ГлавнаяПервобытноеПроблема происхождения первобытных религиозных верований
2.Ранние формы верований и культы в первобытном обществе. Проблема происхождения первобытных религиозных верований
Тема 2. Происхождение и ранние формы религии.
План.
1.Проблема происхождения религии.
2.Ранние формы верований и культы в первобытном обществе.
1. Проблема происхождения религии.
До середины XIX века доминировала богословская концепция происхождения религии, согласно которой религия имеет божественную природу. Бог сотворил мир, природу, человека и дал ему религию для того, чтобы человек при определённых условиях мог общаться с Богом. Блаженный Августин писал, что всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание. Теологи приводили немало различных способов рационального обоснования бытия Бога.
1.Космологическое доказательство было сформулировано богословом Фомой Аквинским. Мир должен иметь первопричину, импульс всякого начала, движения. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог.
2.Онтологическое доказательство было сформулировано Ансельмом Кентерберийским. Оно состоит в следующем: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном, существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное – то есть, Бог – существует, поскольку само определение совершенства включает в себя и существование.
3.Нравственное доказательство выдвинуто немецким философом Э.Кантом. Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога. Бытие Бога признаётся недоказуемым с помощью теоретического разума, но необходимо с точки зрения морали и практического разума.
4.Историческое доказательство – история не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишён веры.
5.»Чудесное» - существует множество засвидетельствованных фактов чудесных событий. Чудо – это явление, которое можно объяснить только сверхъестественным вмешательством Бога.
Но изучение религий мира установило, что монотеизм не является исходным пунктом религиозной истории, а является продуктом длительной эволюции религии. Это стало причиной появления концепции «промонотеизма». Впервые она была сформулирована шотландским учёным Э.Лэнгом, но в наиболее полной форме изложена католическим священником В.Шмидтом в его труде «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории всем формам религии предшествовала вера в единого Бога-творца, а политеизм, легенды, мифы являются позднейшими искажениями этой веры.
Светский подход не даёт однозначного ответа на вопрос о происхождении религии. Существует множество научных теорий, которые исходят из того, что религия – явление социальное или психологическое и возникает на определенных ступенях развития человеческого общества.
Элементы натуралистического подхода к проблеме происхождения религии можно встретить ещё в античности у Эпикура, Лукреция, Демокрита. Последний считал, что древние, наблюдая небесные явления: гром, молнии, затмения луны и солнца, приходили в ужас и полагали, что виновники всего этого боги. Натуралистическая идея была популярна и в эпоху Возрождения. Дж.Боккачо (1313-1375) в своём трактате «Генеалогия языческих богов» истолковывает мифические образы как аллегории звёздного неба.
Центральным принципом концепции Ш.Ф.Дюпюи (1742-1809) была астральная идея, согласно которой мифы представляют собой образы божественной эманации в космосе и отражают движение небесных тел. Натуралистическая идея подметила природоморфность религиозно-мифологических образов. Культы различных явлений природы – животных, растений, гор, рек и т.д. – были широко распространены на ранних этапах человеческой истории. Однако исключительный акцент на грозных и разрушительных силах природы при объяснении причин появления религии не давал полного объяснения проблеме происхождения религии.
Популярной у философов была и идея невежества как причины появления религии. Например, П.Гольбах писал:»Толпа видит чудеса и знамения во всех поражающих её явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъестественными производящие их причины» .
Многие философы, начиная с античности, объясняли появление религии психологической идеей страха. Абсолютное большинство источниками страха называли грозные и разрушительные силы природы. Важный вклад в развитие этой идеи внёс Б.Спиноза. Страх и неуверенность, по его мнению, порождаются не только природными, но и общественными явлениями.
Философы-просветители развили эту идею. Так, Л.Фейербах рассматривал религию как проекцию человеческих заблуждений. К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали, что в классовых обществах поддерживается дальнейшее существование религии, отношениями господства и подчинения, которые всячески порабощали человека и требовали понятного ему объяснения этого произвола. Они высказали предположение, что по мере развития науки и роста уровня образования религия постепенно себя изживёт.
Одной из ранних теорий происхождения религии стала идея обмана, согласно которой религия навязана людям извне с помощью обмана. Известны три её разновидности, в соответствии с первой религия введена царями и законодателями, согласно второй – жрецами, согласно третьей – философами и мудрецами (Критий, Вольтер, Д.Дидро). Конвенциональная теория пытается ответить на вопрос, каким образом вымысел законодателей, жрецов, философов смог стать общим достоянием всех народов. Её сторонники полагали, что возникновение и существование религии является продуктом договора законодателей, жрецов и их народов, или целых народов друг с другом.
Сторонники социологического подхода к проблеме происхождения религии – О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер рассматривают религию как социальный институт. Они демифологизировали религию и показали её связь с другими формами общественного сознания: идеологическими, нравственными, правовыми, экономическими. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.), опираясь на исследование австралийских тотемических культов, прослеживает первобытные истоки религии и стремится показать её влияние на формирование человеческих общностей. По его мнению, основная функция религии это пробуждение человеческой солидарности и выдвижение идеалов, ценностей и норм, стимулирующих общественное развитие. Религия рассматривается как основа единства общества. Источник религии само общество, вне зависимости от его классового устройства, религия появляется как ответ на определённые требования, связанные с условиями общественного существования.
М.Вебер развил идею взаимосвязи и взаимообусловленности религии и экономики не только на примере протестантизма («Протестантская этика и дух капитализма»), но и применительно к другим конфессиям – индуизму, буддизму, иудаизму и т.п.
Вебер заложил основы сравнительной социологии религии, классифицировал типы пророчеств, ввёл такое понятие как харизма (духовная власть, основанная на экстрординарных личных способностях).
