Зинченко софья анатольевна первобытное искусство. Зинченко Софья Анатольевна
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Зинченко Софья Анатольевна. Зинченко софья анатольевна первобытное искусство


Зинченко Софья Анатольевна — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Основные конференции

1996-

Древность: историческое знание и специфика источника : Конф., посвящ. памяти Эдвина Арвидовича Грантовского (25-27 сент. 1996 г.) //Золотые украшения из Чиликтинского кургана № 5: анализ художественной формы как метод интерпретации.

2001-

 Восток - Россия - Запад: мировые религии и искусство : Междунар. науч. Конф./ Гос. Эрмитаж. - СПб., 2001 //Иранские мотивы в искусстве Древней Руси : (к проблеме изучения вопроса) 

Боспорский феномен. Гос.Эрмитаж, СПб.,2001 //Нашивные бляшки с изображением оленей из некрополя Нимфея (К вопросу об особенностях функционирования одного канонического образа

2003 -

Степи Евразии в древности и средневековье. Гос. Эрмитаж, СПб., 2003 // Бляшка в виде копытного из Чиликтинского кургана № 7 (к вопросу о возможной интерпретации образа)//.

2004 –

 Боспорский феномен: проблемы датировки и хронологии памятников. Гос. Эрмитаж, СПб., 2004 // К вопросу о некоторых параллелях в изобразительной системе раннескифской эпохи//.

Евразия : этнокультурное взаимодействие и ист. судьбы : Науч. конф., Москва, 16-19 нояб. 2004 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Акад. наук Рос. Федерации, Науч. совет программы Президиума РАН "Этнокультур. взаимодействие в Евразии" // Чиликтинского кургана № 5 в художественной культуре раннескифской эпохи //.

2005 -

 Международная научная конференция «Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия», посвященная 100-летию рождения С.В. Киселёва. Минусинск, 2005 //К вопросу о формах  заимствования восточноказахстанских образов в искусстве тагарской культуры.

Международная конференция «Мир наскального искусства», Москва, окт.2005. ИА РАН, РГГУ  // Петроглифы как возможный стилистический прототип для формирования памятников раннескифского искусства.

2006 –

Международная конференция «Визуальные   стратегии в  искусстве: теории и практики». Москва, РГГУ, май 2006 // О  «визуальных гимнах»  в  художественно-образной программе скифского  звериного  стиля.

Всероссийская археологическая конференция «Современные проблемы археологии России», ИАЭ СО АН, 2006 Новосибирск // Иконография хищника породы кощачьих, свернувшегося в кольцо: варианты и модификации (на примере памятников Восточного Казахстана).

2007 –

 Восток в древности: новые методы изучения. Москва, ИВ РАН, декабрь 2007 // Методы искусствознания и их применение при изучении археологического памятника.

2008 –

 II  (XVIII) Всеоросссийский археологический съезд в Суздале. ИА РАН, 2008 // Канон  и его  роль  в процессах  сложения скифского звериного стиля.

2010 –

 Международная конференция, посвящённая памяти Г.М. Бонгарда-Левина "Проблемы истории и культуры Древнего Востока".Москва, ИВ РАН, декабрь 2010 //К вопросу о роли петроглифов в изучении стилистических приёмов в раннескифском искусстве.

2011 -

Международная конференция «Наскальное искусство в современном мире». Кемерово, 2011 //Звериный стиль как стадиальное явлении в художественной культуре евразийских степей I тыс до н.э. – I тыс. н.э.

Древность: историческое знание и специфика источника. Москва, ИВ РАН, декабрь 2011 //Стрелец из Жалтырак-Таша.

2012 –

 Международная научная конференция «Средневековая городская культура и кочевая цивилизация бассейна реки Урал». Уральск, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, сентябрь, 2012 // ПАМЯТНИКИ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ I ТЫС. ДО Н.Э. - НАЧАЛА I ТЫС. Н.Э.: ИСКУССТВО ИЛИ АРХЕОЛОГИЯ? (К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА).

2013 -

 Международная конференция, посвящённая памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского «Иранский мир в II-I тыс. до н.э.», декабрь 2013 // О возможных путях генезиса и «транскрипции» образа Кентавра-Стрельца в искусстве Древнего Востока.

