От первобытного строя к государству. Процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновение государства и права
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

§3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства. От первобытного строя к государству


§3. Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

' Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству и плужному

См. об этом: Перший А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по обшей этнографии. М., 1979. С. 213.

39

(пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10–12 тыс. лет назад и продолжался – у разных народов – несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала "мягкие" цветные металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации1.

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они в целом правильно обобщены в книге Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров .

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV–III тысячелетии до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I–II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I–II вв. до н.э. – I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, разви-

1 См. об этом: Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980. № 3; Венгеров А.Б, Барабашева Н.С. Нормативная система и эффективность общественного производства. М., 1985. С. 253– 256. 2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 160.

40

тию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры .

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых" .

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

См. об этом: Уайлд Р. Древний Восток в свете новых раскопок. М., 1956; Рыбаков. Б.В. Язычество древних славян. М., 1981; Массой В.М. Поселение Джейтаун. М., 1971; Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982; Венгеров А.Б., Барабашева Н.С. Указ. соч. С. 263-267. 2Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 161.

41

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен1. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой,дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриарха-

1 См.: Венгерок А.Б., Барабашева Н.С. Указ. соч. С. 270-272.

42

том . Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства – скота, орудий земледелия и продуктов нового производства – становится основной работник – пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе – старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца – к старшему сыну по праву первородства (у славян – к старшине, с согласия всех сыновей)2. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 161-162.

2 См.: Соловьев С.М. Сочинения. Т. 1. Кн. 1. М., 1988. С. 90-96.

43

новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от ро-> дового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племе нами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интере-, сов племен. /'

В рассматриваемый период активизируются процессы мифа-' ции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, пе-реднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

44

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь, вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто – военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем – пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытно-общинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

45

studfiles.net

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

3 КРИЗИС ПЕРВОБЫТНОГО СТРОЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Первобытно-общинная форма устройства общества характеризовалась отсутствием классовой структуры, государства и четких правовых норм. Экономическая жизнь первобытной общины основывалась на коллективной собственности на средства производства при низком уровне развития производительных сил. Добываемая членами общины провизия поровну делилось между ними. Слабая техническая оснащенность заставляла людей объединяться. Это породило коллективную собственность на средства и результат труда.

На ранних этапах первобытно-общинного строя господствовал матриархат. Родство велось исключительно по линии матери. В этот период женщина занимала господствующее положение в общине.

Неолитическая революция (рубеж VII–V тысячелетий до н. э.) и переход от кочевого образа жизни к оседлому привели к тому, что в регионах с благоприятными условиями появились первые земледельческие общества. Они переходят от охоты и собирательства к производящему хозяйству.

Рост земледельческих общин приводит к их расширению и делению по семейно-родствен-ному (клановому) принципу. На территории одной земледельческой общины могли находиться сразу нескольких кланов.

Организация общественной власти соответствовала принципам хозяйствования в примитивных обществах. Носителем власти было все общество в целом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, военачальников. Последние не имели материальной заинтересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.

Авторитет власти собрания был непререкаем. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполномоченные лица, пользующиеся уважением. Постепенно у них появляются привилегии и расширяется круг обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства.

В первобытном обществе существовала развитая система запретов – табу. Одним из первых был запрет на убийство соплеменника. Нарушение табу строго каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.

Усложнение социальных связей внутри родов породило разделение труда. Постоянный рост производства привел к накоплению излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.

Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати – жрецов, военачальников, старейшин. Скот стал предметом обмена – деньгами первобытнообщинного общества. Все это вытесняло коллективные формы собственности. Возникли частное хозяйство и частная собственность на средства

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

1. От первобытного стада к родоплеменному строю. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

     1. Раскопки английского антрополога Л. Лики в Олдовае (Африка) позволяют полагать, что возникновение человекоподобных существ произошло около 1750 тысяч лет тому назад'. Найденный здесь Homo habilis отличается уже не только прямохождением и кистью, могущей хватать и удерживать орудие, но также способностью делать последнее.

     Выϲʙᴏбождаясь постепенно от унаследованных в ходе эволюции архаических признаков, человек приучался к коллективным формам производства, потребления, самоуправления.

