Недифференцированные нормы первобытного общества. Происхождение государства и права Первобытное общество: организация власти и социальные регуляторы
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция № 1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права. Недифференцированные нормы первобытного общества


Лекция № 1. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества. Происхождение права.

Социальные нормы первобытного

(догосударственного)

Общества. Происхождение права

Право как совокупность норм, общеобязательных правил поведения, установленных или поддержанных государством, появляется только с возникновением государства, так как право обеспечивается государственным принуждением. До образования государства права не существовало. Социальные нормы, правила общежития существовали задолго до превращения их в нормы права, но нормами права они становятся лишь тогда, когда возникло государство, которое обеспечивает их исполнение государственным принуждением.

Однородность социальных норм первобытного общества

 

В догосударственный период, в котором не было государства и права, а люди жили общинами, поведение людей регулировали такие социальные нормы как табу, мораль, обряды, миф, обычай. Социальные нормы первобытного (догосударственного) общества носили однородный, недифференцированный характер и были едиными для всех членов первобытного общества, для всех членов общины. Они получили название мононормы (от монос “единый”, норма – “правило”) - нормы, соединяющей в себе правило поведения общесоциального, религиозного и бытового характера; обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции; единые правила, неразделенные на религиозные, морально-этические и иные. Например, запрет убийства члена своего коллектива объяснялся с религиозной точки зрения как запрет богов, нарушение которого будет прегрешением и повлечёт за собой божьи кары. Одновременно, такое деяние считалось с морально-этической точки зрения нехорошим делом. Одновременно, существовал обычай - пищевой запрет на употребление в пищу мяса людей своей общины; кроме того, существовала угроза мести со стороны родичей за убийство.

Социальные нормы поддерживались самопомощью, самоуправством (тот, кому был причинён вред, сам должен был позаботиться об охране своих интересов с помощью родственников), моральными санкциями (это божья кара, осуждение общественного мнения, угрызения собственной совести), третейским судом старейшин. Третейский суд был судом добровольным, который ставил своей целью сохранить мир и согласие в общине, а значит примирить стороны, предотвратить перерастание конфликта в состояние постоянной вражды внутри общины. Примирение означало компромиссное соглашение враждующих сторон.

Многие споры и конфликты в общине разрешались самими спорящими сторонами в порядке саморегуляции. Члены общины были жизненно заинтересованы в сохранении внутреннего мира, в объединении усилий, во взаимопомощи. Санкция за нарушение норм поведения в условиях саморегуляции была такова: кто не соблюдает правила, тому не помогут в работе.

Табу

 

Самыми древними социальными нормами являлись табу. Табý - это совокупность особого рода запретов тех действий, которые, как верили люди, неотвратимо навлекали на них непонятную, но грозную опасность. Для табу характерно отсутствие всякого обоснования. Люди должны были слепо подчиняться этим запретам. Человек, нарушивший табу, причинял вред всему обществу.

Запретными становились опасные для коллектива действия. Например, запрещались убийство сородичей, телесные повреждения, кровосмешение (инцест), общение с чужими (не членами рода) как потенциальными носителями «зловредной магии», способной нанести вред тем, кто соприкасается с ними и др.

Соблюдение табу было обеспечено карой, неминуемо поражающей нарушителя. Кара могла быть религиозная или общественная. Общественная кара заключалась в смертной казни, изъятии имущества нарушителя, изгнании из общины. Религиозная кара наводилась на нарушителя сверхъестественными существами и мистическим путем. Она выражалась, например, болезнью, смертью от удара молнии и пр. Этнографами были записаны случаи, когда туземец умирал от одного ужаса, что им нарушено табу.

Например, как-то один из племенных вождей в Новой Зеландии оставил остатки обеда, которые подобрал и съел член его племени. Когда последний узнал, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, что было табуировано, запрещено, он стал корчиться в мучительных судорогах и вскоре умер. Остатки от трапезы вождя были табу, и съевший их, даже по неведению, должен был заболеть и умереть.

