Почему первобытную экономику называют престижной. Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Почему первобытную экономику называют престижной. Почему первобытную экономику называют престижной


Престижная экономика - это... Что такое Престижная экономика?

Престижная экономика — термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в поздне-первобытном обществе или как называет данную формацию этнограф Ю.И. Семёнов — первобытно-престижном обществе [1].

Возникновение данной стадии развития человечества связано с тем, что несмотря на то, что семья или отдельный индивид общества уже получили прибавочный продукт, но он поступил только в распоряжение, а не в собственность, то есть остался принадлежать общине. Распорядительная доля могла быть различной, тогда как потребительная только по потребности. Всё это накладывало невозможность накопления избыточного продукта и нужность его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, образование особого церемониального дарообмена, как особой формы дарения превращающего прибавочный продукт в «престиж».

Возникновение явления

Возникновение в поздне-родовом обществе стабильного избыточного продукта приводит к возникновению вопроса его распределения и дальнейшему стимулу производства. Первым шагом становится получение всего созданного работником продукта в своё распоряжение, но с обязанностью делиться им с остальными членами общины [1]. Появляется понятие распорядительной и потребительной доли.

Распорядительная доля — вся совокупность товара, созданная работником своим трудом, потребительная доля — та часть продукта, которую использовал его собственник для своих нужд. Как отмечает Ю. Семёнов, та разница, которая составляла между распорядительной и потребительной долями и превращалась в престиж: «Человек делился продуктом с другими членами коллектива, те в свою очередь также делились с ним созданным продуктом... Если распорядительная доля была больше потребительной, то это различие обеспечивало человеку уважение и престиж» [1].

С дальнейшим развитием общества становится очевидно, что весь продукт созданный отдельным индивидуумом должен перейти в его собственность, а не только в распоряжение. Постепенно возникают особые формы распределения продукта внутри общины, а не только простой трудоделёж, например, договорённости об обмене разными продуктами.

Но возникает новое противоречие — даже несмотря на получение человеком продукта в собственность, в первобытном обществе всё равно невозможно накапливать излишек, так как община требовала его распределения, отказ от которого считался преступлением. В результате всё большая часть общественного продукта уходит в другие социоисторические организмы, возникает два вида циркуляции продукта: циркуляция жизнеобеспечивающего продукта, которая происходит внутри общины и циркуляция избыточного продукта, которая происходит между разными социоисторическими организмами.

Система циркуляции избыточного продукта и получила название престижной экономики.

Первым обратил внимание на данное явление Марсель Мосс, уделив особое внимание о дарении [2].

Понятие церемониального обряда

Цепь дарообмена составляет замкнутую цепочку или круг, образует понятие реципрокности — обмена дарами на нерыночной основе [3], одним из понятием которой является пролонгированный возврат — отстроченный, обратное дарение осуществляется не сразу, а по истечении времени.

Примеры церемониального обряда

Б. Малиновский одним из первых описал данную общественно-экономическую формацию на примере института Кула — церемониального обмена в Океании. Выдающийся этнограф указал на нецелесообразность такого дарообмена с точки зрения товарно-рыночных отношений, а также указал какие «институции» выросли вокруг него ( мифология, лодкостроительство, социальные структуры и др.).

Примечания

Литература

См. также

dic.academic.ru

Престижная экономика — WiKi

Престижная экономика — термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в позднем-первобытном обществе или как называет данную формацию этнограф Ю.И. Семёнов — первобытно-престижном обществе [1].

Возникновение данной стадии развития человечества связано с тем, что несмотря на то, что семья или отдельный индивид общества уже получили прибавочный продукт, но он поступил только в распоряжение, а не в собственность, то есть остался принадлежать общине. Распорядительная доля могла быть различной, тогда как потребительная только по потребности. Всё это накладывало невозможность накопления избыточного продукта и нужность его распределения, сначала внутри общины, а потом и вне её, образование особого церемониального дарообмена, как особой формы дарения, превращающего прибавочный продукт в «престиж».

