ГлавнаяПервобытноеНа ленте времени первобытного мира заполни все строки таблицы
Изучение темы "Лента времени"в курсе "Введение в историю". 3-й класс. На ленте времени первобытного мира заполни все строки таблицы
Счет лет. Лента времени. - история, уроки
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: «Счет лет в истории».
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.
3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.
Тип урока: изучение нового материала
Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, век, календарь.
Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.
План урока:
1.Историческая хронология.
2.Календарь.
3.Наша эра и лента времени.
Ход урока
1.Организационный момент.
Беседа с классом
Угадайте, о чем идет речь:
Без крыльев, без рук оно.
Быстро летит, не догонишь его. (время)
Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями. Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие?
2.Изучение нового материала.
1). Историческая хронология.
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»
Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Последовательность исторических событий во времени называется хронологией. (хронос и логос)
В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).
Год – 365 дней.
Век – 100 лет
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).
Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.
Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Задание.
1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.
Если сейчас 2015 год, то какой сейчас век? (21 век).
862год. Это какой век? (9век).
Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.
I=1
X =10, его половина V=5
Например - 9 век, как IX (10-1)
2). Календарь.
Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.
3). Наша эра и лента времени. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».
Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.
Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).
Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.
По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.
Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.
До нашей эры Наша эра
0
….
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
….
Обобщение и закрепление нового материала.
Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач.
Решите задачи:
1.Согласно легенде, город Рим основан ( 753 г. до н.э) сыном бога войны Марса Ромулом. Подумайте, мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх ( 776 г. до н.э) и мог ли он в них участвовать? ответ обоснуйте ( арифметически)
2.Отметьте на линейки времени: XVI век, IIX до н.э., 1701 г, 56 г. до н.э
3.Наполоеновская армия вторглась в нашу страну чз 1779 лет после распятия Иисуса Христа в возрасте 33 лет? Отметьте на линейки времени эти даты. И подсчитайте год, когда Наполеон вторгся в Россию?
1232 год - …577 год - …48 год - …28 год до н.э. - …1703 год - …308 год - …2001 год - …
Просмотр содержимого документа
«Счет лет. Лента времени. »
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: «Счет лет в истории».
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.
3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.
Тип урока: изучение нового материала
Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, век, календарь.
Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.
План урока:
1.Историческая хронология.
2.Календарь.
3.Наша эра и лента времени.
Ход урока
1.Организационный момент.
Беседа с классом
Угадайте, о чем идет речь:
Без крыльев, без рук оно.
Быстро летит, не догонишь его. (время)
Чтобы хорошо знать события прошлого, нам необходимо правильно ориентироваться во времени. Для этого существует историческое время. Оно разное: одно событие может длиться месяц, другое – год, а некоторые явления в жизни людей могут длиться тысячелетиями. Какое же оно – историческое время? Как правильно определить, в каком году произошло то или иное событие?
2.Изучение нового материала.
1). Историческая хронология.
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»
Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Последовательность исторических событий во времени называется хронологией. (хронос и логос)
В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).
Год – 365 дней.
Век – 100 лет
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).
Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.
Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Задание.
1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.
Если сейчас 2015 год, то какой сейчас век? (21 век).
862год. Это какой век? (9век).
Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.
I=1
X =10, его половина V=5
Например - 9 век, как IX (10-1)
2). Календарь.
Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.
3). Наша эра и лента времени. Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».
Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.
Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).
Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.
По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.
Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.
До нашей эры Наша эра
0
….
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
….
Обобщение и закрепление нового материала.
Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач..
Решите задачи:
1.Согласно легенде, город Рим основан ( 753 г. до н.э) сыном бога войны Марса Ромулом. Подумайте, мог ли Ромул что-нибудь слышать об олимпийских играх ( 776 г. до н.э) и мог ли он в них участвовать? ответ обоснуйте ( арифметически)
2.Отметьте на линейки времени: XVI век, IIX до н.э., 1701 г, 56 г. до н.э
3.Наполоеновская армия вторглась в нашу страну чз 1779 лет после распятия Иисуса Христа в возрасте 33 лет? Отметьте на линейки времени эти даты. И подсчитайте год, когда Наполеон вторгся в Россию?