Социальная психология и психоанализ попытались подойти к проблеме происхождения религии с другой стороны: они исследовали влияние религиозного фактора на отдельно взятую человеческую личность и последующую проекцию индивидуальной психики на общество. З.Фрейд считал, что религия - это массовая иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как невроз она возникает вследствие подавления первичных природных влечений и, подобно неврозу с помощью стереотипных действий и ритуалов создаёт сложную систему психологических компенсаций, помогающих людям приспособиться к условиям своего существования. Несмотря на это религия, по Фрейду, всегда выполняла и продолжает выполнять три важных стабилизирующих и организующих функции: во-первых, она «удовлетворяет человеческую любознательность»; во-вторых, «умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни», утешает их в несчастье» и, наконец, в-третьих «даёт предписания», «провозглашает запреты и ограничения» (Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989, с.402).
В работе »Тотем и табу» Фрейд пришёл к выводу, что религия возникла в форме тотемизма, где убитый сыновьями отец, стал тотемом своих потомков. Свои амбивалентные чувства к отцу – любовь и ненависть – сыновья перенесли на тотемное животное. Тотемистическая религия произошла из осознания сыновьями своей вины и со временем «заместитель» отца – тотем превратился в бога. Фрейд рассматривает религию как навязчивый детский невроз, и, по его мнению, в период детства человек проходит огромный путь от каменного века до современной цивилизации.
Если у Фрейда преобладает разоблачительная тенденция по отношению к религии, то К.Юнг пытается примирить науку и веру, психологию и религию. Юнг использует понятие коллективного бессознательного, представляющего собой хранилище человеческого опыта, архитипов – основополагающих идей и образов, встречающихся во всех культурах. Проникновение этих образов из бессознательного в сферу сознания, он рассматривал в качестве основы религии.
Антропологический подход к проблеме происхождения религии рассматривает эту проблему на примере примитивных первобытных культур. Э.Б.Тайлор в работе «Первобытная культура» выдвинул анимистическую теорию религии. Анимизм, по его мнению, является не только исходной религиозной формой, но и основой всей религии в целом. Из анимизма развиваются культ предков, фетишизм, тотемизм, политеизм и, наконец, монотеизм.
В труде «Золотая ветвь» Дж.Фрезер делает вывод, что магия предшествует религии, а с развитием научного знания религия уступает место науке. Р. Маррет обосновывает идею преанимизма, существование некой первичной стадии религии, предшествующей анимизму.
В современной науке распространён комплексный подход к проблеме: происхождение религии есть следствие взаимодействия многих факторов – социально-экономических, духовных, материальных.
studfiles.net
2.Ранние формы верований и культы в первобытном обществе.
Для исследования родоплеменных религий используются данные палеоантропологии, археологии, этнографии, языкознания, психологии. При рассмотрении ранних религий необходимо учитывать особенности мышления первобытного человека: эмоциональность, синкретичность (уподобление вещи себе), примитивный коллективизм, мифологизацию сознания.
Главная особенность религиозного миропонимания первобытных людей – они не выделяли себя из окружающей природы. Природе приписывались человеческие свойства, людям свойства природы. Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья, реки, горы становятся одушевлёнными предметами. Например, дикий туземец Бразилии готов укусить камень, о который споткнулся, или стрелу, которая его ранила. Или если человек погибал, упав с дерева, его родственники срубали и раскалывали дерево в щепки.
Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть определённый вид животных, реже растений и сил природы. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. У каждого рода был тотемический центр, где хранились реликвии и совершались обряды. Свидетельства тотемизма обнаруживаются у всех наров мира.
Выбор тотема определялся особенностями местности, животного мира, хозяйственного уклада. Чаще всего это были животные. Например, у австралийцев - это кенгуру, опоссум, ящерица, у финикийцев – свинья, народы севера почитают ворона, древние славяне - медведя, волка и т.д. Изначально употребление в пищу тотемных животных не было запрещено, запрет на нанесение вреда тотему появился позже. Для тотемизма характерны обряды уподобления тотему, «размножения» тотема. Тотемизм выполнял определённые социальные функции: личностной идентификации, разделения территории для хозяйственной деятельности, регулирования брачных отношений – брак внутри одной тотемной группы был запрещён.
Ранние формы религий тесно связаны с табу (от полинезийского нечто особенное). С табу связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно выражается в ограничениях и запретах. Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» рассказывает о запретах, которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Индусы не станут спасать утопающего, который тонет в священном Ганге. Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из-за страха перед мёртвыми телами. Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить их обязаны были другие. Часто табу связано с пищевыми запретами, иногда распространялось на слова, предметы разнообразные формы поведения. Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования.
Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, спасшее племя от голода стрела, принесшая добычу и т.п. Со временем человек сам стал изготавливать фетиши – каменные или деревянные фигурки. Фетиши не только являлись предметами почитания, но и считались источниками помощи, им приписывалась способность охранять (талисманы, обереги).
Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключённые в какие-либо тела (души), или действующие самостоятельно (духи). Теория анимизма разделяется на два основных догмата:
1.существование души после смерти или уничтожения тела;
2.существование духовных существ, которые управляют явлениями материального мира и жизнью человека.
В анимизме почитались духи предков, души живых людей. Выделялись духи деревьев, гор, водных источников, болезни, здоровья и т.п. Учение о душе появилось как ответ на вопросы: Что составляет разницу между живым и мёртвым телом? Что является причиной снов, болезни, смерти? Место расположения человеческой души у разных племён было различным – сердце, во всём теле, связано с дыханием. Некоторые племена выделяют несколько душ. Потом представления о человеческой душе стали переноситься на окружающий человека мир. Ещё позже люди стали одухотворять и неживые явления- камни, реки, звёзды и т.п. Это было необходимо для объяснения причин всех явлений и объяснить всё хорошее и плохое, что случалось с человеком. Отголосками анимизма стала вера в переселение душ, существованию души после смерти тела.
Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения и явления природы. В книге «Золотая ветвь» Д.Фрезер выдвинул теорию происхождения магии по «ассоциации идей», согласно которой магическое мышление основано на «законе подобия» - подобное производит подобное, и «законе зарождения» - вещи, столкнувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии. Первобытный человек превратно истолковывал случайные совпадения и верил, что повторение определенных слов и действий может помогать или вредить людям.
Б.Малиновский выдвинул психологическую теорию происхождения магии. Под действием сильного эмоционального переживания человек формирует яркий образ желаемой цели и направляет на него все осознанные и неосознанные действия.
Магия подразделялась на белую (применяемую в благих целях) и чёрную (приносящую вред). По типам воздействия на предмет выделяют: контактную магию (прямой контакт с предметом) и имитативную (воздействие на заменитель объекта). По цели воздействия магию подразделяют на: любовную, лечебную, промысловую, военную, метеорологическую, аграрную. В современном мире магия сохраняется как в рамках различных религий, так и на бытовом уровне в форме суеверий, гаданий.
Литература
1.Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии / А.Ф.Анисимов. – М.; Л., 1962.
2.Арсеньев В.Р. Звери – боги – люди / В.Р.Арсеньев. – М., 1991.
3.Вебер М. Работы по социологии религии и идеологии. – М., 1985.
4.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. – М., 1994. Ч.1.
5.Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Тайлор. – М., 1989.
6.Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: пер. с англ.. / Дж. Фрезер. – 2-е изд. – М., 1986.
7.Фрейд З. Сумерки богов. – М., 1990.
8.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.
9.Религиоведение. Хрестоматия / Под ред. А.Н.Красникова. – М., 2001.
10.Юнг К.Г. Архитип и символ. – М., 1991
11.Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.
12.Яблоков, И.Н. Религиоведение: учеб. Пособие для вузов./ И.Н. Яблоков. – М., 1998
Тема 3
Национальные религии Древнего мира
План.
1. Религия Древнего Египта.
2. Религиозные верования Древнего Междуречья.
3. Зороастризм.
4. Греко-римская религия.
1.Религия Древнего Египта.
Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую, обладающую городами и письменностью. Египетская религия существовала на протяжении трёх с половиной тысячелетий и совмещала в себе фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеистическое мышление, разнообразные представления о загробной жизни, противоречивые мифы. Государственной религии в современном понимании в Египте не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало единых для всей страны религиозных догматов. Египетская религия представляет собой сложный комплекс взаимоисключающих верований.
Религиозные верования дописьменного периода отличались фетишистским и тотемическим характером. Египтяне обожествляли всё: деревья, животных, предметы и даже здания, например, храм Амон-Ра в Фивах они считали богиней. Особое распространение получил культ животных. Некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим в отдельных местностях. Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни египтян, этим можно объяснить распространение культа быка – Аписа. Популярен был и культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Широко был распространён культ сокола – воплощение бога Хора. К обожествлённым существам относился лев. Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Отсюда популярность сфинксов с головой сокола, барана, человека и туловищем льва. Широко был распространён культ кошки. В семнадцатой главе «Книги мёртвых» бог солнца Ра выступает как великий кот. Культ животных был отражён в мифах и, несомненно, имеет отношение к представлениям египтян о загробной жизни.
В каждой местности существовал собственный культ, возвышающий одного бога, которому подчинялись другие божества. С возвышением того или иного региона росло значение его божества, а побеждённые принимали культ победителя. В мифах о противостоянии Сета и Гора (представлявших Верхний и Нижний Египет) есть отголоски реальных исторических событий. Постепенно происходит процесс слияния различных местных божеств. Существовало несколько важных культов, связанных с теми или иными городами. Так, Мемфис был центром культа Пта. Гелиополь чтил солнечного бога Ра.
В ходе объединения страны статус общеегипетских богов приобрели боги – покровители столицы, так и местные божества, количество которых уменьшалось за счёт синкретизации. Египтяне придавали большое значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Гор, Амон), и богам, помогающим мёртвым (Осирис, Анубис, Сокарис). Боги объединяются в эннеады (девятки), позже в триады (троицы). По мере централизации главным богом в древнеегипетском пантеоне стал Амон-Ра. После воцарения одной из династий Древнего царства, происходившей из Гелиополя, главой пантеона стал Ра, в эпоху среднего царства – Амон, божество Фив, родины фараонов Среднего и Нового царства. Затем Амон и Ра были отождествлены.
Египтяне верили в божественное происхождение фараонов. Весь мир, боги, люди, были созданы верховным богом Ра, он же был первым фараоном. Солнце казалось египтянам бессмертным, так как оно «умирало» каждый вечер и заново «рождалось» каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Отождествление фараона с солнцем-богом обеспечивало процветание и нерушимость государства. Кроме того Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (истина, правосудие, согласие) была его дочерью.
В правление фараона Эхнатона (XIV в.до н.э.) была предпринята попытка религиозной реформы, направленной на утверждение монотеизма. Аменхатеп IV отверг египетское многобожие и установил в качестве государственной веры почитание одного бога солнца Атона, вместе с его сыном и подобием - фараоном. Определённую роль при проведении этой религиозной реформы играли политические причины – борьба с влиятельным жречеством бога Амона, стремление объединить при помощи религии различные народы. Культ Атона и по существу и по форме резко отличался от культа Амона и других древних богов. Это был натуралистический культ, лишённый мифологических символик, новый бог не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Его изображали в виде солнечного круга, лучи солнца заканчивались руками, которые держат крест – иероглиф, обозначающий «жизнь».
