Трепанация в первобытном обществе. Характеристика эпохи зрелости первобытного общества. Врачевание, зарождение культов и верований. Трепанация черепа.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Характеристика эпохи зрелости первобытного общества. Врачевание, зарождение культов и верований. Трепанация черепа. Трепанация в первобытном обществе


Характеристика эпохи зрелости первобытного общества. Врачевание, зарождение культов и верований. Трепанация черепа.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 10Следующая ⇒

Эпоха зрелости первобытного общества (эпоха первобытной общины) - около 40тыс. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. характеризуется окончательным завершением процесса антропогенеза, формированием человека современного вида – неоантропа, расширением ареала расселения, формированием трех больших рас.

Первобытная община прошла в своем развитии ряд сменявших друг друга этапов:

В позднем палеолите (примерно 40-10 тыс. лет назад) основными занятиями являлись: собирательство, охота и рыболовство. Усовершенствовалась техника обработки камня, в качестве технического сырья широко используется кость и дерево. С социологической точки зрения, на этом этапе происходит дальнейшее развитие первобытнообщинного и родового строя. Сохранился свойственный первобытному стаду коллективный характер труда, собственности на орудия труда, потребления продукта трудовой деятельности. Численность общинников увеличивается. Основной ячейкой общинно-родового строя - был род: материнский (матриархат) или отцовский (патриархат). Духовная жизнь продолжает развиваться в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Усложняются первобытные верования, и расширяется погребальная практика.

Смена позднего палеолита мезолитом (средним каменным веком) – X-IX –VII-VI тыс. до н.э. совпала со временем, когда на земле сформировались современные климат, растительность, животный мир. В разных регионах переход к мезолиту обозначен своей датой, что привело в последующем к неравномерности исторического развития. Изменения природной среды привели и к изменению образа жизни мезолитического человека, т.е. формируются специфические особенности освоения человеком того или иного района. Так, например, в южных регионах – преобладает собирательство, что достаточно быстро обусловило переход к производящему хозяйству и сам период мезолита был довольно коротким. В мезолитическую эпоху появляются новые виды орудий труда и оружия: топор, лук и стрелы, рыболовная сеть и др., значительно совершенствуется техника их изготовления. Начинается приручение животных, появляются лодки.

Изменение условий добычи необходимых для жизни ресурсов привело к тому, что меняется уклад жизни – появляются небольшие по площади стоянки с наземными жилищами и появляются древние родовые кладбища – могильники, что способствовало укреплению внутриплеменных связей и развитию культа предков.

Финалом каменного века является эпоха неолита (нового каменного века) – VI-V – III тыс. до н.э. – особая эпоха в истории человечества, хронологические рамки которого в различных климатических зонах определяются по-разному. Это эпоха расцвета техники обработки камня, дерева и кости, распространение керамики и ткачества. Происходит постепенный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему. Это явление в истории получило название неолитической революции. Результатом всех изменений явилась большая оседлость населения, что находит отражение в домостроительстве и демографическом взрыве. Изменения в хозяйственной жизни общества в эпоху неолита привели к изменению социальных отношений – складывание первобытной общины, а также мировоззренческих, духовных представлений, нашедших отражение в религиозных обрядах и верованиях, погребальной практики («стандартизация» обряда) и в искусстве, в установлении определенных закономерностей явлений природы и создании концепции окружающего мира.

В эпоху первобытной общины врачевание продолжает оставаться коллективным занятием общинников. В функции женщин входила обязательная забота о детях и пожилых членах общины, мужчины оказывали помощь в случае травм во время охоты или столкновений с другими общинами. В сознании человека продолжают развиваться и взаимодействовать два представления об окружающем мире – рациональное (основным источником знаний служит изучение синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки и Океании) и иррациональное (основным источником знаний служит как изучение синполитейных обществ, так и специфики погребального обряда и религиозных представлений).

Рациональный подход способствовал развитию знаний о лекарственных свойствах растений (эвкалиптовая смола, касторовое масло и луковицы орхидеи для лечения нарушений пищеварения, паутина, зола, жир для остановки кровотечений и др.). Оказывая помощь животным при травмах и переломах конечностей, а также проводя кастрацию - закладывались основы хирургии. Сохранились свидетельства о накладывании «шин» при переломах, умении делать кровопускание, использовании некоторых трав для обезболивания. Использовались целебные свойства минералов, глины и т.д. Усовершенствование орудий труда и развитие гончарного дела привело к появлению специальных приспособлений для врачевания.