1232 год - …577 год - …48 год - …28 год до н.э. - …1703 год - …308 год - …2001 год - …
kopilkaurokov.ru
Счет лет в истории - Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Задание №18. Заполните «линию времени»
Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на «линии времени» этот год. Подсчитайте, сколько лет исполнилось Москве в нынешнем году (в 2013 году). Вычисления делайте письменно
2013-1147=866 (лет)
Ответ: 866 лет
Задание №19. Заполните «линию времени»
Отметьте на «линии времени» 100-й год до н.э. и 100-й год н.э. Подсчитайте, какой год был раньше. На сколько раньше?
100 г. до н.э. был раньше на 200 лет 100 г. н.э.
Задание №20. Заполните «линию времени»
Отметьте на «линии времени» год основания города Рима — 753 год до н.э. Подсчитайте, в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города. Вычисления делайте письменно
3000-753=2247 (году)
Ответ: В 2247 году
Задание №21. Найдите ошибку
Представьте себе, что в один музей принесли древний меч. На мече вырезана надпись: «Этим оружием Спартак поражал врагов. Надпись сделана друзьями Спартака через два дня после гибели в 71 году до Рождества Христова». Осмотревшие меч ученые знали, что вождь восставших рабов по имени Спартак действительно погиб в 71 году до н.э. Несмотря на это, они заявили, что надпись фальшивая: она сделана не друзьями Спартака, а много-много лет позже. Объясните, почему ученые пришли к такому выводу
а) «друзья» Спартака не могли знать о «Рождестве Христовом», которое произошло на 71 год позже описываемых событий, б) система летоисчисления «от Рождества Христова» стала применяться в 6 веке нашей эры и тоже не могла быть известна во времена Спартака
poistorii.ru
«Задания, относящиеся к ленте времени, для учащихся начальной школы»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Практическая работа №3
«Задания, относящиеся к ленте времени, для учащихся начальной школы»
Цель: обобщение начальных знаний о летоисчислении, временном восприятии истории
Подготовила:
Студентка Ш-41 группы
Ступак Е.А.
2017, Ейск
№1
Определите век по дате и расположите дату на «ленте времени».
- В каком веке мы с вами живем? (21в.)- С кого года начался XXI век? (2001г.)- Какой был предыдущий век? (ХХв.)- Каким годом он закончился? (2000г.)
№2
Обращаясь к тому или иному событию прошлого, мы всегда задаём вопрос: когда оно произошло? При изучении истории необходим счёт времени. Как называются временные отрезки?
365 (366) дней = ________
100 лет = ______________
1000 лет = _____________
№3
Определите:
В каком веке мы живём?
Отметь год своего рождения. В каком веке это было?
Через сколько лет после рождения Иисуса Христа родились Вы?
В ХХVII веке до н.э. родился на территории Древнего Египта ваш предок. Сколько веков прошло с тех пор?
№4
Какое событие произошло в 1941 году?
Найдите место на ленте времени и отметьте это страшное событие, которое потрясло весь мир
№5
Расположите на ленте времени следующие даты: 475 г. до н.э., 453 г. до. н.э., 395 г. н.э., 476 г. н.э.
№6
В 70 г. до н.э. был построен крепостной вал, который через 100 лет разрушили кочевники. Когда произошло событие?
Отметьте дату на ленте времени.
№7
На «ленте времени» рядом с римской цифрой, обозначающей век, поставь арабскую:
XI век ______XIX век ______XXI век ______
№8
Отметьте на ленте времени дату первого полёта человека в космос
№9
Определи по «ленте времени», в каком тысячелетии до нашей эры Кубань населяли скифы и меоты?
№10
Обозначь на «ленте времени» 3, 7, 11 века нашей эры.
infourok.ru
СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ
1. Как считали время в древности.
Первобытные земледельцы знали, что через равные промежутки времени наступает весна, а за ней - лето. Они считали, сколько проходит времени от одного сбора урожая до другого, от одного лета до другого лета. Это был год. Древние славяне называли одинаково и лето, и год. Следы такого счёта времени даже сохраняются в нашем языке. Мы говорим «мне одиннадцать лет», а не «одиннадцать зим».
С ежегодными изменениями в природе древние земледельцы связывали и свои праздники. Один праздник был весной - земледельцы отмечали весеннее пробуждение природы. Сейчас этому древнему празднику соответствует у верующих пасха. Другой праздник был зимой - тогда, когда начинает увеличиваться день, - земледельцы праздновали рождение Солнца. Верующие называют этот праздник рождеством.
