Музыка в первобытном обществе. Происхождение, истоки, корни музыки
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифологические представления. Музыка в первобытном обществе


Часть I

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ И ТЕАТРА

Л.В. ГАВРИЛОВА

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ

АНТИЧНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Красноярск 2008

ББК 85.313 (4)

Г 12

Гаврилова, Л.В. История западноевропейской музыки. Ч. I: Античность. Средневековье. Возрождение / Л.В. Гаврилова. – Красноярск, КГАМиТ, 2008. – 127с.

Учебник предназначен для студентов исполнительских специальностей консерваторий и вузов искусств, а также для студентов факультета «искусствоведение» университетов.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Красноярской государственной академии музыки и театра.

© Красноярская государственная академия музыки и театра, 2008

© Л.В. Гаврилова, 2008

Содержание

Музыка в культуре первобытного общества…………………… 6

Периодизация. Хронограф………… ………………………………… 7

Основные черты первобытного искусства ………………………….. 8

Магический обряд. Пантомима …………………………………….... 9

Мифологические представления …………………………………….. 10

Музыка в культуре древних цивилизаций .................................... 11

Хронограф ……….. …………………………………………………… 12

Шумеро-вавилонская культура..………………………………………… 14

Исследования Шумера ………………………………………………... 14

Шумер. Вавилонское царство. Ассирия ……………………………... 14

Археологические исследования ……………………………………… 15

Письменность ………………………………………………………….. 15

Литературные памятники …………………………………………….. 16

Эпос о Гильгамеше ……………………………………………………. 16

Музыкальная культура ………………………………………………... 17

Египетская культура ……………………………………………………… 18

Пирамиды………………………………………………………………. 18

Культура в период Среднего и Нового царства …………………….. 18

Мумификация и изобразительный канон в рельефе……………….... 19

Письменность. Литература …………………………………………… 19

«Книга мертвых» ………………………………………………………. 20

Религиозные представления ………………………………………….. 20

Мистерии ………………………………………………………………. 21

Музыка …………………………………………………………………. 21

Индийская культура ……………………………………………………….. 21

Хараппская цивилизация ……………………………………………... 21

Древняя Индия ………………………………………………………… 22

Ведическая литература ……………………………………………….. 23

Музыка ………………………………………………………………… 24

Китайская культура …………………………………………………….... 25

Музыка ………………………………………………………………… 25

Музыкальная теория ………………………………………………….. 25

Инструменты ………………………………………………………….. 26

«Книга песен» …………………………………………………………. 26

Музыкальная культура античности ……………………………… 28

Периодизация. Хронограф …………………………………………… 29

Общая характеристика художественной культуры Античности…. 30

Крито-микенская культура …………………………………………… 30

Гомеровская Греция. «Одиссея» и «Илиада»……………………….. 30

Архаический период …………………………………………………. 32

Греческая классика …………………………………………………… 34

Эллинистическое искусство ………………………………………… 35

Римское искусство ……………………………………………………. 36

Музыка в Древней Греции ………………………………………………… 37

Музыка и музы ………………………………………………………... 38

Аэды и поэты …………………………………………………………. 39

Музыкальные инструменты ………………………………………….. 40

Музыкально-теоретические представления ………………………… 42

Воспитательная роль музыки ………………………………………… 43

Древне-греческий театр ……………………………………………………. 44

Культ Диониса и дифирамб ……………………………………………. 45

Организация состязаний в дни Великих Дионисий …………………. 46

Жанровые и композиционные особенности трагедии ………………. 47

Некоторые вопросы теории драмы ……………………………………. 48

Комедия ………………………………………………………………… 50

Драматурги ……………………………………………………………... 50

Музыкальная культура Средневековья ………………………….. 49

Периодизация. Хронограф ………... ………………………………….. 50

Общая характеристика художественной культуры Средневековья.... 51

Основные периоды …………………………………………………….. 54

Исторические сведения ………………………………………………… 55

Христианство …………………………………………………………… 55

Особенности архитектуры средневекового собора как отражение

художественной картины мира Средневековья ……………………… 57

Истоки литургической музыки ……………………………………………. 59

Пение псалмов Давида …………………………………………………. 59

Гимны …………………………………………………………………… 59

Слово и музыка. Аллилуйя …………………………………………….. 60

Псалмодическое пение …………………………………………………. 60

Типы псалмодирования ………………………………………………… 61

Антифонарий Григория Великого ……………………………………... 61

Каролингское возрождение …………………………………………………. 62

Общие сведения об империи франков ………………………………… 62

Каролингская традиция богослужений ……………………………….. 63

Суточные богослужения. Оффиций …………………………………… 63

Месса …………………………………………………………………….. 64

