Первобытное искусство в беларуси. Первобытное общество на территории Беларуси
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Билет 1. История Беларуси. Первобытное искусство в беларуси


Первобытное общество на территории Беларуси

Отправной ступенью в поступательном социально-экономическом развитии человеческого общества, как это принято считать, является первобытнообщинный строй. В нем обычно выделяют три основных этапа: первобытное человеческое стадо, формирование и расцвет родового общества (материнский род) и его разложение на отличающиеся друг от друга социальные группы.

Основываясь на материалах, из которых преимущественно изготавливались дошедшие до нас орудия труда, в исторической науке выделяют каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Ранний (нижний) датируется 2,2 млн. лет назад – 170 тыс. лет назад, средний (мустье) в Европе охватывает отрезок от 125-100 до 40 тыс. лет назад, поздний (верхний) датируется 40-35 до 10 тыс. лет назад. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Данные археологии и других наук свидетельствуют о том, что на территории Беларуси человек появился в промежутке от 100 до 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. Именно в это время люди (палеоантропы, или неандертальцы) овладевали способами добывания огня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. В конце среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа - неоантропа, или кроманьонца (по названию пещеры Кро-Маньон во Франции).

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены многочисленные кремневые орудия, а также кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстистого носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной, включавшей несколько десятков человек. Их поведение регулировалось волей коллектива, родовой моралью и обычаями. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Средства труда и ведения хозяйства также были общими.

На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно - старейшинами родов, из которых избирались племенные вожди Ученые полагают, что в позднем палеолите стали появляться духовные начала в жизни людей: искусство (до нас дошли скульптурные изображения женщин, животных, птиц, рыб), зародился танец, появились музыкальные инструменты.

В связи с резким похолоданием и наступлением ледника 22-14 тыс. лет назад люди отошли с территории нынешней Беларуси на Юг. После окончания ледниковой эпохи человек вновь возвратился сюда. В течение IX-V тысячелетий до н.э., с Юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. Об этом свидетельствует более 100 стоянок того времени, открытых в бассейне Припяти, Поднепровье, Понеманье, а также в Подвинье. Люди этого времени употребляли каменные орудия труда - грубо обработанные топоры, резцы, скребки, скобели. Найдены также маленькие кремневые пластинки, которые использовались как вкладыши, части лезвий при изготовлении серпов и других режущих инструментов. Широкое распространение как орудие охоты получил лук.

Население в это время было немногочисленным, а условия жизни трудными. В приледниковой зоне климат был холодным, растительность - бедной, характерной для арктической тундры. Чтобы выжить, человек должен был уметь получать огонь, строить жилье, охотиться на крупных зверей. Тогда на территории Беларуси обитали мамонты, олени, дикие лошади, носороги, быки, зубры. На водоемах водилось множество птиц. Но по мере таяния последнего ледника климат становился более теплым. Территория покрывалась лесами.

Основные орудия труда вырабатывались из кремня, кости или дерева. Соплеменники, как правило, владели одинаковыми приемами труда, обработки материалов. Похожими были и формы орудий труда, типы построек, одежда. Поэтому на отдельных территориях археологи находят однотипные вещи, которые характеризуют материально-культурный уровень жившего здесь населения. Такую общность принято называть археологическими культурами. На территории Беларуси открыто пять культур, относящихся к рубежу мезолита и неолита: днепро-донецкая, верхнеднепровская, неманская, нарвенская и типовой гребенчато-ямочной керамики. Носителей той или иной культуры в определенной мере можно считать этническим сообществом.

С конца V - начала IV тысячелетия до Рождества Христова или до н.э. началась неолетическая эпоха, которая продолжалась более 2 тыс. лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах, на песчаных дюнах. Орудия труда продолжали совершенствоваться: появились шлифовка, сверление. Широко распространились топоры, долота, тесла. Изготавливалась глиняная посуда, что позволило человеку значительно улучшить приготовление пищи, разнообразить ее. Выдающимся достижением стало появление прядения и ткачества. Начали распространяться принципиально новые формы производственного хозяйствования - животноводчество и земледелие. Этот огромный хозяйственный переворот в истории человечества получил название неолитической революции. Поздненеолитические жители Беларуси разводили коров, овец, коз, свиней, а также лошадей. На небольших участках освобожденной (путем выжигания) от леса и кустарников земли выращивали преимущественно ячмень. В результате пополнялись запасы продовольствия, человек становился более независимым от природы. Одновременно менялась материальная и духовная культура, усложнялись взаимоотношения как между коллективами, так и отдельными людьми.

Наиболее интересными памятниками позднего неолита являются стоянки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа - подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц. Найдена и небольшая деревянная фигурка человека. Уникальным памятником этого времени, единственным на востоке Европы, являются кремнедобывающие шахты около п. Красносельский Волковысского района, на побережье р. Россь. Из добытого сырья вырабатывались топоры, которые распространялись на всем северо-западе Беларуси. Красносельские мастера владели высокими навыками раскола, оббивки и ретушировки изделий из кремня.

Стоянки-селища новокаменного века отличаются большими размерами и многолюдностью. Об этом свидетельствуют толщина культурных слоев с черепками посуды, каменными изделиями, углями от костров, остатками деревянных жилищ. Любимыми местами поселений были надречные террасы, устья притоков, озерные берега, недалеко от проток. Те из них, которые в результате увлажнения климата оказались затопленными, а затем занесенными торфяными отложениями, представляют сейчас особую ценность для археологов: под торфом, в бескислородной среде хорошо сохраняются даже деревянные изделия.