Бессилие перед природой и не возможность объяснить некоторые природные явления, в том числе и болезни, порождало развитие иррационального представления об окружающем мире. Это способствовало возникновению первых религиозных представлений - тотемизма, фетишизма, анимизма и магии, что нашло свое отражение и на приемах врачевания. Зачатки этих представлений наблюдаются еще в эпоху праобщины, но реальное свое воплощение они начинают находить в эпоху первобытной общины, когда социальные отношения претерпевают существенные изменения.

Тотемизм – вера человека в существование связи между его родом и определенным видом животного (зоототемизм).

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (амулеты и талисманы).

Анимизм – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы (культ умерших).

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

Появление религиозных представлений способствовало зарождению лечебной магии – врачевания, основанного на культовой практике. Первоначально лечебная магия была доступна всем членам общины и выражалась в первых моральных и этических нормах в виде табу. Само существование табу предполагало наличие какой-то опасности, скрытой до тех пор, пока табу не нарушается. Этнографический материал, например, дает многочисленную информацию о существовании запрета на половые отношения для людей, ухаживающих за больными, или навещающих больных. Такой же запрет был, если в доме есть больной или раненый. Развитие системы табу во многом способствовало возникновению тотемизма (первой формы осознания единства человеческого коллектива) и анимизма.

Причины болезней стали восприниматься как результат воздействия на тело заболевшего человека злого духа или духа умершего предка. С одной стороны, это породило усложнение погребального обряда, с целью обезопасить живых. С другой стороны, появляются различные ритуалы изгнания духа. Применяются такие средства как голод, рвотные средства, затыкание носа перцем, кормление отвратительной пищей, якобы неприятной духу. Преднамеренно повреждали поверхностные слои кожи заостренным камнем, веточками растений или острой рыбьей костью для того, чтобы дух быстрее покинул тело заболевшего человека.

Археологами зафиксированы появления специальных святилищ, где проходили религиозные ритуалы, в том числе и ритуалы для выздоровления (пещера Трех Братьев – тер. совр. Франции).

Религиозные представления породили шаманство, которое стало сочетать в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. Шаманы, являясь прекрасными психологами во время лечебного сеанса, умело создавали специфическую атмосферу, которая укрепляла в соплеменниках веру в их сверхъестественные способности.

В эпоху зрелости первобытной общины успешно развивается гигиена. Появляется умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды. Знания, закрепленные в обычаях и ритуалах рода (племени), касались разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.

К ритуальным обрядам относится и зафиксированная археологами практика трепанации черепа. Техника трепанации появляется, вероятно, еще в позднем палеолите, но стала привычной в эпоху неолита. Процедура трепанации заключалась в следующем: в кости черепа вырезали от 1 до 5 круглых отверстий в стандартных зонах головы: чаще всего в теменной части, на втором месте – область лба и реже всего воздействию подвергались затылочная или височная кость. В частности, было отмечено, что в большинстве случаев отверстия локализованы с левой стороны. Возможно, выбор участка мог быть связан не только с травмой, но и с определенными культурными традициями (способствовать появлению новых сверх свойств и качеств у здорового человека, обряд инициации и др.).

Об инструментах, применявшихся в практике трепанирования черепов, известно немногое. Однако совершенствование навыков обработки камня и кости, овладение техникой сверления и резьбы способствовало появлению орудий, которые могли использоваться при совершении операции. Самый ранний пример прижизненного трепанирования в Евразии относится к среднему каменному веку – мезолиту (могильник Васильевка III , Украина), а в эпоху неолита практика трепанирования распространяется повсеместно.

Наросты по краям отверстий доказывают, что пациенты выживали после этой опасной процедуры в 70% случаев (по последним данным трепанацию переносило приблизительно девять человек из десяти). Отсутствие костной мозоли свидетельствует о смерти больного вскоре после операции или о проведении посмертной трепанации (Приложение №2)

Вопрос о причинах подобной операции до сих остается дискуссионным. Существуют несколько наиболее распространенных мнений специалистов: лечение травмы головы, прохождение обряда инициации (ритуальные знаки T илиL), изготовление амулетов из человеческих костей (посмертная трепанация). В последнем случае подобные «амулеты» могли использоваться в качестве «протезов» во время операций, делавшихся живым людям. Как обереги в магически-декоративных целях (защищать от болезней, причем, возможно, от тех, которыми страдал обладатель черепа), причем, иногда костные пластинки добывали из черепов людей, которые были благополучно трепанированы при жизни. Важен сам факт того, что подобная сложная операция в первобытную эпоху была возможна и заканчивалась вполне успешно.

Читайте также:

lektsia.com

2.4Особенности врачевания в период зрелости и разложения первобытного общества.