Мораль

Мораль (нравственность) - это совокупность взглядов, идей, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости и складывающихся на их основе норм поведения. Для морали характерна оценка поведения людей с помощью понятий добра и зла. Тем самым действия людей подразделялись на одобряемые и осуждаемые обществом. Добро - это действия людей, по данным опыта, совпадающие с интересами общества и служащие интересам его самосохранения и благополучия. Эти действия одобряются обществом. Зло - это действия людей, идущие вразрез с интересами общества, наносящие ему ущерб, разрушающие общество. Подобного рода действия осуждаются обществом и влекут за собой санкции (неблагоприятные последствия) для нарушителя. Моральными санкциями являются божья кара, угрызения собственной совести и осуждение общественного мнения.

Нормы морали выражаются или в отрицательной форме запретов или в положительной форме повелений. Основные нравственные правила таковы: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы они тебе делали» и «Делай другим то, что ты хочешь, чтобы они тебе делали». Другими словами: как ты относишься к людям, так и они будут относиться к тебе. Отсюда двоякое требование: не вредить другим или не делать зла и делать другим добро или помогать ближнему, нуждающемуся.

Табу и мораль регулировали отношения между членами одного коллектива - общины, рода. Люди в первобытном обществе делились на своих и чужих. К чужим был возможен другой подход, прямо противоположный: «Если наши украли лошадь у чужих - это добро, если у наших чужие украли лошадь - это зло».

Различие между моралью и правом проявляется в характере санкций (неблагоприятных последствий для нарушителя) и способе их осуществления. Нормы морали обеспечиваются моральными санкциями: Божья кара, разного рода неодобрение, порицание со стороны общественного мнения и угрызения совести (совесть - это внутренний судья). Все эти санкции могут одинаково распространять свое действие и на обеспечение осуществления права. Особенность права состоит в том, что независимо от общих моральных санкций оно устанавливает еще свои специфические юридические санкции. Отличительными признаками юридической санкции являются точная определенность страдания, причиненного нарушителю нормы права, а также определенность правоохранительных органов, предназначенных для приведения санкций в исполнение. Ни одного из этих признаков нет в моральных санкциях.

Создаваемое религиозной верой представление о каре Божьей по самому своему существу чуждо внешней определённости. Реакция совести зависит от индивидуальных особенностей человека, хотя предполагается, что когда окружающие человека люди осуждают его поступки, у него возникает чувство вины и стыда перед ними за свои действия. Реакция общественного мнения, хотя и проявляется в известном внешнем давлении на нарушителя моральной нормы, но не отличается определенностью. Нарушающий моральную норму не знает наперед, в чем выразится реакция общественного мнения, - она разнообразна: начинаясь с простого словесного выражения порицания, она может доходить до кровавой расправы. Общественное мнение не обладает определенными, заранее установленными органами для выражения общественного порицания.

 

Обряды и миф

К социальным нормам первобытного общества можно отнести также обряды и мифы. Обряды - это правила поведения, заключающиеся в символических действиях. Например, обряды похорон и поминок умерших, свадебный обряд, обряд вступления в должность вождя и др.

Важным регулятором поведения людей были мифы..В обиходной речи «миф» - это выдумка. В философии под мифом понимают особую форму мысли, наиболее простую, наиболее всеобщую, присущую человеку на всех ступенях развития - и на первоначальной, и на нынешней. Миф - это нечто, основанное на действительных событиях, но приукрашенное и изменённое. Миф - это предание, сказание, повествование о происхождении мира, в которых боги творят мир, а герои обустраивают его, о первопредках, от которых пошёл народ. Например, миф о братьях Каине и Авеле, Рόмуле и Реме (основатели Рима), Кие, Щеке и Хориве (основатели Киева). У каждого народа есть исторические мифы - это мифы о своей истории, географические мифы - о соседях и о других народах. Мифы нужны для объяснения мира. Исторические мифы необходимы народу, потому что в них заложены его коренные национальные ценности. В мифах истории живёт коллективная память народа, которая объясняет - кто мы, что с нами происходило, как мы реагировали на различные обстоятельства. В мифах сконцентрирован опыт поведения, разные варианты ответов, что нужно делать в тех или иных случаях. Миф является побуждением к действию. Он представляет собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. Почитание предков предполагает: если они вели себя так, то мы не можем, не утратив достоинства, вести себя хуже. Происхождение обязывает.