В эпоху неолита различные регионы территории Беларуси развивались неравномерно. Земледелие и животноводство появились сначала на юге. Здесь же раньше стали пользоваться пришлифованными, а затем и полностью шлифованными топорами, жнивными ножами, трехгранными наконечниками стрел. На севере производственное хозяйство не получило такого размаха, как на юге. Здесь в большей мере было распространено собирательство, орудия труда вырабатывались из рога и кости, в том числе кинжалы, гарпуны, наконечники стрел, рыболовные крючки и т.п.

Археологические материалы неолита свидетельствуют об особенностях мировоззрения тогдашних людей, их художественных склонностях. Зависимость человека от леса и водной среды, которые являлись источниками существования человека, отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей. уток. Культ уток, как и аистов, которых считали тотемами, сохранился среди белорусов и до новейших времен. Существовал и культ предков, которые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. Характерно, что все эти скульптуры изображали мужчин. И это понятно – именно от мужчины-охотника зависело благосостояние рода и даже его существование. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельствуют, что ряду предметов придавался магический смысл. Многие из этих предметов отличаются высокими художественными достоинствами. Некоторые из них настолько совершенны, что могут считаться скульптурными портретами наших далеких предков.

Рубеж III-II тысячелетий до н.э. отождествляется с началом бронзового века. В это время появились медные и бронзовые топоры, наконечники копий, долота, ножи, шилья, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена. Новая эпоха отличалась от предыдущих повсеместным распространением скотоводства и первобытного земледелия. Разводился крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Небольшие участки под посевы обрабатывались каменными и роговыми мотыгами. В начале бронзового века территория Беларуси вошла в ареал культур шнуровой керамики, затем – культур среднеднепровской, шнуровой керамики Полесья, висло-неманской, а также северо-белорусской.

Начала складываться общность родственных племен с близкими культурами производства предметов труда, однотипным образом жизни. При этом постепенно выделялись как роды, так и племена, которые больше, чем другие, выращивали скота, получали зерна, владели другими материальными ценностями, т.е. появилось имущественное неравенство. Накопление определенных излишков продуктов способствовало обмену. Во II тысячелетии до н.э. произошла замена материнско-родовых отношений патриархальными, материнского рода – отцовским. Мужчина занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской линии. Основной общественно-хозяйственной ячейкой становится большая патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми. С развитием земледелия получили распространение открытые селища - деревни, где жили несколько больших, а затем и малых семей. Общее число населения в бронзовом веке могло достигать от 50 до 75 тыс. человек (4, ч. 1, 27).

В 2000 - 1000 гг. до н.э. с Юга на будущие белорусские земли двигались индоевропейцы, предки современных европейских народов. Вступая в контакт с местным населением индоевропейцы, находившиеся на более высокой ступени социально-экономического развития (господствовали животноводство и земледелие, использовались металлические орудия, в то время как местное население занималось охотой, рыболовством, собирательством), занимали доминирующее положение, абсорбировали, ассимилировали его. Смешение, ассимиляция индоевропейцев и местного населении в бассейнах Немана, Западной Двины, Верхнего Приднепровья привели к образованию групп племен и народов, которые в научной литературе с середины XIX в. стали называться балтскими.

Индоевропейцы явились изобретателями колеса и колесного транспорта, занимались плужным земледелием. Они принесли с собой обычай похорон в курганах. Поклонялись солнцу и огню, который наделялся очищающей силой. Проявлением культа огня был и обычай посыпать тело умершего красной охрой, которая окрашивала затем и скелет. С индоевропейцами связывают способ нанесения орнамента на посуду при помощи шнура, накрученного на палочку. В связи с этим целая археологическая культура стала называться культурой шнуровой керамики. Ареал ее распространения охватывал значительные территории Европы, в том числе и Беларуси.

Железный век продолжался от VIII-VI вв. до н.э. до VIII в. н.э. В VII-VI вв. до н.э. наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Орудия труда, оружие, предметы быта стали коваться из железа. Основой хозяйства племен в раннем железном веке стали земледелие и скотоводство (охота и рыболовство приобрели подсобное значение). Земледелие было подсечным, т.е. при подготовке к посеву на определенных участках подрубался, а затем выжигался лес. Боронование осуществлялось так называемой «суковаткой» - древнейшим орудием обработки почвы. Через 5-7 лет такой обработки земли урожай, как правило, резко снижался, участок забрасывался, и люди переходили на другой. В южных районах Беларуси, где почвы были более пригодны для земледелия, появились и более совершенные орудия труда. Одно из них - деревянное рало, сделанное целиком из дуба, обнаружено в торфянике близ дер. Каплановичи Клецкого района. В это время распространились такие виды ремесла, как литье из бронзы, обработка кости и рога животных. Повсеместными стали прядение и ткачество, о чем свидетельствуют многочисленные находки пряслиц.

С середины I тысячелетия до н.э. появляются укрепленные поселения, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, о столкновениях между родами и племенами. Поселения стали огораживать стенами, вокруг них насыпать высокие оборонительные валы и выкапывать глубокие рвы. На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тысячи так называемых городищ, т.е. остатков таких поселений. Особенно многочисленны они в восточной части Гомельщины.

В 500-200 гг. до н.э. на территории Беларуси сложились такие племенные объединения, как ятвяги и дайнова (на западе Беларуси), лотва (на севере), голядь и латыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. Все эти группы племен отличались как материальной культурой, так и ритуалами погребений. Южную Беларусь заселяли племена милоградской и поморской культур. В средней и северной частях была распространена культура штриховой керамики и днепро-двинская, сменившиеся затем банцеровской культурой (от Банцеровского городища под Минском) и колочинской (от д. Колочин Речицкого района). Милоградская культура (от д. Милоград Речицкого района) представлена городищами, грунтовыми и курганными могильниками, которые в народе называют копцами, или волотовками. Об экономических отношениях и быте милоградцев свидетельствуют найденные копья и стрелы с железными наконечниками, железные топоры, серпы, ножи и даже бритвы. Восточно-поморской культуре присуща разнообразная керамика, в том числе кувшины с ушками, посуда в виде ваз. Материальная и духовная культура славянских племен - предков белорусов, как свидетельствует археология, мало отличались друг от друга. Различия заметны только в украшениях, которые, кстати, свидетельствуют о довольно высоких эстетических вкусах древних белорусов. Это видно хотя бы из того, как украшали себя женщины: виски - своеобразными кольцами, шею - бусами и гривнами, руки - браслетами и перстнями. Изготавливались эти украшения из меди, бронзы, железа, серебра, золота, янтаря, сердолика, аметиста, цветного стекла.

