Первобытно общинный строй кратко. Первобытно общины строй кратко и понятно объемом до 0.5 листа тетрадного
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытно общины строй кратко и понятно объемом до 0.5 листа тетрадного. Первобытно общинный строй кратко


Первобытнообщинный строй доклад кратко и понятно

Первобытнообщинный строй. Важность изучения всех этапов истории человечества

Человек начал отделяться от животного мира, по новейшим данным, около 2000000 лет тому назад. Большую часть своего исторического пути человечество прошло в условиях доклассового, первобытнообщинного строя — классы и государственность начали возникать где-то около 5000 лет, а где и 1000 лет тому назад. Этот последний период, освещенный письменными источниками и наполненный рождениями и падениями государств, войнами, восстаниями угне-тенных, успехами человеческой мысли, насыщенный многими тысячами имен выдающихся людей, известен нам много лучше, чем далекая от нас первобытность. Но изучение первобытного периода для нас очень важно, так как многие явления позднейшей истории получают объяснение только в результате глубокого анализа первобытности, исходной позиции всей человеческой культуры. Ведь если мы для большей ясности сопоставления приравняем всю историческую жизнь человечества к одним суткам, то на три классовых социально-экономических формации (рабовладение, феодализм, капитализм) придется по этому расчету всего 4 минуты!Сила марксизма, как философской системы, заключается в том, что, выводя из анализа прошлого общие законы развития общества, марксизм опирается на исследование всего исторического пути человечества начиная с «седой древности». «...» «седая древность» при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям»1.

Неравномерность исторического развития

Анализ развития человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был медленным и почти неприметным. Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе (в самом прямом смысле этого слова) за существование мы видим ускоренное появление новых навыков, совершенствование орудий, выработку новых социальных форм. Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родо-племенной организации общества — вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.Темп развития человеческой культуры, бывший сотни тысяч лет крайне медленным, постепенно ускорялся, а с переходом к производящему хозяйству стал очень быстрым. Но здесь появилась еще одна особенность — географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприят-ной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд быстро двигались вперед по пути к цивилизации.

История человеческой культуры

Как бы далека от нас ни была первобытная эпоха, внимательное рассмотрение ее является прямой обязанностью историков-марксистов, так как истоки очень многих явлений коренятся в той отдаленной поре. Языки всех современных народов возникли в условиях первобытного строя. Многочисленные религиозные предрассудки современности являются отголоском крайне отдаленных представлений дикарей каменного века.Истоки хозяйственных форм и первоначальные формы социальной структуры человеческого общества, длительная эволюция их также уводят нас в глубь веков. Биологическое изменение человека, возникновение разных рас, расселение человека по земному шару,, взаимодействие человека с разной географической средой — все это может быть изучено только на материале первобытности, взятой во всем ее многообразии. Особенно важно обращение к «детству человечества» при решении вопросов идеологии, общественного сознания, истории мировоззрения, так как в отличие от форм хозяйства (которые сменялись новыми) формы идеологических представлений не исчезали, а наслаивались одна на другую, сохраняясь в виде пережитков в. более развитых социально-экономических формациях. Это относится к фольклору, эпосу, обычному праву, народному изобразительному искусству современных нам народов.

Комплексность изучения

Изучение отдаленных эпох сильно затруднено незначительностью уцелевших до наших дней материалов о жизни первобытных людей. Для более или менее добросовестной реконструкции древней жизни и ее сложной эволюции необходим творческий союз самых разнообразных наук. Антропология изучает физический облик человека, сопоставляя различные расовые типы и по костным остаткам восстанавливая облик древних людей и их обезьяноподобных предков. Антрополог М. М. Герасимов разработал метод скульптурного воссоздания живого облика древних людей по черепам, извлеченным из раскопок. Им создана целая галерея лиц от питекантропа и неандертальца до известных исторических деятелей средневековья.Археология путем раскопок древних пещер, стоянок, курганов, крепостей стремится воссоздать быт, хозяйство и общественный уклад древности. Находки предметов искусства, святилищ, идолов, амулетов позволяют судить о религиозной жизни первобытных людей, об их мировоззрении.Широкое картографирование массовых археологических материалов позволяет археологам говорить об определенных «культурах», где единство форм поселений, хозяйства, бытового облика отражает племенную или этническую общность. Одной из важных исторических задач археологии является датировка, установление точного времени раскопанных предметов. В последнее время на помощь археологам пришли геологи и физики, разработавшие точные методы датировки.Для истории первобытного общества неоценимым является вклад этнографии, изучающей отсталые народности, сохранившие много черт первобытнообщинного строя и пережитки первобытности, уцелевшие у высокоразвитых народов современности. Этнография зачастую помогает осознать и оживить данные археологии. Исключительно много для понимания истоков человеческой культуры могла бы дать наука о языке — лингвистика, но пока лингвисты мало, занимаются проблемами исторического осмысления богатого языкового материала.В истории первобытного общества очень много нерешенных проблем, темных мест, много пробелов, требующих дополнительных изысканий; поэтому исследователи нередко прибегают к гипотезам и спорят по крупным и мелким вопросам. Для науки очень важно установить правильный взгляд на ту яркую и красочную эпоху, которая не только хронологически предшествовала будущей цивилизации, но и подготавливала, вынашивала ее.