Вот, к примеру, миф о том, как к Петру I привели пленных шведских офицеров после Полтавской битвы 1709 г. Офицеры смущены, напряжены: откуда они знают, что с ними будет теперь? Пётр же обнимает их, кричит: «Пировать будем!». И во время пира шведы сидят среди русских, с такими же бокалами в руках, перед ними тарелки, полные еды. И Пётр поднимает тост: «За наших учителей!». Было? Не было? В любом случае в этом предании урок: будь великодушным к побеждённому врагу. Не мсти. Не злобствуй. Умей учиться у врага, и если научился чему-то, признай это вслух. Уклонись от ненависти, от сведения счётов. В средине XX века русские вели себя с поверженным врагом, как в начале XVIII-го. Пленные немецкие солдаты не стали ответчиками за преступления, совершённые армией нацистов в России. Они привлекались к восстановительным работам, жили в условиях, которые не были хуже условий жизни русских, их даже сытнее кормили, одевали в трофейную немецкую форму и лечили, если заболеют. В войнах в горячих точках конца XX - начала XXI веков русские проявили то же отношение к вчерашним вооружённым врагам, взятым в плен.

Современными аналогами мифа являются кинофильмы, политические идеи построения на земле идеального общества, земного рая - коммунизма, правового государства, свободного рынка и др.

 

Обычай

 

На первое место среди социальных норм выдвинулись обычаи. Обычаи - устойчивые правила поведения, нормы, возникшие путем продолжительного соблюдения людьми. Обычай обязателен независимо от того, признается он или не признается государством. Сила обычая основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении его на практике. Авторитет обычая был основан на старине: «так поступали отцы и деды», «чем старей, тем правей», «повальный обычай, что царский указ».

Обычаи существовали в устной традиции, передавались от поколения к поколению. В общине были знатоки обычаев, к которым в случае спора обращались спорящие стороны за консультацией. Они говорили, что надо делать так-то, потому что именно так делали предки. Обычаи регулировали типичные отношения: брак, обязанности мужчины и женщины, кары за обиду и причиненный вред (кровная месть), обычай почитать старших как хранителей опыта поколений, передача имущества умершего роду, семье.

cyberpedia.su

Общественная власть и нормы в первобытном обществе.

ТГП как наука. Предмет и методы ТГП.

Предмет ТГП как наука.

1) Предметом ТГП являются основные, общие закономерности, возникновения, функционирования и развития государства и права.

2) Основные черты, характеризующие право и гос-во как специфические социальные явления.

3) Исторические перспективы существования права и гос-ва, процесс их изменения как в общепланетарном масштабе так и в отдельных странах необходимо различать объект и предмет науки.

Объект науки- то, на что направлена познавательная деят-сть.

Предмет науки- совокупность знаний об объекте, заданных к спец. ракурсам его рассмотрения.

Так право явл. Объектом многих наук как юридических, так и не юридических (социология, философия, политология). Но предметом у этих наук разные, т.к. все они рассматривают право с разных сторон.

Особенности предмета ТГП как науки:

1) ТГП изучает гос-во и право в целом в единстве, обобщая развитие их на всех этапах.

2) Содержание предмета гос-ва и права составляют не любые, а только лишь основные закономерности гос-ва и права, в которых проявляются их сущности и социал.знач. для всей общественной жизни.

Задачи науки ТГП:

1) познать право и гос-во на теоретическом уровне, связать их с другими социал. явлениями.

