Материалы для живописи. Основа для живописи (холсты и другое). Холст для первобытного художника
Материалы для живописи. Основа для живописи (холсты и другое). – Ярмарка Мастеров
Основа для живописи - это любой физически существующий материал или поверхность, на которую наносятся краски: металл, дерево, ткань, бумага, кирпич, камень, пластик, веленевая бумага (тонкий пергамент, восковка, калька), пергамент, штукатурка, стекло. Однако лишь немногие из них представляют собой традиционные основы для масляной живописи; делятся они на две группы: эластичные (гибкие) основы, к которым относятся холст и бумага, и жесткие, объединяющие дерево, листовой фиброкартон, древесноволокнистую плиту, холст на картоне (доске) и металл.Наиболее популярной и широко используемой основой является холст. Однако статус холста как стандартной основы для живописи относительно молод. Древние художники предпочитали работать в энкаустике на деревянных основах, а в средние века эта практика дала толчок развитию и использованию яичной темперы на досках - первичной и важнейшей формы станковой живописи того времени. В ХV веке на начальных стадиях эволюции живопись маслом существовала как способ доработки или - завершающей стадии темперной технологии: основное внимание было по-прежнему сконцентрировано на небольших вещах с тщательной деталировкой. Такие картины фламандские художники, например, предпочитали писать маслом на грунтованных деревянных досках.В тот период наиболее популярным материалом было дерево - дуб или береза в Северной Европе, тополь - в Италии. Металл - главным образом медь (второй по популярности материал) - использовался реже. Живопись на досках, как правило, предназначалась для коллекционеров или в качестве фрагментов декора культовой архитектуры, поэтому картины были небольшими.В настоящее время многие художники работают на эластичных основах. Тем не менее, живопись на досках имеет своих приверженцев, и этот выбор представляет уникальные эстетические возможности.Приводим краткое описание основ, используемых сегодня в живописи маслом наиболее часто.
Льняная основа.Холст тесно связан с химией масляных красок. Льняное полотно изготавливается из волокон растения Linum usitatissimum - того самого, чьи семена применяются в производстве сырого льняного масла. Для изготовления полотна растение собирают целиком (включая и корни) в период наивысшей степени созревания, далее его оставляют для перепревания в течение трех недель. Затем из этого материала прядется прочная нить, из которой и ткется холст.Что же делает льняное полотно привлекательным? Это - его прочность и главным образом красота. По сравнению с другими тканями, льняное полотно не обладает механически правильным и ровным тканым рисунком, благодаря особенностям плетения нити. Лен всегда проступает "живой" фактурой сквозь нанесенные слои краски. Эта органичная красота наиболее четко проявляется при использовании льняного полотна стандартной и более грубых разновидностей фактуры; однако холст даже более мелкий тонкий - так называемого "портретного" качества, обнаруживает изысканную неровность и шероховатость поверхности ткани.Важно помнить, что масляная живопись ранних периодов выполнялась тонкими слоями красок - в сравнении с более пастозной фактурой, характерной современному искусству. Краска наносилась лессировками, поэтому ее целостный слой оставался относительно прозрачным. Следовательно, фактура льняного холста становилась одним из решающих факторов, определяющих характер завершенной работы. "Неправильность" рисунка ткани и встречающиеся кое-где узелки и шероховатости наполняли лессировки искрящимся светом.Многообразие фактур художественного льняного полотна определяется количеством нитей на дюйм. Льняной холст средней фактуры содержит приблизительно 79 нитей на дюйм; холст гладкой фактуры - так называемого "портретного" качества - содержит от 90 нитей и более. Льняное полотно может быть как одиночного (SW), так и двойного (DW) переплетения. Полотно двойного переплетения горазда прочнее, тяжелее, плотнее и, конечно же, дороже по сравнению с полотном одиночного переплетения. Оно более приемлемо для крупных живописных произведений.
Хлопок.Хлопчатник в качестве основы представляет собой современную альтернативу льну. Он впервые начал использоваться в художественных целях в 30-х гг. ХХ в., и с тех пор его популярность многократно возросла, особенно в США, где собственно и производиться основная его часть.В отличие от льняного хлопчатобумажный холст не занял столь престижной позиции, мало того, он получил негативные отзывы в печати. Некоторые авторы даже сочли хлопчатобумажный холст абсолютно непригодным в качестве основы. Подобный взгляд нельзя назвать полностью справедливым, поскольку хлопок обладает определенными преимуществами. Это прочный и недорогой материал. Так же, как и лен, он имеет в структуре ту же молекулу целлюлозы. По сравнению с льняной нить хлопчатника несколько тоньше и значительно ровнее, что сказывается на фактурном рисунке ткани. Поэтому в сравнении с льняным холстом хлопок не обладает столь же интересной поверхностью. С другой стороны, ткань из хлопка более устойчива, чем лен, который имеет тенденцию к расширению и сжатию в зависимости от влажности, вызывая тем самым появление характерных "волн" вдоль границ холста.Одна из причин невысокой популярности хлопка заключается в том, что большинство имеющихся в продаже художественных хлопчатобумажных основ фактически являются слишком тонкими - в особенности те, которые натягиваются в заводских условиях. Высококачественный холст из хлопка должен быть достаточно тяжелым 340 - 430 г на квадратный метр. Хлопчатобумажный холст - соответствующим образом подготовленный, проклеенный и загрунтованный - превосходная основа для серьезной живописи маслом. "Ровная" или "правильная" фактура не является главным фактором, если краска наносится густым пастозным слоем.Если вы хотите использовать хлопок в качестве основы для живописи, приобретайте его в художественных салонах, а не в магазинах тканей. Хлопчатобумажная материя, купленная в магазинах тканей и предназначенная, как правило, для изготовления одежды, занавесей и других предметов, обрабатывается специальными смолами, которые уменьшают образование морщинок и складок. Различные градации хлопчатобумажного полотна, предлагаемого художественными салонами - обычно называемые "cotton duck" - производятся специально для художников. Это чистый, необработанный материал; он не подвергается воздействию химикатов, которые в противном случае могут вступать в конфликт с органическим или акриловым проклеивателем.
Сложный полиэстер. Синтетическая ткань, созданная в ХХ веке, во многих отношениях превосходит как льняные, так и хлопчатобумажные холсты. Сложный полиэстер - прочный и весьма стойкий материал. Он более стабилен в отношении размеров, чем лен и менее чувствителен к кислотному воздействию масляных красок. Он не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению или сжатию в зависимости от влажности среды, в которой находится. На сложнополиэстерной основе могут использоваться те же грунтовки и клеевые растворы, применяемые с льняным или хлопчатобумажным полотнами. Одной из основных характеристик сложного полиэстера является полное отсутствие фактуры. Это совершенно гладкий материал. Сторонники сложного полиэстера - такие, как австралийский производитель красок Archival - настоятельно рекомендуют сложный полиэстер в качестве основы для живописи. В своей убежденности фирма не одинока; но, тем не менее, сложный полиэстер не пользуется пока особой популярностью. Да и на рынки художественных материалов он еще полностью не вышел.
Джут (мешковина).Джут изготавливается из конопли - материала, из которого производят крепкие веревки и канаты. Холст из этого прочного натурального волокна обладает однородным тканым рисунком с ярко выраженной фактурой. Она заметно доминирует над другими элементами живописи. Это идеальная основа для работы в стиле энергичного и пастозного нанесения красок. Просветы между нитями джутового холста широкие, поэтому грунтовать его приходится иногда дважды.