В период расцвета Врачевание было коллективным занятием.Так , аборигены Австралии применяли для лечения нарушения пищеварения касторовое масло эвкалиптовую смолу и луковицы орхидей ; . Первобытные врачи владели приёмами оперативного лечения (обрабатывали раны , применяли шины, делали кровопускания). НО первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий .... Лечебная магия- врачевание ран и недугов , основанные на культовой практике. Возникновение недугов порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.(Изгнание осуществлялось : аборигены америки высасывали дух при помощи полого рога буйвола ; кормили больного горькой пищей , неприятной духу; шаманство ; трепанация черепа). Ритуальное обрезание .Применение природных опьяняющих и наркотических средств- обезболивающие. В период разложения. Расширение круга лекарственных средств и приемов. Оформление традиционных культов и методов врачевания. Ампутация конечностей. Инструменты из метала(медь, бронза , железо). Кесарево сечение. Появились знахари. Их подготовка велась индивидуально . Знания передавались от родителя к сыну , и хранились в секрете.

2.5 Представление о здоровье, болезнях и их лечении в по. Трепанация черепа

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

Трепанация черепа

Трепанация черепа (лат. trepanatio; фр. trépanation) — хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости. Как правило операция применяется для обеспечения доступа к внутричерепным образованиям, с целью их последующего удаления.

Операция эта была ещё известна в глубокой древности и подробно описана у Гиппократа. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в самых различных местах и носящие следы искусственного прободения. По некоторым данным можно думать, что первобытный человек прибегал к трепанации даже чаще, чем люди цивилизованные.

Первый древний трепанированный череп был описан Брока в 1867 году. На этом черепе, добытом из мексиканской гробницы и принадлежавшем индивиду древней расы ацтеков, имелось четырёхугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами — прием, очень близкий к способу трепанации в доисторические времена в Европе.

studfiles.net

Характеристика эпохи зрелости первобытного общества. Врачевание, зарождение культов и верований. Трепанация черепа.

Эпоха зрелости первобытного общества (эпоха первобытной общины) - около 40тыс. лет назад до 10 тыс. лет до н.э. характеризуется окончательным завершением процесса антропогенеза, формированием человека современного вида – неоантропа, расширением ареала расселения, формированием трех больших рас.

Первобытная община прошла в своем развитии ряд сменявших друг друга этапов:

В позднем палеолите (примерно 40-10 тыс. лет назад) основными занятиями являлись: собирательство, охота и рыболовство. Усовершенствовалась техника обработки камня, в качестве технического сырья широко используется кость и дерево. С социологической точки зрения, на этом этапе происходит дальнейшее развитие первобытнообщинного и родового строя. Сохранился свойственный первобытному стаду коллективный характер труда, собственности на орудия труда, потребления продукта трудовой деятельности. Численность общинников увеличивается. Основной ячейкой общинно-родового строя - был род: материнский (матриархат) или отцовский (патриархат). Духовная жизнь продолжает развиваться в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Усложняются первобытные верования, и расширяется погребальная практика.

Смена позднего палеолита мезолитом (средним каменным веком) – X-IX –VII-VI тыс. до н.э. совпала со временем, когда на земле сформировались современные климат, растительность, животный мир. В разных регионах переход к мезолиту обозначен своей датой, что привело в последующем к неравномерности исторического развития. Изменения природной среды привели и к изменению образа жизни мезолитического человека, т.е. формируются специфические особенности освоения человеком того или иного района. Так, например, в южных регионах – преобладает собирательство, что достаточно быстро обусловило переход к производящему хозяйству и сам период мезолита был довольно коротким. В мезолитическую эпоху появляются новые виды орудий труда и оружия: топор, лук и стрелы, рыболовная сеть и др., значительно совершенствуется техника их изготовления. Начинается приручение животных, появляются лодки.

Изменение условий добычи необходимых для жизни ресурсов привело к тому, что меняется уклад жизни – появляются небольшие по площади стоянки с наземными жилищами и появляются древние родовые кладбища – могильники, что способствовало укреплению внутриплеменных связей и развитию культа предков.

Финалом каменного века является эпоха неолита (нового каменного века) – VI-V – III тыс. до н.э. – особая эпоха в истории человечества, хронологические рамки которого в различных климатических зонах определяются по-разному. Это эпоха расцвета техники обработки камня, дерева и кости, распространение керамики и ткачества. Происходит постепенный переход от присваивающего хозяйства (охоты и собирательства) к производящему. Это явление в истории получило название неолитической революции. Результатом всех изменений явилась большая оседлость населения, что находит отражение в домостроительстве и демографическом взрыве. Изменения в хозяйственной жизни общества в эпоху неолита привели к изменению социальных отношений – складывание первобытной общины, а также мировоззренческих, духовных представлений, нашедших отражение в религиозных обрядах и верованиях, погребальной практики («стандартизация» обряда) и в искусстве, в установлении определенных закономерностей явлений природы и создании концепции окружающего мира.