2014 –

Международная научно-практическая конференция «Маргулановские чтения -2014», Павлодар. декабрь 2014 //С.С. Черников и история изучения памятников Чиликтинской долины во второй половине XIX  - начале XX веков

2015 - 

Конференция памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского "Способы, направления и уровни реконструкции культурно-истоической реальности". 30.11 - 1.12. 2015. Москва, ИВ РАН // Искусство узнавания или о применении дефиниций при работе с аналогиями (на базе анализа одного образа в памятниках евразийских степей и Ближнего Востока в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.)

2016 -

Международный научный семинар "Звериный стиль сквозь века: истоки, трансформации, реминисценции. Искусство кочевников Евразийских степей I тыс.до н. э. - I тыс. н.э.". 13.12 -14.12. 2016. Москва, ИА РАН, Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра археологии // Бестиарий Келермесского меча: к поиску иконографических аналогий 

Международная конференция "Чтения памяти Ирины Владимировны Яценко". 16.12 - 17.12. 2016. Москва, Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра археологии // К вопросу о соотношении архетипических и заимстованных образцов в искусстве евразийских номадов в первой половине I тыс. до н.э. (на примере Πότνια θηρῶν)

2017 - 

"Цветаевские чтения": к 20-летию отдела "Учебный художественный музей".9.10.2017 - 10.10.2017. Москва // Методика обучения студентов истории искусств на базе коллекций слепков

Иранский мир в II-I тыс. до н.э: модели инкультурации. 27.11.2017 - 28.11.2017. Москва // "Сквозные" сюжеты в искусстве евразийских степей и античного мира в первой половине I тыс. до н.э. как способы передачи кульутрной информации

www.hse.ru

Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры, Москва — T&P

Программа курса

Школа исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ приглашает на обучение по программам дополнительного профессионального образования.

Программа профессиональной переподготовки

«Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры»

Руководитель программы — Зинченко Софья Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент, член Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства, специалист в области первобытного искусства и искусства Древнего мира.

Программа «Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры» позволит слушателям сформировать компетентные суждения в области основ истории искусства и культуры.

• Программа может быть полезна для тех, кто желает в дальнейшем обучаться на магистерских программах, связанных напрямую с изучением материала истории искусства.

• Приобретенные профессиональные навыки и компетенции будут востребованы для преподавания предмета «Мировая художественная культура», работы в туристической индустрии.

• Приглашаются все, кто любит искусство, кому интересна история культуры и искусства. Кто заинтересован не останавливаться на достигнутом и хочет с удовольствием поучиться для себя.

Учебный план состоит из четырех модулей:

I. Модуль «История искусства Древнего мира» (зачет):

Происхождение изобразительной деятельности, первобытное искусство. Искусство Древнего Востока. Искусство Древней Греции. Искусство Древнего Рима.

II. Модуль «История искусства Средних веков» (зачет):

Раннехристианское искусство. Искусство Западной Европы в Средние века. Искусство Византии. Древнерусское искусство.

III. Модуль «История искусства Ренессанса. Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв. Русское искусство XVIII века» (зачет):

Искусство Ренессанса. Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв. Русское искусство XVIII века.

IV. Модуль «История западноевропейского и отечественного искусства XIX-XX вв.» (зачет, выпускная работа):

Западноевропейское искусство XIX века. Русское искусство XIX века. Западноевропейское и отечественное искусство XX века.

Набор проводится два раза в год — в октябре и феврале.

В настоящий момент идет запись слушателей на модуль, проходящий с 15 февраля по 4 апреля. Следующий за ним завершается 30 июня.

Каждый модуль может рассматриваться как программа повышения квалификации или дополнительная общеобразовательная программа для широкой публики.

Стоимость одного модуля — 42 500 руб. (продолжительность 82 часа).

Стоимость четырех модулей — 170 000 руб. (продолжительность 338 часов, оплата производится поэтапно).

Занятия проходят три раза в неделю по будням по адресу ул. Петровка, д. 12. Время проведения занятий 18:30-21:20.

По окончании программы выдается диплом установленного образца Высшей школы экономики о профессиональной переподготовке.

Авторы курсов являются известными специалистами, практиками и преподавателями в своих научных областях:

Е.Б. Шарнова, Д.А. Добровольский, С.А. Зинченко, М.А. Давыдов, А.В. Шарова, и др.

По всем вопросам обращаться по тел. (495) 621 34 75; +7 (925) 787 53 79.

e-mail: [email protected]; [email protected]

ул. Петровка, 12, ком. 205. Панина Татьяна Александровна

Расписание

Понедельник, среда, четверг: 18:30-21:20

theoryandpractice.ru

Высшая Школа Культурологии

 

СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ

 

Дата и место рождения: 12 декабря 1966. Усть-Каменогорск

 

КОНТАКТ

 

 

к. иск. 2002

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

Высшее: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова (закончила в 1992 г.)

