Первобытная девочка таффи. Внеклассное мероприятие " Из истории письменности"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Знакомство с историей письменной речи. Первобытная девочка таффи


Знакомство с историей письменной речи.

1) Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. След от него оставался лишь в мозгу того, кто его слышал. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удержать их в памяти. Может, магнитофоном воспользоваться?

Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

– Как вы думаете, какой же выход нашли древние люди?

Мнения детей.

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

2) Работа с учебником (с. 6).

Прочитайте письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг.

 

Как было написано первое письмо (по Р. Киплингу)

Однажды маленькая первобытная девочка и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку.

«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло, будто он ударил папу в спину, но это потому, что мой акулий зуб… соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копье, которое ты мне должен принести, а вот я. Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче…».

Вы, дети, наверное, догадались, какой переполох наступил в племени, когда Незнакомец принёс по адресу это первое письмо.

Как только Тешумай (мама Таффи) взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь, и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос.

– Все очень понятно и просто, – сказала она. – Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьём и так напугал Таффи, что волосы у неё встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принёс мне странную картинку, чтобы похвастаться своими злодействами. Глядите! – и она показала картинку всем доисторическим дамам. – Всё это ужасно, ужасно!

Всё племя отправилось спасать Таффи и её отца. Они заставили Незнакомца привести их на берег реки. Там они нашли и Тегумая, и Таффи живыми и здоровыми. Таффи рассказала, что своим рисунком она только хотела передать просьбу, чтобы мама дала Незнакомцу для отца копьё. И тогда вождь племени сказал, что девочка сделала великое открытие: «…придёт день, когда люди назовут его умением писать. Покуда мы вместо писем будем посылать друг другу картинки, а в картинках – вы сами видите – не всегда можно разобраться как следует… Но придёт время, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать – и тогда у нас не будет ошибок».

– К сожалению, сказка здесь дана в сокращении. Сокращено даже имя Таффи. Знаешь, как её звали в племени? Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлё-пать-за-то-что-она-такая-шалунья.

Сокращён и конец сказки, потому что он не имеет к вам никакого отношения.

– О чём девочка хотела сообщить?

Мнения детей.

Учитель может прочитать сказку «Как было написано первое письмо». (По Р. Киплингу.)

3) Работа на альбомном листе.

– Нарисуйте то, о чём вы хотите сообщить всем.

Рассмотрение и обсуждение рисунков.

– Так ли вас поняли одноклассники? Почему?

Мнения детей.

4) Придумали древние люди пиктограммы, чтобы более понятно выражать отдельные мысли.

– Прочитайте пиктограмму-предложение. (Сова видит мышь.)

– Как вы думаете, что обозначают чёрточки под рисунками?

Мнения детей.

– Это схема предложения. Каждое слово в схеме предложения обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты.

В конце всегда ставится какой-то знак (здесь стоит точка).

Учитель может предложить детям «рассказать» о каком-то событии посредством рисунка, а затем – посредством пиктограммы.

–Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи (вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать».

Можно, если есть время, сравнить с детьми две контрастные по настроению картины, например, полотна И. К. Айвазовского «Штиль» и «Девятый вал».

– Почему все дети любят рисовать и рассматривать картинки?

5) Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

– Посмотрите (с. 6) на слова, которые здесь записаны.

– Какое из этих слов вы можете прочитать или увидеть в нём знакомые буквы?

– На каком языке записано это слово?

– А знаете ли вы, как пишется слово зима по-японски? По-английски?

– Попробуйте написать эти слова сами.

Дети пробуют написать на строчках под словами.

– Запомните, как пишутся эти слова, и дома можете показать своим родителям, как пишется слово зима не только по-русски, но и по-японски, по-английски.

– Что использовали для написания слов? (Буквы и иероглифы.)

– Можем ли сказать, что для их написания мы использовали устную речь? почему?

– В Азбуке, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный.) И речь будет называться письменная.

– Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и чтения.

Прогулка

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок,

Руки вниз – хлопок.

(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)

Дальше по лесу шагаем –

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

(Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.)

stydopedia.ru

Знакомство с историей письменной речи — Мегаобучалка

1) Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. След от него оставался лишь в мозгу того, кто его слышал. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удержать их в памяти. Может, магнитофоном воспользоваться?

Да, хорошо бы, но тогда их и в помине не было. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.

– Как вы думаете, какой же выход нашли древние люди?

Мнения детей.

Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.

2) Работа с учебником (с. 6).

Прочитайте письмо первобытной девочки Таффи, которую придумал сказочник Киплинг.

Как было написано первое письмо (по Р. Киплингу)

Однажды маленькая первобытная девочка и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку.

«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло, будто он ударил папу в спину, но это потому, что мой акулий зуб… соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копье, которое ты мне должен принести, а вот я. Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче…».

Вы, дети, наверное, догадались, какой переполох наступил в племени, когда Незнакомец принёс по адресу это первое письмо.

