Музей первобытного искусства. Подземные музеи доисторического искусства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

LJ Magazine. Музей первобытного искусства


Подземные музеи доисторического искусства. Полвека под землей

Подземные музеи доисторического искусства

В наше время научно-технического прогресса, когда непрерывный поток изобретений и открытий ориентирует умы людей на будущее, целая плеяда искателей и исследователей со страстным любопытством старается проникнуть взором в бесконечно далекое от нас прошлое человечества.

Эти искатели — археологи, точнее — археологи, занятые изучением доисторических эпох.

«Не утрачивайте ничего из прошлого! — писал Анатоль Франс. — Только зная прошлое, можно построить будущее». А Ламартин добавил: «На прахе умерших покоится родина».

Никогда еще доисторическая археология не вызывала к себе такого пристального и горячего интереса, как в наше время; никогда еще не было такой активности в этой области науки, такого количества экспедиций, направляющихся во все уголки земного шара в поисках исчезнувших цивилизаций или мест обитания первых людей на Земле.

Франция одной из первых проявила горячий интерес к своему доисторическому прошлому. Археолог и антиквар Буше де Перт еще в 1846 году опубликовал солидный научный труд под заглавием «Допотопный человек», положив тем самым начало новой отрасли естественных наук — доисторической археологии.

А на сегодняшний день Франция и Испания имеют право считать свои страны если не колыбелью всего человечества (коль скоро такое место на Земле вообще когда-либо удастся установить), то во всяком случае колыбелью первобытного искусства.

Никакое произведение античного искусства не может идти в сравнение в смысле древности, а иной раз и художественной ценности с доисторической живописью и гравюрами, украшающими стены франко-испанских пиренейских пещер, возраст которых восходит к легендарным эпохам и насчитывает сотни веков существования. Внимание археологов всего мира приковано к замечательным произведениям первобытного искусства, которые наши исследователи время от времени обнаруживают в пещерах Дордони, Пиренеев и прилегающих областей.

Название «пещеры с росписью» было дано спелеологами тем пещерам, где обнаружены доисторические рисунки, гравюры, горельефы и скульптуры, в отличие от пещер, служивших лишь жилищем первобытным людям. В таких пещерах археологи, произведя раскопки, находят во множестве древние очаги и всевозможные предметы домашнего обихода наших отдаленных предков, сделанные из камня и кости.

Пещеры, содержащие остатки материальной культуры первобытного человека, весьма многочисленны, они имеются почти во всех странах мира. Пещеры же «с росписью», наоборот, чрезвычайно редки. Самые широкоизвестные расположены на территории двух стран: Франции и Испании.

Расскажем хотя бы вкратце о том, как были открыты эти знаменитые пещеры и какие выдающиеся произведения доисторического искусства в них имеются.

Прежде чем отправиться в путешествие во тьму веков и мрак подземных пещер, напомним читателю, что произведения доисторического, искусства, о которых пойдет речь, представляют собой в подавляющей своей части изображения животных. Лишь изредка можно встретить среди них человеческий силуэт. Напомним также, что рисунки и скульптуры создавались древними художниками для разного рода магических обрядов и церемоний, способствовавших, по верованиям первобытных людей, удачной охоте. Охотничьи племена ориньякской и мадленской эпох были творцами этих произведений искусства, возраст которых исчисляется 15–20 тысячелетиями.

Доисторические произведения искусства впервые обнаружены в 1879 году в испанской пещере Альтамира, близ Сантанде′ра, в Кантабрийских Пиренеях.

Это сенсационное открытие было сделано семилетней девочкой, которая обратила внимание своего отца, археолога де-Сантуо′ла, на бизонов, изображенных на потолке пещеры.

Событие произошло в те времена, когда доисторическая археология, совсем молодая еще наука, лишь делала свои первые робкие шаги. Поэтому сообщение де-Сантуолы о находке было встречено его коллегами весьма недоверчиво и вызвало ожесточенную полемику в научном мире.

Однако в 1895 году другой ученый, Эмиль Ривьер, в свою очередь, обнаружил изображения животных, выгравированные на каменных стенах пещеры Ла-Мут близ Эйзи′ (департамент Дордонь). Рисунки находились в узкой боковой галерее, вход в которую был забит доверху отложениями разных пород. Когда в ходе раскопок, производимых Ривьерой в пещере, эти отложения убрали, за ними открылся проход. Отложения, заполнявшие вход в галерею, относились к отдаленной геологической эпохе, что исключало всякую возможность фальсификации или ошибочной датировки изображений. Было совершенно ясно, что рисунки, обнаруженные в галерее по ту сторону земляной пробки, закупорившей вход, должны быть отнесены к той же эпохе.

Благодаря этому открытию отпали последние сомнения в подлинности найденных на стенах пещеры Альтамира изображений. Было доказано, что доисторические рисунки и гравюры могли сохраниться на стенах и потолке пещер, подобно тому как сохранились до наших дней мелкие гравюры на кости и скульптуры, вырезанные из мамонтовых бивней и оленьих рогов, найденные при раскопках в тех же пещерах.

