4.Организация власти в первобытном обществе. Принадлежность власти в первобытном обществе
3.Признаки, отличающие государство от первобытного (догосударственного) общества.
Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком”5. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.
Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.
Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.
Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.
Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.
Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.
Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).
В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).
На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:
Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.
Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:
если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;
реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;
Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.
Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.
Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической сило и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых с учётом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
Государство –единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право без государства.
Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”.
Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям.
studfiles.net
4.Организация власти в первобытном обществе
Эпоха праобщины или первобытного человеческого стада. Содержанием эпохи является преодоление в процессе трудовой деятельности остатков животного состояния, унаследованного от пролюдей, и она характеризуется завершением биологического развития самого человека.
Эпоха первобытной или родовой общины. Эпоха открывается возникновением первых прочных форм социальной организации – рода и родовой общины. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку эту организацию определяли как родовой строй. Род или родовая община – это объединение людей, основанное на действительном или предполагаемом кровном родстве, а также общности имущества и труда. Членов рода объединяет кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества.
Родовой строй у многих народов проходил в 2 этапа:
1. Матриархат (материнский родовой строй).
2. Патриархат (отцовский родовой строй).
В эпоху становления и развития родового строя основной формой общественной организации был материнский род. Женщина играет важную роль в общественном производстве. Она, как и мужчина участвует в добывании средств к жизни, однако её труд, состоящий в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное, в обработке земли с помощью примитивной мотыги, был намного производительнее труда мужчины-охотника. Вместе с тем, родство определялось по материнской линии – это вторая причина, объясняющая главенствующее положение женщины в родовой общине. Мужчины были менее значимы в то время. Но, когда скотоводство, земледелие, плавка металла, изготовление орудий труда, оружия стало уделом мужчины, тогда они стали играть решающую роль в общественном производстве, и главенствующие положение в родовой общине переходит к мужчине. Произошли серьезные изменения в брачно-семейных отношениях. Родство отныне стало определяться по мужской линии.
Для рода, как первичной организации первобытного общества присущи следующие признаки:
Род – это личный, а не территориальный союз. Объединение людей не связывалось с какой-либо территорией. Рода могли перемещаться, но их организация при этом сохранялась.
В родах существовало общественное самоуправление. Управление родовой общиной, в которую входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми членами рода. Должность старейшины- не наследственная, и могла быть замещена любым членом рода, как мужчинами, так и женщинами. На время военных действий, возникающих в результате столкновений между родами, избирался военноначальник. Выборный старейшина и военоначальник трудились наравне с членами рода, и род в любое время мог их сместить. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытнообщинную демократию (потестарная власть).
Для рода свойственно единство, взаимопомощь и сотрудничество. Возникшие вопросы решались общим собранием всех членов рода, а старейшина приводил эти решения в жизнь. Споры между членами рода разрешались обычно теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением и оно, как правило, состояло в наложении обязанностей за провинность. Крайняя форма наказания – изгнание из рода.
Род также давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Таким образом, род является основной начальной ячейкой человеческого общества при первобытнообщинном строе. Отдельные рода объединялись в более крупные объединения. Образовывались племена.
Эпоха первобытной соседской общины. Во многих, хотя и не во всех обществах, эта эпоха открывается появлением на смену камню металла и повсюду прогрессирующим развитием всех отраслей хозяйственной деятельности, ростом избыточного продукта, распространением грабительских войн из-за накопленных богатств. Общественная власть не была анархией, хаосом. Совместная жизнь и коллективный труд требовали поддержания определенного порядка, соблюдения определенных правил поведения. Такими правилами поведения стали обычаи, которые не требовали создания особого аппарата принуждения, основывались на привычках, традициях, авторитете старших поколений, нравственных, религиозных воззрениях людей. Нормы первобытного общества называют мононормами.
studfiles.net
2. Организация общественной власти
в первобытном обществе
Как известно, человек по своим биологическим качествам во многом уступает животным: он не обладает зоркостью орла, силой льва, скоростью гепарда и т. д. Поэтому на заре цивилизации люди, руководствуясь врожденными инстинктами (самосохранения, выживания, продления рода и др.) стремились к объединению, поскольку выжить они могли, только соединив свои усилия в добыче пищи, защите от хищников, обороне от нападения чужаков и т. д.
Первые коллективы людей основывались на кровном родстве — универсальной связи, обусловленной биологической природой человека: появляются род — сообщество людей, объединенных кровным родством, племя — объединение нескольких родов, союзы племен. Словом, основной формой коллективной общности людей в тот период являлась родовая (кровно - родственная) община.
Любой коллектив, как известно, нуждается в управлении, а любая управленческая деятельность носит властный характер. Реализуя свои эгоистические интересы, человек неизбежно вторгается в сферу интересов других людей, что чревато конфликтами, грозящими разрушить данное сообщество. Сохранить коллектив — конечная цель социальной власти.
Власть в своем зачаточном состоянии существует уже на стадии объединения животных предков человека в стада – таковой была власть вожака, основанная на его физическом превосходстве. Такая власть еще называется «потестарной» (от лат. potestas – «сила», «мощь»). Постепенно с развитием человеческой цивилизации меняется и характер власти, усложняется ее устройство, организация.