С появлением у людей письменности они стали записывать, в какие годы происходили различные события. Они считали, сколько прошло лет от какого-нибудь особенно важного события, например от основания главного города. В разных странах вели счёт от разных событий. Это было очень неудобно.
2. Наша эра.
Около двух тысяч лет назад стали распространяться сказания (верования), что на Земле жил под видом человека бог - Иисус Христос.
Многие люди верили сказаниям.
Через 500-600 лет после появления этих сказаний было подсчитано в каком году родился Христос. Те, кто верил сказаниям, стали вести счёт лет от этого года. Они называли его 1-м годом, следующий за ним - 2-м, затем - 3-м и т. д.
Счёт лет от этого года распространился во многих странах. Со времени Петра I он введён и в России. Мы также продолжаем пользоваться этим счётом лет, так как он принят почти во всём мире.
Время с первого года и до наших дней мы называем нашей эрой, а пишем сокращённо н. э.
100 лет составляют век, или столетие.
10 веков составляют тысячелетие.
От начала нашей эры прошло 2 тысячелетия,
На идущей снизу вверх «Линии времени» обозначены века и тысячелетия нашей эры..
3. Счёт лет до нашей эры.
Много событий произошло раньше нашей эры. Мы говорим, что они были до нашей эры, а пишем сокращённо до н. э.
На «Линии» обозначен I век до н. э. Чем раньше было событие до нашей эры, тем больше число, обозначающее год, в который оно произошло. Знаменитое восстание под предводительством Спартака началось в 73 году до н. э. и длилось два года. Следовательно, оно продолжалось в 72 году и закончилось в 71 году до н. э. Подумайте, какой год был следующим за 71 годом до н. э.
Рассмотрим цветную иллюстрацию. На ней изображена «Линия времени» за 7 тысяч лет, прошедших с возникновения у людей земледелия (приблизительно).
На «Линии» отмечены некоторые события истории древнего мира. На левой, зелёной полосе обозначено, сколько приблизительно тысячелетий назад были эти события.
На правой стороне «Линии» 7 тысяч лет разделены на время нашей эры и время до нашей эры. Жёлтым цветом показано время нашей эры - оно продолжается около двух тысячелетий. Красным цветом показано время до нашей эры. На красной полосе обозначено, в какие приблизительно годы до нашей эры происходили события, отмеченные на «Линии времени».
Земледелие возникло около 7 тысяч лет назад. Из них около 2 тысяч лет приходится на нашу эру. Значит, земледелие возникло около 5 тысяч лет до н. э. (7 тысяч - 2 тысячи = 5 тысячам).
Письменность появилась в некоторых странах около 372 тысяч лет до н. э. С того времени прошло, кроме этих 3,5 тысяч лет, ещё около 2 тысяч лет нашей эры. Таким образом, письменность появилась около 5,5 тысяч лет назад (3,5 + 2 = 5,5).
Государство в древнем Египте образовалось около 5 тысяч лет назад. Найдите обозначение этого события на «Линии» и сосчитайте, за сколько тысяч лет до нашей эры оно произошло.
Наибольшего могущества в древнем Египте государство достигло около 1,5 тысяч лет до н. э
< ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
-> ПРИРОДА И ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ЕГИПТА. >
hist-world.com
Изучение темы "Лента времени"в курсе "Введение в историю". 3-й класс
Разделы: История и обществознание, Начальная школа, Общепедагогические технологии
Предложенный вариант урока завершает изучение
раздела, знакомящего детей младшего школьного
возраста с лентой времени. Это первое погружение
учащихся в столь сложный материал, который
обеспечивает не только временное восприятие
истории, но и синтез представлений о времени,
исторических событиях, исторических личностей,
исторической карты.
Форма конкурсного урока поможет детям
окунуться в мир состязательности, позволяя
каждому выбрать удобную форму проявления
полученных ЗУНов. В качестве информационного
поля, учитывая возраст и образное мышление,
представлены рисуночные задания. Они помогут
воспроизвести ранее изученный материал
зрительно. Ситуационные задачи внесут остроту
конкуренции знаний для “сильной” группы детей.
Условия урока-конкурса способствуют овладению
технологии выбора, решению проблем возможных
пробелов знаний, комфортной организации учебных
коммуникаций и личностного продвижения
школьников.
Урок реально вписывается в программу “Школы
России”, пропедевтический курс “Введение в
историю” программы и учебника Е.В. Саплиной,
А.И. Саплина.