В эпоху первобытной общины врачевание продолжает оставаться коллективным занятием общинников. В функции женщин входила обязательная забота о детях и пожилых членах общины, мужчины оказывали помощь в случае травм во время охоты или столкновений с другими общинами. В сознании человека продолжают развиваться и взаимодействовать два представления об окружающем мире – рациональное (основным источником знаний служит изучение синполитейных обществ аборигенов Австралии, Америки и Океании) и иррациональное (основным источником знаний служит как изучение синполитейных обществ, так и специфики погребального обряда и религиозных представлений).

Рациональный подход способствовал развитию знаний о лекарственных свойствах растений (эвкалиптовая смола, касторовое масло и луковицы орхидеи для лечения нарушений пищеварения, паутина, зола, жир для остановки кровотечений и др.). Оказывая помощь животным при травмах и переломах конечностей, а также проводя кастрацию - закладывались основы хирургии. Сохранились свидетельства о накладывании «шин» при переломах, умении делать кровопускание, использовании некоторых трав для обезболивания. Использовались целебные свойства минералов, глины и т.д. Усовершенствование орудий труда и развитие гончарного дела привело к появлению специальных приспособлений для врачевания.

Бессилие перед природой и не возможность объяснить некоторые природные явления, в том числе и болезни, порождало развитие иррационального представления об окружающем мире. Это способствовало возникновению первых религиозных представлений - тотемизма, фетишизма, анимизма и магии, что нашло свое отражение и на приемах врачевания. Зачатки этих представлений наблюдаются еще в эпоху праобщины, но реальное свое воплощение они начинают находить в эпоху первобытной общины, когда социальные отношения претерпевают существенные изменения.

Тотемизм – вера человека в существование связи между его родом и определенным видом животного (зоототемизм).

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов (амулеты и талисманы).

Анимизм – вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы (культ умерших).

Магия – вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы.

Появление религиозных представлений способствовало зарождению лечебной магии – врачевания, основанного на культовой практике. Первоначально лечебная магия была доступна всем членам общины и выражалась в первых моральных и этических нормах в виде табу. Само существование табу предполагало наличие какой-то опасности, скрытой до тех пор, пока табу не нарушается. Этнографический материал, например, дает многочисленную информацию о существовании запрета на половые отношения для людей, ухаживающих за больными, или навещающих больных. Такой же запрет был, если в доме есть больной или раненый. Развитие системы табу во многом способствовало возникновению тотемизма (первой формы осознания единства человеческого коллектива) и анимизма.

Причины болезней стали восприниматься как результат воздействия на тело заболевшего человека злого духа или духа умершего предка. С одной стороны, это породило усложнение погребального обряда, с целью обезопасить живых. С другой стороны, появляются различные ритуалы изгнания духа. Применяются такие средства как голод, рвотные средства, затыкание носа перцем, кормление отвратительной пищей, якобы неприятной духу. Преднамеренно повреждали поверхностные слои кожи заостренным камнем, веточками растений или острой рыбьей костью для того, чтобы дух быстрее покинул тело заболевшего человека.

Археологами зафиксированы появления специальных святилищ, где проходили религиозные ритуалы, в том числе и ритуалы для выздоровления (пещера Трех Братьев – тер. совр. Франции).

Религиозные представления породили шаманство, которое стало сочетать в себе иррациональные ритуалы с применением рациональных средств и приемов врачевания. Шаманы, являясь прекрасными психологами во время лечебного сеанса, умело создавали специфическую атмосферу, которая укрепляла в соплеменниках веру в их сверхъестественные способности.

В эпоху зрелости первобытной общины успешно развивается гигиена. Появляется умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды. Знания, закрепленные в обычаях и ритуалах рода (племени), касались разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.

К ритуальным обрядам относится и зафиксированная археологами практика трепанации черепа. Техника трепанации появляется, вероятно, еще в позднем палеолите, но стала привычной в эпоху неолита. Процедура трепанации заключалась в следующем: в кости черепа вырезали от 1 до 5 круглых отверстий в стандартных зонах головы: чаще всего в теменной части, на втором месте – область лба и реже всего воздействию подвергались затылочная или височная кость. В частности, было отмечено, что в большинстве случаев отверстия локализованы с левой стороны. Возможно, выбор участка мог быть связан не только с травмой, но и с определенными культурными традициями (способствовать появлению новых сверх свойств и качеств у здорового человека, обряд инициации и др.).

Об инструментах, применявшихся в практике трепанирования черепов, известно немногое. Однако совершенствование навыков обработки камня и кости, овладение техникой сверления и резьбы способствовало появлению орудий, которые могли использоваться при совершении операции. Самый ранний пример прижизненного трепанирования в Евразии относится к среднему каменному веку – мезолиту (могильник Васильевка III , Украина), а в эпоху неолита практика трепанирования распространяется повсеместно.

