Социальные нормы как регулятор общественных отношений в первобытном обществе. Социальные нормы в первобытном обществе
1.3. Власть и социальные нормы в первобытном обществе
Общество как система связей и отношений между людь- ми возникло намного раньше государства. Человек как общественное существо мог выжить и развиваться только в коллективе.
Самой ранней формой объединения людей было перво- бытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Родовая община — это группа лиц, объединен- ных родством, общей хозяйственной деятельностью, об- щим местом обзятания, общими ритуалами. Как правило, род включал несколько десятков человек. Разделение труда носило половозрастной характер; все результаты трудо- вой деятельности распределялись поровну между членами общины.
В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.
Разрастание рода приводило к отпочкованию от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло племя. Отношения между родовыми общинами были не- регулярными и, как правило, не простирались дальше разгра- а
ничения хозяйственной территории и обмена избыточны- ми продуктами.
Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинив- шегося члена рода за пределы общины) были обязатель- ными для всех. В любом обществе власть так или иначе воплощается в определенной личности. В родовой общине первенство между пока еще равными друг другу сородича- ми принадлежало старейшине. Он не обязательно был са- мым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удач- ливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринима- лась как производная от власти коллектива.
Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государ- ству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую распространяется власть родовой общины.
Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Основ- ными источниками правил поведения были мифы, тради- ции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами обще- ственных отношений. Их характерные признаки:
1) они исходили от рода и выражали его интересы;
2) они действовали в силу привычки, исполнялись доб- ровольно, их соблюдение обеспечивалось всем родом;
3) они не отражали различия между правами и обязан- ностями: право воспринималось как обязанность, а обя- занность как право.
Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к кате- гории моральных норм. Это — мононормы.
Мононормы — правила поведения, объединявшие за- чатки права, морали, религии. Примером мононормы мо- жет быть известное у всех примитивных человеческих со- обществ табу — запрет на совершение какого-либо дей- ствия (например, охоты на определенный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждени- ем или высмеиванием со стороны общины. Наиболее рас- пространенным видом мононорм являлись обычаи.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила по- ведения людей, вошедшие в привычку в результате много- кратного применения в течение длительного времени. Обы- чаями осуществлялось нормативное регулирование труда, быта, семейных отношений.
Для первобытного общества характерны следующие особенности нормативного регулирования:
1) нормы в первобытном обществе складывались сти- хийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;
2) ведущим способом регулирования был запрет;
3) характерным было отсутствие субъективных прав, зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и обязанности члена родовой общины составляли единое целое;
4) нормы поведения обеспечивались всем коллекти- вом общины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутствовавшим в первобытном обществе.
Социальные нормы первобытного общества регулиро- вали, а власть обеспечивала функционирование примитив- ной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собирательство), быт, воспроизводство населения и разре- шение конфликтов внутри общества.
В дальнейшем под воздействием социально-экономи- ческих и политических условий, прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.
studfiles.net
Социальные нормы как регулятор общественных отношений в первобытном обществе
Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определённого порядка в отношениях его членов.
Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далёких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определённую соподчинённость в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки.[22]
Такие нормы чаще всего были правилами разделения труда, взаимной защиты, распределения благ, сотрудничества, экзогамии. Они служили жизненно важным интересам коллектива и неукоснительно соблюдались в нём. Кроме того, применяясь из поколения в поколение, они приобрели силу привычки, став обычаями. Помимо этого они были закреплены идеологически – религиозными предписаниями и мифами. Социальная и экономическая жизнь также нуждались в определённой упорядоченности.
Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (лат. synkretismos - соединение) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут быть дифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права. Этот термин ввёл А.И. Першиц. «...Учитывая синкретность, неотдифференцированность основных правил поведения в первобытном обществе, - писал он, - более удачным представляется термин «мононорма», отражающий такую синкретность».[23]
Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы. Они выражались в обычаях, тесно переплетённых с религиозными и нравственными устоями. «Они в большинстве не отделяли прав от обязанностей, поскольку права индивида сливались с обязанностями».[24]
Важнейшей особенностью общинно-родовых норм был примат в них группового начала. Они регулировали отношения не столько между личностями, сколько между группами – соплеменниками и чужеплеменниками, сородичами и свойственниками, мужчинами и женщинами, старшими и младшими и в целом подчиняли интересы личности интересам коллектива.