Официальный монотеизм, введённый Эхнатоном, ненадолго пережил своего создателя. При следующем фараоне Тутанхамоне произошла реставрация культа Амона и других богов и всех древних традиций, так как:
- религиозный переворот Аменхотепа IV был результатом творчества самого фараона, не являлся закономерным этапом эволюции египетского религиозного мышления;
- монотеизм Эхнатона был пассивно воспринят народом, который тысячелетиями воспитывался в духе политеизма;
- слабой стороной религии Эхнатона было безразличное отношение к традиционному для египтян учению о загробной жизни.
Наиболее значительный в египетской мифологии миф об Осирисе. Согласно, «Текстам пирамид», Осирис был древним царём Египта, которого убил его брат Сет. Жена Осириса Исида воскресила мужа и зачала от него ребёнка Гора. Во второй раз Сет, убив Осириса разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Воскрешённый богами Осирис стал правителем царства мёртвых, а его сын Гор возвратил себе царский трон. Смерть Осириса – символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Миф об Осирисе был важен для египтян ещё и потому, что человек мог надеяться на воскрешение после смерти, как Осирис.
Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал, из известных на Земле. Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов, так как он не обожествлял умерших, а был проявлением заботы живых о потусторонней жизни мёртвых. В основе была надежда на достижение вечной жизни при достойном погребении. Тщательно разработанный похоронный обряд включал бальзамирование и мумифицирование трупа, изготовление статуэток, двойников человека, использование различных священных текстов («Тексты пирамид» - древние описания заупокойных ритуалов; «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» - сборник заупокойных молитв и обрядовых формул).
По представлениям египтян, загробная субстанция человека существовала в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека могла существовать в теле умершего или покидала его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила обитала в гробнице, но могла переселяться в потусторонний мир и в изваяния умершего. С магической верой в единство души и тела связана мумификация: с душой всё будет хорошо, если сохраниться тело. Бальзамирование объясняют и верой в возвращение души в своё тело.
Огромное значение придавалось процедуре погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал обряд «отверзания уст и очей», смысл которого заключался в том, чтобы оживить мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Существенный момент заупокойного культа – создание скульптурных портретов умерших, на случай непредвиденного разрушения мумии. Умерших снабжали магическими текстами, которые служили путеводителями в потустороннем мире.
Дошедшие до нас свидетельства культа умерших фараонов – пирамиды. Самые большие пирамиды были построены в период IV-й династии – Хеопса (самая огромная – высотой 146,59 м, длина стороны основания – 230 м.), Хефрена, Микериноса. Древнейшая из известных нам пирамид – так называемая ступенчатая пирамида основателя III-й династии Джосера (I-я половина III тыс. до н.э.), самая поздняя – пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII век до н.э.) каждая пирамида обязательно имела свой храм, в которой жрецы служили заупокойные службы, по фараону. На исходе среднего царства пирамида, как форма царской гробницы исчезает. Ей на смену приходят скальные гробницы – длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила.
Религия Египта не сохранилась как живое, цельное явление. Но отдельные религиозные воззрения были заимствованы через античность христианством.
studfiles.net
Вопрос 3. Ранние религиозные верования, их характеристика.
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Культурология / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. М., 2007. – 348с.; Пигалев, А. И. Культурология: учеб. пособие /А. И. Пигалев. – Волгоград, 2005. – 420 с.; Культурология / Под ред. Г. В. Драча, Ростов-на-Дону, 2008. – 366 с.; Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М., 1990. – 622 с.; Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М., 1994. – 608 с.
Вопрос о происхождении религии является одним из самых дискуссионных. Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.
Особенно острым является вопрос о времени возникновения религии. Дорелигиозный период, по мнению ученых-материалистов, длился очень долго – до 40 тыс. лет назад. В связи с этим много лет идет спор о неандертальских погребениях. Эти погребения – первые искусственные захоронения покойников. Можно сказать, что собственно человеческое появляется тогда, когда начинаются погребения умерших. Однако неандертальские погребения еще нельзя считать бесспорным доказательством наличия религиозных представлений у наших предков. Скорее захоронения могли быть одним из источников, из которых впоследствии развились таким представления. В настоящее время фактически общепризнано, что первые неандертальские погребения появляются как результат взаимодействия двух факторов: 1) страх перед мертвецом, стремление предотвратить опасность, грозящую живым от разлагающегося трупа; 2) определенная забота о покойном, как бы продолжавшим оставаться членом коллектива сородичей, возникшая, очевидно, в результате осознания единства первобытного человеческого коллектива.
Первичные религиозные верования древних людей были разнообразны, нередко переплетались и сосуществовали и позднее нашли свое отражение в развитых религиозных системах первых человеческих цивилизаций.
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, анимизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
Анимизм (от лат. anima — дух, душа) – Вера в существование души и духов как причины явлений природы, наделение природных явлений человеческими качествами. В научный оборот термин введен английским этнологом Э.Б. Тайлором (1832—1917) в фундаментальном труде «Первобытная культура» (1871) для обозначения первоначальной стадии в истории развития религии.