В ряде случаев население различных культур смешивалось, или одна культура вклинивалась в другую.

На рубеже новой эры в Поднепровье, в соответствующих районах Гомельской, Могилевской, Минской областей сложилась зарубинецкая культура. Умерших зарубинцы сжигали, останки ссыпали в погребальные (глубиной до 0,7 м) ямы, куда ставили горшки и миски, а также клали орудия труда, оружие, украшения, в том числе и бронзовые фибулы (застежки для верхней одежды). Будучи земледельцами и скотоводами, представители этой культуры умели плавить цветные металлы, отливать необходимые изделия. Захоронения свидетельствуют об имевшем место имущественном неравенстве.

В западных районах Белорусского Полесья во II-IV вв. н.э. жило население, материальная культура которого отличалась от зарубинецкой. Средняя и северная части Беларуси, как и соседние области, были заселены балтскими (лето-литовскими) племенами днепро-двинской культуры.



biofile.ru

Персональный сайт - Древняя история

 

Древняя история  Беларуси

Больше 500 миллионов лет назад на территории  современной Беларуси возвышались могучие горные хребты, отдельные части которых по высоте и величии не уступали сегодняшним Альпам. Многочисленные вулканы извергали лаву и засыпали пеплом все вокруг на десятки километров. Землетрясения  содрогали  землю.

Но время шло. Вода и ветер уничтожали скалы. Горы превратились в каменистые безжизненные пустыни. Суша опускалась, и море, в котором уже зародилась жизнь, заливала землю. Затем оно постепенно снова отступала.

Около 440 миллионов  лет назад перемещения земной кары замедлились и береговые линии морей стали более стабильными. Они проходили между современным  Минском и Молодечном, а также на запад от Пинска. Большинство же территории занимала равнинная суша. Ее побережье начало зарастать первыми наземными растениями.

Затем море надолго отступило от границ Беларуси, чтобы через несколько милионов лет затопить ее почти полностью. В это время госпотствовал теплый и влажный климат. На небольшом пространстве между Брестом и Гродно расли первые леса из гигантских папаратников, в каких уже попадались скорпионы и многоножки. На побережьях и в болотах обитали земноводные твари.

Важнейший период для развития животного мира начался 225 м лет назад с наступлением мезазойской эры. В тропических лесах уже превосходствовали хвойные деревья - предшественники сосен. Позже начали распространятся цветочные растения. Лесные проталины покрыла трава.

Мезазой - эра почти безраздельного господства динозавров, которые были предками известных нам ящериц, змей, черепах, крокодилов и даже птиц. Они заполонили землю и отличались разнообразием размеров, внешнего вида и способов жизни - зубастые хищники и травоядные гиганты, быстроногие и очень подвижные и покрытые мощными панцырями неповоротливые. В небе было полно летающих динозавров с крыльями напоминающими теперешних летучих мышей.

Около 70 миллионов лет назад в истории Земли начинается кайнозойская эра. В это время облик планеты постепенно принимает знакомые нам очертания. Примерно 45 миллионов  лет назад море окончательно оставили территорию Беларуси, и с этого времени она превратилась в континентальный край.

Примерно 65 миллионов лет назад на всем земном шаре за короткое время вымерли почти все динозавры. Исчезло так же и около половино цветочных растений. Что случилось ? На счет этого существует множество теорий. Согласно одной из них - в Землю врезался огромный метеорит, резко изменился климат на планете на многие десятки тысяч лет.

Наконец, около 2 миллионов лет назад в тропических зонах Африки появился первый человек, хоть еще внешне и очень похож на обезьяну. Он мог ходить прямо на двух ногах, колол камни и делал из них первые примитивные орудия труда, начал пользоваться огнем и имел относительно большой мозг.         

Каменный век у Беларуси

1 миллион лет назад на планете началась эпоха Великих оледенений. Согласно этому на территории Беларуси существенно изменился животный и растительный мир. В лесах все большее место занимают хвойные пароды деревьев. Среди их находили убежище и наживу лесные быки, лоси, медведи, волки, кони, бобры. Правда, попадались и необычные для нас животные - мамонты и насороги.

 Примерно 90 тысяч лет назад началось последнее оледенение. На юг поползли ледники и вечная мерзлота сковывала землю. Вот в таких условиях и произошло первое, известное ученым, проникновение древнего человека на территорию Беларуси. Следов поселений тех времен пока не найдено, но в некоторых местах белорусского Приднепровья найдены кремниевые орудия - наконечники, скребла, резаки. Они принадлежали древним людям неандертальского типа, которые 100-40 тысяч лет назад заселяли Европу.

Первые жители еще существенно отличались от нас с вами - были присадистые, крупного склада туловища, с выступающим лбом и скошенным подбородком. Однако они уже разжигали костры, чтобы обогреться и зажарить мясо, умели строить нечто похожее на жилище, прикрывали тело шкурами, с кременя и костей делали необходимые для работы и охоты вещи. Неандертальцы уже могли понять друг друга с помощью слов, что было особенно необходимо при коллективной охоте. Так же они имели некий зародыш религии, так как умерших харанили в могилах.