Возникновение в поздне-родовом обществе стабильного избыточного продукта приводит к возникновению вопроса его распределения и дальнейшему стимулу производства. Первым шагом становится получение всего созданного работником продукта в своё распоряжение, но с обязанностью делиться им с остальными членами общины [1]. Появляется понятие распорядительной и потребительной доли.

Распорядительная доля — вся совокупность товара, созданная работником своим трудом, потребительная доля — та часть продукта, которую использовал его собственник для своих нужд. Как отмечает Ю. Семёнов, та разница, которая составляла между распорядительной и потребительной долями и превращалась в престиж: «Человек делился продуктом с другими членами коллектива, те в свою очередь также делились с ним созданным продуктом... Если распорядительная доля была больше потребительной, то это различие обеспечивало человеку уважение и престиж» [1].

С дальнейшим развитием общества становится очевидно, что весь продукт созданный отдельным индивидуумом должен перейти в его собственность, а не только в распоряжение. Постепенно возникают особые формы распределения продукта внутри общины, а не только простой трудоделёж, например, договорённости об обмене разными продуктами.

Но возникает новое противоречие — даже несмотря на получение человеком продукта в собственность, в первобытном обществе всё равно невозможно накапливать излишек, так как община требовала его распределения, отказ от которого считался преступлением. В результате всё большая часть общественного продукта уходит в другие социоисторические организмы, возникает два вида циркуляции продукта: циркуляция жизнеобеспечивающего продукта, которая происходит внутри общины и циркуляция избыточного продукта, которая происходит между разными социоисторическими организмами.

Система циркуляции избыточного продукта и получила название престижной экономики.

Первым обратил внимание на данное явление Марсель Мосс, уделив особое внимание о дарении [2].

Цепь дарообмена составляет замкнутую цепочку или круг, образует понятие реципрокности — обмена дарами на нерыночной основе [3], одним из понятием которой является пролонгированный возврат — отстроченный, обратное дарение осуществляется не сразу, а по истечении времени.

Б. Малиновский одним из первых описал данную общественно-экономическую формацию на примере института Кула — церемониального обмена в Океании. Выдающийся этнограф указал на нецелесообразность такого дарообмена с точки зрения товарно-рыночных отношений, а также указал какие «институции» выросли вокруг него ( мифология, лодкостроительство, социальные структуры и др.).

ru-wiki.org

Почему первобытную экономику называют престижной — с русского

 

рыночная экономика —[http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en]