В культуре первобытности анимизм был универсальной формой религиозных верований, с него начался процесс развития религиозных представлений, обрядов и ритуалов. Анимистические представления о природе души предопределили отношение первобытного человека к смерти, погребению, умершим. Для всех форм анимизма характерны 2 догмата: 1) у каждого существа есть душа, способная существовать самостоятельно; 2) Есть высшие духи, не зависимые от материальной оболочки. Пока душа на месте – живое существо активно. Сон, смерть – результат отсутствия души, постоянного или временного. Оптимальной характеристикой души на тысячелетия стала тень. В некоторых языках тень и душа – синонимы. В европейской традиции потерять душу – потерять тень. В Восточной Азии многие заботятся о том, чтобы тень плохого человека не падала на них. Второй вариант представлений о душе – дыхание.
Фетишизм (От франц. fetiche — талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства.
Объектами поклонения — фетишами — могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей также разнообразны: от принесения им жертв до вколачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему просьбу.
Вера в амулеты (от араб. гамала — носить) восходит к первобытному фетишизму и магии. Она была связана с конкретным предметом, которому приписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий, болезней. С фетишизмом связаны многие страницы культуры, в частности, каннибализм (людоедство). Фетишизм широко распространен и в современных религиях, например, поклонение черному камню в Мекке у мусульман, многочисленным «чудотворным» иконам и мощам в христианстве.
Тотемизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенным растением или животным (реже — явлениями природы). Род носит имя какого-нибудь животного или растения. Тотемизм не есть «культ тотемов», тотем не почитают, а считают «отцом», «старшим братом» и т. д.
От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.
Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в религиях классовых обществ. В Китае в древний период племя инь (Иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. В японском синтоизме с пережитками тотемизма связано почитание животных: лисиц, обезьян, черепах, змей и др. Весьма вероятно, что известное предание о волчице, вскормившей легендарных Ромула и Рема, основателей Рима, — тоже отголосок тотемизма. Прослеживается влияние тотемистских пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.
Древней формой религии является и магия (от греч. megeia — волшебство) – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также сами эти действия. Магия представляет собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Как и всякая религия, магические верования являются лишь фантастическим отражением в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Они возникали и сохранялись там и тогда, где и когда человек был беспомощен перед силами природы. Специфические корни разных видов магии — в соответствующих видах человеческой деятельности. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражание животным, зачастую с употреблением шкур животных. Исходя из той роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии. Магические представления определяли всю содержательную сторону первобытного искусства, которое можно назвать магико-религиозным.
Многие виды магии используются и в настоящее время. Например, один из самых устойчивых видов магии — половая магия. Ее обряды нередко и сейчас продолжают существовать в своей самой простой и непосредственной форме. У культурных народов Европы по сей день сохраняются разные «присушки» и «отсушки», удержавшие свой крайне архаический характер. Источник и корни половой магии — те взаимоотношения между полами, которые и в наши дни во многом сохраняют антагонистический, иррациональный, не поддающийся разумному регулированию характер.
Перечисленные формы религии никогда не существовали изолированно друг от друга. Они всегда переплетались одна с другой, иногда сливались до невозможности их разграничения. Остатки этих форм присутствуют практически во всех религиях, а также в традициях и быту народов мира: пищевые запреты, вера в амулеты, в заговоры, гадания, порчу.
studfiles.net
Проблема возникновения религии — реферат
Содержание
1. Проблема возникновения религии
2. Формы первобытных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, табу
3. Религии древних развитых цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Греция, Рим, славянское язычество)
Литература
1. Проблема возникновения религии
Проблемы возникновения религии и ее развития всегда интересовали ученых. А поскольку она как особое мировоззрение оказывает влияние на духовную и другие сферы жизни общества, то вопросам религии уделяют внимание широкие слои любого общества.
О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог-религиовед конца XIX — начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. 3.Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию. Марксистская философия считает, что религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта философия подчеркивает социальные причины существования религии. Существует и ряд других концепций философов и ученых.
Богословы же в вопросе о происхождении религии опираются на Священные Писания. Так, в Библии, священной книге христиан, в первой книге Моисеевой «Бытие» дается следующее представление о сотворении мира и человека.
1. Вначале сотворил Бог небо и землю.
2. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.
3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Во второй книге Моисеевой «Исход» говорится о том, что в пустыне Сур у реки Мерры Господь дал израильтянам «устав и закон» будущей жизни.
25.... Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его.
26. И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его: то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет; ибо Я Господь, целитель твой. Подобную картину дает и священная книга мусульман Коран. О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах над вами надсмотрщик!. Поистине. Господь ваш — Аллах, который сотворил небеса и землю в шесть дней, потом утвердился на троне, управляя своим делом. В буддизме Будда не является творцом и правителем мира.
Он лишь просветляет верующего, открывает ему путь истинного познания, указывает дорогу, по которой надо идти. Для верующих людей все утверждения, содержащиеся в священных книгах, представляются достоверными и принимаются на веру. А для того чтобы у верующих не закрадывались сомнения в подлинности и истинности содержания этих книг, действует целая сеть специальных институтов по изучению их текстов и популяризации среди верующих. Материалистическая философия с древнейших времен и до наших дней исходит из того, что основой религиозного мировосприятия является вера в нечто сверхъестественное. Эта вера основана на представлении о неподчиненности сверхъестественного закономерностям материального мира, о его абсолютной независимости от чего бы то ни было и о его всесилии. Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с по¬мощью особых действий можно оказать положительное влияние на него, «задобрить» его. Таким образом, религиозная вера предполагает, что существуют особые отношения между человеком и сверхъестест¬венным, которые реализуются верующими в культовых действиях.
