Происхождение первобытного человека 5 класс. Дидактические материалы по теме «Древнейшие люди» (раздел «Жизнь первобытных людей») , история Древнего мира , 5 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Происхождение человека. (5 класс). Происхождение первобытного человека 5 класс


Происхождение человека. (5 класс).

5 класс.

Происхождение человека.

ТДЦ:

Образовательная — сформировать знания о происхождении человека, познакомить с наиболее популярными гипотезами по данной проблематике, а именно с эволюционной теорией Ч. Дарвина, религиозной, космической, тотемной, радиационной.

Развивающая — развивать умения учащихся пользоваться литературой: анализировать её, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы; продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, умения работать с таблицей, интерактивной доской, выполнять творческие задания, работать в группах.

Воспитательная — интерес к историческому прошлому человечества, уважение к представителям различных этнических групп, воспитание толерантности и гуманности.

Проблема урока — В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?

Тип урока: изучение нового материала.

Мотивационный блок: Учащимся предлагается продолжить фразу: «Я думаю, что человек произошел…»

Целеполагание. В конце урока ответить на вопрос: какая теория происхождения человека, на ваш взгляд, является правдоподобной?

План урока

  1. Тотемизм

  2. Религиозная теория

  3. Эволюционная теория Ч. Дарвина

  4. Космическая теория

Ход урока:

Говорят, что обезьяна

В человека превратилась.

Мне понятно, только странно,

Как же это получилось?

С ветки слезла –

Поумнела,

Шерсть исчезла –

Полысела.

Но один вопрос непрост:

Кто же ей отрезал хвост?

Учащиеся должны прочитать и проанализировать стихотворение и ответить на вопрос: можно ли дать однозначный ответ – кто создал человека?

Класс разделить на три групп, каждая из которых работает со своей теорией. В ходе урока заполняется таблица.

1 группа. Тотемная теория. Материал по учебнику стр. 44. И раздаточный материал.

Прочитать. Проанализировать. Что общего между этими легендами? Что такое тотем? Выписать определение. Заполнить графу таблицы.

2 группа. Религиозная теория. Читают раздаточный материал о создании человека Богом. Анализируют, делают запись в таблицы.

Кто создал человека?

Из чего был создан человек?

3 группа. Эволюционная теория. Материал учебника стр. 45. Читают, анализируют, делают запись в таблицу.

Что такое эволюция?

Эволюция – медленный переход от одного состояния к другому.

Кто создал теорию эволюции?

C:\Users\user\Desktop\о.jpg

Ч.Дарвин английский натуралист и путешественник, одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков.

Беседа по вопросам:

  1. Чем первобытный человек отличается от современных людей?

  2. Чем первобытный человек отличается от животных?

Космическая теория. Рассказ учителя. Беседа. Запись в тетрадь.

Теория внешнего вмешательства

Согласно этой маргинальной паранаучной теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:скрещивание иномирян с предками людей;порождение человека разумного методами генной инженерии;создание первых людей гомункулярным способом;управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. В разнообразных популярных сочинениях на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или «производители» землян. Многие сообщения подчеркивают, что якобы земляне — плод неудавшихся экспериментов, причем уже не раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.Наиболее доступно и с юмором суть ТВВ отразили писатели-фантасты Станислав Лем («Звездные дневники Йона Тихого») и Роберт Шекли («Планета на заказ»). Герой С. Лема прилагает неимоверные усилия, чтобы «пропихнуть» человечество, признанное всеми цивилизациями дефективным, во всепланетное сообщество, понимая при этом, насколько люди далеки от совершенства. У Р. Шекли Земля и ее обитатели появились в результате халтурной «левой» работенки представителя некоей сверхцивилизации, который, впрочем, был несказанно удивлен, когда обнаружил, что введенные им правила люди объявили физическими законами, а себя — высшей формой разума во Вселенной. 