Факультет исторический, отделение искусствоведения

Специальность: искусствовед, историк искусства

1999-2001 Аспирантура при историческом факультете МГУ им. Ломоносова,

Ученая степень: Кандидат искусствоведения с 2002 г.

Ученое звание:  Доцент кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ

Тематика исследования в настоящее время   - скифский звериный стиль, происхождение искусства

 

Публикации:

 

Статьи и учебные программы:

 

1. Золотые украшения из Чиликтинского кургана 5: анализ художественной формы как метод интерпретации памятника // Сборник "Древность: историческое знание и специфика источника". – М., ИВРАН, 1996 (0,4 п.л.)

2. Нашивные бляшки с изображением оленей из некрополя Нимфея (К вопросу об особенностях функционирования одного канонического образа)//Боспорский феномен. –СПб., ГЭ, 2001 (0,5 п.л.).

3. Бляшка в виде копытного из Чиликтинского кургана 7 (к вопросу о возможной интерпретации образа) //Сборник "Степи Евразии в древности и средневековье". – СПб., ГЭ, 2003, (0,5 п.л.).

4. К вопросу о формах  заимствования восточноказахстанских образов в искусстве тагарской культуры //Сборник докладов международной научной конференции, посвященной 100-летию рождения С.В. Киселёва "Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия". – Красноярск, 2005 (0, 2 п.л.).

5. Цивилизации Древнего Востока Эл.издание – М., Директ Медиа, 2005. CD

6. Иконография хищника породы кощачьих, свернувшегося в кольцо: варианты и модификации (на примере памятников Восточного Казахстана)//Сборник материалов Всероссийской археологической конференции "Современные проблемы археологии России". – Новосибирск, ИАЭ СО АН, 2006, (0,2 п.л.)

7. Программа курса "Искусство Древнего мира. Часть 1. Эпоха первобытного общества и Древнего Востока" – М., МГУКИ, 1997.

8. Программа курса "История и культура Древнего мира" М., МГУКИ, 1999 (в соавторстве с Амирхановым Г.А., Гуляевым В.И., Кагановичем Б.С., Белинцевой И.В).

9. Программа "История зарубежного искусства" // Музеология. Гос. Стандарт высшего профессионального образования и примерные программ федерального компонента. М.,РГГУ,2002 (в соавторстве с Ароновой А.А., Лукичевой К.Л.,

Пожидаевой А.В., Свидерской М.И).

Справочные и информационные издания:

 

1. Искусство скифов. Энциклопедия для детей. – М.,  Аванта+, 1997.

2. Алтай. // БРЭ, т.1, 2004

3. Алтайский край. // БРЭ, т.1, 2004

4. Ашшур. // БРЭ, т.2, 2005

5. Башадар. // БРЭ, т.3, 2005

6. Бесшатыр.// БРЭ, т.3, 2005

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2002 и поныне – старший преподаватель, затем доцент кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ.

По совместительству:

1994 и поныне ст. преподаватель, а затем доцент Высшей школы культурологии МГУКИ.

Членство в научных обществах и ассоциациях Российской Федерации.

Сибирская Ассоциация исследователей первобытного искусства, Ассоциация искусствоведов и художественных критиков.

Участие в работе научных учреждений, организаций и ВУЗов РФ.

Институт археологии, Московский государственный университет культуры и искусств, Государственный Эрмитаж. 

Общее число опубликованных работ: 25

vshk2.narod.ru

О программе — Образовательная программа «История искусств» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Первый год бакалавриата посвящен дисциплинам, задача которых — знакомство с искусством в широком культурном контексте и обучение азам профессионального метода.

Первой задаче отвечают курсы «Введение в историю искусства» и «Введение в историю человечества», а также вводящиеся чуть позже дисциплины майнора, позволяющие углубить знания в не связанных напрямую со специализацией областях. В то же время навыкам анализа, интерпретации и описания произведений искусства посвящен обширный курс «Профессиональные основы искусствоведения».

Умение грамотно писать и оформлять научные тексты закладывается в научно-исследовательских семинарах, которые продолжаются на протяжении всех четырех курсов и служат полем практической отработки профессиональных навыков в рамках конкретных проектов.

