Как выглядели первобытные женщины. Ученые показали, как выглядели женщины 13 тысяч лет назад
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как женщины каменного века распространяли цивилизацию. Как выглядели первобытные женщины


Как выглядели женщины в древности: 10 реконструкций лиц

Истории женщин давних лет могут быть такими же уникальными, как и их лица, реконструированные по костям черепа. Были ли они ведьмами, святыми, могущественными людьми или забытыми жертвами, они – это частичка давно ушедшей эпохи и наши проводники в прошлое.

1. Женщина возрастом 13 тысяч лет

После сложного процесса реконструкции на ученых взглянула почти эльфийская леди возрастом 13 тысяч лет, чьи останки были обнаружены в Таиланде. В жизни её рост был 152 см, и умерла эта женщина вполне европейской внешности в 25-35 лет. Согласитесь, она запросто может сойти за нашу современницу.

2. Жертва черного рынка

Эта молодая женщина умерла в Шотландии в 18 веке. Ее имя и история жизни неизвестны, но череп все же может многое рассказать. Останки молодой шотландки возрастом около 30 лет были найдены на участке, где хоронили бедных и одиноких людей. Ее передние зубы были вырваны, и исследователи полагают, что их продали на рынке для изготовления зубных протезов.

3. Нетипичная бразильянка

Одни из самых старых человеческих останков десятилетиями хранились в музее. Они принадлежали женщине, которую условно назвали Лузия, и она путешествовала по бразильской саванне 11,5 тысяч лет назад. Считается, что она умерла в возрасте чуть более 20 лет. Когда череп Лузии превратился в лицо, ученые были удивлены: её черты были отчетливо схожи с чертами чернокожих людей Африки, Австралии и южной части Тихого океана.

4. Сеньора де Као

Задолго до инков в Перу процветала культура Моче. Одной из их культовых мумий того времени является 1600-летняя сеньора де Као. Ее тело было обнаружено в 2005 году в гробнице, наполненной драгоценными вещами. Чтобы «представить» сеньору общественности, команда ученых воссоздала её лицо и тело в 3-D. Результат был поразительным. Вместо мумии посетители музея теперь могут видеть молодую женщину с высокими скулами, которая выглядит вполне себе живой.

5. Женщина из Спиталфилдс

В 1999 году археологи раскопали лондонское средневековое кладбище, где нашли загадочную женщину в огромном каменном саркофаге, датируемом примерно 350 г. н.э. На даме была одежда из шелка, вышитого золотом. Анализ ее зубов показал, что она не была британкой, а скорее всего родилась в Риме.

6. Длинноголовая кореянка

В 2013 году во время раскопок в Кёнджу, столице древнего царства Силла (57 г. до н.э. — 935 г.), был найден гроб с почти целым скелетом женщины, умершей в возрасте 40 лет. Главное, что привлекло внимание ученых, – это ее удлиненная голова. Более тщательное исследование и цифровая реконструкция показали, что такое строение черепа было абсолютно природным, а не модифицированным.

7. Прошлое загадочной мумии

Эта мумия из мельбурнского музея по имени Меритамун долгое время была загадкой. Отсканированный скелет идентифицировал леди, которая умерла очень молодой (18-25 лет), а реконструкция черепа явила миру красивую египетскую девушку из высшего общества, скончавшуюся примерно в 1500 году до н.э. Её истонченные и пористые кости говорили о том, что леди страдала либо от анемии, либо от малярийных паразитов, плюс у неё было два серьезных зубных абсцесса.

8. Храбрая ведьма

Пожилая женщина не имела никаких шансов в 1704 году: её пытали, пока она не «призналась» в колдовстве. Приговоренная к смертной казни, Лилиас Ади умерла в тюрьме, хотя некоторые считают, что она наложила на себя руки. В 20 веке ее череп был сфотографирован, а в 2017 году судебные эксперты задались вопросом, возможно ли восстановить лицо по фото, так как череп уже не сохранился. Оказалось, что можно. Лилиас вполне похожа на современную среднестатистическую бабушку.