worknet-info.ru

Шпаргалка - Первобытно-общинный строй - История

[1]

История человечества делится на три периода: каменный век, бронзовый век и железный век. В основу деления положен ма­териал, из которого преимущественно изготовляли орудия тру­да в ту или иную эпоху. С самого начала своего существования люди стремились объединиться в крупные коллективы — это по­зволяло успешнее охотиться, защищаться от врагов и неблаго­приятных природных явлений. Первой стадией общественной (социальной) организации человечества явился первобытно-об­щинный строй. Он возник в самом начале каменного века, 700— 800 тысяч лет назад, когда еще продолжалось биологическое формирование человека. Первобытно-общинный строй харак­теризовался ярко выраженной коллективностью в производстве и потреблении, что было вызвано крайне низким уровнем раз­вития производительных сил, особенно орудий труда.

Каменный век (палеолит)[2] подразделяется на нижний (или ранний) палеолит, мезолит (средний каменный век) и поздний палеолит. В эпоху нижнего палеолита (700— 100 тыс. лет назад) на Земле произошло общее поднятие суши, тектонические процессы вызвали похолодание, наступил 1-й ледниковый период. В это время в Африке и Юго-Восточной Азии началось превращение обезьяны в первобытного человека, появились обезьянолюди: питекантропы, синантропы и ранние неандер­тальцы. Они объединялись в орды, или стада, в несколько де­сятков особей. Первобытное человеческое стадо было древней­шей формой общественного бытия. Оно сменило зоологичес­кие объединения обезьян-приматов и других животных. Первые люди занимались собирательством, облавной охотой на крупных животных, овладели примитивной техникой обра­ботки камня. Продвигаясь вслед за животными на север, люди освоили район вечнозеленых субтропиков у Черного моря, Кавказ и Закавказье. Историческим памятником того време­ни на территории СНГ является Сатани-Дар (Чертов Холл) в Армении. Там найдены ручные рубила из обсидиана (вулкани­ческое стекло), заостренные с одного конца. Они являлись универсальным орудием. Техника их изготовления свидетель­ствует, что человек еще не умел соизмерять силу удара с проч­ностью камня, рука была сильна, но груба и неопытна. Новый шаг в освоении Земли был сделан около 300 тыс. лет назад, ког­да человек дошел до района Житомира (Украина). Рубила в этот период совершенствуются, ими уже можно резать. Объек­тами охоты человека являлись крупные животные: мамонт, пе­щерный медведь, лев, барс, горный козел. Огнем люди пользо­вались, но добывать его еще не умели.

Эпоха мезолита[3] (средний каменный век, 100—30 тыс. лет назад) связана с появлением типичного неандертальца: чело­века небольшого роста, с низким лбом, сильно развитыми над­бровными дугами и скошенным подбородком. Неандертальцы уже владели членораздельной речью. Несмотря на резкое из­менение климата, неоднократные наступления ледников, до­ходивших до середины территории современной Украины, люди продолжали продвигаться на север. Важнейшим центром расселения людей кроме Кавказа и Закавказья стал Крым. Па­мятниками этой эпохи в Крыму являются стоянки первобытных людей в пещерах Киик-Коба и Шайтан-Коба. Человек за­селяет и Среднюю Азию (стоянка неандертальцев в гроте Тешик-Таш в Узбекистане). В эпоху мезолита человек сделал крупнейшее открытие — научился добывать огонь, что превра­тило мясо животных в питательную и легко усвояемую пищу. Люди начали строить жилища из костей и шкур. Охота на крупных животных, владение огнем, постройка жилищ обусловили относительную оседлость, которая в свою очередь спо­собствовала увеличению и сплочению орды. Усложнились об­щественные отношения, появилась забота о членах орды. Это отразилось, в частности, в возникновении обычая погребать покойников (например: могилы неандертальцев в Киик-Кобе и Тешик-Таше). Появляются рисунок и простой орнамент, воз­никают зачатки искусства.