Наросты по краям отверстий доказывают, что пациенты выживали после этой опасной процедуры в 70% случаев (по последним данным трепанацию переносило приблизительно девять человек из десяти). Отсутствие костной мозоли свидетельствует о смерти больного вскоре после операции или о проведении посмертной трепанации (Приложение №2)

Вопрос о причинах подобной операции до сих остается дискуссионным. Существуют несколько наиболее распространенных мнений специалистов: лечение травмы головы, прохождение обряда инициации (ритуальные знаки T илиL), изготовление амулетов из человеческих костей (посмертная трепанация). В последнем случае подобные «амулеты» могли использоваться в качестве «протезов» во время операций, делавшихся живым людям. Как обереги в магически-декоративных целях (защищать от болезней, причем, возможно, от тех, которыми страдал обладатель черепа), причем, иногда костные пластинки добывали из черепов людей, которые были благополучно трепанированы при жизни. Важен сам факт того, что подобная сложная операция в первобытную эпоху была возможна и заканчивалась вполне успешно.

Читайте также:

lektsia.info

Врачи тоже произошли от обезьян. О первобытной медицине

Долгое время считалось, что на заре человеческой истории существовал некий "золотой век", когда первобытные люди аки любимые дети природы жили с ней в гармонии, радости и счастье. Что наши очень далекие предки были сильны, могучи, красивы, а, самое главное, здоровы. И что все болезни принес с собой технический прогресс. Впрочем, некоторые и до сих пор так считают. Тем не менее, по мере накопления знаний - в основном при изучени археологических находок - становилось понятным, что очень многим болезням столько же лет, сколько и человечеству.

Например, в 1892 году голландский врач и анатом Юджин Дюбуа (Eugene Dubois) во время раскопок на острове Ява обнаружил левую бедренную кость питекантропа. Возраст находки составлял более 700 тысяч лет. Под головкой бедренной кости имелись значительные костные выросты - экзостозы (на рисунке).

В дальнейшем патология костно-мышечной системы обнаруживалась чуть ли не у каждого четвертого ископаемого скелета. И еще у большей части находок регистрировались травматические повреждения. Часть из них была получена на охотах или войнах, а часть носила явно ритуальный характер. Так, считается, что трепанацию черепа человечество освоило еще в XII тысячелетии до нашей эры. С другими болезнями сложнее, но вот признаки атеросклероза в мумиях аборигенов Северной Америки находить удавалось.

Предполагается, что редкий первобытный человек перешагивал 30-летний рубеж. А до 50 и более доживали в исключительных случаях. Примерно как в России на рубеже XIX и XX веков, если верить энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона.

Источников мало, особенно, если учесть, что первая дошедшая до нас письменность появилась на ленте исторических событий где-то в районе шумеров. Поэтому выводы и предположения основываются на данных археологических раскопок, реконструкций с использованием цифровых технологий и прочих не очень точных вещах. Всё, что ученым удалось выяснить о врачевании в первобытном обществе, представлено в следующей таблице:

Развитие общества Врачевание Гигиена Хирургия Социальные аспекты
Праобщина Накопление и обобщение эмпирических знаний о природных лечебных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Позже - целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания. Организация первых жилищ. Добывание и поддержание огня в очаге. Захоронение умерших вдали от жилищ остальных. Достоверных данных нет Коллективное врачевание, забота о больных сородичах. Первые погребения появляются ближе к общинно-родовому строю.
Ранняя родовая община Целенаправленное применение эмпирического опыта коллективного врачевания в социальной практике. Рациональные приемы врачевания. Зарождение "лечебной магии". Одежды из шкур животных. Благоустройство жилищ. Физические методы врачевания. Лечение ран природными средствами, кровопускания. Появление первых инструментов - камень, кость. Зачатки анестезии (применение наркотических растений для обезболивания). Первые памятники первобытного искусства (наскальная живопись, резьба по камню и кости). Зарождение верований (тотемизм, анимизм, магия).
Поздняя родовая община Дальнейшее развитие приемов рационального врачевания. Становление культовой практики (сочетание рациональных и иррациональных приемов врачевания) Трепанация черепа. Культовая практика, ритуальные трепанации черепа.
Первобытная соседская община Расширение круга лекарственных средств и приемов. Оформление традиционных культов и методов врачевания. Ампутация конечностей. Металлические инструменты из меди, железа и бронзы. Укрепление культа племенных покровителей. Появление профессиональных служителей культа, в том числе культа врачевания.