     Около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мустьерский период, мы находим его способным возводить жилища, добывать огонь, обрабатывать для ϲʙᴏих нужд камень и кость.

     Мустьерская дородовая группа (первобытное человеческое стадо) невелика по численности - 30-40 человек; дальнейшее расширение ее наталкивается на недостаток продовольствия.

     Немногие строго исполняемые правила регулируют внутреннюю жизнь первобытного стада. Не исключено, что уже в мустьере были констатированы первые кровнородственные ассоциации и установлены некᴏᴛᴏᴩые запреты в сфере стихийно сложившихся отношений между полами.

     Местом преимущественного расселения древних людей служила обширная территория, включавшая Африку, Переднюю Азию, Южную Европу. Наилучшие условия для жизни человека имелись в районе Средиземного моря. Здесь он заметно отличается по ϲʙᴏему физическому облику от как бы заторможенных в развитии южных европейцев, вынужденных приспособляться к нелегким условиям приледниковой зоны. Недаром Средиземноморье сделалось колыбелью самых ранних цивилизаций древнего мира.

     В следующем, ориньякском,. периоде человек вступает в начальную фазу позднего палеолита (около 30 тысяч лет назад). Стоит заметить, что она принесла с собой копье, дротики и гарпуны, западни для охоты на животных, хитроумные ловушки для ловли рыбы. Бродячий образ жизни уступает место полуоседлости и оседлости. Последующие находки в том же Олдовае и поблизости от него уводят нас в более древние времена. Недавняя находка (в Эфиопии) - останки примата, жившего 4,5 млн. лет тому назад. Это пока самый древний предшественник человека. Возникают комплексы построек, служащих для жилья, ремесленных работ, хранения запасов. Побудет первобытная магия (фетишизм), складываются связанные с ней обряды и запреты.

     Труд, положенный на расщепление камня, на обработку рукоятей, на оттачивание кости, на устройство жилища и т. п., создал, наконец, человека. Зачатки членораздельной речи, появившиеся в мустьере, получают ϲʙᴏе дальнейшее развитие. Вместе с тем приходит способность к абстрактному мышлению, к сознательной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

     При этом биологическая революция создала новые, неизмеримо большие возможности для совершенствования процессов труда.

     Приблизительно с VIII тысячелетия до н. э. наступает новая эпоха в истории древнего человека. Ее принято называть эпохой нового камня, неолитом. Наступает время шлифованных каменных орудий, пиления и сверления камня. Побудут лук, каменная, деревянная или костяная мотыга, долбленая лодка. Приручается первое домашнее животное - собака.

     Вооруженный всем данным новым богатством, человек совершает подлинную земледельческую и индустриальную революцию. Стоит заметить, что он овладевает техникой земледелия, научается добывать и обрабатывать металлы, разводить рабочий и молочный скот.

     Каким бы грубым ни казался нам человек неолита, следует помнить, что ему обязаны мы разумно направленной селекцией, результатом кᴏᴛᴏᴩой было оϲʙᴏение всех тех злаков, кᴏᴛᴏᴩые до сих пор кормят человечество, - пшеницы, проса, ячменя, риса, а также сахарного тростника и др. То же самое можно сказать об одомашнивании животных. Ни корова, ни лошадь, ни свинья не встречаются в природе в их нынешнем виде. Стоит заметить, что они стали такими в результате направленного отбора. При ϶ᴛᴏм из 140 тысяч пород животных, населяющих землю, человек отобрал именно лучшие и, отобрав, вывел в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими потребностями (около 40 пород).

     Индустриальная революция сопровождается быстрым развитием ремесла, призванного удовлетворять новые и все растущие потребности в вещах, главным образом предметах производительной деятельности, одежды, кухонной утвари, культа. Стоит отметить, что особой заботой пользуется изготовление оружия.

     Пример неолитической культуры дают иберийцы (III тыс. до н. э.). От них остались сооружения и дороги, каменоломни и селения, мотыги и лопаты. Могильники иберийцев позволяют говорить о начальном этапе социальной дифференциации.