Поздний палеолит (30 тыс. лет назад — около XIII тысяче­летия до н. э.) совпал с ледниковым и межледниковым време­нем. В тот период человек освоил центральную часть России, перешел Полярный круг, проник в Сибирь и Забайкалье. Есте­ственный рост населения неизбежно вытеснял его избыток в пустынные, но зато богатые дичью области с более суровым кли­матом. Человек этого времени — кроманьонец — по внешнему физическому типу являлся уже вполне современным человеком — HomoSapiens (человек разумный — лат.), в отличие от раннепервобнтного человека — HomoHabilis (человек уме­лый — лат.). В позднем палеолите в человечестве возникают и формируются расовые различия. Эта эпоха ознаменована новой техникой обработки кремня: было изобретено новое рубило — так называемый нуклеус, удар которым наносился не наискось, как прежде, а строго перпендикулярно, отчего точность удара резко повысилась. Это экономило сырье и давало гораздо боль­ший производственный эффект: сколотые пластины стали длиннее и совершеннее по качеству. Следовательно, возросла гибкость руки человека, развивалась его творческая деятельность и психика. Сколотые длинные правильные пластины сделали возможным изготовление небывалых ранее наконечников ко­пий, ножей, скребков, резцов. Это дало возможность обрабаты­вать кость. Орудия стали делать с костяными рукоятками. Были изобретены копьеметалка, гарпун, костяная игла. Люди научи­лись шить из меха одежду, из звериных шкур и костей строили целые поселки. Основным видом охоты являлись грандиозные облавы с участием всего племени, или орды, на больших живот­ных с целью добыть сразу много пищи. Появилось рыболовство, Одно из типичных поселений людей того времени — первобыт­ная стоянка у села Костёнки на Дону близ Воронежа. Первобыт­ная община крепла, установился матриархат. Существовавшие тогда беспорядочные половые отношения (промискуитет) не давали возможности определить отцовство, поэтому счет род­ства мог вестись только по женской линии. Парная семья не могла еще стать самостоятельной хозяйственной единицей, по­скольку прокормиться можно было только в большом коллек­тиве. Кроме того, характерной чертой родовых общин являлась экзогамия — уход мужчин для брачных отношений в соседние общины. То, что все мужчины в общине были чужими, а поня­тие отцовства в общественном смысле не осознавалось, прида­вало большое значение женщине, которая воплощала единство общины. К тому же женщины, «хранительницы очага», вели до­машнее хозяйство и занимались собирательством, т. е. сбором съедобных трав и кореньев, мелких животных, что имело нема­лое значение в периоды неудачной охоты и повышало роль жен­щины в общине. Одной из характерных черт позднего палеолита является быстрое развитие искусства. В материале стоянок Ко­стёнки и Гагарине на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре в слоях позднего палеолита обнаружены скульптуры животных и людей, различные украшения и орнаментированные предметы. В Каповой пещере на Урале сохранились великолепные росписи. В искусстве того времени господствовали две темы: зверь как объект охоты и женщина-мать, что было связано с охотничьей магией, тотемизмом (поклонение мифическому предку-живот­ному, покровителю рода), матриархатом и культом плодородия. Тогда же возникли зачатки религиозных представлений. На это указывают, в частности, обнаруженные археологами могилы по­зднего палеолита, где вместе с покойником помещены орудия труда и охоты, руки и ноги у мертвеца связаны (чтобы не вылез из могилы), а сам он посыпан красной охрой, символом крови, жизни и возрождения после смерти в другом мире.

В конце позднего палеолита ледник окончательно отступил. Появились новые, современные виды диких животных. На тер­ритории Африки изобретена и быстро распространилась на се­вер так называемая микролитическая техника: изготовлялись кремневые вкладыши (микролиты), которые вставляли в рукоять. Вкладыши можно было менять, не делая новых орудий, и, кроме того, само орудие стало легче. На юге Европы и Азии возникли зачатки земледелия и скотоводства, появились первые домашние животные — собака, свинья. Оскудение охотничь­их ресурсов, сокращение числа крупных животных способство­вало изобретению лука и стрел, которые дали возможность охо­ты на птиц и мелких животных. Появились охотничьи силки и ловушки. Новое оружие сделало ненужными для охоты боль­шие коллективы людей — размеры и численность стоянок со­кратились. Трудности в поисках пищи вызвали большую под­вижность населения, жилища стали временными, росла миг­рация. Одновременно на основе группирования родственных общин образовались различные культурные области, появи­лись как бы основы будущих племен.