Бумага.Бумага - довольно интересная мягкая основа: она разнообразна, удобна в работе и привлекательна. Бумага обладает той непосредственностью и степенью интимности, которых художники не в состоянии обнаружить у других, более привычных основ. Благодаря свойственной бумаге способности к абсорбции, краски на ней высыхают быстрее и становятся матовыми. Многообразие фактур бумаги делают ее еще более привлекательной для живописцев.Однако, как правило, бумага не рекомендуется для серьезной масляной живописи, поскольку считается не прочной. Это, безусловно, верное замечание. Но, тем не менее, работы небольших размеров на бумажной основе могут производить хорошее впечатление. Конечно, при использовании бумаги необходимо соблюдать элементарные меры предосторожности. Выбирайте только высококачественные сорта художественной бумаги. Пользуйтесь лишь 100% ветошной бумагой без содержания кислот и обращайте внимание на ее плотность. Чем плотнее будет бумага, тем лучше. Ветошный (тряпичный) картон дает наилучшие результаты. Перед живописью на бумаге или картоне, их поверхность следует загрунтовать клеевым раствором. Проклеиватель на основе животного клея, нанесенный на необработанную бумагу, надежно защитит ее от кислотности высыхающей краски. Существует и другой способ защиты: покройте бумагу слоем разбавленного акрилового средства или грунтовки gesso. Бумага абсорбирует оба грунта, а содержащиеся в ней вода вызовет деформацию бумаги и образование на ее поверхности морщинок. Для того чтобы предотвратить этот эффект, можно прикрепить края бумаги к картону клейкой лентой или степлером. Или после высыхания клеевого раствора можно смочить обратную сторону бумаги и расположить ее под несколькими листами промокаемой бумаги под грузом. Есть и третья альтернатива: покройте бумагу тонким слоем шеллака, который растворяется спиртом, и таким образом не будет подвергаться воздействию разбавителей или масла. Кроме того, существуют специальные и предварительно проклеенные виды бумаги, предназначенные в качестве основ для масляной живописи.
Доски из древесины твердых пород. В ранние периоды развития живописи художники писали на деревянных досках-панелях. Вспомните иконы, а также магические и религиозные запрестольные образы в церквях.Опыт работы на деревянных основах значительно отличается от опыта работы на холсте. Живопись на досках, как правило, характеризуется малым форматом и более внушительной массой, по сравнению с холстом; она, определенно, создает ощущение прочности и весомости. Практически любой вид натуральной твердой древесины может стать основной для живописи - дуб, кедр, тополь, береза, грецкий орех или, например, красное дерево (сосна - менее пригодна, так как содержит много смол и обладает слабой водостойкостью). Очень важно, чтобы дерево было зрелым (выдержанным) и не содержало влаги; на доске не должно быть трещин. Ее толщина варьироваться в пределах от 2,5 и 0,5 см, при этом толщина от 1,5 и 0,7 см считается нормой. Если доска очень тонкая, высыхающая краска непременно деформирует ее. Доска приобретет выпуклую форму - наподобие бочарной клепки. Дерево может расширяться и сокращаться. Самое уязвимое свойство древесины в том, что она имеет тенденцию к деформации, вновь выровнять ее крайне сложно. Преимущество более тонких красок в том, что их деформация легче корректируется при помощи укрепления задних стенок.К сожалению, в настоящий момент доски из твердых пород древесины являются редким и дорогим материалом; впрочем, отличной основой подобного рода могут стать повторно используемые детали мебели. Если дубовая древесина старой школьной парты или двери не сгнила и не изъедена червем, она прекрасно подойдет как основа для живописи. Потребуется лишь немного работы рубанком и наждачной бумагой, пилой - для достижения необходимого формата. Большое количество живописных произведений конца XV в. выполнялись на переработанной древесине старых парусных судов.
Фанера (многослойная доска). Качественная фанера изготавливается из березы, красного дерева и тополя, древесина которых представляет собой гладкий и прочный материал. Одна сторона фанеры имеет грубую фактуру, а другая гладкую - эту сторону можно зачистить наждачной бумагой до превосходного состояния, подготовив ее для грунтовки клеевым раствором. Фанера обычно имеет толщину от 0,7 до 1,3 см. Если какой-либо из размеров превышает 45 см, ее, как показывает практика, следует укрепить деревянным каркасом.
Доска MASONITE (оргалит).Это синтетический материал, изготовленный из смеси измельченных в опилки волокон древесины и клея. Смесь формируется, в результате чего образуется плоский лист. Masonite (оргалит) производится в диапазоне от темно-коричневого цвета до оттенка кофейного загара, имеет как специально обработанную (закаленную), так и необработанную поверхности. Обработанная сторона имеет значительную твердость и, возможно, перед грунтованием потребуется ее зачистка наждачной бумагой. Необработанная поверхность содержит больше волокон и характеризуется меньшей твердостью; поэтому, - из двух видов - именно такая поверхность наиболее подходит для живописи, благодаря способности абсорбировать.Некоторые виды оргалита имеют очень гладкую, плоскую поверхность с одной стороны и напоминающую холст грубую фактуру с обратной. Но сторона с более грубой фактурой не сможет создать у зрителя впечатление, что перед ним находится ткань. Как правило, лучше пользоваться гладкой стороной. Существуют также листы оргалита, у которых обе стороны гладкие. Конечно, у этой основы отсутствует присущая дереву привлекательная фактура - текстура древесины; но ведь это свойство в любом случае будет утрачено после грунтовки доски даже из натурального дерева. Так ли уж важна природная красота древесины, если, в конечном счете, она будет скрыта под слоем грунтовки?Masonite (оргалит) имеет и свои недостатки. Первая проблема при работе с ними - доска очень легко изгибается, но не в соответствии с направлением волокон, а подчиняясь силе тяжести. Это означает, что подвешенный под углом к стене кусок оргалита станет прогибаться по направлению к центру тяжести. Для предотвращения подобного эффекта лист следует вставить в раму плотно и совершенно прямо, или поместить его плоско в лежачем положении либо усилить заднюю сторону при помощи деревянных соединительных скоб. Деформированную деревянную раму очень сложно выровнять, поэтому для укрепления задней стороны доски используйте древесину хорошего качества и солидной выдержки.Еще одна проблема, связанная с использованием оргалита, заключается в значительном весе листов крупного размера. Если вы действительно желаете работать в крупном формате, используйте вместо оргалита многослойную фанеру, так как последняя несколько легче.Листы оргалита недороги и продаются практически повсюду. Кроме того, они очень прочны и долговечны - срок их хранения сравним со сроком хранения твердых пород древесины; это, безусловно, очень стойка и одна из лучших доступных жестких основ художественного качества.
Металл. Художники, как правило, выбирали медь. Однако есть и другие химически устойчивые металлы - такие, как железо, нержавеющая сталь, олово (белая жесть) и алюминий. Поскольку металл - тяжелый материал, выполненные на нем живописные работы традиционно отличаются небольшим размером. В наши дни художники могут использовать легкий металлический "строительный" материал, который безупречен для работы над крупноформатными произведениями - так называемый "honeycomd aluminum" или "сотовый алюминий" (пористой структуры). "Алюминиевые соты" представляют собой два тонких листа алюминия, расположенных поверх сердцевины из волокнистого (профилированного) алюминия, напоминая, таким образом, гофрированный картон. Он производится в крупных плоских листах различной толщины, легко поддается обработке и резке.Важнейшее качество металла заключается в его гладкой, как стекло, поверхности. Он не изгибается и не деформируется в результате воздействия высыхающей краски. Однако перед началом работы металлическую основу следует очистить от ржавчины и покрыть ее грунтовкой для металла, которая отличается от других грунтовок тем, что слегка протравливает гладкую поверхность металла и обеспечивает надежное сцепление между ней и красками. Не будь слоя грунтовки, масляные краски не смогли бы закрепиться на поверхности металла.Металлические основы можно приобрести в магазинах металлического оборудования и художественных салонах, предлагающих различное оборудование для печати, включая пластины для гравирования.
