Родовые общины первобытных людей. Родовые общины охотников и собирателей
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ. Родовые общины первобытных людей


Родовые общины охотников и собирателей

Вопросы занятия

 

·        Жизнь первобытных людей

·        Род и племя

·        Вильям Бакли

·        Льюис Генри Морган

 

Около сорока тысяч лет назад на Земле наступило очередное похолодание. На огромных просторах Европы и Северной Азии тянулись тундры и холодные степи. Северные олени проникали на Пиренейский и Апеннинский полуостров. Мамонты обитали вплоть до территории современного Рима.

В таком суровом климате и жил кроманьонец, последний, известный науке, древний человек. Его останки впервые были обнаружены в 1867 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Она то и дала название людям, жившим около сорока – двенадцати тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами – людей современного типа. Их рост достигал ста семидесяти – ста девяноста сантиметров, походка была прямая.

Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей Земле.

Природные условия в разных точках Земли были неодинаковы. Сильные морозы, большое количество солнечных дней или их недостаток, резкие ветры, песчаные бури отразились на внешнем виде людей. По цвету кожи и внешнему виду они разделились на три расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.

За сотни тысяч лет эволюции менялась не только внешность человека, но и его лицо, рост, походка. Развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжелое копье, и тонкую иглу.

Обратите внимание на свою ладонь: большой палец как бы противопоставлен остальным пальцам. Это и является основой хватательной функции руки. Попробуйте поднять со стола небольшой предмет, например ручку, без участия большого пальца. Ну как? Сложно? А при помощи большого пальца и еще одного? Получилось!

Постепенно действия руки становились все более уверенными. А значит, и совершенствовались орудия труда и оружие, которые человек делал из камня, дерева, из костей рыб и животных. Люди изготавливали скребки, резцы, тесла, ножи, проколки.

Произошли изменения и в охотничьем оружии. Появились разнообразные копья, дротики и гарпуны с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки.

В двенадцатом тысячелетии до нашей эры человек изобрел лук и стрелы. Они появились изначально как средство охоты, а позднее стали применяться и как военное оружие.

Свыше десяти тысяч лет назад на Земле началось постепенное потепление. Из-за перемены климата или по каким-то другим причинам навсегда исчезли мамонты и шерстистые носороги. Теперь основными объектами охоты становятся более мелкие животные: олени, лошади и другие. Все более заметной становится роль рыболовства.

В пятом тысячелетии до нашей эры человек изобрел топор. Топор использовался для обработки дерева, для изготовления лодок, строительства хижин. Вначале это было массивное, длинное орудие труда из кремня. Затем человек научился шлифовать камень путем трения его о смоченный песок. Это был довольно трудоемкий процесс, и первоначально шлифовалась только рабочая часть. Позже стали шлифовать полностью все орудие труда и научились сверлить отверстия. Сверлом служила полая кость, которую вращали, подсыпая на камень смоченный водой кварцевый песок.

Совместный труд, борьба с хищниками, общие жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом или родовой общиной.

При раскопках стоянок древних людей вместе с орудиями труда и оружием археологи находят фигурки женщин, вырезанные из кости мамонта. Это свидетельствует о том, что женщина занимала исключительное положение, совмещая в своих руках заботы по добыванию пищи, по поддержанию домашнего очага, вскармливанию и воспитанию детей. Женщина рассматривалась как продолжательница рода. Поэтому человеческое стадо постепенно превращалось не просто в родовую общину, а в материнскую родовую общину.

В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду их шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу.

Появляются специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особого навыка, продолжительного опыта, сноровки. Например, мастера по изготовлению лодок, наконечников стрел, резчики по дереву и кости. Эти мастера работали на общину: отдавали свои изделия в распоряжение общины, получая взамен продукты питания, так же как и остальные члены рода.

Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Девочки обучались у матерей готовить пищу, шить. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда.

