Чигринов П. Г. История Беларуси.— 2-е изд., доп.— Мн.: Полымя, 2002.— 432 с.— (В помощь абитуриентам). ISBN 985-07-0451-9. Тираж 5000 экз.
Аннотация: История Беларуси берет начало в глубине тысячелетий. Консолидация населения на нынешней ее территории, становление социально-экономических и политических институтов происходило в русле развития восточнославянской, общеевропейской и мировой цивилизации. Белорусы, как и другие народы, могут гордиться как своим прошлым, так и достигнутым уровнем развития культуры, просвещения, искусства и науки, демократическими принципами общественного и государственного устройства. В наше время растет интерес людей к историческим знаниям. Это и понятно, так как любовь к Родине зиждется на знании прошлого своего народа, на желании раскрыть и осмыслить во всей полноте жизнь своих предков, которая во многом уже скрыта в глубине минувших эпох. На страницах современных исторических работ читатель находит много нового и интересного фактического материала по вопросам политического, экономического, социального и культурного развития Беларуси. По-новому излагаются проблемы, которые в силу ряда обстоятельств раньше не получали должного освещения, не раскрывались с объективно-научных позиций. Историческая память народа обогащается ранее замалчивавшимися событиями, фактами, именами. В соответствии с учебно-популяризаторской направленностью данного издания автор стремился дать сжатое, концентрированное и непредвзятое изложение важнейших процессов, явлений и событий белорусской истории, которая должна быть действительно учительницей жизни. В основу пособия положены опубликованные работы автора, в том числе и «Очерки истории Беларуси» (Мн., 2000), которые получили высокую оценку как преподавателей, так и студентов. — (От автора)
История Беларуси берет начало в глубине тысячелетий. Консолидация населения на нынешней ее территории, становление социально-экономических и политических институтов происходило в русле развития восточнославянской, общеевропейской и мировой цивилизации. Белорусы, как и другие народы, могут гордиться как своим прошлым, так и достигнутым уровнем развития культуры, просвещения, искусства и науки, демократическими принципами общественного и государственного устройства.
В наше время растет интерес людей к историческим знаниям. Это и понятно, так как любовь к Родине зиждется на знании прошлого своего народа, на желании раскрыть и осмыслить во всей полноте жизнь своих предков, которая во многом уже скрыта в глубине минувших эпох.
На страницах современных исторических работ читатель находит много нового и интересного фактического материала по вопросам политического, экономического, социального и культурного развития Беларуси. По-новому излагаются проблемы, которые в силу ряда обстоятельств раньше не получали должного освещения, не раскрывались с объективно-научных позиций. Историческая память народа обогащается ранее замалчивавшимися событиями, фактами, именами. В соответствии с учебно-популяризаторской на-
3
правленностью данного издания автор стремился дать сжатое, концентрированное и непредвзятое изложение важнейших процессов, явлений и событий белорусской истории, которая должна быть действительно учительницей жизни.
В основу пособия положены опубликованные работы автора, в том числе и «Очерки истории Беларуси» (Мн., 2000), которые получили высокую оценку как преподавателей, так и студентов.
БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В ДРЕВНОСТИ
И В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
(до середины XIII в.)
§ 1. Первобытное общество на территории
БЕЛАРУСИ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БЕЛОРУСОВ
В глубине тысячелетий
Отправной ступенью в развитии человеческого общества, как это принято считать, является первобытнообщинный строй. Основываясь на материалах, из которых преимущественно изготавливались дошедшие до нас орудия труда, в истории человеческой цивилизации важно выделить бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит или древний каменный век, что завершился за 10 тыс. лет до н. э., мезолит, или средний каменный век (9—5-е тыс. до н. э.), и неолит, или новый каменный век (5—4-е тыс. до н. э.). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век, длившийся около 90 тыс. лет, соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.
Данные археологии и других наук свидетельствуют о том, что на территории Беларуси человек появился в промежутке от 100 до 40 тысяч лет тому назад, т. е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области. В это время территорию Беларуси, как и всю Европу, заселяли люди довольно примитивного типа (палеоантропы, или неандертальцы) — они овладевали способами добывания огня, изготавливали такие каменные орудия труда, как остроконечники, скребла, рубила. В конце
5
среднего палеолита возникло родовое общество и завершилось формирование человека современного физического типа — неоантропа, или кроманьонца.
