Мегалитические сооружения первобытной культуры. Мегалитическая архитектура первобытной эпохи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытная и мегалитическая культура. Мегалитические сооружения первобытной культуры


Мегалитическая архитектура первобытной эпохи — контрольная работа

">     Некоторые археологи думают, что дольмен  воспроизводит форму египетской гробницы - мастабы. И по мнению А.А.Формозова, "монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами. Сходство закономерно. И те и другие должны были служить вечными жилищами для людей, считавшими эту жизнь лишь временным пристанищем и воплотивших веру в иную жизнь в монументальных каменных гробницах".

     Какие племена построили кавказские дольмены? По свидетельству А.А.Формозова, и  на Черноморском побережье, и в Прикубанье открыты поселения племен, хоронивших своих покойников в дольменах. Следы жилищ, выявленные при раскопках, абсолютно не похожи на погребальные дома. У жилищ глинобитные полы, стены из плетня, обмазанного глиной, и в редких случаях - фундамент из небольших кусков рваного камня. Строители дольменов - великаны адыгейских легенд, косившие на плечах четырехугольные глыбы, обитали в действительности в жалких лачужках. Более того. На реке Белой и в окрестностях Адлера в нескольких пещерах изучены стоянки с такой же глиняной посудой, как и в курганах у ст. Новосвободной. Люди ютились там в пещерах, подобно неандертальцам.

     Во II тысячелетии до н. э. среди населения  Кавказа уже выдвинулись очень  богатые вожди. Могила с балдахином и прочими сокровищами в Майкопском кургане даже древнее дольменов. Все же до эпохи железа основы первобытной общины на Кавказе не были поколеблены. Вероятно весь род трудился над каждым склепом из камня. Полторы сотни людей тратили силы и время, чтобы достойно обставить переход своего собрата в мир иной, и никто из них не думал, что лучше употребить эти силы и время на обработку полей, совершенствование орудий или художественное творчество.

     "Люди, сооружавшие дольмены, лепили посуду  от руки, хотя в южных районах  Закавказья с середины II тысячелетия  до н.э. распространился гончарный круг. Обитатели северо-западного Кавказа мотыжили землю, не помышляя о плуге, давно известном в Двуречье, пользовались многими костяными и каменными орудиями чисто неолитических форм и охотились с таким примитивным оружием как праща (шарики для пращи не раз встречались при раскопках дольменов). И вот при всей этой технической бедности те же люди ворочали двадцатидвухтонными монолитами, к которым не подступались позднейшие племена, знакомые с плугом и гончарным кругом, освоившие железо и оседлавшие лошадь. Характернейший пример одностороннего развития общества, - явления, поражающего нас в истории от древности и до сего дня. В XX столетии она выглядит нелепой. Посвятить жизнь созданию монументальных усыпальниц кажется нам бессмысленным, но мало ли не менее странных идей овладевало человечеством на века, а то и на тысячелетия. И далеко не всегда эти ложные посылки были бесплодны для культуры, для искусства. Так и здесь - чрезмерная, гипертрофированная забота о загробном мире и вечных домах предков привела первобытного человека к архитектуре" [11].

     Постройка дольменов была чрезвычайно трудным  и сложным делом, принимая во внимание примитивную технику эпохи неолита  и бронзового века. Это наглядно доказывает такой случай, приведенный  А.А.Формозовым. В 1960 году было решено перевезти (подчеркиваю: не построить новый дольмен, а только перевезти старый на сравнительно небольшое расстояние на грузовике по хорошему автомобильному шоссе) в Сухум, во двор Абхазского музея один дольмен из Эшери. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъемный кран. Как ни закрепляли петли подъемного стального троса на покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухум прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью этого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. До того, как это удалось, прошел изрядный срок, деревья музейного сада были ободраны, а одна стена дольмена разбита. И все-таки реконструкция осуществлена лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть ее так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были пригнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. Теперь же тут остался большой зазор.