В пещере Альтамира, где юная Мария де-Сантуола первая заметила па потолке силуэт бизона, отдельные изображения животных разбросаны по нескольким галереям. Но в одном из подземных залов, который известный археолог аббат Брёйль назвал Сикстинской капеллой доисторического искусства, потолок украшает изумительная фреска длиной целых пятнадцать метров. Двадцать пять изображений животных, расположенных в невероятном беспорядке, но выполненных с величайшим мастерством, образуют эту фреску, где мы видим бизонов и лошадей, кабанов и ланей.

Все животные, особенно бизоны, изображены с удивительным реализмом и необычайной экспрессией. Одни застыли в угрожающих позах; другие стремительно мчатся в атаку, низко опустив рога; третьи мычат, вытянув шею, а четвертый спокойно лежит, словно корова на пастбище, повернув голову с очень точно схваченным выражением.

Вперемешку с полными жизни бизонами мы видим на фреске ланей и лошадей, нарисованных с замечательной естественностью и непринужденностью. Чуть дальше — силуэты двух кабанов, тоже делающие честь великому анималисту, автору этой изумительной композиции. О кабанах следует сказать особо. Один мчится галопом, другой идет шагом. Этот последний примечателен тем, что у него не четыре, а целых восемь ног! Присмотревшись внимательно, мы догадываемся, что художник хотел дать иллюзию движения животного, нечто вроде хронографии отдельных фаз ходьбы. Этот шагающий кабан пещеры Альтамира как бы предвосхищает — за двести веков! — некоторые модные течения современной живописи.

Животные пещеры Альтамира написаны черной или красной краской; большинство из них — в два цвета. Кроме того, на стенах этой великолепной испанской пещеры мы видим множество более или мене таинственных знаков: линии и черточки, красные пятнышки, несколько отпечатков рук и два-три человекообразных силуэта, нарисованных примитивно и неумело, как все изображения людей этой эпохи.

Любуясь чудесными фресками пещеры Альтамира, мы уже не удивляемся больше скептицизму и сомнениям ученых-археологов при открытии пещеры в 1879 году. Изображения здесь настолько совершенны, мастерство древних художников так высоко, что можно вполне понять извинить долгие колебания, недоверие и страстные споры, которые вызвали эти шедевры первобытного искусства у археологов, пока их подлинность не была установлена со всей научной точностью и неопровержимостью.

Рисунки, найденные в пещере Ла-Мут, далеко не так совершенны и поэтому вызвали меньше сомнений. Обстоятельства же, при которых они были обнаружены в подземной галерее, закупоренной отложениям доисторических времен, убедительно свидетельствовали об их подлинности.

Узкая галерея пещеры Ла-Мут заключает в себе силуэты животных, выгравированные кремневыми резцами на каменных стенах; лишь некоторые изображения сделаны охрой.

Вслед за этими двумя капитальными открытиями археологи стал открывать одну за другой пещеры с доисторическими рисунками.

В Пер-нон-Пере (департамент Жиронда) археолог из Бордо по фамилии Дало′ начиная с 1881 года производил раскопки в небольшой пещере, где им была найдена хорошо сохранившаяся стоянка ориньякской эпохи. Еще в 1889 году Дало заметил на каменных стенах пещеры какие-то линии и черточки, сделанные, несомненно, рукой человека, но, поглощенный своей работой, не обратил на них внимания. Однако в 1896 году, узнав о сенсационных открытиях в пещерах Альтамира и Ла-Мут, Дало стал внимательно рассматривать эти линии и увидел, что они изображают силуэты животных. Рисунки были намного древнее тех, которые украшали стены пещер Альтамира и Ла-Мут, и относились к более раннему периоду палеолита — ориньякской эпохе. На всех гравюрах Пер-нон-Пера животные изображены в полный профиль: одна передняя нога, одна задняя, один рог, одно ухо, один глаз.

В 1897 году Феликс Реньо′, посетив пещеру Марсула′ (Верхняя Гаронна), где производил раскопки его коллега Ко-Дурба′н, заметил на стенах этой маленькой пещеры гравюры и рисунки, на которые до него никто не обращал внимания. А между тем в пещере Марсула более ста изображений, и среди них — человеческие фигуры в масках, очень интересно трактованные, и несколько многоцветных рисунков очень больших размеров, в частности силуэт лошади и великолепный бизон, выполненный в манере пуантилизма.

В 1901 году трое ученых: доктор Капита′н, аббат Брёйль и учитель Пейрони′ нашли доисторические рисунки в пещере Комбаре′лль, близ Эйзи′ (департамент Дордонь). Эйзи с этого времени становится подлинной сокровищницей доисторического искусства. В одном-единственном извилистом коридоре пещеры Комбарелль, длиной в 230 метров, ученые насчитали 116 изображений лошадей, 35 бизонов, 19 медведей, 14 северных оленей, 13 мамонтов, 9 каменных баранов, 5 оленей, 4 лани, 5 львов, 4 волка, лисицу, носорога и целых сорок человеческих силуэтов, схематичных и неумело нарисованных.

