Жизнь первобытных людей обобщающий урок. Повторительно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей" (урок — путешествие)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Жизнь первобытных людей". 5-й класс. Жизнь первобытных людей обобщающий урок


Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

На протяжении нескольких уроков мы с вами говорили о жизни древнейших людей, о том, когда они жили, как выглядели чем занимались, какие были отношения между ними. Сегодня на уроке мы подытожим и обобщим все ранее изученное.

Так когда же на земле появились люди?

Этим вопросом ученый задались уже очень давно. И сегодня благодаря их стараниям мы можем вообразить себе, как животные существа превратились в людей.

Началось это превращение очень и очень давно, несколько миллионов лет назад, когда появились человекообразные обезьяны – австралопитеки.

Они жили уже не на деревьях, а на земле, передвигались на двух ногах, питались в основном, растительной пищей. В качестве орудий труда и охоты они использовали ветки и камни. Хотя австралопитеки были высокоорганизованными существами, все-таки настоящими людьми их не считают, т.к. они не умели производить орудий труда. Австралопитек стоит на первой ступени превращения животного существа в человека.

Среди потомков австралопитека появляются существа, которые имеют больше сходства с человеком. Когда это произошло? Очевидно около двух с половиной миллионов лет тому назад. Ученые назвали его "Человек умелый", т.к. он научился изготавливать из камня простейшие орудия труда. И человек умелый займет вторую ступень на нашей лестнице эволюции.

Третья ступень – человек прямоходящий. Он жил около полутора миллионов лет назад. Передвигался исключительно на двух ногах. Человек прямоходящий умел изготавливать орудия труда из камня и дерева, пользовался огнем. Эти люди жили небольшими коллективами, человеческими стадами. Они сообща охотились, трудились, боролись против хищников.

На протяжении нескольких миллионов лет, люди хоть и очень медленно, но все-таки менялись. Каждое поколение перенимало опыт старших и в свою очередь передавала опыт детям и внукам.

Около 250 тыс. лет назад, появился новый тип человека – неандерталец. Он займет четвертую ступень.

Внешне неандерталец был очень похож на современного человека. Ростом он был около 170 см., коренастый, с мощной мускулатурой, с относительно большой головой. Жили неандертальцы группами, человек по 100 и умели разговаривать. Хотя речь их была еще достаточно примитивной, но она уже позволяла соплеменникам обмениваться информацией и координировать свои действия на охоте.

Древние люди жили в различных местах: в Европе, от Англии до Крыма, в Средней Азии, Палестине. Неандертальцы жили в очень суровое время, как раз тогда началась очередная волна похолодания. Ледниками покрылась практически вся территория Европы. Спасаясь от холодов, неандертальцы стали заселять пещеры, строить шалаши и землянки. Люди этого типа умели изготавливать более совершенное орудие труда и охотились на крупных животных: мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Мясо убитых животных шло на еду, из шкур шили одежду. Именно неандертальцами, по мнению ученых, был открыт способ получения огня путем трения. Неандертальцы были первыми людьми, которые стали хоронить покойников. Они заботливо укладывали в заранее выкопанную яму умершего, окружали его предметами, которыми он пользовался при жизни. Очевидно, что уже у неандертальцев возникли зачатки религиозных представлений.

Эпоха неандертальцев длилась несколько десятков тысяч лет, затем наступает время кроманьонцев. Кроманьонцы последние известные науке древние люди, появились около 40 тыс. лет назад.

По своему внешнему виду они уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами, людей современного типа. Их рост достигал 170–190 см., походка была прямая. Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей земле. Люди этого типа оставили о себе свидетельства не только в виде остатков орудий труда и скелетов, они оставили нечто большее, рисунки на стенах пещер. Однако древние художники не только рисовали, они так же искусно вырезали из кости мамонта или другого животного фигурки зверей, женщин. Но кроманьонцы рисовали и вырезали не ради развлечения, они придавали своим изображениям особое значение. Кроманьонцы смотрели на рисунок или на скульптуру как на заклинание, которое обеспечит им успех на охоте. Поэтому они изображали преимущественно тех животных, на которых охотились. Так постепенно зарождалось искусство – как творческое отражение окружающего мира в художественных образах.