     2. Земледелие и скотоводство принесли с собой великие перемены. Присваивающая форма хозяйства уступает место производящей, а вместе с тем обнаруживаются первые противоречия в сфере собственности и распределения.

     Перемены наступают, конечно, не сразу. В общинах более простого типа коллективная обработка земли сохранялась до недавних дней. Ее наблюдал Миклухо-Маклай: "2-3 и более мужчин, - повествовал он о папуасах, - становятся в ряд, глубоко втыкают заостренные удья (колья) в землю и потом взмахом подымают большую глыбу земли... За мужчинами следуют женщины, кᴏᴛᴏᴩые ползут на коленях, держа крепко в обеих руках удья-сав, размельчают поднятую мужчинами землю. За ними идут дети различного возраста и растирают землю. В таком порядке мужчины, женщины и дети обрабатывают всю плантацию".

     В подобного рода общинах существует и долго удерживается коллективизм потребления. Общий продукт (за исключением доли, предназначенной на воспроизводство) расходуется постепенно, соразмерно потребностям.

     Дело меняется с тех пор, как на смену заостренным кольям приходит мотыга (не говоря уже о плуге), побудут лук и стрелы, рыболовный крючок и т.п.

     В отличие от земли, кᴏᴛᴏᴩая еще долго будет коллективной собственностью, в отличие от рабов, совместно захватываемых и совместно же эксплуатируемых, орудия труда довольно рано переходят в индивидуальную, личную собственность.

     Первое, что должно было способствовать ϶ᴛᴏму, - способ, кᴏᴛᴏᴩым орудие делалось: производя орудие, первобытный человек "создает его от начала до конца, искусно его использует и управляет им" (Дайамонд). Второе, что должно было действовать в том же направлении, заключается в постепенном укоренении правила, согласно кᴏᴛᴏᴩому орудие, требующее индивидуального навыка, остается в преимущественном, если не исключительном, обладании определенного лица. Частная собственность, замечает Плеханов, здесь в порядке вещей гораздо более, чем какой-либо другой тип приϲʙᴏения.

     Но как только побудет орудие, позволяющее добывать пищу независимо от коллектива, и с той поры, как оно становится собственностью его обладателя, так почти автоматически слабеет связь, удерживающая человека в коллективе, и последний, приспособляясь к новым условиям жизни, вынужден вступить на путь превращений.

     Общество далеко не сразу смиряется с тенденцией обособления. Маунтфорд наблюдал у австралийцев (остановившихся на стадии собирательства и охоты), что убивший кенгуру охотник получает не лучшую, как следовало бы откидать, но равную часть добычи, то же, что и все другие. У некᴏᴛᴏᴩых североамериканских племен удачливый охотник получал лучшую часть, но охотиться в одиночку ему воспрещалось под страхом наказания, кᴏᴛᴏᴩому его подвергало сообщество, называвшееся "товарищи всех".

     Приручение скота и в особенности размножение стад воздали новый, причем такой источник богатства, кᴏᴛᴏᴩый, не требуя коллективных усилий, способствовал накоплению имущества. У многих народов земли именно скот, стада прирученных животных сделались со временем эталоном богатства и знатности. В Древней Греции, Древнем Риме, Киевской Руси скот дал название деньгам (талант, пекуниа, "скот"). В старой Ирландии родовая аристократия - айры - должна была терпеть конкуренцию бо-айров - "коровьих дворян" (богатых, но не знатных землевладельцев). Здесь существовал обычай, согласно кᴏᴛᴏᴩому бо-айр, превосходящий богатством племенного вождя (если ϶ᴛᴏ богатство удерживалось в нескольких поколениях), занимает его место.

     3. Весь тот период, кᴏᴛᴏᴩый непосредственно предшествовал пастушеству и регулярному земледелию, прошел под знаком материнского рода, бывшего непосредственным результатом экзогамии, то есть порядка, при кᴏᴛᴏᴩом запрещалось вступать в брачные отношения внутри собственного рода и, наоборот, существовало взаимное обязательство брать жену в определенном (чужом) роде (племени)'.

     Возникающий вместе с тем групповой брак объединяет нескольких (или многих) мужчин одного возраста с несколькими '(или многими) женщинами. Никто не знает ϲʙᴏего отца, и потому счет родства ведется по материнской линии.