Несколько иллюстраций по теме:

Позвонок первобытного человека с разрастанием костной ткани вокруг острия бронзовой стрелы, оставшейся после заживления раны. Из коллекции Т.Майер-Штайнега.

Кости скелета мужчины из пещеры Шанидар (Ирак).Справа - две плечевых кости, одна из которых атрофирована. Слева - кости стоп с явлениями выраженного артроза. Примерный возраст - 45 тысяч лет. По E.Trinkaus.

Трепанация черепа. Два клиента слева выжили, а третий, который справа, умер от вскрытия.

Магический обряд на приеме в районной поликлинике в первобытном обществе (по З.Буриану)

Предыдущие серии:Про индейцев и их медицинуДышите - не дышите (история стетоскопа от Лаэннека до наших дней)Чумовая Москва (1770-1772 гг)Медицина средневековой РусиМедицина Западной Европы во времена классического СредневековьяРимские военврачи и византийские депутатыПро древнюю и египетскую медицинуШумерская медицина

uncle-doc.livejournal.com

2.4Особенности врачевания в период зрелости и разложения первобытного общества.

В период расцвета Врачевание было коллективным занятием.Так , аборигены Австралии применяли для лечения нарушения пищеварения касторовое масло эвкалиптовую смолу и луковицы орхидей ; . Первобытные врачи владели приёмами оперативного лечения (обрабатывали раны , применяли шины, делали кровопускания). НО первобытный человек не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий .... Лечебная магия- врачевание ран и недугов , основанные на культовой практике. Возникновение недугов порой понималось как результат вселения в тело заболевшего человека духа умершего предка.(Изгнание осуществлялось : аборигены америки высасывали дух при помощи полого рога буйвола ; кормили больного горькой пищей , неприятной духу; шаманство ; трепанация черепа). Ритуальное обрезание .Применение природных опьяняющих и наркотических средств- обезболивающие. В период разложения. Расширение круга лекарственных средств и приемов. Оформление традиционных культов и методов врачевания. Ампутация конечностей. Инструменты из метала(медь, бронза , железо). Кесарево сечение. Появились знахари. Их подготовка велась индивидуально . Знания передавались от родителя к сыну , и хранились в секрете.

2.5 Представление о здоровье, болезнях и их лечении в по. Трепанация черепа

В эпоху ранней родовой общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.

Врачевание в этот бурный период истории человечества (известный под названием «неолитическая революция») развивалось в тесном взаимодействии, как с рациональными, так и с фантастическими (иррациональными) представлениями об окружающем мире.

Первобытные врачеватели обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее и наркотическое действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускания, применяя изделия из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений.

Трепанация черепа

Трепанация черепа (лат. trepanatio; фр. trépanation) — хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости. Как правило операция применяется для обеспечения доступа к внутричерепным образованиям, с целью их последующего удаления.

Операция эта была ещё известна в глубокой древности и подробно описана у Гиппократа. Свидетельством этому служат многочисленные черепа, собранные в самых различных местах и носящие следы искусственного прободения. По некоторым данным можно думать, что первобытный человек прибегал к трепанации даже чаще, чем люди цивилизованные.

Первый древний трепанированный череп был описан Брока в 1867 году. На этом черепе, добытом из мексиканской гробницы и принадлежавшем индивиду древней расы ацтеков, имелось четырёхугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами — прием, очень близкий к способу трепанации в доисторические времена в Европе.

studfiles.net

Семинар 2 врачевание в первобытном обществе

Семинар 2ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ПЛАН:
  1. Первобытное общество в истории человечества; антропогенез и определение существенных для курса особенностей вида Homo Sapiens
    1. Периодизация первобытного общества.
    2. Антропогенез.
    3. Социогенез.
  1. Формирование современного поведения, инстинктивная помощь и эмпирическое накопление знаний, зарождение врачевания в первобытном обществе.
2.1. Периодизация истории медицины первобытного общества (по Сорокиной Т.С.)

2.2. Накопление и передача эмпирических знаний. Использование природных

лекарственных средств.

2.3. Рациональные и иррациональные знания. Первобытные верования и врачевание.

2.4. Развитие врачевания в первобытном обществе. От «самолечения» к «взаимопомощи».

  1. От «формирующейся медицины» к медицине народной.
3.1. «Формирующаяся медицина».

3.2. Народная медицины. Определение и особенности.ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:

  1. Первые хирургические операции в истории человечества (трепанация, ампутация, скарификация).
  2. Анимистические культы первобытных культур и врачевание.
  3. Народная медицина – источники и особенности передачи знаний.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Сорокина Т. С. История медицины. – М., 2004. – С. 13–112.

2. Лисицын Ю. П. История медицины: Учебник. – М., 2004. – С. 9–43.