2. Формы первобытных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, табу
К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, предохранять от врагов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево,, клык зверя. Позднее человек сам начал изготавливать фетиши в виде деревянных фигурок или каменных изваяний (идолов). И своей трудовой деятельности первобытные люди постоянно познавали и практически использовали многие полезные свойства окружавших их предметов действительности. Но не всегда располагая возможностью для достижения своих целей, они порой пытались использовать не только реальные, но и вымышленные свойства предметов. Так возникла вера в то, что клык хищного ::веря придает охотнику силу и ловкость, а камень необычной формы способен уберечь от опасностей. К. Маркс называл фетишизм «религией чувственных вожделений» подчеркивай, что в его основе лежала беспомощность людей, ограниченность их практических и познавательных возможностей.
Другим древнейшим видом религиозных верований является тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Название это происходит от слова «тотем», что на языке одного из племен с евероамерика неких индейцев означает «его род». Тотемизм выражает идеологию раннего родового общества, когда человек еще не выделил себя из царства природы. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном коллективе, основанные на принципе кронного родства. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую их природу. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником. С ним был связан ряд мифов, описывающих его жизнь и подвиги; предписании, запрещавших его убивать; обрядов, задабривающих тотем и способствующих его размножению. Позднее на основе тотемизма возник культ животных.
К ранним формам религии относится также магия (от греч. magia — колдовство, чародейство) — совокупность представлений и действий, связанных с верой в возможность воздействовать на объекты действительности сверхъестественным путем, т. е. посредством определенных символических действий, заклинаний.
Магические приемы разнообразны. По целевому назначению принято различать следующие виды магии: производственная, или промысловая магия — заклинание орудий труда, вызов дождя, обряды, призванные обеспечить удачную охоту или хороший урожай; военная магия — ритуальные пляски воинов, заколдовывание оружия; вредоносная — «наведение порчи» на врага; лечебная — заклинания, молитвы, снадобья от болезней; любовная — различные способы «привораживания» и «отвораживания».
В магии отчетливо проявились истоки религиозных верований. Слабость, неумение реальными средствами достигать желаемой цели вынуждали первобытных людей прибегать к ложным, иллюзорным средствам. «Слабость, — писал К. Маркс, — всегда спасалась верой в чудеса; она считала врага побежденным, если ей удавалось одолеть его в своем воображении посредством заклинаний…»1 Магия сохранилась вплоть до нашего времени в виде бытовых суеверий: веры в заговоры, в дурной глаз и т. д. Она является важной частью культа как первобытных, так и современных религий.
На стадии первобытно-общинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от латин. animus, anima — дух, душа) — это вера в «духовные» сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Анимистические верования вырастали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. Первобытный человек рассматривал природу как нечто подобное себе, т. е. обладающее желаниями, волей. Отсюда возникало убеждение, что все предметы и явления помимо видимой имеют невидимую, духовную природу. Ранний анимизм — это фантастический мир злых духов, угрожающих человеку. В анимистических верованиях нашли отражение в первую очередь те стороны действительности, которые поражали воображение первобытного человека, вызывали у него страх, затрагивали его жизненные интересы.
В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание первобытными людьми явлений собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, которые воспринимались как деятельность независимой от тела души. Вначале душа представлялась людям зримо, как живущая в человеческом теле, или как кровь. Но постепенно анимистические представления очищались от материальных признаков. Душа стала мыслиться как дыхание, а затем как бесплотная духовная сущность. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования души после смерти, в переселение душ, в загробную жизнь. Анимизм является неотъемлемой частью почти всех современных религий. Вера в богов, ангелов, демонов, бессмертную душу представляет не что иное, как различные формы анимизма.
3. Религии древних развитых цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Греция, Рим, славянское язычество)
В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.
Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода:
- первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.),
- второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.),
- третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.).
Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср».
Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально-политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.
Культура и религия древнего Египта-Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. Он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.
Также египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах.
turboreferat.ru
ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ И первобытных верованиях, Причины возникновения и распространения религии
. Природа падала каждому все, чтобы он был человеком, гуманитарные науки - все, чтобы он стал человеком, философия - чтобы он стал. Богом.
Религия - это социальный феномен, порождение тех преходящих (не вечных) условий, основу которых составляет система присвоения чужого труда. Это условия глубокого раскола общества, когда интересы одной его части ини могут быть удовлетворены только за счет другой, когда верования и ценности, которые не могут быть проверены и не подлежат проверке, становятся решающими в поддержании социального порядка, культурной интеграции, в обеспечении законопослушности людей, их преданности системе без каких-либо рассуждений. Религия является исторически первым видом идеологии, отчужденной сознания, порождением отчужденных х форм общественного процесса. Она исчерпывает себя в той мере, которой развиваются свобода и самостоятельность человека. Не религия создает человека, а человек создает религийігію.
Религия - надстройка над экономическим базисом, производное от него. Она или оправдывает и тем самым узаконивает порядки, существующие в обществе, или отказывает им в праве на существование. Она может питать соке иально конформизм, быть тормозом общественного развития или стимулировать социальный прогресс, но всегда лишь интерпретирует существующие отношения, а не порождает их. Религия - сердце бессердечного мира. Страдания человека в этом мире (земном), согласно утверждениям религиозной догматики, не напрасны, за них ее ждет вознаграждение в будущем (небесном) жизни. Поэтому человек должен относиться к нуждам как к испытанию и воспринимать их с покорностьюністю.
