Методическое пособие к семинарам по истории первобытного общества (для студентов I курса дневного отделения). История первобытного общества семинары
История первобытного общества
29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
УРАЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ
История первобытного общества
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,
ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
ЕКАТЕРИНБУРГ
2007
Шорин А.Ф. История первобытного общества: Методические рекомендации, программа курса и планы семинаров / Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, Изд-во АМБ, 2007. 27 с.
Методические рекомендации, программа курса «Истории первобытного общества и планы семинарских занятий составлены в соответствии с ГОС ВПО по специальности –«050401 история» для студентов исторического факультета.
Ответственный редактор:
доктор исторических наук, профессор Г.Е. Корнилов
Рецензенты:
член-корреспондент РАН, профессор А.В. Головнев
кандидат исторических наук, доцент Ю.П. Чемякин
УрГТУ, исторический факультет
ИИиА УрО РАН
Шорин А.Ф., 2007 г.
Пояснительная записка
Первобытная история – древнейший этап в жизни человечества, который прошли предки всех современных народов Земли. Древнейшая история – самый сложный для реконструкции этап человеческой истории, в котором наряду с установленными фактами еще много спорного и неисследованного. Выдавать это спорное за бесспорное – значит обманывать себя и других. Специфика курса поэтому и заключается в том, чтобы, не затушевывая имеющихся научных пробелов в изучении истории первобытного общества, раскрывая расхождения во взглядах ученых на те или иные проблемы древности, показать студентам целостное и научное представление об основных процессах, протекающих в первобытности, ввести их в лабораторию исследовательского поиска.
История первобытного общества – наука синтетическая. Источниками знаний о древности являются данные не только исторических (археология, этнография), но и других гуманитарных (лингвистика) и естественнонаучных (биология, геология и т.д.) дисциплин. Широко распространены в ней и методы естественнонаучного датирования (калий-аргоновый, радиоуглеродный и т.д.) и анализа (спектральный, химический и т.д.). Разноплановый характер источников в какой-то мере усложняет восприятие этого курса, требует накопления не только чисто исторических знаний. Но зато резко расширяется кругозор студента, активно формируются его мировоззренческие позиции.
В процессе изучения данного курса студенты должны получить общие представления об истории первобытного общества как о комплексной научной дисциплине, познакомиться с основами ее периодизации и основных процессах, характеризующих первичную ступень в истории человеческого общества. В ходе изучения курса приобретаются навыки самостоятельной работы с научной литературой, отрабатывается методика синтетического анализа источников разного типа: археологических, этнографических, палеоантропологических и т.д., использования этих знаний в образовательном и воспитательном процессе.
studfiles.net
ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Поиск Лекций
Введение
Курс «Истории древнего мира» для педагогических университетов в соответствие с ГОС 2000 года включает четыре составные части: «История первобытного общества», «История древнего Востока», «История древней Греции и Рима».
Практикум имеет целью облегчить студентам I курса исторического факультета подготовку к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам по двум разделам курса «История древнего мира»: «История первобытного общества» и «История древнего Востока».
Цель семинарских (практических) занятий состоит в том, чтобы приобщить первокурсника к азам самостоятельной исследовательской работы; научить приемам работы с историческим источником и специальной литературой.
Критически освоить исторический источник – задача достаточно сложная для студента, тем более первокурсника. Такая работа требует предварительной подготовки, которая осуществляется в процессе общения студентов с преподавателем на лекциях, практических занятиях и консультациях, а также с помощью самостоятельного изучения общих и специальных учебных пособий.
Практикум содержит развернутые планы семинарских занятий, тексты труднодоступных источников, списки источников и литературы, методические указания, выделяющие узловые моменты каждой темы, на которые следует обратить внимание.
Студенту рекомендуется следующая методика подготовки к практическому занятию: сначала изучается лекционный материал, отражающий тему семинарского занятия, а также материал рекомендованных учебных пособий. После этого анализируются и конспектируются источники, подобранные по хрестоматии. Конспектирование – это краткое фиксирование главной мысли (или мыслей) соответствующего раздела (главы, статьи, строфы, страницы) источника с точной ссылкой на него. Конспект пишется на одной половине страницы, чтобы в ходе занятий было место для дополнений, уточнений, фиксирования возникающих вопросов, проблем и т.п. В заключение читается специальная литература, которая помогает уточнить материал источников, правильно оценить их сущность.
Тематика практических занятий по истории первобытного общества
Вводное занятие
2 часа
Становление и развитие родового строя
4 часа
Возникновение классового общества и государства
2 часа
Культура и идеология первобытного общества
4 часа
Примечание: Отдельные темы могут варьироваться преподавателем в процессе проведения семинарских занятий.
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
1. Что такое «практическое занятие».
2. Знакомство с учебниками, хрестоматиями, основной и дополнительной литературой.
3. Подготовка к практическому занятию, конспектирование и оформление конспектов семинарских занятий.
4. Знакомство с приемами библиографического описания источников и литературы.
Учебники и учебные пособия
История древнего мира / Под ред. Ю.С.Крушкол. Ч.1-2. Последнее издание.
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.
Васильев Л.С. История Востока. Т.1. М., 1994.
История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1988.
История древнего мира. Кн.1. Ранняя древность / Под ред. И.М. Дьяконова и др.
М., 1989.