В Фон-де-Гом (департамент Дордонь), где пещера имеет всего сто двадцать метров в длину, те же ученые обнаружили более двухсот изображений животных, преимущественно бизонов.

В этой пещере, в противоположность гроту Комбарелль, подавляющее большинство изображений сделано красками, а не гравировано.

На следующий год Пейрони, которому суждено было стать первооткрывателем многих замечательных пещер с росписью, открывает пещеру Бернифа′ль — опять-таки близ Эйзи! — и в ней двадцать шесть изображений мамонтов, лошадей, бизонов и северных оленей.

Открытия следуют одно за другим в таком количестве, что невольно возникает вопрос каким образом все эти рисунки и гравюры оставались до того времени никем не замеченными?

Кроме рисунков и гравюр, в пещерах находят глиняные скульптуры, барельефы и горельефы, относящиеся к той же эпохе, что и рисунки. Неподалеку от Эйзи, под навесом скалы Кап-Блан (Белый мыс), хорошо сохранился горельеф с пятью лошадьми и двумя бизонами; в пещере Коммари — несколько горельефов с изображением лошадей, бизонов, пиренейских каменных баранов и медведей.

В 1906 году археолог Мола′р обнаружил в пещере Нио′ (департамент Арьеж) превосходные и очень четкие рисунки, сделанные черной краской на светлом камне стен. Лошади и бизоны, олени и лани украшали стены подземного зала, расположенного в восьмистах метрах от входа. Кроме того, в пещере Нио впервые найдены рисунки, начертанные в мягкой глине пола.

В то время как Молар открывает доисторические рисунки в пещере Нио, Феликс Реньо исследует пещеру Гарга′ (Верхние Пиренеи). Рисунки, которые он там обнаружил, более древние и относятся к самому началу ориньякской эпохи. Кроме рисунков, на стенах пещеры Гарга можно увидеть около двухсот отпечатков человеческих рук. Отпечатки делались следующим образом: рука с расставленными пальцами прикладывалась ладонью к стене, а пространство вокруг нее покрывало черной или красной краской. Таким образом отпечаток получался более светлым, чем окружающий его черный или красный фон. Одна странная особенность присуща почти всем отпечаткам: фаланги некоторых пальцев отрезаны, а иногда на руке не хватает целого пальца. Это, несомненно, ритуальные ампутации (в знак траура, по обету и т. п.). Отпечатки таких изуродованных рук встречаются во многих пещерах, в пещере Гарга они, пожалуй, самые четкие.

Испания подарила миру первую и одну из самых богатых изображениями пещеру с росписью; было бы странно, если бы в этой стране оказалась единственной. Действительно, открытия испанских пещер заставили долго себя ждать и были сделаны в той же местности, что знаменитая Альтамира. В обнаруженных здесь пещерах с росписью мы видим те же рисунки, те же фрески, тех же животных, что и во Франции, за исключением мамонта и северного оленя, которые никогда переваливали через Пиренеи. Зато в испанских пещерах встречают изображения слонов и антилоп, отсутствующие по ту сторону Пиренйского хребта.

К 1910 году число открытых пещер с росписью достигло сорока. До самого начала первой мировой войны 1914 года находки не прекращались.

В Пиренеях, точнее, в департаменте Арье′ж, чрезвычайно богатом остатками доисторического прошлого, археолог граф Бегуэн со своими тремя сыновьями открыл пещеру Тук д'Одубе′р (1912) и пещеру Трех Братьев (1914). Каждая из этих пещер представляет собой настоящий музей первобытного искусства. Стены их украшены сотнями гравюр и рисунков. Среди них особенно примечательна фигура пляшущего колдуна в ритуальной одежде и маске, а главное, статуи двух бизонов, вылепленных из глины, — первый известный в археологии образчик доисторической скульптуры.

Открытие этих двух пещер в канун войны 1914 года было настоящей сенсацией.

После окончания войны поиски и раскопки возобновились. В 1922 году археологи Лемози′ и Дави′д открыли в Кабрере′ (департамент Ло) обширную, до того времени неизвестную пещеру, стены которой были обильно украшены изображениями мамонтов, лошадей, медведей, бизонов и северных оленей. Среди них — несколько силуэтов людей и множество рук, нарисованных черной и красной краской. В 1923 году автору этих строк посчастливилось открыть в департаменте Верхняя Гаронна пещеру, получившую название Монтеспан, а через десять лет — пещеру Лабасти′д в Верхних Пиренеях.[3]

В 1940 году трое подростков обнаружили в Монтиньяке-на-Везере (департамент Дордонь) всемирно известную ныне пещеру Ласко′. Большое количество рисунков и гравюр, украшающих стены этой пещеры, изумляют и восхищают археологов своей превосходной сохранностью и поразительной свежестью красок, не говоря уже о совершенстве выполнения. Вызывают удивление и размеры рисунков: изображенный на одной из стен бык имеет 5,4 метра в длину. Это самое крупное из известных в настоящее время наскальных изображений.