Неолит[4] начался около XIII тысячелетия до н. э. и закон­чился на юге в IV тысячелетии, на севере — во II тысячелетии до н. э. В эту эпоху улучшились приемы выделки орудий, по­явились керамическая посуда, ткачество, судоходство (лодки), различные ремесла. Формируется и укрепляется племя как тип этнической общности и социальной организации людей на ос­нове кровно-родственной связи общин, единого языка, общей территории и до известной степени общего хозяйства (коллек­тивные охоты и т. п.). Возникли племенные советы и вожди, общеплеменные культы и праздники. У племен Черноморья, Кавказа, Средней Азии развились скотоводство и земле­делие, причем в Азии с искусственным орошернием. Необходмость контроля за распределением воды привела там к появлению руководящей верхушки, прочной власти и политико-ад­министративных центров, возникли зародыши древнейших государств.

Энеолит[5] (медно-каменный век, конец III — все II тысяче­летие до н. э.) — переходный период к бронзовому веку, вре­мя первоначального развития культуры металла, начало осво­ения меди и бронзы. Новые металлические орудия были гораз­до производительнее прежних — кремневых и костяных, экономили и облегчали труд, делали его более эффективным и тем самым открывали возможность ускоренного накопления прибавочного продукта. Спрос на медь и бронзу стимулировал обмен и связи между различными областями. В эпоху энеоли­та скотоводы отделились от земледельцев и охотников, произош­ло первое крупное общественное разделение труда, что вызвало перемены в общественных отношениях. В связи с развитием металлургии и пастушеского скотоводства в обществе возрос­ла роль мужского труда. Это привело к замене матриархата пат­риархатом. Получение большего чем прежде прибавочного про­дукта вызвало появление и рост имущественного неравенства. Выдающийся памятник культуры земледельческих племен эпо­хи энеолита находится у села Триполье (трнпольская культу­ра) в Приднепровье (Украина). В поздних слоях стоянки отчет­ливо прослеживается культура раннего земледелия. Глиняная посуда, но пока еще ручной лепки, там уже обжигалась в пе­чах. В скульптурных изображениях отчетливо прослеживается культ женщины — покровительницы плодородия. О большом значении земледелия в хозяйстве свидетельствуют и каменные зернотерки, и скульптура женщины с этим инструментом, и большие ямы для зерна. Интересны глиняные модели домов и повозок, служившие, вероятно, игрушками. В трипольском обществе существовала значительная имущественная диффе­ренциация, на что указывает выделение больших богатых по­гребений. Триполъская культура охватывала значительное про­странство.

Металлические орудия первоначально изготавливали из меди. В III тысячелетии до н. э., добавив к мягкой меди олово, человек получил твердый сплав — бронзу, пригодный для про­изводства рубящих, режущих и колющих орудий. Появились центры добычи и обработки цветных металлов в Прикарпатье, Казахстане, на Северном Кавказе, Урале. Бронзовые орудия вначале изготовляли ковкой, затем литьем. Металлические орудия ускорили процесс общественного разделения труда, значительно развился обмен, что способствовало культурному сближению племенных групп и распространению технических достижений. При патриархальном родовом строе в руках глав больших семей сосредоточивались продукты труда членов се­мьи. В условиях общественного разделения труда и развития обмена это вело к образованию частной собственности, разла­гало первобытное равенство («первобытный коммунизм»), уси­ливало имущественную дифференциацию. Выделялась пле­менная верхушка, стремившаяся увеличить свое богатство.

В I тысячелетии до н. э. возникло табунное скотоводство. Сложился новый уклад жизни — кочевых скотоводов. Владель­цам огромных стад приходилось постоянно менять места вы­пасов. Они освоили пустыни Средней и Центральной Азии, нагорья Памира и Тянь-Шаня. Широкое развитие кочевого скотоводства стало возможно благодаря изобретению бронзо­вых литых удил, позволивших обуздать коня. В жизнь ското­водов прочно вошла войлочная юрта.

В бронзовом веке появилось новое оружие — наборный гиб­кий лук скифского типа, острые наконечники стрел, мечи, кинжалы. В войнах крепла родовая аристократия, зарождались племенные союзы кочевников.

