Отличие первобытного общества от государства. Социальное управление и нормативное регулирование в первобытном обществе. Отличие родоплеменной организации общества от государства.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества. Отличие первобытного общества от государства


Социальное управление и нормативное регулирование в первобытном обществе. Отличие родоплеменной организации общества от государства.

Поиск Лекций

Для общественного устройствa зрелого первобытного обществa хaрaктерны две основные формыобъединения людей - род и племя

встречaются и тaкие формы объединения людей, кaкфрaтрии и союзы племен. Фрaтрии (брaтствa) - это или искусственные объединения нескольких связaнных родственными узaми родов, или первонaчaльные рaзветвленные роды. Союзы племен - это объединения, возникaвшие у многих нaродов, но уже в период рaзложения первобытнообщинного строя. В родовой общинекaк первичной форме объединения людей влaсть, a вместе с ней и упрaвление, выглядели тaк. Основным оргaном и влaсти, и упрaвления было родовое собрaние , состоявшее из всех взрослых членов родa. Оно решaло все вaжнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов из числa нaиболее aвторитетных и увaжaемых членов родa оно выбирaло стaрейшину или вождя. Привилегиями по срaвнению с другими членaми родa он не облaдaл. Кaк все, он принимaл учaстие в производственной деятельности и получaл свою долю. В любое время он мог быть отстрaнен родовым собрaнием от зaнимaемой должности и зaменен другим. Кроме стaрейшины или вождя родовое собрaние избирaло военного предводителя (военaчaльникa) нa время военных походов, a тaкже жрецов, шaмaнов, колдунов и т. п., которые тоже не облaдaли привилегиями. В племениоргaнизaция влaсти и упрaвления былa примерно тaкой же, кaк и в родовой общине. Специaльного aппaрaтa упрaвления или принуждения, влaсти, оторвaнной от обществa, здесь еще нет.

Нормативное регулирование в первобытном обществеСистему социального регулирования можно представить как две группы средств:

1. Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения.2. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций. Любое общество, в том числе и первобытное, требует регуляции, и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни.:1. Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.2. Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. К примеру, племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей, главной из которых была жестокость, поэтому ожидалось, что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении, и это являлось нормой, соответствующей этой ценности. Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи. Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.

От родовой организации государство отличается следующими характерными признаками

1Право. Нет необходимости, общест-е отношения регулируют обычаи - .в гос-ве – юр.нормы,

2 налоги. Нет – взымаются с населения

3 Объединение людей. Первобытное общество объединяло и делило людей по кровнородственному признаку. С появлением же частной собственности и классов родовые связи начинают слабеть, а затем исчезают совсем. Происходит смешение родов и племен, и родовая организация преобразуется в административно-территориальную.- Государственная власть соединяет и делит людей по месту жительства, т. е. по территориальному признаку

4 Публичная власть первобытном обществе публичная (т.е. общественная) власть организационно совпадает непосредственно с обществом, была не поли-тической, т. е. неклассовой публичной властью. - государства состояла в том, что она принадлежала не всем членам общества, а лишь экономически господствующему классу, являлась политической властью.

5 Основа действенности публичной власти. - Сила авторитета, т. е. добровольность выполнения решений, исходящих от старейшины, обусловливается уважительным отношением к его личности (знаниям, опыту).- Авторитет силы, т. е. решения, исходящие от этой власти, при необходимости могут быть проведены в жизнь принудительно

 

 

7..Причины возникновения государства

Государство это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин:1. Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. связaннaя с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связaно с рaзвитием производствa, появлением новых отрaслей, рaзделением трудa, изменением условий рaспределения общественного продуктa, обособлением социaльных структур, их укрупнением, ростом численности нaселения, проживaющего нa определенной территории, и т. п.

Стaрый aппaрaт упрaвления не мог обеспечить успешное руководство этими процессaми.

2. Потребность в масштабных работах, эта причина. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство

3. Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми

4. Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь государство могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита).

 



poisk-ru.ru

Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества

Современная антропология, археология и этнография знакомят нас со сведениями, на основе которых, мы делаем вывод, что уже полтора – два миллиона лет назад человек, отделившись от мира животных, жил в условиях первобытного стада.

Одни из самых ранних форм объёдинения людей, были связаны с не классифицированными, неупорядоченными семейно-родовыми отношениями того времени, с необходимостью объединения для защиты от внешних угроз и добычи провианта с использованием совместных усилий.

Человеку было необходимо провести езе более миллиона лет эволюции, прежде чем первобытные люди, научились создавать (изготавливать) орудия труда. Но прогресс на этом не остановился, следующим шагом в эволюцеонной лестнице стало изготовление каменных топоров и копий, заостренных кольев, создание первого лука и соответственно стрел для него, рыболовных сетей и множество других приметивных приспособлений для улучшения своих условий существования.