История древнего мира. Кн.2. Расцвет древних обществ / Под ред. И.М. Дьяконова и др. М., 1989.
История древнего Востока: Материалы по историографии: Учебное пособие / Сост. А.А. Вигасин и др. М., 1991.
Хрестоматии
Тематическая хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Н.Н. Пикус. М., 1963.
Хрестоматия по истории древнего Востока / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. М., 1964.
Хрестоматия по истории древнего Востока. Ч.1-2 / Под ред. М.А. Коростовцева.
М., 1980.
Хрестоматия по истории древнего Востока / Составитель А.А. Вигасин. М., 1997.
Хрестоматия по истории древнего мира. Ч.1-3 / Под ред. В.В. Струве. М., 1950-1953.
Хрестоматия по истории древнего мира / Под ред. В.Г. Боруховича. Саратов, 1973.
Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей / Сост.
Ю.С. Крушкол, Н.Ф. Мурыгина, Е.А. Черкасова. М., 1975.
Практикум по истории древнего мира / Сост. Н.Л. Просина, И.С. Свенцицкая.
М., 1972.
Практикум по истории древнего мира. Вып. 1-2. М., 1981.
Практикум по истории древнего мира / Под ред. И.С. Свенцицкой. Вып. 1-2.
М., 1989.
Практикум по истории древнего мира / Под ред. Е.А. Молева. Н. Новгород. 2002.
Все перечисленные учебники, учебные пособия и хрестоматии содержат необходимый материал для подготовки к семинарским занятиям по приведенным ниже темам. В списках литературы и источников по каждой теме будут рекомендованы книги, соответствующие данной исторической проблеме.
ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОДОВОГО СТРОЯ.
1.Родоплеменная организация и ее устройство.
а) первобытное стадо и его особенности, причины перехода к родовой организации;
б) характеристика рода, фратрии и племени;
в) характеристика союза племен.
2.Материнская родовая община:
а) экзогамия и эндогамия;
б) групповой брак и парная семья;
в) подсечно-огневое и мотыжное земледелие и его значение.
3.Патриархальная родовая община:
а) причины перехода от материнского права к отцовскому;
б) патриархальная и моногамная семья;
в) развитие скотоводства и плужного земледелия.
4.Современные варианты периодизации истории первобытного общества.
Источники
Хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Ю.С. Крушкол и др. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. Т.21, гл. 1,2,3.
Морган Л.Г. Древнее общество / Пер. с англ. Л., 1934. С.40 – 62. (Репринт 1989).
Литература
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.
История Европы. Т.1: Древняя Европа. М., 1988.
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980.
Бутовская М.Л., Файберг Л.А. Проблема зарождения человеческого общества // Исследования по первобытной истории. М., 1996.
История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Румянцев А.М. Возникновение и развитие первобытного способа производства: присваивающее хозяйство. М., 1981.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Методические указания
Рассматривая переход от первобытного стада к родовой организации, необходимо выделить материальные и социальные предпосылки возникновения родового строя. Важно иметь в виду, что этот переход был связан с заменой присваивающей формы хозяйственной деятельности производящей, а также сопровождался вытеснением зоологического индивидуализма социальными факторами. Внимательно разберитесь с периодизацией брачно-семейных отношений в первобытном обществе.
Тема 2.ВОЗНИКНОВЕНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
1.Первое крупное общественное разделение труда и его последствия.
2.Второе крупное разделение труда и значение использования металлов.
3.Развитие частной собственности, начало имущественной и социальной дифференциации в обществе.
4.Возникновение рабства и его патриархальный характер.
5.Возникновение государства и его основные черты.
Источники:
Хрестоматия по истории древнего мира / Сост. Ю.С. Крушкол и др. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. Т.21, гл. 9.
Литература:
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Марков Г.Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и раннеклассовом обществе. М., 1979.
Энеолит СССР // Археология СССР / Под ред. В.М. Массона, Н.Я. Мерперта.
М., 1982.
История древнего мира / Под ред. И.М. Дьяконова и др. Т. I-III. М., 1989. Т.I.
Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.
Методические указания
Реконструкция возникновения классового общества и государства затруднена специфическим характером исторических источников. Обратите внимание на причины разложения родоплеменной организации и становление сельских соседских территориальных общин. Подумайте над тем, что является экономической основой такой общины, и каковы ее социальные черты. В заключение дайте четкое определение государства и его основных черт.
Тема 3. КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
1.Причины появления религиозных верований в первобытном обществе и понятие религии.
4.Система религиозно-нравственных запретов (табу) и шаманизм.
5.Возникновение первобытного искусства и его характер.
6.Развитие знаний о природе и зарождение письменности.
Источники
Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителей / Сост.
Ю.С. Крушкол, Н.Ф. и др. М., 1975.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.11. С.293-294, 313.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980.
Фрейд З. Тотем и табу. М., 1998.
Литература
Першиц А.И. и др. История первобытного общества. М., 1982.
Окладников А.П. Утро искусства. Л., 1967.
Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957.
Всеобщая история искусства. Т.1. М., 1956.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М., 1985.
Ранние формы искусства. М., 1972.
Ларичев В.Е. Прозрение. М., 1990.
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. М., 1995.
