Социальные нормы первобытного общества тгп. 10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов. Социальные нормы первобытного общества тгп


10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА. Теория права и государства

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная

эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго

до возникновения государства существовали опреде­ленные формы человеческого

общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление

данных общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и

было обусловлено су­ровыми условиями выживания человека, необходимостью

сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родо­вая община),

кᴏᴛᴏᴩый представлял собой объединение людей на базе кров­ного родства,

совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты

деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфВсе ϶ᴛᴏ определяло равенство членов рода и нераздельность их

интересов. Управление родом было по ϲʙᴏей приро­де естественным самоуправлением:

органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были

включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе харак­терны

следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исто­рически

обусловленный процесс формирования.

2. Действие на базе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, рели­гиозных,

ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото­рое ввел

российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха­рактера: их

требования не расценивались как право или обязанность, так как были выражением

социально необходимых, естественных условий жизнеде­ятельности человека. Ф.

Энгельс повествовал по ϶ᴛᴏму поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого

различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса,

будет ли участие в общественных де­лах, кровная месть или уплата выкупа за

нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как

и вопрос, будут ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение

семьи, частной собст­венности и государства», 1884). Член рода просто не отделял

себя и ϲʙᴏи ин­тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть не­пререкаемого

запрета, нарушение кᴏᴛᴏᴩого карается сверхъестественными си­лами.

Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов -

кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая -

«родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм

художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового

коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в

результате кᴏᴛᴏᴩого человек оказывался «без роду и пле­мени», что практически

было равносильно смерти). Применялись также теле­сные повреждения и смертная

казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-историчес­кого

развития общества, в результате процессов, происходящих в обществен­ном

организме. При ϶ᴛᴏм существуют различные теоретические версии про­исхождения

права. Важно заметить, что одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная

схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил -

прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы -

государство и право как орудия классового гос­подства. Таким образом, в ϶ᴛᴏй

модели на первый план выдвигаются полити­ческие причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие не­олитической

революции (от слова «неолит» — новый каменный век), кᴏᴛᴏᴩая происходит примерно

в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от при­сваивающей экономики к

производящей. Возникает необходимость регулиро­вания производства, распределения

и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых

противоречий, то есть установления об­щего порядка, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего

потребностям производящего хозяйства.

Формирование права пробудет:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие

справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в яс­ных и доступных

формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла

судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна­чаемых ими лиц.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возникает принципиально новая регулятивная система (право),

кᴏᴛᴏᴩую отличают содержание правил, способы воздействия на по­ведение людей,

формы выражения, механизмы обеспечения.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Теория права и государства - В.Н. Протасов. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Теория права и государства - В.Н. Протасов. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Теория права и государства - В.Н. Протасов., 2015. 10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА. Теория права и государства. Вопросы и ответы

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родо­вая община), кᴏᴛᴏᴩый представлял собой объединение людей на основе кров­ного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рфВсе ϶ᴛᴏ определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по ϲʙᴏей приро­де естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе харак­терны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исто­рически обусловленный процесс формирования.

2. Действие на базе механизма обычая.

3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, рели­гиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - «мононормы», кото­рое ввел российский этнограф А.И. Першиц.)

4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего ха­рактера: их требования не расценивались как право или обязанность, так как были выражением социально необходимых, естественных условий жизнеде­ятельности человека. Ф. Энгельс повествовал по ϶ᴛᴏму поводу: «Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, будет ли участие в общественных де­лах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, будут ли еда, сон, охота правом или обязанностью?» («Происхождение семьи, частной собст­венности и государства», 1884). Член рода просто не отделял себя и ϲʙᴏи ин­тересы от родовой организации и ее интересов.

5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть не­пререкаемого запрета, нарушение кᴏᴛᴏᴩого карается сверхъестественными си­лами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков.

6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - «родственное дело»).

7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива («общественное порицание»), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате кᴏᴛᴏᴩого человек оказывался «без роду и пле­мени», что практически было равносильно смерти). Применялись также теле­сные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-историчес­кого развития общества, в результате процессов, происходящих в обществен­ном организме. При ϶ᴛᴏм существуют различные теоретические версии про­исхождения права. Важно заметить, что одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт — частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового гос­подства. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что в ϶ᴛᴏй модели на первый план выдвигаются полити­ческие причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие не­олитической революции (от слова «неолит» — новый каменный век), кᴏᴛᴏᴩая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от при­сваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулиро­вания производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления об­щего порядка, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права пробудет:

а) в записи обычаев, становлении обычного права;

б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в яс­ных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назна­чаемых ими лиц.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что возникает принципиально новая регулятивная система (право), кᴏᴛᴏᴩую отличают содержание правил, способы воздействия на по­ведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Теория права и государства. Вопросы и ответы - В.Н. Протасов, 2015. 10. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

10. Социальные нормы первобытного общества. Происхождение права

Государственные образования появились около пяти тысяч лет назад. А социальная эволюция человека насчитывает около 40-50 тыс. лет. Таким образом, уже задолго до возникновения государства существовали определенные формы человеческого общежития, социальное управление, власть, нормативное регулирование. Становление этих общественных феноменов происходило как естественно-исторический процесс и было обусловлено суровыми условиями выживания человека, необходимостью сохранения форм его социального бытия.

Формой человеческого общежития в то время был род (первобытная родовая община), который представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты деятельности. Все это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением: органы власти (собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др.) были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены.

Для системы нормативного регулирования в первобытном обществе характерны следующие черты:

1. Естественно-природный (как и у организации власти) характер, исторически обусловленный процесс формирования. 2. Действие на основе механизма обычая. 3. Синкретичность, нерасчлененность норм первобытной морали, религиозных, ритуальных и др. норм. (Отсюда их название - "мононормы", которое ввел российский этнограф А.И. Першиц.) 4. Предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность, ибо были выражением социально необходимых, естественных условий жизнедеятельности человека. Ф. Энгельс писал по этому поводу: "Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота правом или обязанностью?" ("Происхождение семьи, частной собственности и государства", 1884). Член рода просто не отделял себя и свои интересы от родовой организации и ее интересов. 5. Доминирование запретов. Преимущественно в форме табу, то есть непререкаемого запрета, нарушение которого карается сверхъестественными силами. Предполагается, что исторически первым табу был запрет инцестов - кровнородственных браков. 6. Распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая - "родственное дело"). 7. Нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания. 8. Специфические санкции - осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива ("общественное порицание"), остракизм (изгнание из родовой общины, в результате которого человек оказывался "без роду и племени", что практически было равносильно смерти). Применялись также телесные повреждения и смертная казнь.

Право, как и государство, возникает в результате естественно-исторического развития общества, в результате процессов, происходящих в общественном организме. При этом существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производительных сил - прибавочный продукт - частная собственность -антагонистические классы - государство и право как орудия классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.

Современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции (от слова "неолит" - новый каменный век), которая происходит примерно в VIII-III вв. до н. э. и заключается в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникает необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установления общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства.

Формирование права проявляется:

а) в записи обычаев, становлении обычного права; б) в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения; в) в появлении специальных органов (государственных), отвечающих за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах, обеспечение их реализации.

В санкционировании обычаев и создании судебных прецедентов важную роль сыграла судебная деятельность жрецов, верховных правителей и назначаемых ими лиц.Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения. 

kazbook.narod.ru


Смотрите также