Череп доисторического человека частично раскрыл тайну нашего происхождения. Черепа первобытных людей
Анализ черепа древнего человека приведет к революции в антропологии
Недавний анализ черепа человека, который жил около двух миллионов лет тому назад в Юго-Восточной Грузии, может произвести целую революцию в антропологии. Выяснилось, что этот артефакт содержал черты практически всех представителей выделяемых ныне видов ранних гоминид. Напрашивается вывод о том, что, возможно, такое разделение не является корректным.
Следует заметить, что исходно антропологи считали, что всех представителей рода Homo, как вымерших, так и современных, следует относить всего лишь к трем видам. Согласно этой точке зрения, первыми настоящими людьми были представители вида Homo habilis (человек умелый), которые известны только из Африки. Потом появился Homo erectus (человек прямоходящий), который уже вышел за пределы Черного континента и распространился по Европе и Азии. Ну и наконец, последним появился Homo sapiens (опять-таки, исходно — в Африке) — именно он-то и заселил весь земной шар, попутно вытеснив всех представителей предыдущего вида.
Читайте также: "В развитии человека обнаружили новую ветвь"
Именно так картина ранней эволюции человечества до сих пор подается в отечественных учебниках истории и биологии. Однако следует признать, что за рубежом давно уже популярна другая точка зрения — ее приверженцев называют "дробителями" (в отличие от отечественных антропологов, которые носят гордое имя "объединителей"). Так вот, "дробители" уверены в том, что видов древних людей было куда больше — например, под обобщенным названием Homo erectus "скрываются" как минимум четыре разных вида древних гоминид. Именно "дробители" считают отдельным видом неандертальца и денисовского человека, а также таинственных "людей-хоббитов", найденных на острове Флорес.
Именно "дробители" и ввели своеобразную "моду" на то, чтобы описывать каждую новую находку как останки представителей неизвестного науке вида гоминид. Например, когда в 1970-х годах близ озера Рудольф в Кении был обнаружен череп древнего человека, то его сразу же описали как принадлежность представителя нового вида, который назвали человеком рудольфским (Homo rudolphensis). Впрочем, уже тогда некоторые сомневались в том, что это корректно — "объединители" указывали на то, что останки в принципе похожи на таковые человека умелого. Однако их тогда мало кто слушал. Подобная история произошла и с более поздним открытием вида Homo ergaster; останки представителей которого были найдены в Эфиопии — и тогда некоторые антропологи говорили, что это, скорее всего, просто "нестандартный" Homo erectus.
Одним словом, до недавнего времени было сложно понять, представители какой из этих двух конкурирующих антропологических школ ближе к истине. "Дробители" апеллировали к тому факту, что все описанные ими виды вполне реальны, поскольку останки представителей каждого из них несут множество специфических признаков, объединение которых в рамках одного вида достаточно затруднительно. Ну, а "объединители" всегда указывали оппонентам на то, что говорить об отдельном виде тогда, когда зачастую нет даже целого скелета (как в случае с денисовским человеком) весьма некорректно — ведь для того, чтобы описать вид, нужно обработать достаточно много материала.
Эта дискуссия продолжалась до тех пор, пока в 1991 году международная группа антропологов не начала раскопки в Грузии около старинного города Дманиси. С тех пор ученым удалось отыскать пять черепов древних людей, которые жили там 1,85-1,77 млн лет назад. Интересно, что подобные находки являются самыми древними человеческими останками за пределами Африки. Отчасти именно этот факт привел поначалу антропологов в полное недоумение — никто не понимал, кого именно из древних людей им удалось найти.
Поначалу было предположение, что найденные останки принадлежали представителям какой-то ранней формы Homo erectus. Однако оно основывалось больше на том, что только человек прямоходящий нашел в себе смелость покинуть Африку — люди умелые никогда не выходили за пределы Черного континента. Потом, проанализировав черепа, ученые стали склоняться к мысли, что они нашли переходную форму между Homo erectus и Homo habilis. Предполагалось даже описать ее как новый вид с названием Homo georgicus, то есть "человек грузинский".