На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты также позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26—24 тыс. лет. Они свидетельствуют о постепенном заселении южной Беларуси людьми современного типа — кроманьонцами. Их основным занятием была загонная охота. Из костей и шкур животных, жердей они строили жилье с кострищами посередине. Запасы пищи хранились в ямах, выкопанных в вечной мерзлоте. От холода они защищались одеждой, сшитой из шкур. На местах поселений кроманьонцев найдены многочисленные кремневые орудия труда, а также кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстистого носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Их поведение регулировалось волей коллектива, общей моралью и обычаями. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством. Средства труда и ведения хозяйства также были общими.
На рубеже среднего и позднего палеолита появились начальные формы племен, состоявших из нескольких родов. Племена управлялись коллективно, старейшинами родов, из которых избирались племенные вожди. Ученые полагают, что в позднем палеолите стали появляться духовные начала в жизни людей: искусство (до нас дошли скульптурные изображения женщин, животных, птиц, рыб), зародился танец, появились музыкальные инструменты.
В эпоху мезолита в связи с отступлением (таянием) ледника климат улучшался, а в 6-м тысячелетии до н. э. был даже более теплым, чем сейчас. Край покрылся лесами, в которых было много дичи, тысячи озер и рек изобиловали рыбой, обширные болота — пернатой дичью. С юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. Об этом свидетельствует более 100 стоянок того времени, открытых в Поднепровье, Понеманье, в бассейне Припяти и в меньшей степени в Подвинье. Люди этого времени употребляли камен-
6
ные орудия — грубо оббитые топоры, резцы, скребки, скобели. Найдены также маленькие кремневые пластинки, которые использовались как вкладыши, части лезвий при изготовлении серпов и других режущих инструментов. Широкое распространение как орудие охоты получил лук.
В Беларуси известно также свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных главным образом в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляночных жилищ, которые располагались вдоль рек, в поймах, на песчаных дюнах. Орудия труда продолжали совершенствоваться: появились шлифовка, сверление. Широко распространились топоры, долота, тесла. Изготавливалась глиняная посуда, что позволило человеку значительно улучшить приготовление пищи, разнообразить ее. Выдающимся достижением стало появление прядения и ткачества. Начали распространяться принципиально новые формы хозяйствования — животноводство и земледелие. Поздненеолитические жители Беларуси разводили коров, овец, коз, свиней, а также лошадей. На небольших участках выжженной от леса и кустарников земли выращивали преимущественно ячмень. В результате пополнялись запасы продовольствия человека, он становился более независимым от природы. Одновременно менялась материальная и духовная культура, усложнялись взаимоотношения как между коллективами, так и отдельными людьми.
Наиболее интересными памятниками позднего неолита являются стоянки Кривянского торфяника в Сенненском и Бешенковичском районах. Здесь обнаружены многочисленные орудия труда, керамика, некоторые предметы культа — подвески из янтаря и зубов животных, изображения зверей и птиц. Найдена и небольшая деревянная фигурка человека. Уникальным памятником этого времени, единственным на востоке Европы являются кремнедобывающие шахты около п. Красносельский Волковысского района, на побережье р. Рось. Из добытого сырья вырабатывались топоры, которые распространялись на всем северо-западе Беларуси. Красносельские мастера владели высокими навыками раскола, оббивки и ретушировки изделий из кремня.
7
Стоянки-селища новокаменного века отличаются большими размерами и многолюдностью. Об этом свидетельствует толщина культурных слоев с черепками посуды, каменными изделиями, углями от костров, остатками деревянных жилищ. Любимыми местами поселений были надречные террасы, устья притоков, озерные берега, недалеко от проток. Те из них. которые в результате увлажнения климата оказались затопленными, а затем занесенными торфяными отложениями, представляют сейчас особую ценность для археологов: под торфом, в бескислородной среде хорошо сохраняются даже деревянные изделия.