Сочетание основополагающих компонентов
педагогических технологий личностно –
ориентированного обучения /И.С. Якиманской/,
деятельностного подхода в современных условиях
внешней или внутренней дифференциации позволяет
добиваться личностного продвижения каждого
учащегося в изучении истории.
Учащиеся совместно с учителем, через активные
приёмы, формы и методы работы погружаются в
конкурсную часть урока, предварительно
мотивируя цели и задачи урока, выбирая
инструментарий для их достижения, “личностную
нишу” проявления знаний, умений и навыков. Для
этого предложены кроссворды с текстовыми и
рисуночными заданиями, задания синтезированного
порядка. Включены элементы состязательности,
которые предусмотрены как в групповой, так и в
индивидуальной формах. Такая система
конкурсности поддерживает воспитательные
начала, развивает личностные проявления при
ответственности за коллективный успех.
Адекватно использованные формы, методы, приёмы
учебной деятельности способствуют проявлению
новых учебных навыков систематизации и
структуризации ЗУНов, узнаванию исторических
времени, места, личности, причинно-следственных
связей, понятийного ряда.
Урок не предусматривает оценки “2”, что
позволяет каждому учащемуся проявить себя в
удобной, наиболее приемлемой форме работы,
максимально продемонстрировать свой уровень
ЗУНов. Заявленная система само- и взаимооценки
учебного труда вырабатывает логику само- и
взаимоопределения достигнутых результатов,
возможных пробелов, что способствует
комфортности общения, господству субъект –
субъектных связей.
Решение на протяжении всего урока
познавательных задач в режиме творческого
диалога развивает основы гуманитарного мышления
учащихся. Обстановка непринуждённости в учебных
коммуникациях демонстрирует гуманистические
начала. Заявленная технология ЛОО И.С. Якиманской
решает проблему успешности учебных действий,
детского учебного труда, педагогическую
удовлетворённость достигнутым.
Цели урока: создать условия для
обобщения начальных знаний о летоисчислении,
временном восприятии истории;
комфортного применения ранее полученных ЗУНов
по заявленной теме;
развития общеученических навыков анализа,
сравнения;
формирования основ исторического
мировоззрения.
Понятия, идеи: (изложены в планах уроков №№
1-4, с. 3-11 учебника).
Оборудование:
кроссворды с текстовыми и рисуночными
заданиями;
лента времени;
задачи и задания к ленте времени;
задание синтезированного порядка;
рассказ-задание “Ошибка историка”.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оргформа: урок-конкурс.
Условия конкурса:
оценивание результатов проводится как по
групповой деятельности, так и за индивидуальное
участие;
каждый учащийся имеет возможность проявить
полученные им ЗУНы в произвольном режиме
(независимо от желания учителя), в удобных для
него формах и видах деятельности;
за каждый верный ответ начисляется один “+”
участнику и другой группе, за честь которой он
выступает;
неверный ответ не приносит “наказания”,
продолжается поиск верного результата, в котором
преимущественно имеют право принять участие
товарищи по команду, только затем представители
других команд;
результаты участия групп отслеживаются на
доске-табло, а успехи детей в листе контроля,
который ведёт учитель или хорошо успевающий
учащийся;
итогом урока служит успешность освоения
раздела всем классом в целом; в качестве
результатов может оцениваться не только
конкурентность полученных ЗУНов, но и личностная
динамика продвижения в способах, формах, прочих
проявлениях конкретных учащихся, которых
отмечают дети;
урок не предусматривает оценки “2”;
домашнее задание получают только те дети,
которые проявили слабые знания и умения по
изученному разделу.
Ход урока
I. Разминка
Друзья! Мы с вами закончили изучение первого
раздела нового для вас предмета.
как называет наш новый предмет;
что он изучает;
о чём был первый раздел, с которым мы с вами
познакомились?
Попробуйте из предложенного отрывка
стихотворения определить знакомые для вас
понятия, ответить на вопрос “Какова цель нашего
урока обобщения?”:
Узнавая истории строки
Погружаемся вместе во время,
Хоть герои давно уже смолкли,
Но узнать их судьбу – наше бремя!
Лента времени – это дорога,
Где события лишь остановки,
Где историков мудрое племя
Ищет истину каждой эпохи.
(Отрывок из стихотворения автора урока).