2) Способствовать улучшению практики правового и государственного строительства.

3) Сформировать у граждан научные и теоретические взгляды на вопросы демократии, законности, правопорядка, прав и свобод личности.

4) Направлять развитие правоведения и всей системы юридических знаний, создавать основу юридического образования.

5) Формировать общую юридическую культуру и юридическое мышление.

Методы:

1) общенаучные методы

2) частнонаучные методы

3) частноправовые методы

1) а) диалектический метод – всё сущее рассматривается в движении, в развитии, используются основные законы диалектики переход единства и борьба противоположностей, отрицание

б) общелогический метод – используются логические методы

в) системный метод –исследуемые методы рассматриваются как совокупность взаимосвязанных, взаимообуславливающих друг друга элемента.

г) функциональный метод – выявляет функции изучаемого объекта. Основные направления – функции.

 

2) а) математический метод

б) конкретно-социологический метод –получение фактических данных об объекте исследования с помощью опроса, анкетирования, наблюдения, интервирования.

в) исторический метод – осуществляется с учётом условий существования отдельных стран.

3) а) сравнительно-правовой метод –сопоставление соответствующих элементов различных правовых систем.

б) правовой эксперимент –апробация новых законодательных положений в отдельных регионах или в сферах общественной жизни, с целью выявления их эффективности и дальнейшего распространения.

в)правовое прогнозирование –исследование перспектив развития государственно-правовых явлений.

г) формально- юридический метод –выражается в исследовании правовых явления в «чистом» виде, вне связи с экономикой, политикой, культурой и иными сферами общественной жизни.

Вывод:ТГП занимает основное место

1) ТГП выступает теоретической базой для всех иных юридических наук;

2) ТГП явл. вводной наукой, с нее начинается изучение юриспруденции;

3) ТГП явл. Методологической наукой;

4) ТГП вырабатывает основные понятия, на которые опираются другие юридические науки;

5) ТГП явл. Абстрактной наукой, т.к. она оперирует наиболее общими понятиями и категориями;

6) ТГП получает знания о многих сторонах государственно-правовой жизни из теоретических и эмпирических знаний, полученных другими науками. Происходит процесс взаимообогащения.

7) ТГП явл. Творческой наукой. Её положения и выводы постоянно обогащаются, пополняются в связи с новой практикой и новыми фактами социальной действительности.

 

Основные теории происхождения государства и права.

1. Теологическая (Августин, Ф.Аквинский) Г – рез-т проявления бож.воли, воплощения власти Б на земле, каждый обязан смиряться перед ней, подчиняться ей во всем, проникнуть в тайну бож.замысла, постичь природу и сущность Г невозможно.

2. Патриархальная (у истоков - Аристотель, Конфуций, Михайловский) была распростр. в Др. Греции и Др. Риме. Г предст-т собой естественную форму чел.жизни (семья разрастается в Г, во главе – монарх, его власть – продолжение власти отца).

3. Договорного происхождения (Гоббс, Спиноза, Радищев, Руссо) - Г возникло в рез-те договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. По этому договору люди передают часть своих прав гос.власти и берут обязательство подчиняться ей, а Г обяз-ся охранять неотчуждаемые права ч-ка (собственности, свободу, безопасность).

4. Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) происхождение ГиП есть рез-т изм-я социально-экономич отн-й, способа произв-ва, итог возникн-я классов и обострения борьбы между ними.

5. Теория насилия (завоевания) (Каутский, Гумплович). Г возникло как рез-т насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, возникновение права — закономерное следствие усложнения обществ-х взаимосвязей, углубления и обострения соц.противоречий и конфликтов.

6. Ирригационная теория (Виттфогель) связ-т возникн-е ГиП с необход-тью строит-ва гигантских ирригационных сооруженийи их эксплуатацией (Египет, Индия, Китай).

7. Патримониальная (земельная) теория (Кайзер) Г произошло от права собств-ка на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей.