В той же пещере Ласко мы видим очень редкую для первобытного искусства композицию: битву человека с бизоном. Бизон с распороты брюхом мчится, низко нагнув голову и выставив рога, на человека, который падает навзничь, раскинув руки крестом.

Пещера Ласко необычайно богата произведениями древних художников. Это настоящий апофеоз доисторического искусства.

Пещера Лабо′м-Латро′н (департамент Гар) также была открыта подростками, учениками одного из местных коллежей, которые сумел проникнуть в неисследованные коридоры и галереи этой обширной пещеры. Силуэты животных, украшающие ее, выполнены весьма примитивным способом: первобытный художник, макая два или три пальца в красную глину, нарисовал ею на потолке пещеры слонов, носорогов, оленей и странное пресмыкающееся длиной в три метра.

Заканчивая свой далеко не полный и беглый обзор франко-испанских пещер с росписью, мы еще раз напоминаем, что единственной целью автора было рассказать в самых общих чертах о главнейших открытиях в этой области, расположив их в хронологическом порядке и показать, что Франция и Испания обладают самыми древними и самыми убедительными доказательствами артистичности первобытного человека на заре его существования.

librolife.ru

Подземные музеи доисторического искусства. «Полвека под землей»

 

В наше время научно-технического прогресса, когда непрерывный поток изобретений и открытий ориентирует умы людей на будущее, целая плеяда искателей и исследователей со страстным любопытством старается проникнуть взором в бесконечно далекое от нас прошлое человечества.

Эти искатели — археологи, точнее — археологи, занятые изучением доисторических эпох.

«Не утрачивайте ничего из прошлого! — писал Анатоль Франс. — Только зная прошлое, можно построить будущее». А Ламартин добавил: «На прахе умерших покоится родина».

Никогда еще доисторическая археология не вызывала к себе такого пристального и горячего интереса, как в наше время; никогда еще не было такой активности в этой области науки, такого количества экспедиций, направляющихся во все уголки земного шара в поисках исчезнувших цивилизаций или мест обитания первых людей на Земле.

Франция одной из первых проявила горячий интерес к своему доисторическому прошлому. Археолог и антиквар Буше де Перт еще в 1846 году опубликовал солидный научный труд под заглавием «Допотопный человек», положив тем самым начало новой отрасли естественных наук — доисторической археологии.

А на сегодняшний день Франция и Испания имеют право считать свои страны если не колыбелью всего человечества (коль скоро такое место на Земле вообще когда-либо удастся установить), то во всяком случае колыбелью первобытного искусства.

Никакое произведение античного искусства не может идти в сравнение в смысле древности, а иной раз и художественной ценности с доисторической живописью и гравюрами, украшающими стены франко-испанских пиренейских пещер, возраст которых восходит к легендарным эпохам и насчитывает сотни веков существования. Внимание археологов всего мира приковано к замечательным произведениям первобытного искусства, которые наши исследователи время от времени обнаруживают в пещерах Дордони, Пиренеев и прилегающих областей.

Название «пещеры с росписью» было дано спелеологами тем пещерам, где обнаружены доисторические рисунки, гравюры, горельефы и скульптуры, в отличие от пещер, служивших лишь жилищем первобытным людям. В таких пещерах археологи, произведя раскопки, находят во множестве древние очаги и всевозможные предметы домашнего обихода наших отдаленных предков, сделанные из камня и кости.

Пещеры, содержащие остатки материальной культуры первобытного человека, весьма многочисленны, они имеются почти во всех странах мира. Пещеры же «с росписью», наоборот, чрезвычайно редки. Самые широкоизвестные расположены на территории двух стран: Франции и Испании.

Расскажем хотя бы вкратце о том, как были открыты эти знаменитые пещеры и какие выдающиеся произведения доисторического искусства в них имеются.

Прежде чем отправиться в путешествие во тьму веков и мрак подземных пещер, напомним читателю, что произведения доисторического, искусства, о которых пойдет речь, представляют собой в подавляющей своей части изображения животных. Лишь изредка можно встретить среди них человеческий силуэт. Напомним также, что рисунки и скульптуры создавались древними художниками для разного рода магических обрядов и церемоний, способствовавших, по верованиям первобытных людей, удачной охоте. Охотничьи племена ориньякской и мадленской эпох были творцами этих произведений искусства, возраст которых исчисляется 15–20 тысячелетиями.

Доисторические произведения искусства впервые обнаружены в 1879 году в испанской пещере Альтамира, близ Сантанде′ра, в Кантабрийских Пиренеях.

Это сенсационное открытие было сделано семилетней девочкой, которая обратила внимание своего отца, археолога де-Сантуо′ла, на бизонов, изображенных на потолке пещеры.

Событие произошло в те времена, когда доисторическая археология, совсем молодая еще наука, лишь делала свои первые робкие шаги. Поэтому сообщение де-Сантуолы о находке было встречено его коллегами весьма недоверчиво и вызвало ожесточенную полемику в научном мире.

