тщательность обработки таких ретушированных клинков и наконечников выражается в их совершенных пропорциях. При длине в 15-20 см, толщина составляет менее 1 см.
Разделы интерактивной коллекции будут состоять из следующих категорий орудийного комплекса, точно соответствующих иллюстрируемой эпохе:
- Палеолит: Галечные орудия - чопперы, рубила, бифасы.
- Неолит: наконечники стрел и копий, ножи, топоры и тесла, скребки, гарпуны и др.
- Палеометалл: каменные копии металлических клинков, составные зубчатые гарпуны и др.
Благодаря такому длительному усовершенствованию орудий и навыков обработки природных материалов, древние люди смогли выстоять в постоянной борьбе за выживание и заселить все пригодные для проживания территории планеты. Однако эти процессы заняли десятки тысяч лет, на протяжении которых орудийное производство претерпевало существенные изменения и совершенствования.
Материал изготовления орудий труда – кремень, обсидиан, халцедон, яшма, нефрит, кость, клык, бивень, дерево, кожа и прочее.
Минерально-сырьевая база, которой располагал древний человек для изготовления орудий труда, значительно повлияла на его развитие. Большинство наиболее древних орудий труда – кремневые. Кремень не случайно был выбран древним человеком – это очень твердый и при этом хрупкий материал, способный расщепляться в определенных направлениях, создавая острые лезвия, которые не теряют своих режущих свойств на протяжении тысячелетий.
Наряду с кремнем древний человек использовал и орудия из других минералов – базальта, сланца, яшмы, туфа, аргиллита и др.
Метод изготовления реплик древних орудий труда
Главным критерием при изготовлении реплик доисторического инструментария будет максимальное соответствие методам и формам древнего производства.
Каменный инвентарь предлагаемой коллекции будет изготовлен с использованием древних ударных и отжимных технологий расщепления камня: прокаливание, оббивка, нанесение уплощающих сколов, краевая и струйчатая ретушь, получение пластинчатых сколов и ножевидных пластин, шлифование и прочие. Такие же принципы положены в основу обработки органических материалов: скобление, стругание, обрезка, распилка и т. д.
При этом реконструкция орудийного комплекса древних охотников основывается на передовых достижениях современной науки и уникальном личном опыте сотрудников отдела археологии и реставрации ООО «ГеоКорд».
Методические разработки образовательных интерактивных программ
С применением одного и того же выставочного пространства и коллекционного материала должны быть разработаны различные программы, ориентированные на посетителей разных возрастов и требований к глубине получаемой информации.
Для наиболее полного представления данной концепции предлагается детально проработать методический материал, позволяющий экскурсоводам проводить образовательные интерактивные программы, которые будут интересны разным целевым аудиториям.
Для школьников, студентов и широкой аудитории:
«Происхождение и эволюция древнего человека – роль орудий труда»
«Быт и орудия древних людей»
«Где ты жил, древний человек?»
«Древний человек в арктических широтах – способы выживания»
«Технология производства кремневых орудий труда от чоппера до каменного кинжала»
«Два часа в доисторической эпохе»
Тематика образовательных программ постоянно расширяется.