Около 40-35 тысяч лет назад на смену неандертальцам приходят люди креманьонского типа, которые внешне почти не отличались от сегодняшних европейцев. В период между 26-23 тысяч лет назад креманьонцы на довольно продолжительное время проникли на юг Беларуси. Под многометровыми песчаными наносами археологи нашли возле деревень Юрoвичи Калинковичского и Бeрдыжь Чечерского районов две стоянки того времени. Они относятся к позднему каменному веку - полеалиту.

 Однако и вторая попытка первобытного человека закрепиться на територии Беларуси потерпела неудачу. 19-18 тысяч лет назад ледник достиг районов  сегоднешних  Гродно, Вилейки, Орши. Даже летними месяцами на юге Беларуси случались заморозки. В таких невыносимо суровых условиях существование креманьонцов прекратилось.

12 тысяч лет назад, в самом конце полеалита, с юга и запада на землю Беларуси пришли племена охотников на северных оленей. Это было кочевое население, так как его основная добыча мигрировала. Основным их оружием стал лук со стрелами.

  10 тысяч лет назад кончился ледниковый период и наступил средний каменный век - мезолит. Начало понемногу теплеть, а растительный и животный мир постепенно стал похож на современный. С потеплением северные олени отступили далеко на север. Вслед за ними направилась и значимая часть населения, которая специализировалась на охоте. Иные же группы охотников начали привыкать к условиям жизни среди лесов, которые все гуще покрывали территорию Беларуси. В условиях теплого климата, при несчетном количестве озер, густой сетке рек существенное значение приобретает и рыболовство. Рыбу начинают ловить не только гарпунами, но и удочками с костяными крючками. Так же в это время появляются и плетеные сети.

В IV тысячелетии  до н.э. в истории первобытного населения Беларуси начался заключительный период каменного века - неолит. Он продолжался около 2 тысяч лет и характеризовался важными изменениями в жизни наших предков.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных орудий, которые рубят, режут и колют. На территории, которая оказывалась свободной от льда во время отступлений ледника, люди занимались собирательством кореньев, клубней. Для этого они использовали палки копалки, острые камни. Занятием людей также была загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных остроконечников, ножей, топоров, копий. Люди использовали удочку, костяные гарпуны, сети, крючки при рыбной ловле. Особенностью занятий людей каменного века было то, что они брали от природы все в готовом виде. Такой вид хозяйства называют присваивающим.

После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесом, была заселена дикими зверями. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака – первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлой жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с каменными наконечниками, просверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки).

Зарождается гончарство и ткачество. Люди начали изготавливать остродонную глиняную посуду, которая втыкалась в земляной пол жилища или в центр очага, потому что в то время еще не знали, что такое стол. Незаменимым материалом для изготовления орудий труда стал кремень. Его добывали в первобытных шахтах – вертикальных колодцах глубиной 3–5 м, найденных археологами около поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Затем люди жили уже родовыми общинами, которые объединяли 50–70 кровных родичей во главе с избранным старейшиной. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мысль о том, что родство первоначально определялось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок жизни называют матриархатом.

Бронзовый век у  Беларуси

В начале II тысячелетия до н.э. на территории Беларуси люди научились выплавлять медь и бронзу и в нашей первобытной истории наступил бронзовый век, который продолжался почти полтора тысячелетия, изделия из меди и бронзы с юга попадают на территорию Беларуси.

Люди начали приручать все больше животных, а потом перешли к их разведению. Вероятно, свинья стала первым домашним животным. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, которых не существовало в готовом виде в природе. Сначала земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем – подсечно-огневым. Древние люди высекали топорами лес, выкорчевывали и сжигали пни, пепел использовали в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Для сохранения зерна и молока от разведенных животных изготавливали плоскодонную глиняную посуду.

Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом –  веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужского труда постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский  патриархат.

В течение бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. Во время расселения на территории Европы в результате смешения индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения  балтов. Балтские племена, которые являются предками современных белорусов, германцев, поляков, литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

Бронзовый век характерен дальнейшим расширением и развитием земледелия и животноводства, первобытной металлургии и кременедобычи, что в свою очередь вело к зарождению имущественного неравенства, к росту значения мужского труда в социально-хозяйственной жизни рода и племени. Накопление продуктов, металла, кременя, рост значения плодородной земли и месторождений полезных ископаемых приводили к увеличению вооруженных стычек и войн с целью грабежа и захвата территорий.

В бронзовом веке существовал и довольно широкий обмен между разными регионами, временами даже очень далекими друг от друга. Так, с  территории стран Балтии на Беларусь попадал янтарь, в обратном направлении шел кремень.

 Железный век у  Беларуси

В VII веке до н.э. на землях Беларуси бронзовый век сменился железным. В это время наши предки научились добывать из болотной руды железо. Это сырьё распространено во многих местах, потому железа получали много и его хватало для создания самых разных вещей - топоров, серпов, ножей, наконечников стрел и копьев, рыболовных крючков и т.д. В эпоху железного века наше общество существенно изменилось и развитие его ускорилось. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII - III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения.  «Милоградцы»  скорее всего  были  балты, есть версии и о их близости к скифскому населению.

В III - II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII - VI вв. до н.э. - IV - V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. - IV -V вв. н.э.).

В V - II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси).

Приблизительно  4000 - 4500 лет назад произошло разделение древних индоевропейцев на  германские и балтские племена.  Балты заселяли огромную территорию, включавшую  южное побережье Балтийского моря, значительную часть Цетральной  и  Восточной Европы.

За пять веков произошло разделение балтов  на следующие  группы: на западные (ятвягов, дайновов, кривичей и др.), восточные (ауктшайтов, жемойтов, земгалов, латгалов,и др.), днепровские (название племен неизвестно).