Однако в 1895 году другой ученый, Эмиль Ривьер, в свою очередь, обнаружил изображения животных, выгравированные на каменных стенах пещеры Ла-Мут близ Эйзи′ (департамент Дордонь). Рисунки находились в узкой боковой галерее, вход в которую был забит доверху отложениями разных пород. Когда в ходе раскопок, производимых Ривьерой в пещере, эти отложения убрали, за ними открылся проход. Отложения, заполнявшие вход в галерею, относились к отдаленной геологической эпохе, что исключало всякую возможность фальсификации или ошибочной датировки изображений. Было совершенно ясно, что рисунки, обнаруженные в галерее по ту сторону земляной пробки, закупорившей вход, должны быть отнесены к той же эпохе.

Благодаря этому открытию отпали последние сомнения в подлинности найденных на стенах пещеры Альтамира изображений. Было доказано, что доисторические рисунки и гравюры могли сохраниться на стенах и потолке пещер, подобно тому как сохранились до наших дней мелкие гравюры на кости и скульптуры, вырезанные из мамонтовых бивней и оленьих рогов, найденные при раскопках в тех же пещерах.

В пещере Альтамира, где юная Мария де-Сантуола первая заметила па потолке силуэт бизона, отдельные изображения животных разбросаны по нескольким галереям. Но в одном из подземных залов, который известный археолог аббат Брёйль назвал Сикстинской капеллой доисторического искусства, потолок украшает изумительная фреска длиной целых пятнадцать метров. Двадцать пять изображений животных, расположенных в невероятном беспорядке, но выполненных с величайшим мастерством, образуют эту фреску, где мы видим бизонов и лошадей, кабанов и ланей.

Все животные, особенно бизоны, изображены с удивительным реализмом и необычайной экспрессией. Одни застыли в угрожающих позах; другие стремительно мчатся в атаку, низко опустив рога; третьи мычат, вытянув шею, а четвертый спокойно лежит, словно корова на пастбище, повернув голову с очень точно схваченным выражением.

Вперемешку с полными жизни бизонами мы видим на фреске ланей и лошадей, нарисованных с замечательной естественностью и непринужденностью. Чуть дальше — силуэты двух кабанов, тоже делающие честь великому анималисту, автору этой изумительной композиции. О кабанах следует сказать особо. Один мчится галопом, другой идет шагом. Этот последний примечателен тем, что у него не четыре, а целых восемь ног! Присмотревшись внимательно, мы догадываемся, что художник хотел дать иллюзию движения животного, нечто вроде хронографии отдельных фаз ходьбы. Этот шагающий кабан пещеры Альтамира как бы предвосхищает — за двести веков! — некоторые модные течения современной живописи.

Животные пещеры Альтамира написаны черной или красной краской; большинство из них — в два цвета. Кроме того, на стенах этой великолепной испанской пещеры мы видим множество более или мене таинственных знаков: линии и черточки, красные пятнышки, несколько отпечатков рук и два-три человекообразных силуэта, нарисованных примитивно и неумело, как все изображения людей этой эпохи.

Любуясь чудесными фресками пещеры Альтамира, мы уже не удивляемся больше скептицизму и сомнениям ученых-археологов при открытии пещеры в 1879 году. Изображения здесь настолько совершенны, мастерство древних художников так высоко, что можно вполне понять извинить долгие колебания, недоверие и страстные споры, которые вызвали эти шедевры первобытного искусства у археологов, пока их подлинность не была установлена со всей научной точностью и неопровержимостью.

Рисунки, найденные в пещере Ла-Мут, далеко не так совершенны и поэтому вызвали меньше сомнений. Обстоятельства же, при которых они были обнаружены в подземной галерее, закупоренной отложениям доисторических времен, убедительно свидетельствовали об их подлинности.

Узкая галерея пещеры Ла-Мут заключает в себе силуэты животных, выгравированные кремневыми резцами на каменных стенах; лишь некоторые изображения сделаны охрой.

Вслед за этими двумя капитальными открытиями археологи стал открывать одну за другой пещеры с доисторическими рисунками.

В Пер-нон-Пере (департамент Жиронда) археолог из Бордо по фамилии Дало′ начиная с 1881 года производил раскопки в небольшой пещере, где им была найдена хорошо сохранившаяся стоянка ориньякской эпохи. Еще в 1889 году Дало заметил на каменных стенах пещеры какие-то линии и черточки, сделанные, несомненно, рукой человека, но, поглощенный своей работой, не обратил на них внимания. Однако в 1896 году, узнав о сенсационных открытиях в пещерах Альтамира и Ла-Мут, Дало стал внимательно рассматривать эти линии и увидел, что они изображают силуэты животных. Рисунки были намного древнее тех, которые украшали стены пещер Альтамира и Ла-Мут, и относились к более раннему периоду палеолита — ориньякской эпохе. На всех гравюрах Пер-нон-Пера животные изображены в полный профиль: одна передняя нога, одна задняя, один рог, одно ухо, один глаз.

