Тестирование по теме Первобытный человек (5 класс). Первобытные люди это 5 класс
как жили, орудия труда, стада
Историки определили время появления первого человека на Земле – это произошло около 2, 5 миллионов лет назад: тогда он еще был покрыт шерстью и не имел собственного языка. Его называют “человек умелый” или австралопитек. Около полутора миллионов лет назад ему на смену пришел “человек умелый” – более развитый и имеющий зачатки культуры.
Как жили древние люди: быт
В суровых условиях выжить в одиночку было невозможно, поэтому люди объединялись в общины, где занимались коллективным трудом. Орудия труда у них были общие, добыча также разделялась между всеми членами общины. Благодаря такому устройству появилась возможность передавать знания из поколения в поколение: старшие члены общины обучали младших нужным навыкам, если появлялась новая информация, она добавлялась к уже известной – так происходило ее накопление.
Орудия труда и огонь
Орудия труда древних людей были достаточно примитивными: основные орудия делались из камня, которым потом обрабатывали дерево и кость. Из каменей, откалывая куски нужной формы и размера, первобытные люди делали скребки, рубила и копья, которые пришли на смену просто заостренной палке. Посуда, в основном, выдалбливалась из дерева или костей животных. Позже человек научился плести корзины и сети для ловли рыбы. Раскапывая стоянки древних людей, археологи получили массу важных находок, по которым и были восстановлены эти факты.
В то время человек уже пользовался огнем, но добывать его еще не мог, так что костры тщательно сохранялись.
Рис. 1. Древний человек добывает огонь.
Охота и собирательство
Труд уже на этой стадии делился на женский и мужской. Более слабые, женщины, занимались собирательством, отыскивая в лесу травы, корешки и ягоды, а также птичьи яйца, личинки, улиток и т. п. Мужчины уходили на охоту. Как охотились древние люди?
Они не только использовали облавы, но и рыли ловушки, делали капканы.
И охота, и собирательство – это присваивающие формы хозяйства, которые принуждали племена к кочевому образу жизни: опустошая одну местность, они переходили в другую. Когда появились лук и стрелы, пищи стало добываться больше, опустошение происходило быстрее. К тому же стоянки нужно было располагать близко к воде, а это усложняло поиски нового места. Так условия вынудили людей перейти от присваивающей формы к производящей.
Рис. 2. Первобытный охотник.
Земледелие и скотоводство
Сначала люди стали приручать животных, и первым они одомашнили собаку, которая впоследствии помогала пасти стада и охотиться, а также охраняла дом. Затем были приручены свиньи, козы и овцы. Овладев навыками их разведения, древний человек смог завести и крупный рогатый скот. Стада также были общинными.
Последней одомашнили лошадь – это произошло приблизительно в 4 веке до н. э. Самыми первыми, по археологическим свидетельствам, это сделали племена, проживавшие в западной части евразийских степей.
Земледелием занимались женщины. Выглядел процесс посадки так: палкой-копалкой рыхлилась земля, куда кидались семена местных полезных растений. Позже на смену этому примитивному орудию пришла лопата, которая делалась из дерева с помощью каменного скребка, потом ее заменили мотыгой: палкой с суком, а потом палкой с привязанным к ней острым камнем.
Появление неандертальцев
Этот вид человека появился около 200 тысяч лет назад. К этому времени человек уже научился добывать огонь, его жизнь стала более ритуализированной. Из-за наступление ледникового периода люди перешли жить в пещеры, у них появились ремесла, например, выделываение шкур, из которых шили шубы. В тот же период зародилось искусство: рисунки, сделанный рукой первобытного человека, пока были очень примитивны – просто полосы и линии, но скоро появились и изображения животных. Такой развитой формы общения, как письмо, у неандертальцев не было.
Рис. 3. Неандерталец.
Неандертальцы вымерли 30 тысяч лет назад, и причина этого до сих пор не известна. Основная версия – вытеснение более развитыми кроманьонцами, “людьми разумными”.
Что мы узнали?