 

Соотношение права и государства.

Три модели соотношения государства и права:

1) государство стоит над правом и им не связано – тоталитарная модель.

2) Право верховенствует над государством – либерально – демократическая модель или модель правового государства.

3) Государство создает право, но в своей деятельности связано им – реалистическая модель.

· В основе их возникновения лежат одни и те же причины.

· И то и другое является объективно необходимыми социальными явлениями – единожды возникнув, они будут существовать всегда.

· У них общая цель – упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества.

Влияние государства над правом:

1) государство право создает;

2) государство поддерживает гармоничность правовой системы государства;

3) Дает официальное толкование норм права;

4) Реализует нормы права в форме правоприменения.

Влияние права на государство:

1) право констатирует существование и деятельность государства;

2) законодательно закрепляет форму государства; структура государства, его механизм, компетенцию гос.органов и должностных лиц.

Принципы и пределы деятельности:3) является средством осуществления задач и функций права;

3) закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

 

Общественная власть и нормы в первобытном обществе.

Первобытное общество – первое в истории человечества форма жизнедеятельности людей, охватывающая эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права. Выделяют три этапа развития первобытного общества:

1 этап. Первобытное стадо – иерархически-построенная родственная группа, характеризующаяся неустойчивыми социальными отношениями.

2 этап. Родовая община – общность людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство.

3 этап. Разложение родовой общины – военная демократия, вождество. Военная демократия – социально-политическая организация, основанная на существовании трех неподчиненных друг другу органов управления (вождь, совет старейшин, народное собрание). Вождество – тип социально-политической организации, состоящей из группы общинных поселений., иерархически подчиненных центральному, в котором проживает вождь.

Важным в развитии первобытного общества были экономические отношения. Особенности экономических отношений:

-экономика была присваивающей. Чем характеризуется? Она была характерна для первобытного стада. Основу экономических отношений составляла охота, собирательство. 1)Примитивный характер, связанный с присвоением готовых растительных и животных форм (охота, собирательство).2) коллективизм в производстве и потреблении. 30уравнительно распределение продуктов питания.

-на втором этапе происходит половозрастное разделение труда. Оно приобретает «производственный характер», имеет место специализация общин. Эта специализация зависит от природно-климатических факторов.

-на этапе разложения родовой общины происходит «неолитическая революция». Неолитическая революция – переход к производящей экономике от присваивающей, в процессе которой осуществляется преобразование природы и производство пищи (появляется земледелие, скотоводство, ремесло, торговля).

Особенности организации власти:

Появляется на этапе родовая община.

1) Носитель и источник власти род – субъект и объект власти совпадают.

2) Вопросы, касающиеся всего рода, решаются на общем собрании взрослых членов общины.

3) Управление повседневной жизнью общины осуществляет избираемый старейшина. Самый авторитетный человек в данной общине.

4) Власть опирается на авторитет и обычаи.

5) Особых органов, должностных лиц и принуждение (органы) не существует.

Социальные нормы (правила поведения, которые регулируют общественные отношения) первобытного общества:

- регулируют отношения между людьми

- регулируют типичные ситуации

- рассчитанные на неопределенный круг лиц

- многократное применение

- носят сознательно-волевой характер

- закрепляются в сознании членов общества

- к нарушителям применялось принудительное воздействие со стороны соплеменников (изгнание из рода – крайняя мера, санкция), убежденностью возможностью наказания со стороны духов предков ,божеств.

- они носят недифференцированный характер – то есть являются мононормами (единая норма) – правило поведения, являющееся одновременно нормами морали, обычая, религиозные нормы.

Виды социальных норм:

- обычаи

- ритуалы

- обряды

- мифология

- религиозные нормы

- мораль

- табу – запрет на осуществление каких-либо действий

 

stydopedia.ru

организация власти и социальные регуляторы

Тест 23

Недифференцированные социальные нормы первобытного общества – ...