Как только Тешумай (мама Таффи) взглянула на картинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие доисторические дамы разом повалили его наземь, и все шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась вырывать у него из головы целые пучки волос.

– Все очень понятно и просто, – сказала она. – Этот незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьём и так напугал Таффи, что волосы у неё встали дыбом. Но этого ему было мало, и он принёс мне странную картинку, чтобы похвастаться своими злодействами. Глядите! – и она показала картинку всем доисторическим дамам. – Всё это ужасно, ужасно!

Всё племя отправилось спасать Таффи и её отца. Они заставили Незнакомца привести их на берег реки. Там они нашли и Тегумая, и Таффи живыми и здоровыми. Таффи рассказала, что своим рисунком она только хотела передать просьбу, чтобы мама дала Незнакомцу для отца копьё. И тогда вождь племени сказал, что девочка сделала великое открытие: «…придёт день, когда люди назовут его умением писать. Покуда мы вместо писем будем посылать друг другу картинки, а в картинках – вы сами видите – не всегда можно разобраться как следует… Но придёт время, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи букв читать и писать – и тогда у нас не будет ошибок».

– К сожалению, сказка здесь дана в сокращении. Сокращено даже имя Таффи. Знаешь, как её звали в племени? Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлё-пать-за-то-что-она-такая-шалунья.

Сокращён и конец сказки, потому что он не имеет к вам никакого отношения.

– О чём девочка хотела сообщить?

Мнения детей.

Учитель может прочитать сказку «Как было написано первое письмо». (По Р. Киплингу.)

3) Работа на альбомном листе.

– Нарисуйте то, о чём вы хотите сообщить всем.

Рассмотрение и обсуждение рисунков.

– Так ли вас поняли одноклассники? Почему?

Мнения детей.

4) Придумали древние люди пиктограммы, чтобы более понятно выражать отдельные мысли.

– Прочитайте пиктограмму-предложение. (Сова видит мышь.)

– Как вы думаете, что обозначают чёрточки под рисунками?

Мнения детей.

– Это схема предложения. Каждое слово в схеме предложения обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты.

В конце всегда ставится какой-то знак (здесь стоит точка).

Учитель может предложить детям «рассказать» о каком-то событии посредством рисунка, а затем – посредством пиктограммы.

–Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи (вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать».

Можно, если есть время, сравнить с детьми две контрастные по настроению картины, например, полотна И. К. Айвазовского «Штиль» и «Девятый вал».

– Почему все дети любят рисовать и рассматривать картинки?

5) Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.

– Посмотрите (с. 6) на слова, которые здесь записаны.

– Какое из этих слов вы можете прочитать или увидеть в нём знакомые буквы?

– На каком языке записано это слово?

– А знаете ли вы, как пишется слово зима по-японски? По-английски?

– Попробуйте написать эти слова сами.

Дети пробуют написать на строчках под словами.

– Запомните, как пишутся эти слова, и дома можете показать своим родителям, как пишется слово зима не только по-русски, но и по-японски, по-английски.

– Что использовали для написания слов? (Буквы и иероглифы.)

– Можем ли сказать, что для их написания мы использовали устную речь? почему?

– В Азбуке, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный.) И речь будет называться письменная.

– Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Этим мы и будем заниматься на уроках обучения грамоте и чтения.

Прогулка

Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок,

Руки вниз – хлопок.

(Ходьба с подниманием рук вверх, хлопок, опускание.)

Дальше по лесу шагаем –

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём.

(Ходьба на внешней и внутренней сторонах ступней с покачиванием.)

megaobuchalka.ru

Всегда ли человек умел говорить

Доброго времени суток, дорогие мои читатели. Занимаясь со своими малышами, вы непременно начитаете знакомить детей с буквами алфавита, а затем и учите читать.

Но прежде, чем знакомить с буквами следует задать ребенку вопрос: «Всегда ли человек умел говорить?» И затем рассказать ребенку.

В очень давние времена человек мог передавать свои мысли только жестами и отдельными звуками. Наконец он додумался звуками обозначать все, что он узнавал и создавал сам. В этом величайший секрет речи. Знает этот секрет только человек, в том числе и ты дорогой мой малыш.

На это человечеству потребовалось сотни тысяч лет, у тебя заняло 3 года. Когда тебе было около года, ты знал только несколько очень коротких слов. А к трем годам ты уже знал около тысячи слов. А теперь ты свободно разговариваешь. Расскажите своему ребенку о том, как он сообщал вам о своих желаниях, настроениях, когда был маленький, как он называл машину, собаку, хлеб, сладкое…

И поверьте, малыши очень любят, когда им рассказывают, что делали и говорили в маленьком возрасте и это на долго остается в их памяти.

Здесь уместно познакомить малыша со стихотворением А. Барто

Сын зовет: – Агу! Агу! Но опять «Агу, агу!»Мол, побудь со мною! Слышно с новой силой.А в ответ: – Я не могу! И в ответ: – Бегу, бегу!Я посуду мою! Не сердись, мой милый!