Из статьи на тему “Древние люди” (5 класс) мы узнали, что, согласно данным археологов, древнейшие люди по истории своего происхождения прошли четыре стадии развития от человека прямоходящего до человека разумного. У них были примитивные орудия труда и оружие, они занимались сначала присваивающими, а затем производящими формами деятельности, жили общинами.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Конспект урока по истории "Древнего мира", 5 класс. Урок 1 "Древнейшие люди"
Урок 1. Древнейшие люди (параграф 1, термины)
Планируемые результаты урока
1.Предметные:
Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
Знать основные вехи в истории древнейших людей;
Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
Понимать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное положение по сравнению с остальным животным миром;
Показывать на исторической карте части света и часть света, где впервые появились древнейшие люди.
2.Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;
Развивать логическое мышление;
Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.
3.Личностные:
Оборудование: карта мира.
Форма урока: урок усвоения новых знаний.
1 этап: актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели урока.
Вопросы для беседы с классом:
-Что изучает история Древнего мира?
-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю Древнего мира? Каким вопросам будут посвящены наши первые уроки?
Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.
Слайд 2 (тема урока)
Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств. (слайд 3)
Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.
Сегодня на уроки мы узнаем о …
Слайд 4 (план урока)
Учащимся предъявляется план урока на доске или на слайде:
Происхождение человека.
Облик первобытного человека.
Орудия труда.
Основные занятия древнейших людей: охота и собирательство.
Овладение огнем.
2 этап: изучение нового материала.
Изучение новой темы можно начать с беседы:
-Какие версии происхождения человека вам известны?(слайд 5)
-Как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки?
Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.
Учитель сообщает, что учение о постепенном развитии животного мира и о происхождении человека от обезьяны впервые разработал великий английский ученый Ч. Дарвин.
Ученые не могут точно воссоздать картину жизни наших далеких предков. Этот период таит в себе множество загадок.
-Как вы думаете, почему нам так мало известно об истории первобытного общества?
-Какие из видов исторических источников позволяют историкам узнать о жизни первобытных людей?
-Как называют ученых, которые занимаются поиском и изучением вещественных источников?
Согласно научным данным первобытные люди появились на земле около 2 млн лет назад. Где же жили древнейшие люди?
- Как вы думаете, каковы причины появления первых людей? (слайд 6)
слайд 7
- Как вы думаете, почему древнейшие люди жили именно в жарких странах?
Слайд 8
- Как же выглядел первый древний человек?
Густой волосяной покров – что он давал?
Глубоко посаженные глаза
Широкие ноздри
Сильные челюсти
Слайд 9 (облик)
В своем развитии люди прошли 3 основных стадии:
Австралопитеки (южная обезьяна), его останки были найдены в Южной Америке
Они были прямоходящие, большой палец был противопоставлен, как у человека, остальным пальцам
Слайд 10 (облик)
Второй этап:
Питекантроп (обезъяна-человек), облик их больше походил на человека.
Мозг увеличился, орудия труда очень разнообразны.
Они научились делать ручное рубило, скребки, рубящие рубила с одним острым, рабочим краем.
Пользовались огнем
Слайд 11 (облик)
Третий этап:
Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии) – по своему строению напоминают современного человека. Набор каменных орудий очень разнообразен, появились остроконечники, острия.
Слайд 12
Откройте карту на странице 9, ответьте на вопросы: (карта на доске)
Где жили древнейшие люди?
Где следы их жизни не обнаружены?
Чем древние люди отличаются от людей нашего времени?
Чем древнейшие люди отличаются от обезьян?
Первый человек получил название «человек умелый». Он умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней.
-Что такое орудия труда?
Орудия труда – то, чем человек работает. (слайд 13,14).
Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после человека умелого вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший объем головного мозга. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда.
Работа с иллюстрациями: (стр.10-11) (слайд 15)
1.Как выглядел древнейший человек: что у него было общего с животными? чем он похож на современных людей?
2.Чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?
Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.
3.Рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.
Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.
-Как же древние люди добывали себе пищу?
Подводим учащихся к выводу: основные занятия древних людей – охота и собирательство. (слайд 16)
Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами.
-Как вы думаете, почему?
Подводим учащихся к выводу: древний человек мог выжить только в группе.
Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.
Слайд 17
Человеческое стадо - древнейший коллектив людей, в котором они трудились и свои умения передавали по наследству.
- Без чего человеку было сложно прожить( без огня)
1. Когда появились первые древние люди? ( 2млн. назад)
2. Где появились первые люди (в восточной африки)
3.Что первобытным людям давал огонь? (Пища, орудия, свет, тепло, защита)
4 этап: информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Пересказ параграфа.(стр. 8)
Подумать от чего могли зависеть результаты охоты?