     Материнская родовая община, десятки и даже сотни членов кᴏᴛᴏᴩой могли проживать под одной крышей, группируется вокруг старейшей родительницы. Это не только союз родичей, ϶ᴛᴏ и коммуна-община, совместно владеющая имуществом, совместно работающая, совместно потребляющая, принадлежащая к одному очагу. Пример такого рода-общины дает, по-видимому, недавно открытое на склоне Чатал-Хююка (Анатолия, Турция) поселение VII-VI тысячелетий до н. э. Стоит заметить, что оно состоит из 36 глиняных домов. Самый большой мог дать приют 200-300 людям. Некᴏᴛᴏᴩые из домов были, по всей видимости, общественными кладовыми.

     То новое положение, кᴏᴛᴏᴩое женщины стали занимать в усложнившемся домашнем хозяйстве, та роль, кᴏᴛᴏᴩую они стали играть в начальной фазе земледелия (мотыжного), должны были -особенно в условиях полного равенства полов - способствовать выдвижению общественного положения женщины - хозяйки и главной добытчицы.

     Значительное число неоспоримых свидетельств, ^Сохранившихся из-за необыкновенной живучести матриархальных пережитков, говорит в защиту мнения о повсеместно распространенном в первобытную эпоху господстве женщин. В Древнем Египте имущество мужчины переходило, как правило, его старшей дочери, и муж ее имел на него не столько право собственности, сколько пользования. Отсюда столь обыкновенные здесь браки между родными сестрами и братьями, примирявшими, по выражению одного из исследователей, "матриархальную собственность с отцовским наследством".

     Матриархальные порядки прослеживаются отчетливо в Эламе, в древней Персии, у ликийцев, у этрусков и т. д.

     О существовании матриархата свидетельствуют женщины-прародительницы,   почитаемые   эскимосами,   женщины-воительницы, известные истории и старому эпосу народов. В Нигерии, пишет Дж. Томсон, переход от материнского рода к отцовскому произошел уже на наших глазах и то под влиянием английской колониальной администрации, особенно судей, кᴏᴛᴏᴩые постоянно рассматривают отношения между отцами и сыновьями со ϲʙᴏей, буржуазной точки зрения'.

     Определение матриархальных отношений далеко не просто из-за бесконечного разнообразия присущих им форм. Но, представляется, не будет ошибкой полагать, что в наиболее типичных случаях имело место соединение в руках женщины наследственных прав на владение имуществом, распоряжение хозяйством, какой-то части (большей или меньшей) обязанностей по управлению вообще. На ϶ᴛᴏм основании сохранялась в шумерийских городах-государствах власть женщины-соправительницы, какой была, например, власть жены известного патеси города Лагаша Урукагины.

     4. Естественная эволюция, превратившая мужчину-охотника в пастуха, а затем благодаря появлению упряжки, являвшейся прямым результатом одомашнивания скота, в первое лицо пашенного земледелия, приводит в конце концов к ликвидации матриархальных отношений как господствующих Возникновение экзогамии не вполне объяснено. Стоит сказать - полагают, что ее причиной могли быть антагонизмы, возникающие на почве ревности в условиях неурегулированных отношений между попами. Радикальный выход заключался в полном запрещении связей между мужчинами и женщинами, принадлежащими к одному и тому же коллективу. На смену им приходят патриархальный род и патриархальная же семья. Мы не будем касаться промежуточных ступеней, отделяющих патриархальную семью от группового брака. Укажем исключительно на так называемую парную семью, отличительными признаками кᴏᴛᴏᴩой были, с одной стороны, преобладание мужчины, а с другой - доступность развода для обеих сторон.

     Парная семья не вызывает еще потребности в собственном домашнем хозяйстве и потому "не упраздняет унаследованного от более раннего периода коммунистического домашнего хозяйства"; но в то же время именно "парный брак ввел в семью новый элемент. Рядом с родной матерью он поставил достоверного родного отца... Согласно существовавшему тогда разделению труда в семье, на долю мужа выпадало добывание пищи и необходимых для ϶ᴛᴏго орудий труда, следовательно, и право собственности на последние; в случае расторжения брака он забирал их с собой, а за женой оставалась ее домашняя утварь. По обычаю тогдашнего общества, муж был по϶ᴛᴏму также собственником нового источника пищи - скота, а впоследствии и нового орудия труда - рабов"1.