В кроманьонском обществе получают дальнейшее развитие религиозное представление людей. Теперь это не только анимизм – т.е. вера в существование души в загробной жизни, но и фетишизм, тотемизм, магия и колдовство. Человек верил в существование сверхъестественных сил, богов и поклонялся им. Из камня, дерева и кости люди вырезали фигурки богов, идолов, поклонялись им и обращались к ним с молитвами. Религия, основанная на поклонении многим богам, называют многобожием или язычеством.

Совместный труд, борьба с хищниками, общее жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников, родовые общины. В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду из шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу. Свыше 10 тыс. лет назад на земле началось потепление, ледники постепенно отступали, климат становился теплее. Люди улучшали условия своей жизни.

Они совершенствовали орудия труда. С появлением лука и стрел успешнее пошла охота. Совместный труд людей и необходимость передавать друг другу свои мысли способствовали развитию и совершенствованию человеческой речи. Открытие металлов и усовершенствование орудий труда, накопленный опыт в области собирательства и охоты привели к переходу людей к земледелию и скотоводству. Ремесло выделилось в самостоятельный вид деятельности. Этот процесс происходил медленно и незаметно для самих участников этого события. Но возникновение земледелия и скотоводства означало настоящую революцию, не даром многие ученые, описывая эту эпоху так и говорят: "Земледельческая или неолитическая революция".

Неолит – это последний период каменного века. Жизнь людей менялась коренным образом. Человек все меньше зависел от случайностей. Люди стали реже переходить с одного места к другому, они научились строить постоянные жилища, у них появились излишки продуктов, которые они откладывали про запас. Отпала необходимость в совместном труде всей общиной. Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли, надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремиться закрепить богатство за своими детьми.  Появляются бедные и богатые семьи.

На смену родовой общине приходит соседская община. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других общин. Племена, обладавшие лучшими землями, становятся богатыми. Между бедными и богатыми племенами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот имущество, рабы. В связи с войнами повышается значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн.

Племенные группы превратились в государства. Государство – это система власти, которая осуществляет управление обществом на определенной территории, обеспечивает в нем порядок и стабильность. Первые государства возникли в долинах рек Египта и Передней Азии. На этом заканчивается история первобытности и начинается эпоха цивилизации.

videouroki.net

Конспект Повторительно-обобщающего урока по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно – обобщающий урок в 5 классе по теме «Жизнь первобытных людей».

Дата проведения_________

Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;

Задачи: повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;

  • формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,

  • развивать познавательную активность;

  • воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Тип урока:повторительно-обобщающий.

Форма проведения урока - это игра - путешествие

Оборудование:

  • Атласы.

  • Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».

  • Компьютер, мультимедиапроектор.

  • Презентация

На доске: Проблемное задание, на которое нам надо найти ответ

Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. Каждому из вас я буду давать разноцветные стикеры за правильные ответы и активное участие в уроке . В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.

Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Путешествовать мы будем на поезде, останавливаясь на станциях, так как поезда идут от станции к станции совершая остановки. На каждой станции нам предстоит выполнить задание, чтобы продолжить путешествие.

I.Начинаем наше путешествие. Мы сейчас находимся на железнодорожном вокзале и ожидаем поезда. Но прежде нам необходимо приобрести билет. А значит выполнить первое задание.

Историческая разминка «Да» «Нет»

1.первым жилищем человека была пещера (да)

2.название первого человеческого коллектива была родовая община (нет)

3.орудие труда древнего охотника было копьё (да)

4.одно из первых каменных орудий труда был рубанок (нет)

5.первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда был свинец (нет)

6.орудием труда для ловли рыбы был гарпун (да)

7.Первым домашним животным была корова (нет)

8.группу родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество называют соседями (нет)

II.Приобрели билет и теперь отправляемся в путешествие. И вот первая станция «Атласово»

выполняем задание: (атлас или с.9 учебник)

1.Назовите и покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.(Африка)

2. Покажите предполагаемую область прародины человечества (Восточная Африка).

3. Покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)

III. Подъезжая к следующей станции ответьте мне на вопрос:

-Мы узнали, что первые люди появились в Африке, а когда они появились? (более 2 млн лет назад)

-А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? ( из археологических раскопок)

infourok.ru

Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей» Подготовила: учитель истории МБОУ Ревенская СОШ Одринская Е.Е. Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей». ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Учитывая возраст школьников и соблюдая традиции преемственности среднего звена и начальной школы, целесообразно завершить изучение данного раздела игрой- путешествием в далекое прошлое наших предков. Игру можно организовать в виде путешествия по станциям. Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске. Ход урока. Организационный момент Объяснение темы и задачи урока. Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые называли первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал. ВОПРОС: Каковы черты первобытности или первобытного общества? (Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества). Путешествие по станциям. На доске схема путешествия по станциям. 47980601543055 ТЕРМИНОВО 05 ТЕРМИНОВО 26841451543054 КРОССВОРДОВО 04 КРОССВОРДОВО 8674101543053 ЗАДАЧКИНО 03 ЗАДАЧКИНО -9613821544622 КАРТОВО 002 КАРТОВО

555817148128143937631487712327918148771582303148771-24886248085248691808606896 ОТГАДАЙКИНО 06 ОТГАДАЙКИНО -9017008726971 РАССКАЗКИНО 001 РАССКАЗКИНО

П Е Р В О Б Ы Т Н О С Т Ь? На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку. КАРТОЧКА №1 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни: - От кого произошел человек? - Как выглядела его походка, руки, глаза, лоб? - Чем было покрыто его тело? - Как выглядит современный человек? - Сравни условия жизни древнего и современного человека. - Сравни занятия, орудия труда. Сделай вывод. КАРТОЧКА №2 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?» Для этого вспомни: - Какой металл первым стал использовать человек? - Какое это имело значение? - Почему на смену родовой общине пришла соседская община?

Сделай вывод. Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты. - Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей? (АФРИКА) - Покажите предполагаемую область прародины человечества? (ВОСТОЧНАЯ АФРИКА) - Покажите древнейш

educontest.net

Контрольно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей» страница 2

Задача 4. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе. (На протяжении 2 млн лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

Возврат на станцию «Рассказкино», где заслушиваются развернутые ответы учащихся по карточкам № 1 и 2.

4. Станция «Кроссвордово». На этой станции дети разгадывают кроссворд.

По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 4. Толстый слой льда. 5. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Первый металл, открытый человеком. 7.Подарок людей идолу 8. Древнее орудие для рыхления почвы. 9. Участок земли в соседской общине 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 2. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам.. 3. Древнее животное, переносящее холодный климат. 12. Несколько родов.

Ответы: По горизонтали: 1. Собака. 4. Ледник. 5. Род. 6. Медь. 7. Жертва. 8. Борона. 9. Надел. 11. Плот. 12. Вождь. По вертикали:  1. Собирательство 2. Археология. 3. Мамонт 10. Племя

5. На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

— Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, Всеобщая история, орудия труда, религия, искусство, родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство.

6. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

— Каковы черты первобытности? (Первобытность — это такой порядок жизни людей, при котором: а) люди жили небольшими коллективами и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.)

Вывод записывается в тетрадь.

IV. Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание: самостоятельно прочитать текст параграфа «Счет лет в истории».

infourok.ru

Повторительно-обобщающий урок "Жизнь первобытных людей" (урок — путешествие)

Скачать документ

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе Тема: «Жизнь первобытных людей» ( Урок-путешествие) Учитель истории Адволодкина И.М. 2013 г.

Повторительно-обобщающий урок по истории в 5 классе

Тема:

«Жизнь первобытных людей» ( Урок-путешествие)

Учитель истории Адволодкина И.М.

2013 г.

Цель урока: Систематизация и контроль знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Цель урока:

Систематизация и контроль знаний учащихся по теме: «Жизнь первобытных людей»

Проблемное задание. 1. Что такое первобытность. 2. Каковы ее черты.

Проблемное задание.

1. Что такое первобытность.

2. Каковы ее черты.

Картово 1.Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. 2. Покажите предполагаемую область прародины человечества. 3. Покажите древнейший район земледелия

Картово

1.Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.

2. Покажите предполагаемую область прародины человечества.