Детальное знакомство с историей искусства происходит с помощью хронологических курсов, длящихся с середины первого по середину четвертого курса. Последовательное знакомство с искусством древнего мира, средних веков, Нового времени и современности создает привычку к быстрой и точной работе с большим количеством визуального материала, без которой невозможна профессиональная деятельность искусствоведа.

На третьем-четвертом курсах к хронологическому циклу добавляется изучение теории искусства, а также его специальных видов, например, декоративно-прикладного искусства, кино, фотографии и др.

На завершающей стадии обучения студенты выбирают дисциплины одной из трех концентраций, что позволяет им начать выстраивать собственную профессиональную траекторию. Концентрация «архитектура» сочетает углубленное изучение ее истории с ознакомлением со спецификой работы архитектора и современного функционирования архитектуры. Работе с предметами искусства, вопросам собирательства, атрибуции и экспертизы посвящены дисциплины концентрации «Музейное дело». Наконец, концентрация «Современное искусство» дает студентам ориентиры в его обширнейшем и многообразном мире, учит анализу и методам художественной критики.

Обязательными для изучения является английский язык, на котором нужно будет читать научную литературу и слушать некоторые лекции преподавателей. Также существует возможность изучения второго иностранного языка — немецкого или французского.

Предусмотрены три обязательные летние учебные практики, во время которых студенты работают в Эрмитаже и Государственном Русском музее, а также знакомятся с архитектурой Санкт-Петербурга и древнерусскими памятниками Пскова и Новгорода.

С програмами курсов можно ознакомиться по ссылке Учебные курсы

Что я буду изучать?

Введение в историю человечества

Дисциплина «Введение в историю человечества» читается на первом году обучения и представляет собой синтетический курс, в рамках которого объединены отечественная  и зарубежная история. Такой подход позволяет сконцентрировать внимание студентов как на общих, так  и  на особенных процессах, характерных для исторического развития разных регионов. Этот курс призван сформировать у историков искусства базовые навыки работы с историческими источниками, помочь им освоить обширный объем информации об истории человечества. Таким образом, студенты получают необходимую историческую базу для искусствоведческих знаний.

Введение в историю искусства

Базовая вводная дисциплина, читается в I–II модулях первого курса. В рамках относительного небольшого курса в хронологическом порядке излагаются основные факты, сюжеты и концепции всемирной истории искусства. Это позволяет студентам сориентироваться в явлениях мирового искусства и подготавливает их к восприятию дальнейших подробных хронологических курсов.

Профессиональные основы искусствоведения

Преподающаяся в течение первого курса и состоящая преимущественно из практических занятий, дисциплина представляет собой введение в профессию искусствоведа. Это самый большой по объему курс, поскольку его задачей является освоение профессионального метода — формально-стилистического анализа и описания памятника. Важную роль играют практические занятия, знакомящие in situ (в музеях и мастерских) с разными техниками искусства и их особенностями, спецификой их консервации и реставрации. Большое внимание уделяется источниковедению: различным типам информации о произведениях искусства и способам их интерпретации. Изучаются способы получения информации  – структуры библиотек, архивов, компьютерных баз данных и особенности работы в них. Не менее важно обучение различным способам презентации искусствоведческой информации — компьютерной обработке изображений, презентации докладов, основам компьютерной архитектурной графики. Наконец, студенты знакомятся с основами фандрайзинга – поиском грантов и спонсоров, методами оформления заявок и т.п.

История декоративно-прикладного искусства (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на третьем курсе. Ее предмет — основные этапы развития  декоративно-прикладного искусства. Задачи: сформировать у студентов представление о генезисе и эволюции стилей декоративно-прикладного искусства различных эпох от древности до XXI в., привить общие навыки изучения и анализа памятников и стилистических особенностях декора. В основу положен исторический метод изложения, а также описательно-аналитический способ изучения памятников декоративно-прикладного искусства. К особенностям курса относится его предметно-практическая ориентация, благодаря которой студенты получают не только историко-теоретические знания об эволюции декоративно-прикладного искусства и интерьера, но и навыки описания и атрибуции памятников. Технологические приемы работы мастеров и художников декоративно-прикладного искусства предполагается изучать на примерах конкретных музейных коллекций.

Искусство XX- нач. ХХI вв.