Журнал "Художественный совет" №3.2000
www.livemaster.ru
это: описание, свойства, применение, виды и особенности
Занятие творчеством – прекрасная возможность выразить чувства и поднять себе настроение. Искусство помогает человеку разобраться в себе и увидеть прекрасное в окружающем мире. И не важно, есть у человека особые способности или нет. Главное, чтобы занятие каким-либо видом искусства доставляло удовольствие и было по душе. Это может быть музыка или пение, лепка или рисование. Живопись – популярное занятие, доступное сегодня не только профессиональным художникам, но и любителям. Любая картина начинается с основы. Холст –это замечательная основа для живописного произведения. Именно о нем пойдет речь в этой статье.
Что такое холст?
Основа для живописи может быть разной. Многое зависит от техники письма, задач мастера, его художественного замысла и предпочтений в изобразительном искусстве. Рисовать можно на деревянных досках, металле, бумаге, картоне, бетоне, кирпиче, стекле. То есть практически на любую поверхность при желании можно наносить краски.
Использование ткани как основы для создания художественных произведений практикуется очень давно. Еще в 15 веке художники начали экспериментировать с тканью. Многие знаменитые картины были написаны именно на этом материале. Холст – это особым образом закрепленная на деревянной раме ткань с различными качественными характеристиками, такими как прочность, фактура, структура, вес, тип нити. Все характеристики зависят от типа выбранного материала. Например, фактура холста может быть мелкозернистой, среднезернистой и крупнозернистой, а нить - натуральной и синтетической. Прочность и структура зависят от волокна, из которого изготовлена ткань.
Виды полотна
В качестве основы для живописи может быть использован шелк, джут, шерсть. В основном это натуральные ткани, изготовленные из растительного сырья: льна, хлопчатника, конопли, джута. Наиболее популярные виды холста в современной живописи: лен, хлопок, синтетика, бортовка, комбинированный холст. Есть еще пеньковый и джутовый варианты. Лен наиболее распространенный материал для изготовления холста. Волокно достаточно прочное и наиболее устойчивое к внешним воздействиям по сравнению с другими материалами.
Льняной холст имеет серо-желтый цвет, хорошую зернистость различного вида, по качеству нитей делится на несколько типов. Хлопчатобумажный менее прочный, чем льняной, легко впитывает влагу, достаточно хрупкий, подвержен провисанию на рамке, имеет бледно-желтый цвет. Бортовка – это грубое, суровое полотно, более пригодное для технического или хозяйственного использования. При этом ткань непрочная, легко рвется. На картине, написанной на холсте из бортовки, может очень быстро начать трескаться краска из-за слабого натяжения нитей. Также эта ткань часто имеет фабричные дефекты в виде узелков и утолщений нитей. Тем не менее именно бортовка очень популярна среди современных живописцев. Холст из синтетических нитей полиэстра прочен, не реагирует на изменения внешней среды, и в долгосрочной перспективе пока мало изучен. Этот вид наиболее часто применяется в цифровой печати изображений. Очень распространенный на сегодня вид холста среди любителей – комбинированный. Состоит он из натуральных и искусственных волокон. Джутовый и пеньковый варианты имеют низкие эксплуатационные характеристики, тем не менее тоже активно используются.
Преимущества холста
Преимущества использования холста заключаются прежде всего в удобстве обращения с ним, особенно при проведении выставок. Ткань легко скручивается, удобно перевозится, занимает мало места, меньше деформируется при транспортировке. Важна также и фактура холста. Благодаря естественной неровности поверхности картины приобретают дополнительные художественные свойства, усиливающие эстетический эффект. Это игра света и тени, изменение оттенков цвета.
Картина на холсте получается живой и глубокой.
Недостатки
Основной недостаток холста – это его сильная подверженность негативным воздействиям окружающей среды. Он чувствителен к влаге и изменениям температуры воздуха. Его легко повредить механически: порезать или случайно проткнуть. Некоторые виды тканевых холстов легко деформируются. Краски на холст могут ложиться неровно и начать течь, что может безнадежно испортить произведение. Со временем из-за деформации краски могут растрескаться. Истории известно много случаев потери великолепных полотен именно по этой причине. Из-за природной хрупкости тканевой основы многие мировые шедевры в музеях хранятся в особых условиях в закрытых стеклянных коробах.
Особенности живописи на холсте
Фактура холста обеспечивает хорошее сцепление краски с поверхностью. Тем не менее для получения прекрасного результата необходимо ответственно подойти к подготовке ткани к использованию. Во-первых, нужно правильно подобрать фактуру исходя из поставленных художником целей. От техники письма будет зависеть выбор зернистости холста: крупная, средняя или мелкая.
Это важно, потому что несоответствие зернистости манере письма может усложнить процесс написания и привести к быстрому последующему старению картины. Во-вторых, холст необходимо загрунтовать и укрепить в подрамнике. Если предполагается писать на холсте маслом, то лучше предпочесть крупное зерно, для акварели или других жидких красок опытные матсера кисти рекомендуют использовать мелкозернистое полотно.
К художественному холсту предъявляется ряд требований. Он обязательно должен быть небеленым. Отбеливатели, которые применяются перед подготовкой ткани к промышленному окрашиванию, содержат различные химические составляющие, которые негативно влияют на прочность ткани. Поверхность холста также должна быть ровной, без обрывов нитей, узелков и других дефектов. Плетение должно быть плотным, нити - одинаковой толщины и натяжения. При выборе ткани необходимо тщательно визуально оценить ее внешний вид.
Картина по номерам
Долгое время живопись была уделом избранных. Прежде всего необходимо обладать талантом или способностями к художественному письму. Затем необходимо долго учиться, практиковаться, испортить не один холст, прежде чем добиться результата. К счастью, сегодня для любого желающего существует прекрасная возможность заниматься живописью без подготовки и при этом получать прекрасные результаты. В специальных магазинах для творчества можно приобрести набор «Картина по номерам» (на холсте в том числе).
Техника работы с таким набором понятна, проста и доступна. Это занятие будет интересно и взрослым, и детям. В наборе есть все необходимое: краски, холст, кисти. На подготовленном холсте по номерам размечены границы деталей рисунка. Краски не надо специально разводить или смешивать. Они готовы к работе сразу. Один номер – один цвет краски. Следуя инструкции, нужно шаг за шагом покрывать краской соответствующий участок изображения. Такая работа требует внимательности, поэтому для начала можно выбрать холст с несложным рисунком с крупными элементами. При должном трудолюбии и аккуратности совершенно точно получится великолепное произведение искусства, которое не стыдно повесить на стену своего дома или подарить друзьям.
Холст для цифровой печати
Современные технологии позволяют сегодня создавать произведения искусства самыми разными способами. Одной из инновационных техник является цифровая печать на холсте.
Для этих целей используется синтетическое или комбинированное полотно, которое обладает высокими характеристиками прочности. Обычно с помощью цифровой печати изготавливаются высококачественные репродукции известных картин и фотографии. Изображение наносится с помощью сольвентной, латексной или ультрафиолетовой печати.
Стилизованный портрет
Еще одна современная техника цифровой печати, ставшая отдельным направлением современного искусства – создание стилизованного портрета на холсте по фотографии. Такая картина стала очень популярным подарком в настоящее время. Сочетание высоких технологий и традиционного холста позволяет получить портрет, мало отличный от рукотворного. При этом техника исполнения и стиль могут быть разными: от гранжа и поп-арта до шаржа и живописного портрета. Ключевое слово здесь - стилизация. Это значит, что самая обычная фотография превращается с помощью этой технологии в произведение современного искусства.