Очень долго человек пользовался только устной речью (уста – губы). И все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь. Об этом хорошо написано в рассказе (По Р. Киплингу)

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО

Однажды маленькая первобытная девочка Таффи и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать к матери за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку.«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у меня не очень похоже, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него сломалось. А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло, будто оно ударило папу в спину, но это потому, что мой акулий зуб… соскользнул, да и кусок бересты маловат.Вот копье, которое ты должен принести, а вот я. Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче».И Незнакомец понес по адресу это письмо.

Что из этого получилось, можно узнать из книги Р. Киплинга.

Так что же Таффи сообщила в своем письме?

Это не просто рисунки. Это пиктограммы. Человек придумал их для того, чтобы более точно выражать свою мысль.

Рисунки в пиктограммах принимали все более неопределенный вид и превратились в иероглифы. Они обозначают целое слово.

Пиктограммы, иероглифы, буквы. С их помощью человек стал выражать свои мысли более точно, чем картинкой.Произошло величайшее открытие, когда человек научился значками изображать каждый звук, когда придумал буквы.

Предложите своему ребенку поиграть в первобытных людей, попробуйте пообщаться с ним на языке мимики и жестов, а затем замените их пиктограммами. Я уверена, что вашему малышу это понравится, и он подхватит вашу идею.

Так играя, вы научите своего малыша при выражении своих мыслей чувств использовать мимику и жесты. В дальнейшем это умение очень пригодится, когда вы будите учить своего малыши выразительному рассказыванию и чтению художественных произведений.

Друзья! Мне очень важно ваше мнение о теме «Всегда ли человек мог говорить«. Если вы знаете свои истории, то присылайте и я с удовольствием их размещу на своем блоге.

Популярные статьи

tanyakiseleva.ru

Как было написано первое письмо

Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать — вот все, что ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит "человек, который не спешит ставить ногу вперед"; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит "женщина, которая задает множество вопросов"; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит "шалунья, которую надо наказывать"; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была лю- бимицей папы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их. Глядя на них, Тешумай говорила:— Да где же вы оба были, что так вымазались? Право, Тегумай, ты не лучше Таффи.Ну, теперь слушайте!Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень-очень далеко от дома (и, конечно, захватили с собою завтрак в маленьком мешочке), а Тегумай не взял запасного багра.— Вот тебе и рыба! — сказал Тегумай. — Полдня придется потратить на починку.— А дома остался твой большой черный багор, — заметила Таффи. — Дай я сбегаю в пещеру и возьму его у мамы.— Это слишком далеко для твоих толстеньких ножек, — ответил Тегумай. — Кроме того, ты можешь провалиться в болото и утонуть. Обойдемся как-нибудь.Он сел, достал кожаный мешочек с оленьими жилами, полосками кожи, кусочками воска и смолы и принялся чинить багор. Таффи тоже села, опустила ноги в воду, подперла подбородок рукою и задумалась. Затем она сказала:— Правда, папа, досадно, что мы с тобою не умеем писать? А то послали бы мы за новым багром.— Пожалуй, — ответил Тегумай.В это время мимо проходил чужой человек. Он был из племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи, так как у него дома тоже была дочурка. Тегумай вытащил из своего мешочка клубок оленьих жил и стал связывать багор. — Иди сюда, — сказала Таффи. — Ты знаешь, где живет моя мама?Чужой человек (из племени тевара) ответил:— Гм!— Глупый! — крикнула Таффи и даже топнула ножкой.По реке как раз плыла стая больших карпов, которых папа без багра не мог поймать.— Не мешай взрослым, — сказал Тегумай. Он так был занят своей починкой, что даже не оборачивался.— Я хочу, чтобы он сделал то, что я хочу, — ответила Таффи, — а он не хочет понять.— Не мешай мне, — сказал Тегумай, обкручивая и затягивая оленьи жилы и придерживая их кончики зубами.Чужой человек (из племени тевара) сел на траву, и Таффи показала ему, что делает папа. Чужой человек подумал:"Странная девочка! Она топает ножкой и делает мне гримасы. Вероятно, это дочь того благородного вождя, который так велик, что даже не замечает меня".— Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме, — продолжала Таффи. — У тебя ноги длиннее моих, и ты не провалишься в болото. Ты спросишь папин багор с черной ручкой. Он висит над очагом.Чужой человек (из племени тевара) подумал:"Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высоко- мерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет".Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.— О! — воскликнула она. — Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы из твоего ожерелья!Чужой человек (из племени тевара) ничего не ответил, и Таффи сама протянула ручку к его великолепному ожерелью из зерен, раковинок и зубов акулы.Чужой человек (из племени тевара) подумал:"Очень-очень странная девочка! Зуб акулы на моем ожерелье — заколдованный. Мне всегда говорили, что если кто-нибудь тронет его без моего позволения, то сейчас же распухнет или лопнет. А девочка не распухла и не лопнула. И этот важный вождь, человек, который занят своим делом, до сих пор не замечает меня и, кажется, не боится, что девочка может распухнуть или лопнуть. Буду-ка я повежливее".Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала: — Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу. Он не похож, но мама узнает, потому что я нарисовала сломанный багор. А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. Это оттого, что зуб акулы соскочил, и коры мало. Я хочу, чтобы ты принес нам багор, и нарисую, что я тебе это объясняю. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. Ты на самом деле красивый, но я не умею рисовать, чтобы лица были красивые, уж не обижайся. Ты не обиделся?Чужой человек (из племени тевара) улыбнулся. Он подумал:"Где-то, должно быть, идет большое сражение.