Мы рассмотрели различные теории происхождения человека. Какая из них на ваш взгляд является наиболее доказанной? Какой теории придерживаетесь вы?

Домашнее задание: § 13. Написать мини – сочинение: «Я считаю, что человек произошел …, потому что…»

5 класс.

Происхождение человека.

Говорят, что обезьяна C:\Users\user\Desktop\i.jpg

В человека превратилась.

Мне понятно, только странно,

Как же это получилось?

С ветки слезла –

Поумнела,

Шерсть исчезла –

Полысела.

Но один вопрос непрост:

Кто же ей отрезал хвост?

C:\Users\user\Desktop\G0423348.jpg

Откуда

произошел

человек?

Теории происхождения человека.

Название теории

Сущность теории

Тотемная теория

Религиозная теория

Эволюционная теория

Легенды о происхождении человека.

Тотемная теория.

Миф североамериканских индейцев. Однажды было такое жаркое лето, что водоем, в котором жили черепахи, пересох. Тогда черепахи решили поискать другое место для жилья и отправились в путь.   Самая толстая черепаха, чтобы облегчить себе дорогу, сняла панцирь. Так она и шла без панциря до тех пор, пока не превратилась в человека — предка рода Черепахи.

У племен Сиу. По легенде сиу, человека создал кролик, нашедший на дороге сгусток крови, получился настоящий маленький мальчик, первый мальчик в мире. Кролик назвал этого первого человека кроликом мальчиком. Это был предок сиу.

Религиозная теория.

Библия. Согласно ей, Бог сотворил Землю за 6 дней. Потом, он взял кусок земли и создал из него тело человека и вдунул в него разумную душу. Это был мужчина по имени Адам. Навёл на Адама крепкий сон, вынул из его груди ребро и создал женщину – Еву. В седьмой день Бог ничего не творил, заповедовав людям седьмой день в неделе посвящать Богу.

Бог сделал человека из гончарной глины и поставил в печь. Но слишком надолго оставил его в печи. Человек поэтому вышел из печи сгоревшим и черным. Бог решил, что ошибся, бросил свое детище на землю и попал в Африку. Но на этом Бог не остановился и создал другого человека, которого оставил в печи на гораздо меньшее время. Человек получился абсолютно белый. Бог снова решил, что ошибся. И снова бросил человека на землю и попал в Европу. На третий раз Бог более внимательно подошел к процессу и проследил за степенью готовности своего изделия. Он подождал, пока человек пропечется как следует, до золотистого цвета. На этот раз у Бога всё получилось. И не спеша, очень осторожно поместил удачного человека в Америку. Так появились мексиканцы.

У Монгол. Человек был создан Богом, который вырыл в земле яму в форме человеческой фигуры. Потом Бог вызвал бурю, и глина с потоками воды заполнила яму. Дождь кончился, влага высохла, и человек, словно пирог из формы, вышел из ямы.

Религиозная концепция происхождения человека носит ненаучный, мифологический характер и поэтому во многом не устраивала ученых.

Эволюционная теория

Эволюционная теория - учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Ч. Дарвином. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

В эволюционной теории были обобщены результаты многовековой селекционной практики, достижения биологии, геологии и палеонтологии, наблюдения самого Дарвина во время кругосветного путешествия. Главными факторами эволюции живых существ, по Дарвину, являются изменчивость, наследственность и отбор (в домашних условиях - искусственный, в природе - естественный). В ходе борьбы за существование, которая происходит в изменяющихся условиях внешней среды, из живых существ выживают и дают потомство лишь наиболее приспособленные. Естественный отбор постоянно совершенствует строение и функции организмов, вырабатывает приспособленность организмов к среде - эволюционная теория впервые дала научное объяснение многообразию биологических видов, их развитию, легла в основу современной биологии. Вместе с естественнонаучными теориями Канта, Ж. Ламарка, Ч. Лайеля эволюционная теория способствовала обоснованию не состоятельности метафизического способа мышления. Она также нанесла удар идеалистическим взглядам на живую природу и явилась естественно исторической основой диалектико-материалистического мировоззрения. Дальнейшее развитие эволюционной теории связано с открытиями в генетике механизма наследственной изменчивости, с исследованием видовых популяций и т. п.