Тест 24

Способами регулирования общественных отношений в первобытном обществе являются:

 административный акт;

 директива;

 запрет;

 дозволение;

 позитивное обязывание.

Тест 25

Особенностью социальных норм первобытного общества не является:

 нерасчлененный характер;

 логическая структура;

 классовый характер;

 способы регулирования.

Тест 26

Какие виды общественных отношений регулировали мононормы первобытного общества:

 конституционные;

 гражданско-процессуальные;

 административные;

 брачно-семейные.

Тест 27

Формами выражения социальных норм первобытного общества не являются:

 правовой обычай;

 обычай;

 миф;

 обряд;

 правосознание.

Тест 28

Последовательность санкций мононорм в зависимости от их строгости:

 смертная казнь;

 изгнание из общины;

 общественное порицание;

 нанесение телесного повреждения.

Происхождение государства и права

Тест 29

Основа государства в соответствии с патриархальной теорией возникновения государства есть ...

Тест 30

В соответствии с договорной теорией возникновения государства оно есть результат заключения какого договора:

 общественного;

 гражданско-правового;

 федеративного;

 оказания услуг.

Тест 31

Фамилия автора фразы «История не знает ни одного примера возникновения государства иначе, чем не при помощи насилия одного племени над другим» – ...

Тест 32

Теория возникновения государства Виттфогеля связывает процесс образования государства с фактором:

 необходимости орошения земель;

 разложения родовой общины;

 глобального потепления;

Тест 33

В работе «Основание социологии» изложена ... теория происхождения государства.

Тест 34

Рассматривает государство как продукт непримиримости классовых противоречий ... теория.

Тест 35

Клод Леви-Строс связывает возникновение государства с одним из явлений:

 запрет инцеста;

 запрет убийства;

 запрет кровной мести;

 разрастание родовой общины;

Теория государства Механизм государства

Тест 36

Коллегиальный орган общей компетенции, организующий претворение в жизнь законов – ...

Тест 37

Центральный орган отраслевого государственного управления – ...

Тест 38

Материальные придатки исполнительной власти:

 полиция;

 судебные приставы;

 армия;

 государственные служащие;

 административная юстиция;

 министры без портфеля;

Тест 39

Судебная власть осуществляется:

 судом присяжных;

 мировым судьей;

 министерством юстиции;

 органами прокуратуры;

 квалификационной коллегией судей;

Тест 40

Особенности судебной власти:

 не издает законы;

 осуществляется в особой процессуальной форме;

 не обладает материальными придатками;

 осуществляет контрольно-надзорные функции;

 осуществляет амнистию и помилование;

Тест 41

В РФ к судам специальной юрисдикции относятся:

 Федеральные арбитражные суды;

 Верховный суд;

 мировой судья;

Тест 42

Относятся к органам местного самоуправления:

 сельский староста;

 участковый инспектор;

 сельский сход;

 уполномоченный президента;

studfiles.net

Первобытное общество как функционально недифференцированное

Функциональная взаимозависимость групп и организаций развитой социальной системы почти совершенно отсутствует в первобытном обществе. Главные подразделения последнего — семьи, кланы, экзогамные группы, тотемные группы — являются сегментарными, или отсековыми. Первобытное общество может иметь достаточно совершенную систему церемониальных служб и более совершенную систему родственных различий, чем это характерно для развитого общества. Но здесь мало группирова­ний или разрядов, в которые члены сообщества зачисляются исходя из практических целей кооперативной жизни. Группирова­ние по признаку родства является преобладающим и всеобъемлю­щим (inclusive). Быть членом рода означает ipso facto разделять общие и всеобъемлющие права и обязанности, обычаи, ритуалы,стереотипы, верования всего общественного целого. Имеются, конечно, и определенные «естественные» группирования, в осо­бенности возрастные и половые. Могут наличествовать какие-то престижные группы, возможно — какая-то примитивная система классов и каст, хотя эти последние и не встречаются в наиболее примитивных условиях. Могут иметься и некоторые зачаточные профессиональные различия, но разделение труда ограничено и следует «естественным» линиям раздела — между полами или между старшими и младшими. Крупных ассоциаций еще не сущест­вует. Нет никаких отдельных организаций религии и тем более ре­лигий; нет никаких школ, никаких отчетливых культурных ассоциа­ций; имеется лишь очень незначительная специализация производ­ственной деятельности и обмена. Единственными явно обще­ственными группами, не считая временных торговых или иных товариществ, являются обычно «тайные общества», не обладаю­щие никакой специфической функциональностью, и самый факт, что они «тайные», означает, что группа еще не нашла пути к их эффективной инкорпорации в свою целостность.