В эпоху неолита отдельные регионы территории Беларуси развивались неравномерно. Земледелие и животноводство появились сначала на юге. Здесь же раньше стали пользоваться пришлифованными, а затем и полностью шлифованными топорами, жнивными ножами, трехгранными наконечниками стрел. На севере производственное хозяйство такого размаха как на юге не получило. Здесь в большей мере было распространено собирательство, орудия труда вырабатывались из рога и кости, в том числе кинжалы, гарпуны, наконечники стрел, рыбачьи крючки и т. п.
Археологические материалы неолита свидетельствуют об особенностях мировоззрения тогдашних людей, их художественных склонностях. Зависимость человека от леса и водной среды, которые являлись источником существования человека, отразилась и на его представлениях. Существовал культ зверей и птиц. Об этом свидетельствуют находки костяных статуэток лосей, черепах, змей, уток. Культ уток, как и аистов, которых считали тотемами, сохранился среди белорусов и до новейших времен. Существовал и культ предков, которые трансформировались в духов-хранителей, а затем и в божества. Их скульптурные изображения вырезались из дерева и кости. Характерно, что все они были мужчины. И это понятно — именно от мужчины охотника зависело благосостояние рода и даже его существование. Орнаментированные изделия, подвески из зубов животных и людей свидетельствуют, что ряду предметов придавался магический смысл. Многие из этих предметов отличаются высокими художественными достоинствами. Некоторые из них на-
8
столько совершенны, что могут считаться скульптурными портретами наших далеких предков.
Начало 2-го тысячелетия до н. э. отождествляется с наступлением бронзового века. В это время появились медные и бронзовые топоры, наконечники копий, долота, ножи, шилья, различные украшения. Все эти изделия попадали на территорию Беларуси посредством обмена, поскольку месторождений меди здесь не было. В бронзовом веке распространилось умение шлифовать камень, сверлить в нем отверстия. Сверлильный станок стал другим после лука изобретением человека. В это время широкое распространение получила плоскодонная глиняная посуда, которая стала более разнообразной. Известны горшки, кувшины, миски, кубки, цедилки, что свидетельствует о повышении бытовой культуры. Значительные успехи были в хозяйственном развитии. Более распространенными стали прядение и ткачество, о чем говорят находки пряслиц*, отпечатки тканей и плетенок на керамике.
Повсеместно земледелие и животноводство превращались в ведущие, основные источники существования человека.
Усовершенствование производства способствовало зарождению имущественного неравенства, повышению роли мужчины в социально-хозяйственной жизни. В раннебронзовых захоронениях Поднепровья встречаются богатые захоронения воиноз с большим количеством дорогих медных и бронзовых, янтарных и стеклянных изделий. При жизни они, безусловно, занимали привилегированное положение среди соплеменников, пользовались определенной властью, т. е. принадлежали к родоплеменной аристократии. Об имевших место войнах, сословно-племенной вооруженной борьбе говорят находки оружия — мечей, боевых топоров, наконечников стрел с шипами и др. Во 2-м тысячелетии до н. э. произошла замена материнскородовых отношений патриархальными, материнского рода — отцовским. Мужчина занял господствующее положение, родство стало определяться по мужской
Глиняное пряслице с отверстием в центре надевалось на веретено с целью увеличения его инерции при вращении.
2.3ак.3201
9
линии. Основной хозяйственной ячейкой становится большая патриархальная семья (община), состоявшая из нескольких поколений ближайших родственников по отцу с их женами и детьми.
Происходили соответствующие изменения и в духовной жизни. Уже в начале бронзового века хоронить умерших стали в могильных ямах, нередко насыпая над ними курганы. С середины 2-го тысячелетия до н. э. под влиянием земледельческо-животноводческих культов, связанных с обожествлением солнца и огня, стал утверждаться обычай сжигания трупов умерших. На Беларуси он продержался до принятия христианства. На некоторых стоянках найдены остатки культовых сооружений, где специфические обряды, скорее всего, совершали языческие жрецы.
В VII—VI вв. до н. э. на территории Беларуси утвердился железный век. Наши предки уже научились получать железо из болотных руд. Орудия труда, оружие, предметы быта стали коваться из железа. Основой хозяйства племен в раннем железном веке стали земледелие и скотоводство (охота и рыболовство приобрели подсобное значение).