     Не хватало одного: наследования имущества от отца к детям, так как ϶ᴛᴏму все еще препятствовал род. Как только ϶ᴛᴏ препятствие было устранено, был устранен и парный брак. Его преемником сделался брак с господством мужчины при совершенном запрещении внебрачных связей для женщины и столь же непременной передаче имущества семьи законным детям ее главы.

     С патриархальной семейной общиной, о кᴏᴛᴏᴩой мы еще будем говорить, общество вступает в последнюю, заключительную фазу родового строя, как она констатируется гомеровскими поэмами, сочинениями римских писателей о германцах и кельтах, варварскими правдами и многими другими источниками.

Пользовательское соглашение: Интеллектуальные права на материал - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - Черниловский З.М. принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "1. От первобытного стада к родоплеменному строю") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе. Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - Черниловский З.М. в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - Черниловский З.М., 2015. 1. От первобытного стада к родоплеменному строю.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

От первобытнообщинного строя – к государству — курсовая работа



3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

Тема 1: ОТ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО СТРОЯ – К ГОСУДАРСТВУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2010

3

 

План

Введение

1.Характеристика первобытнообщинного строя

2.Теории происхождения государства

2.1.Теологическая теория

2.2.Патриархальная теория

2.3.Договорная теория

2.4.Теория насильственного происхождения государства

2.5.Органическая теория

2.6.Материалистическая теория

2.7.Психологическая теория

3.Формы происхождения государства

3.1.«Азиатский способ производства»

3.2.Возникновение государства в результате появления частной собственности и раскола общества на классы

3.3. Возникновение государства в результате завоевания обширных чужих территорий

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определённом этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.[1] Не существует организации, способной достойно соперничать с государством в многообразии выполняемых им задач и функций. В первобытнообщинном обществе отсутствовал особый аппарат управления, который мог бы применить принуждение. В управлении делами рода (общины) господствовали обычаи, авторитет и уважение.

Вопрос о происхождении государства является спорным, так как этнографические и исторические науки дают всё              новые знания о закономерностях появления государств, выявляя причины их происхождения, исследуя их развитие.

Целью данной курсовой работы является желание рассмотреть возникновение государства, проследив этот процесс, начиная с периода первобытнообщинного строя.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

      дать общую характеристику первобытнообщинному строю;

      изучить теории происхождения государства;

      познакомиться с формами возникновения государства.

Актуальность выбранной темы бесспорна, поскольку для всестороннего изучения государства, как и любого другого института, необходимо знать истоки его возникновения.

Степень научной разработанности проблематики, освещённой в курсовой работе, определяется как высокая, т.к. существует большое количество литературы, где этот вопрос подробно изучается. Базу для изучения составили в основном учебники по Истории государства и права зарубежных стран Прудникова М.Н, Мухаева Р.Т., Ильинского Н.И. и др., а также учебники по Теории государства и права Малько А.В. и Абдулаева М.И.

В первой главе дана общая характеристика первобытнообщинного строя, присущего «древнему миру». Понятие «древний мир» обозначает совокупность всех древних цивилизаций Востока (Вавилона, Египта, Китая, Индии и др.) и Запада (Афин и Рима), существовавших в период с IV тыс. до н.э. по V в. н. э.

Вторая глава рассматривает причины возникновения государства. Причины показываются в различных в теориях происхождения государства, в состав наиболее распространённых из которых входят теологическая, патриархальная, договорная теории, теория насильственного происхождения государства, органическая, материалистическая и психологическая теории.

Третья глава освещает вопрос происхождения государства с точки зрения форм. Государства образовывались с помощью «азиатского способа воспроизводства», в результате появления частной собственности и раскола общества на классы, а также в результате завоевания обширных чужих территорий.