Дети делают вывод о том, что:
данное стихотворение нацеливает их на поиск
истины каждой эпохи через овладение навыками
исторического времени, использование понятий
первого раздела учебника;
цель урока: показать на каком уровне каждый
учащийся овладел знаниями, умениями, навыками
пользования терминологией, рассуждениями
“исторического времени”;
задача каждого: проявить в удобных для него
вариантах, формах работы, индивидуально и в
группах полученные ЗУНы, чтобы доказать свой
уровень усвоения, ликвидировать возможные
пробелы.
Какие главные вопросы поставили авторы
учебника Елена Витальевна и Андрей Иванович
Саплины при изучении раздела “Лента времени”?
Ответы детей:
что такое время;
какое время называют историческим и почему;
как определить отрезки времени, час, например;
что обозначает выражение “Наше время”.
Этап оценивания результатов разминки, записи
на доске с комментариями.
II. Конкурс знатоков (работа в группах)
Ваши задачи данного этапа:
грамотно и быстро решить задания кроссворда;
оценить участие каждого в успешности
результатов;
проверить работу конкурирующей с вами группы и
оценить её;
главное – проявить знания изученных понятий
Кроссворд 1. Что такое?
Задания к кроссворду № 1
По горизонтали:
Сказочная страна, в которой события отражались
наоборот.
Синоним понятия “вчера”.
Синоним понятия “завтра”.
Часы показывают _______.
По вертикали:
Синоним понятия “сегодня”.
Главная героиня - путешественница мира чудес в
сказке известной английской писательницы Льюис
Кэрролл.
Кроссворд № 2. Историческое время.
По горизонтали:
Время “от лета до лет”, между двумя январями.
В 1147 году основан город ___________.
Схема для временного отображения исторических
событий.
В 988 году Русь приняла религию _____________.
Сто лет.
По вертикали:
Десять раз по сто лет.
Он один из двенадцати, из числа которых
складывается время “от лета до лета”.
_______ определяет столетие исторического события.
Кроссворд 3. Римские цифры.
Задания к кроссворду №3.
По горизонтали:
IV
ХVIII
ХI
ХV
По вертикали:
IХ
ХХ
I
VI
Кроссворд 4. Рисуночные загадки “Часы”.
Этап оценивания результатов разминки, записи
на доске с комментариями.
III. Конкурс летописцев, грамотно определяющих
время
ОПРЕДЕЛИТЕ !
В каком веке мы живём?
Отметь год своего рождения. В каком веке это
было?
Через сколько лет после рождения Иисуса Христа
родились Вы?
В ХХVII веке до н.э. родился на территории
Древнего Египта ваш предок. Сколько веков прошло
с тех пор?
Другой ваш предок родился в Древней Греции в том
же году, что и Вы, но только до н.э. Сколько лет
прошло с момента его рождения?
В 1380 г. н.э. произошла Куликовская битва, в 1945
г. наш народ разгромил фашистов. какое событие
раньше произошло и на сколько лет?
В 70 г.
до н.э. был построен крепостной вал,
который через 100 лет разрушили кочевники. Когда
произошло событие?
В каких веках были события: 33 г. до н.э., 33 г. н.э.,
988 г. н.э., 1700г.?
Герой сражения родился в 1801 г., погиб в 1900 г.
В каком веке это было?
(Этап оценивания результатов разминки, записи
на доске с комментариями).
IV. Конкурс “Узнай время!”
По рисункам отметьте к какой эре относятся
события:
Разместите единицы времени в соответствии с их
продолжительностью:
век;
эра;
год;
тысячелетие.
Этап оценивания результатов разминки, записи
на доске с комментариями.
V. Конкурс “Ошибка историка”
Внимательно прослушайте (прочитайте) рассказ
горе-историка. Найдите, какие ошибки он совершил?
Что перепутал? Чего не могло быть?
Герой мой был человеком мудрым. В год рождения
Иисуса Христа принял христианство вместе с
Русью. В 1147 году он открыл Америку, а через 345 лет,
1492 году, участвовал в основании Москвы. Только
два года он не дожил до Победы русского оружия в
1380 году на поле Куликовом.
Ошибки.
Герой не мог столько долго жить.
Русь приняла христианство в 988 году, а не в год
рождения Иисуса Христа.
В 1147 году произошло основание Москвы.
Открытие Америки состоялось в 1492 году.
События так далеки друг от друга, что герой не
мог участвовать хотя бы в двух из них подряд.
Этап оценивания результатов разминки, записи
на доске с комментариями.