С середины 1-го тысячелетия до н. э. появляются укрепленные поселения, что свидетельствует о разложении первобытных отношений, о столкновениях между родами и племенами. Поселения стали огораживать стенами, вокруг них насыпать высокие оборонительные валы и выкапывать глубокие рвы. На территории Беларуси обнаружено свыше 1,2 тысяч так называемых городищ, т. е. остатков таких поселений. Особенно многочисленны они в восточной части Гомельщины.
В 500—200 гг. до н. э. на территории Беларуси сложились такие племенные объединения, как ятвяги и дайнова (на западе), лотва (на севере), голядь и латыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточнопоморской археологической культуры, которой присуща разнообразная керамика, в том числе кувшины с ушками, посуда в виде ваз. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на нашей территории. Южную Беларусь заселяли племена поморской и милоградской культур. В средней и северной
10
части Беларуси была распространена культура штрихованной керамики. Племена этой культуры с V в. до
э по V в. н. э. занимали центральную и большую часть северо-западной Беларуси. Они жили почти исключительно в городищах в больших наземных сооружениях столбовой конструкции. Умерших хоронили по обряду, который не сохранял следов могил. Подвинье и верхнее Поднепровье заселяли племена днепро-двинской культуры. Как и племена штрихованной керамики они отставали в своем развитии от племен, населявших южную часть территории Беларуси. Опаздывали они и с овладением выделки железа и потому дольше других племен пользовались каменными орудиями. Большое место в их жизни занимала охота, рыболовство, собирательство, лесные промыслы. Значительные размеры их жилья свидетельствуют о существовании большой семьи, в то время как на юге основной хозяйственной единицей была относительно небольшая семья. И культура штрихованной керамики и днепро-двинская сменились банцеровской культурой (от Банцеровского городища под Минском) и колочинской (от д. Колочин Речицкого района).
Милоградская культура, название которой происходит от д. Милоград Речицкого района, представлена городищами, грунтовыми и курганными могильниками. Об экономических отношениях и быте милоградцев свидетельствуют найденные копья и стрелы с железными наконечниками, железные топоры, серпы, ножи и даже бритвы. В том же ряду — бронзовые, серебряные и золотые украшения, ожерелья из стеклянных бус. На жизнь милоградцев существенное влияние оказывал скифский мир северного Причерноморья.
На рубеже новой эры в Поднепровье, в ряде районов Гомельской, Могилевской, Минской областей сложилась зарубинецкая культура. Умерших зарубинцы сжигали, останки ссыпали в погребальные (глубиной до 0,7 м) ямы, куда ставили горшки и миски, а также клали орудия труда, оружие, украшения. Встречаются в погребениях и бронзовые фибулы. Будучи земледельцами и скотоводами, представители этой культуры умели плавить цветные металлы, отливать
11
необходимые изделия. Захоронения свидетельствуют также об их имущественном неравенстве. В западных районах Белорусского Полесья во II—IV вв. н. э. жило население, материальная культура которого отличалась от зарубинецкой.
Появление на территории Беларуси славян и происхождение белорусов
Славяне являлись частью древнего индоевропейского единства, в которое входили также германские, балтские. романские, кельтские, иранские, индийские (арийские) и др. народы. Около 5 тысяч лет тому назад индоевропейцы жили на обширных территориях, условный центр которых находился в северо-восточной части Балканского полуострова. Исследователи полагают, что в далекое доисторическое время произошло так называемое раннее «расселение славян». Из их общности выделились три большие группы: западные славяне — поляки, словаки, чехи; южные — болгары, сербы, хорваты и восточные — предки современных русских, украинцев и белорусов.
В V—VI вв. небольшие хорошо вооруженные группы славян начали движение от Припяти в Поднепровье и Подвинье. Следы пожаров на отдельных городищах штриховиков и днепро-двинцев говорят о том, что проникновение славян в эти земли не обходилось без военных стычек. Существование славян с аборигенами, неизбежное в таких случаях смешение населения приводили к превращению родовой общины в соседскую. Распространение незащищенных сельских поселений свидетельствует о существовании коллективной силы, защищавшей общую безопасность, т. е. о наличии определенной формы государственности. Это подтверждает выводы некоторых ученых, что у восточных славян еще в дополоцкую эпоху существовали зачатки государственности. Об этом же говорят и находки многочисленного вооружения в некоторых городищах, где, вероятно, проживали дружины князей.