1.Характеристика первобытнообщинного строя

Так как общество возникло гораздо раньше государства, в целях наиболее глубокого познания института государства необходимо дать характеристику органов власти и существовавших в первобытном обществе норм. Первобытнообщинный строй – первый этап совместной жизни людей. Этот период охватывает огромный отрезок времени – более миллиона лет – от появления человека на Земле до становления первых классовых обществ и государств.

Формирование человека занимает продолжительный период времени. Он шёл непрерывно, постепенно и медленно. Австралопитек, питекантроп, неандерталец, кроманьонец сменяли друг друга постоянно. Современные методы археологии позволили определить возраст первого человекоподобного существа – 1750 тыс. лет. Человек постепенно освобождался от унаследованных в ходе эволюции архаических признаков и приучался к коллективным формам производства, потребления и самоуправления.

С появлением копьев, дротиков, гарпунов, западней для охоты на животных, хитроумных ловушек для рыбного промысла бродячий образ жизни уступает место полуоседлости и оседлости. Люди начинают строить или копать себе жильё, заниматься ремесленными работами, хранить запасы. Развитие получают речь, абстрактное мышление, сознательная деятельность.

Беспорядочные половые связи сменила семья, основанная на коллективном, а затем на парном браке. Люди, группируясь вокруг общей прародительницы, составляли род. Ведущую роль в родовой общине играла женщина, она заботилась о детях и вела хозяйство. Такое устройство называлось матриархатом. Далее оно было превращено в патриархат и власть, соответственно, была передана мужчине, а родство стало соблюдаться по отцовской линии. Так как род (родовая община) играл важнейшую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться – «первобытнообщинный строй», а его социальная организация – родоплеменной. Основу родоплеменного союза составляло общее право на имущество: землю, скот, военную добычу и др. Род управлял производственными процессами, наделял землёй, принуждал к севообороту, заставлял создавать страховые запасы, формировать общую казну, строить храмы, дороги, мосты и т.д.

Правовых норм в первобытнообщинном строе не существовало, они заменялись социальными нормами, называемыми мононормами, т.к. они выражали главное стремление социума – выжить. К таким мононормам относятся традиции, обычаи, культовые ритуалы и обряды. Эти социальные регуляторы догосударственного периода обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения.

На Востоке впервые были сделаны те два открытия, за счёт которых человечество живёт и сейчас. Это земледелие и скотоводство. Они позволили производящей форме хозяйствования взять верх над популярной ранее присваивающей. Этот переход породил первые противоречия в сфере собственности и распределения.

Появляется институт военного командования в связи с возникновением избыточного продукта и, следовательно, систематическими разбоями в целях захвата скота и рабов.

В связи с переходом общества к патриархату появляется право наследования имущества детьми, что приводит к накоплению богатства отдельных семей общины, упрочению наследственной аристократии и возникновению такой формы правления, как совет старейшин. Члены совета старейшин – главы семейных общин, входивших в род, предварительно обсуждали вопросы, подлежавшие решению на общем собрании рода. Совет избирал племенного вождя – несменяемая должность, не дававшая никаких привилегий.

Органом правительственной и судебной власти является общее собрание рода, куда входят достигшие определённого возраста мужчины. Полномочия собрания включают право избрания на все должности, включая военное предводительство, компетенцию в делах кровной мести, решающее слово в делах об измене, трусости, кровосмешении, преступлениях против религии, колдовстве, убийстве внутри рода и т.д.

Позже началось деление общества на рабов и свободных, богатых и бедных, что привело к распаду общин. Земля перешла в частную собственность отдельных семей. Затем исчезает и род в связи с тем, что родовые посёлки потеряли единство и стали местом поселения «пришлого люда».

Родовой строй отжил свой век: он был взорван разделением труда и его последствиями – расколом общества на классы и был заменён государством.[2]

2.Теории происхождения государства

В вопросе происхождения государства у учёных нет единого мнения. Существует множество теорий, содержащих в себе причины образования такого социального института, как государство. Наиболее распространёнными среди них считаются теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая и психологическая теории. Названные теории являются наиболее распространенными учениями о способах и процессе появления государства, включая в себя системы взглядов, выделяющие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности. Каждая из теорий происхождения государства обладает позитивными моментами, отражающими действительность в той или иной её части, и слабыми сторонами, позволяющими критиковать их.