21 Причины возникновения и распространения религии
Проблема происхождения религии в религиоведении представлена ??несколькими концепциями и гипотезами. Теология, например, предлагает концепцию прамонотеизму, возникшая в начале XX в. Наиболее содержательно эту теорию изложил австрийский католик, патер, этнограф и лингвист. В. Шмидт (1868-1954) в работе"Происхождение идеи. Бога", 12 томов которой выходили с перерывам мы на протяжении 1912-1952 гг. Согласно. Шмидтом, мифологические образы демиургов (от гр - творец), первопредков, культурных героев, небожителей в мифах и ранних верованиях народов являются остатками их первоначальных у явлений о едином. Боге-творце, и, соответственно, извечной формой религии было единобожие. Для обоснования таких утверждений. Шмидт и его соратники - миссионеры собрали огромный фактологический этнографических й материал во время своих многочисленных экспедиций в наименее развитых народов, преимущественно на острова. Океании и в. Африку (например, исследования патера. Шмидта жизни племен пигмеев. Центральной. Африки, в ивчення. Патер. Шебеста условий жизни племен карликов. Малаккского полуострова и др.). Однако они интерпретировали эти факты теологически, отбирая только те из них, подтверждающие их"теорию", и не принимали д в виду такие, что ей противоречили. Истина же заключается в том, что монотеизм не является и принципиально не может быть исходным пунктом религиозной эволюции. Напротив, он в ней - лишь етавпаки, він у ній — лише етап.
Популярной в религиоведении считается гипотеза передрелигийного периода в человеческой истории. По мнению ее авторов, у людей на ранних этапах истории не было религиозных верований из-за отсутствия у них абстрактного мышления, следовательно, и способности оперировать даже найпрост тишимы понятиями, в том числе религиозными. Эта гипотеза подтверждается научными данными о непосредственно предметное мышление первобытного человека, о прямом включении его сознания в повседневную практикку.
Представители еще одной гипотезы пытаются убедить религиоведов в недостаточной обоснованности первых двух позиций на основании того, что в распоряжении ученых очень мало достоверной информации ее по значительной части тримильйонноричнои истории антропосоциогенеза. Они предполагают существование простейших религиозных верований уже за 40 тысяч лет до н.э., когда сформировался кроманьонец, человек раз умная, со своими характерными физиологическими и психологическими чертами, способна к абстрактному мышлению благодаря наличию представлений и понятнять.
Таким образом, концепцию"прамонотеизму"можно считать необоснованным и неубедительной. Две же другие гипотезы утверждают об историчности религии. С их позиций идея о внеземном, божественное происхождение р религии является фантастической и нереальной. Религия - социальный феномен. Без людей религии не существует, ее просто не может быть. Не боги создали людей, а наоборот, люди своим иллюзорно-фантастическим мышлением"створ или"богов. Прав был античный философ. Демокрит (около 460-370 гг до и е), когда утверждал,"что существование богов является хитрой выдумкой, на самом деле их нет. Но их существование признается лишь вследствие некоторых установок, и боги разные в разных местах, в зависимости от того, как каждый народ у себя это установил, создавая свои обычаи"е це встановив, створюючи свої звичаї..."1.
Религия - исторический, то есть не вечный, а временный общественный институт также потому, что все социальное, как и естественное, является изменчивым религиозное мировоззрение предшествует мифологическое мировоззрение, что его уже пра актично нет в цивилизованном мире. Эволюционирует и религия ее изменения происходят в направлении от простых к более сложным форорм.
Религия - не случайное социальное образование ее не навязано людям специально ни философами, ни жрецами, ни тиранами, ни любыми мошенниками, как ошибочно считало большинство мыслителей прошлого и как визн нают некоторые современные критики. Она возникла и существует закономерно, включена в мировую историю человечества и испытывает ее влияния соответствии с общественными смиін.
В мировом религиоведении широкое распространение получила точка зрения, согласно которой возникновение и функционирование религии определяется отношениями несвободы, зависимости, ограниченности, господства и подчинения между людьми, т.е. той сферой человеческого существования, которая в конкретное историческое время недоступна для управления или целенаправленного регулирования и поэтому мыслится потусторонним, божественным наказанием за неправильное поведение. Однако высказывается и другое мнение: религия - результат свободы человека, его стремление к высшему абсолюта, бога. Более вероятна и правдивой кажется первая мысль. Религия не могла возникнуть, пока в процессе материального производства не началось созданиеня прибавочного продукта как материального обеспечения потребностей духовной сферы жизни и деятельности людей, в том числе религиозной. Не могла религия возникнуть и без поддержки политики, права, искусства, философии и других компо энтов духовности и духовной культуры. Религия - результат функционирования иррациональной для людей составляющей общественных отношений. В человеческой истории она представлена ??комплексом социальных, психологических и гносеологических причинойчин.
Среди природных и социальных причин возникновения, распространения и функционирования религии актуальны:
• стихийные природные и общественные процессы - землетрясения, наводнения, ураганы, пожары, нищету и бесправие людей, безработицы, эпидемии;
• отчуждения труда и форм собственности, внеэкономическое и экономическое принуждение рабочей силы, сознательное игнорирование действия закона перемены труда, вследствие чего она с радостной творчества превращается в монотонную ный процесс, что приводит к отупения и одурения человека
• противоположность людей умственного и физического труда, жителей города и села, отсутствие свободы в пределах своего класса, слоя, гильдии, цеха, касты, этноса, в результате чего индивид превращается в со оциальний"атом", всего лишь маленькую часть социальной совокупности, почти ничтоайже ніщо;
• односторонность развития индивидов вследствие ограниченности разделения труда и властно-авторитарных отношений в обществе;
• межэтнические конфликты, колониальная зависимость, терроризм, войны и т др.