3. Сорокина Т. С. Атлас истории медицины. Первобытное общество. Древнейший мир. – М., 1987. С. 7–98.

4. Малая медицинская энциклопедия / Под. ред. В. И. Покровского. – М., 1992. – Т. 2. – С. 203–225. (любые издания)

5. Интернет-ресурсы.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ»ЗАДАНИЕ № 1. Заполните таблицу «Периодизация истории медицины»:Таблица. Периодизация истории медицины

№ пп Период истории

(цивилизации-

онный подход)

Период истории (формационный подход) Хронологические рамки

периода

Абсолютный возраст

периода

Характерные черты медицины и ее особенности

1.

ДРЕВНЕЙШИЙ МИР

(Первобытное общество)

Первобытно общинная формация

Приблизительно 2 млн лет тому назад. IV-I тысячелетия до н.э.

Приблизительно 2 млн лет.

Народная медицина (устная и универсальная)

2.

ДРЕВНИЙ МИР

а) Древний Восток (Месопотамия, Египет, Индия, Китай)

б) Античный мир (Греция и Рим)

Рабовладелец человека

IV тысячелетие до н.э. – середина I тысячелетия н.э.

Около 4 тыс лет

Традиционная медицина (восточная, религиозная)

3.

СРЕДНИЕ ВЕКА

а) Византия

б) Арабский Восток

в) Западная Европа

г) Америка

д) Древняя Русь

Феодальная

476-1640гг.

Около 1200 лет

Схолостическая

4.

НОВОЕ ВРЕМЯ

а) Западная Европа

б) Россия

Капиталистическая

160-1918гг.

Около 300 лет

Научная, опытно-экспериментальная, традиционная

5.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

(современная история)

Коммунистическая

С 1918 по настоящее время

Менее века

Современная научная

ЗАДАНИЕ № 2. Дайте определения понятиям и терминам:Антропогенез - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

Homo erectus - человек прямоходящий.

Homo habilis - человек умелый.

Homo sapiens – человек разумный.

Социогенез - происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях.

Палеопатология - наука о болезненных изменениях у растительных и животных организмов, обитавших на Земле в отдалённые времена.

Палеонтология - наука об ископаемых останках растений и животных, пытающаяся реконструировать по найденным останкам их внешний вид, биологические особенности, способы питания, размножения и т. д., а также восстановить на основе этих сведений ход биологической эволюции.

Эмпирические знания - систематизированное знание, основывающееся только на экспериментальных данных.

Иррациональные знания – знания, находящиеся за пределами разума. Они несоизмеримы с рациональным мышлением и противоречивы ему.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов.

Тотемизм – вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения.

Анимизм – в существование душ и духов, всеобщее одухотворение природы, обязательный предмет древних религий.

Анимализм – сущность отличительных признаков животного тела сравнительно с растительным.

Лечебная магия -

Рациональные знания – знания, полученные в процессе целенаправленного использования эмпирического опыта и собственного умозаключения.

Трепанация черепа – хирургическая операция образования отверстия в костной ткани черепа с целью доступа к подлежащей полости.

Скарификация - нанесение насечек на поверхности кожи (например, при вакцинации или аллергологическом исследовании).

Формирующаяся медицина - ЗАДАНИЕ № 3. Сделайте выводы по теме:– Какое направление медицины вышло из недр первобытного общества? Дайте определение

Народная медицина. Это совокупность накопленных народом эмпирических знаний о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков ,а также их практическое применение для сохранения здоровья и предупреждения болезней.- Каковы особенности народной медицины? Выделите несколько характерных черт.

1.Развитие на Руси традиций данного народа, следствием чего является стабильность, неизвестность в течении долгого времени.

2.Философская концепция, определяет место человека в окружающем мире.

3.Характер медицины зависит от ее родины.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯОтветьте на вопросы по теме «Врачевание в первобытном обществе» для обсуждения на семинарском занятии:

  1. Каковы периодизация и хронологические рамки первобытного общества?
  2. Что такое палеопатология?
  3. Какие этапы можно выделить в эволюции первобытного человека.
  4. Какие источники сведений о первобытном врачевании используются в истории медицины?
  5. Какие примитивные верования характерны для первобытного общества?
  6. Когда зародилось врачевание в человеческом обществе?
  7. Что такое «формирующаяся медицина»?
  8. Как происходило накопление эмпирических знаний в процессе развития врачевания?
  9. Как формировались рациональные и иррациональные знания в процессе врачевания?
  10. Каковы приемы рационального врачевания в первобытном обществе?
  11. Что такое лечебная магия?
  12. Каковы зачатки гигиенических навыков в первобытном обществе?
  13. Как складывалось коллективное врачевание?
  14. Кто были первыми профессиональными служителями врачевания в первобытном обществе?
  15. Каковы представления о болезнях в первобытном обществе?
  16. Какие способы лечения сложились в первобытном обществе?
  17. Какие лекарственные средства использовались в первобытном обществе?
  18. Что такое народная медицина?

topuch.ru

История медицины — лекция

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с XII тыс. до н.э. (мезолит), — ее стал производить лишь человек современного вида — Homo sapiens. Анализ многочисленных трепанированных черепов человека на терри¬тории Перу показал, что в большинстве случаев (около 70%) трепанации за¬канчивались успешно.