Григорианский хорал …………………………………………………… 66

Сборники певческого репертуара ……………………………………… 66

Ладовая теория Средневековья ………………………………………… 67

Церковные лада …………………………………………………………. 68

Секвенции. Тропы ………………………………………………………. 69

Современная история изучения григорианского пения ……………… 69

Нотация…………………………………………………………………….. 70

Реформы нотации ………………………………………………………. 70

Невменная, буквенная и линейная нотации ………………………….. 71

Реформа Гвидо Аретинского …………………………………………… 72

Нотация Гвидо …………………………………………………………... 72

Система сольмизации ………………………………………………….. 73

Многоголосие. Культовые жанры ………………………………………….. 73

Органум ………………………………………………………………….. 73

Сantuspriusfactus……………………………………………………….. 74

Параллельный органум …………………………………………………. 74

Свободный органум …………………………………………………….. 74

Мелизматический органум …………………………………………….. 75

Школа Нотр-Дам ……………………………………………………….. 75

Модусная ритмика в органумах ……………………………………….. 76

Кондукт и мотет ………………………………………………………… 76

Артистические профессии Средневековья……………………………….. 77

Менестрельный профессионализм …………………………………….. 77

Инструментарий ………………………………………………………… 78

Музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов ………... 79

Куртуазная лирика миннезингеров ……………………………………….. 81

Поэзия и песни вагантов …………………………………………………… 81

Искусство Европы XIV века ……………………………………………………. 82

«Осень Средневековья» ……………………………………………………. 82

Эпоха “ArsNova” …………………………………………………………… 83

Филипп де Витри …………………………………………………………… 83

Система пролаций Ф. де Витри …………………………………………… 83

Гильом де Машо ……………………………………………………………. 84

Техника изоритмии ………………………………………………………… 85

Баллады, рондо, ле и виреле ………………………………………………. 85

Итальянское искусство 14 века ……………………………………………. 86

Мадригал ……………………………………………………………………. 87

Баллата и качча ……………………………………………………………… 87

Франческо Ландини ………………………………………………………… 88

На рубеже 14-15 веков ……………………………………………………… 88

Музыкальная культура эпохи Возрождения …………………………. 90

Периодизация. Хронограф ………... ………………………………………. 91

Общая характеристика художественной культуры Возрождения ………. 92

Выдающиеся мастера Возрождения ……………………………………….. 94

Литература …………………………………………………………………… 96

Музыка ……………………………………………………………………….. 97

Нидерландская полифоническая школа ……………………………………….. 97

Предпосылки формирования композиторской школы

европейского значения …………………………………………………….. 97

Роль английской школы ……………………………………………………. 98

Мастера нидерландской школы ……………………………………………. 98

Гийом Дюфаи ……………………………………………………………….. 99

Йоханнес Окегем ……………………………………………………………. 100

Якоб Обрехт …………………………………………………………………. 100

Жоскен Депре ……………………………………………………………….. 100

Нидерландская школа после Жоскена …………………………………….. 101

Итальянская композиторская школа XVI века……………………………… 102

Венецианская композиторская школа …………………………………….. 102

Андреа Вилларт …………………………………………………………….. 102

Андреа и Джованни Габриели ………………………………………..…… 102

Римская композиторская школа ……………………………………..……. 103

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина ……………………………………. 104

Жанры духовной музыки в творчестве итальянских композиторов …….. 105

Жанры светской музыки ……………………………………………………. 105

Мадригал …………………………………………………………………….. 106

Композиторские школы Франции, Германии и Испании в XVI веке ……… 107

Клеман Женекен …………………………………………………………….. 107

«Плеяда» ……………………………………………………………………... 108

Германия …………………………………………………………………….. 108

Искусство мейстерзингеров ……………………………………………….. 109

Реформация ………………………………………………………………….. 110

Протестантский хорал ……………………………………………………… 110

Испания ……………………………………………………………………… 111

Приложения

Словарь терминов и понятий ……………………………………………… 113

Латинский текст и перевод ординариума мессы …………………………. 115

Список рекомендуемой литературы ………………………………………. 117

studfiles.net

Мифологические представления

Занятияземледелием в эпоху неолита способствовали изменению мышления первобытного человека, расширению его кругозора. Изобразительное искусство обогащается расписной керамикой. Абстрактные изобразительные формы этого времени обладали семантической значимостью: волнистая линия – река, ромбы – символ женского божества, крест - солнечный диск, зигзагообразная линия – змея, покровительница дома, символ дождя, «елочка» - растение или злаковый колос.Знаки росписи свидетельствуют и о зарождении анимистического (одушевленного) восприятия природы. Наивная вера в родство с животными, растениями – тотемизм, уступает место более сложному представлению о существованиисверхъестественныхневидимых сил (духи солнца, луны, дождя, и т.п.). Духи посылают хорошую погоду и обильный урожай в обмен на определенные действия человека. Магические усилия стали направляться в сторону воздействия на этих духов природы. Соответственно усложнялись ритуально-магические действа.Духипостепенно трансформировались вбогов, которые, приобретая антропоморфную сущность, объединялись в могущественные содружества (пантеоны), управляющие миром и людьми. Существенно, что воззрения на природу и на мир в первобытном обществе моделируют родовые отношения. Мир представлялся в виде универсальной родовой общины.