Прежде всего религия возникла как результат бессилия людей перед стихийными силами природы. Стихийными они остаются, пока не будут опознаны их сущность и содержание, закономерности возникновения и действия, и пока они не будут поставлены на службу человечеству. Чем ниже экономическая и социальная зрелость людей, тем больше они зависят от сил природы; чем ниже степень их свободы относительно естественной необходимости, тем больше становится количество верующих и выше степень их религиозности. С развитием производительных сил, базиса и надстройки, общественных отношений, с приобретением людьми знаний относительно законов и з номирностей функционирования предметов, явлений, процессов и сил природы влияние на них религии и их религиозность неизбежно уменьшаются вплоть до полного исчезновения. Однако возникновение и существование религии обусловлено не только природно-социальными, но и чисто социальными факторами. Причиной их живучести является не только религиозная традиционность, но и, главным образом, противоречивость общественного прогресса. На сегодня, наприкл ад, достижения науки и техники открывают широкие перспективы для человеческого благополучия. Но они же являются причиной последующих и все более сложных условиях, усиливающие зависимость людей от природно-социальных х стихий. Наука и техника все еще не могут защитить человечество от тайфунов и ураганов, землетрясений и наводнений, засухи и эпидемий. Если в прошлом среди людей свирепствовали оспа, чума, холера, то сейчас -. СПИД онкологические и другие эпидемические заболевания. Не защищают наука и техника также от техногенных катастроф в ядерной энергетике, в процессе освоения космоса, в химической промышленности. Не защищают они л юдство и от опасности, потому что управление экономическими процессами остается все еще малоэффективным наоборот, в нем доминирует пренебрежение законами пространственной организации природы и суспильс тва. Поиски защиты от такого рода опасности подталкивают людей к религии. Много бед для жизни и деятельности людей включает в себя также социальная сфера: деспотическая власть, эксплуатация человека человеком унижение человеческого достоинства, бесправие, голод, проституция, наркомания, алкоголизм, демографический кризис. В мире сейчас более миллиарда людей не могут удовлетворять свои элементарные первоначальные материальных нет нужды: ежегодно от голода умирают до 60 млн человек; неуклонно снижается рождаемость на запад пых и северных регионах планеты, однако в восточных и южных регионах происходит определенный демографич ный"взрыв"Спасение от такого рода опасности многие ищут именно в религийей шукають саме у релігії.
Надежды на религиозное спасение значительно увеличиваются во время вооруженных конфликтов и войн. Согласно официальным данным, за время существования цивилизации (примерно 5 тыс лет) в мире произошло 14,5 тыс. войн н, жертвами которых стали 4 млрд человек. Только во время. Второй мировой войны (1939-1945), которая проходила на территории 40 государств, погибло 55 млн человек, были ранены 35 млн, а 25 млн"ее участников стали и нвалидамы. Забота и переживания за жизнь и здоровье родных, близких, друзей и знакомых, которые оказались в местах боевых действий, в плену или в оккупации, являются существенными факторами обращения к религии велико го количества людей, значительного роста религиозности во всех странах мира. Итак, религия существует и воспроизводится вследствие несовершенства и противоречивости системы общественных отношений, экономики и политики, социальных условий человеческой жизнедеятельностиьності.
К психологических причин возникновения и существования религии относятся те состояния, процессы и механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, создающие возможность ее воссоздание и усвоение: настроения разочарования в прошлом в и настоящем; ожидания с тревогой и беспокойством будущего, перегруженное исторической памятью падение общественной морали и идеалов массовый и коллективный страх, страдания и т др.. Люди взаемоз алежни. Индивиды, когда испытывают горя, неудачи, поражения, болезни, нуждаются в заботе окружающих, помощи с их стороны, утешения. Людей привлечь к религии значительно легче когда они не чувствуют необходимых турбо ты, помощи и успокоенияєння.
Особый психологическую почву для существования религии создает страх перед разрушительными силами природы и общества. Постоянный и непрерывный страх ослабляет живую связь человека с реальностью, искажает ее е идчуття, парализует мышление, рассеивает внимание, возбуждает болезненные фантазии. Люди стремятся освободиться от страха. С этой целью они часто обращаются к провидцев, магов, божеств всего стимулирует религию страх смерти. Мысли о смерти, тягостные впечатления от кончины родных, близких и друзей угнетают психику, побуждающие людей к поискам спасения в религиозных обещаниях бессмертие души через воскресение и вечная жизнь после смерти. Чувство неизбежности смерти может стать в индивидуальной психике человека доминантным, подавить его волю и разум, привести к стойким убеждений при полном отсутствии каких-либо реальных фактов бессмертие индивидов. Стимулируются такие чувства еще и компонентами общественной психологии, то есть теми коллективными представлениями и переживаниями, мыслями и нормами, ценностями и традициями принудительно навязываются индивидам вне их воли и желаний. Не случайно, что религия использует возможности этих компонентов для воздействия на верующих и неверующих, для реализации своей стратегии прозелиты измелітизму.
Среди комплекса причин, по которым возникают и существуют религии, особое место занимают гносеологические. Они заключаются в недостаточном знании и ошибках, в ограниченности познавательных возможностей человека, в в отрыве чувственного познания от логического, а заодно - от практики как критерия истины, источники и конечного результата познания, в противоречивости всех компонентов познавательной деятельности. Сфера религии - сфера непознанного или ошибочно познанного. Позиции религии, следовательно, становятся уязвимыми всегда, когда с помощью науки непознанное становится познанным, а религии приходится спекулировать на таких уродливых. Общественно ьних явлениях, как бездуховность, техницизм, коммерциализация, гипертрофування гедонистических склонностей, шаблоны культуры, порнография и т и. ін.
Таковы основные детерминанты религии, возникновение и существование которого обусловлено реальными материальными, социальными, психологическими и гносеологическими причинами. Першодетерминантнимы являются материальные причины и. Однако их влияние на религию и религиозность людей опосредованное. Религия - результат развития общества в целом, его политики, морали, права, а также саморазвитиятку.
Начало религии положили первоначальные или ранние народные верования