9. Самая старая американка

Подросток времен Ледникового периода, которую ученые назвали Найя, умерла в Мексике 12-13 тысяч лет назад и была найдена в 2007 году. Исследователи очень хотели «посмотреть в глаза» старейшей американке, и они крайне удивились её реконструированной внешности. Она была более специфичной для южной части Тихого океана или африканских групп, но почему это так, ответа найдено не было.

10. Возможная Мария Магдалина?

На юге Франции в одной из базилик хранится череп женщины, которую называют условной Марией Магдалиной. Реликвия довольно странная: череп встроен в золотой бюст, и он почернел со временем, но на нем все еще сохранились волосы. Совсем недавно ученые получили разрешение на воссоздание лица. Так появился облик женщины, которая вполне возможно стала одной из самых противоречивых фигур Библии. Она уже не была молодой, но все еще красивой дамой в возрасте 50 лет.Flytothesky.ru

Текст: Flytothesky.ru

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Как выглядели женщины в древности: 10 реконструкций лиц

Истории женщин давних лет могут быть такими же уникальными, как и их лица, реконструированные по костям черепа. Были ли они ведьмами, святыми, могущественными людьми или забытыми жертвами, они – это частичка давно ушедшей эпохи и наши проводники в прошлое.

1. Женщина возрастом 13 тысяч лет

После сложного процесса реконструкции на ученых взглянула почти эльфийская леди возрастом 13 тысяч лет, чьи останки были обнаружены в Таиланде. В жизни её рост был 152 см, и умерла эта женщина вполне европейской внешности в 25-35 лет. Согласитесь, она запросто может сойти за нашу современницу.

2. Жертва черного рынка

Эта молодая женщина умерла в Шотландии в 18 веке. Ее имя и история жизни неизвестны, но череп все же может многое рассказать. Останки молодой шотландки возрастом около 30 лет были найдены на участке, где хоронили бедных и одиноких людей. Ее передние зубы были вырваны, и исследователи полагают, что их продали на рынке для изготовления зубных протезов.

3. Нетипичная бразильянка

Одни из самых старых человеческих останков десятилетиями хранились в музее. Они принадлежали женщине, которую условно назвали Лузия, и она путешествовала по бразильской саванне 11,5 тысяч лет назад. Считается, что она умерла в возрасте чуть более 20 лет. Когда череп Лузии превратился в лицо, ученые были удивлены: её черты были отчетливо схожи с чертами чернокожих людей Африки, Австралии и южной части Тихого океана.

4. Сеньора де Као

Задолго до инков в Перу процветала культура Моче. Одной из их культовых мумий того времени является 1600-летняя сеньора де Као. Ее тело было обнаружено в 2005 году в гробнице, наполненной драгоценными вещами. Чтобы «представить» сеньору общественности, команда ученых воссоздала её лицо и тело в 3-D. Результат был поразительным. Вместо мумии посетители музея теперь могут видеть молодую женщину с высокими скулами, которая выглядит вполне себе живой.

5. Женщина из Спиталфилдс

В 1999 году археологи раскопали лондонское средневековое кладбище, где нашли загадочную женщину в огромном каменном саркофаге, датируемом примерно 350 г. н.э. На даме была одежда из шелка, вышитого золотом. Анализ ее зубов показал, что она не была британкой, а скорее всего родилась в Риме.

6. Длинноголовая кореянка

В 2013 году во время раскопок в Кёнджу, столице древнего царства Силла (57 г. до н.э. — 935 г.), был найден гроб с почти целым скелетом женщины, умершей в возрасте 40 лет. Главное, что привлекло внимание ученых, – это ее удлиненная голова. Более тщательное исследование и цифровая реконструкция показали, что такое строение черепа было абсолютно природным, а не модифицированным.

7. Прошлое загадочной мумии

Эта мумия из мельбурнского музея по имени Меритамун долгое время была загадкой. Отсканированный скелет идентифицировал леди, которая умерла очень молодой (18-25 лет), а реконструкция черепа явила миру красивую египетскую девушку из высшего общества, скончавшуюся примерно в 1500 году до н.э. Её истонченные и пористые кости говорили о том, что леди страдала либо от анемии, либо от малярийных паразитов, плюс у неё было два серьезных зубных абсцесса.