В первобытной общине высшим органом власти становится родовое собрание, которое созывалось по мере надобности и, на котором решались наиболее важные вопросы, касающиеся всех членов племени. Решение повседневных вопросов возлагалось на наиболее опытных, уважаемых членов общества — вождей и старейшин. Надо заметить, что вожди и старейшины, осуществляя руководство членами общины, сами непосредственно участвовали в повседневной жизни племени: охотились, воевали и т. д.
При кажущемся примитивизме такое устройство общественной жизни оказалось весьма эффективным: ни одно из известных государств не просуществовало так долго, как первобытное общество. Благодаря такой форме организации общественной жизни был сохранен генофонд человечества.
3. Причины кризиса первобытного общества и возникновение государства. Признаки государственной власти, отличающие ее от организации власти в первобытном обществе.
В период «неолита» (новый каменный век) человечество пережило своеобразную революцию: произошел переход от собирательной (присваивающей) экономики к экономике производящей. Ответ на вопрос, почему некоторые народы вынуждены были заниматься производством материальных благ и почему отдельные племена до сих пор живут в основном в условиях собирательной экономики (например, австралийские аборигены или некоторые африканские племена сегодня), видимо, нужно искать в конкретных материальных условиях существования того или иного общества (климатических, географических и проч.). Как остроумно заметил один из специалистов, занимающийся изучением быта австралийских племен: «Если бы кенгуру можно было доить, а из сорняков молоть муку, то и пигмеи стали бы заниматься производством!».
Производство материальных благ заставляет изготавливать орудия труда, специализация трудовой деятельности приводит к появлению ремесленников, скотоводов и земледельцев и постепенному обособлению этих групп друг от друга. Обмен продуктами труда обусловил появление лиц, для которых торговля становится профессиональной деятельностью.
Постепенное совершенствование орудий труда приводит к повышению производительности труда, а, следовательно, и появлению излишков продуктов, а затем и частной собственности.
Постепенно меняется форма семьи. Существование первобытной полигамии — «многомужество» или «многоженство» — объясняется простым биологическим инстинктом воспроизводства: чем больше партнеров, тем больше шансов иметь потомство. С возникновением социальных условий, позволяющих вырастить и сохранить большее количество рожденных детей, происходит переход к моногамной семье.
Думается, что и первая частная собственность появляется именно в семьях - как собственность на личное семейное имущество. Парная форма семьи, в свою очередь, позволяла четко определять круг наследников, что уменьшало опасность возникновения распрей и ссор во время дележа имущества умерших родственников.
Крепкие в экономическом отношении семьи пытаются выделиться из племени, поскольку быт первобытного общества несовместим с частной собственностью – ведь родственникам нужно помогать бескорыстно, а просто соседу излишки питания можно выгодно продать или дать в долг.
В обществе формируется запрет («табу») на браки между близкими родственниками, поэтому внутри племени появляются «чужаки», не связанные с основной массой кровным родством.
Изменяющиеся социальные условия жизни людей формируют новую психологию, которая, в свою очередь, влияет на общественную жизнь и т. п.
Все это постепенно разрушает кровнородственные отношения, т. е. ту основу первобытного общества, благодаря которой оно смогло просуществовать столь длительное время: родовая община, основанная на родственных связях, постепенно становится общиной соседской.
Постепенно на смену первобытному обществу приходит фактически новое общество с иными экономическими условиями жизни, иной формой семьи, иными социальными отношениями, изменившейся психологией человека…
Старые, «первобытные» органы власти уже не могут управлять новым постродовым обществом. Возникает необходимость их «замены» на такие, которые способны в новых условиях выполнить основную, главную задачу — сохранить постродовое общество. Эти новые органы власти, которые заменили собой прежние, и стали позднее обозначать понятием «государство». Примечательно, что долгое время не существовало даже единого термина для обозначения этого нового устройства власти. Только в XV -XVI вв. утвердился термин «государство», которым стали обозначать все государственные образования, до того называвшиеся «республика», «город», «полис», «городская община», «княжеское господство», «земля» и т. п.
Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из европейских мыслителей использовал для обозначения государства термин «stato» (от лат. «status» — «положение, статус»), которым у него объединялись такие понятия, как республика (republica) и единовластное правление (principato). «За Макиавелли, — писал известный ученый Георг Еллинек, — должна с полным основанием быть признана заслуга введения в научную литературу термина «государство».
Таким образом, подводя некоторые предварительные итоги, можно утверждать, что государство не есть сила, навязанная извне кем-то обществу, государство — это своеобразное «дитя» общества, которое вынашивается в его «чреве» подобно тому, как мать вынашивает своего ребенка. В основе «рождения» государства лежит комплекс закономерных причин и случайных процессов. Объяснять процесс возникновения государства какой-то одной причиной (насилием, семьей, психологическими качествами человека, классовой борьбой и т. д.) значило бы упрощать исторические реалии развития общества.
Чем же отличается государственная власть от организации власти, существовавшей в первобытном обществе?
в отличие от кровной власти родового общества, государственная власть ограничена определенными территориальными границами, указания государственной власти становятся обязательными не только для членов рода (племени), но и для всех, кто находится и проживает на данной территории.
«новая» власть носит публичный характер, т. е. она обособляется от основного населения, появляется деление на властителей и подданных.
управление обществом становится профессиональным занятием — формируется аппарат управления, исполнение приказов которого при необходимости обеспечивается специальным аппаратом принуждения.
поскольку государственные служащие непосредственно не участвуют в производстве материальных благ, основным источником их существования становятся налоги.