Карта жизнь первобытных людей. Контрольно-обощающий урок по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока-игры по истории в 5 классе "Жизнь первобытных людей". Карта жизнь первобытных людей


Контрольно-обощающий урок по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей"

hello_html_56190e83.gifhello_html_56190e83.gifhello_html_56190e83.gifhello_html_m27ed98be.gifhello_html_m27ed98be.gifУрок 7. Контрольно-обобщающий урок по разделу

«Жизнь первобытных людей»

(Путешествие по карте)

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей»

Оборудование: историч. карта, карта со станциями, флажки разных цветов (по количеству команд), красные фишки (кружки) за правильные ответы.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и задачи урока. Постановка проблемы

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня.

Каковы черты первобытности или первобытного общества?

А я предлагаю отправиться вам в путешествие по станциям. (Каждому ряду выдаю флажки разных цветов). Каждый ряд теперь команда. Если команда успешно справляется с заданием, то дружно отправляется на следующую станцию. В конце нашего путешествия мы подведем итоги. Та, команда, у которой будет больше всех правильных ответов, получит «пятерки». И каждый ученик, который будет активен в нашем путешествии, будет давать правильные ответы, может получить «5». За каждый правильный ответ я выдаю красные кружки, в конце урока подведем итоги.

Итак, в путь!

III.Путешествие по станциям.

1-я станция РАССКАЗКИНО. Представитель каждой команды должен подготовить рассказ. Помогут составить красивый рассказ вопросы-помощники на карточке. Рассказ должен быть связанным. Оценивать его будут другие команды.

Карточки № 4,7,8.

А мы пока готовятся выступающие, все дружно отправляемся на следующую станцию КАРТОВО (учитываю, как правильно вы стоите рядом с картой и как показываете.)

1.Покажите материк, на котором найдены кости и ОТ древнейших людей (Африка)

2.Покажите предполагаемую область прародины человечества (Восточная Африка)

3.Покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)

Следующая станция ТЕРМИНОВО. Каждому ряду я называю термин, а вы даете определение, если ряд дает неправильное определение ход переходит к другому ряду.

-История, орудия труда, родовая община, вождь

-Исторический источник, религия, соседская община, идол

-Всеобщая история, искусство, племя, неравенство

Итак слушаем и оцениваем рассказы. Итоги.

Успешно мы достигли станции ЗАДАЧКИНО. Выдаю каждому ряду по 2 задаче, посовещавшись, должны ответить.

Задача 1.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова обозначающие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».

Можно ли на этом основании сделать вывод о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Задача 2.

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот.

Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота.

Задача 3.

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

При наличии времени Задача 4.

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб.

Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей).

Мы на станции КРОССВОРДОВО!

Каждому ряду по кроссворду (Один и тот же). Время. Проверяем.

Итак, мы успешно достигли конечного пути в нашем путешествии станция ПЕРВОБЫТНОСТЬ. Задача, которую мы должны были решить на сегодняшнем уроке –Каковы черты первобытности?

Слушаю ответы учеников.

Подведем итоги:

! В тетради: Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором:

А) люди жили небольшими коллективами и все были равны.

Б) имели общее имущество

В) совместно трудились.

IV. Итоги урока, подсчет кружков, выставление оценок. Собираю карточки, кружки.

Домашнее задание: Подумайте, что вас удивило при изучении этой темы, какой из уроков был наиболее интересен? Напишите 2-3 предложения в тетради

Приложения:

Задач-кино

Терми -ново

Картово

Карта

Крос-свордово

Перво-

бытность

Расска-зово

СТАРТ ФИНИШ

Кроссворд

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное 2. Толстый слой льда 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой 10. Первый металл, открытый человеком 11. Связанные вместе бревна (для передвижения по воде) 12. Знатный человек, возглавлявший войско 13. Несколько родов

По вертикали: 1. Занятие древних людей 3. Наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам 5. Участок земли в соседской общине

Памятки для устного ответа

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появились религия и искусство?»

Для этого вспомни:

- Как была найдена впервые пещерная живопись?

- Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

- Что обозначает понятие «искусство»?

- Почему древние люди чаще всего изображали животное, которое поразил своим копьем человек?

- Почему в могилы люди клали различные предметы? Сделай вывод.

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?»

Для этого вспомни:

- От кого произошел человек?

- Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

- Чем было покрыто его тело?

- Как выглядит современный человек?

- Сравни условия жизни древнего и современного человека.

- Сравни занятия, орудия труда.