Причина трепанации — вопрос дискуссионный. Большинство ученых по¬лагает, что чаще она производилась в ритуальных целях.

В то же время существует и другая точка зрения, которая допускает, что трепанации в первобытную ару проводились главным образом после травма¬тического повреждения мозгового черепа и связаны с удалением костных осколков. Для истории медицины принципиально важен сам факт успешной (пережитой) трепанации, что свидетельствует о реальности удачных опера¬тивных вмешательств на мозговом черепе, которые имели место уже в перио¬ды поздней родовой общины и разложения первобытного общества.

Врачевание в эту эпоху продолжало оставаться по преимуществу коллектив¬ным. Накопление эмпирических знаний отражало коллективный опыт народа .

 

 

3. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (X—V ТЫС. ДО Н.Э.)

 

Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собствен¬ности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно .

Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где обществен¬ное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.

Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно-общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формиро¬валось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время со¬хранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хет¬тское царство), где на протяжении всей их истории имело место высокое поло¬жение женщины, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери — женщине своего рода).

В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инстру¬менты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечеб¬ная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала приме¬няться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитеиных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициа¬ции, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.

Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных слу¬жителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу поло¬жительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культо¬вые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.

В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Брази¬лии — паже, в странах Западной Африки — нгомбо, бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким, табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д .

Первобытный знахарь был хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он глубже своих соплеменников знал традиции племени, ведь в его обязанности входило хранение многовековых знаний и передача их по наследству. Поддержание авторитета требовало от знахаря понимания человеческой психики не менее, чем владения навыками траволечения и хирургии. Американский ученый Г. Райт пытался сделать вывод о деятельности первобытных целителей на примере изучения шаманских методов в современных племенах Америки и Океании. В книге «Свидетель колдовства» (1971) автор восхищенно описывал знахарей как людей «с высоким уровнем профессиональной подготовки. Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением окружающих, которых не знает нынешняя наука… Знахарь принимается за лечение со всей энергией и мудростью. Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны. Пользуясь ловкостью рук, он может „материализовать“ паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру; создавая атмосферу страха, он не останавливается перед убийством».

Подготовка знахарей всегда проводилась в строжайшем секрете. Знания сохранялись только в избранном кругу, чаще передаваясь от родителей детям. Иногда тайной целительства владел наиболее способный член общины. В африканских племенах выбор кандидата на почетную должность знахаря начинался с тяжелых физических испытаний. Мальчик должен был пройти многократную проверку воли, до обморока находясь в задымленном помещении.

Второй ступенью являлось испытание терпения: ребенка ставили в воду по щиколотку и давали в руки большой кусок муравейника. Если учитывать размер африканских насекомых, можно представить, какую боль испытывал кандидат в знахари, выдерживая укусы муравьев в течение нескольких часов. В Индии ученичество народных лекарей не предусматривало жестокого физического экзамена. Будущие ведья с детства изучали растения, способы приготовления и применения лекарственных снадобий, постигали затейливую восточную философию, заучивая наизусть длинные тексты священных рукописей.

Несмотря на доминирование магических методов, первобытное врачевание нельзя назвать примитивным. Начавшаяся от инстинкта самосохранения и любви к ближнему народная медицина доисторической эпохи является точкой отсчета мировой науки и основой для последующего развития человеческой мысли.

Благодаря знаниям, накопленным первыми Homo sapiens, последующие поколения врачей имели представление о причинах некоторых заболеваний, о целебном действии растений, получили простейшие хирургические инструменты и навыки в психологии .

Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет назад стали зарождаться первые циви¬лизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у пле¬мен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. На¬учное изучение врачевания в современных (синполитейных) обществах абори¬генов Австралии, Азии, Африки и островов Океании имеет важное значение, как для развития современной научной медицины (использование положитель¬ного наследия народного врачевания), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения) .

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпо¬ху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биоло¬гическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.

Пройдя сложный путь развития, через несколько тысячелетий медицина подходит к истокам, все чаще обращаясь к народным методам врачевания. В современную практику постепенно возвращаются способы, известные еще с древнейших времен.

Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.

student.zoomru.ru


Смотрите также