Сделать дома холст – это просто
Профессиональные холсты стоят достаточно дорого. Поэтому при некоторой сноровке художник-любитель в состоянии изготовить холст для живописи своими руками. Для этого нужно будет изготовить деревянную рамку, натянуть на нее ткань (желательно льняную), закрепить. Затем загрунтовать и, дождавшись полного высыхания холста, приступать к работе. Есть еще одни маленький секрет. Перед тем как начать наносить грунтовку на основу, её нужно покрыть двумя слоями желатина, один за другим. Различные и подробные инструкции по изготовлению холста в домашних условиях, опубликованные на соответствующих тематических ресурсах, позволяют обеспечить себя материалом на нужное количество картин практически в любое время.
Качественный и правильно подобранный холст – это залог успешной и увлекательной работы, прекрасного результата и отличного настроения.
fb.ru
1. Основа | АРТконсервация
Основы из дерева | Основы из ткани | Основы из металла | Основы из пергамента и бумаги | Основа настенной живописи
Наиболее распространенным видом основы, то есть материалом, на котором создается произведение, в станковой живописи были дерево и холст, а в настенной — камень, кирпич и другие строительные материалы. В отдельные эпохи в качестве основы использовали металл, пергамент, бумагу и реже — кость, кожу, мрамор, шифер и другие материалы.
Основы из дерева
Древнейшие, дошедшие до нас произведения станковой живописи на дереве, — это так называемые фаюмские портреты, относящиеся к первым трем векам нашей эры. В западноевропейской и русской живописи основы из дерева использовали до конца XVII века, несмотря на то что основы из холста получили широкое распространение в Европе уже в эпоху Возрождения. Отдельные произведения живописи выполняли на досках и в последующее время.
Изучение живописи многих художественных школ показывает, что для основы будущих картин мастера брали, как правило, древесину широко распространенных в их местности деревьев. Так, несмотря на то, что среди произведений западноевропейской живописи XIII-XVI веков встречается примерно четырнадцать видов древесины (каштан, дуб, ель, груша, бук, орех, вяз, тополь, сосна, приморская сосна, европейская пихта, липа, ива, алжирская туя), для конкретных художественных школ типичными оказываются лишь некоторые из них. В странах же с разнообразием климатических зон можно выделить виды древесины, применение которых типично лишь для местных школ.
Для итальянской живописи в целом типичны основы из тополевых досок. Однако в районе Феррары широко применялся также орех, а в школах Эмилии — липа; для венецианской живописи характерны основы из ели, для болонской — из бука, а для школ Ломбардии — из пихты.
Во Франции предпочитали основы из дуба. Однако дуб типичен только для живописи художественных школ, расположенных к северу от Луары, тогда как к югу от нее типичным было использование ореха и тополя, а для юговосточной Франции — пихты.
Для немецкой живописи типичны основы из хвойных видов древесины — пихты, ели, сосны. Использовалась также липа, но только в тех районах, где она росла. В западных немецких школах преобладали основы из дуба, а в Альпах — из древесины хвойных деревьев.
Во Фландрии и Голландии практически единственным материалом, которым пользовались живописцы этих стран до середины XVII века, был дуб.
Для основ испанских картин характерно применение сосны и тополя. Однако тополь преобладал в Каталонии, а в Кастилии и Арагоне — сосна.
Сербские мастера писали на липе, сосне, реже — на дубе и орехе. Особенно ценилась ими за красоту и прочность древесина каштана и дикой груши.
Древнерусские мастера обычно выбирали липовые, сосновые и еловые доски и значительно реже — буковые и лиственничные. Особое предпочтение отдавалось легким липовым доскам; что касается других, то выбор их определялся, как и везде, местной флорой. Например, в живописи псковской школы, чаще, чем в других, встречается сосна.
В ходе исследования основы может оказаться, что она изготовлена из дерева, нетипичного для школы, к которой относится произведение. Однако, если установлено, что этот вид дерева встречается в данной местности, такой случай, хотя и носит характер исключения, должен квалифицироваться как нормальный. Когда же не удается связать материал основы с местной флорой, атрибуция произведения может быть поставлена под сомнение, и такое произведение должно быть особенно внимательно изучено.
С расширением международной торговли ассортимент используемых в живописи досок значительно расширяется и уже не укладывается в рассмотренную схему. Так, в XVII веке фламандцы начинают писать не только на дубе, но и на досках из кедра и липы, на древесине, привозимой из тропических стран. Среди голландских картин встречаются написанные на красном дереве, а среди русских икон — на кипарисовых досках.
Основы старой живописи отличаются не только видом древесины, но и характером обработки досок, конструкцией. Доски под живопись в разное время и в разных странах делались разной толщины. Толщина досок лучших фаюмских портретов не превышает 2-3 мм. Христианские иконы VI-VIII веков написаны на досках толщиной 10-12 мм. На тонких досках написаны старые русские иконы. Напротив, в Италии раннего Возрождения, как позже и на Руси, использовали очень толстые доски. Картины северных мастеров XVII века написаны на досках толщиной 8-12 мм. По-разному обрабатывалась и поверхность досок (рис. 6).
абвг6. Оборотная сторона деревянной основы, обработанная: а — долотом, б - теслом, в - скобелем, г - пилой.
В эпоху средневековья лицевую сторону доски делали гладкой. Позже на доске делали насечки (царапины), призванные обеспечивать лучшее сцепление основы с грунтом. Дефектные участки доски — выпады сучков, полости, освобожденные от древесной смолы, — заполняли мастиками разного состава (опилками, мелом или белилами, смешанными с клеем или воском).
В зависимости от размера произведения основу изготовляли из одной доски или собирали в щит из нескольких досок, как правило, одного вида древесины. Доски обычно собирались в щит параллельно длинной стороне произведения. К ранним способам сборки щитов относится соединение склееваемых досок с помощью внутренних шипов, вставляемых в их боковые части, а также соединение с помощью «бабочек», или «ласточек», врезавшихся в лицевую поверхность (рис. 7).
7. Доски основы, соединенные с лицевой стороны с помощью «ласточки».
Более простым и чаще употребляемым способом было использование различных планок и перекладин, набиваемых на торцы основы. В XIII-XIV веках планки набивались уже не только на торцы, но и на оборотную сторону. С XIV века появляется новый вид крепления — врезные шпонки. В XVIII веке в практику крепления основ был внедрен метод паркетирования. Паркетаж, обеспечивая большую подвижность основы при изменении температуры и влажности, предохранял доски от коробления.
Основы из ткани
Живопись на ткани получила распространение много позже, чем на дереве. Но прежде чем занять самостоятельное место в качестве основы, ткань в течение нескольких столетий играла вспомогательную роль в живописи на досках. Уже в эпоху средневековья предварительно проклеенную доску покрывали кожей или пергаментом, а чаще — пропитанным клеем холстом, увеличивающим прочность основы и ее сцепление с грунтом. Холст (как правило льняной и реже пеньковый, из волокон конопли) в разных художественных школах использовали по-разному. На Руси холст — паволоку — наклеивали на лицевую сторону доски (на двусторонних иконах иногда с двух сторон), в Италии холст закрывал обычно только лицевую поверхность (но иногда и оборотную), в Испании его наклеивали на обе стороны, а в Германии лишь на оборотную. В ранние периоды холст (или пергамент) покрывал основу целиком, а позже только стыки досок, края около торцов и другие слабые места.