audiobaby.net

Конспект НОД по обучению грамоте

Обучение грамоте

Тема : « Знакомство с алфавитом »

Задачи: Познакомить детей с алфавитом, закреплять умение выразительно рассказывать любимые стихотворения.

Материалы: пиктограммы,тетради,карандаши.

Ход НОД:

1. Выразительно рассказать любимое стихотворение.

2.  Живое письмо.

Долго человек пользовался только устной речью (уста – губы). Но все, что он говорил, тут же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь. Перед тобой письмо!

КАК БЫЛО НАПИСАНО ПЕРВОЕ ПИСЬМО (По Р. Киплингу) 

Однажды маленькая первобытная девочка Таффи и ее первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов. Но только отец начал охотиться, как его копье сломалось. Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать к матери за запасным копьем для отца. Но Незнакомец был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом на куске бересты картинку.

«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел у меня не очень похоже, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копье у него сломалось. А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло, будто оно ударило папу в спину, но это потому, что мой акулий зуб соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копье, которое ты должен принести, а вот я. Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня не торчат во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче».

И Незнакомец понес по адресу это письмо.

Что из этого получилось, можно узнать из книги Р. Киплинга.

-Так что же Таффи сообщила в своем письме? 

Это не просто рисунки. Это пиктограммы. Человек придумал их, для того, чтобы более точно выражать свою мысль.

Рисунки в пиктограммах принимали все более неопределенный вид и превратились в иероглифы. Они обозначают целое слово.

Пиктограммы, иероглифы, буквы. С их помощью человек стал выражать свой мысли более точно, чем картинкой.

Произошло величайшее открытие, когда человек научился значками изображать каждый звук, когда придумал буквы.

3. Знакомство с алфавитом.

– Эй, крючки и точки! Становитесь в строчки 

Черточки, кружочки! И шагайте слаженно 

Собирайтесь вместе, По листу бумажному! 

Е. Измайлова

Теперь мы можем написать и прочитать обо всем на свете. Но для этого нужно прежде всего выучить алфавит.

Буквы-значки, как бойцы на парад, 

В строгом порядке построены в ряд. 

Каждый в условленном месте стоит, 

И называется все... (алфавит).

Это необычный дом! Не сидится им на месте,

Поселились буквы в нем. Любят быть повсюду вместе.

Хоть у букв от А до Я Встанут рядом: раз, два, три...

И квартира есть своя. Выйдет слово – посмотри!

Алфавит.

-Какие буквы ты уже знаешь? Запиши их в тетрадь.

4. Физминутки.

На зарядку солнышко              А над нами весело

Поднимает нас.         Шелестит листва.

Поднимаем руки мы Опускаем руки мы

По команде - раз!       По команде - два!

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

5. Инсценирование сказки «Колобок».

5.Итог НОД.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что запомнили? Что было интересно?

infourok.ru

Каменный век (продолжение). - ХОККЕЙНЫЙ ПАПА

Алеше 3г 4м.

Продолжили играть в пещерного человека, оставалось несколько тем. Лешка опять стал разжигать огонь и охотиться на тигра, и вот, что из этого у нас вышло)живопись

Большинство идей для игр взяты из методички "Лаборатории лингвистических способностей".Поскольку Алешу в последнее время очень интересует рисование (наконец-то, ага!), то мы рассматривали, а как же появился этот вид человеческой деятельности?Человек когда-то давно заметил отпечатки стоп на земле, потом человек просто рисовал пальцем или палочкой на земле.IMG_6206

Потом попробовал землей рисовать на стенах пещеры, получилось! Я показываю самые приличные первые работы, потом началось сущее безобразие с землей!  У нас, конечно, бумага)IMG_6209

Затем рисовали углем. Предположили, что человек дотронулся до уголька в костре и заметил, как он пачкается, человек придумал угольком рисовать. Мы взяли китайские палочки, подожгли их, получились отличные угольки! Рассмотрели книгу из "Библиотеки" от "Умницы" "О том, что было давным-давно в каменном веке..." Там очень наглядные рисунки, человека с луком я даже срисовала оттуда.

живопись

Лешке такой вид рисования очень приглянулся и удивил его.