8. Храбрая ведьма

Пожилая женщина не имела никаких шансов в 1704 году: её пытали, пока она не «призналась» в колдовстве. Приговоренная к смертной казни, Лилиас Ади умерла в тюрьме, хотя некоторые считают, что она наложила на себя руки. В 20 веке ее череп был сфотографирован, а в 2017 году судебные эксперты задались вопросом, возможно ли восстановить лицо по фото, так как череп уже не сохранился. Оказалось, что можно. Лилиас вполне похожа на современную среднестатистическую бабушку.

9. Самая старая американка

Подросток времен Ледникового периода, которую ученые назвали Найя, умерла в Мексике 12-13 тысяч лет назад и была найдена в 2007 году. Исследователи очень хотели «посмотреть в глаза» старейшей американке, и они крайне удивились её реконструированной внешности. Она была более специфичной для южной части Тихого океана или африканских групп, но почему это так, ответа найдено не было.

10. Возможная Мария Магдалина?

На юге Франции в одной из базилик хранится череп женщины, которую называют условной Марией Магдалиной. Реликвия довольно странная: череп встроен в золотой бюст, и он почернел со временем, но на нем все еще сохранились волосы. Совсем недавно ученые получили разрешение на воссоздание лица. Так появился облик женщины, которая вполне возможно стала одной из самых противоречивых фигур Библии. Она уже не была молодой, но все еще красивой дамой в возрасте 50 лет.

Интересные материалы:

Почему запах крови привлекает хищников, но отталкивает людей? (7 фото) 10 интересных фактов о воде в организме человека (11 фото)

nlo-mir.ru

Идеал красоты: от древности до наших дней

На рубеже XIX и XX веков мода чрезмерно экстравагантна. Она вызывает насмешки. Вот как описывает "демоническую женщину" этого периода Н.А. Тэффи в одноименном рассказе:

"Демоническая женщина отличается от женщины обыкновенной прежде всего манерой одеваться. Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой для цианистого калия, который ей непременно принесут в следующий вторник".

На рубеже XIX-XX веков идеал женской красоты на Западе приближается к восточному идеалу. Красавица стала похожа на хризантему.

Изящная дама теперь выглядит так: небольшая голова с высокой прической переходит в удлиненный торс, сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие рукава и поникшие плечи напоминают листья; узкая юбка дополнена турнюром; высокие каблуки делают походку женщины неуверенной, что сообщает всей фигуре хрупкость.

В XX веке единого стандарта женской красоты нет, но, судя по манекенщицам, в моде дамы стройные (не ниже 170 см) с развитой грудью, узкой талией, широкими бедрами и длинными ногами.

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки - мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты.

Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

Грета Гарбо (Greta Garbo) в 20-х годах также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез - тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций!

Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля.

Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности - моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи.

В 40-е годы Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем - женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам.

Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки.

С концом войны в моду закономерно возвращается женственность. Переломным рубежом в мире "высокой моды" принято считать 1947 г., когда Кристиан Диор представил коллекцию "New Look" ("Новый взгляд"). Силуэт нового идеала красоты отныне стал таков: круглые покатые плечи, прилегающий лиф, подчеркивающий грудь, тонкая талия, маленькая головка и ноги в легких туфельках на высоких каблуках. Платье удлинилось до середины икр и расклешилось. Чтобы усилить впечатление от округлых линий груди и талии, большое количество ткани наверчивалось ниже талии, расширяя бедра. Для создания "воздушности" платья нередко поддевалась многослойная нижняя юбка. Вновь стали применяться корсеты (но преимущественно не жесткие).

Открытые еще в 1938 году нейлоновые чулки становятся общедоступны, избавляются от продольных швов и надолго завоевывают женские сердца.

Идеалом красоты 1950-х годов стала Мерелин Монро —пухленькая блондинка с подкрученными волосами до плеч, "зовущими" губами, пышной грудью, бедрами и талией, ради миниатюрности которой кинозвезда удалила два нижних ребра.