VI. Подведение итогов урока-конкурса
По результатам конкурса места между командами
распределились следующим образом (оцениваются
положительные результаты, отмечаются
достоинства каждой команды, лидерство по баллам):
1 – команда …
2 – команда …
3 – команда …
В личном первенстве результаты по активности и
правильности ответов распределились следующим
образом (отмечаются успехи: “3”, “4”, затем
лучшие “5”).
Чем запомнилось изучение раздела:
какие интересные события особенно запомнились;
какие виды работы вам особенно понравились,
почему;
чему вы научились;
какие трудности вам встретились;
над чем следует ещё поработать?
Задания на дом (индивидуально для тех, кто
встретил трудности).
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Счет лет в истории и лента времени.
Страница 6.
Учитель: Давайте немного отдохнем. Предлагаю вам разминку " Правильная эра".
вызывает одного учащегося к доске, класс помогает ему работать с заданием - хлопками над головой при правильном ответе, топаньем ноги при неправильном ответе.
Учащиеся: ведущий у доски работает с ресурсом , распределяя предложенные варинаты, класс активно помогает ему движениями.
переход на стр.7
Страница 7.
до работы
после работы
Учитель : Ребята, давайте отгадаем загадку. предлагаю вам выполнить следующее задание. Давайте соотнесем словесное выражение времени с его числовыми обозначениями
Учащиеся : желающие выполняют задание у доски, остальные помогают в правильности выбора.
Для выполнения задания сначала удаляем запись задания, нажав на него, а затем, нажимая на цифры, соответсвующие словесной записи дат, открываем мозаику.После этого нажимаем на слово, которое размыто над мозаикой - это и будет ответ на загадку.
переход на стр.8
Страница 8.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими цифрами можно записать дату веков и
лет. Вспомим, какие цифры называются арабскими, а какие римскими. Для этого выполним это задание и подберем пары дат.
Учащиеся: отвечают, желающие работают у доски, класс помогает.
Для выполнения задания нажимаем на картинки и подбираем соответсвующие пары ( римская и арабская цифра) - виджет " Парные картинки".
переход на стр.9
Страница 9.
виджет " Навигатор"
Учитель предлагает пройти лабиринт по заданию
Учащиеся : желающий выходит к доске, класс помогает, комментирует. Можно вызвать несколько человек, затем проверить, кто был правильнее.
Для выполнения задания в режиме игры ученик выбирает инструмент " перо" ( синее или красное) и проводит в лабиринте линию. После выполнения задания желающими, учитель проверит правильность, нажав на значок проверки в навигаторе.
переход на стр.10
Страница 10.
авторский ресурс в сервисе Learning Apps.
Учитель: ребята, давайте потренируемся в умении распознавать века для годовой записи дат.
Объясняет принцип работы . Далее предлагает детям выполнить в тетради тест , с последующей проверкой у доски . Взаимопроверкой предлагает проверить работы, выставляет оценки.
Учащиеся: слушают, выполняют задание в тетрадях, при желании выходят к доске, выполняют взаимопроврку теста.
Для выполнения задания учитель сначала объясняет ( нажимая на картинки клубочков, открывает скрытые записи), далее помогает делать тест в виждете " браузер"
переход на стр.11
www.openclass.ru
План-конспект урока истории в 5 классе на тему "Счет лет в истории"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 35 имени Героя Советского Союза А.В. Гусько
станица Новоминская Каневской район
Конспект урока по истории Древнего мира
в 5 классе на тему
« Счет лет в истории ».
подготовила
учитель истории
Сергиенко Марина Владимировна
станица Новоминская Каневской район
План-конспект урока истории в 5 классе
Тема: «Счет лет в истории».
Цели урока:
1.Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливать длительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой и обратный счет лет в истории.
3.Поддерживать интерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление у учащихся о ценности времени.
Тип урока: изучение нового материала
Новые термины: хронология, точка отсчета времени, «лента времени», эра, календарь.
Оборудование: учебник, «лента времени», карточки с заданиями.
План урока:
1.Историческая хронология.
2.Календарь.
3.Наша эра и лента времени.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
1). Историческая хронология.
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицах измерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы, узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим о прямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашего сегодняшнего урока «Счет лет в истории»
Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Последовательность исторических событий во времени называется хронологией.