Как самостоятельную основу под живопись холст начинают регулярно использовать в XV веке в Италии. Однако еще в предшествующем столетии живопись на холсте клеевыми красками была известна в
Италии как «немецкий метод». Древнерусские мастера стали пользоваться основами из холста лишь в XVII веке, в так называемой парсунной (портретной) живописи. Однако русские иконописцы знали и другой прием живописи на холсте, известный еще в XV веке, — исполнение небольших иконок (таблеток) на плотно залевкашенном с двух сторон одном или двух слоях склеенного холста. Вместе с тем функционально такая основа не отличается от деревянной, поскольку остается абсолютно жесткой.
До XIX века использовали льняной холст и реже — пеньковый. Лишь в отдельных случаях применяли шелк. В XIX веке в связи со снижением требований к ремесленно-технологической стороне живописи стали применять ткань из хлопка, джута, шерсти.
Несмотря на небольшое разнообразие материала, основы из ткани обладают некоторыми характерными особенностями, позволяющими наметить, хотя и приблизительную из-за отсутствия более полных данных, схему их применения.
До конца XVI века в Европе преобладал тонкий льняной холст полотняного переплетения. В то же время в Венеции в XV-XVI столетиях писали на грубом небеленом пеньковом холсте, главным образом саржевого переплетения (рис.8).
8. Венецианский холст саржевого переплетения с цветными полосами «елочкой».
В конце XVI-XVII веках в Италии широко используют более грубый холст редкого полотняного переплетения (на таком холсте исполнены и многие старые копии картин XVI-XVII веков). В Испании в это время предпочитали плотные саржевые холсты, а во Франции XVII века были в ходу пеньковые и льняные холсты полотняного переплетения, но встречаются и саржевые с рисунком «елочка». Голландцы выбирали, как правило, тонкие холсты полотняного переплетения, а во Фландрии встречаются саржевые холсты.
Холсты, о которых шла речь, были сотканы на ручных ткацких станках. В 1786 году в Англии был изобретен первый механический ткацкий станок, а в 1805 году во Франции — станок для узорной ткани. Таким образом, с конца XVIII века в живописи наравне с ручным стал применяться холст машинной выработки, отличающийся большей равномерностью переплетения и значительной плотностью. В XVIII веке впервые появляются специальные холсты, загрунтованные на мануфактурах.
В XIX веке в Европе получили распространение холсты из тонкой, очень равномерной пряжи. В то же время свойственная некоторым мастерам неприязнь к таким холстам вынуждает их работать на грубых холстах худшего качества, а также на холстах из джута.
Русские живописцы первой половины XVIII века употребляли чаще тонкие и реже грубые холсты. В середине и второй половине века разнообразие холстов увеличивается: применяются привозное полотно, холст, вырабатываемый на отечественных мануфактурах, домотканое полотно. Для второй половины века характерны льняной холст полотняного переплетения, тонкий мелкозернистый, используемый для картин небольшого формата, и саржевый крупнозернистый холст. (Зернистость холста определяется толщиной нити.) Большим разнообразием отличаются домотканые холсты узорного переплетения, с цветными полосами и т. п. Русские портретисты XVIII — первой половины XIX века обычно писали на льняных среднезернистых холстах полотняного переплетения ручной выработки. В XIX веке чаще, чем в предшествующем столетии, пишут на плотном мелкозернистом холсте и сначала в виде исключения, а к концу века чаще — на саржевом холсте. К концу века в употребление вошли очень грубые холсты, используемые для крупноформатных картин. Большое значение приобретает в это время применение готового грунтованного холста, особенно для картин большого размера. Такой холст ввозили в Россию из-за границы и продавали здесь на подрамниках или в рулонах.
Так как проклеенный и даже загрунтованный холст оставался в значительной степени эластичным и неудобным для дальнейшей работы, ему необходимо было придать известную жесткость. Поэтому с первых опытов применения тканой основы ее использовали в комбинации с деревом. Сначала холст растягивали нитками на деревянной раме или прибивали с лица на временные, так называемые рабочие, подрамники. Затем холст стали натягивать, прибивая его загнутые кромки деревянными или железными коваными гвоздями на постоянные подрамники. Во второй половине XIX века появляются гвозди, изготовленные машинным способом, в XX веке появились медные луженые и железные оцинкованные гвозди, меньше разрушающие холст.
Долгое время подрамники оставались глухими (неподвижными), сколоченными гвоздями или скрепленными шипами (рис. 9).
9. Глухой подрамник, скрепленный деревянными гвоздями; ими же набивался и холст.
В середине XVIII века появились подвижные подрамники на колках. Однако в XIX веке живописцы вновь вернулись к примитивным, грубо сколоченным рамам.
Основы из металла
Несмотря на прочность этого материала, живопись на металле не получила большого распространения, что объясняется увеличением веса произведения и стоимостью основы, в этом же причина и небольшого размера таких картин. Хотя металлические основы в отличие от дерева и холста практически не
подвержены движению под действием изменяющейся температуры и влажности окружающей среды, живопись на металле поражается коррозией. На картинах, написанных на меди, можно видеть темные пятна — результат взаимодействия металла и свободных кислот, содержащихся в связующем веществе красок. Недостатком металлических основ является также их плохое сцепление с красочным слоем. Правда, когда на поверхности меди в результате ее взаимодействия с масляно-лаковым связующим образуется слой олеата или резината меди, он обеспечивает прочное сцепление красочного слоя с основой.
Наиболее распространенным металлом эпохи средневековья было железо. Служило оно и основанием не только под живопись на бытовых предметах. По железу писали как темперными, так и масляными красками. Позже живопись на железе использовалась для вывесок, изображений святых и гербов, укреплявшихся на наружных стенах домов. С середины XVIII века появляются картины на белой жести (луженом железе). В качестве основы для станковой живописи применение железа всегда носило лишь случайный характер.
В XVI веке в Европе, сначала, по-видимому, в Италии, появляются произведения, написанные на выковываемых вручную медных пластинах. Начиная с этого времени, медь как основа для живописи преобладала над другими металлами. На меди писали нидерландцы и немцы, голландцы и фламандцы, испанцы и французы. Использовали медные доски в
XVII веке и царские иконописцы, работавшие при Оружейной палате; хотя и не часто, писали на них и отдельные русские художники XVIII века. Когда в реставрационную практику вошел метод перевода живописи на новое основание, в качестве такового применяли и медные листы.
Реже встречаются картины, написанные на основе из других металлов. В Австрии, например в XVII — XVIII веках, употребляли олово; среди произведений XIX столетия встречаются написанные на цинке и свинце.
Основы из пергамента и бумаги
Несмотря на то что в Европе вплоть до VII века в качестве материала для письма широко использовали папирус, уже в первые столетия нашей эры получает распространение пергамент. Более прочный и эластичный, он постепенно вытесняет привозимый из Египта папирус.
Наиболее широкое применение как основа для живописи пергамент получил в рукописях, отдельные листы которых, заставки, концовки и инициалы украшались с большим искусством средневековыми мастерами. Использовали пергамент живописцы и следующих эпох — образцы живописи на пергаменте можно встретить во многих музеях мира. Широкое применение получил пергамент в XVIII веке с развитием живописи пастелью.
Однако несравненно более широкое применение, чем пергамент, в живописи имели бумага и картон. Секрет приготовления бумаги принесли в покоренную ими Испанию арабы. Здесь в XII веке была изготовлена первая в Европе бумага, отсюда же способ ее производства проник во Францию. В Италии своя бумага появилась лишь в XIII веке; немецкая бумага смогла конкурировать по качеству с французской и итальянской только в конце XIV века. Большинство же стран Западной Европы освоили производство бумаги лишь в XVI веке.