Методические указания
Религия, в широком понимании, - вера в сверхъестественное. Необходимо дать характеристику корней религиозных верований: психических, социальных, гносеологических. Различные формы первобытных верований проиллюстрируйте конкретным материалом этнографических источников. Подумайте над тем, как первобытные верования отражаются в современных религиях. Попытайтесь проследить развитие религии от первобытных форм до возникновения культа богов и эволюцию искусства от конкретно-реалистической формы к абстрактной.
poisk-ru.ru
Методическое пособие к семинарам по истории первобытного общества
Удмуртский государственный университет
Кафедра археологии и истории первобытного общества
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРАМ
ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
(для студентов I курса дневного отделения)
Ижевск, 2009
Автор-составитель - к.и.н, проф. кафедры арехологии и истории первобытного общества УдГУ В.А. Кананин
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы расширить и закрепить знания студентов путём привлечения их к самостоятельному изучению специальной литературы по основным проблемам истории первобытного общества: становление человека и общества, происхождение и развитие брака и семьи, характер родового строя, причины разложения первобытного общества.
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию, следует первоначально ознакомиться с лекционным и учебным материалом по теме. Затем в соответствии с планом семинарского занятия подобрать необходимую литературу. При изучении рекомендованной литературы следует её конспектировать, желательно со своими пометками, замечаниями, комментариями, формирующими собственный взгляд на проблему. Все незнакомые понятия, термины и их значения рекомендуется выписывать в тетрадь.
Тема 1. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
План занятия:
Формы разложения первобытного общества
Литература
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблема изучения // Ранние политические организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 16-91.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.
Ранние формы социальной стратификации. М., 1993.
Румянцев А.М. Первобытный способ производства. М., 1987.
Семёнов Ю.И. Об осбенностях развития производительных сил докапиталистических классовых обществ // Философские науки. 1985. №1
Хазанов А.М. Разложение первобытного строя и возникновение классового общества// Первобытное общество, М., 1975.
Хазанов А.М. «Военная демократия» и эпоха классобразования// ВИ. 1958. №12
Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. М., 1988.
Методические рекомендации
При подготовке к занятию можно придерживаться следующей схемы: развитие производящих форм экономики - земледелия и скотоводства обусловило появление регулярного прибавочного продукта, первого и второго крупного общественного разделения труда. Эти обстоятельства создали предпосылки для возникновения имущественной и социальной дифференциации и перехода к классовому обществу. Следует разобраться с противоречиями, существовавшими между развивающимися частнособственническими началами и сохраняющимися коллективными формами собственности и производства. Ответьте на вопросы, как возникают функции власти и органы власти, чем характеризуется институт вождества, что представляет собой такая форма власти, как «военная демократия. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главу 9-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Коллоквиум по истории первобытного общества
Темы для развёрнутого ответа
1. Предмет курса (формулировка). Основные признаки первобытного общества.
2. Периодизация истории первобытного общества
3. Движущие силы антропогенеза (соотношение биологические и социальных факторов). Классификация гоминидов.
4. Формы брака и семьи. Этапы развития брака и семьи.
5. Возникновение и этапы развития рода.
Понятийный аппарат
1. Сущность человека.
2. Признаки человека.
3. Институты брака и семьи.
4. Материнский род.
5. Патриархат.
6. «Неолитическая революция».
7. Регулярный прибавочный продукт. Его признаки.
8. Первобытная соседская община.
9. Родовая и соседская общины. Сходство и различие.
10. Экономический дуализм соседской общины.
11. Большая патриархальная семья.
Терминологический аппарат
1. Палеолит.
2. Мезолит.
3. Неолит.
4. Энеолит.
5. Антропогенез.
6. Социогенез.
7. Приматы.
8. Дриопитеки.
9. Архантропы.
10. Палеоантропы.
11. Неоантропы.
12. Промискуитет.
13. Экзогамия.
14. Эндогамия.
15. Моногамия.
16. Дислокальность.
17. Унилокальность.
18. Фратрия.
Коллоквиум является одой из форм отчётности при промежуточной аттестации.
Электронный вариант пособия можно найти по адресу (будущий адрес размещения методички)
biologrefs.ru
Семинарское занятие 1. Источники по истории первобытного общества
Главная | Семинарское занятие 1. Источники по истории первобытного общества
План занятия:
Предмет, задачи и значение науки о первобытном обществе.
Археологические источники по ИПО.
Антропологические источники по ИПО.
Этнографические источники по ИПО.
Письменные и лингвистические источники по ИПО.
Периодизация ИПО и ее проблемы.
Список практических заданий:
Составьте список письменных источников по истории первобытного общества, по схеме: автор – название – дата создания.
Составьте сводную таблицу соотношения между собой археологической, исторической, антропологической и геологической периодизаций первобытной истории человечества.
Список рекомендованной литературы:
Мейер Р. Дж. Предыстория человечества. — М.: Астрель. АСТ, 2003. — 301 с.
Молева Н.В., Сивкина Н.Ю. История первобытного общества. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. — 69 с.
Блок М. Апология истории или ремесло историка. — М., 1973.
Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. — М., 1973.
Кабо В.Р. История первобытного общества и этнография. (К проблеме реконструкции прошлого по данным этнографии). Охотники, собиратели, рыболовы. Проблемы социально-экономических отношений в доземледельческом обществе. — М., 1972.
Кабо В.Р. Теоретические проблемы реконструкции первобытности // Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества. — М.: Наука, 1979, — С. 60–107.