Разделение населения на ярко выраженные социальные группы произошло в VI—IX вв. Причем характерной особенностью этого процесса было то, что
12
от первобытнообщинного строя восточные славяне через военную демократию перешли непосредственно к феодализму, минуя рабовладельческий строй. Хотя наиболее архаичной формой эксплуатации у них, как и у Других народов, было рабство, но оно не стало основой производственных отношений.
Этногенез (от греч. ethos — племя, народ и genesis — происхождение, возникновение) белорусов происходил на протяжении многих веков. Его выяснение — важная научная задача, поскольку источники, которыми пользуются ученые, прямого ответа на вопрос не дают. Поэтому единой точки зрения на происхождение белорусов нет. Существуют балтская, кривичская, великорусская, польская и др. концепции.
Пришедшие на территорию Беларуси славянские племена генетически связаны с возникшими здесь союзноплеменными раннефеодальными сообществами — кривичами, дреговичами, радимичами (частично с волынянами, древлянами и северянами). Процесс их расселения на территории Беларуси сопровождался межэтническими контактами с местным балтским населением, которое частично было ассимилировано, частично (в западном регионе) образовались смешанные балто-славянские группы. При современном состоянии исследовательности проблемы, почти все археологи и ученые смежных наук приняли теорию появления белорусов как народа в результате ассимиляции местного (балтского) населения пришельцами-славянами. Хотя московский археолог В. Седов и его последователи, явно преувеличивая влияние балтского субстрата (с лат.— основа, подстилка), утверждают его определяющую роль в формировании белорусского этноса.
Несомненно, что в основе этногенеза белорусов лежит славянская доминанта. При всем разнообразии взглядов на этническую историю белорусов наибольшее признание в научном мире получила концепция происхождения белорусов, также как русских и украинцев, с единого корня — древнерусского сообщества. Те контакты, которые имели древние славяне с другими этническими племенами, существенно не повлияли ни на антропологические, ни на психоэмоциональные, ни на умственные черты славян. Балты постепенно
13
отходили на северо-запад, ближе к берегам Балтийского моря, а славянские племена, из которых консолидировался белорусский этнос, осваивали в основном нынешнюю территорию Беларуси. Формирование белорусского народа (этноса) происходило в бассейнах Днепра, Припяти, Западной Двины, Немана, Западного Буга.
Большой интерес представляет вопрос, когда славянские племена начали приобретать этнографические и лингвистические особенности, которыми определяется начало этногенеза белорусов. Этносы, как известно, представляют собой исторически сложившиеся на определенной территории устойчивые сообщества людей, для которых характерными являются общий язык, некоторые общие относительно стабильные особенности культуры и психоэмоционального склада, а также общее самосознание — понимание своего единства и отличия от других, что фиксируется в самоназвании — этнониме. Можно полагать, что древним славянам, заселившим территорию Беларуси, некоторые из этих черт были присущи уже в раннем средневековье, т. е. до IX в.
В современной науке принято разделять становление и развитие этносов на три стадиальных периода. К самому раннему относятся племена и группы племен, характерные для первобытнообщинного строя. С рабовладельческим и феодальным строем обычно связывают такой тип этноса, как народность. Она явно представляет собой категорию историческую, так как ее становление происходит вместе с развитием экономики, утверждением политического единства при наличии территориальной,культурной, языковой и психической общности. Именно эти факторы в первую очередь влияют на консолидацию народности. И, наоборот, подрыв экономико-политического единства ведет к дроблению народности, так как ей еще не присуща такая устойчивость, как нации. Именно это произошло с древнерусской народностью, когда узкоэгоистические устремления отдельных княжеско-феодальных кланов перевесили интересы этнической общности.