Что касается территории нынешней  Беларуси, то, как показали археологические исследовния,  беларусы  не менялись  антропологически примерно 3500 лет. Нынешний  беларусский  этнос  образовался  из слияния западных балтов – ятвягов, кривичей и дайновичей. 2000 лет назад предков беларусов  соседи называли «гуты» или «гепиды»

Беларусы –это  cлавяноязычные  западные балты и индоевропейцы. Русские – это финны (с последующим значительным добавлением тюрок), они не индоевропейцы, а смесь народов северного типа, во многих похожих на индоевропейцев. Украинцы – тоже не индоевропейцы, но народ южного типа (украинцы этнически сарматские племена – аланы и ясы, говорившее на языках иранской группы, на древнеосетинском  диалекте ), еще  меньше похожи на индоевропейцев. Исследования генофонда украинцев показали, что в восточной части страны они имеют финские гены, как и русские, в западной части – гены сарматские.

Этнически и антропологически поляки и Беларуси составляют один народ: в его основе местные племена западных балтов, славянизированные славянами Полабья. Польское «пшеканье» и беларуское  «дзеканье»- балтский акцент нашего туземного населения. Вся Центральная и  Северная Польша – территория балтов. Как и вся Беларусь  (включая Смоленскую, Брянскую и Курскую область России –этнически беларуские  земли кривичей).

Древние верования и первобытное искусство у  Беларуси

Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного общества представляла собой:

  1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов (фетиш)).
  2. Анимизм (вера в существование духов и души, которые имеют человеческие черты и влияют на все живое).
  3. Тотемизм (вера в общее происхождение, родственные связи между группой людей и определенным видом животных или растений).

С появлением земледелия и животноводства зародились новые верования людей. Они стали обожествлять Солнце (культ Солнца, о культе Солнца свидетельствует солярная символика), небо, дождь…. Основные боги (к концу 10 века): Перун (бог воинов, оружия, войн, гром и молния), Стрибог (небо и вселенная), Даждь Бог (солнца, природы), Макошь (бог Земли и плодородия).

Большое значение придавали одежде (символичный орнамент, вышивки по краям одежды для защиты от злых духов). Был распространен культ предков (дзяды, радуница).

 В бронзовом веке сформировалась вера в загробную жизнь, появились обряды жертвоприношения, поминальные, свадебные. Существовали жертвенные ямы с идолами, капища (языческий храм, место жертвоприношения). Существовало два типа захоронений трупоположение (насыпали курганы), кремация. Существовали обряды, хороводы, заговоры, заклинания, песни. Ранее был культ упырей (вампиров), берегинь (русалок), домовых.

Отношение древних людей к окружающему миру выразилось не только в религии, но и в искусстве. Его первыми памятниками стали статуэтки (женщин, мужчин, лося, утки; на стоянке Елисеевичей, на Брянщине найдена статуэтка женщины, датируемая верхним палеолитом).

В бронзовом веке появился орнамент (появление шнурового орнамента связано с индоевропейцами). Появление музыкальных инструментов (первые – ударные). Первая археологическая находка – дудочка, сделанная из косточки птицы. Она относилась к верхнему палеолиту, найдена на стоянке Асовец. Были различного рода украшения – серебряные, бронзовые подвески, искусно выполненные бусы.

istorik-al.narod.ru

Экзамен. История Беларуси | Билет 1: История Беларуси — 11 класс

1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40—35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Фран­ции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспо­собились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24— 21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда ш кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были осво­ение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют присваивающим.

После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала со­бака — первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную по­суду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.

Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах — вертикальных ко­лодцах глубиной 3—5 м, найденных археологами у поселка Красно­сельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобытное челове­ческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами, объединявшими 50—70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в пле­мена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство пер­воначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. и до конца VIII в. до н. э. В это время изде­лия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производя­щему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем — подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчева­ли и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.

Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужской работы посте­пенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род (патриархат), или большая патриархальная семья.Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы — многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современ­ных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее назы­вали болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на бо­лоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу — кричное железо. Постепенно развивалось пашенное земледелие. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникновению из­лишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. По­явились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения — городища.

5. Первобытные верования и искусство. Невозможность объя­снить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умершего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над моги­лами курганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1—2 м.

Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура — создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетель­ствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки).

superresheba.by

Первобытное искусство

Количество просмотров публикации Первобытное искусство - 31

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытное искусство

АНТИЧНОСТЬ

Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э.

делœе, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не могло не считаться прекрасным и достойным запечатления. Но в гораздо большей степени роль таких фигурок была ритуальной. Об­разцы подобных фигурок найдены и в Западной Европе (Австрии, Франции), и на территории России. К ориньякскому периоду относятся и пер­вые сохранившиеся образцы художественной резь­бы. Это в большинстве своем гравировка на кости и камне. Известны и рельефные изображения (ре­льефы из Лоссели, Франция). На них высечены фи­гуры охотников с копьями, зверей; на одной из плит — женщина с бычьим рогом в руке, возмож­но, совершающая обряд. В мадленскую эпоху образ зверя в П. и. приобрел гораздо более конкретные и жизненные черты, чем прежде. П. и. постепенно приходит к более ясному пониманию строения и формы тела, к умению передавать не только про­порции, но и движение.