Сделай вывод.

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?»

Для этого вспомни:

- Какой металл первым стал использовать человек?

- Какое это имело значение?

- Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

infourok.ru

Конспект урока-игры по истории в 5 классе "Жизнь первобытных людей"

«Жизнь первобытных людей»

Урок-игра по истории в 5 классе.

Урок-игра «Жизнь первобытных людей»

Тема: «Жизнь первобытных людей»

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока:

обучающая: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков полученных при изучении темы: «Жизнь первобытных людей»

развивающая: развивать навыки самостоятельной работы и в группах, умение определять, сравнивать и объяснять понятия, даты, ставить и решать проблемы, продолжение формирования навыков работы с картой;

воспитывающая: воспитание чувства уважения к историческому наследию человечества

Планируемые результаты:

предметные: научиться применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений; давать образную характеристику рыцарства; аргументировать собственные версии и личностные позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять существенную информацию из текстов разных видов; обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике феодала; высказывать аргументированное суждение о рыцарской чести;

личностные УУД: формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока.

Класс делится на 2 команды и объявлятся правила игры (игра представляет путешествие по станциям «Картово», «Задачкино», «Кроссвордово», «Терминово», «Отгадайкино»).

После каждого задания объявляются промежуточные итоги, а в конце игры определяется победившая команда.

В начале путешествия учитель ставит задачу для учащихся, которую они должны выполнить к станции «Отгадайкино»

- Каковы основные черты первобытности?

Станция 1 . «Картово»

По одному от каждой команды вызываются к доске, где висит карта «Жизнь первобытных людей». Учащиеся выполняют работу на знание материала и умение пользоваться картой.

Задания:

1) Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2) Покажите предполагаемую область прародины человечества.

3) Покажите древнейший район земледелия.

4) Покажите наиболее древние стоянки человека и его предков

Станции 2. «Задачкино».

На станции «Задачкино» решаются творческие задачи:

Задача 1

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш».

Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль.

Ответ: Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.

Задача 2

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот.

Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

Ответ: Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна... Так появился плот.

Задача 3

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.

Ответ: Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.

Задача 4

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб.

Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбирается в окружающей природе.

Ответ: На протяжении двух млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей.

Станция 3. «Кроссвордово»

Учитель раздает кроссворд и просит его разгадать. После заполнения кроссворда учитель совместно с учениками проверяет правильность ответов учащихся.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Бо­рона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя

Станция 4. «Терминово»

Проверяется знание терминов: Учитель предлагает учащимся открыть ячейки, под которыми скрываются термины, учащиеся должны дать определение:

История, исторический источник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

Станция 5. «Отгадайкино»

На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

- Каковы основные черты первобытности? (Первобытность - это такой порядок жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллективами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

Подведение итогов урока

Выставление оценок

Рефлексия

Домашнее задание: Самостоятельно прочитать текст «Счет лет в истории» стр.29-32

multiurok.ru

Контрольно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей"

Урок истории в 5 классе

Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».

Информация для учителя

Учитывая возраст школьников и соблюдая традиции преемственности среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой — путешествием в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям.

А также возможен и другой вариант проведения урока — выполнение учащимися специального теста. Учитель может выбрать наиболее приемлемый для своих учеников вариант.

Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Объявление темы и задачи урока

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

— Каковы черты первобытности или первобытного общества?

(Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.)

III. Путешествие по станциям

На доске схема путешествия по станциям.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ?

1. Рассказкино2. Картово3. Задачкино4. Кроссвордово5. Терминово6. Отгадайкино

1. На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

КАРТОЧКА № 7

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:

— От кого произошел человек?

— Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

— Чем было покрыто его тело?

— Как выглядит современный человек?

— Сравни условия жизни древнего и современного человека.

— Сравни занятия, орудия труда.

Сделай вывод.

КАРТОЧКА № 8

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?»

Для этого вспомни:

— Какой металл первым начал использовать человек?

— Какое это имело значение?

— Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод.

2. Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.

— Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.)

— Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)

— Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.)

3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна… Так появился плот.)

Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.)

Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

4. Развернутые ответы учащихся по карточкам № 7 и 8.

5. На этой станции дети разгадывают кроссворд.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы: 1. Собака. 2. Ледник. 3. Археология. 4. Род. 5. Надел. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

6. На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

— Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

7. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

— Каковы черты первобытности? (Первобытность — это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

IV. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: самостоятельно прочитать текст параграфа «Счет лет в истории».

ayratmusin.ru


Смотрите также