     Как строили в древности дольмены при крайне ограниченных технических  средствах? Восстанавливая мысленно последовательные этапы их возведения, А.А.Формозов пишет, что "материал подтаскивали из каменоломни на волах. Очевидно, применяли простейшие катки, рычаги, подсыпку земли, временные подпорки, поддерживавшие плиты в вертикальном положении, пока на них не давило перекрытие. Но на первом плане был мускульный труд многих и многих десятков людей. По расчету Б.А. Куфтина, верхнюю плиту эшерского дольмена поднимало по крайней мере 150 человек.

     Теперь  о размерах кавказских дольменов. Если мы рассмотрим таблицу с этими  данными, то заметим, что чем дальше от моря, тем их габариты все меньше и меньше. В Эшери высота передней плиты около 2,5 метров, а длина боковых стен - 3-3,5 м. Столь же массивные камни использованы на древних кладбищах Геленджика, Джубги, Лазаревского. Стены Пшадского дольмена достигают в длину даже 4 м. Кубанские "богатырские хатки" Баговской, Новосвободной, Даховской станиц - гораздо мельче: фасад у них не выше метра, а общая длина в среднем - 1,8 м. В более восточных областях нет настоящих дольменов, но здесь на Кафаре и Теберде найдены подражающие им по форме средневековые склепы. Они прямоугольные в плане, с круглым входным отверстием, однако сложены уже из множества небольших камней [10].

     Так А.А.Формозов приходит к выводу, что "по археологическим памятникам можно судить о самом процессе распространения идеи дольмена с побережья в более глухие уголки Кавказа. Мы видим, что параллельно шел другой процесс: люди постепенно облегчали свою задачу: сначала уменьшили размеры гробниц, а затем стали строить их из того же материала, что и хижины, отказавшись от камней монолитов".

     Размещая  массивные плиты с точным строительным расчетом, создатели дольменов проявили себя в качестве "искусных архитекторов. Почти везде боковые плиты  и кровля несколько выступают  над передней стенкой. Получается П-образный портал. Задняя стена обычно ниже передней, и крыша лежит наклонно. Все это позволяет выделить в постройке элементы конструкции - несущие свод опоры и выразить ощущение прочности, незыблемости дольмена. Именно стремление к прочности потребовало возведение дольменов из пяти крупных плит, а не из брусчатки или рваного камня. Монолитность, несокрушимость роднит кавказские усыпальницы с египетскими пирамидами". Таковы кавказские мегалиты. Нам остается лишь рассказать об их печальной судьбе. Вот что пишет А.А.Формозов:

     "Кавказские  племена железного века берегли  древние кладбища. Сто лет назад  русские казаки, заселившие Прикубанье, наталкивались на совершенно  целые дольмены. Большинство из  них было заткнуто (каменными)  пробками. Местное население еще  смутно помнило о поклонениях на старинных могилах, а кое-где продолжало выполнять эти обряды. Адыгейцы были уверены, что повреждение дольменов повлечет за собой мор и несчастье. Чувство почтения к далеким предкам и боязнь нарушить их покой в течение сорока столетий передавалась от дедов к отцам, от отцов к детям и даже чуждым по происхождению народам.

     Это явление наблюдается всюду, где  есть мегалитические памятники. В Бретани  еще на рубеже XIX и XX веков к ним  приносили больных в надежде  на исцеление и ходили молиться девушки, мечтавшие выйти замуж. Французские этнографы описывали хороводы вокруг менгиров. Известны церковные послания эпохи средневековья, запрещавшие паломничество к этим языческим сооружениям. Но в борьбе с тысячелетними поверьями церковь была бессильна. Тогда началась "христианизация" мегалитов. На них установили кресты, а над некоторыми дольменами возвели церкви.

     То  же произошло в Закавказье. Тут  у менгиров были святилища, им жертвовали петухов и баранов, определенное число раз оползали каменные столбы на коленях. Христианство узаконило эти обряды. И здесь мы находим часовни над менгирами.