Першиц А.И. Периодизация первобытной истории (состояние проблемы) // Вопросы истории. 1980. № 3.
Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л., 1976.
Видео к семинару:
Артемова О. (проф., д.и.н. Институт этнологии и антропологии РАН). Теория первобытности (Проект «ПостНаука»).
ancient-life.ru
Методическое пособие к семинарам по истории первобытного общества (для студентов I курса дневного отделения)
Удмуртский государственный университет
Кафедра археологии и истории первобытного общества
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРАМ
ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
(для студентов I курса дневного отделения)
Ижевск, 2009Автор-составитель – к.и.н, проф. кафедры арехологии и истории первобытного общества УдГУ В.А. КананинЗадача семинарских занятий состоит в том, чтобы расширить и закрепить знания студентов путём привлечения их к самостоятельному изучению специальной литературы по основным проблемам истории первобытного общества: становление человека и общества, происхождение и развитие брака и семьи, характер родового строя, причины разложения первобытного общества.
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию, следует первоначально ознакомиться с лекционным и учебным материалом по теме. Затем в соответствии с планом семинарского занятия подобрать необходимую литературу. При изучении рекомендованной литературы следует её конспектировать, желательно со своими пометками, замечаниями, комментариями, формирующими собственный взгляд на проблему. Все незнакомые понятия, термины и их значения рекомендуется выписывать в тетрадь.
Тема 1. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»План занятия:
История создания работы.
Структура работы
Основные вопросы исследуемые Ф. Энгельсом
Литература
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». М., 1990.
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». М., 2001.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20Методические рекомендации
Цель данного семинарского занятия – анализ и оценка работы Ф.Энгельса, а также выработка навыков научного конспектирования. Основное внимание здесь следует обратить на то, что конспектирование – это не механическое переписывание текста работы в тетрадь, а краткое изложение основных, главных мыслей, содержащихся в работе. Необходимо также помнить, что конспект является для студента индивидуальным пособием, поэтому важно, чтобы с первого раза он был написан с полным охватом изучаемого произведения. Структурно целесообразно поделить страницы на две части: на одной стороне листа записать изложенные в работе мысли, на другой – свои замечания, комментарии, условные знаки и т.д. (подробнее см.: Зорина А.А., Шишкина Н.Г. История средних веков/ УМК. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. С.99-107).
Следует учесть, что конспект аботы Ф. Энгельса является формой отчётности студента при первой промежуточной аттестации.
Тема 2. Проблема происхождения человекаПлан занятия:
Место человека в животном мире. Сущность человека.
Движущие силы антропогенеза.
Классификация гоминидов.
Литература
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Биологическая эволюция и человек. М., 1989.
История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1984.
Марков. А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии. Иллюстрированный доклад.
http://macroevolution.narod.ru/human.htm
Семенов Ю.И. НА заре человеческой истории. М., 1989.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
Методические рекомендации
При изучении проблемы происхождения человека необходимо, в первую очередь, разобраться с вопросом о сущности человека, имеющей две стороны, неразрывно связанные, и в то же время вполне самостоятельные – его биологическая природа, унаследованная от животных предков, и социальная, приобретенная в процессе антропогенеза. Правильное понимание соотношения биологического и социального поможет четче выяснить и движущие силы процесса антропогенеза. Особое внимание здесь следует уделить трудовой теории Ф.Энгельса. Попытаться выявить и спорные моменты в проблеме происхождения человека. Рассматривая вопрос о месте человека в животном мире и его ближайших предках, следует составить классификацию семейства гоминидов (человекообразных).
Тема 3. Брак и семья в первобытном обществеПлан занятия:
История изучения брака и семьи (И.Я.Бахофен, Д.Мак-Леннан, Л.Г.Морган, Ф.Энгельс). Спорные вопросы.
Основные этапы развития брака и семьи.
Литература:
История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1975.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
Семёнов Ю.И. Брак и семья: происхождение и развитие. http://scepsis.ru/library/id_6.html
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Энгельс Ф. К истории первобытной семьи // Там же. Т.22.
Методические рекомендации
При рассмотрении историографии вопроса следует особо выделить исследователей, указанных в плане семинара, фундаментальные, пионерские разработки которых легли в основу дальнейших исторических реконструкций. Среди дискуссионных проблем можно выделить проблему происхождения экзогамии и вопрос о начальной форме брака (групповой или парный). Приступая к изучению брака и семьи, следует разграничивать понятия брака – как особого института, регулирующего отношения между полами и семьи – как института, регулирующего отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми. Разбираясь с периодизацией семейно-брачных отношений, найдите ответы на главные вопросы, когда и в каких формах возникли брак и семья; как и под влиянием каких факторов они трансформировались во времени. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать предисловие к 4-му изданию и главу 2-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Тема 4. Проблема рода в исторической наукеПлан занятия:
История изучения рода (Л.Г. Морган, Ф. Энгельс). Спорные вопросы в исследовании родового общества.
Возникновение родовой организации.
Основные признаки рода.
Литература
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
История первобытного общетсва: эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Марков Г.Е. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза// Вопросы истории, 1984. №10
Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Тумаркин Д.Д. К вопросу о сущности рода // СЭ. 1970. № 5.
Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21.