C:\Users\user\Desktop\о.jpg

Теория пространственных аномалий

Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции.

При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.

В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

Сравнительный анализ теорий

Каждая из представленных выше теорий имеет ряд преимуществ перед остальными, но так же и явные изъяны. Например, теория создания человека Всевышним она хорошо объясняет, каким образом произошли все живые организмы, откуда и почему появились именно такие виды, а так же отвечает на вопрос о том, оттуда у человека сознание и почему мы так отличаемся от остальных животных. Но, тем не менее, эта теория избегает вопроса о происхождении Бога, который создал все вокруг.

Теория эволюции так же объясняет причину возникновения человека – эволюция, но не до конца и не совсем ясно объясняет по каким причинам возникла эволюционная адаптация человека, а так же до сих пор не ясно каким образом произошли живые организмы из неживых.

Теория внешнего вмешательства, на мой взгляд, является наиболее реальной и удобной для объяснения происхождения человека, т.к. она является интеграцией описанных ранее двух теорий. Становится примерно ясно, кто есть этот Бог, и как на неживой планете появились живые организмы. Но она так же не описывает происхождение и причины этого явления. Кто, как и с какой целью занес на нашу некогда неживую планету живые организмы.

Теория пространственных аномалий из всех представленных является наименее популярной и известной. В целом она похожа на эволюционную теорию и так же объясняет происхождение человека и жизни на планете. Но ТПА говорит об определенной схеме развития жизни, которая является универсальной для всех подобных планет. Но при этом нет объяснения, откуда появилась такая схема, и нет эмпирических данных относительного того, действительно ли работает. Возможности проверки этой теории, так же не имеется.

www.metod-kopilka.ru

Дидактические материалы по теме «Древнейшие люди» (раздел «Жизнь первобытных людей») , история Древнего мира , 5 класс

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

Челове́к - живое разумное социальное существо, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Отличительными чертами человека, определяющими его уникальность на планете Земля, являются его сознание, возможность мыслить и способность к осуществлению свободного выбора, принимать ответственность за поступки, наличие моральных суждений.

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

ФИ _______________________ ДАТА __________ Исторический диктант

1. Древнейший человек появился (когда) ………………………………………………………….

2. Древнейший человек появился (где) ………………………………….………………………..

3. Человек разумный появился (когда) ……………………………………………..………….….

4. Главное отличие древнейшего человека от животных ……………………….…....….

………………………………………………………………………………………………………..…………………..

5. Первые занятия древнейшего человека (2-3) …………………………………………..…..

……………………………………………………………………………………………………………….…………...

6. То, чем человек работает – это …………………………………………………………..………....

7. Охотиться на быстрых животных позволило изобретение …………….…………….…

8. Первый коллектив древнейших людей – это ……………………..…………………..…..…..

9. Коллектив людей, где все – родственники, это - …………………………………..……..….

10. Изучением истории древнейших людей занимаются учёные-……………….……..

studvos.ru

История древнего мира. 5 класс. Первобытные люди

История древнего мира. 5 класс.

Первобытные люди.

  1. Укажите главное отличие древнейших людей от животных:
а) внешний облик.

б) умение изготовлять орудия труда,

в) физическая сила,

г) приспособление к природным условиям.

  1. Когда 900 тыс. лет назад на землю опустился с севера ледник, стало холодно. Погибли многие растения и животные, а люди выжили. Почему? Назовите не менее трех причин.
  2. Найдите правильный ответ:
А) То, чем трудился древний человек.

Б) Люди охотились на животных, которых сейчас нет на земле.

В) Поиск съедобных кореньев и ягод.