     Охраняемые  народным поклонением, мегалиты Бретани  и Закавказья благополучно дожили до сего дня. Дольменам не повезло. В 1897 году основатель Екатеринодарского музея Е.Д.Фелицын сетовал: "Горцы, предшественники наши в Закубанском крае, относятся вообще с большим уважением к памятникам старины, в чем бы они ни заключались. К сожалению, кубанские казаки, унаследовав их места, не подражают этой похвальной черте горцев" [8]. Еще до революции были уничтожены сотни дольменов. Часто их разбивали без цели, просто чтобы "испытать силу". Даже интеллигентные инженеры способствовали разрушению памятников, распорядившись использовать их плиты на щебень для Черноморского шоссе. Как это ни печально, наши трактористы тоже любят пробовать на дольменах "кто кого возьмет" - разобьет трактор каменный дом или сломается. И вот результаты. В 1885 году на Богатырской поляне стояло 360 дольменов, а в 1928 году - 20, а нынче их нет совсем.

     Итак, темные неграмотные адыгейцы ничем  не повредили дольменам, а народ  с более высокой культурой  стер их с лица земли. Разгадка парадокса  в том, что для адыгейцев "сырпун" был чем-то священным, а для русских - чужим, непривычным и ненужным.

     Сейчас  участь немых свидетелей прошлого волнует не только археологов и искусствоведов. Слишком явными стали потери от уничтожения памятников. Извлечем же урок из истории дольменов. На наш взгляд, он формулируется так: сохранить памятники могут те, кто их любит, кто дорожит ими, но отнюдь не те, кто недоумевает, "зачем всё это нужно". В старину древности защищала религия, теперь их оберегает культура. В период, когда религия утратила былую роль, а понимания ценности культурного наследия еще нет, обычно и погибают археологические объекты и произведения древнего искусства. Именно при таких обстоятельствах погибли дольмены Прикубанья.

     Драматична  и удивительна их судьба. Четыре тысячи лет назад, увлекшись заимствованным откуда-то со стороны учением о  жизни и смерти, племена северозападного Кавказа принялись сооружать рассчитанные на века мегалитические гробницы. Древнейшие и самые большие дольмены появились на берегах Черного моря. Создатели этих усыпальниц не были мифическими великанами. Это были люди, обитавшие в пещерах или поселках из глинобитно-плетневых, "турлучных" домов, сравнительно недавно познакомившиеся с металлом. Каждая усыпальница требовала тяжелой многодневной работы, и все же одно поколение людей за другим отказывалось ради нее от своих повседневных дел.

     Постепенно  идея дольменов распространилась с  побережья в горы и перевалила через Кавказский хребет... Мелькало столетие за столетием, мир неузнаваемо  преобразился, а старики шапсуги  все еще носили к дольменам  пищу для духов. Потом пришел чужой  народ и разрушил "богатырские хатки". Такова история дольменов. Право же, стоя перед последними из них, есть о чем задуматься" [2].                    

 

     Мегалиты  распространены во всём мире, преимущественно  в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тыс. до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

     Назначение  мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых  ученых, служили для погребений или  были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

     Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия - художественной. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества.                   

student.zoomru.ru

Мегалитическая культура - это... Что такое Мегалитическая культура?

Мегали́ты (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — доисторические сооружения из больших каменных блоков, соединенных без применения цемента или известкового раствора. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтесанные камни больших размеров[1][2][3], в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников[4]. Как правило они относятся к дописьменной эпохе данной местности[5].