3. Покажите древнейший район земледелия

Рассказово « Давным – давно …» «Жили-были…»

Рассказово

« Давным – давно …»

«Жили-были…»

Задачкино Определите последовательность событий: А. появление соседской общины, Б. объединение общин в племя, В. формирование родовой общины, Г. образование человеческого стада, Д. появление первых государств г в б а д

Задачкино

Определите последовательность событий:

А. появление соседской общины,

Б. объединение общин в племя,

В. формирование родовой общины,

Г. образование человеческого стада,

Д. появление первых государств

г

в

б

а

д

Задачкино Распределите в правильной последовательности. А) Выделение знати Б) рост урожая, появление излишков В) переход от родовой общины к соседской Г) Изобретение плуга, использование животных для рыхления земли Г В А Б

Задачкино

  • Распределите в правильной последовательности.

А) Выделение знати

Б) рост урожая, появление излишков

В) переход от родовой общины к соседской

Г) Изобретение плуга, использование животных для рыхления земли

Г

В

А

Б

Задачкино Найдите соответствие букв и цифр А) Земледелие Б) Скотоводство 1) Гончарный круг В) Охота 2) мотыга 3) Кнут Г) Ремесло 4) Лук и стрелы А 2 Б 3 В 4 Г 1

Задачкино

Найдите соответствие букв и цифр

А) Земледелие

Б) Скотоводство

1) Гончарный круг

В) Охота

2) мотыга

3) Кнут

Г) Ремесло

4) Лук и стрелы

А

2

Б

3

В

4

Г

1

Знайкино 1. О каких важных открытиях древних людей вы знаете?

Знайкино

1. О каких важных открытиях древних людей вы знаете?

Знайкино

Знайкино

  • О каком человеке идет речь в стихотворение?
  • Какие изменения произошли в жизни человека?

Что такое производящее и присваивающее хозяйство? Сопоставьте производящее хозяйство и присваивающее хозяйство

Что такое производящее и присваивающее хозяйство? Сопоставьте производящее хозяйство и присваивающее хозяйство

Терминово Что означают следующие слова?

Терминово

Что означают следующие слова?

  • История Род
  • Родовая община Племя
  • Неравенство Старейшина
  • Религия
  • Орудия труда
  • Оружие
  • Исторические источники

Что такое первобытность и каковы ее черты? Такой порядок жизни людей, при котором : 1. Древние люди живут небольшими коллективами 2. Имеют общее имущество, трудятся сообща. 3. Все люди равны.

Что такое первобытность и каковы ее черты?

Такой порядок жизни людей, при котором :

1. Древние люди живут небольшими коллективами

2. Имеют общее имущество, трудятся сообща.

3. Все люди равны.

eduboss.ru

Повторительно-обобщающий урок по разделу "Жизнь первобытных людей". 5-й класс

Используемая технология: коллективный способ обучения.

Место проведения: Спортивный зал.

Задачи Средства достижения Контроль
Образовательная:

Повторить знания, полученные на уроках истории; Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

В игровой форме – двигаясь от станции к станции, по следам развития человека от древнейшего человека к человеку разумному. Блиц опрос проводится в начале урока и в конце. Таким образом, дети дважды отвечают на вопросы и контролируют правильность ответов. Понимание детьми необходимости развития двигательных качеств.
Развивающая:

Учить работать сообща в группах; Правильно распределять обязанности между всеми членами команды; Учить договариваться между собой; Развивать двигательные качества.

На протяжении всей игры детям будет необходимо договариваться между собой, распределяя обязанности. На некоторых этапах им придётся разделиться для выполнения параллельных задач: пока одни выполняют физические упражнения, другим надо потрудиться умственно. Скорость и правильность выполнения заданий.

Умение перегруппировывать силы в случае неудачи.

Личностное развитие:

Учить оценивать свои силы, полагаться на товарищей; Учить оценивать свой труд и труд товарищей; Показать необходимость сотрудничества; Воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом; Содействовать воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

В конце каждой станции детям дается время оценить свою работу, работу товарищей и работу группы в целом.

Обращать внимание детей на необходимость физических качеств для выполнения упражнений.

Адекватность выставления оценок.

Правильность выполнения физических упражнений.

Учитель Деятельность Время
Физическая разминка.

Построение, сдача рапорта дежурного. Строевые упражнения – повороты на месте. Ходьба по залу с заданием. Бег по залу с заданием:

1 – меняя направление по знаку.

Следить за осанкой детей, за четким выполнением команд. Четкое выполнение команд. Имитируя движения животных. Следить за дыханием детей.