рыночная экономикаРыночная капиталистическая экономика — прямая противоположность социалистической системе централизованного планирования и управления экономикой. Оговоримся, что это только в теории. На самом деле, как централизованная система планирования и управления менялась во времени , так и капитализм бывает разный в разные эпохи и в разных странах. Извесный экономист, лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон писал: «Уже один тот факт, что конкурентная система рынков и цен действует, служит лучшим доказательством того, что эта система, каковы бы ни были ее недостатки, является чем угодно, но только не системой хаоса и анархии. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям»[1]. Рынок – это удивительный общественный механизм, созданный человечеством для удовлетворения потребностей людей.[2] В противоположность централизованному планированию и управлению экономикой, здесь каждый, из соображений собственной выгоды, а не по указке «сверху», принимает экономические решения: выбирает, какие товары делать или какие услуги оказывать, а с другой стороны – какие товары покупать и какими услугами пользоваться. В результате, в обществе производится именно то, что нужно и сколько нужно (имеется в виду норма, а не исключения, какими являются кратковременные в историческом масштабе периоды кризисов). Причем ресурсы используются наилучшим при существующих возможностях способом. К этому толкает конкуренция, то есть очень жесткий механизм естественного отбора: если ты не способен произвести товар дешевле и лучше других – уходи с рынка. Но, с другой стороны, это только в книжках «невидимая рука рынка» (термин, введенный великим английским экономистом Адамом Смитом) направляет индивида, «стремящегося исключительно к своей собственной выгоде… к результату, который не входил в его намерения». (Таким результатом, по Смиту, является удовлетворение интересов общества). Только в книжках можно найти так называемый чистый или совершенный рынок, требующий соблюдения ряда условий, главные из которых – «атомистичность», то есть участие огромного числа независимых продавцов и покупателей (фирм и индивидов), каждый из которых недостаточно силен, чтобы воздействовать на функционирование рынка; свобода «вхождения в рынок» любого производителя и любого покупателя; «прозрачность рынка» – полная осведомленность участников о происходящих на рынке событиях, отсутствие сговора между продавцами и некоторые другие условия. (См. статью «Рынок») Чистого или совершенного рынка на самом деле не бывает. Современные рынки характеризуются смешанным распространением государственных, частных, монополистических и олигопольных структур. Тем не менее, на рынках многих продуктов (часто это относится к массовым продовольственным и иным потребительским товарам) большому числу продавцов противостоит большое число покупателей – в этом случае мы имеем подобие теоретическому «чистому» рынку и теоретической «свободной» конкуренции. Оно, это подобие, полнее в странах, где больше развито малое и среднее предпринимательство, и меньше – там, где доминируют крупные компании, холдинги и другие предприятия, имеющие возможность монополизировать целые сегменты рынка. Рыночный механизм отработан веками. В нем все определяет потребитель, а не производитель. Последний просто разорится, если будет производить то, что ему удобно, для чего у него есть благоприятные условия, оборудование, сырье, но потребителю не нужно. И заставить потребителя купить такой товар не может никто! Вот в чем главный принцип рыночной экономики, определяющий ее силу и эффективность. Только при социализме заводы и фабрики, если на то имелось плановой задание , могли производить продукцию, которая никому не нужна, и это их никак не волновало. На рынке, в основном, цены изменяются под воздействием соотношения спроса и предложения. Распределение ресурсов и объемы производства, наоборот, в целом ориентируются на цены как сигналы, информацию о состоянии рынка и о будущих тенденциях его развития. Именно поэтому для рыночной экономики характерна тенденция к оптимальной структуре производства и распределения благ. Существует много объективных факторов, затрудняющих вхождение в рынок новых участников. Например, если вы решили открыть новое производство уже известного товара, то надо, чтобы оно сразу было не менее массовым, чем существующие производства той же продукции – иначе вы не сможете вступить в конкуренцию с ними, то есть предложить покупателям более низкую цену. Между тем, создание массового производства и быстрое его освоение требует очень большого начального капитала. Образуется так называемый «барьер» для вхождения в рынок. У рынка есть много и других ограничений. Общеизвестна необходимость и важность регулирующего вмешательства государства в экономику. Мера, степень такого вмешательства – предмет постоянных дискуссий между разными политическими течениями и разными направлениями экономической науки в современном мире. Обычно тех, кто выступает за более активное вмешательство государства в экономику, называют «дирижистами» или «активистами»; тех же, кто настаивает, что вмешательство должно быть лишь минимально необходимым, – либералами. В разных странах этот вопрос решался и решается по-разному. Поэтому в мире существует не одна, а несколько капиталистических экономических систем. Они в какой-то мере соперничают, соревнуются между собой в эффективности, в способности обеспечивать лучшую жизнь населению своих стран. См. Модели капиталистической экономики См. также «Провалы» рынка, Рынок [1] Samuelson P.A. Economics. 11th edition. McGraw-Hill, Inc. 1980. Р.38. (Перевод автора). [ 2] Именно так! Утверждения некоторых авторов о том, что рыночная экономика это хозяйство «ради получения прибыли» в противоположность плановой экономике «ради удовлетворения потребностей», абсолютно несостоятельны. На самом деле это – фарисейство..См. статью Планирование, приведенный там пример с детскими колясками.[http://slovar-lopatnikov.ru/]

EN

market economyA mixed economy that relies heavily on markets to answer the three basic questions of allocation, but with a modest amount of government involvement. While it is commonly termed capitalism, market-oriented economy is much more descriptive of how the economy is structured. (Source: AMOS2)[http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en]

Тематики

  • охрана окружающей среды
  • экономика

EN

DE

FR

translate.academic.ru

34. первобытная экономика. феномен престижной экономики. специфика…

34. первобытная экономика. феномен престижной экономики. специфика отношений собственности.