Ранние мегалитические сооружения Малой Азии

Большие церемониальные сооружения IX тысячелетия до н. э. были обнаружены в Малой Азии. Они относятся к эпохе зарождения земледелия и скотоводства в обществе, под влиянием которого или непосредственно от него произошел впоследствии ближневосточный и европейский неолит. Сооружения представляют собой большие округлые в плане структуры, опирающиеся на мегалитические колонны (от 3 м и более) из монолитного тесанного камня. Самыми древними из ныне известных являются храмы Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори. В Гёбекли-Тепе к настоящему времени произведены раскопки только четырех храмов из примерно двух десятков. Диаметр некоторых достигает 30 м. На колоннах имеются барельефные изображения животных (лис, кабанов, львов, птиц, змей и скорпионов)[6]. Хотя эти храмы представляют собой самые древние мегалитические постройки на Земле, неизвестно, какое отношение они имеют к европейским мегалитам[7].

Европейские мегалиты

Мегалиты распространены во всём мире преимущественно в приморских областях. В Европе они в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3 — 2 тыс. до н. э.), за исключением Британских островов, Португалии и Франции, где мегалиты относятся к эпохе неолита (например, Карроумор в Ирландии, Алмендриш в Португалии, Барнене в Бретани и Бугонский некрополь в департаменте Пуату — Шаранта, Франция). Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Также большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Наиболее часто встречающееся мегалитическое сооружение Европы — дольмен — представляет собой камеру или склеп из стоящих вертикально обтесанных монолитов, на которых покоится один или несколько больших плоских камней, составляющих "крышу". Многие из них, хотя и не все, содержат останки погребенных внутри людей. Было ли погребение основной целью постройки, или люди были принесены в жертву, оказались похоронены внутри в связи с исполнением ими здесь каких-то обрядов в течение жизни либо остались в дольмене по какой-то иной причине — неизвестно. Дольмен — общее название такой постройки, на разных языках и диалектах Европы она также может иметь другие названия, например, кромлех (в Уэльсе), анта (в Португалии) или стаццоне (на Сардинии).

Второй наиболее общий тип мегалитических погребений — коридорная гробница. Обычно она состоит из прямоугольной, круглой или крестообразной камеры с плоской или выступающей по краям крышей, к которой ведет длинный прямой проход. Всю конструкцию сверху покрывает земля, образующая подобие кургана, внутрь которого открывается вход из каменных глыб. Иногда по краю курган окаймлен каменным бордюром. Наиболее замечательные примеры — Бру-на-Бойн в Ирландии, Брин-Келли-Ди в Уэльсе, Мейсхау на Оркнейских островах и Гаврини в Бретани.

Третий тип представляет собой разнообразные гробницы в форме галерей, например, Северн-Котсуолдские. В плане они имеют осевую симметрию и состоят из рядов камер, засыпанных курганами удлиненной формы. Распространены также отдельно стоящие или объединенные в группы менгиры и каменные круги, которые в русскоязычной литературе также называют кромлехами, как и уэльские дольмены. К последнему типу относят Стоунхендж, Эйвбери, Круг Бродгара и сотни других аналогичных памятников. Как и менгиры, они имели значение астрономических устройств для наблюдений за солнцем и луной и обычно являются не столь древними, как мегалитические погребения.

Гипотезы об этнокультурной принадлежности

Распространение мегалитов в Европе на раннем этапе.[8]

Распространение мегалитов в Европе и на севере Африки на позднем этапе — конец 3 тыс. до н. э.

Распространение гаплогруппы R1b; убывание частоты от эпицентра в Бретани примерно соответствует истории распространения мегалитов

Типы мегалитических сооружений

Мегалит в Набта-Плайе

  • менгир — одиночный вертикально стоящий камень
  • кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
  • дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
  • таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
  • трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
  • сейд — в том числе сооружение из камня
  • каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
  • крытая галерея
  • лодкообразная могила
  • оленный камень — массивные отесанные каменные плиты с рисунками (чаще всего оленя).

Назначение

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты — общинные сооружения (функция — социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие.

В районе Набта-Плайя в нубийской пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа, который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.

Фотографии

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Первобытная и мегалитическая культура — реферат

1) Первобытная культура - архаичная культура, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. 