Так продолжалось до тех пор, пока группа исследователей из Грузии, Израиля, США и Швейцарии во главе с Давидом Лордкипанидзе, представляющим Национальный музей Грузии (Тбилиси), обнаружила и описала еще один череп, найденный при раскопках в 2005 году. Правда, тогда его обнаружили без нижней челюсти. Однако позже выяснилось, что одна из ранее выявленных челюстей принадлежит этому же человеку. Таким образом, антропологи наконец-то смогли собрать полный костный скелет головы гоминида, который обитал в окрестностях Дманиси почти два миллиона лет тому назад.
Так вот, анализ этого артефакта, названного пока "череп № 5" показал, что его носитель обладал маленьким размером мозга — всего 546 см3. Это приближает его к человеку умелому, имевшему похожий объем мозговой части черепа. Но в то же время предполагаемый рост и вес особи с этим черепом находятся уже на уровне Homo erectus и даже приближаются к показателям современного человека (146-166 см, 47-50 кг). Более того, скат черепа в районе носа сближает его обладателя с представителями видов Homo rudolphensis и Homo ergaster .
Таким образом оказалось, что в одном-единственном скелете антропологи смогли обнаружить черты практически всех ранних гоминид! Это, конечно же, наносит сильный удар по позиции "дробителей" — получается, что эти признаки не являются специфичными для разных видов. Но это еще не все — по мнению директора Национального музея Грузии Давида Лордкипанидзе, после дманисских находок можно утверждать, что ранние останки человека, найденные в разных местах Земли, принадлежали к одному виду. То есть даже разделение древних гоминид на два вида — Homo habilis и Homo erectus, возможно, не является, корректным.
"Разница между пятью описанными группой ученых черепами в Дманиси не больше, чем между черепами пяти современных человек или пяти современных шимпанзе", — комментирует исследование коллег Кристоф Цоликофер из института при Антропологическом музее Цюрихе (Швейцария). Он также говорит о том, что теперь становится совершенно очевидным то, что африканский человек умелый и гоминиды из Дманиси принадлежали к одному виду — туда же, скорее всего относятся и те древние люди, которых относят к видам Homo rudolphensis и Homo ergaster. "Это означает то, что существовала единая эволюционная линия ранних представителей рода Homo, а не несколько параллельных", — вторят своему коллеге Давид Лордкипанидзе и его соавторы.
По мнению антропологов, работавших с черепом №5, сейчас логичнее говорить не о существовании разных видов ранних людей, а о наличии разных палеодемов (доисторических народов) в пределах одного вида. Тем более, что подобные палеодемы были уже описаны у предков человечества — австралопитеков. Совершенно очевидно, что если идея группы Лордкипанидзе будет признана научным сообществом, то исследователям предстоит полностью менять свой подход к классификации рода Homo, а также, вероятно, расширить свои представления об эволюции человека в целом. Ну, а тем, кто работает в сфере образования — срочно переписывать учебники по истории и биологии…
Читайте самое интересное в рубрике "Наука и техника"
Череп из Грузии изменит историю человечества
www.pravda.ru
Обнаружены черепа доисторического Денисовского человека. Кто это?
Археологи из Китая и США обнаружили рядом с китайским городом Сюйчан два черепа, сообщается в публикации журнала Science.
sciencemag.org
По мнению ученых, череп принадлежит некоему "переходному" виду человека — "гибриду" современного человека и неандертальца. Возраст, вероятнее всего, составляет 105-125 тысяч лет.
Находка может подтвердить теорию о том, что неандертальцы населяли территорию южного Китая. По словам экспертов, черепа могут принадлежать так называемому Денисовскому человеку. Отметим, что "денисовец" мог быть видом или подвидом вымерших людей, живших около 40 тысяч лет назад.
Фрагментарные останки ДНК найдены в 2008 году в Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края России. Пока ученым не удалось извлечь ДНК из найденных в Китае черепов. Если, предположим, они совпадут с образцами из Денисовской пещеры, то мир впервые узнает, как выглядел этот вид доисторического человека.
Ранее "Правда.Ру" сообщала, что считается, что человек, близкий к современному типу, впервые появился на территории Африки. Первая волна миграции в Европу началась примерно полтора миллиона лет назад. Однако переселение шло не слишком активно... Недавние находки древних останков со следами чьих-то зубов указывают на то, что наши предки становились жертвами неких хищников.