Человек стал строить первые приметивные хижины, жилища, выбираясь из пещер, научился добывать огонь. Стали появляться более классифицированные и выделенные семейно-родовые связи. Стали появляться первые первобытные общины – «Верфи».

Исходя из эволюционных составляющих первобытного строя, данный промежуток времени получил названия первобытнообщинный, соответственно и период развития общества называется «первобытное общество».

На протяжении многих веков функционирования и существования, государство как организация или институт, всегда особо выделялось от других, догосударственных, существовавших за долго до него, и негосударственных существующих параллельно государству институтов и организаций, своими специфическими признаками, функциями, устоями.

За историю развития человечества философами, великими мыслителями и политическими деятелями времен их существования, было высказано небывалое количество различных суждений и мнений относительно существования признаков государства.

Согласно учениям древнегреческого философа Демокрита, жившего в 460-370 годах до нашей эры, «Специфическая особенность государства является в том, что в нем представлены всеобщие блага и справедливость» Он писал что: «Хорошо управляемое государство, - есть величайший оплот, в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет»

Исследуя цитаты одного из знаменитых римских ораторов, государственного деятеля и мыслителя – Цицерона жившего в 106-43 годах до нашей эры. Он исследовал и рассматривал в качестве одного из многих, но основных признаков государственного дела, это «достояние народа». Понятие «народ» он понимал следующим образом: «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Исследуя развитие государства и общества, нельзя не затронуть одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения, Макиавелли, который гласил: «признак государства, есть политическое состояние общества». В чем данное высказывание заключалось? Разбираясь более подробно в данном высказывании, на ум приходит вывод, что истина его слов в установлении и поддержке отношений между подвластными и властными слоями общества, в введении и использовании органов пенитенциарной системы и системы юстиции в целом, в законотворческой и реализации норм права, и в становлении и узаконивание стабильной, народовластной политической власти.

Он все это подтверждал и другим высказыванием: «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», – писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Подходя к заданному нами вопросу, какие же основные признаки, отличные государственной и догосударственной организации политической власти.

Одним из немало важных критериев, служит – наличие выделенного из общества и верховенствующего над обществом – государственного аппарата управления и принуждения. Данные аппараты, состоят из «особого» слоя людей, одним из основных занятий которого, является выполнение управленческих, властных функций. Они не являются производителями духовных или материальных благ, нет, они являются управленцами «дел государевых».

Данные должности достаются им путем назначения или избрания, наследования или замещения. Основными частями государственной власти (аппарата управления и принуждения), являются органы исполнительной, судебной и законодательной власти, и органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.

Так же одним из основных признаков государства, является наличие аппарата управления и принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде вооруженных сил и правоохранительных органов, разведки, контрразведки, различных исправительных учреждений (тюрем, колоний, лечебно-исправительных учреждений) и т.д.

Еще одним не мало важным признаком государства, является: выступление государства на международной арене от лица общества. Тесная взаимосвязь права и государства. Издание, опубликование и реализация применения нормативно-правовых актов данного государства.

Каждое государство, имеет свои государственные символы, к ним относят: флаг, гимн, герб. Так же многие государства используют свой язык в качестве государственного или используют несколько государственных языков. Самый распространённый язык, используемый в мире, является не английский, а китайский, его используют более миллиарда людей по всему миру.

Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и до государственной и негосударственной организациями – с другой.

В понятие публичной власти, научные круги соотносят с понятием «материальные придатки» в виде аппарата власти соотнесенные с лагерями и другими учреждениями принудительного характера (лагеря, тюрьмы, колонии), а так же с вооруженными людями (вооруженные силы, правоохранительные органы).

Следует заметить, что в научных кругах, понятие публичной власти толкуется неоднозначно и иногда даже противоречиво. Основное толкование включает в себя признак государства, но реже публичную власть воспринимают как синоним государства.

Не смотря на различность, расхождение в толковании публичной власти, они склонны к единому мнению, что наличие публичной власти, имеет принципиальный характер для любой государственной организации, которая отличает ее как от негосударственных организаций существующих параллельно государственным, так и догосударственной организации общества.

В условиях первобытного общества, власть имела фиктивный общественный характер, совпадая непосредственно с физическими данными представителя власти. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом.

Властные полномочия по урегулированию дел племени, союза племен, рода и других первобытных объединениях, осуществлялось не особым классом людей (элитой), а занятыми в производстве взрослыми членами этого общества (в основном мужчинами).

Властные полномочия и функции осуществлялись как путем непосредственного участия в собраниях родовых и иных объединений, так и через целый комплекс (систему) органов управления - фратрий, племен, родов.

Люди, выполняющие влатные полномичия, всегда в основном были выборными должностями и всегда сменяемыми. В начале государственного развития они выбирались по решению племени из числа уважаемого рода.