В России бумагу знали уже в XIV столетии, когда она ввозилась из Италии. В XV веке появляется французская, затем немецкая и польская бумага, а с XVI века голландская, вытеснившая с русского рынка остальных конкурентов. Первые попытки наладить собственное производство бумаги в Московском государстве относятся к XVI веку.
Появившаяся в Европе бумага изготовлялась из тряпичных отходов ручным способом. Тряпичное волокно рубили на мелкие части, гноили для уменьшения сцепления между волокнами, разбалтывали с водой и сливали в деревянный ящик с сетчатым дном. На осевшие волокна накладывали слой войлока и вынимали его вместе с приставшей к нему бумажной массой. После неоднократно повторенных операций стопа бумаги прессовалась, сушилась и проклеивалась. В качестве проклеивающего вещества использовался животный, мучной, крахмальный и рыбий клей.
В середине XIX века произошел переворот в бумажной промышленности: в 1848 году был открыт способ производства бумаги из механически перетертой древесины, которую поначалу применяли лишь как примесь к тряпичной массе. Во второй половине века были разработаны химические способы получения из дерева целлюлозы, и начиная с 70-х годов XIX столетия бумагу в основном стали изготовлять без тряпичной массы. В качестве проклейки бумаги кроме традиционных клеев стали использовать канифольный клей. Проклейка канифольным клеем потребовала введения в бумажную массу сульфата аммония, под воздействием которого целлюлоза сильно разрушается. Все это привело к ухудшению качества бумаги, снижению ее прочности и долговечности.
Начиная с XIII века итальянские бумажники стали укреплять на сетке рисунки из проволоки или шелка. В местах такого рисунка бумажная масса ложилась на сетку более тонким слоем; получался знак — филигрань, которую нельзя было ни уничтожить, ни подделать, не повредив бумагу. Вышитый на сетке рисунок быстро изнашивался, и почти ежегодно его приходилось менять. Каждый раз делалось новое изображение. Благодаря этому филиграни позволяют судить о том, когда и где сделана бумага, помогают обнаружить разного рода фальсификации, в частности подделки в искусстве.
Первые сведения о применении бумаги в живописи относятся к началу XII века. Однако до XVII столетия художники редко использовали бумагу в качестве основы для живописи. В XVII веке таких произведений становится больше, а в XVIII и особенно в XIX веке их число значительно увеличивается и этот вид основы становится весьма распространенным во всех художественных школах. Особенно часто пишут на бумаге натурные этюды.
Широкому применению в живописи картона способствовало то, что многие фирмы, торгующие художественными материалами, наряду с грунтованным холстом с середины XIX века начали выпускать специально загрунтованный, предназначенный для живописи картон.
В XIX веке картон и бумага становятся привычными материалами для масляной живописи и у русских художников. Если в начале столетия ими пользовались нечасто, и главным образом для небольших картин, то позже картон и бумага широко используются для эскизов и набросков, пейзажных этюдов с натуры.
Иногда произведения живописи на пергаменте или бумаге можно принять за живопись выполненную на Дереве или холсте, так как для придания таким произведениям прочности их часто дублировали на одном из этих материалов. Среди приемов фальсификации произведений старых мастеров существует и такой, когда в качестве основы будущего произведения брали старую гравюру и писали на ней маслом. После того как было сделано произведение в стиле того или иного мастера, гравюру наклеивали на холст. Такие подделки также легко принять за произведения, написанные на холсте.
Основа настенной живописи
В архитектуре прошлого основой настенной живописи чаще всего служили внутренние поверхности стен и сводов здания, а также его несущие элементы — столбы (или колонны). (Что касается плафонов — плоских потолков — они чаще расписывались не непосредственно, а по укрепляемому на них холсту.) Таким образом, основу настенной живописи составляет материал, из которого сделано данное сооружение. Им может быть кирпич, камень или любой другой строительный материал. Поэтому изучение специфики такой основы и ее исследование, способные пролить свет на историю, время создания или атрибуцию выполненной на ней росписи, составляют предмет не столько истории технологии живописи, сколько истории архитектуры.
Вместе с тем настенные росписи выполнялись не непосредственно на строительном материале. Как правило (исключение составляют лишь доисторические наскальные рисунки и пещерные росписи), предназначенные под живопись поверхности предварительно покрывались штукатуркой, толщина которой колебалась в зависимости от характера кладки стен от нескольких миллиметров (на тесаном камне) до нескольких сантиметров (в сооружениях из кирпича или грубо обработанных блоков камня).
В ряде случаев такой слой штукатурки можно рассматривать как основу настенной живописи, поскольку существовали и существуют сейчас приемы письма по сухой штукатурке (например, масляная, клеевая и темперная живопись). Вместе с тем штукатурка, особенно ее наружный слой, несомненно, и в этом случае играет скорее роль грунта, нежели основы, организуя поверхность под живопись и обеспечивая ее прочность. Последнее обстоятельство в еще большей степени относится к технике фрески во всех ее технологических вариантах. Исходя из этого, специфические особенности различных штукатурок, позволяющие в известных пределах судить об аутентичности росписей и времени их создания, рассмотрены в разделе о грунтах.
Первоисточник:
ТЕХНОЛОГИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ И НАСТЕННОЙ ЖИВОПИСИ. ГосНИИР - М., 2000
art-con.ru
Советы по выбору холста
Как выбрать холст: практические советы
Выбрать холст - не такая уж простая задача для начинающего художника. Важно помнить, что холст - это основа Вашей картины, а правильно выбранная основа во многом повлияет как на легкость дальнейшего процесса, так и на конечный результат. Да и сохранность полотна более, чем на 90% процентов зависит от качеств выбранного материала!
Какой же холст идеально подойдёт именно для Вашего творчества? Как его выбрать и не ошибиться? Делимся с вами всеми секретами, тонкостями и практическими советами!
Если различать холсты по материалу, можно выделить три вида:
1. Чаще всего художники выбирают льняной холст, и это неспроста, ведь он – самый прочный и влагостойкий. К тому же, именно структура льна позволяет холсту сохранить свою первоначальную зернистость. Если нить ровная (в толщине), значит, холст изготовлен из пряжи длинного волокна и он более качественный, нежели изготовленный из отходов после первичной обработки материала и имеющий неравномерную нить с узелками.Выбирайте льняной холст, если:
Качество Вашей работы - на первом месте;
Вам важна долговечность картины;
Цена не имеет значения.
2. Хлопчатобумажный холст еще носит название "бортовка". В сравнении с льняным, хлопчатобумажный сильнее поглощает влагу. Увы, это значит, что он подвержен гниению, а в натянутом состоянии способен провиснуть. Нить хлопчатобумажного холста неравномерна, ведь бортовка - это полотно, полученное из отходов после первичной обработки льна. Соответственно, холст не такой прочный, а после процессов проклейки и грунтовки могут образоваться трещины.
Выбирайте хлопчатобумажный холст, если:
Вы – начинающий художник;
Вам не столь важна долговечность работы;
Нет финансовой возможности приобрести лён.
3. Синтетические холсты, как правило, изготавливают из полиэстера. Они прочны и, что немаловажно, устойчивы к атмосферному воздействию. Но могут содержать в своей структуре и натуральные нити. Все бы ничего, но синтетические и растительные волокна имеют разные свойства, что вполне может повлиять на целостность красочного слоя. Другими словами, со временем холст может покрыться трещинами.Выбирайте синтетический холст, если:
Хотите сэкономить средства;
Вы - начинающий художник;
Вы не боитесь, что картина растрескается, или можете сами загрунтовать холст.