Г) Изготовление изделий, орудий труда, посуды, одежды.

Д) Время, когда орудия труда изготовлялись из камня.

Е) Коллектив людей, состоящий из отдельных семей.

(собирательство, земледелие, мамонт, антилопа, родовая община, соседская община, орудия труда, каменный век, металлический век, ремесло).

  1. Соотнесите:
Палка-копалка охота

Гарпун земледелие

Копье ремесло

Зернотерка рыболовство

Лук со стрелами

Мотыга

Прибор для сверления

Плуг

Заостренный камень.
  1. Какое животное человек приручил самым первым? Как вы думаете, почему именно его?
  1. Медные орудия изготовлялись быстрее, чем каменные. Почему же еще долгое время каменные орудия труда существовали вместе с медными?
  2. Какое условие было главным для развития и выживания человека:
А) пища,

Б) климат,

В) труд,

Г) физическая сила,

Д) умение хорошо прятаться и быстро бегать,

Е) невысокий рост.

  1. Вставьте пропущенные слова:
Первобытный человек считал окружающие его предметы ___. А если это так, то к ним можно обратиться с ___, можно задобрить подарками - ___. В каждом предмете живет ___. Самых могущественных ___ называли ___. Их изображения из дерева или камня называли ___. В каждом человеке есть ___. Если она покинет тело, то человек ___. (Идол, молитва, боги, душа, умрет, живые, жертва, дух).
  1. Назовите принцип, объединяющий эти слова: жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда.
А) это то, что клали в могилу умершего,

Б) это то, что было общим у сородичей,

В) это то, что принадлежало самым лучшим охотникам.

10. Отметьте признаки племени: А) древнейший коллектив людей е) небольшой коллектив людей

Б) совет старейшин ж) объединение родов

В) единая территория проживания з) общий для коллектива язык

Г) коллектив охотников и) общие обычаи

Д) непостоянный коллектив людей к) совместный труд. 11. Найдите (подчеркните) правильный ответ:

А) причины возникновения религии (появление наскальной живописи, бессилие людей перед природой, магические действия шаманов).

Б) сверхъестественные существа, управляющие миром (идолы, духи, апостолы)

В) символическим изображением сверхъестественного существа был (идол, шаман, бог)

Г) древние люди обращались к божествам через (священные книги, священников, магические обряды)

Д) что заставляло людей верить в существование души (смех, болезнь, сон).

Древний Египет. 15. Объясните понятия: Фараон –

Канал –

Дамба –

Вельможа –

Налоги - 16.Выберите правильный ответ:

А) древнейшая столица Египта: Мемфис, Александрия, Фивы, Вавилон.

Б) когда произошло объединение Египта: после победы Северного царства над Южным,

после победы Южного царства над Северным, в результате войны сорока царств.

В) что такое шадуф: искусственное русло, плотина с воротами, египетский корабль, устройство для подъема воды. 17. Что не относится к Египту:

А) государством правит фараон,

Б) гробницы в виде пирамид,

В) писали на глине,

Г) « не поднимающие глаз»

Д) «живые убитые».

18.Почему египтяне называли свою страну «дар Нила»?

19.Соотнесите:

Хапи плодородие

Осирис война

Сет Нил

Исида пустыня

Тот домашний очаг

Сехмет письменность

20.Вставьте пропущенные слова:

Египетская книга хранилась в свернутом виде как ___________. Текст писали на ___ чернилами ___________, а новый абзац начинали чернилами __________. Отсюда в русском языке появилось выражение начать с ____ _________________.

21.Признаки египетского государства:

А) власть в Египте принадлежала фараону

Б) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну,

В) появились земледелие и ремесло,

Г) египтяне верили в многочисленных богов,

Д) фараону служило постоянное войско.

22.Известно 7 древних чудес света. Одно из них было в Египте. Какое? Что вы о нем знаете? 23.В Египте существовала поговорка; «Уши мальчика на спине его». Что она означает?