На крыше нашей слепленной пещеры Алеша все-таки порисовал зубочисткой, пока я не видела. Нарисовал солнце)IMG_5097

Мы прочли книгу Р. Киплинга "Как появилось первое письмо?" раз двадцать, наверное! Леша в восторге от истории про первобытную девочку Таффи. Книгу я распечатала, в ней удивительные картинки, которые Лешка принялся раскрашивать и копировать, теперь книжку не узнать. Покажу страничку в первозданном виде.IMG_6268

Поговорили о важности навыка письма. Леша совсем не желает учиться писать пока. Но понял, как это важно. Попросила Алешу нарисовать две картинки, а потом, когда папа придет с работы, дать ему на расшифровку их обе, только одну с текстом, а другую без! Эксперимент удался! И Леша опять был поражен, что на рисунке без надписей папа не узнал себя в машине, едущего к нам домой)))IMG_6270

IMG_6269

Про краски пока рассказывать не стала, подробно не стала, а логическую цепочку от рисования на земле к краске на мольберте для Алеши, конечно, записала) И прочитали про краски в книге "Что такое искусство?" (Лабиринт, Майшоп, Озон). Там как раз подробно описан процесс изготовления красок и кисточек, пообещала Алеше, что мы обязательно повторим, только летом, когда возможно будет найти цветные камни! Вот только я пока еще не знаю, где мы будем их искать)))) И несколько страничек книги под катом.[Смотреть две странички...]IMG_6276IMG_6277

Следующей темой у нас стало земледелие. Я рассказала Алеше о том, что люди первоначально были кочевниками, им приходилось много раз переходить с места на место в поисках пищи. Позже человек заметил, что растения можно пересаживать и разводить с помощью семян. Тут важна наглядность, поэтому мы посадили семена и ждали, пока они взойдут! На картинках рассмотрели, какими орудиями труда пользовались первобытные люди, позже Лешка быстро соорудил себе такую штуку из палки и колечка от пирамидки)Untitled-1

Через три дня семена взошли к Лешиной радости! Сейчас поливает их каждый день и радуется, вымахали уже большие, скоро листья салата можно будет есть, не может дождаться этого момента! Читали "Как появляется цветок?".Untitled-12

Посмотрели, как растут растения? Составили логические цепочки. Там не только с ростом, и не только растения попались)IMG_6117

И на нашем пластилиновом макете у пещерного человека появился огород с овощами и фруктами.IMG_6178

Человек и многие животные до сих пор очень бояться друг друга. Но в какой-то момент человеку удалось приручить некоторых животных. И первым прирученным животным был волк! Сначала человек подкармливал волка вдалеке от своего жилища, затем все ближе, и волк стал охранять человека, отпугивая диких животных от людей. Вот так мы играли вместе на макете, я обычно выдаю Алеше всю информацию в виде сказки, начиная со слов: "Давным давно, когда люди еще не знали, не умели и пр..." Это отлично переключает его внимание, он хорошо слушает рассказ, помогает проигрывать его с помощью персонажей.Untitled-123

А вот так потом, спустя некоторое время, Лешка сам играл с волком, кормил его мясом, прикармливал, вернее. Все-таки груда камней с прошлого лета нам пригодилась!IMG_4845

И еще картинки. На карточках цепочка, на первой человек относится к волку с осторожностью, на второй с щенками волка человек уже подружился, а на третьей щенки подросли и стали верным помощником человеку. Конечно, это заняло больше времени, чем одно поколение, но Леше так понятно.IMG_6181

Что правда съест?)))IMG_6180

Посмотрели на карточках из "Лаборатории лингвистических способностей", кого человек еще приручил?IMG_6210

И принялись играть. Человек прикармливал животных, а потом огородил свои владения, стал заниматься животноводством. Волки вокруг охраняют владения человека) Фигурки "Животные фермы".89

Игра целиком)IMG_6189

В книжке прочли разворот по теме. Сделали небольшое задание.IMG_6188

Женщина с молоком идет от коровы.IMG_6197

А тут я решила слепить яйца, рассказала Алеше историю о том, как приходит однажды человек и видит яйца, а потом в один из дней и цыпленка. Лешка сразу же начал лепить гнездо и яйцо для уточки, а потом слепил еще утенка) Удивил меня, только глазки утенка лепила я, они очень мелкие) И понятно, почему человек приходит с топором, да? И ведь это не моя идея, ребенок отлично понимает, откуда котлеты на его тарелке?Untitled-145

Читали книгу Р. Киплинга "Кошка, которая гуляла сама по себе". Тоже напечатанную, с забавными черно-белыми картинками. Прочли несколько раз, длинное для Леши пока произведение.IMG_6271

О пещерных детях) Леша сам про них спросил, поскольку находился в восторге от девочки Таффи после книжки "Как появилось первое письмо?". Мы с ним выбрали из всех картинок те, что с детьми. Почему-то картинку с волком Алеша тоже взял, она у него любимая) Видимо, теперь не только наш папа мечтает о собаке, похожей на волка! Не помню, как она называется, хаски, по-моему.IMG_5125