Особенности первобытной культуры является: гомогенность (однородность). В современной культурологии выделяют три типа социально-культурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присуще: ценностный плюрализм и существование многочисленных социальных групп с  антагонистичными(противоположными), интересами. Эти системы, типовые для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном понимании: культурном и социальном. Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга, минимизируя целостную социально-культурную систему, способствуют распространению новых культурных ценностей и стимулируют эволюцию групповых интересов.

Есть такие социально-культурные системы, которые в изоляции постоянно воспроизводят свой начальный уклад. Это гомогенные системы, в них отсутствуют аксиологический плюрализм (культурная гомогенность) и социальные группы с разными интересами (социальная гомогенность). В таких системах недифференцированные интересы исключают плюрализм ценностей, а отсутствие плюрализма ценностей блокирует формирование новых интересов. Подобные процессы консервируют целостную социально-культурную систему.

Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной, типичной для первобытных культур, находится небольшая группа промежуточных социально-культурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай. С первой системой их соединяет дифференциация интересов отдельных социально-культурных групп, которые переходят в отдельных случаях к открытому антагонизму, а также существованию монолитной, повсеместно установленной, совокупности основных ценностей.

 

Другой особенностью первобытной культуры, является ее конкретизационный характер, который воплотился в тотемизме. Настоящая фундаментальная черта этой культуры заключается в том, что она идентифицирует общину и ее членов с животными, которые нужны для питания, с тотемными животными.

 Третья особенность первобытной культуры заключается в том, что она является культурой табу (запретов). Обычай табу возник одновременно с тотемизмом и являл собой важный механизм контроля и регуляции социальных отношений. Половина вековое табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер еды, назначенной вождю, воину, женщине, детям. Другие табу были связаны с неприкосновенностью жилья, источника огня, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Определенные вещи, в том числе и еда, что принадлежали вождю, также были подданными табу. В литературе приводятся примеры, как воспринимались нарушения табу в некоторых племенах.

 

2)Мегалитические культуры - это общее название ряда археологических культур эпохи энеолита и бронзового века, существенный элемент которых — возведение мегалитических построек. (Мегалиты — древние сооружения из больших каменных блоков, соединённых без применения цемента или любого скрепляющего раствора.) 

 

И у каждого, кто видел любое мегалитическое сооружение, возникали вопросы: кто же возводил эти постройки и для чего? Мегалиты называют друидическими алтарями, приписывают их постройку инопланетянам, еще одно из наиболее длительных, распространенных и упорных заблуждений состоит в приписывании постройки мегалитов кельтам. Появление каменных гигантов и кельтской цивилизации разделяют, по крайней мере, 20 веков. В качестве примера можно привести ту же Британь - золотой век армориканской мегалитической индустрии приходится на 4500-2500 до Р.Х., первое же проникновение в эту область кельтских племен приходится на 430 - 450 годы до Р.Х. Это историческое заблуждение обязано, во многом, кельтомании прошлого века. Региональные эрудиты используют тогда мегалиты, чтобы прославить Бретань как страну, обладающую всеми достоинствами седой древности, населенной прежде большими, крепкими, предприимчивыми людьми, не лишенными воображения. Романтичные путешественники возводят стоящие камни в ранг алтаря, сохраненного от романизации, ослабляя, таким образом, тиски классической культуры, препятствующие полету их фантазии. Изображениями друидов, льющих человеческую кровь на алтари дольменов, изобилуют многие труды того времени. В первое время, их авторы остерегаются подкреплять свои утверждения исследованиями на местности. Впрочем, тем лучше, так как археология того времени - еще в пеленках, и первые раскопки имели деликатность употребления мотыги в аутопсии, лишив современных исследователей многих ценных свидетельств. Британь это, безусловно, страна мегалитов. В Британи эпоха мегалитического строительства началась около 5 000 до н.э.

Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельно стоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций.

Менгир - это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры во Франции.

referat911.ru


Смотрите также