5
Мотивационный этап:

Учитель физкультуры.

Учащиеся располагаются на скамейках в спортзале перед экраном.

Сообщение задач урока.

Сначала мы рассмотрим понятие “физические качества” (двигательные способности), увидим, как физические упражнения влияют на ваше физическое состояние.

Развивая физические качества, мы совершенствуем и функции организма, осваиваем определенные двигательные навыки. В целом этот процесс единый, взаимосвязанный, и, как правило, высокое развитие физических качеств, способствует успешному освоению двигательных навыков.

Просмотр, с обсуждением по ходу, презентации

Презентация. Слайд 2

 

5

Например, чем лучше у человека будет развита быстрота, тем быстрее он будет пробегать короткие дистанции, быстрее будет вести мяч, играя в футбол, быстрее перемещаться в любых других играх, то есть высокий уровень развития быстроты будет положительно сказываться на выполнении конкретных физических упражнений. То же можно сказать о развитии силы и выносливости. Следовательно, развивать эти качества нужно в первую очередь в плане общей физической подготовки, используя для данной цели соответствующие наиболее эффективные средства, например подвижные игры.

Какие физические качества вы знаете?

  1. Быстрота;
  2. Ловкость;
  3. Выносливость;
  4. Гибкость;
  5. Сила.

Посмотрите, какие подвижные игры развивают различные физические качества.

Теперь вы поняли, ребята, что подвижные игры не только весёлое времяпрепровождение, но и очень важное занятие для вашего физического развития? В практической части урока посредством подвижных игр и с помощью физических упражнений будем работать над развитием некоторых физических качеств.

Слайд 3

Слайд 4, 5, 6, 7, 8.

5

Учитель истории.

Сегодня на уроке вы пройдете путь человека от момента его становления к превращению его в человека разумного. Нам предстоит вспомнить то, что вы изучили на уроках истории и чему научились на уроках физкультуры.

 

 

 

Историческая разминка.

Учитель истории.

Сейчас каждая команда получит конверт с заданиями. Ваша задача как можно быстрее решить все задачи. На эту станцию вам дается всего 5 минут.

По завершению пятиминутки необходимо задать детям вопрос о необходимости кооперации и распределения обязанностей. Обратить их внимание на то, что задания каждой станции будут усложняться, а на некоторых станциях им необходимо будет разделиться. Подсказать о том, чтобы задания равномерно распределялись между всеми членами команды, ведь в конце урока не только команда, но и каждый ученик получит оценки. Необходимо объяснить детям, что роли на каждой станции могут меняться. В начале прохождения станции необходимо распределить роли, а в конце выставить оценки по трехбалльной шкале:

3 – принимал активное участие, руководил действиями группы, 2 – принимал участие, выполнял инструкции, 1 – не принимал участие, отказывался от выполнения задания.

Выдаются конверты с задачами блиц опроса. Учитель следит за тем, как дети решают их, способны ли самостоятельно разделить обязанности:

умники, те, кто будет отвечать на вопросы и выполнять задания по истории,

ловкачи, те, кто будет выполнять физические упражнения;

координаторы, те, кто будет направлять группу, распределять обязанности, взаимодействовать с педагогом и другими группами, вносить оценки в маршрутный лист.

5

3

Станция 1. Восточная Африка.

Учитель истории.

Итак, мы с вами отправляемся в Восточную Африку, где вы теперь не дети 21 века, а древнейшие люди. По ходу игры, вы можете другим цветом исправлять карточки блиц опроса. Отвечая на вопрос, старайтесь отвечать предложением. На этом этапе детям необходимо скоординировать свои действия, выбрать самых сильных для физических упражнений и самых умных – для опроса. Ребятам необходимо объяснить, что участвовать должны все члены команды

Учитель физкультуры.

Ребята, а как передвигались древнейшие люди? Объясняет правила игры. В конце упражнения: какие физические качества вам понадобились для выполнения этого задания После прохождения станции дети оценивают свой труд

Опрос. Принять участие могут лишь 3 человека

Вспомните, Чем отличались древнейшие люди от современных людей? Мог ли человек выжить в одиночку, почему? Какую роль в развитии человека сыграл огонь?

Игра “человек древнейший” – 2 девочки и 2 мальчика от команды.Допустимо передвижение лишь на четырех конечностях: мальчики должны попасть в цель (мяч – в корзину), а девочки собрать как можно больше теннисных мячей в корзину.