В 2000 году в районе Дримолен, неподалеку от пещер Стеркфонтейна, доктором Андре Кейзером были найдены достаточно хорошо сохранившиеся фрагменты скелетов, принадлежавших одному из подвидов австралопитеков, исчезнувшему около миллиона лет назад.
Что же касается самих австралопитеков, то они обитали на Земле в период от 4,2 до 1,5 миллиона лет назад. Их ископаемые костные останки обнаружены на территории Восточной и Южной Африки. Считается, что это самые древние кости гоминидов, найденные на сегодняшний день.
Последние исследования в области ДНК также утверждают, что все население нашей планеты имеет единого общего предка - женщину, проживавшую около 200 тысяч лет назад в районе Судана и Эфиопии. Это вполне подтверждает библейскую теорию происхождения человека, согласно которой райский сад, где находились Адам и Ева, располагался как раз в Эфиопии...
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Человек-леопард шокирует США
www.pravda.ru
Из-за найденного в Грузии черепа может быть пересмотрена родословная человечества
Первобытный человек из Дманиси жил 1,8 миллиона лет назад.
18 Октября 2013 17:06:54
Родословная человечества может быть серьезно сокращена. Благодаря найденному в Грузии черепу первобытного человека появились новые факты, которые могут привести к пересмотру общепринятых теорий эволюции человечества.
Так считают авторы исследования, опубликованного в журнале Science. Ученые, а это международная группа исследователей во главе с директором Национального музея Грузии в Тбилиси Давида Лордкипанидзе, обнаружили череп восемь лет назад при раскопках в Дманиси. Первобытный человек, которому принадлежал череп, жил 1,8 миллиона лет назад. «Это практически идеально сохранившийся, почти целый череп, - рассказал CBS исполнительный научный редактор National Geographic Джейми Шрив. - Благодаря этому он способен дать много информации». Получивший в науке название «Череп 5», он принадлежал взрослому мужчине с большой выступающей челюстью и черепной коробкой, по объему более чем в два раза меньше, чем у современного человека. Рядом с ним были найдены четыре других частично сохранившихся черепа, из того же времени, но значительно отличающиеся друг от друга. Такие же вариации можно наблюдать и у современных людей . «Современных пигмеев и эскимосов не называют различными видами, - объясняет Джейми Шрив. - Точно так же ученые предполагают, что и люди, чьи останки были найдены в Грузии, принадлежали к одному и тому же виду». Это означает, что вместо привычного деления первобытных представителей рода Homo на множество видов (таких, как Homo habilis (человек умелый) или Homo ergaster (человек работающий) и т.д.), ученым, возможно, придется признать, что все они принадлежали к одному виду - Homo erectus (человек прямоходящий).
«Тут необходима большая осторожность, - считает Джейми Шрив. - Ведь в палеоантропологии по отдельным индивидуумам вы делаете выводы о целых популяциях и видах». Ряд палеоантропологов оспаривают выводы исследователей, работавших с черепами из Дманиси. Фред Спур из Лондонского Юниверсити-Колледжа заявил в интервью BBC, что авторы использовали методы анализа, недостаточные для того, чтобы подтвердить, что все пять черепов принадлежали людям одного вида.
Пять черепов из Дманиси (компьютерная реконструкция). Фото: M. Ponce de Leon and Ch Zollikofer, University of Zurich, Switzerland
смотрите также
показать больше статей
weekjournal.ru
Череп доисторического человека частично раскрыл тайну нашего происхождения
Осколки черепа, найденные учеными на севере Израиля, помогли пролить свет на ключевой момент истории возникновения человечества, сообщает журнал Nature.
Фото: Israel Hershkovitz, Ofer Marder & Omry Barzilai
Археологи обнаружили затылочную часть черепа доисторического человека во время раскопок в пещере Манот (западная Галилея, Израиль), расположенной вдоль единственного сухопутного пути миграции древних людей из Африки в Евразию. Благодаря урано-ториевому анализу ученые установили, что возраст находки составляет 50-60 тысяч лет.
Изображение: Nature
Изучив структуру черепа, исследователи опровергли первоначальное мнение о том, что находка принадлежала неандертальцу, так как на кости отсутствовал затылочный валик.
Благодаря этому археологи смогли получить первое свидетельство того, что в эпоху позднего палеолита территорию Леванта населяли не только неандертальцы, но и современные люди. Ранее считалось, что первая встреча обоих видов состоялась 45 тысяч лет назад на территории Европы.