феномен прест. эк. существует преимущественно в системе получения избыточного продукта. смысл в том, чтобы обмениваться дарами внутри общины или за ее пределами, связывая при этом значительный круг общин. дариться могли не только полезные вещи, но и символические( что и практиковалось чаще). например, "кула" - это циркуляция двух видов ценных раковин у меланезийцев. или еще некоторые папуасы специально делали для этой цели посевы ямса..Дарители приобретают значительный престиж тем больший, чем щедрее дар. действовал принцип эквивалентности, след. даривший ничего не терял. с помощью даров упрочивались брачные и иные социальные связи, повышался авторитет правителей. особенно этому способствовал "дар с переплатой", но из-за этого возникал дисбаланс и неравенство статусов. в будущем это стало одной из причин классообразования и углубления неравенства,.часто дарообмен вел к непродуктивным тратам(раздаривали все имущ. на "пирах" индейцы)

о собственности.(из скромных запасов лекций)-вся собственность считалась общей, даже если на деле ей мог пользоваться только один человек. -оружие каждый изготовлял себе сам.-земля оценивалась не количеством, а качеством. австралийцы связаны с ней сакральными связями и считают, что у них есть перед землей свои обязательства.

о торговле. 1.дары в чистом виде2. дары-платежи( за что-то большооое))3. оплата за услуги4.эквивалентные дары.5. обмен материальных благ на привилегии, например знания ритуалов или танца6.престижная экономика7. торговля.

35. первобытные формы религии. анимизм, тотемизм, культ предков, шаманизм

АНИМИЗМ (от лат. anima — душа) — вера в духов (душу) как причину жизни и явлений природы; низшая ступень религиозного развития, выражающаяся в одухотворении явлений природы.это одушевление природы. зачатки имелись еще на ранней стадии первоб. общины: у тасманийцев, австралийцев, низших охотников и рыболовов итд.существовали представления о душах умерших, злых и добрых духах.

Тотемизмособенно полно сохран. у абориг. австралии. это вера в существование тесной связи между сородичами и тотемом, который мог быть животным, растением, даже явлением природы. род носил имя тотема, и его было часто запрещено употреблять в пищу. тотему не поклонялись, он был что-то вроде "старшего брата"(не дж оруэла):%)))) или праотца. у каждого рода был свой священный центр, с кот. связывались предания о тотемических предках. часо животное которое выбрано для тотема просто было изобразить. малиновский, браун, мосс считали, что тотем - это воплощение единства группы, коллектива, тк значение всех тотемических ритуалов - поддержание единства племени.

Шаманизм.(из учебн.)С развитием и усложнением культа выделялась особая категория его служителей — жрецов. Если некогда культовые способности в принципе признавались за всеми или по крайней мере за многими членами коллектива и соответствующие функции обычно выполнялись лидерами лишь как его представителями, то теперь эти способности приписывались лишь определенным лицам, считавшимся обладателями сильных предков-покровителей, чудесных качеств, тайных знаний и т. п. В связи с этим даже получила развитие особая форма религии — шаманизм *, состоящая в выделении определенных лиц — шаманов, которым приписывается способность путем приведения себя в состояние экстаза вступать в непосредственное общение с духами. Служители культа могли монополизировать не только религиозные функции, но и некоторые полезные знания, виды художественной деятельности, обучение молодежи, толкование обычаев, судопроизводство. В одних случаях их иерархию возглавлял вождь, становившийся главным жрецом, в других случаях они обосабливались и соперничали со светской властью. Однако в соответствии с общими тенденциями эпохи они всегда использовали свое положение для обогащения, смыкались с другими слоями социальной верхушки и обращали религию в орудие утешения и устрашения простого народа, бедноты, рабов.