Детки везде были со взрослыми, рыбачили, разжигали костер, помогали по хозяйству, в свободное время играли тем, чем придумают, с животными или сами, и с другими детьми. И тут на меня опять посыпались фразы, что Леша у нас, бедненький, всегда один, ни сестренки-то, ни собачки у него нет)))Костер.IMG_6212

Игры с камнями на построение последовательностей.456 И хитом этой темы стала книжка "Cave baby" Donaldson Julia. Книжка бесподобна, легко читается, отличные картинки, понятный текст и простой сюжет) Шуточная история про малыша, который побывал в гостях у мамонтов. В наличии книги нет, я тоже заказывала по предоплате, пришла книга за 7 дней![Смотреть странички книжки...]IMG_6142IMG_6143IMG_6144IMG_6145IMG_6146IMG_6150IMG_6151IMG_6152IMG_6153IMG_6156

И запишу еще наш разговор об одежде первобытного человека. Когда я предложила Леше эту тему, то он напрочь отказался что-то слушать со словами: "Я все об этом знаю!" Тогда я попросила его рассказать мне, и вот что услышала: "Сначала человек был голым, потом обмотался шкурой, потом стал сшивать шкуры, потом, как кротик, стал выращивать лен и шить одежду, может еще из какого-то растения стал шить, из баранов стал вязать кофты и носки". Вот и все, тема закрыта, все мои подготовленные игры отправились обратно в папку. Я все мечтаю об окончании этой темы, а Алеша даже плакат снимать не дает, как-то я его сняла, Лешка встал после сна, потребовал вернуть его пещеру на место))) Надо придумать какую-то новую тему и просто заменить плакат на другой)

И, как обещала в первом посте про каменный век, карточки для распечатки и ирг с детьми.

Еще книги и пособия, которые пригодятся.

hockey-daddy.livejournal.com

Внеклассное мероприятие " Из истории письменности"

hello_html_133957bf.gif

Цель занятия: познакомить учащихся с истоками возникновения славянской письменности.

Задачи: обобщить сведения, полученные на предыдущих занятиях, формировать умения комментировать, анализировать исторические изменения, происходившие в письменности с течением времени;

формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое изучение материалов по истории письменности;

пробудить интерес к познанию культуры своего народа, культуры других народов мира.

Оборудование: творческие работы детей; выставка книг;

презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры».

Ход занятия

Учитель

(слайд 1)

Наше внеклассное мероприятие мы посвятим изучению истории возникновения письменности. Если оглянуться назад в минувшие века, то наряду с бесчисленными событиями, большими и малыми, происходившими в разных странах у разных народов в бесконечном многообразии движения истории, мы без труда обнаружим общее для всех времён и народов стремление закрепить память для будущих поколений. Из этого стремления и выросла в конечном итоге письменность – средство передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению.

Ученик 1

Оглянись на предков наших,На героев прошлых дней,Вспоминай их добрым словом.Слава им борцам суровым!Слава русской старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы люди знать моглиО делах родной земли…

(слайд2)

« Если хочешь познать истину, начинай с азбуки », - гласит народная мудрость.

Слайд №3

Ученик:

В старину учились дети,

их учил церковный дьяк,

приходили на рассвете

и твердили буквы так:

А и Б - Аз и Буки,

В как Веди, Г -Глаголь.

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

наша грамота была.

Вот каким пером писали -

из гусиного пера.

Учитель: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Что вообще мы знаем о начале письменности? Как возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме?

(Слайд 4)

Сегодня нам предстоит разгадать тайну славянской азбуки: изучить историю развития письменности, узнать имена творцов славянского письма. Путешествие в историю письменности будет интересным и увлекательным.

Молчат гробницы, мумии и кости,

Лишь слову жизнь дана.

Из древней темноты, на мировом погосте —

Звучат лишь письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Иван Бунин

Ученик 2

А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности. Не исключено, что кто-то подумает про себя: ну и что же, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения. Все уроки будем делать только устно!

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда. Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без?!

Но как же произошло изобретение буквы? Что об этом известно людям?

Учитель

Дорога к письменности была длинной и трудной. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили медведя из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

3. Выступление учеников 3 класса

Ученик 1

Долго человек пользовался только устной речью. Но всё, что он говорил, тут же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь. Появилось рисуночное письмо. Древний человек рассказывал о своей жизни в рисуночном письме – ПИКТОГРАММЕ.

(слайд5,6)

Ученик 2

Перед вами письмо!

Его нарисовала маленькая первобытная девочка Таффи, придуманная сказочником Киплингом. Вот, что она сообщила в своём письме.

Ученик 3

Давным-давно, ещё в каменном веке, жил да был один человек. Был он человек первобытный, жил в пещере. Ни читать, ни писать он не умел. Звали его Тегумай. У него была жена и звали её Тешумай. И была у него маленькая дочка, которую звали Таффи.