В 1897 году Феликс Реньо′, посетив пещеру Марсула′ (Верхняя Гаронна), где производил раскопки его коллега Ко-Дурба′н, заметил на стенах этой маленькой пещеры гравюры и рисунки, на которые до него никто не обращал внимания. А между тем в пещере Марсула более ста изображений, и среди них — человеческие фигуры в масках, очень интересно трактованные, и несколько многоцветных рисунков очень больших размеров, в частности силуэт лошади и великолепный бизон, выполненный в манере пуантилизма.

В 1901 году трое ученых: доктор Капита′н, аббат Брёйль и учитель Пейрони′ нашли доисторические рисунки в пещере Комбаре′лль, близ Эйзи′ (департамент Дордонь). Эйзи с этого времени становится подлинной сокровищницей доисторического искусства. В одном-единственном извилистом коридоре пещеры Комбарелль, длиной в 230 метров, ученые насчитали 116 изображений лошадей, 35 бизонов, 19 медведей, 14 северных оленей, 13 мамонтов, 9 каменных баранов, 5 оленей, 4 лани, 5 львов, 4 волка, лисицу, носорога и целых сорок человеческих силуэтов, схематичных и неумело нарисованных.

В Фон-де-Гом (департамент Дордонь), где пещера имеет всего сто двадцать метров в длину, те же ученые обнаружили более двухсот изображений животных, преимущественно бизонов.

В этой пещере, в противоположность гроту Комбарелль, подавляющее большинство изображений сделано красками, а не гравировано.

На следующий год Пейрони, которому суждено было стать первооткрывателем многих замечательных пещер с росписью, открывает пещеру Бернифа′ль — опять-таки близ Эйзи! — и в ней двадцать шесть изображений мамонтов, лошадей, бизонов и северных оленей.

Открытия следуют одно за другим в таком количестве, что невольно возникает вопрос каким образом все эти рисунки и гравюры оставались до того времени никем не замеченными?

Кроме рисунков и гравюр, в пещерах находят глиняные скульптуры, барельефы и горельефы, относящиеся к той же эпохе, что и рисунки. Неподалеку от Эйзи, под навесом скалы Кап-Блан (Белый мыс), хорошо сохранился горельеф с пятью лошадьми и двумя бизонами; в пещере Коммари — несколько горельефов с изображением лошадей, бизонов, пиренейских каменных баранов и медведей.

В 1906 году археолог Мола′р обнаружил в пещере Нио′ (департамент Арьеж) превосходные и очень четкие рисунки, сделанные черной краской на светлом камне стен. Лошади и бизоны, олени и лани украшали стены подземного зала, расположенного в восьмистах метрах от входа. Кроме того, в пещере Нио впервые найдены рисунки, начертанные в мягкой глине пола.

В то время как Молар открывает доисторические рисунки в пещере Нио, Феликс Реньо исследует пещеру Гарга′ (Верхние Пиренеи). Рисунки, которые он там обнаружил, более древние и относятся к самому началу ориньякской эпохи. Кроме рисунков, на стенах пещеры Гарга можно увидеть около двухсот отпечатков человеческих рук. Отпечатки делались следующим образом: рука с расставленными пальцами прикладывалась ладонью к стене, а пространство вокруг нее покрывало черной или красной краской. Таким образом отпечаток получался более светлым, чем окружающий его черный или красный фон. Одна странная особенность присуща почти всем отпечаткам: фаланги некоторых пальцев отрезаны, а иногда на руке не хватает целого пальца. Это, несомненно, ритуальные ампутации (в знак траура, по обету и т. п.). Отпечатки таких изуродованных рук встречаются во многих пещерах, в пещере Гарга они, пожалуй, самые четкие.

Испания подарила миру первую и одну из самых богатых изображениями пещеру с росписью; было бы странно, если бы в этой стране оказалась единственной. Действительно, открытия испанских пещер заставили долго себя ждать и были сделаны в той же местности, что знаменитая Альтамира. В обнаруженных здесь пещерах с росписью мы видим те же рисунки, те же фрески, тех же животных, что и во Франции, за исключением мамонта и северного оленя, которые никогда переваливали через Пиренеи. Зато в испанских пещерах встречают изображения слонов и антилоп, отсутствующие по ту сторону Пиренйского хребта.

К 1910 году число открытых пещер с росписью достигло сорока. До самого начала первой мировой войны 1914 года находки не прекращались.

В Пиренеях, точнее, в департаменте Арье′ж, чрезвычайно богатом остатками доисторического прошлого, археолог граф Бегуэн со своими тремя сыновьями открыл пещеру Тук д'Одубе′р (1912) и пещеру Трех Братьев (1914). Каждая из этих пещер представляет собой настоящий музей первобытного искусства. Стены их украшены сотнями гравюр и рисунков. Среди них особенно примечательна фигура пляшущего колдуна в ритуальной одежде и маске, а главное, статуи двух бизонов, вылепленных из глины, — первый известный в археологии образчик доисторической скульптуры.