Впрочем, теперь кутюрье поступили разумно. Вместо того, чтобы пропагандировать один тип красоты, они впервые стали вводить в моду несколько силуэтов платья. В 1958 г. Диор представил публике "трапециевидную" линию одежды, которая расширялась от плеч, а также широкую "мешкообразную", в которой полностью "пропадала" талия. Мода становится, как говорится, на любой вкус…

Мини и sexy, хиппи и Твигги (1960-70-е)

1960-е годы ознаменовались молодежной и сексуальной революцией. Юные и дерзкие, наверное, впервые в истории заявили о создании своего мировоззрения, своей музыки и своей моды.

Одним из самых ярких достижений моды стало окончательное "освобождение" женских ног, предпринятое британским модельером Мэри Квант. Именно она изобрела мини-юбку, за что ей даже вручили в 1966 г. орден Британской империи (правда, трактовка вручения звучала так: "за заслуги в английском экспорте"). Чулки теперь становятся излишне рискованными, в моду входят колготы, особенно непрозачные.

Для рекламы "мини" нужна была и соответствующая модель. Если раньше слава "кумиров красоты" принадлежала "сформировавшимся" женщинам, преимущественно актрисам, то теперь ее снискала 16-летняя девочка Твигги (в пер. с англ. "прутик", "веточка"). Прозвище было дано недаром: при росте 1м 65 см она весила всего 45 кг! В кинофильмах сохранился образ и других "идеалов красоты" 60-х: сексапильной и роскошной ББ — Бриджит Бардо и элегантной и утонченной Одри Хепберн.

В конце 1960-х молодежную моду начинают диктовать хиппи, так называемые "дети-цветы". Рваные джинсы, украшения из бисера, длинные волосы, яркие платья в цветочек вместе с проповедью свободной любви и возвращения к природе выглядели тогда экстремально и революционно. Хиппи нарочито противопоставляли себя "отцам" и воплощали собой "антимоду".

Однако, многое из радикальной моды хиппи в 1970-е годы, "поглаженное и расчесанное", становится "мейнстримом". В первую очередь, это брюки-клеш, яркий декор, пестрые цветастые ткани, вязаные вещи — шарфы, свитера, водолазки. Юбки вновь удлиняются.В одежде преобладают практичность и простота. Женщины перестают носить бюстгальтеры. В моду входят синтетические немнущиеся ткани. Идеалом женской красоты является хрупкая высокая плоскогрудая блондинка с большими глазами, косой челкой и тонкими бровями. Для советских людей женским эталоном 1970-х во многом является Барбара Брыльска из к/ф "С легким паром!".

Секс, унисекс, эклектика! (1980-е и далее)

В 1980-е годы капиталистический мир разбогател и окончательно превратился в "общество потребления". Богатство и власть, показные шик и роскошь стали основными ценностями этой эпохи. Деловая самоуверенная бизнес-леди и вульгарная агрессивно сексуальная девица — вот два основных женских образа 80-х.Строгий деловой костюм из дорогих тканей вновь характеризуется широкой линией плеч — олицетворением силы и власти женщин-феминисток. Брюки носятся либо прямые, либо "бананы" — зауженные книзу. Для подтверждения дороговизны вещей многие лейблы модных марок помещаются на лицевой стороне одежды.

Женщина всеми способами стремится казаться эффектной и раскрепощенной. В моде фитнесс и аэробика, а значит — стройное спортивное тело. Для ленивых, опять-таки, существует силикон и пластическая хирургия.Обтягивающие платья, эластичные "боди", лосины и прочие вещи из лайкры и стретча призваны продемонстрировать сексуальность форм. Нижнее белье, благодаря поп-певице Мадонне, перестает быть чем-то интимным и впервые выносится на публику. Косметика становится яркой и вызывающей, прически — растрепанными и разноцветными, украшения — массивными (во многом это отклик прошумевшей в конце 1970-х очередной "антимоды" панков).