Нередко характер П. и. определяют как наивно-реалистический. Большинство его памятников дей­ствительно отличает замечательная живость и уз­наваемость изображенных сюжетов. Меткая и острая наблюдательность первобытных художни­ков определялась их повсœедневным опытом и хоро­шим знанием тех явлений природы и существ, ко­торые фигурируют в рисунках. С другой стороны, нельзя назвать это в полном смысле слова реализ-

мом, поскольку у нас нет достаточных причин счи­тать такие произведения образцом художествен­ной деятельности в полном смысле этого слова. И всœе же в памятниках П. и. уже присутствует, хотя и частично, момент обобщения, типизации, поиска характерных для данного животного выразитель­ных свойств. Именно данный лаконизм и обобщенность в сочетании с поразительной точностью наблюде­ния и служат залогом непреходящего художе­ственного значения П. и. Оно еще не знает законов

,1

передачи пространства, соподчинœения масштабов изображения; в нем — и это чрезвычайно харак­терно — отсутствует представление не только о композиции, но и о целостности произведения, его отграниченности от того пространства или плоскости, на которой оно располагается.

Значительную часть памятников П. и. составляют природные образы в виде персонификаций, оду­хотворяющих природные явления. С очень суще­ственными оговорками к П. и. применимо понятие стиля. Нет сомнений, что основную роль в единооб­разии и узнаваемости росписей какой-либо облас­ти играла традиция.

Бизон. Альтамира. Ок. XV тыс. до н. э.

В эпоху позднего палеолита складываются и за­чатки архитектуры, имеющей чисто практический смысл. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими куполообразными постройками, при­мерно на треть углубленными в землю, иногда с длинными входами в виде тоннеля. Такой тип по­стройки нужнолго сохранился в культовом зодчестве уже в историческое время. Новые тенденции и выразительные приемы в П. и. связаны с изменени­ями в образе жизни и трудовой деятельности древних людей (в частности, переходом от охоты к земледелию и скотоводству). Появились изобра­жения, передающие более сложные и отвлечен-

ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсœеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделœения их владельцев си­лой и неуязвимостью. В эпохи неолита и энеолита͵ а также отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта͵ Индии, Передней и Малой Азии распрост­раняется искусство, связанное с земледельческими обрядами и мифологией. Оно ярче всœего представ­лено крашеной керамикой с геометрическим орна­ментом, который сочетается с изображениями жи­вотных и стилизованными человеческими фигурами. Черты этого искусства сохранились в памятниках эгейской керамики раннего геометрического перио­да. С помощью геометрических узоров, покрываю­щих сосуды, закреплялись навыки построения упорядоченной композиции и вместе с тем возни­кала особая область художественной деятельнос­ти — прикладное искусство. Возможно, что куль­товый смысл первых геометрических орнаментов был связан с поклонением солнцу и воде как важ­нейшим для земледелия природным силам.

Жизненную выразительность постепенно обрета­ет и скульптура. Зодчество этих эпох представле­но архитектурой общинных посœелœений (многоком­натные дома из сырца в Месопотамии, постройки из прутьев в Трипольской культуре). Особенностью планировки трипольских посœелœений было располо­жение домов по концентрическим кругам или ова­лам. Входы были обращены к центру посœелœения, где находилось открытое пространство, служив­шее загоном для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плит имели прямоугольные двери и круглые окна. Стены, сделанные из обмазанного глиной плетня, внутри украшались росписью. В цент­ре помещения находился крестообразный жертвен­ник из глины, украшенный орнаментом.

К этому времени непосредственная яркость вос­приятия времен палеолита была отчасти утраче­на, но в то же время П. и. стремится к передаче действительности в ее многообразии, к отражению взаимосвязей мира и человека. В искусстве нарас­тает схематичность, но одновременно появляются первые примеры повествовательности, попытки передать то или иное событие. Все более важную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или битвы. Центральной темой П. и. стано­вится жизнь рода. Новые задачи потребовали вни­мания к композиции, к приемам подробного, дета­лизированного изображения людей.

Последний этап истории первобытного общества характеризуется важнейшими событиями в области искусства. К этому времени появляется ранее не встречавшийся тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны т. н. циклопические крепости, возводимые из огромных монолитных глыб без какого-либо связующего раствора. Ярчай­шие образцы таких сооружений имеются и в куль­туре исторического времени. Особенно долго они сохранялись у зодчих эгейского мира, в городах Микены и Тиринф. В Центральной Европе распрос­транились посœелœения, укрепленные земляными ва­лами — т. н. городища. Наряду с оборонительными сооружениями, на поздних этапах истории П. и. по­лучили распространение т. н. мегалитические пост­ройки. Первые их образцы относятся к эпохе неоли­та Это постройки разнообразного, порою неясного до конца назначения из громадных камней. Целые аллеи стоящих вертикально огромных камней — менгиров — встречаются в Закавказье и Западной Европе, по берегу моря (к примеру, знаменитая ал­лея менгиров в Бретани). Другой тип мегалитичес­кого сооружения — дольмен — представлял собой гробницу из поставленных вертикально циклопи­ческих монолитов, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого

Читайте также

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а хри­стианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью.... [читать подробнее].

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Дополнительная Основная Литература Экспертиза проекта. Подведение итогов. Под руководством преподавателя студенты осуществляют экспертизу собранных материалов, оформленных в доклад, реферат и т.п. (обсуждение достоинств и... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Доволь­но типичны и схематические рисунки, по всей ви­димости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек. Пещерные росписи исполнялись... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев си­лой... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство и быт

    Первобытное искусство возникло в Палеолите около XXX тыс. лет до н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм – резьба, мелкая скульптура, гравюра на кости и каменных обломках. В период с XXX по XIX... [читать подробнее].

  • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

    Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

  • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

    Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    Первобытную культуру можно считать началом начал. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром,... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Первобытное искусство

    Новые рефераты:

    • Рыночные структуры.
    • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
    • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
    • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
    • Теоретические основы аудита производственных запасов.
    • Назовите недостатки, имеющие место в организации труда при отпуске товаров со склада.
    • Процесс приемки товаров по количеству и качеству, и его регулирование в коммерческой деятельности.
    • Теоретические аспекты транспортного обеспечения розничных предприятий.
    • Теоретические основы методики аудиторской проверки основных средств.
    • Понятия и классификации международных расчетов.
    • Экономическая роль государства в рыночной экономике.