Но и в этих условиях на основе продолжавшегося экономического развития, роста городов и торговли в восточнославянском регионе сложились такие устой-
14
чивые политико-экономические образования, как Полоцко-Минская, Галицко-Волынская и ВладимироСуздальская земли, что создавало условия для консолидации новых, более прочных и устойчивых народностей — белорусской, украинской и великорусской, становление которых происходило в XIII—XVI вв. Историческая специфика этого процесса проявлялась в том. что жители того или иного русского княжества не считали себя чужаками по отношению к жителям других княжеств, разговаривавших на том же языке, имевших то же культурное наследие, ту же веру, обычаи и обряды.традиции.
В связи с интенсивным развитием экономических связей и развитием капиталистических отношений возникает новый тип этноса — нация, для которого характерно более прочное внутреннее единение и монолитность. Она уже отличается устойчивой общностью территории, экономики и культуры, а так же языком. Наконец, на почве всего этого складываются общие черты национального характера, более очерченное, чем у народности, этническое самосознание.
Бесспорно, что в своем развитии белорусский народ прошел исторически самый ранний тип этноса — племя. У белорусов, как и у других народов, племя состояло из нескольких родов — социальных ячеек, связанных, кровными узами. Разделение славян на племена, которые уже раздельно живут на Восточно-Европейской равнине, было известно уже византийским писателям в VI в. Но наиболее точные известия приводит готский историк Иордан. Западных, привисленских славян он называет венедами. Кроме этого, он сообщает и еще о двух названиях славян — антах, которые жили от южного Дуная до Днепра, и просто славяне, которые размещались на север от Припяти. Это как раз та группа славян, которых летописец Нестор позже назовет дреговичами, радимичами и кривичами. «Повесть временных лет» утверждает: «...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясъх,— Радим, а другий — Вятко, и пришедъша съдоста Радим на Съжю, и прозвашася радимичи, Вятько съде с родом своим по Оць, от него же прозвашася вятичи».
15
Для выяснения этногенеза белорусов интересным является и свидетельство «Повести временных лет» о том, что «...а дреговичи свое, а словъни свое в Новъгородъ, а другое на Полотъ, иже полочане. От них же кривичи, иже съдятъ на верхъ Волги, и на верхъ Двины и на верхъ Днепра, их же град есть Смоленск; туда бо сьдягь кривичи».
Таким образом, белорусский этнос начал складываться на современной территории Беларуси, как считают многие ученые, в результате смешивания (ассимиляции) с балтами. которые уже проживали на этих землях. Славяне превосходили местное население в численном отношении, имели более высокий уровень культурно-духовного развития. Именно поэтому они смогли уберечь себя как самобытный этнос, развивать те качества и черты, которые передавались им из поколения в поколение со времен протославян.
Что касается гордого и красивого названия нашего народа — белорусы, то произошло оно от названия «Белая Русь», которое в процессе исторического развития закрепилось за западнорусскими землями. По поводу его этимологии, а также «привязки» к определенной территории существует множество версий и предположений. Дошедшие до нас документы свидетельствуют, что впервые название Белая Русь возникло в XII в. применительно к Владимиро-Суздальской земле. В 1169 г. князь Андрей Боголюбский захватил Киев. Поскольку в это время Киев уже не имел статуса столичного центра всей Руси, Боголюбский не стал княжить в Киеве, а передал его своему брату. Князь Андрей посчитал, что город утратил чистоту православия, так как в нем жило много представителей других религий, и ввел в свой титул дополнение — «князь белорусский». Вероятно, это означало, что он являлся князем Белой Руси, земель с единственно чистой, православной верой. Примечательно, что в 1469 году Иван III направил папе римскому грамоту, в которой было сказано «Сиксту, Первосвятителю Римскому, Иоанн, Великий князь Белой Руси, кланяется и просит верить его послам». Одновременно документы свидетельствуют, что во второй половине XIII в. Белой Русью назывались полоцкие, витебские и могилевские земли. Это подтверждает, в частности, и публикация
16
1979 г. в одном из американских журналов, осуществленная на основе рукописи XIII в., хранящейся в библиотеке англиканского университета в Дублине. Речь идет о записках христианского монаха-миссионера, который проповедовал в середине XIII в. среди ятвягов и литовцев и даже присутствовал на коронации князя Миндовга. Автор записок говорит о том, что его друг, монах Вайслан, проповедовал тогда на Белой Руси. Это упоминание сделано на сто лет раньше, чем то, которое было известно до этого. Далее из текста следует, что под Белой Русью автор понимал Западную Русь. Это дает основание предположить, что во всяком случае в конце XII — начале XIII вв. название Белая Русь распространялось и на большую часть территории нынешней Беларуси. В документах оно закрепилось в XIV—XVI вв. В XIV в. коронный канцлер Польши Я. Чернковский называй Полоцк «крепостью Белой Руси». В XVII в. посол германского императора Меерберг в «Путешествии в Московию» писал, что под названием Белая Русь имеются в виду области «между Припятью, Днепром и Двиной... городами Новогородком, Минском, Мстиславлем, Смоленском, Витебском и Полоцком и их округами».