Процесс освоения мира происходил через мифотворчество, в котором обобщались сложившиеся отношения между человеком и природой. Предпосылкой мифологической «логики» (согласно Е. Мелетинскому) можно считать диффузность, нерасчлененность мышления первобытного человека, который не выделял себя из окружающей природной среды (этим объясняется очеловечивание природы).

Миф (греч. предание) – сказание о богах, духах, героях, первопредках, действовавших в начале времени12 и участвовавших в создании самого мира, его элементов. Мифология – совокупность подобных преданий, а также система фантастических представлений о мире. Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния.

Для первобытного человека миф реален, «это совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности» (А. Лосев). В мифе есть своя мифическая истинность, своя мифическая достоверность, принципиальная закономерность и структура. Мифологическое сознание фиксирует определенное жизненное отношение к окружающему миру. В то же время миф – связующее звено между магическими реалиями и литературными произведениями, «лаборатория поэтической фантазии, арсенал мыслительного материала художественной литературы. Миф определил многие стороны, процессы, приемы, образные и метафорические системы литературы, особенно на ранних этапах ее развития» (Ю. Бореев).

Музыка в культуре древних цивилизаций

Культуры Древнего мира13:

studfiles.net

История музыки - В самой лучшей жизни)

http://www.rusrep.ru/images/texts/1491/149170_pic1.jpegПредположено, что появление современного человека произошло около 160 000 лет тому назад в Африке. Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают определенными формами музыки, ученые пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Следовательно, музыка существует по крайней мере 50 000 лет. Очевидно, музыка возникла в Африке, а позже превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни. Немецкие археологи выяснили, что музыка появилась еще 40 тысяч лет тому, о чем свидетельствует возраст древнейших флейт - 35 тысяч лет. Первобытная музыкаhttp://evolutsia.com/images/stories/myz/china/4m(1).jpgПроисхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д. К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.Это интересно. Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый оркестр. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Такими были первобытные музыкальные инструменты. Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков (Античная музыка) известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины. С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов (см. Африки музыка).Самостоятельность музыка приобретает значительно позже в период разложения первобытнообщинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силевоздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в Одиссее Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней. Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

detroj13.livejournal.com

Происхождение, истоки, корни музыки - Cтатьи - Статьи

muzyka.jpg

Музыка (греч. — муза) — разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах.

А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.

Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.

С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.

Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней.

Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

softforsound.ru

Истоки музыки

Суть в этом.

Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.

Получен интересный результат.Сущность всего сказанного в том, что. Откроем смысл. Из этого следует.Выходит и нет тайного смысла. Дальше интереснее. Получен интересный результат.Собственно. Таково заключение.Так выходит.

Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

Как мы будем решать этот вопрос. Таков результат.Дальше больше. Головоломка в том. Выходит, парадокса и нет.Откроем занавес. Итак. Подводя итог. :-).

К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

=).Откроем суть. Имеем результат. Нельзя пренебрегать значимостью данного вопроса. Выходит, парадокса и нет. Такова суть.

Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Очевидно.

Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.

Вот собственно всё по этому поводу. Тайна раскрыта. Такова суть. Доподлинно известно. Это конечно же ещё не всё.Очевидно. Так выходит. Суть такова.Проясним вот что. Выходит, парадокса и нет. Получен интересный результат.

С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.

Получается, что. Загадка решена.Я хочу сказать вот что. Так выходит. Такова суть.Загадка в том.Вот собственно всё по этому поводу.Дальше интереснее. Самое главное. Продоолжая начатое. Суть в этом.Раскрываем суть. В ходе рассуждений получено. Раскрываем суть.

Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней.

Кроме того. Таков результат.В настоящее время. Вот собственно и всё. Головоломка решена.

Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

cjkokain.narod.ru

Музыка древних - интересные музыкальные факты - Каталог музыкальных статей

Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.

Нам трудно представить себе музыку первобытных людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни звуки их. Самое общее представление об этой музыке мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен (например, по наскальным и пещерным рисункам), а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. Так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства — поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое не расчлененное (синкретическое) искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытно общинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой.

Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием: это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.

С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.

Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней. Это как смотреть Зачарованных онлайн - фильм поможет и поднять настроение, и увлекательно провести досуг, и весело провести время с друзьями, предугадывая события в фильме.

Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.

Поделитесь с друзьями: Еще статьи:

www.muzikavseh.ru

Первобытная музыка - Музыка - Поделки и советы - Каталог статей

 

Происхождение слова «музыка» известно всем: от греческого «искусство муз». А вот вопрос о том, как возник этот вид искусства, еще в прошлом веке и начале нашего столетия вызывал споры. Одни исследователи склонялись к тому, что музыка родилась из слова, возбужденной человеческой речи; другие относили ее истоки к пению птиц и голосам животных; третьи видели ее начало в ритмичной работе людей, магических заклинаниях и т. д.К настоящему времени ученые, основываясь на новых данных археологических и этнографических исследований, пришли к выводу, что в первобытном обществе становление музыки проходило очень медленно, она не была тем видом искусства, которое мы сейчас определяем этим словом. Музыку древних нельзя отделить от их повседневной жизни. Женщины убаюкивали детей, тихонько напевая; пастухи  сзывали стадо звуками рогов; ритмичные выкрики помогали рыбакам вытягивать сети и лодку на сушу; устрашающие возгласы воинов повергали в ужас врагов. Печальный погребальный обряд сопровождался плачами (еще и сейчас кое-где сохранились профессиональные плакальщицы). Возвращение воинов с победой отмечали торжественным пиром с плясками, пением, отбивая ритм ладонями, похлопывая по гулко звучащим и звенящим предметам. Эти веселые звуки, шумовая разноголосица поднимали людям настроение, подчеркивая праздничность, значительность события. Музыка, ее ритм, метрика, мелодия, равномерное чередование и повторение наигрышей, попевок оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на человека, могли заставить его плакать или веселиться, упорно работать или храбро сражаться с врагом.

Это интересно.Во время раскопок стоянки первобытных охотников на Украине были сделаны интереснейшие открытия. На месте чума нашли целый "оркестр”. Из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Такими были первобытные музыкальные инструменты.
  Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков (Античная музыка) известно в основном по описанию. О первобытной музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками, раковины), наскальным рисункам. Какое-то представление о музыке наших далеких предков дает так называемое синкретичное (т. е. неразделенное, тесно связанное с практическими жизненными процессами общества) искусство современных племен, живущих еще по законам первобытной общины.С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать звуки музыкальные, осознавали их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Совершенствовались и примитивные инструменты. У разнообразных африканских племен до сих пор бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны из высушенной тыквы, простейшие свирели, рога, раковины — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов (см. Африки музыка).Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытнообщинного строя, когда постепенно художественная деятельность человека отделяется-от практической. История, литература сохранили разнообразные мифы и легенды о силе воздействия музыки. Вспомним пленительное пение сирен, описанное в «Одиссее» Гомера, способность музыки укрощать диких зверей (миф об Орфее), исцелять от болезней.Разделение труда и возникновение классов способствовали также и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на культуру господствующих и угнетенных классов. Появляются профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.  

klimov-danial.ucoz.ru


Смотрите также