Кабо В.А. Первобытная доземледельческая община. Гл. 6,7
При подготовке первого вопроса семинара следует учесть рекомендации к предыдущему занятию (тема 3). Говоря о вкладе Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса в разработку вопросов родовой организации, необходимо иметь в виду, что они заложили принципиальные основы в понимание рода как основной социально-экономической ячейки первобытного общества. Среди спорных проблем можно выделить дискуссии о времени возникновения родовой организации, системе родства в раннеродовом обществе. При подготовке важно разобраться с причинами трансформации первобытного человеческого стада (праобщины) в родовую общину и выработать ясное понимание сущности рода, состоящей в том, что все члены рода находились в одинаковом отношении к средствам производства и соответственно единым для всех был способ получения доли произведенного общественного продукта. Это поможет найти ответ на вопрос, какие из основных признаков рода, даже видоизменяясь, были присущи ему на всех этапах развития. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главы 1 и 3 работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».Тема 5. Разложение первобытного обществаПлан занятия:
Материальные предпосылки первобытного общества
Формы разложения первобытного общества
Литература
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблема изучения // Ранние политические организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 16-91.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.
Ранние формы социальной стратификации. М., 1993.
Румянцев А.М. Первобытный способ производства. М., 1987.
Семёнов Ю.И. Об осбенностях развития производительных сил докапиталистических классовых обществ // Философские науки. 1985. №1
Хазанов А.М. Разложение первобытного строя и возникновение классового общества// Первобытное общество, М., 1975.
Хазанов А.М. «Военная демократия» и эпоха классобразования// ВИ. 1958. №12
Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. М., 1988.Методические рекомендации
При подготовке к занятию можно придерживаться следующей схемы: развитие производящих форм экономики – земледелия и скотоводства обусловило появление регулярного прибавочного продукта, первого и второго крупного общественного разделения труда. Эти обстоятельства создали предпосылки для возникновения имущественной и социальной дифференциации и перехода к классовому обществу. Следует разобраться с противоречиями, существовавшими между развивающимися частнособственническими началами и сохраняющимися коллективными формами собственности и производства. Ответьте на вопросы, как возникают функции власти и органы власти, чем характеризуется институт вождества, что представляет собой такая форма власти, как «военная демократия. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главу 9-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Коллоквиум по истории первобытного обществаТемы для развёрнутого ответа1. Предмет курса (формулировка). Основные признаки первобытного общества.
2. Периодизация истории первобытного общества
3. Движущие силы антропогенеза (соотношение биологические и социальных факторов). Классификация гоминидов.
4. Формы брака и семьи. Этапы развития брака и семьи.
5. Возникновение и этапы развития рода.Понятийный аппарат
1. Сущность человека.
2. Признаки человека.
3. Институты брака и семьи.
4. Материнский род.
5. Патриархат.
6. «Неолитическая революция».
7. Регулярный прибавочный продукт. Его признаки.
8. Первобытная соседская община.
9. Родовая и соседская общины. Сходство и различие.
10. Экономический дуализм соседской общины.
11. Большая патриархальная семья.Терминологический аппарат
1. Палеолит.
2. Мезолит.
3. Неолит.
4. Энеолит.
5. Антропогенез.
6. Социогенез.
7. Приматы.
8. Дриопитеки.
9. Архантропы.
10. Палеоантропы.
11. Неоантропы.
12. Промискуитет.
13. Экзогамия.
14. Эндогамия.
15. Моногамия.
16. Дислокальность.
17. Унилокальность.
18. Фратрия.Коллоквиум является одой из форм отчётности при промежуточной аттестации.Электронный вариант пособия можно найти по адресу (будущий адрес размещения методички)
100-bal.ru
Методическое пособие к семинарам по истории первобытного общества (для студентов I курса дневного отделения)
Удмуртский государственный университет
Кафедра археологии и истории первобытного общества
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРАМ
ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
(для студентов I курса дневного отделения)
Ижевск, 2009
Автор-составитель – к.и.н, проф. кафедры арехологии и истории первобытного общества УдГУ В.А. Кананин
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы расширить и закрепить знания студентов путём привлечения их к самостоятельному изучению специальной литературы по основным проблемам истории первобытного общества: становление человека и общества, происхождение и развитие брака и семьи, характер родового строя, причины разложения первобытного общества.
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию, следует первоначально ознакомиться с лекционным и учебным материалом по теме. Затем в соответствии с планом семинарского занятия подобрать необходимую литературу. При изучении рекомендованной литературы следует её конспектировать, желательно со своими пометками, замечаниями, комментариями, формирующими собственный взгляд на проблему. Все незнакомые понятия, термины и их значения рекомендуется выписывать в тетрадь.
Тема 1. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
План занятия:
История создания работы.
Структура работы
Основные вопросы исследуемые Ф. Энгельсом
Литература
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». М., 1990.
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». М., 2001.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20
Методические рекомендации
Цель данного семинарского занятия – анализ и оценка работы Ф.Энгельса, а также выработка навыков научного конспектирования. Основное внимание здесь следует обратить на то, что конспектирование – это не механическое переписывание текста работы в тетрадь, а краткое изложение основных, главных мыслей, содержащихся в работе. Необходимо также помнить, что конспект является для студента индивидуальным пособием, поэтому важно, чтобы с первого раза он был написан с полным охватом изучаемого произведения. Структурно целесообразно поделить страницы на две части: на одной стороне листа записать изложенные в работе мысли, на другой – свои замечания, комментарии, условные знаки и т.д. (подробнее см.: Зорина А.А., Шишкина Н.Г. История средних веков/ УМК. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. С.99-107).