Открытие этих двух пещер в канун войны 1914 года было настоящей сенсацией.

После окончания войны поиски и раскопки возобновились. В 1922 году археологи Лемози′ и Дави′д открыли в Кабрере′ (департамент Ло) обширную, до того времени неизвестную пещеру, стены которой были обильно украшены изображениями мамонтов, лошадей, медведей, бизонов и северных оленей. Среди них — несколько силуэтов людей и множество рук, нарисованных черной и красной краской. В 1923 году автору этих строк посчастливилось открыть в департаменте Верхняя Гаронна пещеру, получившую название Монтеспан, а через десять лет — пещеру Лабасти′д в Верхних Пиренеях.

В 1940 году трое подростков обнаружили в Монтиньяке-на-Везере (департамент Дордонь) всемирно известную ныне пещеру Ласко′. Большое количество рисунков и гравюр, украшающих стены этой пещеры, изумляют и восхищают археологов своей превосходной сохранностью и поразительной свежестью красок, не говоря уже о совершенстве выполнения. Вызывают удивление и размеры рисунков: изображенный на одной из стен бык имеет 5,4 метра в длину. Это самое крупное из известных в настоящее время наскальных изображений.

В той же пещере Ласко мы видим очень редкую для первобытного искусства композицию: битву человека с бизоном. Бизон с распороты брюхом мчится, низко нагнув голову и выставив рога, на человека, который падает навзничь, раскинув руки крестом.

Пещера Ласко необычайно богата произведениями древних художников. Это настоящий апофеоз доисторического искусства.

Пещера Лабо′м-Латро′н (департамент Гар) также была открыта подростками, учениками одного из местных коллежей, которые сумел проникнуть в неисследованные коридоры и галереи этой обширной пещеры. Силуэты животных, украшающие ее, выполнены весьма примитивным способом: первобытный художник, макая два или три пальца в красную глину, нарисовал ею на потолке пещеры слонов, носорогов, оленей и странное пресмыкающееся длиной в три метра.

Заканчивая свой далеко не полный и беглый обзор франко-испанских пещер с росписью, мы еще раз напоминаем, что единственной целью автора было рассказать в самых общих чертах о главнейших открытиях в этой области, расположив их в хронологическом порядке и показать, что Франция и Испания обладают самыми древними и самыми убедительными доказательствами артистичности первобытного человека на заре его существования.

litresp.ru

первобытное искусство

Авторская реконструкция элементов одежды на основе древних изображений - Беломорских петроглифов.

  "Шапко-рюкзак, как основательно-базисный элемент европейской моды", - пошутим так...

...Вот, ведь! А я раньше и не обращала внимания… Все-таки, полезная штука - ЖЖ! И если бы не предыдущий пост в моём собственном журнале, я бы такой интереснейшей детали на древних выбивках не увидела, однако! Причём, на знакомом с детства изображении носасто-бородастых предков конкретной детали бы не разглядела! Вот, ведь…На обычной копии петроглифов и уж тем более на самой скале характер выбивки не слишком различим, ну, тюкан-затюкан контур точечными ударами кремневого отбойника, и что?! А на компьютерном негативе микалентной копии, которую я вывесила в предыдущем посте, явно просматриваются «простуканная» линия, выявляющая на фигурах лыжников презанятнейший атрибут одежды - "шапко-рюкзак".( Вся правда о шапко-рюкзаках>>>Collapse )

comments: Leave a comment Share

Собрание стеклянных предметов в музее Эрец-Исрэль в Тель-Авиве из частной коллекции.  

( +3х2Collapse )( +3х2Collapse )

 

comments: Leave a comment Share

В музее искусства доколумбовой эпохи представлены многочисленные находки археологов, относящиеся к тому периоду истории государства Инков, когда различные племена были приверженцами разнообразных религиозных культов и верований. Музей расположен на одной из главных площадей старинного города Куско. Раньше на этом месте находилась церемониальная площадь Инков. В 1580 году конкистадор Алонсо Диас построил здесь роскошный дом в колониальном стиле, который затем перешел в руки вице-короля Эрнандеса де Кардрера. Многие годы здание переходило из одних рук в другие, пока в 2003 году, после серьезной реставрации, в нем не был открыт музей. Существенную роль этого события отметил во время саммита президент Перу Алехандро Толедо. В экспозиции музея представлены золотые украшения, изделия из металла, керамика. Она охватывает временной период от 1250 до н.э. до 1532 н.э. и позволяет познакомиться с культурами Nasca, Mochica, Huari, Chancay – Chimu, Inca, а также других, более древних племен. В произведениях искусства отражены многочисленные мифологические сюжеты и персонажи, события повседневной жизни, животные и растения. Необычные керамические вазы и кувшины в виде людей и животных выполнены с величайшим искусством, некоторые из них поражают своими гигантскими размерами. Есть в музее и деревянные предметы искусства – чудом сохранившиеся изображения божеств, несмотря на неумолимый ход времени и ненадежность такого материала, как древесина.Во дворе музея есть небольшой магазин сувениров и симпатичное кафе. Я там пила кофе и пряталась от дождя – в Куско погода меняется очень часто, жаркое солнце и проливной дождь могут сменять друг друга по несколько раз в день.