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Цель курса – дать системное и целостное представление о современном искусстве как совокупности художественных практик, сложившихся в XX – начале XXI вв. Характеризуются основы теории современного искусства, осмысливаются многообразные формы художественного творчества и восприятия, основные художественные практики в рамках Modern Art и Contemporary Art, реализуемые принципы новаторства, радикальности, использования новых техник и приемов, характеризуются принципы аналитической и научно-информационной деятельности в области современного искусства, различные практики, позволяющие реализовать выставочные и аудио-визуальные проекты, инсталляции, перформансы и пр. В результате обучения студенты должны представлять себе суть и специфику процессов и явлений, характерных для рассматриваемого периода, а также наиболее значимые направления и отдельные памятники, понимать их исторический контекст.

История скульптуры: формы и материалы (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. Курс носит пропедевтический характер. Для успешного освоения курса студенты должны знать основные этапы и стилистические направления искусства Нового времени (XV-XIX вв.) и владеть навыками анализа художественного произведения. Курс знакомит студентов с основными разновидностями объемной скульптуры и рельефа, с их происхождением, становлением и развитием в европейском искусстве от эпохи Ренессанса до начала ХХ века. Основная проблема курса – изучение способов реализации в материале концепции скульптора. В первой части курса рассматриваются «твердые» и «мягкие» материалы, их выразительные качества, востребованность в тот или иной период, использование в творчестве отдельных мастеров. Вторая часть посвящена историческим модификациям формообразования в скульптуре, проблемам нормативности и теоретическим вопросам. Дисциплина опирается на базовые курсы по истории западноевропейского искусства. Ряд ее положений может быть использован для углубленного изучения искусства отдельных географических регионов, а также для дисциплин, где востребованы знания по истории скульптуры, в частности, для урбанистики и истории архитектуры (городские памятники), истории прикладного искусства (скульптура малых форм) и т.д.

Искусство Ибероамерики (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Вводный курс объединяет всю историю искусства Ибероамерики: от первых проявлений художества до начала XXI в. Созданный на основе новейших исследований, он фокусирует особое внимание на наиболее ярких явлениях, таких как золото и керамика доиспанских Колумбии, Эквадора и Перу, каменная скульптуре майя и науа, архитектуре Теотиуакана и инков, «ультрабарокко» Новой Испании и рококо Бразилии, метисной живописи школы Куско и мексиканскому мурализму.

Основы музейного дела: теория и практика (курс по выбору)

Цель данного курса - дать студентам основы теоретических и практических знаний в области музейного дела, возникновения и развития музеев, формирования коллекций, знакомства с методами комплексного процесса сбора, хранения, изучения, исследования и экспонирования и другого коммуникативного использования предметов культурного наследия. А также создать представление о музейном деле как о науке, о специфике изучаемых этапов развития музеев, об основных формах работы музеев, сообщить определенную сумму сведений из теории и методики предмета. (Курс читается на английском языке).

Искусство Древнего мира

Одна из фундаментальных исторических профессиональных дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на первом и втором курсах. Читаемый несколькими преподавателями-специалистами, курс объединяет первобытное, древневосточное, античное и древнеамериканское искусство. Включение в данный курс доцивилизационного искусства и искусства Доколумбовой Америки не традиционно для принятой в России модели обучения и призвано обогатить представление студентов об искусстве Древнего мира. Особое внимание уделяется возникновению искусства в контексте психологического развития и социальной коммуникации homo sapiens, проявлению базовых человеческих свойств в искусстве ранних цивилизаций. Теоретическая сторона дисциплины базируется не только на узко искусствоведческих, но и культурологических, исторических, социальных, психологических исследованиях ранних периодов развития человечества.

Искусство ислама

Дисциплина предполагается к чтению на втором курсе. В курсе рассматриваются основные этапы развития исламского искусства на территориях с различными культурными традициями (от Магриба до Индии).  Прослеживается формирование исламской архитектуры в эпоху Омейядов, ее основные региональные школы. Особое внимание уделяется развитию восточноисламской (иранской) архитектуры, ее распространению в Центральной и Южной Азии. Изучаются основные типы зданий (дворец, мечеть, мавзолей, медресе и др.), их строительные конструкции, в первую очередь, купола, и различные виды декорации (мозаика, стукко, изразец, мукарнас). Одной из центральных тем курса является искусство книги: материалы, каллиграфия, миниатюра.  Рассматривается декоративно-прикладное искусство: металл, дерево, керамика, стекло, текстиль, резной камень.