      История Первобытное искусство

      Количество просмотров публикации Первобытное искусство - 29

       Наименование параметра  Значение
      Тема статьи: Первобытное искусство
      Рубрика (тематическая категория) История

      ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

      ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсœеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделœения их владельцев си­лой и неуязвимостью. В эпохи неолита и энеолита͵ а также отчасти в бронзовом веке у древних племен Египта͵ Индии, Передней и Малой Азии распрост­раняется искусство, связанное с земледельческими обрядами и мифологией. Оно ярче всœего представ­лено крашеной керамикой с геометрическим орна­ментом, который сочетается с изображениями жи­вотных и стилизованными человеческими фигурами. Черты этого искусства сохранились в памятниках эгейской керамики раннего геометрического перио­да. С помощью геометрических узоров, покрываю­щих сосуды, закреплялись навыки построения упорядоченной композиции и вместе с тем возни­кала особая область художественной деятельнос­ти — прикладное искусство. Возможно, что куль­товый смысл первых геометрических орнаментов был связан с поклонением солнцу и воде как важ­нейшим для земледелия природным силам.

      Жизненную выразительность постепенно обрета­ет и скульптура. Зодчество этих эпох представле­но архитектурой общинных посœелœений (многоком­натные дома из сырца в Месопотамии, постройки из прутьев в Трипольской культуре). Особенностью планировки трипольских посœелœений было располо­жение домов по концентрическим кругам или ова­лам. Входы были обращены к центру посœелœения, где находилось открытое пространство, служив­шее загоном для скота. Прямоугольные дома с полом из глиняных плит имели прямоугольные двери и круглые окна. Стены, сделанные из обмазанного глиной плетня, внутри украшались росписью. В цент­ре помещения находился крестообразный жертвен­ник из глины, украшенный орнаментом.

      К этому времени непосредственная яркость вос­приятия времен палеолита была отчасти утраче­на, но в то же время П. и. стремится к передаче действительности в ее многообразии, к отражению взаимосвязей мира и человека. В искусстве нарас­тает схематичность, но одновременно появляются первые примеры повествовательности, попытки передать то или иное событие. Все более важную роль начинают играть изображения людей в сценах охоты или битвы. Центральной темой П. и. стано­вится жизнь рода. Новые задачи потребовали вни­мания к композиции, к приемам подробного, дета­лизированного изображения людей.

      Последний этап истории первобытного общества характеризуется важнейшими событиями в области искусства. К этому времени появляется ранее не встречавшийся тип архитектурных сооружений — крепости. Особенно характерны т. н. циклопические крепости, возводимые из огромных монолитных глыб без какого-либо связующего раствора. Ярчай­шие образцы таких сооружений имеются и в куль­туре исторического времени. Особенно долго они сохранялись у зодчих эгейского мира, в городах Микены и Тиринф. В Центральной Европе распрос­транились посœелœения, укрепленные земляными ва­лами — т. н. городища. Наряду с оборонительными сооружениями, на поздних этапах истории П. и. по­лучили распространение т. н. мегалитические пост­ройки. Первые их образцы относятся к эпохе неоли­та Это постройки разнообразного, порою неясного до конца назначения из громадных камней. Целые аллеи стоящих вертикально огромных камней — менгиров — встречаются в Закавказье и Западной Европе, по берегу моря (к примеру, знаменитая ал­лея менгиров в Бретани). Другой тип мегалитичес­кого сооружения — дольмен — представлял собой гробницу из поставленных вертикально циклопи­ческих монолитов, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами. Сооружения такого

      Первобытное искусство - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Первобытное искусство" 2014, 2015.

      Читайте также

    • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

      Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

    • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

      Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

    • - Первобытное искусство

      ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э. деле, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не... [читать подробнее].

    • - Первобытное искусство

      ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а хри­стианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью.... [читать подробнее].

    • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

      Дополнительная Основная Литература Экспертиза проекта. Подведение итогов. Под руководством преподавателя студенты осуществляют экспертизу собранных материалов, оформленных в доклад, реферат и т.п. (обсуждение достоинств и... [читать подробнее].

    • - Первобытное искусство

      ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Доволь­но типичны и схематические рисунки, по всей ви­димости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек. Пещерные росписи исполнялись... [читать подробнее].

    • - Первобытное искусство и быт

      Первобытное искусство возникло в Палеолите около XXX тыс. лет до н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм – резьба, мелкая скульптура, гравюра на кости и каменных обломках. В период с XXX по XIX... [читать подробнее].

    • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

      Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

    • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

      Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

    • - Первобытное искусство

      Первобытную культуру можно считать началом начал. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром,... [читать подробнее].

    referatwork.ru

    ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Искусство ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Количество просмотров публикации ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - 58

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи: ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
    Рубрика (тематическая категория) Искусство

    Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита͵ мезолита͵ неолита.

    Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы стоянки Мальта; головки львов из посœелœения Костенки.

    ʼʼПалеолитические венерыʼʼ: Костенки, Гагарино, Мезень, Маль- та (бывш. СССР), Виллендорф (Австрия), Брассемпуи и Лос-Лос- сель (Франция), Дольни-Вестоницы (бывш. Чехословакия).

    Росписи: бизоны пещеры Альтамира (Испания), фрески пе- щеры Ляско, фриз пещеры Фон-де-Гом, бизоны в Черном салоне пещеры Нио (Франция). Росписи Каповой пещеры (Урал). Фрес- ки Сахары. Петроглифы (рисунки и гравировки). Пещеры Касти- льо. Кобыстан (Азербайджан). Петроглифы Карелии, Сибири, Амура. Изображения на кости и камне.