7
Станция 2. Родовые общины земледельцев и скотоводов.

Ну что же, время шло, человек изобретал все новые орудия труда и виды оружия для охоты. Но и сейчас им приходилось трудиться сообща, чтобы выжить. Занимаясь собирательством, человек заметил, что упавшие в землю зерна прорастают, так и появилось земледелие. А охотники, приносившие с охоты не только мясо, но и живых детенышей, научились выращивать их. Таким образом, постепенно охота превратилась в скотоводство. Первым животным, которое приручил человек, конечно была… (собака). Верно, собака. Также на этой стадии развития появляются первые религиозные представления о мире. Для того чтобы приманить зверя и удачу для охоты проводились колдовские обряды. Охотники рисовали животных и пронзали эти изображения копьем. Также появляются представления о загробной жизни души, поэтому с умершими начинают класть в могилу оружие и предметы быта. Сейчас вам предстоит познакомиться с заданием третьей станции. Одна часть команды отправится восстанавливать текст, а вторая на эстафету. Прочтите задание, распределите роли и приступайте к выполнению.

На этом этапе происходит усложнение задания. Детям необходимо разделиться на две группы. Одна группа будет выполнять задание на восстановление текста, а вторая – физические упражнения.

В конце упражнения: какие физические качества вам понадобились для выполнения этого задания.

После прохождения станции дети оценивают свой труд.

Опрос. Принять участие могут лишь 3 человека.

Пользуясь знаниями других команд, восстановите текст.Ваша задача прочитав, полученный текст, пересказать его другим командам. Читать или передавать для чтения текст не допускается, используйте только пересказ. Со слов ваших партнеров из других команд вам нужно восстановить весь текст

Игра “родовые общины” 4 человека от команды.

1. Бег на скорость. Один человек бежит на руках, а другой, держа его за ноги на ногах, обратно меняются местами. 2. Посевные работы. Здесь важна последовательность действий (типа эстафеты). Не допустимо начало операции, пока не получишь право хода (типа эстафетной палочки).

Последовательность действий: 1 ребенок – рубит деревья (собирает расставленные в ряд кегли), 2 – мотыжит почву (ровно кладет на пол скакалку), 3 – сеет (вдоль скакалки на равном расстоянии раскладывает мячики), 4 – собирает серпом (собирает мячики в корзину и убирает скакалку).

7
Итог урока:

Итак, давайте вспомним, как и благодаря чему человек смог развиться от стадии древности до человека разумного? (Совместная деятельность, покорение огня, возникновение скотоводства и земледелия, изобретение новых орудий труда и видов оружия для охоты.) Вы хорошо потрудились и среди вас наверняка выделились самые сильные, ловкие, умные. Точно также среди первобытных людей выделялись самые сильные, кого выбирали (вождем), и самые умные, с кем советовались и кого выбирали (старейшиной). Запишите своих вождей и старейшин. Как вы думаете при распределении продуктов, будут ли им доставаться лучшие куски? А при распределении земельных участков, какие земли им достанутся? Как называлась такое деление общества (неравенство). Совершенно верно. Таким образом, мы с вами прошли путь человечества от его возникновения до становления и дальше вы начнете изучать древнейшие государства, где уже все строилось на неравенстве и зачастую на несправедливом. Время общин закончилось и теперь человек выживал среди других людей, но уже в одиночку. А сейчас оцените вклад каждого в общий успех и сдайте маршрутные листы в жюри.

Проверяют и повторно отвечают на вопросы блиц опроса.

Выбирают старейшин и вождей.

Выставляют итоговые оценки.

5

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Задания к повторительно-обобщающему уроку по теме: "Жизнь первобытных людей"

Задания к повторительно-обобщающему уроку по теме "Жизнь первобытных людей"

Задание 1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом году?

Я

С

И

Т

Р

О

И

Задание 2.Что изучает наука история?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание 3.Как современные ученые узнают о прошлом общества? Что такое источники?