studfiles.net
Контрольные вопросы
Как определить понятие «культура» с позиций аксиологического подхода?
В чем сущность культурной антропологии?
Какие существуют основные концепции развития культуры?
В чем специфика культуры информационного общества?
5. Какое место занимают идеалы, ценности и нормы в структуре культуры?
Какие основные черты присущи профессиональной культуре?
7. Какова роль экономической культуры в жизни общества?
8. Какие учреждения и организации культуры действуют в Республике Беларусь?
9. Как объяснить феномен «художественное творчество»?
10. Что такое авангард в искусстве?
Тема 2. Исторические этапы становления и развития мировой и белорусской национальной культуры Лекция 7. Первобытная культура
Основные понятия, включенные в систему тренинг-тестирования: синкретизм; политеизм; анимизм; фетишизм; тотемизм; миф; магия; обряд; ритуал; обычай; традиция; цивилизация; традиционная культура; культ предков; кастовость; конфуцианство.
Основные черты первобытной культуры
Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита(800-13 тыс. лет до н.э.),мезолита(13-6 тыс. лет до н.э.) инеолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда.
Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении несомненно использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.
В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север, стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись похоронные обряды.
В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой рспространение оседлого образа жизни.
Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.
Анализ характерных особенностей первобытной культуры строится прежде всего на основе данных археологов. Но они часто вызывают очень много споров и позволяют исследовать практически только материальную культуру. Однако археологические свидетельства являются не единственным источником информации о первобытности. Ведь архаичные племена в различных частях света и сегодня живут подобно нашим далеким предкам. Некоторые из них делают каменные инструменты, которые трудно отличить от тех, что производились в эпоху палеолита. Их способы построения жилищ и захоронения, скульптурные изображения и рисунки часто напоминают первобытные. Поэтому данные этнографов о духовной культуре архаичных обществ могут быть перенесены и на историческую первобытность. Конечно же, различия между жителями палеолита и современными традиционными культурами существуют, но в существенных чертах они сходны ( в дальнейшем понятия первобытный и архаичный будут использоваться как синонимы). Еще одним важным источником исследования первобытности является язык и фольклор. Различные фразеологизмы, а также песни, сказки, пословицы, поговорки несут на себе отпечаток древних верований и представлений о мире.
На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры.
Синкретизм первобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры. Можно выделить следующие проявления синкретизма:
Синкретизм общества и природы.Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.
Синкретизм личного и общественного.Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. Кпримеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.
Синкретизм различных сфер культуры.Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.
Синкретизм как принцип мышления.В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями как субъективное – объективное; наблюдаемое – воображаемое; внешнее – внутреннее; живое – мертвое; материальное – духовное; единое - многое. В языке понятия жизнь – смерть или дух - тело часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появлениефетишизма– веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта. А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя. В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не назвалось. Вместо него использовалось иное обозначение. Так, у славян слово «медведь» – иносказательное именование («ведающий мед»), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога («логово бера»).
studfiles.net
эволюция материальной культуры в первобытном обществе
В середине 1 тыс. н.э. в жизни населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения. Культура штрихованной керамики и днепро-двинская сменяются памятниками типа верхнего слоя Банцеровщины. Впервые они стали известны в конце 20-х годов по материалам 5-8вв., полученных из верхнего культурного слоя Банцеровского городища под Минском.