Именно в 1980-е годы начинается эра "супермоделей", теперь они примеры для подражания.В 1990-х маятник моды вновь качнулся в противоположную сторону. Роскошь сменяет минимализм, демонстративную сексуальность — унисекс, а пышнотелых моделей — худышка Кейт Мосс. В моде простой силуэт, отсутствие украшений. Основатель моды "унисекс" — Кельвин Кляйн — выдвигает лозунг "Просто будьте!". Элементы мужского костюма проникают в женский, и наоборот — мужская одежда моделируется по женским канонам. Теперь юноши и девушки одеваются одинаково — майки, мешковатые штаны, ботинки на толстой платформе. Вторичные половые признаки никак не подчеркиваются.

Но уже в конце 1990-х "унисекс" и "героиновый шик" сходят на нет. Человечество вновь полюбило фигуристых здоровых красавиц. Однако, индустрия моды теперь не стремится связывать себя обязательствами с новыми моделями, постоянно меняя их. Так же головокружительно меняются и модные направления, в большинстве своем смешивающие и цитирующие прошлые эпохи.

Что ждет наш дальше? Поживем - увидим:) Но если честно, мне не хотелось бы, чтобы мода зацикливалось на каком-то одном "каноне", мы все такие разные, непростительно было бы лишать нас индивидуальности, полагаясь на прихоть дизайнеров.

gold-nostalgia.livejournal.com

как выглядели женщины в древности

Ученые восстановили облик женщины, жившей в Таиланде 13 тысяч лет назад. Причем каких-то разительных отличий от современных жительниц Юго-Восточной Азии исследователи не нашли…

363953.jpeg Источник изображения: Hayes et al. / Antiquity 2017

Результаты их работы опубликованы в журнале Antiquity. Интересно, что раньше облик человека, жившего в древности, восстанавливали по костям, что приводило к массе ошибок. Только в середине 20 века советский антрополог Михаил Герасимов придумал, как максимально точно воссоздать лицо предка. Сначала изготавливается копия черепа, а затем ее покрывают пластилином, имитируя мышцы на лице. Благодаря такой методике мы смогли узнать, как выглядели первые гоминиды.

Но Сьюзан Хайес (Susan Hayes) из университета Воллонгонга (Австралия) вывела совершенно иную методику. Учитываются не только данные о мышцах, но и масса данных о том, как соотносится толщина мускулов лица и костей черепа в разных его точках. Так и удалось получить жительницу Таиланда, обитавшую там 13 тысяч лет назад.

Кстати, раньше считалось, что представительницы прекрасного пола обладали очень грубыми чертами лица, не похожими на облик ни одной расовой или этнической группы современности. Но ученые это опровергли.

Выяснилось, что женщина обладала почти "современным" лицом, похожим на жительниц Японии и стран Юго-Восточной Азии. Но ее нос и рот больше похожи на черты лица жительниц Африки.

Ранее ученым удалось выяснить, как возникли первые народы Европы. Они появились в результате союзов кочевников из российских степей Прикаспия и женщин, которые были потомками фермеров на территории Северной Европы. Генетические следы первых фермеров Европы, к которым наведались кочевники, быстро исчезли из общего генофонда европейцев. А заменила их ДНК мигрантов.

Исследователи ежегодно выдвигают массу предположений не только о том, как выглядели, но и о том, как себя вели предки современных людей. Немало вопросов вызывает то, как развивался интеллект у древних людей.

Антрополог Терренс Туоми из Мельбурнского университета (Австралия) полагает, что поддержание огня способствовало развитию ума и многих социальных навыков человека. Во-первых, поддержание постоянного горения требовало долгосрочного планирования. Оценивая запасы топлива, первобытный человек решал, как надолго он может отлучиться от костра. Позволив огню угаснуть, он подвел бы все племя: пламя служило для того, чтобы готовить пищу, отгонять животных, давать свет и тепло. Хворост нужно было собирать заранее, и к тому же огонь нуждался в защите от сильного ветра. Для млекопитающего, которое еще недавно привыкло жить одним днем, задача непростая.

При поддержании огня, кстати, не обойтись без развитых социальных навыков: хранитель очага должен был быть уверен в том, что, пока готовится пища, никто не украдет ее и не затопчет пламя. Так приходилось тренировать умение договариваться с сородичами.