_________________________________________________________________________

Задание 4. Вставьте пропущенные слова

Из них мы узнаем о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах и еще о многом другом - это ________________________________________________ источники. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, монеты, произведения искусства. Все эти находки принято называть ___________________________________________________________ они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Задание 5.Назовите предполагаемую прародину человека ___________________________________ Почему человек появился именно в этих регионах земного шара?_____________________

_____________________________________________________________________________

Задание 6. Какими были люди "умелые"? назовите как можно больше отличий человека "умелого" от животных.

Животное

человек "умелый»

Задание 7. Перед вами записаны группы слов. Ваша задача - объяснить, почему они так сгруппированы? Составьте с ними предложения.

А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо.

_____________________________________________________________________________

Б) Плоды, собирательство, коренья.

_____________________________________________________________________________

В) Рубило, дубина, палка-копалка.

_____________________________________________________________________________

Задание 8. отгадайте загадку

1.Он из мотыги появился, избавив всех от лишних мук. За животиной он тащился. Ты, прав, конечно, это…

2. Живут в пределах местности одной они, как брошенное в землю семя, собравшись несколько родов, они образовали…

3. Это предки всех слонов, но огромнее, лохмаче. Для охотников, тем паче, нет желаннее добычи.

4. Это главное орудие на многие века. Оно сделано из дерева, но изменилось слегка.

Охотники остроконечник привязали на наконечник. И с тех пор для всех зверей нет оружия грозней.

5. Человек пошел на лов, чтобы был большой улов. И предмет он прихватил, что из кости смастерил. Назови, что это было. И оружием служило.

6. Этим палку вырубали и ее же заостряли. Назови, что это было. Ну, конечно же…

7. Человек взял палку, камень и связал. Ему не лень им работать целый день. Он деревья рубит им. Чем? Спеши назвать каким?

8. Дырки в шкуре ею долго пробивали. Ох и колка! Для всех древних то иголка. Мы ее зовем…

9. Назови это занятье, когда целый день – деньской плоды, ягоды, коренья – что имеет вид съестной, люди первые искали стадом все потом съедали.

Задание 9.О каком человек идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.

"Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла,

След в глине превратил в горшки,Кувшины, чашки, ложки.А чтоб не набивать живот,Корзины сплел, лукошки".

Задание10. Какие изменения произошли в жизни человека "разумного"?

Вставь пропущенные слова

Появились новые _______________________, переход от присваивающего ____________ к ___________________________, внешность __________________

Задание 11. Какую роль сыграло производящее хозяйство в жизни человека?

Вставь пропущенные слова

Уменьшилась зависимость человека от _________________, люди начинают вести ___________________ образ жизни, появляются ______________________________, меняются _________________________ людей).

Задание 12. Соотнесите дату и событие

1

Более полумиллиона лет назад

1

Испанский археолог открыл красочные рисунки в пещере Альтамира в Северной Испании.

2

Приблизительно 40 тысяч лет назад

2

Появились древнейшие люди жившие в Восточной Африке.

3

Более ста тридцати лет назад

3

Человек стал таким же, как люди нашего времени.

4

Более 10 тысяч лет назад

4

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии и появились на юге нынешней России.

5

Более двух миллионов лет назад

5

Возникло земледелие

6

Около 9 тысяч лет назад

6

В Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов

1

2

3

4

5

6

Задание 13. Расположите в правильной последовательности

1.Орудия труда из металла 2.орудия труда из дерева 3. Орудия труда из камня

4. орудия труда из кости

Задание 14 Что это?

  1. Это природный материал, который дал название самой первой эпохе в развитии человечества.

  1. Это изделие из природного материала, изготовленное ленточным способом. Изготовление таких изделий привело к возникновению одного из видов ремесла.

Задание 15. Соотнеси

1

Родовая община

1

Первое одомашненное животное

2

Религия

2

Длительный период в истории человека, когда орудия труда изготавливались преимущественно из камня и кости

3

Собака или кошка? i

3

Коллектив первобытных людей - родственников

4

Каменный век

4

Главное отличие первобытного человека от животного

5

Осознанный труд и мышление

5

Вера в богов, силы природы, духов и загробную жизнь

1

2

3

4

5

Задание 16 Выбери и подчеркни из перечисленных занятий те, которые были характерны для первобытного человека.

Скотоводство, космонавтика, наука, наскальная живопись, собирательство, информатика, торговля, охота, рыболовство, изготовление орудий труда, земледелие.

infourok.ru


Смотрите также