Искусство Средневековья

Одна из фундаментальных профессиональных дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на втором курсе. Курс, читаемый несколькими преподавателями-специалистами, представляет собой хронологический обзор предмета, разделенного на следующие блоки: западнохристианский, восточнохристианский (включающий древнерусское искусство), исламский и индо-китайский. Предполагается знакомство с основными художественными произведениями, анализ основных стилистических и иконографических тенденций. Особое внимание уделяется архитектурным сюжетам, а также сходству и различию артефактов и процессов в разных цивилизациях. Теоретическая сторона предмета представлена кратким анализом историографии, ее основных вопросов, гипотез и противоречий. Теоретическое осмысление дисциплины актуализируется с помощью осмотра произведений искусства во время музейных занятий, а также летних выездных практик.

Искусство Возрождения

Дисциплина посвящена истории искусства Возрождения, от его зарождения в Италии к середине XV в. до распространения по всей Европе в XVI в. Первостепенное внимание уделяется развитию основных тенденций итальянской архитектуры и живописи (Флоренция, Рим, Венеция), а также германскому и французскому вариантам Ренессанса. Творчество ведущих мастеров Раннего, Высокого и Позднего Возрождения рассматривается в подробном историческом и философском контексте, анализируются связанные с ним теоретические и исследовательские проблемы.

Искусство Нового времени

Один из фундаментальных профессиональных блоков дисциплин учебного плана, предполагается к чтению на третьем и четвертом курсах.  Курс читается несколькими преподавателями и представляет собой хронологический обзор предмета, разделенного на следующие блоки: Искусство XVII–XVIII вв., Искусство первой половины XIX в., Искусство второй половины XIX–начала XX вв. В курсе не проводится традиционного разделения истории искусства на русскую и западную, что поможет создать единый художественный контекст. В задачи курса входит: сформировать общие представления об основных этапах мирового искусства, представить памятники, стили, школы, направления, творчество выдающихся мастеров; выработать понимание специфики эволюции художественной культуры, истоков принципиальной новизны ряда художественных и культурных феноменов, нашедших отражение во взаимодействии европейского искусства с традиционными культурами и с цивилизациями Востока, а также взаимодействии европейской художественной культуры и России.

Библейские и мифологические сюжеты в искусстве (курс по выбору)

Курс носит пропедевтический характер. Задача курса – познакомить студента с основами корректного иконографического и иконологического анализа, научить правильно, идентифицировать сюжет произведения и определять его источник, дать обзор основных тем изобразительного искусства Европы со времен античности до Нового времени.

Готика и искусство XV века в Северной Европе (курс по выбору)

Курс посвящен сложению последнего большого стиля Средневековья и распространению его по всей территории Западной Европы. В нем рассматриваются этапы сложения конструкции нового типа и декора готического здания, история изучения готики и готического собора как примера синтеза искусств, своеобразие стиля на разных территориях. Вторая часть курса посвящена одному из самых спорных понятий в истории искусства -- феномену "Арс нова" -- искусства Северной Европы и в первую очередь Нидерландов в XV в, появления масляной станковой живописи и превращения алтарного образа в станковую картину. В этом разделе будет рассматриваться живопись Яна Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса и др.мастеров.

Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.

Курс «Искусство Дальнего Востока и Южной Азии от древности до 1600-х гг.», охватывающий период искусства Древнего мира и Средних веков в Азии ставит своей целью познакомить студентов с основными этапами развития и формирования художественных традиций в  Индии и Гималаев, странах Дальнего Востока и странах  Юго-Восточной Азии. Знакомство с памятниками и визуальным материалом на лекциях подкрепляется семинарскими занятиями, нацеленными на понимание взаимосвязей между памятником и социо-культурным контекстом времени, а так же особенностями изучения, хранения и экспонирования искусства Востока.

Искусство Азии: от Нового времени до современности

Курс посвящен истории искусства и архитектуры Индии, стран Средней Азии и стран Дальнего Востока (Китая, Кореи и Японии) нового и новейшего времени. Целью данного курса является  развитие понимания взаимосвязей между художественными явлениями и социо-культурным контекстом времени, к которому относится памятник. Внимание уделяется изучению межрегиональных и межконтинентальных связей, ключевых для понимая формирования колониального и пост-колониального искусства этого периода формирования современной картины искусства Азии, а так же теориям трактовки и методам изучения искусства Азии этого периода. Чтение курса предполагается на 3 курсе. (Курс читается на английском языке)

Русская живопись XVIII - первой половины XIX вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на третьем курсе. Основная цель – знакомствомо с русской живописью указанного периода, выявление характерных особенностей, формирование и ранжирование жанров, выявление взаимосвязей традиций европейской и русской живописи XVIII-первой половины XIX вв. Основные разделы курса построены по хронологии. В курсе будет рассмотрен следующий круг проблем: формирование основных жанров русской живописи, пути проникновения информации о западноевропейском искусстве в Россию и особенности ее усвоения; западноевропейские художники, работавшие в России, и русские художники, выезжавшие на Запад; выставки и коллекционирование западноевропейской живописи в России. Ключевой проблемой курса является художественное  влияние западноевропейской живописи на русских мастеров и особенности переосмысления традиций европейского искусства в русской школе живописи.