Зернистость — это то свойство, которое обязательно следует учитывать при выборе холста. Мелкозернистый холст безупречно подойдет для тонкослойной, "гладкой" живописи. Крупное зерно - для пастозной живописи, такой холст сможет выдержать нагрузку фактурной живописи, не деформируясь.
Как быть с грунтовкой?
Если Вам необходимо контролировать весь процесс натяжки и грунтовки полотна, и для этого у Вас есть как время, так и опыт, Ваш выбор - суровый холст. В обратном случае, мы рекомендуем приобрести уже грунтованный.
Краски. Акриловые или масляные?
Важно помнить, что акриловые краски хорошо лягут только на холст с акриловым грунтом. А вот для работы с масляными подойдет любое полотно.
Холст на картоне или холст на подрамнике?
Будучи закрепленной на подрамнике, поверхность холста пружинит, при этом и хорошо держит форму. Максимальное качество такой основы обусловлено ручной работой. Холст на картоне больше подойдет для эскизов и экспериментальных работ - гладкий картон обеспечивает ровную поверхность, в то время как мелкозернистый хлопковый холст создает нежную фактуру.
Как же правильно выбрать холст? Вот несколько практических советов:
• Чтобы не допустить разрушение красочного слоя, лучше выбрать холст с ровным плетением, т. е. внимательно изучить его на предмет отсутствия узлов и торчащих нитей. • Чем плотнее переплетены нити, тем прочнее холст;• Если холст отбеленный, то велика вероятность, что прочность ткани - низкая;• Подрамники должны быть на клиньях, это позволит избежать провисания холста;• Чем больше картина, тем тяжелее и плотнее должен быть холст.
Желаем Вам творческого вдохновения!
Как вы только что узнали, существует много видов холстов, предназначенных для разных целей художника. В интернет-магазине Арт-Квартал вы сможете выбрать нужный вам холст из десятков вариантов, представленных в каталоге. Купить нужный холст также не станет проблемой, ведь мы стараемся регулярно проводить акции и делать скидки на популярные товары. Если хотите пощупать холст перед покупкой, заходите в розничные магазины Арт-Квартал и выберайте на месте, а опыные консультанты обязательно вам помогут.
artkvartal.ru
Техники живописи, техники написания картин
Приступая к освоению изобразительного искусства, рано или поздно следует определиться со "своей" техникой написания картин. Причем это необязательно такие техники, которые сейчас у вас получаются лучше всего - это та техника, с помощью которой вы можете наиболее полно реализовать свой творческий потенциал. Ошибкой многих перспективных художников является выбор наиболее легкого пути. Прочитав эту статью - пробуйте, экспериментируйте, ищите. Вы обязательно найдете технику написания картин по душе.
Итак, техники живописи. В нашем интернет-магазине "Lucky-ART" представлен товар для станковой живописи, которая выполняется на холстах, мольберте и бумаге. Есть еще монументальная живопись, где в качестве полотен используются стены различных сооружений. Первыми художниками-монументалистами стали в доисторические времена первобытные люди, расписывая стены пещер изображениями зверей, сценами охоты и так далее. Кстати, пещерная, наскальная живопись также носит название петроглифы и выполнялась не только с помощью желтой, красной, белой и черной красок, но и с применением резцов, примитивных инструментов для высекания изображений в камне.
Для древних египтян такая техника не утратила актуальности, но была модернизирована: рабочие поверхности - камень и древесина покрывались слоем известняка и гипса, смола. Кроме этого, стали использоваться зеленый и синие цвета. Сейчас эта техника живописи получила название темпера, то есть краски на основе натуральных пигментов.
В том же Древнем Египте зародилась и клеевая живопись, что предполагает использование темперы и клея (растительного или животного происхождения). С тех же пор стала известна и энкаустика, техника восковой живописи написания картин расплавленными красками, которая была перенята сначала античными художниками, а позднее - греческими иконописцами.
Приблизительно около 2000 года до н.э. уже существовала фреска - рисование по сырой штукатурке. Как вы знаете, эта техника написания картин актуальна и по сей день. Картина маслом - очень древняя техника живописи, она появилась еще в седьмом веке до н.э. как минимум в Афганистане, где были найдены подтверждения этого факта.
Акварель - техника написания картин водорастворимыми красками, зародилась во втором веке до н.э.
Краска, сделанная из сажи - тушь, также называется и сам способ, очень древний и используемый для каллиграфии и суми-э.
Китайцы также изобрели гохуа, где используются тушь и водяные краски. Это второй век до н.э. Ими была изобретена в четырнадцатом веке сухая кисть - растирание масляных красок по бумажной поверхности.
Веком позже в мире появилась карнация - многослойное наложение красок. Благодаря этой технике написания картин портреты и изображения людей стали получаться более "живыми".
Гризайлем пишут художники, которые покорили градации одного цвета, обычно это сепия и серый.
Гуашь - нанесение изображений более матовыми и плотными красками, чем акварель. Изобретена она в Европе в шестнадцатом веке.
Знаменитый Леонардо да Винчи изобрел сфумато - смягчение очертаний фигур и предметов. С ее помощью можно передать даже воздух, окутывающий людей и предметы. В переводе с итальянского это название переводится "исчезающий, как дым", затушеванный. Кстати, никто до сих пор не превзошел этого мастера, который наносил слой краски толщиной в пару микрон, при этом весь слой красок толщиной не превышал 40 микрон!
Лессировка - тоже изобретение Леонардо да Винчи. Эту технику написания картин также называют глизалью. Она заключается в нанесении полупрозрачных тонов поверх основного слоя.
Пастель - рисование мелками и карандашами. Способ известен с шестнадцатого века, причем различают три разновидности: восковая, масляная и сухая.
Когда картины пишутся прямоугольными мазками и/или точками, то это - дивизионизм или пуантилизм, возникший в девятнадцатом веке.
Энди Уорхолл стал родоначальником акрила - техники рисования картин водостойкими акриловыми красками.
Кстати, если вы хотите использовать хотя бы часть всего этого одновременнно - то это тоже допустимо. Тогда вы будете работать в смешанной технике.
lu-ua.com.ua
История холста
Основной термин "Холст" означает любая ткань натянутая на подрамник для основы картины.До 19 века в качестве основы использовали различные ткани: льняные, бумажные, шелковые,. Чуть позже появляются новые текстильные волокна: джут, кокос, хлопок.стекловолокно,холстина, двунитка и др.
Холстина Двунитка
До начала основного его приминения в живописи, холст использовался для других различных целях.Например в Египте холст использовали для оборачивания мумий.Первое применение его как основы для живописи можно отнести к 16 веку. Первые холсты имели тонкую структуру и покрывались тонким красочным слоем. В истории они известны как "tela rensa" (картины Мантеньи, Гуго ван дер Гуса, Дюрера) Состав ткани менялся в зависимости от времени, школы и плотности плетения.Важно учитывать при изготовлении холста основные факторы:как зищищено волокно от воздействия веществ и красителей и как эти составы закрепляются на холсте.Самыми лучшими являются холсты, где нити прилегают плотно друг к другу и они одинаковы по толщине и качеству.Само же плетение важно для замысла художника и для внешнего вида картины.
Готовый холст
Холсты с гладким плетением в основном используют для портретов, а более грубое полотно подойдет уже для живописи.
В любом случае каждый художник находит свои уникальные инструменты для воплощения своих замыслов.
buypicture-online.ru
Виды холстов для живописи
Слово «холст» не означает какую-то конкретную ткань. Это принятое в художественной среде общее название материала из ткани, используемой для живописного основания. Холсты различаются упругостью, прочностью и способностью сохранять изначальное состояние при изменении температуры и влажности воздуха.