(из лекции): шаманы - люди, способные переходить в иной мир, в мир сверхъестественного. шаман слышит голоса, у него видения, он может впадать в транс(часто с помощью травы))) это врожденное. их начинают обучать практикам. шаман может взять только 1 ученика и передать ему свои знания. шаман может лечить людей. для этого он впадает в транс и ищет душу больного. материалистическое объяснение - шаман всех разводит, причем ловко))

культ предкову земледельческих народов. предки имеют особую власть над всем, что находится под землей. чтобы было что кушать, нужно предков чтить и подносить им дары. например, сжигание чучела на поле в масленицу - это обряд именно из этой басенки)

jackanapesmsu.livejournal.com

Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции

Количество просмотров публикации Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции - 344

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 1

Подведение итогов, рефлексия

Задание на дом

Выполнение работы

Объяснение сути практических работ по истории, разъяснение предъявляемых требований

Организационный момент

(1-е занятие: 1. тема 1 вопросы 1-4 стр. Размещено на реф.рф61 2. параграф 2.1 вопросы 1 – 10 стр. Размещено на реф.рф55

2-е занятие: 1. тема 2 вопросы 5-8, 12 стр. Размещено на реф.рф61 2. параграф 2.2 вопросы 11 – 15 стр. Размещено на реф.рф56)

ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛИ:

1. Определить соотношение природного и социального в человеке.

2. Рассмотреть процесс расселœения людей по земному шару с использованием исторической карты.

3. Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.

4. Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.

5.Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.

ЗАДАНИЯ:

1. Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединœения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] ʼʼмногие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. К примеру, термин ʼʼчеловеческое стадоʼʼ давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе ʼʼчеловека умелогоʼʼ: считается, что в человеческом коллективе всœегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Οʜᴎ умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. По этой причине более адекватным считается термин ʼʼпраобщинаʼʼ.

Потепление климата на Земле, высокий экономический потенциал присваивающего хозяйства на территории Евразии создали условия для динамичного развития человека, роста населœения и его материальных потребностей. Но природа не могла долго выдержать давления на нее. Сокращение объёма животной пищи заставляло людей искать иные места охоты, осваивать новые территории. Так, примерно 25 тысяч лет назад первые люди проникли в Америку и расселились от Аляски до Огненной земли. Постепенно развивался интеллект человека, он становился всœе более независим от природы. При этом один и тот же предмет использовался и как орудие труда, и как оружие. Антрополог Тэйлор отмечал, что орудие ʼʼодинаково служило как для того, чтобы дробить черепа и кокосовые орехи, так и для того, чтобы рубить ветки деревьев и члены человеческого телаʼʼ. Используя искусственные средства нападения на животных, древний человек одновременно создал угрозу самоистребления. К этому следует добавить и глобальный экологический кризис, разразившийся в конце мезолита и поставивший первобытные общины перед угрозой голодной смерти. Причины этого кризиса были не только естественные (быстрое отступление ледников, а вместе с ними и крупных животных - мамонтов, северных оленей, бизонов на Север), но и исторические - с изобретением лука и стрел люди стали потреблять и уничтожать крупных животных.

Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелœетие.

В чем же сущность неолитической революции? В ее ходе произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Не случайно неолитическую революцию называют еще и аграрной. В это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу. Занятие земледелием и скотоводством означали иное, более щадящее отношение к природе по сравнению с охотой и собирательством. Но, чтобы заниматься земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Возникло такое интеллектуальное качество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед. Неолитический кризис, неолитическая революция привели к росту населœения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Сформировался социальный тип человека, который проявился в создании орудий труда, технологий для поддержания своего существования независимо от капризов природы, в развитии средств общения и передачи мыслей, в образовании человеческих сообществ, формировании этических норм и духовного мира. Развился новый интеллект, способный предвидеть, просчитывать ходы вперед и т. д. Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки - система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема отца, неприкосновенность вождя, жреца, система объектов поклонения (силы природы, тотемы, предки, старейшины, фетиши).

3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы:Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общинœе? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?