Выучить записи в тетради., термины
5 этап: рефлексия.
Продолжите предложения:
«Сегодня на уроке я узнал…»
«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»
видео ролик если будет время 10 минут
infourok.ru
История (5 класс) — Викиверситет
История изучает, как люди жили в прошлом. А как современные ученые могли предположить жизнь людей в прошлом? Они могли определить жизнь людей в прошлом, находя археологические раскопки.
Жизнь первобытных людей
Первобытные люди появились на земле примерно 2,5 млн. лет назад, т. к. самым древним раскопкам первобытных людей примерно столько же. Первым видом человека считается человек умелый (лат. Homo habilis). В отличии от обезьян человек умелый мог изготовлять орудия труда. Например, по археологическим раскопкам, ученые находили остроконечники, ручное рубило и др. орудия труда. Они были предназначены для охоты на животных, а также для обтачивания предметов. Человек умелый добывал огонь от удара молний, от лесных пожаров, и следил за этим огнём, пока он не потухнет, а тот, кто его взял и потушил, его прогоняли.
Затем появился человек прямоходящий (лат. Homo erectus), этот вид человека назван из-за того, что у него в отличии от человека умелого спина выпрямленная.
Первобытные собиратели и охотники
Благодаря использованию огня, изобретению лука и стрел первобытные люди разнообразили свое питание, научились защищать себя от холода и хищников. Постепенно их жизнь становилась более длительной, вследствие чего возросла численность населения планеты. Если австралопитеков 3 млн.лет назад, по оценкам ученых, насчитывалось около 1 млн., то кроманьонцев - 8 тыс. лет назад - около 5,5 млн. человек.Вооруженный луком и стрелами, копьем и ножом первобытный охотник добывал уже больше животных. Сборщик опустошал природу той местности, где проживал. Животных становилось все меньше, камень, пригодный для изготовления орудий труда, было все труднее найти. Вставала проблема выживания первобытного человека.
Наконец, тысячелетний опыт и накопленные знания об окружающем мире подсказывали выход из сложного положения. Первобытный человек начала не только брать у природы, но и восстанавливать ее богатства. Люди давно заметили, что зерна растений, которые попадали в рыхлый грунт, впоследствии прорастали. Также они поняли, что маленьких зверюшек, найденных во время охоты, не надо убивать. Люди начали сознательно сеять зерно и приручать и разводить животных. В мезолите приручили собаку.
ru.wikiversity.org
Тестирование по теме Первобытный человек (5 класс)
Тестирование по истории 5 класс. Тема : Первобытность
Фамилия _____________________________________________
Определите название периодов, которых не хватает в схеме «Река времени»
Первобытность=> _________________=> Средние века => Новое время => _____________________
Расставьте буквы с правильными определениями в табличку .
Антропологи
Этнологи
А. Ученые занимающиеся восстановлением физического облика древнейших и древних людей
Б. Ученые занимающиеся изучением происхождение человека. Изучают различные бытовые и культурные особенности народов
В. Ученые занимающиеся поисками вещественных свидетельств прошлого человечества. Занимаются исследованием грунта.
3. Определите какое событие произошло позже всего. Обведите правильный ответ
А. 44 год до н.э. – Гибель Юлия Цезаря
Б. 33 год н.э. – Распятие Иисуса Христа
В. 988 год н. э. Крещение Руси
4. В 1925 г были найдены останки самого ближайшего предка человека жившего 3 млн. лет назад. Обведите правильный ответА. НеандерталецБ. Человек умелыйВ. АвстралопитекГ. Человек прямоходящий
5. Что в первую очередь отличает человека от животного?
А. ОхотаБ. ТрудВ. Жизнь в коллективе (в стае)
6. Когда появился homosapiens?
А. 300-40 тысяч лет назад;
Б. 3 млн лет назад;
В. 10 тысяч лет назад;
Г. 6 тысяч лет назад
7. Укажите континент-прародину человечества:
А. Северная и Южная Америка;
Б. Азия;
В. Африка;
Г. Европа.
8. Коллектив древнейших людей , включавший в себя несколько семей, образующих род назывался
9. Из чего изготавливали краски первобытные люди для наскальных изображений? (перечислите через запятую)___________________________________________________________________________________