По данным антропологов, австралопитек афарский (Australopithecus afarensis), один из самых ранних предков современного человека, еще не мог говорить (а жил он около 3,3 миллиона лет назад в Африке), а вот Homo antesessor, обитавший 1,2 миллиона лет назад в Европе, уже мог. Следует заметить, что в данном случае речь идет не о звуковых коммуникациях вообще, а о возможности говорить членораздельно. О том, о чем говорили древние люди, читайте в материале: Наши предки разговаривали матом.

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Назад в прошлое: как создать свою родословную

www.pravda.ru

Как женщины каменного века распространяли цивилизацию: matveychev_oleg

Археологи обнаружили, что первобытные женщины путешествовали на огромные расстояния, — видимо, для того чтобы выйти замуж, причём делали это очень долго, восемь столетий. И всё это время приносили с собой новые знания, цивилизацию и прогресс.

Исследовав останки, найденные в доисторических могильниках поблизости от Аугсбурга, археологи обнаружили странную закономерность: мужчины, жившие в этой местности 4500–3500 лет назад, редко и ненадолго покидали свои деревни, а вот многие женщины приходили издалека. Выяснить это позволил анализ костей и зубов: женщины в юности ели продукты, не характерные для этой местности. Одни из них добрались до нынешней Баварии из Чехии, другие — из Австрии, а некоторые так и вовсе из Британии.

При этом они не были пленными, рабынями или чужими: в захоронениях пришлые женщины лежат так же, как и местные, с таким же количеством украшений и погребальных атрибутов, что указывает на то, что они были вполне ассимилированы и относились к ним с большим уважением.

Происходило всё это относительно недавно, в 2500–1500 годах до нашей эры, когда в Северной Европе медь и бронза начинали добавляться к каменным орудиям, а земледелие и скотоводство в некоторых местах уже потихоньку вытесняли охоту и собирательство. Зато долго: это было оседлое поселение, и «иностранки» приходили в него в течение восьмисот лет.

А дальше возникают уже совсем поразительные предположения (вообще доисторическая археология на изрядную долю состоит из предположений). Если судить только по этому захоронению, получается, что женщины путешествовали, а мужчины сидели дома. Перемещаясь по всей Европе как раз в момент грандиозной технологической революции, женщины распространяли знания. В общем, получается, что к цивилизации нас привели путешествующие красавицы. Во всяком случае, учёные готовы сделать вывод, что на границе неолита и бронзового века была миграция, она была регулярна, индивидуальна, и в ней участвовали молодые женщины.

И тут надо отвлечься и подумать вот о чём.

Большинство из нас что-то знает о каменном веке из книги Жоржа Рони-Старшего «Борьба за огонь» и похожих повестей, написанных археологами несколько позже, с чуть более современными представлениями о жизни людей в верхнем палеолите. Ну и из песни Михаила Боярского: «...обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии». Если собрать воедино эти стереотипы, получится, что древние люди жили в пещере, ходили в меховых лохмотьях, охотились на разную дичь, собирали ягоды и жили, в общем, очень изолированно. Людей было не очень много, и их мир ограничивался окрестностями пещеры. А еще они боялись — хищников, погоды, природы и других древних общин, потому что ничего хорошего от чужаков ждать не приходится.

А ещё они были довольно дикими.

Сейчас же, если даже читать только популярную литературу, не углубляясь в научные статьи, оказывается, что всё было не так — ну, не только так.

Во-первых, они жили не только в пещерах. Наши предки строили довольно сложные дома из костей мамонта и выкладывали в них глиняные очаги — реконструкция такого, например, есть в краеведческом музее подмосковного Зарайска. А к неолиту у них уже были оседлые поселения с комфортабельными полуземлянками, отапливавшимися по-чёрному, без дымохода, и это не слишком сильно отличается от того, как жили наши русские предки в XIX веке.