...Как-то раз Тегумай пошёл по болоту, в котором водились бобры, и вышел к реке Вагай, чтобы своим острым копьём набить к обеду карпов. Таффи пошла вместе с ним. Копьё у него было деревянное, с наконечником из акульих зубов. И только что он принял­ся за охоту, копьё сломалось пополам: слишком уж сильно он ткнул его в дно реки. Что было делать? Идти домой - далеко, а запасного копья у Тегумая не было.

— У тебя же есть другое копьё! — сказала Таффи. — Такое боль­шое и чёрное. Хочешь, я сбегаю в пещеру и попрошу его у мамы?

— Куда тебе бежать в такую даль! — сказал Тегумай... — Да и до­рога опасна: ещё утонешь в Бобровом болоте. Попробуем как-ни­будь справиться с нашей бедой на месте.

Он сел на землю, взял кожаный ремонтный мешочек, где у не­го были сложены оленьи жилы, длинные полоски кожи, кусочек смолы, кусочек мягкого пчелиного воску, и принялся чинить своё копьё. Таффи тоже уселась невдалеке от него, спустила ноги в во­ду, подперла ручкой подбородок и думала-думала изо всех сил.

Ученик 4

...А в это время по берегу реки шёл незнакомый человек. Он не понял ни слова из того, что сказал Тегумай, потому что был из другого племени Тевара.

- Поди сюда, - сказала Таффи, обращаясь к Незнакомцу. - Знаешь ли ты, где живёт моя мама?

- Так вот, -сказала Таффи. - Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме ... и попросил бы, чтобы тебе дали другое копьё...

- Сейчас я нарисую тебе несколько красивых картинок! Сначала я нарисую, как папа ловит рыбу. Он вышел у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я нарисовала, что копьё у него сломалось.

А теперь я нарисую другое копьё, то, которое ему нужно, черное. У меня вышло будто оно ударило папу в спину, но это потому что твой акулий зуб соскользнул, да и кусок бересты маловат.

Вот копьё, которое ты должен принести. А вот это я. Я стою и посылаю тебя за копьём. Волосы у меня не торчат во вес стороны как я нарисовала, но так рисовать легче.

Теперь я нарисую тебя. Я думаю, что на самом деле ты очень красивый, но не могу же я сделать тебя на картинке красавцем, поэтому, пожалуйста, не сердись на меня... Я помещу то копье, которое нужно папе, у тебя в руке, чтобы ты не забыл принести его.

Теперь я покажу тебе, где живёт моя мама. Иди, пока не дойдёшь до двух деревьев (вот эти деревья), потом поднимись на гору (вот эта гора), и тогда ты выйдешь на Бобровое болото, оно полным полно бобрами. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головки. Ведь только их головки ты и увидишь, когда пойдёшь по болоту. Как кончится боло­то, тут сразу и будет наша пещера. На самом де­ле она не такая большая, как горка, но я не умею рисовать очень маленькие вещи. Вот моя мама. Она вышла из пещеры. Она красивая, но она не обидится, что я нарисовала её такой некрасивой. Теперь, на случай, если ты забу­дешь, я нарисовала снаружи то копьё, которое нужно папе. На самом деле оно внутри, но ты покажи картинку маме, и мама даст тебе это копьё. Я нарисовала, как она подняла руки, потому что я знаю, что она будет рада видеть тебя... Красивая картинка, не правда ли?

Представьте, вы попали в те далекие времена. Разгадайте пиктограмму: что хотели вам сказать наши предки.

Задание. Напиши предложение при помощи пиктограммы:

Покажи своему соседу по парте. Правильно ли он тебя понял? Сделай вывод.

Вывод: с помощью пиктограммы не так просто выразить всё, что ты думаешь.

Ученик 5

До появления азбуки люди передавали друг другу полезные сведения с помощью разных предметов. Так, древние скифы, идя на кого-нибудь войной, посылали своим противникам птицу, мышь, лягушку, а также пять стрел. Смысл этого послания был такой: “Умеете ли вы летать, как птицы, прятаться, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если нет — спешите спасаться. Иначе мы усыпим вас стрелами и истребим всех до единого”.

Ученик 6

(слайд7,8)

Другие народы использовали узелковое письмо – КИПУ. Это палочки или толстая верёвка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Для записи информации использовали узелки на шнурах. Значение имели цвет, длина шнура и количество узелков.Сегодня мне надо: сходить на охоту, приготовить пищу, собрать урожай плодов.

Узелковое письмо придумал народ Северной Америки – инки. По цвету нити узнавали, о чём идёт речь. Жёлтый цвет – золото; белый – серебро; красный – воины и т.д. Количество узелков – о числе этих предметов.

Из тех далёких времён до нас дошли выражения: «Узелок на память», «бессвязная речь», «путаные мысли», «Заруби себе на носу».