В исторической науке счет лет ведется в строгой последовательности по годам. Каждый год обозначается цифрами. Последовательность событий можно изобразить в виде ленты времени.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени. Назовите их. (Год, век, тысячелетие).
Год – 365 дней.
Век – 100 лет
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).
Первыми в истории определили длину года (365 дней) древние египтяне. Главное занятие египтян – земледелие, поэтому им нужно было знать, когда сеять и когда убирать урожай.
Давайте попробуем определить к какому веку относится та или иная дата.
Задание.
1240 год. Это какой век? Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры. Остается цифра – 12, значит прошло 12 полных веков, а идет 13-й, значит 1240 г. - это 13 век.
Если сейчас 2013 год, то какой сейчас век? (21 век).
882год. Это какой век? (9век).
Если числа и года мы обозначаем арабскими цифрами, то века принято обозначать римскими.
I=1
X =10, его половина V=5
Например - 9 век, как IX (10-1)
2). Календарь.
Название "календарь" происходит от латинского слова "календариум", означающего "долговая книжка". Дело в том, что в Древнем Риме должники обязаны были платить проценты по долгам в первый день месяца - календы. Они и стали вести календарь, чтобы не запутаться в долгах. Календарь - это система отсчета больших промежутков времени.
Первобытные люди не знали календаря. Они отмечали смену дня и ночи, чередование времен года. С появлением первых государств связано и создание первых календарей. Сначала счет велся по лунным месяцам, так как изменения лунного диска легко было увидеть и соотнести с определенными промежутками времени. Первый солнечный календарь изобрели в Древнем Египте. А самый точный календарь был создан древним народом майя в Центральной Америке.
У каждой древней цивилизации существовал свой счет лет, все народы считали время по-разному. Ученым пришлось много поработать, чтобы суметь датировать события древней истории по привычному нам календарю.
В основу современного календаря положен солнечный год. Солнечный год - это продолжительность одного оборота планеты Земля вокруг Солнца. Он составляет 365 дней плюс примерно 1 час.
3). Наша эра и лента времени.
Особое значение для календаря имеет то событие, от которого ведется начало отсчета времени. Точки отсчета лет в разных странах были разные. Например. В Древнем Египте каждый раз, когда начинал править новый фараон, счет лет начинался заново. Первый год его правления считался первым, второй – вторым и так далее. Когда этот фараон умирал, к власти приходил новый, и вновь наступал первый год. Римляне первым считали год основания своего города. У народов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселения Мухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне переняли традицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».
Главной точкой отсчета времени по нашему современному календарю считается год Рождества Христова. Это летосчисление называется христианским или нашей эрой. Иногда его также называют новой эрой. Наша эра обычно обозначается сокращенно н. э. Таким образом, мы живем в нашей эре и ведем счет годам нашей эры.
Первым годом нашей эры считается условный год рождения Иисуса Христа. От этого первого года ведется наш современный календарь. Все, что случилось до первого года, относится ко времени до нашей эры (сокращенно до н. э.).
Рассмотрите на рисунке ленту времени. Вертикальной чертой обозначено начало нашей эры. Справа - наша эра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим - первый, второй, третий и так до нынешнего года.
По левую сторону разделительной черты - до нашей эры - мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом к рубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует. Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века, тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н. э., а закончился в 1 году до н. э.
Например, правитель Древнего Рима Гай Юлий Цезарь был убит в 44 году до н. э. Отметим это событие на ленте времени. Следующим годом будет 43 год до н. э., за ним следует 42 год до н. э. и так далее. Большая часть истории Древнего мира развивалась до н. э.
До нашей эры Наша эра
0
….
9
8
7
6
5
4
3
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
….
Обобщение и закрепление нового материала.
Чтобы лучше разобраться в чете лет, давайте выполним некоторые задания и решим несколько задач..
Решите задачи:
1.Отметьте на линии времени 100 год н. э. и 100 год до н. э. Подсчитайте какой год был раньше. На сколько раньше?
2. Первое упоминание в летописи о Москве относится к 1147 году. Отметьте на линии времени этот год. Подсчитайте сколько лет исполнилось Москве в 2002м году.
3.Отметьте на линии времени год основания Рима – 753 год до н. э. Подсчитайте в каком году жители Рима смогут отметить трехтысячелетие своего города.
4.Древний римский писатель Тит Ливий родился в 59 году до н. э., а умер в 17 году н. э. В каком возрасте умер Тит Ливий?