Русское искусство второй половины XIX- начала XX вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Задачи курса – представить основные явления русского искусства второй половины XIX – первой половины XX столетия как пересечение различного рода художественных традиций и стратегий, что позволит не только представить культурную ситуацию прошлого как “живой организм”, но и более полно оценить современное состояние искусства. Русское искусство второй половины XIX – первой половины XX века изучается как синтетический феномен, разделы курса охватывают многообразные формы художественного творчества: архитектуру, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, что поможет создать единый художественный контекст искусства, внутри которого специфика национальной школ может быть прослежена более отчетливо.

Актуальное искусство России (курс по выбору) 
Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Курс базируется, прежде всего, на занятиях с современными отечественными художниками и кураторами. Помимо детального знакомства с современной художественной ситуацией,  студентам будет предложена возможность критического анализа услышанного, возможность выработать свою собственную позицию и научиться самостоятельно ставить проблему интерпретации разнообразных феноменов актуального искусства.
История архитектуры России XX–XXI вв. (курс по выбору)

Дисциплина предполагается к чтению на четвертом курсе. Курс посвящен истории архитектуры России от эпохи модерна до постмодернизма. Рассматриваются основные архитектурные движения предреволюционной эпохи, переход от конструктивизма через ар деко к сталинскому ампиру, послевоенный советский модернизм и яркие явления современной архитектуры России. Особое внимание уделяется связи формальных решений с социально-политическим контекстом, персональные жизненные и творческие стратегии мастеров архитектуры. 

 Практика

Согласно действующим учебным планам образовательной программы «История искусств», предусмотрены три обязательные  учебные практики, одна музейная и две архитектурные, во время которых студенты работают в Эрмитаже и Государственном Русском музее, а также знакомятся с архитектурой Санкт-Петербурга и древнерусскими памятниками Пскова и Новгорода.С программами практик можно ознакомиться здесь.

 

Basic Concepts of Art History

The aim of this course is to provide students with a thorough knowledge of the basics of history of art, to examine major forms of artistic expression from the ancient world to the present and from a variety of cultures, to learn to look and analyze works of art within their historical context, and to articulate what they see or experience in a meaningful way. The course content also generally covers the various art forms, such as painting and drawing, architecture, sculpture, and other media (printmaking, photography, ceramics, etc.). Students will be introduced to the fundamental elements of art. Sources of study include selective readings, presentations and discussion. The class learns to look at objects of art and, through an informed perspective. The most important purpose of this course is for the student to further enhance an interest, appreciation, and understanding of the fundamental elements of style and aesthetic development in the visual arts. A number of field trip are scheduled during the course to explore fine art collections; during the course different activities will be organized in the museums to allow the students to comprehend and familiarize with the artworks.  

НИС "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"

На первом году обучения в научно-исследовательском семинаре (НИС) «Методы искусствоведческого исследования: теория и практика» студенты овладевают на практике  базовыми навыками научной работы историка искусства. Изучают  основы академического письма, критического чтени

www.hse.ru

Первобытное искусство - тренинг в Москве, отзывы, скидки, фото

Произведения первобытного искусства, в которых художественное творчество неразрывно переплетается с мифом и ритуалом, предоставляют уникальную возможность заглянуть в мир наших далеких предков. В формировании локальных стилей первобытного искусства нашли отражение миграционные процессы, различия культурно-хозяйственных типов. Курс охватывает...

Данный курс освещает искусство одного из значимых периодов в истории человеческой цивилизации, и его цель – сформировать у слушателя представление о месте и роли первобытного искусства в мировой истории, о стилистических особенностях искусства первобытного общества в целом, а также – о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным этапам, объединенных понятием первобытная эпоха.

Курс состоит из 8 разделов. Первые два раздела посвящены основным теоретическим проблемам первобытного искусства, последний –  подведению итогов изучения первобытного искусства и позволяет определить место и роль данного периода в истории искусства.