Во-вторых, они не ходили в лохмотьях. Мех довольно плохо сохраняется на протяжении десятков тысяч лет, но в захоронениях древних людей находят такое количество бус и украшений, что учёные всерьёз предполагают, что у наших предков была красивая одежда, скроенная и сшитая, и довольно удобная к тому же. По-другому и быть не может: люди жили и на границе ледника, и в полупустынях с невероятной дневной жарой и холодными ночами. Без хорошо приспособленной к климату одежды это почти невозможно.

В-третьих, они явно не всё время боялись и не жили изолированно. Наши предки отправлялись в дальние экспедиции не только на охоту. Необходимое им сырьё — например, кремень или обсидиан, из которых делалось оружие, — могло находиться в сотнях и даже в тысячах километров от родной пещеры или землянки. Южноафриканские палеолитические охотники добывали кремни в двухста двадцати километрах от своей стоянки. Обсидиан с месторождений в Восточной Анатолии (Турция) использовался и в Ираке, и в Иране, и на Кавказе. Обсидиановые орудия нашли даже на Сахалине, при том что ближайшее месторождение — на острове Хоккайдо, до которого нужно плыть на лодке в бурных проливах больше тысячи километров.

Учёные считают, что у древних людей была полноценная меновая торговля — просто потому, что иначе выжить было трудно. Другая версия — военные экспедиции за ресурсами. Впрочем, до Нового времени война, разбой и торговля шли рука об руку и отличались друг от друга не всегда и не очень сильно.

Ну и в-четвёртых: не были они дикими. Трудно, конечно, изучать прошлое по могилам, но кое-что и они могут сказать. У древних была любовь. Десять лет назад итальянские археологи нашли парное захоронение: молодые мужчина и женщина лежали вместе, обнявшись. Они любили своих детей и хоронили их в расшитой бисером одежде, с оружием, игрушками, рыболовными крючками и прочим. У них было искусство — и пещерные росписи, и доисторические «венеры», и невероятно реалистичные статуэтки животных. Есть предположение, что у них была и полноценная религия. Об этом пишет в своей книге «Доисторические символы» (Los símbolos de prehistoria) испанский антрополог Ракель Лакайе Родригес, которая считает, что наскальная живопись, доисторические мадонны и мегалитические постройки объединяются в стройную систему верований в Мать-природу, богиню-созидательницу.

Это, конечно, просто теория, а вот от того факта, что всему лучшему нас научили женщины, уже, похоже, не отвертеться.

matveychev-oleg.livejournal.com

Как женщины каменного века распространяли цивилизацию

Археологи обнаружили, что первобытные женщины путешествовали на огромные расстояния, — видимо, для того чтобы выйти замуж, причём делали это очень долго, восемь столетий. И всё это время приносили с собой новые знания, цивилизацию и прогресс.

Исследовав останки, найденные в доисторических могильниках поблизости от Аугсбурга, археологи обнаружили странную закономерность: мужчины, жившие в этой местности 4500–3500 лет назад, редко и ненадолго покидали свои деревни, а вот многие женщины приходили издалека. Выяснить это позволил анализ костей и зубов: женщины в юности ели продукты, не характерные для этой местности. Одни из них добрались до нынешней Баварии из Чехии, другие — из Австрии, а некоторые так и вовсе из Британии.

При этом они не были пленными, рабынями или чужими: в захоронениях пришлые женщины лежат так же, как и местные, с таким же количеством украшений и погребальных атрибутов, что указывает на то, что они были вполне ассимилированы и относились к ним с большим уважением.

Происходило всё это относительно недавно, в 2500–1500 годах до нашей эры, когда в Северной Европе медь и бронза начинали добавляться к каменным орудиям, а земледелие и скотоводство в некоторых местах уже потихоньку вытесняли охоту и собирательство. Зато долго: это было оседлое поселение, и «иностранки» приходили в него в течение восьмисот лет.

А дальше возникают уже совсем поразительные предположения (вообще доисторическая археология на изрядную долю состоит из предположений). Если судить только по этому захоронению, получается, что женщины путешествовали, а мужчины сидели дома.

