ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы»,
которое ввел
российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели
предоставительно-обязывающего характера: их
требования не расценивались как право или обязанность, так как
были выражением
социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности
человека. Ф.
Энгельс повествовал по ϶ᴛᴏму поводу: «Внутри родового строя не
существует еще никакого
различия между правами и обязанностями; для индейца не
существует вопроса,
будет ли участие в общественных делах, кровная месть или
уплата выкупа за
нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему
столь же нелепым, как
и вопрос, будут ли еда, сон, охота правом или
обязанностью?» («Происхождение
семьи, частной собственности и государства», 1884). Член
рода просто не отделял
себя и ϲʙᴏи интересы от родовой организации и ее интересов.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то
есть непререкаемого
запрета, нарушение кᴏᴛᴏᴩого карается сверхъестественными
силами.
Предполагается, что исторически первым табу был запрет
инцестов -
кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив
(нарушение обычая -
«родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин,
сказаний и иных форм
художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со
стороны родового
коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание
из родовой общины, в
результате кᴏᴛᴏᴩого человек оказывался «без роду и
племени», что практически
было равносильно смерти). Применялись также телесные
повреждения и смертная
казнь.
Право, как и государство, возникает в результате
естественно-исторического
развития общества, в результате процессов, происходящих в
общественном
организме. При ϶ᴛᴏм существуют различные теоретические
версии происхождения
права. Важно заметить, что одна из них весьма обстоятельно изложена в теории
марксизма. Примерная
схема такова: общественные разделения труда и рост
производительных сил -
прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические
классы -
государство и право как орудия классового господства. Таким
образом, в ϶ᴛᴏй
модели на первый план выдвигаются политические причины
появления права.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют
понятие неолитической
революции (от слова «неолит» — новый каменный век), кᴏᴛᴏᴩая
происходит примерно
в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от
присваивающей экономики к
производящей. Возникает необходимость регулирования
производства, распределения
и обмена товаров, согласования интересов разных социальных
слоев, классовых
противоречий, то есть установления общего порядка,
ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего
потребностям производящего хозяйства.
Формирование права пробудет:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных),
отвечающих за наличие
справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в
ясных и доступных
формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов
важную роль сыграла
судебная деятельность жрецов, верховных правителей и
назначаемых ими лиц.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возникает принципиально новая регулятивная
система (право),
кᴏᴛᴏᴩую отличают содержание правил, способы воздействия на
поведение людей,
формы выражения, механизмы обеспечения.
Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Теория права и государства - В.Н. Протасов. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Теория права и государства - В.Н. Протасов. в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Теория права и государства - В.Н. Протасов., 2015. 10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА. Теория права и государства. Вопросы и ответы
Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), кᴏᴛᴏᴩый представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфВсе ϶ᴛᴏ определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по ϲʙᴏей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования.
2. Действие на базе механизма обычая.
3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)
4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, так как были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс повествовал по ϶ᴛᴏму поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, будет ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, будут ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884). Член рода просто не отделял себя и ϲʙᴏи интересы от родовой организации и ее интересов.
5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение кᴏᴛᴏᴩого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.
6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).
7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.
8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате кᴏᴛᴏᴩого человек оказывался «без роду и племени», что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При ϶ᴛᴏм существуют различные теоретические версии происхождения права. Важно заметить, что одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ϶ᴛᴏй модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), кᴏᴛᴏᴩая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование права пробудет:
а) в записи обычаев, становлении обычного права;
б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;
в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возникает принципиально новая регулятивная система (право), кᴏᴛᴏᴩую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.
Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов, 2015. 10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.
Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.
Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:
1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования. 2. Действие на основе механизма обычая. 3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.) 4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: "Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?" ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1884). Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов. 5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. 6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - "родственное дело"). 7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. 8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива ("общественное порицание"), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался "без роду и племени", что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.
Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт - частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.
Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова "неолит" - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.
Формирование права проявляется:
а) в записи обычаев, становлении обычного права; б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения; в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.
В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.