Из-за отсутствия письменности социальные нормы в первобытном сообществе не фиксировались документально. Как правило, они складывались стихийно, методом «проб и ошибок», передаваясь из поколения в поколение и существуя в сознании людей. Часть из них отмирала сама собой, другие проходили проверку временем и признавались полезными и необходимыми. Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определённых правил, запретов, предписаний.
В более позднее время появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс.
Признаками социальных норм в первобытном обществе таким образом были отсутствие чёткого разграничения прав и обязанностей, они выражали интересы и волю всех членов рода, носили общеобязательный характер, исполнялись в силу привычки, добровольно и под влиянием общественного мнения.
Для мононорм характерным было и то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство».
Рассмотрим виды социальных норм в первобытном обществе. Главный источник социальных норм в первобытном сообществе – обычай, то есть стихийно сложившееся, многократно повторяемое и вошедшее в привычку людей правило поведения. Его исполнение обеспечивалось силой общественного мнения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период.
Первобытные обычаи сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества, были консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.
Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.[25]
Постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.[26]
Можно также выделить и Простейшие нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;
В раннепервобытном обществе экономические отношения собственности закреплялись именно в морали, в которой выражалась воля общества в целом.
К примеру, важнейшей нормой такой морали было предъявляемое к каждому члену коллектива требование делиться пищей с остальными. Соблюдение этой нормы обеспечивалось лишь силой общественного мнения.
Однако сказать, что общественное мнение принуждало человека делиться пищей с остальными членами коллектива, было бы неверно. Эта норма входила в плоть и кровь человека. Она была столь само собой разумеющейся, что никому не могло прийти в голову не поделиться с членами своего коллектива. В этой норме выражалась и закреплялась общественная собственность на пищу.
Это означает, что в раннепервобытном обществе существовали не только экономические отношения собственности, но и волевые.
Религиозные нормы были правилами поведения, регулировавшими отношения между людьми за счёт их религиозных представлений. К ним можно причислить такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животным буквально прыгнуть на новую ступень развития. Они позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги пред окружающим миром и направить его на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определённой мере предсказуемых и гарантированных отношений.[27]
На особом месте стоит табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечёт жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.
Различного рода табу составляли смысловое содержание мононормы, например, обязанность почитать и сохранять определённых животных.
Табу - немотивированный запрет, однако за его несоблюдение общество жестоко карало своих членов, нередко даже лишало их жизни.
Этнологи давно уже выделили эти нормы из всего огромного многообразия правил поведения, существовавших в первобытном обществе. Исследователи давно заподозрили, что именно в такой форме возникли самые древние из всех существующих человеческих поведенческих норм.
Существовало глубокое убеждение коллектива в том, что если кто-то из его членов совершит определённые действия, то это неизбежно навлечёт не только на него, но и на весь коллектив опасность, возможно даже приведёт к гибели всех. При этом люди не могли сказать ничего определённого ни о природе этой опасности, ни о том, почему и каким образом данные действия влекут её за собой. Им было известно только то, что пока они воздерживаются от запретных действий, эта опасность остаётся скрытой; когда же они их совершают, опасность автоматически из потенциальной превращается в реальную и угрожает всем. В силу этого они рассматривали человека, совершающего такого рода действия, одновременно и как находящегося в опасности, и как представляющего опасность для коллектива.
Соблюдение социальных норм в первобытном обществе достигалось силой общественного мнения, внутреннего страха и потестарных санкций. Человека, не желавшего жить так, как это было принято у родственников, ждала кара. Особо злостных нарушителей, а находились и такие, умертвляли или изгоняли из рода. В условиях первобытности это были практически равнозначные наказания. В одиночку выжить было невозможно.[28]
Можно сделать вывод, что социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе регулировали отношения между людьми, существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения, обеспечивались соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода), имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу), как самый простой и элементарный приём воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали, были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы, выражали интересов всех членов рода и племени.
Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени.
Заключение
На поверхности лежит вывод, что первобытное общество на всём пути своего существования стремилось подчиниться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом. На ранних стадиях субъектом первобытной власти и одновременно её же объектом являлся народ. Долгое время просуществовала так называемая «первобытная демократия». Постепенно акцент внимания власти был перенесён на имущественные блага, а если быть точнее, на накопление их у обладателей такой власти, что было обусловлено появлением в обществе прибавочного продукта, в свою очередь, появившегося с приходом неолитической революции. Из этого следует, что именно неолитическая революция положила начало процессу формирования государства на базе классового деления, для закрепления классового неравенства и более чёткого разделения людей на классы «управляющих» и «управляемых».