В результате раскопок получены значительные и разнообразные сведения о характере памятников третьей четверти 1 тысячелетия центральной и северной Беларуси. В северо-западной части днепровского бассейна выявлено несколько десятков селищ 5-8вв.
На первой стадии существования банцеровской культуры население проживало только на селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Селища другого … хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности.
Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий
Хронологические рамки банцеровской культуры определяются 5-8вв. Памятники этой культуры в средней и северной Беларуси сформировались на основе культур штрихованной керамики и днепро-двинской. Особенности воздействия южных культур проявились в распространении открытых поселений, в строительстве полуземляночных жилищ, в погребальном обряде..
Вторая археологическая культура третьей четверти 1 тысячелетия получила название калочинской (от д. Калочин Речицкого района). Территория распространения калочинской культуры включает гомельско-могилевское поречье Днепра и Сожа, Основными памятниками являются селища и грунтовые могильники. Этой культуре принадлежат также городища и курганные могильники. Были раскопаны три городища: Калочин на Днепре, Красная Звезда на Березине, Залатомино на Соже. Городища хорошо укреплены валами и рвами. На их площадках выявлены хозяйственные ямы, видимо, для запасов питания. Селища размещались около воды. Погребальный обряд характеризуется помещением остатков трупосожжения в грунтовые могильники. Преобладают ямные безурновые погребения, однако встречаются и погребения в урнах.
Курганные могильники кривичей второй половины 1 тысячелетия нашей эры в которых помещены остатки кремации покойных. Трупосожжение почти всегда находилось под насыпью, на грунте. Большинство курганов бедны на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем женских украшений, распространенных у балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов. Славянскими чертами курганов 9-10вв. является обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с отличительными чертами. В длинных курганах северной Беларуси, видимо, похоронены славяне, в быте которых чувствуется сильное влияние материальной культуры балтов.
На границе 10-11вв. появляются круглые курганы с погребальным обрядом трупоположения, который окончательно вытеснил кремацию. Для полоцких и смоленских кривичей в 11-12вв. характерен определенный тип украшений – браслетоподобные проволочные кольца с завязанными концами диаметром 5-11см, которые носили женщины.
Курганы дреговичей 9-10вв. с кремацией и лепной керамикой известны на Днепре, Припяти, в верховьях Случи и Оресы. На рубеже 10-11вв. появляются первые дреговичские курганные трупоположения. В курганах 11-13вв. встречаются постройки в виде невысокого сруба, покрытого крышей.
Среди женских украшений у дреговичей были распространены зерненые бусы. Они изготавливались из меди и серебра.
Радимичи – восточнославянская этническая общность, земли которой размещались в юго-восточной части современной Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также в западных районах Брянской и северо-западных районах Смоленской областей. На территорию Беларуси, таким образом, приходится более чем половина основных радимичских земель.
Поскольку основная территория радимичей находилась в зоне малоурожайных суглинисто-подзолистых почв, они стремились к расселению в черноземные земли, результатом чего стал колонизационный поток их в юго-восточном направлении.
Как сказано в летописи, название радимичи происходит от имени собственного Радим, во главе с которым радимичи пришли с прапольских земель. Предшественниками радимичей в Посожье были носители калочинской культуры 5-8вв.
Главные занятия кривичей, дреговичей, радимичей – земледелие. Основные орудия для обработки земли – соха и рало. На территории Беларуси в основном использовалась соха, которая только рыхлила, но не переворачивала землю. Основные сельскохозяйственные культуры – ячмень, просо, пшеница, рожь, лен. Восточным славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы и особенно репы. Важную роль играло скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, а также лошадей. Распространены также были лесные и речные промыслы, бортничество. Занятие ремеслами для сельского населения имел подсобное значение. Крестьяне сами изготавливали ткани, шили одежду и обувь, делали предметы быта, посуду, стоили жилье.
Типам сельских поселений, которые известны по письменным источникам, отвечают два типа археологических памятников: открытые неукрепленные поселения от нескольких сот квадратных метров до нескольких гектаров и небольшие хорошо укрепленные городища.