обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;
продолжить формирование умений рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты;
воспитывать чувство прекрасного, развивать познавательный интерес учащихся 5 класса к истории Древнего мира.
Оборудование: учебник, презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», тест по теме «Жизнь первобытных людей»
Ход урока
I. Орг.момент
II. Проверка д/з
Задание 1. Найдите ошибки в тексте.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад.. Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды – небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем – то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник – огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
III. Изучение нового материала
План
Причины появления религии.
Появление искусства.
Просмотр презентации «Возникновение искусства и религиозных верований» с последовательным анализом слайдов по плану:
Причины появления религии.
Слайд 1
Естественных причин явлений природы люди не знали. Почему снятся сны? Что такое смерть? Почему идет дождь? Люди искали ответы на сои вопросы. Во сне он видел людей, давно умерших. И думал, что в теле живет душа. Человек считал, что миром управляют высшие одушевленные силы – духи.
Слайд 2
У них вера в то, что между животным и его изображением, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Первобытный человек представлял себе богов виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога – идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь. Нужно только, чтобы бог услышал просьбу, и сделать так могли только шаманы и колдуны.
Верования первобытных людей в то, что у человека есть душа, в жизнь после смерти называются религиозными.
Запишем термин: религия – это вера в сверхъестественное и поклонение ему.
Учащиеся делают выводы:
Религиозные верования возникли:
От бессилия человека перед могуществом природы;
От невозможности объяснить многие ее явления.
Они зародились с появлением человека разумного, способного не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем
Религиозные верования проявлялись в совершении специальных обрядов, связанных с важными событиями в жизни.
Появление искусства.
Слайд 3-5
Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Вскоре были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Можно себе представить, какую моральную травму нанесли "хранители научной истины" испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
IV. Закрепление изученного
Замените одним словом:
Вера в богов и духов –
Изображения почитаемых богов и духов –
Подарки богам и духам –
Поражение копьями нарисованное животное –
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей –
Выполнение заданий в рабочей тетради при помощи учебника.
V. Домашнее задание
§ 3, выучить термины
infourok.ru
Конспект урока по истории искусства на тему "Искусство первобытного общества. Мезолит"
Люди, изображенные на светло – сером фоне скал, полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с изящной четкостью. Подлинного мастерства «художники» этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных «живописцев». В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.Слайд 5Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.
Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимают люди. Коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.
Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного.
В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По-прежнему, основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.
Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников. Слайд 6Наскальная живопись позволяет представить, как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена. Изображения женщин встречаются редко: они, как правило, статичны и безжизненны.
Наскальная живопись рассказывает и о драматических эпизодах военных столкновений между племенами. На рисунках нередки изображения битв: яростные схватки, убегающие от преследования воины. Слайд 7Одна из больших композиций в ущелье Гасулья удивительно правдиво изображает сражение древних людей. Одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую: справа – нападающие, слева – обороняющиеся. Нападающие неудержимо мчатся вперед, осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков. Среди обороняющихся видны раненые, пораженные стрелами, страдающие от боли, но не сдающиеся врагу. На переднем плане отряд из четырех стрелков с отчаянным упорством сдерживает натиск противника. Слайд 8В навесе Мола Религия (ущелье Гасулья) уцелел превосходный рисунок со сценой военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом цепочкой. Их тела одинаково наклонены вперед. Каждый держит в одной руке пучок стрел, в другой – лук, воинственно поднятый кверху.
4. Подведение итогов
5. Домашнее задание
infourok.ru
Конспект занятия по истории на тему "Искусство и религия первобытных людей" (5 класс)
Разработка занятия №5.12
ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.
Предмет: история.
Класс: 5.
Тип занятия: изучение нового материала.
Тема занятия: Искусство и религия первобытных людей (1 час).
Цель занятия: продемонстрировать начальную связь искусства и религии и одновременность их возникновения.
Задачи занятия:
образовательные: объяснить понятия искусство и религия.
развивающие: сформировать умение интерпретировать произведения искусства и содержание мифов.
воспитательные: показать длительный путь духовной эволюции древнего человека.
Структура занятия:
1. Создание рабочей атмосферы.
2. Проверка посещаемости.
Проверка д\з
5 мин
-
Устный опрос:
1. Почему раннюю историю человечества называют каменным веком?
2. Почему лук и стрелы человек придумал после таяния ледника?
3. Какое наблюдение помогло человеку в изобретении лука и стрел?
4. Многие животные не смогли приспособиться к условиям оледенения и вымерли. Что помогло человеку выжить?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Мотивация, актуализация знаний
6 мин
-
1 слайд
На слайде изображены археолог Марселино де Саутуола и его 9-летняя дочь Мария де Саутуола. Они стали первооткрывателями того, о чем мы сегодня поговорим. Давайте познакомимся с их историей. 2 слайд
Какую сферу жизни древнего человека открыли археолог и его дочь?
Искусство древнего человека.
Целеполагание
2 мин
-
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
3 слайд
О первобытном искусстве.
Запись в тетрадь темы занятия:
Искусство и религия первобытных людей
Изучение нового материала
20 мин
Пещерная живопись,
Закон сопричастности,
Магия,
Духи,
Шаман,
Религиозные верования,
Миф,
Ритуал
1. Человек становится художником.
4, 5 слайды
Давайте с вами рассмотрим основные произведения пещерной живописи и посмотрим на хронологию ее открытия.
Первую дату необходимо записать в тетрадь.
1. Кто изображен на фотографиях?
2. Насколько эти изображения сложны?
3. Почему нет изображения растений, а люди изображены схематически?
4. Как вы думаете, зачем древний человек рисовал?
5. Как Марселино понял, что эти изображения принадлежат Каменному веку?
2. Закон сопричастности.
Первобытный человек не мог объяснить природные процессы, происходящие вокруг него, с помощью естественных причин. Поэтому он прибегал к мистическому объяснению. Мистика окружала человека, с ее помощью человек объяснял сны, смерть, болезни, рождение и т.д. Все элементы мира находились друг с другом в мистической связи.
Из этого факта вытекают все остальные выводы.
6 слайд
Необходимо разобрать термин:
Магия − форма колдовства, основывающаяся на идее о том, что предметы, сходные по внешнему виду либо побывавшие в непосредственном контакте якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.
Для наглядности можно рассказать о куклах вуду, как наиболее ярком примере.
7, 8 слайды
Как изображения могли помочь людям?
9, 10 слайды
Неандертальцы впервые начали хоронить своих сородичей, о чем это может говорить?
11 слайд
Так как все в мире взаимосвязано, то на будущие процессы можно повлиять. Со временем такую функцию в обществе пробрели шаманы.