Перемещаясь по всей Европе как раз в момент грандиозной технологической революции, женщины распространяли знания. В общем, получается, что к цивилизации нас привели путешествующие красавицы. Во всяком случае, учёные готовы сделать вывод, что на границе неолита и бронзового века была миграция, она была регулярна, индивидуальна, и в ней участвовали молодые женщины.

И тут надо отвлечься и подумать вот о чём.

Большинство из нас что-то знает о каменном веке из книги Жоржа Рони-Старшего «Борьба за огонь» и похожих повестей, написанных археологами несколько позже, с чуть более современными представлениями о жизни людей в верхнем палеолите. Ну и из песни Михаила Боярского: «…обрывок шкуры мамонта вокруг могучей талии». Если собрать воедино эти стереотипы, получится, что древние люди жили в пещере, ходили в меховых лохмотьях, охотились на разную дичь, собирали ягоды и жили, в общем, очень изолированно.

Людей было не очень много, и их мир ограничивался окрестностями пещеры. А еще они боялись — хищников, погоды, природы и других древних общин, потому что ничего хорошего от чужаков ждать не приходится. А ещё они были довольно дикими.

Сейчас же, если даже читать только популярную литературу, не углубляясь в научные статьи, оказывается, что всё было не так — ну, не только так.

Во-первых, они жили не только в пещерах. Наши предки строили довольно сложные дома из костей мамонта и выкладывали в них глиняные очаги — реконструкция такого, например, есть в краеведческом музее подмосковного Зарайска. А к неолиту у них уже были оседлые поселения с комфортабельными полуземлянками, отапливавшимися по-чёрному, без дымохода, и это не слишком сильно отличается от того, как жили наши русские предки в XIX веке.

Во-вторых, они не ходили в лохмотьях. Мех довольно плохо сохраняется на протяжении десятков тысяч лет, но в захоронениях древних людей находят такое количество бус и украшений, что учёные всерьёз предполагают, что у наших предков была красивая одежда, скроенная и сшитая, и довольно удобная к тому же. По-другому и быть не может: люди жили и на границе ледника, и в полупустынях с невероятной дневной жарой и холодными ночами. Без хорошо приспособленной к климату одежды это почти невозможно.

В-третьих, они явно не всё время боялись и не жили изолированно. Наши предки отправлялись в дальние экспедиции не только на охоту. Необходимое им сырьё — например, кремень или обсидиан, из которых делалось оружие, — могло находиться в сотнях и даже в тысячах километров от родной пещеры или землянки. Южноафриканские палеолитические охотники добывали кремни в двухстах двадцати километрах от своей стоянки. Обсидиан с месторождений в Восточной Анатолии (Турция) использовался и в Ираке, и в Иране, и на Кавказе.

Обсидиановые орудия нашли даже на Сахалине, при том что ближайшее месторождение — на острове Хоккайдо, до которого нужно плыть на лодке в бурных проливах больше тысячи километров. Учёные считают, что у древних людей была полноценная меновая торговля — просто потому, что иначе выжить было трудно. Другая версия — военные экспедиции за ресурсами. Впрочем, до Нового времени война, разбой и торговля шли рука об руку и отличались друг от друга не всегда и не очень сильно.

Ну и в-четвёртых: не были они дикими. Трудно, конечно, изучать прошлое по могилам, но кое-что и они могут сказать. У древних была любовь. Десять лет назад итальянские археологи нашли парное захоронение: молодые мужчина и женщина лежали вместе, обнявшись. Они любили своих детей и хоронили их в расшитой бисером одежде, с оружием, игрушками, рыболовными крючками и прочим. У них было искусство — и пещерные росписи, и доисторические «венеры», и невероятно реалистичные статуэтки животных.

Есть предположение, что у них была и полноценная религия. Об этом пишет в своей книге «Доисторические символы» (Los símbolos de prehistoria) испанский антрополог Ракель Лакайе Родригес, которая считает, что наскальная живопись, доисторические мадонны и мегалитические постройки объединяются в стройную систему верований в Мать-природу, богиню-созидательницу.

Это, конечно, просто теория, а вот от того факта, что всему лучшему нас научили женщины, уже, похоже, не отвертеться.

Источник: storia.me

factor-e.ru


Смотрите также