У кочевых и земледельческих племен рост населения и крепнущие межплеменные связи привели к созданию союзов племен. Союзы позволяли обеспечить безопасность каждого племени, регулировали межплеменные отношения и обмен. Но в условиях, когда стало возможно накапливать и обменивать богатство, участились столкновения между общинами, племе­нами и союзами племен. Поэтому каждую племенную органи­зацию возглавил выборный военный вождь или совет вождей. Это была высшая форма социально-политической организа­ции первобытного строя — военная демократия. В эпоху брон­зы происходили крупные передвижения племен, складывались новые культурно-исторические области. Их своеобразие опре­делялось различием географических условий, природных ре­сурсов, плотности населения, его хозяйственной деятельнос­ти. Под воздействием этих условий развитие культурно-исто­рических областей шло неравномерно и неодинаково. Внутри больших племенных союзов усиливалось одно племя, язык ко­торого становился главенствующим, происходила культурно-языковая ассимиляция других племен союза, возникали боль­шие этно-культурные общности — среди них индоевропейские (например, скифо-сарматские, славянские, германские племе­на) и финно-угорские.

[1] Б.И. Гаврилов, История России с древнейших времен до наших дней. Москва, 1999.

[2] Палеолит – древний каменный век (от греческого «палайос» — древний и «литос» — камень).

[3] Мезолит – средний каменный век (от греческого «мезос» — средний и «литос» — камень).

[4] Неолит – новый каменный век (от греческого «неос» — новый и «литос» — камень).

[5] Энеолит – медно-каменный век (от греческогь «энеос» — медный и «литос» — камень).

www.ronl.ru

Первобытно общины строй кратко и понятно объемом до 0.5...

Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля. Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п. 

Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, но было классов и государства. Производство здесь велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну. 

Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.

На осново образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в ещё большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины.

Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй (см.), феодализм (см.). 

Оцени ответ

nebotan.com

Первобытно общины строй кратко и понятно объемом до 0.5...

Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля. Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п. 

Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, но было классов и государства. Производство здесь велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну. 

Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.

На осново образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в ещё большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины.

Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй (см.), феодализм (см.). 

tvoiznaniya.com

Первобытно общины строй кратко и понятно объемом до 0.5 л... -reshimne.ru

Первобытно общинный строй — первая общественная формация, существовавшая многие десятки тысячелетий у всех народов на ранней ступени их развития. При первобытно общинном строе основой производственных отношений являлась общая собственность на средства производства. Общей собственностью данного коллектива, орды, рода являлись орудия производства, земля. Общей собственностью являлись также жилище, хозяйственный инвентарь и т. п. 

Каждая первобытная группа людей кочевала, занимаясь собиранием съедобных растений и охотой. В пределах общей собственности на средства производства существовала и личная собственность на предметы домашнего обихода, одежду и т. п. При первобытно-общинном строе не было эксплуатации человека человеком, но было классов и государства. Производство здесь велось при помощи примитивных орудий коллективно, сообща, целыми родами. Продукты также потреблялись сообща, делились поровну. 

Производственные отношения первобытно-общинного строя возникли на основе низкого уровня развития производительных сил, примитивного состояния орудий производства, отсутствия общественного разделения труда. Только работая сообща, первобытные люди могли добывать средства к жизни и обезопасить себя от нападения хищных зверей или соседних обществ.

На осново образования первого крупного общественного разделения труда — отделения скотоводства от земледелия — производительные силы первобытного общества начинают развиваться значительно быстрее. С ростом их возникает и развивается обмен, появляется частная собственность, экономическое неравенство между отдельными членами общины. Первое крупное общественное разделение труда, вызвавшее появление частной собственности на средства производства, породило рабство. Возникновение рабства в ещё большей мере усилило экономическое неравенство и способствовало разложению первобытной общины.

Коллективное производство и уравнительное распределение продуктов из формы, способствующей развитию производительных сил, становятся их оковами. На высшей ступени первобытного общества происходит второе крупное общественное разделение труда: ремесло отделяется от земледелия, что способствует дальнейшему разрушению первобытно-общинного строя. В результате появляются богатые и бедные, появляется эксплуатация, классы, возникает государство. Первобытно-общинный строй окончательно разрушается. На смену ему приходит классовое общество — рабовладельческий строй (см.), феодализм (см.). 

reshimne.ru


Смотрите также