Учитель

В далёкие времена, более тысячи лет назад, у русского народа тоже не было своей письменности. В IX веке два учёных монаха родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Моравию и стали работать над созданием славянской письменности, взяв за основу греческий алфавит.

ИЗ “ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ О НАЧАЛЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ hello_html_283bc30f.png

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — “Повести временных лет” — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

      Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Константина и Мефодия “и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.      Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Первыми же были переведены «Апостол и Евангелие».

Учитель: А сколько букв в современном русском алфавите?

Буквы:33!

Учитель: В старославянском было 43 буквы.

Первая книга записана славянскими буквами—это библия. Кирилл и Мефодий переписали многие церковные книги на славянский язык, учили монахов славянской азбуке.

А чтобы легче запомнить буквы, учили вот такую азбучную молитву.

Азбучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Достоверно ее автор не известен, однако большая часть ученых считает, что ее написал сам создатель славянской азбуки Константин Философ, святой Константин.

Вот как звучит эта молитва на русском языке (перевод сделан видным отечественным ученым В.Я. Дерягиным): /Дети выходят и прикрепляют буквы кириллицы на доске/

Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу:Боже, все тварей Создатель,Видимых и невидимых!Господа, Духа впредь живущего,Да вдохнет мне в сердце Слово!Его же Слово будет спасением всем,Живущим в заповедях Твоих.Засветил светильник жизни,Закон Твой – свет пути моего.И уж ищет евангельского слова,И просит дары Тебя принять славянское племя.К крещению обратились мы все,Людьми Твоими назваться хотим,Милости Твоей желаем, Боже!Но мне теперь пространное Слово дай,Отче и Сын и Святой Дух!Просящим помощи у Тебя,Руки свои воздевающим, дайСилу принять и мудрость Твою.Ты ведь даешь достойным силу,Убогого исцеляешь,Фараонову злобу от меня отводишь,Херувима мысль и ум его мне даешь,О Честная и Пресвятая Троица, печаль мою в радость обрати!Целомудренно буду писатьЧудеса Твои предивные.Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя.Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве.Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные.Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу.Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков.Аминь.

Учитель Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения: исчезали ненужные буквы, появлялись новые. В современном русском алфавите по сравнению с кириллицей добавились три буквы – Й, Е и Э, - а исчезло намного больше. Пётр I лично участвовал в разработке нового гражданского шрифта. Этот шрифт уборист, линии его тонкие, расстояние между строками сокращено. Из азбуки были изъяты некоторые лишние буквы – «от», «омега», «пси».

(Слайд 11,12, 13.)

Первые книги были рукописными и поэтому создавались очень медленно. Переписчиками были монахи. В тиши монастырских келий они старательно изо дня в день трудились над старинными текстами, любовно выписывали каждую буковку. Рукописи держали на коленях, в руках - гусиное перо, которое они обмакивали в баночку с чернилами. Красными писались заглавные, а черными все остальные буквы. Отсюда название «красная строка» - начало текста. Богато украшенные переплетами из кожи, сверкающие золотом, серебром и драгоценными камнями, книги считались большой ценностью, их берегли.

(Слайд 14,15)

И вот в 16 веке создал Иван Федоров такой станок, где книги можно было печатать. 19 апреля 1564 года была напечатана первая книга.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современные книги, да и письменность менялась постепенно и дошла такой, какая она есть сейчас.

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть красивыми, чтобы человек, впервые их увидевший, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Кириллица просуществовала практически без изменения до времен Петра Великого, при котором были внесены изменения в начертания некоторых букв, а одиннадцать букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал  проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название «гражданский».

(слайд16)

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобства. Так, в английском алфавите, состоящем из 26 букв, при записи иностранных слов из славянских языков звук «ч» изображается двумя буквами - ch, «ш» - также двумя - sh, а звук "щ" передаётся четырьмя – shch

Кирилл и Мефодий прославляются как просветители славян во всем христианском мире. Память их празднуется 24 мая.

И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и бережно хранить в своей памяти имена Кирилла и Мефодия, первых славянских просветителей.

(Слайд 17,18)

Ученик:

По широкой Руси - нашей матушке

 Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

 За труды свои прославляются.

Ученик:

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик:

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Слайд 19

Конкурс «Пословицы недаром молвится…»

(слайд 20-23)

Составление пословиц

Викторина.

В каком городе родились создатели славянской письменности — святые братья Мефодий и Кирилл?

В каком году была создана славянская азбука.

Являются ли слова «азбука» и «алфавит» синонимами?

Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?

Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

Какие из книг были переведены первыми с греческого языка братьями Мефодием и Кириллом?

В IX веке у славян появились две азбуки – кириллица и глаголица. Какая из них послужила основой для нашего русского алфавита?

Как называется самая древняя из датированных книг, написанная на кириллице?

Когда отмечается праздник славянской письменности и культуры?

Итог:

infourok.ru


Смотрите также