Пища, добытая мужчинами и женщинами, шкуры, рога и другие продукты труда принадлежали всему роду.

Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных людей. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия почти двести лет назад познакомился с обычаями племен, живших на Огненной Земле. Он рассказывает такую историю: когда огнеземельцам подарили кусок холста, то они, не задумываясь над тем, что испортят вещь, разорвали холст на совершенно равные лоскутики и распределили между собой.

Все вопросы, которые возникали внутри рода, решали на собрании всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины имели равные права. Окончательное решение вопросов часто зависело от мнения женщин.

На собрании избирался старейшина – наиболее старый и опытный член рода. Это мог быть мужчина, но при материнской родовой общине чаще всего старейшиной рода становилась женщина. Старейшина занимался решением мирных вопросов: руководил хозяйственной жизнью рода, разрешал споры внутри общины. Выбирался также и вождь для ведения войны. Но если не было необходимости, то эта должность могла быть незанятой.

Все члены общины были равны. Вождь рода жил подобно простому человеку и мог отличаться от своих сородичей лишь украшением. За провинность его могли сместить в любую минуту.

Внутри рода сородичи обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. Возникавшие между сородичами ссоры разрешались общественным судом. Обиды же, причиненные кому-либо представителем другого рода, вызывали вражду. На защиту обиженного сородича выступал весь род. Но война возникала в исключительных случаях, и она не была продолжительной. Спор стремились разрешить мирным путем.

Если было достаточно запасов пищи, то община могла состоять из ста и более человек. Но если община сильно разрасталась или не хватало продуктов питания, то от первых материнских родов отходили коллективы близких родственников, которые давали начало новым родам.

Несколько родов образовывали племя. Вожди родов входили в совет старейшин племени. Совет племени мог сместить вождей родов, регулировал отношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир. Племена образовывали союзы племен.

До сегодняшнего времени ученые так и не пришли к единому мнению, как образовался род. Этот вопрос является одним из самых трудных в науке о первобытном обществе. Все сведения, которые изложены в учебниках, о жизни людей в родовой общине основаны на изучении учеными-этнографами так называемых диких племен. Помните, на первом уроке мы говорили об ученых, которые поселяются в таких племенах и описывают жизнь и обычаи туземцев?

Однако, первым европейцем, кто близко узнал жизнь диких племен, был вовсе не ученый. Это был англичанин Вильям Бакли. В 1803 году он был осужден на каторжные работы и его вместе с другими заключенными привезли из Англии в Австралию: здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями.

Через три месяца Вильям Бакли бежал. Несколько недель он скитался по лесам, пока его, обессиленного, не встретили аборигены. Они спасли беглого каторжанина от голодной смерти. Бакли прожил среди аборигенов тридцать два года. Шестого июля 1835 года он вернулся в цивилизованный мир и подробно рассказал о жизни среди туземцев. Его рассказ был записан и издан в 1935.

Основными занятиями аборигенов Австралии были охота и собирательство. Орудия труда и оружие изготавливали из камня, дерева и костей. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.

В книге мы читаем: в поисках пищи аборигены все время кочевали, не задерживаясь подолгу на одном месте. Только если пищи было много, аборигены разбивали лагерь и оставались в нем несколько месяцев.

Жили аборигены небольшими общинами. Между общинами обычно царил мир. Общины дружили между собой, приглашали друг друга в гости, устраивали шумные пиры, вместе охотились и ловили рыбу, обменивались пищей и изделиями своего труда.

Со временем ученые и путешественники обнаружили похожие племена и в других уголках мира: в Северной и Южной Америке, в Африке, в Юго-Восточной Азии. И оказалось, что, несмотря на множество различий, в главном: орудия труда, способ их изготовления, общественное устройство, хозяйственный уклад жизни, - эти племена были абсолютно похожи.

Крупный вклад в изучение первобытного общества внес выдающийся американский ученый Льюис Генри Морган.