Не в пример государственным чиновника, за которыми стоит государство, с его разветвленным комплексом государственного аппарата управления и принуждения, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет и поддержку членов этого объединения.

Возникшая и укрепившаяся общественная власть в условиях первобытного общества, основанного на равенстве социальных и материальных благ, не могла успешно функционировать, выполнять свои функции на более поздних этапах развития. Когда произошел раскол общества на классы по материальному, социальному и других признаков на имущие и неимущие социальные слои, классы, группы.

Общественная власть неизбежно должна была смениться публичной властью, опирающуюся на политический характер аппарата насилия и принуждения.

Отличием от первобытного строя, в котором общественная власть принадлежала людям по кровному родству, в зависимости от происхождения из того или иного рода, племени или союза племен, при государственном строе, власть распределена на них в зависимости от места проживания данной группы.

С образованием (созданием) государства, граждане, по замечанию научных исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории».

Под территорией государства чаще всего понимается его пространство в пределах которого, осуществляется государственное управление и осуществление государственно-властных полномочий.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, и исключает, какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т. д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Добровольно суверенитет ограничивается и в тех случаях, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Помимо суверенитета и других названных выше признаков государств обладает также рядом других признаков.

В их числе, как уже отмечалось, большое значение имеют налоги и займы, выступающие в качестве источников пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие, как гимн, флаг и др. Не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

 

 

megalektsii.ru

Возникновение государства и его отличие от первобытного общества

Поиск Лекций

 

Ф. Энгельс «Возникновение семьи, частной собственности и государства».

В процессе развития первобытного общества создавались предпосылки для его преобразования. По мере совершенствования орудии труда люди приобретали новые производственные навыки, повышались производительность труда, становились разнообразными и противоречивыми интересы членов общества.

Считается, что появление собственности, государства, правовых норм, связано с изменением, произошедшим в развитии экономики при переходе от присваивающей экономике к производящей (присваивающая экономика - собирательство, охота, рыболовство. производящая экономика - скотоводство и земледелие).

Характеристика присваивающей экономики:

- примитивный способ производства и примитивные орудия труда

- зависимость человека от природных условий

- коллективная собственность на средства производства

- уравнительное распределение материальных благ

Важную роль в переходе от первобытного способа производства к новому способу производства сыграло общественное разделение труда. По мнению Энгельса это предшествовало появлению государства.

Крупнейшие общественные разделения труда:

1. отделение скотоводства от земледелия;

2. отделение ремесла от земледелия;

3. обособление группы людей, занимающихся товарообменом, купцов.

Общественное разделение труда и совершенствование орудии труда повлекли рост производительности труда. Человек стал производить большее количество продукта, чем было необходимо, в результате чего появился избыточный продукт. Избыточный продукт накапливался у отдельных семей и им могли быть запасы товаров, обособленные участки земли. Появление избыточного продукта привело к появлению частной собственности.

Общество начало дифференцироваться по имущественному признаку, появились классы богатых и бедных, их интересы стали противоречить друг другу.

Таким образом, в данных экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной, следовательно, общество в силу его раскола на экономически равные группы объективно порождает такую организацию власти, которая с одной стороны должна поддерживать интересы имущих классов, а с другой стороны - сдерживать противоборство между ними и товарозависимой частью общества.

Такой организацией, выделившейся из общества стало государство. В основе появления государства лежат экономико-политические и социальные причины.

Экономико-политические причины:

- крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство и земледелие)

- углублённая специализация труда (скотоводство, земледелие, ремесло, товарообмен)

- появление частной собственности

- необходимость охраны и защиты частной собственности

- необходимость охраны границы территории, где находится производство и проживает население

- обеспечение постоянного управления обществом

Социальная причина - выполнение общих дел (строительство ирригационных сооружений в восточных государствах, строительство дорог, борьба со стихийными бедствиями)

ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА.

По критерию власти:

- в первобытном обществе власть основывалась на родоплеменном устройстве общества, интересе всех членов рода, опиралась на силу авторитета её носителя и не имела территориального характера.

- в государстве власть распространяется на население, проживающее на его территории

По критерию организации общественной жизни:

- в первобытном обществе организация общественной жизни обеспечивалась самоуправлением

- в государстве для управления общественными делами создаётся публичная власть, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением

По критерию регуляции жизни:

- в первобытном обществе регуляция жизни обеспечивается социальными нормами

- в государстве регуляция жизни обеспечивается правовыми нормами

По критерию содержания государственного аппарата:

- в государстве на содержание государственного аппарата устанавливается система налогов и сборов

- в первобытном обществе их не было

По критерию государственного суверенитета

- независимость государства при решении внешних и внутренних вопросов государства

 

 

Вопрос № 6

poisk-ru.ru


Смотрите также