Ученые считают, что череп принадлежал представителю популяции, относительно недавно покинувшей территорию Африки и впоследствии поселившейся в Европе, дав основу кроманьонскому населению.
42.tut.by
Предыстория медицины
Археологи и антропологи, изучающие первобытного человека и примитивные племена, уверены — человеческое общество всегда, даже в доисторические времена, было обществом индивидуумов, особенно это относится к мужчинам и женщинам, занимавшимся целительством и несшим ответственность за жизнь больных людей. В разные периоды и на разных широтах это были шаманы, маги, жрецы, а иногда и правители, пока, наконец, медицина не стала отдельной наукой и ею стали заниматься профессионалы, то есть врачи.
Первобытный человек
История медицины начинается с первобытнообщинного строя. Первобытные люди обладали некоторыми медицинскими навыками. Они, например, умели накладывать шины, если предполагали, что у пострадавшего есть перелом кости. Что самое интересное, прежде чем наложить шину, первобытные целители очень даже неплохо сопоставляли осколки переломанных костей, а это довольно сложная медицинская процедура. Есть неопровержимые доказательства того, что первобытные люди делали операции на головном мозге, а именно — трепанацию черепа. Трепанация проводилась с помощью каменных инструментов, которыми и сверлили отверстия в черепе. Исследователи не знают точного предназначения данной процедуры. Возможно, трепанацию делали для изгнания злых духов, а возможно таким способом лечили проломленный череп, удаляя хирургическим путем костные осколки.
Череп первобытного человека со следами трепанации
В дополнение к магии, заклинаниям, молитвам и заговорам, первобытные целители часто использовали символическое предметы (каменные таблички). Иногда, наверное, эти предметы «работали», иначе бы похожие методы альтернативного лечения не сохранились до наших времен.
Ритуальная табличка древнего человека
Так же древние целители давали своим пациентам «пожевать траву». Но это была не простая травка. Дело в том, что первобытные лекари были осведомлены о полезных свойствах дикорастущих растений. В тканях останков первобытных людей исследователи находили следы наперстянки, морфина, хинина, эфедрина и других лекарственных веществ, без которых не может обойтись медицина двадцать первого века.
Еще один вариант ритуальной таблички
Во времена первобытнообщинного строя люди болели так же, как и мы сегодня. Однако продолжительность жизни первобытных людей была в разы короче современной, поэтому многими болезнями они заболевать не успевали. А из-за того, что жизнь первобытных людей отличалась от нашей, почти все они страдали такими недугами как:
Артроз
Первобытный человек был вынужден поднимать большие и тяжелые предметы. По данным археологических исследований, остеоартрит был обычным явлением.
Микро-переломы позвоночника
Большие и тяжелые предметы обычно перетаскивали на большие расстояния.
Радикулит
Из-за тяжестей и того, что приходилось спать на земле, первобытные люди страдали радикулитами.
Позвоночник и кости первобытного человека со следами травм и болезней
Инфекции и осложнения
В то время люди жили охотой и собирательством и, конечно же, они намного чаще получали порезы, ушибы и переломы костей. А так как не существовало современных антибиотиков, вакцин, антисептиков, и, скорее всего, никто не догадывался о существовании бактерий, вирусов, грибков и других вредных микроорганизмов и о том, что минимальная чистота просто жизненно необходима, даже у самой незначительной инфекции был огромный шанс превратиться в опасную для жизни тяжелую эпидемию.
Рахит
У антропологов есть доказательства того, что рахит была широко распространен в доисторических общинах, вероятно, это связано с недостатком витамина D.
Средняя продолжительность жизни в зависимости от регионов варьировала от 25 до 40 лет. Мужчины в то время жили дольше, чем женщины, вероятно, потому, что мужчины были охотниками, они имели бы доступ к пище, и, возможно, меньше страдали от недоедания.
Наскальный рисунок мамонта с обозначением сердцаГрафическое изображение наскального рисунка мамонта
gravina.ru
Древние черепа. Невероятные формы. Фотографии древних черепов.
С тех пор, как
были опубликованы фотографии черепов, обнаруженных в Центральной Америке,
прошло более 15 лет. Однако археологи так и не смогли дать однозначный ответ,
кому они принадлежали.