Социальное регулирование сопутствует человеческому обществу с момента его возникновения. Одновременно с развитием общества в целом происходит развитие социальных норм. С усложнением и увеличением разнообразия отношений, нуждающихся в регулировании, усложняется и система общепринятых правил поведения, которая с изобретением письменности положит начало праву, которое, в свою очередь, придёт на смену обычаям.
Таким образом, на фоне описанных явлений, государственная организация постепенно займёт место родовой, а право займёт место обычаев и табу
megaobuchalka.ru
Социальные нормы в первобытном обществе как источник позитивного права
В далекий от нас период возникновения человека им руководили прежде всего инстинкты, и в этом смысле праисторические люди мало чем отличались от других животных. Инстинкты действую!; как известно, независимо от воли и сознания живого существа. Природа посредством генов передает от поколения к поколению инстинктивные правила поведения отдельных особей.
Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия.
Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.
Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.
Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.
Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.
Возникновение права и его отличительные признаки
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
Исследуя вопрос об историческом возникновении права, прежде всего необходимо различать два пути правообразования:
1) связанный с деятельностью государства;
2) не связанный с деятельностью государства.
Признаки права
Рассмотрим основныепризнаки права.
Нормативность
По своему содержанию право состоит из норм, нормативных предписаний, опредедяюших необходимые признаки типичных жизненных ситуаций и общие правила поведения оказавшихся в них субъектов. Нормативность позволяет удовлетворить отмеченную К. Марксом общественную потребность «охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена».
Волевой характер
История правовой мысли уже давно связывает сущность права с волей. Однако для одних право — это воля господствующего класса, для других право является свободным выражением воли индивидов. В любом случае право является своеобразной формой обозначения и защиты интересов субъекта от конкурирующих интересов. Будучи основой волевого устремления субъекта, именно интерес как осознанная потребность становится решающей правообразующей силой, что подтверждается действительностью. Всякая нормативная абстракция, для того чтобы стать действенной и справедливой, должна изменяться по содержанию, отвечая требованиям своего времени, а толчком к таким изменениям становятся интересы реальных участников общественных отношений, потребности практики.
Всякое право по своей сущности является сбалансированной волей общества. Волей, определяющей наиболее целесообразный порядок регулирования и развития социально значимых отношений. В ней должны найти необходимое сочетание общественный, государственный и индивидуальный интересы. Причем в конкретных предписаниях, в зависимости от специфики регулируемых отношений, удельный вес этих интересов может весьма существенно изменяться. В одних (конституционных) может преобладать общественный или государственный, в других (купли-продажи) — индивидуальный интерес. При нарушении необходимого паритета этих интересов снижается эффективность правового регулирования, а при их противопоставлении право превращается в свою противоположность — в узаконенный произвол.
Таким образом, баланс интересов означает учет интересов общества, государства и отдельных личностей при доминирую- щсм значении общественного интереса, потому что благодаря его приоритету поддерживается целостное состояние общественной системы и стимулируется достижение общей цели — благополучие всех субъектов права. Свобода воли одного субъекта должна быть согласована и ограничена свободой воли других заинтересованных субъектов. По своей сути этот баланс отражает соотношение политических сил в обществе, а по содержанию он выражается в паритете прав и обязанностей будущих участников регулируемых отношений. Поэтому источник юридической силы правового предписания состоит не столько в принудительном его осуществлении и полномочиях правотворческого органа, сколько в степени согласования воль субъектов права, направленных на достижение определенных юридических последствий.
megaobuchalka.ru
Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе
Содержание
Введение
1. Власть и социальная организация в первобытном обществе
2. Общая характеристика власти догосударственного периода
3. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе
Выводы
Список литературы
Введение
Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. Род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединенную кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.
Тема данной курсовой работы – «Власть и социальные нормы поведения в первобытном обществе» – актуальна в силу того, что, во-первых, понимание современной власти и социальных норм невозможно без учета опыта предыдущих эпох, во-вторых, это позволяет сформировать представление о власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
Целью данной работы является описать сущность власти и социальных норм поведения в первобытном обществе.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается власть и социальная организация в первобытном обществе;
2. описывается общая характеристика власти догосударственного периода;
3. показывается общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе;
Работа состоит из Введения, трех Параграфов, Выводов и Библиографии.