Он родился и вырос среди американских племен ирокезов. Морган исследовал общественное устройство этих племен и узнал, что каждый род у ирокезов имел свое имя, например: Олень, Волк, Черепаха, Медведь и так далее.

Все члены рода обязаны были помогать друг другу. И если кто-нибудь из членов рода совершал преступление, то весь род нес за это ответственность.

Во главе рода стоял родовой совет. Он занимался вопросами внутри рода и отношениями с другими родами. В родовой совет входили все мужчины и женщины.

Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.

Проводя свои исследования, Морган выяснил, что такие порядки были заведены и у остальных американских племен.  И ученый задумался: а как обстоит дело у других народов мира?  Во все концы земли Морган разослал письма.  И оказалось, что все далекие от цивилизации народы жили родовым строем.  Значит, решил Морган, и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии в далеком прошлом существовал такой же общественный строй! Чтобы доказать эту гипотезу, Морган погрузился в изучение прошлого народов Греции, римлян, германцев.

Результаты исследования превзошли все ожидания. В 1877 году в своем труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытности. С течением времени некоторые гипотезы, изложенные Морганом в его труде, были опровергнуты другими учеными, но в целом его идеи о жизни и устройстве родовой общины стали общепризнанными.

videouroki.net

Поселения родовых общин

1. Зарождение родового строя.

Шли тысячелетия. Постепенно совершенствовались орудия труда: стали употреблять каменные остроконечники, скребла. Изменялось, и общественное устройство древних людей. Начали складываться родовые общины. Первые родовые общины возникли примерно 30 тысяч лет назад. К этому времени изменился и сам человек: его мозг и внешний облик стали почти такими же, как у людей наших дней. Ученые называют его человек-разумный. 

 

2. Усовершенствование техники обработки камня и кости.

В условиях жизни родовым строем развитие орудий труда, жилища и самих людей пошло значительно быстрее, чем раньше. Живя большими посто- янными коллективами, люди пере- давали накопленный ими опыт от одного поколения к другому.На стоянке древних охотников. С картины Бурнана

Люди научились лучше обрабатывать камень. Откалывая от кремня мелкими ударами тонкие пластинки, им придавали необходимую форму, а дальше с помощью костяной палочки - отжимника - отжимали мельчайшие кусочки кремня. Работа продолжалась долгие часы и дни и требовала большой осторожности и искусства. От неловкого удара кремень портился, и приходилось все начинать сначала.

Широкое распространение получили орудия из кости - иглы, гарпуны. Большое значение в жизни людей имело рыболовство.

Очень важным было изобретение лука и стрел: стало легче охотиться на зверей и птиц - человек научился поражать их на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

Постепенно люди научились гладко шлифовать песком поверхность орудий - каменные ножи, топоры, скребла стали удобнее, острее; научились сверлить в камне отверстие-это дало возможность насаживать каменные орудия иа деревянные палки. Люди стали плести рыболовные сети, выделывать глиняную посуду, ткать ткани.

Изменилось и жилище людей. Они научились не только использовать естественные пещеры, но и выкапывать землянки. Сверху их покрывали шкурами, а внутри устраивали очаги. Позже люди стали сооружать жилища из прутьев, обмазывая их глиной, или из бревен - появились дома.

Большие перемены происходили и в природных условиях жизни людей. Приблизительно 13-14 тысяч лет назад стало теплее. Постепенно ледник отступал к северу. Широкие потоки талой воды понеслись к южным морям. Многие северные животные вымерли, другие ушли на север. Появилось больше травы и деревьев. Для жизни человека освободились огромные пространства земли, ранее покрытые льдом. Родовые общины заселили новую, более обширную, чем раньше, территорию.

 

3. Родовая община.

Что же такое родовая община? Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяй

ственной жизни. В родовой общине, как вы знаете, все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.