Искусство палеолита и мезолита рассматривается комплексно, без деления на отдельные территории. Начиная с эпохи неолита, в связи с усилением локальных качеств художественных культур, материал разделён на приоритетные для неолита культурно-хозяйственные типы (искусство охотников-рыболовов и искусство ранних земледельцев). Для искусства бронзового века характерно усиление миграционных процессов и, следовательно, сложение огромного количества разнообразных видов художественных культур, поэтому материал подан с учётом географии расположения основных памятников (искусство юго-восточной Европы, искусство Урала и Западной Сибири и т.д.). В связи с крайней сложностью в датировании и невозможностью чётной хронологической привязки, мегалитические сооружения как важные компоненты первобытного искусства, выделены в отдельный раздел.

Особое внимание в курсе уделяется выявлению закономерностей художественных процессов в первобытных обществах, эстетическим принципам, стилистическим особенностям основных видов искусства эпохи первобытного общества. Рассмотрение эволюции первобытного искусства завершается определением путей преемственности его с художественными культурами Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, Дальнего и Ближнего Востока.

Изучение конкретных произведений ведётся через призму новейших теоретических разработок с анализом достижений и проблем современного искусствознания. Слушатели познакомятся не только с основными произведениями первобытного искусства, музейными собраниями и коллекциями памятников первобытного искусства, но и узнают о стилистических признаках памятников каждого из изучаемых этапов и их технико-технологических особенностях.

Курс направлен на формирование понимания специфики художественно-образной структуры искусства первобытного общества, возможности анализировать памятники искусства с точки зрения проблем культуры его создавшей и атрибутировать произведения первобытного искусства.

Автор курса: Зинченко Софья Анатольевна, кандидат искусствоведения

Рекомендуемая литература:

Бледнова Н.С., Вищняцкий Л.Б., Гольдшидт Е.С., Т.Н. Дмитриева, Шер Я.А. Первобытное искусство: проблема происхождения/ Кемеровский государственный институт культуры и искусств; под общ. редакцией Я.А. Шера. Кемерово: Никалс, 1998. 211 с.

Шер Я.А. Первобытное искусство. Учебное пособие / Я.А. Шер. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. 351 с.

Художественная культура первобытного искусства. Хрестоматия. Составитель И.А. Химик/ Под. общей ред.М. С. Кагана. СПб.: Славия, 1994. 416 с.

smartafisha.ru

Зинченко, Шер: Первобытное искусство CDpc

Зинченко, Шер: Первобытное искусство CDpc

Зинченко, Шер: Первобытное искусство CDpc Рубрики: • Главная • Софт• Руководства, справочники и энциклопедии• Культура. ИскусствоАвтор: Зинченко С. А.Издательство: АстраМедиа,  2009 г.

Издание знакомит читателя с основными памятниками первобытного искусства, включает новейшие российские и зарубежные публикации, основные научные и методические достижения в исследованиях древних изобразительных памятников, современные концепции происхождения искусства, не нашедшие достаточно полного отражения в русскоязычной литературе. Полноценное знакомство с наследием первобытного искусства невозможно без цветных изображений, поскольку никакие словесные описания не в состоянии заменить визуальное восприятие памятников. К сожалению, на русском языке таких книг очень мало, и, как правило, они читателям недоступны, поскольку издаются в основном за рубежом. В составе диска более 1000 цветных иллюстраций. Большое место занимают пещерная живопись и наскальные изображения петроглифы . Издание можно разделить на три части: 1 введение и обзор памятников первобытного искусства; 2 вопросы теории и методов... Читать полностью

Далее Комментарии и рецензии

Если честно, я ожидала меньшего. но Диск в целом порадовал. По периодам палеолит, мезолит, неолит, век бронзы, железа и т.п. написаны статьи, рядом иллюстрации, все открывается, указан период и местоположение находки. Впечатлили схемы пещер со ссылками. нажимаешь - сразу видишь наскальное изображение в этой части пещеры. жаль только скачать книгу не получается, только смотреть с диска. Я очень советую этот диск.

Прекрасный подарок всем настоящим ценителям искусства искусства. Потрясающие воображение иллюстрации первобытных памятников в сочетании с текстом, написанном Софьей Анатольевной Зинченко, специалистом в области истории искусств высочайшего уровня. Очень хотелось бы больше подобных книг, глубоких и профессиональных. Очень рекомендую всем, кто интересуется данной темой.

kniha-expert.ru


Смотрите также