ʼʼПотребление в группе было коллективное... но добыча пищи чаще всœего была индивидуальной... и в ходе ее один приносил больше, другой меньше. В случае если учесть, что добыть пищу старались всœе - попытки отлынивания случались редко и вызывали столь явно выраженную реакцию в виде презрения и насмешек, что в обществе, где престиж ценился очень высоко, это было, по сути, невыносимым наказанием, - то всœе сводилось к тому, кто сколько может добыть. Те, кто приносил больше других, как раз и приобретали престиж и авторитет; именно из их числа выбирали лидеров... [Такой обмен] антропологи обозначили термином ʼʼреципрокностьʼʼ (от лат. ʼʼдвигать туда-сюда, возвращать обратноʼʼ)... Каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегийʼʼ.

referatwork.ru

Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции — Мегаобучалка

Предисловие

Практические работы по курсу «История» направлены на формирование умения ориентироваться в экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; систематизацию теоретических знаний, формирование связи теории с практикой. Практические работы призваны выработать умение ориентироваться в историческом пространстве российского общества, развить интеллектуальные, аналитические способности студента.

Требования к знаниям и умениям студента

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- основные исторические термины и даты;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Студент должен иметь представление о:

- роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения

Студент должен уметь:

- уметь работать с нормативными источниками;

- анализировать и сравнивать;

- классифицировать социальную информацию по теме

- характеризовать основные социальные явления

- применять правовые знания и навыки правовой культуры.

Правила выполнения практических работ

- Практические работы выполняются индивидуально каждым студентом;

- Выполнению практической работы предшествует самостоятельная подготовка по заданным вопросам. На занятии проводится проверка готовности студента

- Оценка практических работ учитывает полноту ответов на поставленные задания и сроки сдачи работы

 

Практическая работа №1

ТЕМА: ДРЕВНЕЙШАЯ и ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ЦЕЛИ:

1. Определить соотношение природного и социального в человеке.

2. Рассмотреть процесс расселения людей по земному шару с использованием исторической карты.

3. Определить сущность, причины и последствия неолитической революции.

4. Определить роль географических факторов в становлении цивилизаций Древнего мира.

5.Рассмотреть процесс возникновения цивилизаций древности с использованием исторической карты.

ЗАДАНИЯ:

Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатуряна. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».

 

Выделите причины, сущность и последствия неолитической революции

Потепление климата на Земле, высокий экономический потенциал присваивающего хозяйства на территории Евразии создали условия для динамичного развития человека, роста населения и его материальных потребностей. Но природа не могла долго выдержать давления на нее. Сокращение объема животной пищи заставляло людей искать иные места охоты, осваивать новые территории. Так, примерно 25 тысяч лет назад первые люди проникли в Америку и расселились от Аляски до Огненной земли. Постепенно развивался интеллект человека, он становился все более независим от природы. При этом один и тот же предмет использовался и как орудие труда, и как оружие. Антрополог Тэйлор отмечал, что орудие «одинаково служило как для того, чтобы дробить черепа и кокосовые орехи, так и для того, чтобы рубить ветки деревьев и члены человеческого тела». Используя искусственные средства нападения на животных, древний человек одновременно создал угрозу самоистребления. К этому следует добавить и глобальный экологический кризис, разразившийся в конце мезолита и поставивший первобытные общины перед угрозой голодной смерти. Причины этого кризиса были не только естественные (быстрое отступление ледников, а вместе с ними и крупных животных - мамонтов, северных оленей, бизонов на Север), но и исторические - с изобретением лука и стрел люди стали потреблять и уничтожать крупных животных.

Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие.

В чем же сущность неолитической революции? В ее ходе произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Не случайно неолитическую революцию называют еще и аграрной. В это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу. Занятие земледелием и скотоводством означали иное, более щадящее отношение к природе по сравнению с охотой и собирательством. Но, чтобы заниматься земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Возникло такое интеллектуальное качество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед. Неолитический кризис, неолитическая революция привели к росту населения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Сформировался социальный тип человека, который проявился в создании орудий труда, технологий для поддержания своего существования независимо от капризов природы, в развитии средств общения и передачи мыслей, в образовании человеческих сообществ, формировании этических норм и духовного мира. Развился новый интеллект, способный предвидеть, просчитывать ходы вперед и т. д. Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки - система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема отца, неприкосновенность вождя, жреца, система объектов поклонения (силы природы, тотемы, предки, старейшины, фетиши).