О недифференцированном характере первобытного общества свидетельствует и факт преобладания некой примитивной формы коммунизма. Род является большой семьей и имеет нечто общее с коммунистической по характеру семьей. Племя разрабатывает систему участия в охотничьей добыче и продуктах земледелия. Частные или семейные права допускаются, если это вообще происходит, в пользовании землей, а не владении ею. Даже те права, которые для нас являются наиболее личными или интимными, были в то время правами, принадлежащими кровному братству. Предоставление жен гостям племени, общее для американских индейцев и многих племен Африки, Полинезии и Азии, может рассматриваться как допуск к племенной «свободе». Возможно, как истолковывает это Юлиус Липперт, таким образом «гость вступает в обладание всеми правами членов племени, и особая святость этого отношения возрождает древние права последних» (Evolution of Culture (tr. Murdock). N. Y., 1931, P. 217).

Освященная традицией вседозволенность на первобытных свадебных торжествах, существование среди некоторых африкан­ских племен института «невестиной хижины», где невеста была доступна для всех мужчин племени, добрачная проституция, ставшая вавилонским храмовым обрядом, могут истолковываться как пережитки сексуального коммунизма или по крайней мере как утверждение — перед их отчуждением браком — тех прав, кото­рые считались исконной принадлежностью всего племени.

Такой коммунизм типичен для примитивной сплоченности недифференцированного общества. Существующие дифференциа­ции основаны на естественных различиях молодости и зрелости, мужчины и женщины, на неравенстве способностей вроде способности к лидерству и на социально принятых отличиях вроде обладания какой-то церемониальной службой или магическимзнанием. В латентном состоянии находятся мириады аспектов дифференциации, присущих цивилизованному обществу. Различ­ные интересы, способности, качества, которые могут появляться в зачаточном состоянии, не могут развиться в ограниченных рамках общинной жизни. Социальное наследие слишком неразви­то, чтобы предоставить людям какую-то избирательную стимуля­цию. Нравы, соответствующие этому ограниченному наследию, имеют тенденцию к подавлению подобных различий, в которых видится угроза сплоченности единомыслия — единственной спло­ченности, на которую пока способна группа как целое.

Цивилизации прошлого и настоящего прошли эту раннюю стадию. Как они возникли, благодаря каким слепым силам завоевания, покорения и экспансии, созидающим различия в богатстве и классовые различия, благодаря какому поощрению искусств, благодаря каким ниспровержениям обычаев и верова­ний, ведущим к некоторому освобождению сознания, благодаря какому росту научного знания и роли его прикладных аспектов, — вот главная тема человеческой истории. Нам здесь достаточно просто указать на контраст. Для нашей стадии исторического развития характерно то, что мы обладаем огромным множеством организаций такого рода, что принадлежность к одной из них не предполагает принадлежности к другим, что всякий род интересов создал свою соответствующую ассоциацию, что почти каждая установка может встретить некое общественное подкрепление и что, таким образом, более крупное социальное образование, к которому мы принадлежим, постигается как много-, а не единообразное. От членов «великого общества» требуется совер­шить этот необходимый интеллектуальный подвиг (feat), и мно­гие, кто все еще не в состоянии сделать это, принадлежат к нему по форме, но не по духу.

studfiles.net


Смотрите также