Следует учесть, что конспект аботы Ф. Энгельса является формой отчётности студента при первой промежуточной аттестации.
Тема 2. Проблема происхождения человека
План занятия:
Место человека в животном мире. Сущность человека.
Движущие силы антропогенеза.
Классификация гоминидов.
Литература
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Биологическая эволюция и человек. М., 1989.
История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1984.
Марков. А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии. Иллюстрированный доклад.
http://macroevolution.narod.ru/human.htm
Семенов Ю.И. НА заре человеческой истории. М., 1989.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
Методические рекомендации
При изучении проблемы происхождения человека необходимо, в первую очередь, разобраться с вопросом о сущности человека, имеющей две стороны, неразрывно связанные, и в то же время вполне самостоятельные – его биологическая природа, унаследованная от животных предков, и социальная, приобретенная в процессе антропогенеза. Правильное понимание соотношения биологического и социального поможет четче выяснить и движущие силы процесса антропогенеза. Особое внимание здесь следует уделить трудовой теории Ф.Энгельса. Попытаться выявить и спорные моменты в проблеме происхождения человека. Рассматривая вопрос о месте человека в животном мире и его ближайших предках, следует составить классификацию семейства гоминидов (человекообразных).
Тема 3. Брак и семья в первобытном обществе
План занятия:
История изучения брака и семьи (И.Я.Бахофен, Д.Мак-Леннан, Л.Г.Морган, Ф.Энгельс). Спорные вопросы.
Основные этапы развития брака и семьи.
Литература:
История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1975.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
Семёнов Ю.И. Брак и семья: происхождение и развитие. http://scepsis.ru/library/id_6.html
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Энгельс Ф. К истории первобытной семьи // Там же. Т.22.
Методические рекомендации
При рассмотрении историографии вопроса следует особо выделить исследователей, указанных в плане семинара, фундаментальные, пионерские разработки которых легли в основу дальнейших исторических реконструкций. Среди дискуссионных проблем можно выделить проблему происхождения экзогамии и вопрос о начальной форме брака (групповой или парный). Приступая к изучению брака и семьи, следует разграничивать понятия брака – как особого института, регулирующего отношения между полами и семьи – как института, регулирующего отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми. Разбираясь с периодизацией семейно-брачных отношений, найдите ответы на главные вопросы, когда и в каких формах возникли брак и семья; как и под влиянием каких факторов они трансформировались во времени. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать предисловие к 4-му изданию и главу 2-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Тема 4. Проблема рода в исторической науке
План занятия:
История изучения рода (Л.Г. Морган, Ф. Энгельс). Спорные вопросы в исследовании родового общества.
Возникновение родовой организации.
Основные признаки рода.
Литература
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
История первобытного общетсва: эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Марков Г.Е. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза// Вопросы истории, 1984. №10
Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Тумаркин Д.Д. К вопросу о сущности рода // СЭ. 1970. № 5.
Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21.
Кабо В.А. Первобытная доземледельческая община. Гл. 6,7
При подготовке первого вопроса семинара следует учесть рекомендации к предыдущему занятию (тема 3). Говоря о вкладе Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса в разработку вопросов родовой организации, необходимо иметь в виду, что они заложили принципиальные основы в понимание рода как основной социально-экономической ячейки первобытного общества. Среди спорных проблем можно выделить дискуссии о времени возникновения родовой организации, системе родства в раннеродовом обществе. При подготовке важно разобраться с причинами трансформации первобытного человеческого стада (праобщины) в родовую общину и выработать ясное понимание сущности рода, состоящей в том, что все члены рода находились в одинаковом отношении к средствам производства и соответственно единым для всех был способ получения доли произведенного общественного продукта. Это поможет найти ответ на вопрос, какие из основных признаков рода, даже видоизменяясь, были присущи ему на всех этапах развития. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главы 1 и 3 работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Тема 5. Разложение первобытного общества
План занятия:
Материальные предпосылки первобытного общества
Формы разложения первобытного общества
Литература
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблема изучения // Ранние политические организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 16-91.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.
Ранние формы социальной стратификации. М., 1993.
Румянцев А.М. Первобытный способ производства. М., 1987.
Семёнов Ю.И. Об осбенностях развития производительных сил докапиталистических классовых обществ // Философские науки. 1985. №1
Хазанов А.М. Разложение первобытного строя и возникновение классового общества// Первобытное общество, М., 1975.
Хазанов А.М. «Военная демократия» и эпоха классобразования// ВИ. 1958. №12
Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. М., 1988.
Методические рекомендации
При подготовке к занятию можно придерживаться следующей схемы: развитие производящих форм экономики – земледелия и скотоводства обусловило появление регулярного прибавочного продукта, первого и второго крупного общественного разделения труда. Эти обстоятельства создали предпосылки для возникновения имущественной и социальной дифференциации и перехода к классовому обществу. Следует разобраться с противоречиями, существовавшими между развивающимися частнособственническими началами и сохраняющимися коллективными формами собственности и производства. Ответьте на вопросы, как возникают функции власти и органы власти, чем характеризуется институт вождества, что представляет собой такая форма власти, как «военная демократия. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главу 9-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Коллоквиум по истории первобытного общества
Темы для развёрнутого ответа
1. Предмет курса (формулировка). Основные признаки первобытного общества.