В Параграфе 1 – Власть и социальная организация в первобытном обществе – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается власть и социальная организация в первобытном обществе.
В Параграфе 2 – Общая характеристика власти догосударственного периода – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается общая характеристика власти догосударственного периода.
В Параграфе 3 – Общая характеристика социальных норм в первобытном обществе – решается третья из промежуточных задач, а именно: показывается общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.
В Выводах показываются основные результаты работы.
§1. Власть и социальная организация в первобытном обществе
Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства. Всегда ли в истории человеческого общества существовал этот институт или же он появился на определенном этапе его развития?. Только подход, основанный на принципе историзма позволяет уясни ть причины и формы появления государства, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих, догосударственных организационных форм жиз ни общества. В силу этого начинать рассмотрение вопроса о происхождении государства нужно с характеристики определенных сторон первобытного общества, используя для этого данные археологии и этнографии, непосредственно из учающих это общество.
В последние десятилетия наши з нания о первобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существенно обогатилось благодаря успехам археологии и этнографии. Еще в ХIХ - начале XX веков историческое знание об общественном раз витии охватывало период всего в три тысячи лет, а все, что было до этого, определялось как пр едыстория (из-за отсутствия письменных и других надежных источников). В наши дни история многи х регионов планеты насчиты вает уже 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверное знание об этом историчес ком диапазоне в жиз ни человечества.
Помимо того, если для XIX - начала XX века был характерен в основном так называемый «евроцентристский » взгляд на историю, т.е. опирающийся главным образом на знания истории Европы и некоторых прил егающих к ней регионов, а затем эти знания искусственно рас пространялись на весь остальной мир, то в XX ве ке в орбиту научного осмысления оказалась вовл еченной история всех регионов земного ш ара.
Теория государства и права стано вится, таким образом, действител ьно логическим обобще нием истории всепланетного государственно-правового раз вит ия общества. В этом новом понимании первобытного общества, прежде всего, следует выделить знания, характеризующие ра звитие этого общества, периодиз ацию первобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это общество никогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.
Выделяют несколько видов такой периодиз ации обще историческую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующ аяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» новый каменный век).
Это понятие в историческую науку вв ел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произ ошел во в сех сферах жизни человечества при переходе в н еолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к з емледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому произ водству.
Этот переход начался в различных районах земного шара (Восточное Средиземноморье, Междуречье, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.
Поскол ьку этот переход изменил всю материальную осн ову жизни первобытного общества, ее социальную и духовную организацию, то он справедливо обозначается как револ юция, хотя и растянувшаяся на нескол ько тысячел етий.
Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытном обществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова была социал ьная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства и существования использ овало человечество. Для т еории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, какие фор мы организации вл асти и соц иально-регулятивные системы функционировал и в обществах присваивающей экономики, а к акие в обществах прои зводящей экономики. Действительно, длительное время наш предокроманьонский чел овек (его появление датируется 40 тыс. лет назад) занимался охотой, рыболовством, собирательством пл одов и корней растений, т.е. занимался присвоением готовых животных и растительных форм. Для этого он использовал кремневые, костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева), т.е. занимался орудийной деятельностью.
Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной, который руководили ее члены наиболее авторитетные и опытные до бытчики пищи, знатоки обычаев и обрядов. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей. Характерным был и их отн осительно кочевой образ жизни на определенной территори и.
Семейные общины могл и объединяться, но также на родств енной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот. Поскол ьку в основе социальной органи зации первобытного общества л ежали родственные отношения, постол ьку эту организацию определяют как родовой строй.
В этом обществе существовала строго фиксированная система половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачносемейных отношений. Последние в арьировались в зависимости от соотношения мужчин и женщин, их возраста, сложившихся форм брака от моногамных до гаремных форм семей.
Разумеется, такая организ ация з нала и властные институты власть пре дводителя, совета старейшин. Причем существовал а выбо рность, сменяемость вождей, предводителей, совета старе йшин. Форма власти в первобытном обществе наз ывается в отличие от власти в государственно-о рганизационном обществе потестарной ( от ла т. «potestas» - власть, мощь). Например, потестарная власть предводи теля семейн ой общины, ба зировалась не тол ько на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго нака зан, вплоть до лишения жиз ни.