 

2.1.Теологическая теория

Во времена средневековья популярна была теологическая теория происхождения государства. Её основателем считается средневековый богослов Августин. В его учении «о двух градах» содержалась идея теократии. Ни один «земной град» (т. е. государство), подчеркивал Августин, не знал подлинной справедливости, а потому походил, скорее, на «шайку разбойников». Критикуя реально существующие государства, он противопоставил им церковь в качестве идеального «небесного» сообщества, духовной общины верующих. Тем самым обосновывались притязания церкви на руководство государственными делами.[3]

Фома Аквинский (1225 – 1274) также придерживался теологической концепции происхождения государства. Он полагал, что правители могут использовать свою власть вопреки заветам божества, их деятельность должна контролироваться церковью. Сочинения Фомы Аквинского стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени.

В современных условиях идею о божественном происхождении государства развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен), представители неотомизма (Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

Согласно этой теории, государство – продукт божественной воли, поэтому государственная власть вечна и зависима от религиозных организаций и деятелей. Каждый обязан подчиняться государю во всем. Социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям, как представителям и выразителям божественных велений, ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Отрицательным моментом этой теории, не позволяющим её принять за действительно единственный путь возникновения государства, является то, что она не считается с влиянием социально-экономических и других материальных и духовных факторов на государство и не позволяет определить, как усовершенствовать форму государства и как улучшать государственное устройство. А так как теологическая теория построена в основном на вере, доказать её невозможно, но невозможно и опровергнуть. Вопрос об истинности этой теории решается с вопросом о существовании Бога и Высшего разума.

 

2.2.Патриархальная теория

Патриархальная теория наряду с теологической является одной из первых. К наиболее известным её представителям происхождения государства можно отнести древнегреческого философа Аристотеля (III в. до н.э.), английского мыслителя XVII в. Р. Фильмера, русского социолога Н.К. Михайловского и др.

Эти ученые обосновывают факт, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В дальнейшем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводит к образованию государства. Таким образом, государство – продукт разросшейся семьи.

Власть государя является ни чем иным, как продолжением власти отца, т.е. патриарха в семье. Она ничем не ограничена. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Любое сопротивление такой власти недопустимо. Только отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для каждого человека условия жизни.

yaneuch.ru

Процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновение государства и права

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9Следующая ⇒

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему — скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12-тыс. лет назад и продолжался у разных народов — несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять скачала "мягкие" цветные металлы — медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение культурой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилизации.

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варваров.[9]

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV—III тысячелетии до н.э. земледелия, дававшего в районах Ближнего Востока и Древнего Египта невероятно высокие урожаи зерновых. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, долины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннеземледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексиканских индейцев (I-II вв. до н.э. — I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этнографии неолитическая революция стала возможной не только благодаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрессу хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности и иных достижении материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры.[10]

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабочей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых".[11]

Здесь, однако, требуется уточнение. Далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземледельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой раннеземледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых, общинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникновением городов-государств, где основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, сословия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен[12] . Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинники, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой, дифференциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к первым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные полисы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысячелетии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникновению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической революции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в родовом строе, который привел к замене матриархата патриархатом. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем. родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства. народов она. состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому общественная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собственником основных средств производства — скота, орудий земледелия и продуктов нового производства — становится основной работник — пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе — старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца — к старшему сыну по праву первородства (у славян — к старшине, с согласия всех сыновей)[13] . Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и устанавливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-общины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровно-родственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или должны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, межплеменных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различных народов. В результате на одной территории поселялись разноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли регулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровнородственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обязанности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразование прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организмом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общественной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интересов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы миграции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов общественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска Параллельно происходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верховную власть, претендующую на передачу по наследству, на приоритет перед народным собранием, к тому времени превратившимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавилонян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоам ерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации общества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто — военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покровительства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепенное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у скифов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закреплялась сначала продлением выборного срока, а затем — пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытно-общинного строя в цивилизованные общества .и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и -причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

 

Читайте также:

lektsia.com


Смотрите также