Подписаться на мой канал на YouTube можно здесь

comments: Leave a comment Share
Originally posted by lana_taiges at Горловое пени хоомейНемного о том, что было на семинаре Николая Ооржика.Хотя, рассказать словами об этом трудно, это нужно слышать и переживать. Рассказать можно о том, что представляет собой горловое пение. На сайте Николая Ооржика есть на эту тему статья.Вот небольшой фрагмент:

" Горловое пение является результатом специфического гортанного пения, музыкально-поэтического мышления народа. У тувинцев, например, оно обусловлено безграничной любовью к природе. Поэтому мерой всех вещей и источником вдохновения у древних исполнителей-мастеров являлась природа. Ценность и красота звука измерялась умением передать «живую жизнь» не только путем подражания, но и проникновением в ее сущность.

Эстетическое восприятие тувинцами традиционных звукоподражаний – охотничьих и шаманских, очевидно и легло в основу особого, развлекательного характера бытовых, вокальных и инструментальных подражаний голосам домашних животных, имитации лесных зверей и окружающей природы, не имеющих ни производственной, ни магической функции.

На основе традиционных звукоподражаний развлекательного характера, в которых ярко сказалось свойственное тувинцам обостренное чуткое слуховое восприятие искусно имитируемых голосов зверей и птиц, кличей журавля, гуся сироты, рева быка, заячьего камлания, имитации пения желтогрудой синицы возникло и распространенное в Туве двухголосое горловое пение, при котором у одного исполнителя отчетливо слышны два музыкальных голоса".

Для меня это и есть самое НАСТОЯЩЕЕ пение. Такой звук действительно исцеляет, наполняет энергией и прекрасно "прочищает мозги", но дело не в этом... Сливаясь с силами природы, ты обретаешь способность творить новые миры... Прежде всего, - свой собственный мир, конечно :) Но это уже из области того, о чем не скажешь словами :)

Еще обнаружила самоучитель по хоомею ))) На мой взгляд, это хорошо лишь в качестве вспомогательного материала. Учиться нужно у Мастера, в живом общении.А петь можно где угодно )

comments: 1 comment or Leave a comment Share
 В Мескике, в небольших деревнях на откосах горных хребтов Западной Сьерра-Мадре, живут индейцы племени Уичоли. Они бережно хранят свои традиции. Они называют себя висрарика, что переводится как «люди, живущие в местах с колючими растениями».  Каждый год уичоли совершают паломничество в Вирикуту в поисках священного растения - кактуса пейоте. Когда путешественники возвращаются домой, шаманы начинают проводить священные церемонии. Пейоте считается лечебным средством и оберегом, во многих домах изображения кактуса охраняют мир и благополучие своих хозяев. Для шаманов священный кактус - это проводник в мир духов, открывающий путь к запредельным знаниям и великой мудрости. Еще во времена расцвета государства ацтеков ни одно важное государственное решение не принималось без участия шаманов племени Уичоли. Важную роль в жизни племени играет ритуальное искусство - картины, скульптура, украшения из бисера. Их символы полны глубокого смысла, который открывается участникам церемоний во время их путешествий. Но иметь дело с пейоте могут лишь посвященные, вывоз священного кактуса за пределы Сьерры карается законом. Есть среди магических картин и такие, которые служат проводником в мир духов. Это ньерика - двусторонние картины, выполненные из шерстяных ниток, наклеенных на твердую поверхность, покрытую смолой. Это - картина "с двумя лицами", а в середине ее имеется отверстие - "глаз", позволяющий людям и богам видеть друг друга. 

( +8 картинок и видеоролик!Collapse )

comments: 12 comments or Leave a comment Share

    Сегодня мы посмотрим то, чего не найдете в интернете и что скрыто на Онего от большинства любопытствующих глаз - петроглифы Кочковнаволока, полуострова, находящегося в стороне от бесоносовских скоплений, севернее посёлка Шала, в устье реки Водлы по правому ее берегу. В этом месте скалы сильно выветрены, покрыты трещинами, поэтому выбивки видны плохо и, если их специально не покажут знающие люди, то легко можно пройти мимо, не заметив, что под ногами целое «лебединое царство».     На полуострове Кочковнаволок известно около 215 изображений, большинство из которых птицы. Неподалеку от них найдены и частично раскопаны остатки древних поселений разных эпох.    Мы рассмотрим самое интересное на мысе Лебединый Нос. Его открыли участники Эстонского археологического общества по изучению первобытного искусства в экспедициях 1986-1990 годов.( Далее... + четыре фотографии и одна схемаCollapse )

comments: Leave a comment Share

art-primitive.livejournal.com


Смотрите также