При родовом строе люди нашей страны приручили животных и завели домашний скот. Постепенно освоили и земледелие (примерно 5-2 тысячи лет до и. э.). Землю рыхлили острым суком или каменной мотыгой, бросали в нее зерно, собирали урожай. Чтобы приготовить пищу, зерна растирали на каменной зернотерке. Земледелие явилось огромным завоеванием людей: ведь зерно можно было долго хранить, питаться им зимой.

Земледелие было сначала женским занятием. Женщины заботились о детях, о пропитании рода, о поддержании огня. Мужчины же главным образом охотились, ловили рыбу. Они часто и надолго уходили от своих жилищ. Их роль в жизни рода была меньшей, чем женщин. Главой рода считалась женщина. По женской линии велось тогда и родство. Это было время матриархата - материнской родовой общины.

 

 

4. Возникновение религии.

Сотни тысяч лет никакой религии у людей не было. Это доказывается тем, что при археологических раскопках ученые не находят никаких предметов, которые свидетельствовали бы о существовании религиозных верований у древнейших людей.

Постепенно обогащался опыт людей, развивалось их мышление. Люди пытались понять явления природы и не в силах были это сделать.

Человек целиком зависел от непонятных ему и грозных сил природы. Бессилие человека в борьбе с природой и породило веру в богов.

Человек еще не мог правильно понять окружающую его жизнь: почему он видит сны, болеет, умирает, почему один раз охота бывает удачной, а другой - нет, почему гремит гром, льет дождь или наступает засуха? Это боги, думал он, гремят в небесах громом, сверкают молнией, потом угоняют тучи и опять посылают солнце. Это они ведают жизнью и смертью людей, грозными силами природы, властвуют над человеком.

Человек думал, что боги, так же как и люди, бывают добрые и злые, что их можно задобрить просьбами и подношениями - жертвами.В поселке древних земледельцев. С картины Буриана

Археологи обнаружили скалы и пещеры, расписанные красочными фигурами животных - мамонта, медведя, оленя, лошади. Эти изображения использовались в древности для колдовства. Готовясь к охоте, древние люди устраивали здесь воинственные пляски, выкрикивали заклинания, наносили удары по изображению животного, приносили жертвы. Люди думали, что своими колдовскими действиями они заклинают природу и обеспечивают удачную охоту.

При раскопках древних поселений находят изображения богов, которым люди когда-то поклонялись. Часто это были изображения женщины- покровительницы рода. Люди обожествляли и своих умерших родичей, и животных, и силы природы- солнце, ветер, гром.

Так примерно несколько десятков тысяч лет назад возникла религия - вера в богов и поклонение им.

В религии фантастически, искаженно- отразились окружавшая людей природа, их занятия и общественная жизнь.

Ясно, что религия не могла дать правильных объяснений явлений природы и жизни человека. Но мало этого, она стала мешать людям искать истину. Она вела по ложному пути, на котором нельзя было приобрести ни опыта, ни знаний.

 

5. Поселения древнейших земледельцев.

Самые ранние земледельческие поселения людей в нашей стране ученые открыли на Украине - в селе Триполье, в Туркмении- близ Ашхабада, в Армении - около Еревана.Изображения животных, сделанные древними художниками на стенах пещер

Во время пахоты около села Триполье украинские крестьяне не раз находили древние раскрашенные черепки. Начались раскопки. Археологи открыли большое древнее поселение, где люди жили в 3-2 тысячелетиях до и. э. В центре его находилась круглая площадь, по кругу стояли одинаковые глинобитные дома. В поселке жило несколько тысяч человек, наверно целое племя. Древние жители Триполья были земледельцами. В их домах найдены земледельческие орудия и каменные зернотерки, красивые глиняные сосуды с цветным рисунком для хранения зерна и молока. В некоторых сосудах лежали зерна пшеницы, ячменя, проса. Нашли много костей домашних животных - овец, коз, свиней, большерогих коров особой породы. Это свидетельствует о том, что у трипольцев было развито и домашнее скотоводство. Почти в каждом доме находились глиняные фигурки богини плодородия.