Эти черепа мало
изучены, поэтому чрезвычайно сложно оценить их происхождение, возраст и место в
ряду гоминидов. Найденные черепа сильно отличаются друг от друга, как будто
относятся к разным биологическим видам. Все черепа можно разделить на четыре
группы: «конусообразный», «тыквообразный», «проточеловеческий», «М-образный».
Когда первые
снимки были размещены на просторах Всемирной паутины, многие люди предположили,
что деформация черепов была связана с ношением специального корсета, который
придавал голове своеобразную форму, аналогично моде в древнем Египте и Нубии. Это теория
считается несостоятельной, так как внутренняя часть имеет такое же строение,
как у обычных человеческих черепов. Единственное существенное отличие
заключается в форме.
«Конусообразный»
череп
Этот тип черепа
интересен своей необычной формой. Возможность искусственной или случайной
деформации исключена. Причиной такой формы могла быть адаптация к условиям
жизни, требующая увеличения мозгового вещества. Но что помешало этому виду
распространиться по Земле так же обширно, как современному человеку?
«Тыквообразный»
череп
Этот тип черепа
для ученых представляет целый ряд проблем. Это эквивалент современного
человеческого черепа во всех отношениях, кроме некоторых характеристик. К
примеру, размер глазниц на 15% больше, чем у человека разумного. А вот объем
черепа существенно отличается.
«Проточеловеческий»
череп
Этот тип черепа
имеет противоречивые характеристики. Его нижняя челюсть имеет современную
форму, но лобная часть, возможно, принадлежит индивиду протонеандертальской
семьи. По форме череп
современно не похож на черепа неандертальцев, Homo Erectus или современных
людей. Возможно, что «проточеловеческий» череп относится к неизвестному
гуманоидному виду.
«М-образный»
череп
«М-образный»
череп сохранился не полностью. Была утеряна нижняя часть лицевой области. Судя
по сохранившимся останкам, эта часть лежит в пределах норм, характерных для
современного человека. Черепная коробка является самой крупной среди найденных
экземпляров. Объем черепа составляет более 3000 кубических сантиметров.
Любые аргументы
в пользу искусственной деформации едва ли могут быть обоснованы. В современном
человеческом мире время от времени появляются аномальные типы черепов, но все
они лежат в пределах норм.
Самый крупный
человеческий череп, описанный в медицинских справочниках, имел объем 1980
кубических сантиметров. Необходимо также учитывать, что любой аномальный рост
черепа имеет ужасающие последствия уже на ранней стадии развития индивида. В
таких случаях природа беспощадна. А все найденные в Центральной Америке черепа
говорят о зрелости индивидов.
К сведению,
интеллектуальные способности и объем черепа никак не связаны между собой.
Индивид с самым большим черепом был самым неразвитым человеком. Однако Анатоль
Франц, который имел череп объемом 1100 кубических сантиметров, был выдающимся
писателем.
astrozodiac.ru
Врачевание и зарождение культов и верований — МегаЛекции
Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии как с рациональными, так и с фантастическими представлениями об окружающем мире.
Результатом рационального миросозерцаниябыли положительные знания и приемы врачевания. Богатый материал для их реконструкции дают исследования приемов врачевания в синполитейных обществах аборигенов Австралии, Америки, Океании, живших в недавнем прошлом по археологической терминологии, в каменном веке.
Так, аборигены Австралии, широко используя флору и фауну своего континента, применяли для лечения пищевых расстройств эвкалиптовую смолу, касторовое масло и луковицы орхидеи; останавливали кровотечение при помощи паутины, золы или жира игуаны; при змеиных укусах высасывали кровь и прижигали рану; при заболеваниях кожи делали промывание мочой и прикладывали местные глины.
Аборигены Австралии и Америки в процессе врачевания широко использовали методы, которые сегодня называются физическими: паровая «баня» при простудах, горячие и холодные компрессы, массаж, промывание кишечника.
Первобытные люди владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны средствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя в качестве игл изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. В Новой Гвинее, например, еще в прошлом столетии аборигены вскрывали вены при по-
мощи мелких стрел, которые они пускали с близкого расстояния из туго натянутого лука.
Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в результате практического опыта, были еще весьма ограниченными. Первобытный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире. На этой почве уже в период ранней родовой общины начали зарождаться первые религиозные представления(тотемизм, фетишизм, анимизм, магия), которые отразились и на приемах врачевания.
Тотемизм (от алгонкинск. от-отем — его род) — вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свойствен главным образом зооморфный тотемизм, т. е. почитание животных.
Фетишизм (от португ. fetico — амулет, талисман) — вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (например, особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихода), т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, от болезней и т.п.).
Анимизм (от лат. anima, animus — воздух, дух, душа) — вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними формами культа умерших. Ритуалы, посвященные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.
Магия (греч. mageia — колдовство) — вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Еще не понимая истинной связи событий и явлений природы и произвольно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магических действий) получить желаемый результат — изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.
Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике. Сначала культовая практика не составляла секрета: простые
церемонии и ритуалы мог совершать Рис4. Реконструкция изображений «колду-каждый. Со временем развитие верова- На» в пещере Трех Братьев (территорияний и усложнение ритуалов потребова- Франции). Поздний палеолит
болезней: возникновение недуга понималось
как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка — духа болезни (рис. 5). Подобные толкования оказали влияние и на приемы врачевания, целью которых стало удаление духа болезни из тела больного сначала путем уговоров (ритуалы), а потом и методами насильственного «изгнания», которое в ряде случаев осуществлялось вполне естественными средствами.
Так, аборигены Америки высасывали «дух болезни» при помощи полого рога буйвола (прототип современных банок). У многих народов было принято кормить больного горькой пищей, неприятной для «вселившегося духа» (в ее состав входили и лекарственные средства). Стремление изгнать дух болезни из тела больного породило целое направление культовой практики — шаманство, которое сочетало иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания.
К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с 12-го тысячелетия до н. э. (мезолит). Ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens.
Рис. 5. Дух болезни, «насылающий» сибирскую язву (изображена женщина). Высота фигуры — 103 см. Дерево, маска из металла. Россия.
Энцы. Первая четверть XX в. Санкт-Петербург. Музей антропологии и этнографии РАН
ли определенной специализации. Круг лиц, способных их усвоить, резко сужался; культовые действия стали совершаться старейшинами рода или наиболее умелыми общинниками.
В конце позднего палеолита в глубинах пещер стали создаваться специальные святилища, на стенах которых изображались и служители культа.
Широкой известностью среди них пользуется небольшое полихромное изображение «колдуна» (как назвали его ученые) в пещере Трех Братьев во Франции — полусогнутая фигура с длинным хвостом, ногами человека и лапами зверя, длинной бородой и оленьими рогами (рис. 4).
Окончательно первобытная культовая практика оформилась позднее, в период развитой родовой общины, когда зооморфный тотемизм предков-животных постепенно трансформировался в антропоморфный тотемизм и культ предков -людей — покровителей рода (предков -мужчин — при переходе к патриархату и предков-женщин — при переходе к матриархату)1.
Культ предков отразился и на представлениях первобытного человека о причинах
1 История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины / Под ред. Ю. В. Бромлея. — М.: Наука, 1986. — С. 236.
Трепанация черепа
Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на территории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70 %) трепанации заканчивались успешно, о чем свидетельствует образование костной мозоли по периметру трепанационного отверстия; отсутствие костной мозоли говорит о том, что человек умер во время или вскоре после операции (рис. 6).
Причина трепанации — вопрос до сих пор дискуссионный. Большинство ученых полагают, что чаще она производилась в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, первобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного.
В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную эру проводились главным образом после травматического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Обе точки зрения имеют право на существование. Однако для истории медицины принципиально важен факт успешной (пережитой) трепанации, свидетельствующий о реальности удачных оперативных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в периоды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.
Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться коллективным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа. В то же время превратное миросозерцание и фантастические верования становились основой лечебной магии и культовых ритуалов врачевания, которые укрепились позднее в период разложения первобытного общества.
Экономическое и социальное развитие человечества в период поздней родовой общины подготовило предпосылки для зарождения частной собственности и разложения первобытно-общинного строя, начавшихся ранее всего в плодородных долинах крупнейших рек нашей планеты.
Рис. 6. Черепа первобытных людей (неоантропов): слева — переживших операцию трепанации черепа, справа — погибшего вследствие ритуальной трепанации черепа.