Почему не говорили: «Уши девочки на спине ее»?

24.Что в Египте называли налогами:

А) военную добычу

Б) регулярную плату в казну части дохода

В) подарки, полученные фараоном от вельмож,

Г) дань с завоеванных народов.

История Средних веков. 6 класс.

  1. Почему Средние века получили такое название?
  2. Объясните понятия:
А) двуполье б) феодальная раздробленность в) сеньор г) феодал д) оброк е) барщина.
  1. Заполните таблицу, вписав в нее слова из скобок:
Оброк. Барщина. Десятина.

( 12 яиц, накосить стог сена, поросенок, 20 овец, мешок зерна в монастырь, вырыть пруд,

построить хлев, 20 охапок дров, бочка вина, ловить рыбу, десятая часть урожая, 5 метров

ткани выткать).

  1. Соотнесите:
Хлодвиг вождь франков

Карл Великий случай с чашей

50 военных походов

граф Роланд

Суассон

завоевание Галлии

завоевание саксов

король

император.
  1. Мог ли крестьянин стать рыцарем? Почему?
  2. Подчеркните ошибку в тексте и исправьте ее, написав сверху:

Жилищем феодала была хижина. Ее окружал забор. Каждый феодал

был рыцарем – пешим воином. У вассалов были сеньеры, которые должны были им подчиняться и давать советы. Государство у франков образовалось в 800 году.
  1. Прочитайте стихотворения и их помощью ответьте на вопросы: В чем вассал видит свой долг и что он считает для себя позором? Каковы обязанности сеньора?
Вассал сеньору служит своему,

Он терпит зимний холод и жару,

Кровь за него не жаль пролить ему.

…Пускай не скажет обо мне никто,

Что от испуга позабыл я долг,

Не посрамлю я никогда свой род.

Велел собрать все, что оставил враг:

Коней со сбруей, мулов хоть куда,

Баулы золота и серебра,

И самоцветы и борзых собак,

Так много получил любой вассал…

Ответ:

  1. Отметьте знаком «+» те человеческие качества, которыми должен обладать рыцарь:
- воинская доблесть

- гордость своими предками

- великодушие к побежденным

- безразличие к своему происхождению

- защита слабых и обиженных

- мудрость

- щедрость

- готовность бороться с врагами христианства

- презрение к простонародью

- преклонение перед дамами

- уважение к труду крестьян

- умеренность в еде.

9. Найдите и назовите элементы замка:

Ответ:

10.Найдите и назовите предметы вооружения рыцаря:

Ответ: 11.Во французской поэме описывается осада замка. Какие средства штурма замка применяют осаждающие? Какие способы обороны используют осажденные? Идут на штурм французы неудержно,

По лестницам наверх упорно лезут.

Ломают стены с грохотом и треском,

Пускают луки в ход и арбалеты,

Во рвы свергают сотнями неверных.

А турки отражают наступленье:

Большие камни во французов мечат,

Их навзничь в воду сбрасывают с лестниц,

В них ядра шлют из камнеметов сверху,

Из арбалетов выпускают стрелы.

Ответ:

12.Укажите цифры того, что является

А) собственностью феодала

Б) собственностью зависимых крестьян.

Ответ:

13.Найдите правильный ответ (подчеркните):

А) союз купцов (братство, орден, гильдии, цехи).

Б) как наказывали ремесленников за некачественный товар (убивали, высмеивали,

сажали в тюрьму, брали штраф, выгоняли из города).

В) в 11 веке (с\х отделилось от ремесла, ремесло отделилось от с\к, крестьянин

занимался и ремеслом и с\х).

Г) ремесленник владел (домом, скотом, землей, изделиями, орудиями труда,

учениками).

14.Укажите цифру с указанием элементов цеха.

Ответ:

15.Укажите цифру с указанием элементов средневекового города:

Ответ:

mognovse.ru


Смотрите также