    Мегалитические сооружения — менгиры, кромлехи, дольме- ны. Стоунхедж (Англия). Культура Триполья (Украина) — эпоха неолита.

    Эпоха бронзы (III—II тыс. до н. э.): Майкопский курган.

    Эпоха желœеза (I тыс. до н. э.): культура скифов (Келœермес- ский курган в Прикубанье, курган Чертомлых).

    ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО" 2014, 2015.

    Читайте также

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э. деле, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а хри­стианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью.... [читать подробнее].

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Дополнительная Основная Литература Экспертиза проекта. Подведение итогов. Под руководством преподавателя студенты осуществляют экспертизу собранных материалов, оформленных в доклад, реферат и т.п. (обсуждение достоинств и... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Доволь­но типичны и схематические рисунки, по всей ви­димости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек. Пещерные росписи исполнялись... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев си­лой... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство и быт

    Первобытное искусство возникло в Палеолите около XXX тыс. лет до н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм – резьба, мелкая скульптура, гравюра на кости и каменных обломках. В период с XXX по XIX... [читать подробнее].

  • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

    Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

  • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

    Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    Первобытную культуру можно считать началом начал. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром,... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Первобытное искусство

    Количество просмотров публикации Первобытное искусство - 34

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

    ками. Именно среди таких фигур преобладают изображения тотемистического характера. Доволь­но типичны и схематические рисунки, по всœей ви­димости, являющиеся воспроизведениями жилищ или охотничьих ловушек.

    Пещерные росписи исполнялись черной, крас­ной, желтой и коричневой минœеральными краска­ми. Иногда (чрезвычайно редко) они создавались в технике, напоминающей барельеф с раскраской. Чаще всœего такие выпуклые изображения основы­вались на первоначальной форме камня или куска дерева, сходной с формами животного.

    В эпоху позднего палеолита появляются скульп­турные произведения, изображающие как живот­ных, так и человека. Особую роль среди такого рода памятников играют глиняные статуэтки жен­щин, связанные с материнским культом и обряда­ми плодородия. Нередко они называются в архео­логии ориньякско-солютрейскими Венерами В самом

    в период ориньякскои культуры, т. е. в самом нача­ле позднего палеолита. Важнейшие памятники этой эпохи П. и. — изображения, найденные в пе­щерах, где преобладают полные движения и жизни фигуры крупных животных, на которых повсœемест­но велась охота. Это изображения оленей, зубров, мамонтов, медведей; любопытно появление в та­ких росписях фигурок лошадей, поскольку лошадь у большинства племен еще не была приручена. Чрезвычайно редко изображались растения.

    Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, вы­полненные двумя или тремя красками с различ­ной степенью тональной насыщенности. В этих изображениях (некоторые из них достигают полу­тора метров в высоту) нередко используются выс­тупы и неровности скал. Таковы неподражаемые по выразительности изображения раненых бизонов и бегущих кабанов в пещере Альтамира. Подобные росписи были найдены также в пещерах Ласко, Монтеспан и мн. др.

    В росписях мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения живот­ных, пока не связанные общей композицией. Иног­да они исполнялись непосредственно одно на дру­гом. Между тем в процарапанных рисунках на кости появляются уже изображения целого стада, в которых подробно переданы фигуры, находящи­еся на переднем плане (остальные даны схемати­чески). Гораздо реже встречаются изображения людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными призна-

    Читайте также

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Начало изобразительной деятельности человека. Синкретизм мышления. Периодизация культур первобытного общества. Па- мятники палеолита, мезолита, неолита. Скульптура: медведь пещеры Монтеспан; барельеф с бизона- ми пещеры Дюк д'Одубер; головка лошади из Мае д'Азиль; пти- цы... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Медведи. Пещера Экаин. Ок. XVII тыс. до н. э. деле, громадный живот и грудь таких каменных фигурок символизировали мощь плодоносящей природы и рождающей плоти. Это было жизненно необходимым и не... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА Первобытное искусство АНТИЧНОСТЬ Парфенон. Изображение (реконструкция) центрального зала со статуей Афины Хорошо сохранившийся храм стал в V в. н. а хри­стианской церковью Святой Марии, а в XV в. — турецкой мечетью.... [читать подробнее].

  • - ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

    Дополнительная Основная Литература Экспертиза проекта. Подведение итогов. Под руководством преподавателя студенты осуществляют экспертизу собранных материалов, оформленных в доклад, реферат и т.п. (обсуждение достоинств и... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА ные понятия. Сильнее, чем прежде, развилось де­коративное направление, сложившееся уже в ис­кусстве палеолита. Орнамент повсеместно применя­ется как для украшения утвари, одежды, жилища, так и для магического наделения их владельцев си­лой... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство и быт

    Первобытное искусство возникло в Палеолите около XXX тыс. лет до н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм – резьба, мелкая скульптура, гравюра на кости и каменных обломках. В период с XXX по XIX... [читать подробнее].

  • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

    Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

  • - Древние верования и первобытное искусство в Беларуси.

    Невозможность объяснить природные явления породило веру людей в существование сверхъестественных сил. Духовная культура первобытного об-ва представляла собой: 1. Фетишизм (вера в чрезвычайные способности природы, камней, деревьев или сделанных человеком предметов... [читать подробнее].

  • - Первобытное искусство

    Первобытную культуру можно считать началом начал. Первобытная культура стоит у истоков первобытия, проникнутого глубокой тайной. Чем менее проявлена тайна, тем более сокровенно то, что является. Чем древнее пласт культуры, тем в более нерасторжимом единстве с миром,... [читать подробнее].

  • referatwork.ru


    Смотрите также