2. Периодизация истории первобытного общества
3. Движущие силы антропогенеза (соотношение биологические и социальных факторов). Классификация гоминидов.
4. Формы брака и семьи. Этапы развития брака и семьи.
5. Возникновение и этапы развития рода.
Понятийный аппарат
1. Сущность человека.
2. Признаки человека.
3. Институты брака и семьи.
4. Материнский род.
5. Патриархат.
6. «Неолитическая революция».
7. Регулярный прибавочный продукт. Его признаки.
8. Первобытная соседская община.
9. Родовая и соседская общины. Сходство и различие.
10. Экономический дуализм соседской общины.
11. Большая патриархальная семья.
Терминологический аппарат
1. Палеолит.
2. Мезолит.
3. Неолит.
4. Энеолит.
5. Антропогенез.
6. Социогенез.
7. Приматы.
8. Дриопитеки.
9. Архантропы.
10. Палеоантропы.
11. Неоантропы.
12. Промискуитет.
13. Экзогамия.
14. Эндогамия.
15. Моногамия.
16. Дислокальность.
17. Унилокальность.
18. Фратрия.
Коллоквиум является одой из форм отчётности при промежуточной аттестации.
Электронный вариант пособия можно найти по адресу (будущий адрес размещения методички)
tnu.podelise.ru
Методическое пособие к семинарам по истории первобытного общества (для студентов I курса дневного отделения)
Удмуртский государственный университет
Кафедра археологии и истории первобытного общества
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРАМ
ПО ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
(для студентов I курса дневного отделения)
Ижевск, 2009
Автор-составитель – к.и.н, проф. кафедры арехологии и истории первобытного общества УдГУ В.А. Кананин
Задача семинарских занятий состоит в том, чтобы расширить и закрепить знания студентов путём привлечения их к самостоятельному изучению специальной литературы по основным проблемам истории первобытного общества: становление человека и общества, происхождение и развитие брака и семьи, характер родового строя, причины разложения первобытного общества.
Чтобы подготовиться к семинарскому занятию, следует первоначально ознакомиться с лекционным и учебным материалом по теме. Затем в соответствии с планом семинарского занятия подобрать необходимую литературу. При изучении рекомендованной литературы следует её конспектировать, желательно со своими пометками, замечаниями, комментариями, формирующими собственный взгляд на проблему. Все незнакомые понятия, термины и их значения рекомендуется выписывать в тетрадь.
Тема 1. Работа Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
План занятия:
История создания работы.
Структура работы
Основные вопросы исследуемые Ф. Энгельсом
Литература
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». М., 1990.
Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества: Учебник для вузов по специальности «История». М., 2001.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20
Методические рекомендации
Цель данного семинарского занятия – анализ и оценка работы Ф.Энгельса, а также выработка навыков научного конспектирования. Основное внимание здесь следует обратить на то, что конспектирование – это не механическое переписывание текста работы в тетрадь, а краткое изложение основных, главных мыслей, содержащихся в работе. Необходимо также помнить, что конспект является для студента индивидуальным пособием, поэтому важно, чтобы с первого раза он был написан с полным охватом изучаемого произведения. Структурно целесообразно поделить страницы на две части: на одной стороне листа записать изложенные в работе мысли, на другой – свои замечания, комментарии, условные знаки и т.д. (подробнее см.: Зорина А.А., Шишкина Н.Г. История средних веков/ УМК. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2007. С.99-107).
Следует учесть, что конспект аботы Ф. Энгельса является формой отчётности студента при первой промежуточной аттестации.
Тема 2. Проблема происхождения человека
План занятия:
Место человека в животном мире. Сущность человека.
Движущие силы антропогенеза.
Классификация гоминидов.
Литература
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Биологическая эволюция и человек. М., 1989.
История первобытного общества: Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М., 1984.
Марков. А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, генетики, эволюционной психологии. Иллюстрированный доклад.
http://macroevolution.narod.ru/human.htm
Семенов Ю.И. НА заре человеческой истории. М., 1989.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
Методические рекомендации
При изучении проблемы происхождения человека необходимо, в первую очередь, разобраться с вопросом о сущности человека, имеющей две стороны, неразрывно связанные, и в то же время вполне самостоятельные – его биологическая природа, унаследованная от животных предков, и социальная, приобретенная в процессе антропогенеза. Правильное понимание соотношения биологического и социального поможет четче выяснить и движущие силы процесса антропогенеза. Особое внимание здесь следует уделить трудовой теории Ф.Энгельса. Попытаться выявить и спорные моменты в проблеме происхождения человека. Рассматривая вопрос о месте человека в животном мире и его ближайших предках, следует составить классификацию семейства гоминидов (человекообразных).
Тема 3. Брак и семья в первобытном обществе
План занятия:
История изучения брака и семьи (И.Я.Бахофен, Д.Мак-Леннан, Л.Г.Морган, Ф.Энгельс). Спорные вопросы.
Основные этапы развития брака и семьи.
Литература:
История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1975.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.
Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
Семёнов Ю.И. Брак и семья: происхождение и развитие. http://scepsis.ru/library/id_6.html
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
Энгельс Ф. К истории первобытной семьи // Там же. Т.22.
Методические рекомендации
При рассмотрении историографии вопроса следует особо выделить исследователей, указанных в плане семинара, фундаментальные, пионерские разработки которых легли в основу дальнейших исторических реконструкций. Среди дискуссионных проблем можно выделить проблему происхождения экзогамии и вопрос о начальной форме брака (групповой или парный). Приступая к изучению брака и семьи, следует разграничивать понятия брака – как особого института, регулирующего отношения между полами и семьи – как института, регулирующего отношения, как между супругами, так и между родителями и детьми. Разбираясь с периодизацией семейно-брачных отношений, найдите ответы на главные вопросы, когда и в каких формах возникли брак и семья; как и под влиянием каких факторов они трансформировались во времени. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать предисловие к 4-му изданию и главу 2-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Тема 4. Проблема рода в исторической науке
План занятия:
История изучения рода (Л.Г. Морган, Ф. Энгельс). Спорные вопросы в исследовании родового общества.
Возникновение родовой организации.
Основные признаки рода.
Литература
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
История первобытного общетсва: эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
Марков Г.Е. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза// Вопросы истории, 1984. №10
Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1934.
Тумаркин Д.Д. К вопросу о сущности рода // СЭ. 1970. № 5.
Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество: Основные проблемы развития. М., 1975.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.21.
Кабо В.А. Первобытная доземледельческая община. Гл. 6,7
При подготовке первого вопроса семинара следует учесть рекомендации к предыдущему занятию (тема 3). Говоря о вкладе Л.Г. Моргана и Ф. Энгельса в разработку вопросов родовой организации, необходимо иметь в виду, что они заложили принципиальные основы в понимание рода как основной социально-экономической ячейки первобытного общества. Среди спорных проблем можно выделить дискуссии о времени возникновения родовой организации, системе родства в раннеродовом обществе. При подготовке важно разобраться с причинами трансформации первобытного человеческого стада (праобщины) в родовую общину и выработать ясное понимание сущности рода, состоящей в том, что все члены рода находились в одинаковом отношении к средствам производства и соответственно единым для всех был способ получения доли произведенного общественного продукта. Это поможет найти ответ на вопрос, какие из основных признаков рода, даже видоизменяясь, были присущи ему на всех этапах развития. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главы 1 и 3 работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Тема 5. Разложение первобытного общества
План занятия:
Материальные предпосылки первобытного общества
Формы разложения первобытного общества
Литература
История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблема изучения // Ранние политические организации. М.: Восточная литература, 1995. С. 16-91.
Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995.
Ранние формы социальной стратификации. М., 1993.
Румянцев А.М. Первобытный способ производства. М., 1987.
Семёнов Ю.И. Об осбенностях развития производительных сил докапиталистических классовых обществ // Философские науки. 1985. №1
Хазанов А.М. Разложение первобытного строя и возникновение классового общества// Первобытное общество, М., 1975.
Хазанов А.М. «Военная демократия» и эпоха классобразования// ВИ. 1958. №12
Шнирельман В.А. Происхождение производящего хозяйства. М., 1989.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 21. М., 1988.
Методические рекомендации
При подготовке к занятию можно придерживаться следующей схемы: развитие производящих форм экономики – земледелия и скотоводства обусловило появление регулярного прибавочного продукта, первого и второго крупного общественного разделения труда. Эти обстоятельства создали предпосылки для возникновения имущественной и социальной дифференциации и перехода к классовому обществу. Следует разобраться с противоречиями, существовавшими между развивающимися частнособственническими началами и сохраняющимися коллективными формами собственности и производства. Ответьте на вопросы, как возникают функции власти и органы власти, чем характеризуется институт вождества, что представляет собой такая форма власти, как «военная демократия. К семинарскому занятию рекомендуется законспектировать главу 9-ю работы Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Коллоквиум по истории первобытного общества
Темы для развёрнутого ответа
1. Предмет курса (формулировка). Основные признаки первобытного общества.
2. Периодизация истории первобытного общества
3. Движущие силы антропогенеза (соотношение биологические и социальных факторов). Классификация гоминидов.
4. Формы брака и семьи. Этапы развития брака и семьи.
5. Возникновение и этапы развития рода.
Понятийный аппарат
1. Сущность человека.
2. Признаки человека.
3. Институты брака и семьи.
4. Материнский род.
5. Патриархат.
6. «Неолитическая революция».
7. Регулярный прибавочный продукт. Его признаки.
8. Первобытная соседская община.
9. Родовая и соседская общины. Сходство и различие.
10. Экономический дуализм соседской общины.
11. Большая патриархальная семья.
Терминологический аппарат
1. Палеолит.
2. Мезолит.
3. Неолит.
4. Энеолит.
5. Антропогенез.
6. Социогенез.
7. Приматы.
8. Дриопитеки.
9. Архантропы.
10. Палеоантропы.
11. Неоантропы.
12. Промискуитет.
13. Экзогамия.
14. Эндогамия.
15. Моногамия.
16. Дислокальность.
17. Унилокальность.
18. Фратрия.
Коллоквиум является одой из форм отчётности при промежуточной аттестации.
Электронный вариант пособия можно найти по адресу (будущий адрес размещения методички)