 

3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы: Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин?

«Потребление в группе было коллективное... но добыча пищи чаще всего была индивидуальной... и в ходе ее один приносил больше, другой меньше. Если учесть, что добыть пищу старались все - попытки отлынивания случались редко и вызывали столь явно выраженную реакцию в виде презрения и насмешек, что в обществе, где престиж ценился очень высоко, это было, по сути, невыносимым наказанием, - то все сводилось к тому, кто сколько может добыть. Те, кто приносил больше других, как раз и приобретали престиж и авторитет; именно из их числа выбирали лидеров... [Такой обмен] антропологи обозначили термином «реципрокность» (от лат. «двигать туда-сюда, возвращать обратно»)... Каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным и полученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий».

 

megaobuchalka.ru

Практическая работа № 1.docx - Практическая работа

Север), но и исторические - с изобретением лука и стрел люди стали потреблять и уничтожать крупных животных. Начало человеческой цивилизации многие археологи и историки связывают с неолитической революцией (кризисом), глубочайшим переворотом в обществе, самом человеке. Начавшись 8-9 тысяч лет назад, переворот занял не одно тысячелетие. В чем же сущность неолитической революции? В ее ходе произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Не случайно неолитическую революцию называют еще и аграрной. В это время человек научился самостоятельно добывать основные средства существования, выращивать растения и животных, перерабатывать полученные продукты. Это открыло человечеству путь к выживанию и прогрессу. Занятие земледелием и скотоводством означали иное, более щадящее отношение к природе по сравнению с охотой и собирательством. Но, чтобы заниматься земледелием и скотоводством, нужен был иной интеллект. Возникло такое интеллектуальноекачество, как предвидение, возможность рассчитывать на несколько шагов вперед. Неолитический кризис, неолитическая революция привели к росту населения Земли, его приспособлению к условиям жизни. Сформировался социальный тип человека, который проявился в создании орудий труда, технологий для поддержания своего существования независимо от капризов природы, в развитии средств общения и передачи мыслей, в образовании человеческих сообществ, формировании этических норм и духовного мира. Развился новый интеллект, способный предвидеть, просчитывать ходы впереди т. д. Сформировались первичные каноны поведения человека и их оценки - система табу: запрет на брак внутри рода, неприкосновенность тотема отца, неприкосновенность вождя, жреца, система объектов поклонения (силы природы, тотемы, предки, старейшины, фетиши). 3. Прочитайте отрывок из книги историка Л. В. Васильева о первобытном обществе. Ответьте на вопросы: Вспомните, что такое престиж. Почему первобытную экономику называют престижной? Почему вождями и старейшинами становились удачливые и щедрые? Что они отдавали общине? Что получали взамен в условиях реципрокного обмена? На чем держалась власть вождей и старейшин? «Потребление в группе было коллективное... но добыча пищи чаще всего былаиндивидуальной... и в ходе ее один приносил больше, другой меньше. Если учесть, что добыть пищу старались все - попытки отлынивания случались редко и вызывали столь явно выраженную реакцию в виде презрения и насмешек, что в обществе, где престиж ценился очень высоко, это было, по сути, невыносимым наказанием, - то все сводилось к тому, кто сколько может добыть. Те, кто приносил больше других, как раз и приобретали престиж и авторитет; именно из их числа выбирали лидеров... [Такой обмен] антропологи обозначили термином «реципрокность» (от лат. «двигать туда-сюда, возвращать обратно»)... Каждый вносил в общий котел, сколько мог, и черпал из него, сколько ему полагалось, тогда как разница между отданным иполученным измерялась в терминах социальных ценностей и выражалась в форме престижа и связанных с ним привилегий». 4. Используя карту расселения древнейших людей определите регион возникновения человека, пути его миграции. 2

znanio.ru


Смотрите также