Около города Ашхабада открыли древнее поселение Анау, где жили люди в 3 тысячелетии до н. э. Они также занимались земледелием и скотоводством. Чтобы получать урожаи в условиях жаркого климата, они провели каналы и оросили поля. Люди этого поселения уже умели обрабатывать металл и строить кирпичные дома.

 

6. Начало разложения первобытнообщинного строя.

В последние тысячелетия до нашей эры люди нашей страны научились использовать металлы. Древнейшие следы обработки металлов найдены на Урале, в Закавказье, Средней Азии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в других местах.

Сначала обрабатывали самородную медь, иногда золото. Изделия из меди были слишком мягкими; позже к меди стали добавлять олово и получили бронзу. Но подлинным век металла наступил тогда, когда люди научились делать орудия из железа. Это произвело настоящую революцию в технике. Появился железный наконечник у сохи, быстрее и легче пошла обработка земли. Железным топором можно было срубить дерево куда быстрее, чем каменным. Развились новые трудовые навыки: человек научился ловко действовать железным ножом, топором.

Благодаря железным орудиям и новым трудовым навыкам труд человека стал производительнее:

  • человек стал производить необходимые ему изделия и продукты в большем количестве и быстрее, чем раньше; 
  • производительность труда возросла.

Земледельческие племена перешли от мотыжного земледелия к пашенному- к обработке земли сохой с железным сошником, использовали тягловую силу быков и лошадей.

В степных местах Причерноморья, Прикаспия, на Алтае и в Средней Азии от разведения небольшого числа домашних животных люди стали переходить к кочевому скотоводству. Кочуя с места на место, племена скотоводов обеспечивали свои стада хорошей травой, а сами имели постоянные запасы молока и мяса.

В новых условиях в родовой общине выросла роль мужчины: он занимался скотоводством, его сила нужна была в земледелии, он же добывал и обрабатывал металлы. Мужчина-отец передавал свое имущество сыновьям. Теперь уже родство считалось по отцовской линии. Главой рода стал мужчина. Наступило время патриархата - отцовской родовой общины. Это было примерно во II тысячелетии до н. э.

Тогда же внутри родового строя происходили и другие перемены. С использованием металлов появилось больше продуктов труда, отпала необходимость вести хозяйство огромным родом. Каждая семья могла самостоятельно обработать поле и собрать урожай. Стала расти хозяйственная самостоятельность отдельных семей. Орудия труда и продукты принадлежали теперь семье, а не всему роду. Так возникла частная собственность. Теперь уже равенство среди членов общины не могло сохраниться: отдельные семьи накапливали больше богатств, другие разорялись. Поэтому вместе с частной собственностью появилось и имущественное неравенство.

Первобытнообщинный строй, при котором люди сообща трудились, имели общее имущество и были равны между собой, постепенно стал распадаться.

  • < Древнейшие жители нашей страны
  • -> Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии >

hist-world.com

РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ

1. Похолодание на Земле.

Около 100 тысяч лет назад на Земле наступило резкое похолодание. Особенно сильно оно было в Европе.

Зимы стали долгими и морозными. Постепенно всю северную половину Европы покрыл ледник - огромный слой льда толщиной до двух километров; он не стаивал даже летом. Южнее ледника расстилались тундры. Животные, привыкшие к тёплому климату, погибли или ушли далеко на юг.охота на мамонта

Первобытные люди благодаря огню и орудиям труда приспособились к новым условиям жизни.

2. Улучшение орудий труда.

Хотя орудия труда первобытных людей изменялись очень медленно, однако за сотни тысяч лет люди научились делать копья с каменными наконечниками, каменные скребки, проколки и пластинки, служившие ножами.

Время, когда люди пользовались каменными орудиями труда, называется каменным веком. 

Раскалывая кости, люди заметили, что из них можно сделать очень острые орудия труда. Из кости и рога люди стали вырезать шилья, иглы и гарпуны - зазубренные наконечники копий, застревавшие в теле животного.

Обрабатывая дерево, первобытные люди узнали, что трением одного сухого куска дерева о другой можно разжечь огонь. Для этого требовалось много труда и терпения. Научившись разжигать огонь, люди могли развести костёр, когда это им было нужно-

С изменением орудий труда изменялась и жизнь первобытных людей.

3. Охота и рыболовство.

Охота стала главным занятием первобытных людей. Они охотились не только на отдельных животных, но и на целые стада оленей, быков и лошадей. Часть охотников пряталась в засаду, а другие, размахивая копьями и горящими ветками, гнали стадо к засаде.

1 Следует отличать каменный век, продолжавшийся сотни тысяч лет, от века-столетия.

Люди охотились также и на мамонтов  - громадных слонов, покрытых рыжей шерстью. Они устраивали ловушки - закрывали ямы жердями и ветвями. Пугая мамонта огнём, охотники загоняли его к яме. Упав туда, мамонт ломал себе ноги, и охотники добивали его. Копьём с каменным наконечником можно было пробить даже толстую шкуру мамонта.

С изобретением гарпуна люди стали заниматься рыболовством. Человек подстерегал, когда к берегу подплывёт крупная рыба, и поражал её гарпуном.

4. Как и почему изменились сами первобытные люди.

Благодаря тому что древние люди трудились, они постепенно изменялись и сами.

Пальцы людей становились более ловкими. Человек мог выполнять и такую тонкую работу, как резать рог каменным ножичком или сшивать иглой шкуры животных.

Работая, люди должны были многое запоминать и обдумывать, о многом говорить друг с другом. Например, перед охотой они должны были сговориться о том, где устроить засаду, как расставить охотников, куда гнать стадо. Поэтому в труде развивались и ум, и речь человека. Увеличивался его мозг, больше становился его лоб.

Эти изменения происходили очень медленно. Должны были смениться тысячи поколений людей, чтобы стало заметным, как изменился древний человек.

Около 40 тысяч лет назад древние люди стали такими же, как люди нашего времени: у них был высокий лоб, развитые руки, они ходили прямо.

5. Образование родовых общин.

родом или родовой общинойОхота, в которой участвовали десятки и сотни людей, сближала их друг с другом. Сближало их также и развитие речи. Коллективы людей уже не расходились, а стали постоянными. Но объединялись в коллективы не случайно встретившиеся люди, а родственники.

Все родственники селились в одной пещере или же строили для себя несколько больших хижин Мужчины охотились, ловили рыбу, выделывали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения. Дети уже с трёх-четырёх лет помогали женщинам. Добытую пишу делили между всеми родственниками. Очистив скребками шкуры от жира и раскроив их ножами, женщины шили одежду. Шкуры, запасы еды, рога и кости принадлежали всему коллективу родственников.

Коллектив родственников - родичей, трудившихся сообща и имевших общее имущество, называют родом или родовой общиной.

Роды образовались около 40 тысяч лет назад.

Великий учёный и революционер Фридрих Энгельс сказал, что «труд создал человека». Благодаря труду развивались руки, ум и речь первобытных людей. Трудясь, люди улучшали орудия труда и образовали прочные коллективы - родовые общины.

Цветная иллюстрация I. Линия жизни людей на Земле. На идущей снизу вверх «Линии» обозначены последние 120-130 тысяч лет жизни людей. Предшествующее время обозначено в виде витка, в центре которого изображён древнейший человек. Найдите, где на «Линии» обозначено время резкого похолодания на Земле и время образования родов. (Сосчитайте, сколько приблизительно лет прошло от похолодания до образования родов.)Линия жизни людей на Земле

  • < ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
  • -> ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ >

hist-world.com


Смотрите также