Прочность холста обусловлена природой исходного материала, качеством, длиной и крепостью отдельных волокон, а также прядением нити, нормой и равномерностью крутки. Качество холстов зависит от структуры ткани, выделки, веса и плотности. Структура подразумевает качество и количество волокон. Ткацкое переплетение определяет выделку (фактуру). Вес холста исчисляется в граммах на квадратный метр (до грунтовки), плотность числом нитей основы и утка — на квадратный сантиметр.
Ткань в качестве основы для живописи имеет большие преимущества перед другими материалами, но обладает своими недостатками. Написанные на холсте картины легки, их можно снимать с подрамников, скатывать в рулоны, переносить и перевозить, что очень удобно, особенно при организации передвижных выставок.
Недостаток холста — слабая сопротивляемость внешним механическим воздействиям: его легко продавить, проколоть, порезать. Кроме того, холст заметно реагирует на изменение температуры и влажности воздуха, так как коэффициент расширения его очень велик.
В живописи в качестве основы применяются различные ткани. Они вырабатываются из пряжи, получаемой из растительных, синтетических и комбинированных волокон. Однако не все они пригодны в качестве живописного основания. Рассмотрим технические данные негрунтованных тканей, наиболее часто используемых художниками.
Льняной холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей льна. Имеет сероватый и желтоватый цвет. Обладает наибольшей прочностью и стойкостью к влиянию атмосферной влаги, температурным колебаниям. Волокно льна в несравненно меньшей степени, чем другие, способно к структурным изменениям, вызываемым внешними физико-механическими воздействиями. Это позволяет льняным тканям сохранять первоначальную фактуру (зернистость), имеющую немаловажное значение для живописи. Льняные холсты в зависимости от качества нитей и выделки можно подразделить на изготовленные из пряжи длинного волокна, и из отходов первичной обработки пряжи — очёса и короткого волокна. Ткань из льняной пряжи длинного волокна имеет более ровную по толщине нить, она лучше, чем из короткого волокна и очёса, которая очень неравномерна (узлы, утолщения, утоньшения), содержит остатки растительной эпидермы (костры).
Полотно суровое (бортовка) и театральное изготавливаются из очёса и короткого волокна, выпускаются для бытового и технического применения. Они непрочны, легко деформируются. Кроме того, полотно суровое в процессе производства обрабатывается кислотой, поэтому имеет повышенную кислотность, что отрицательно сказывается на его прочности. Неравномерные нити требуют после проклейки специальной зачистки, это нарушает крепость холста, приводит к неравномерному напряжению основы проклейки и грунта. Именно в напряжённых участках на проклейке и грунте трещины возникают раньше, чем в остальной плоскости.
Таким образом, грунт свободно пропускает связующее краски на оборотную сторону холста. По результатам наблюдения за сохранностью картин на этих холстах очевидно, что для живописи они непригодны. К сожалению, многие произведения наших художников написаны и пишутся именно на таких холстах. Также непригодна мешковина из грубостебельных (жёстких, лубяных) волокон: джута, кенафа и отходов первичной обработки и чесания низкомерного льна и короткого волокна.
Пеньковый холст изготавливается из пряжи, волокно которой получают из стеблей конопли. Имеет серо-белый и зеленоватый оттенок. Худшим сортом считается пряжа из волокон, слабо жёлтого или коричневого цвета. Прочность пряжи равна льняной. В настоящее время пеньковые холсты для живописи не выпускаются. Применяются только для технических нужд.
Джутовый холст изготавливается из пряжи, получаемой из стеблей джута. Имеет сильный блеск, светло-жёлтый цвет. Джутовая пряжа хрупка. Её прочность несравненно ниже, чем у пряжи из льна и конопли. Для живописных целей не рекомендуется.
Хлопчатобумажный холст изготавливают из пряжи, получаемой из семян хлопчатника. Имеет кремово-белый цвет. По прочности значительно уступает льняным тканям. Очень гигроскопичен (поглощает влагу), подвержен гниению, в нём легко развивается плесень. Натянутый на подрамнике холст из хлопка через некоторое время провисает. Для живописных целей не рекомендуется.
Синтетический холст вырабатывается из пряжи, нить которой получают из полиэстера (вырабатывается из отходов нефтеперегона). Он прочен, весьма стоек, не подвержен гниению, не имеет тенденции к расширению и сжатию в зависимости от влажности среды. Тем не менее вопрос о применении холстов из полиэстера в качестве основы для живописи нельзя считать окончательно решённым. Этот холст не прошёл испытание временем.
Комбинированный холст наиболее распространён на рынке художественных материалов. Он вырабатывается из нитей, сочетающих растительные и химические волокна. Отечественным производством выпускаются так называемые полульняные холсты, состоящие из волокон льна и синтетических нитей. Такие холсты отличаются более светлым тоном, так как синтетические нити основы (из полиэстера или лавсана) — белые, блестящие, а льняные нити утка — серого цвета. Импортные холсты (их большинство) выпускаются в сочетании льна с хлопком, с полиэфиром, с полиэфиром и вискозой, хлопка с полиэфиром и вискозой или только с полиэфиром. Комбинированные холсты обладают различной эластичностью и устойчивостью. Каждый тип волокон по-разному поглощает влагу, изменяя при этом степень натяжения всей поверхности полотна на подрамнике. Неодинаковая гигроскопичность сырьевых материалов, а следовательно, неодинаковая адгезия с грунтом становится причиной быстрого разрушения красочного слоя. Поэтому можно поставить вопрос о рациональности использования комбинированных холстов в качестве основы для живописи.
Переплетение нитей в ткани
Полотно ткётся из пряжи двумя взаимно перпендикулярными системами — основы и утка (нити основы идут по длине ткани, нити утка — поперёк). По способу группировки перекрытий нитей различают основные типы ткацких переплетений: полотняное, саржевое, атласное; другие более сложные переплетения образуются комбинированием основных. Полотняное (гарнитуровое) переплетение представляет собой последовательно чередуемые основные и уточные нити. В ткачестве льняное плетение называется полотняным, хлопчатобумажное — миткалевым. При саржевом и атласном переплетении уточная нить проходит не под одной нитью основы, а под несколькими. Таким образом, на ткани образуются диагональные линии саржи (рубчик). При атласной кладке получается ткань, на которой с одной стороны преобладают нити либо основы (атлас), либо утка (сатин). В тканевых основаниях для живописи используются в основном полотняное и саржевое (в настоящее время не выпускается) переплетение. Другие переплетения — трикотажное, плетёное, кружевное, тюлевое — для живописных целей непригодны.
Фактура (зернистость) холста - один из основных компонентов построения живописно-красочного слоя произведения. Она определяется толщиной нитей ткани и делится на мелкозернистые, среднезернистые и крупнозернистые. Фактура негрунтованного холста одинакова с обеих сторон.
По способу ткачества холсты изготавливаются двумя нитями по основе и одной нитью по утку (полотно театральное), другие — одной, двумя, тремя или четырьмя нитями в обоих направлениях.
Основные требования к холстам
Холсты для живописи должны быть небелёными, плотными, с ровным плетением, с нитями однородной толщины (основы и утка), без узлов и других неровностей на поверхности ткани (обрывов, торчащих нитей остатков костры). Они должны обладать большой прочностью и особенной стойкостью к различным воздействиям атмосферной влаги и температурным колебаниям. Отбеливание применяется в процессе производства холста для удаления примесей и нежелательной окраски, придания белого цвета и подготовки к крашению. Наиболее широко для этого используют растворы кислот и щелочей, окислители и восстановители, что отрицательно действует на прочность холста для живописи.
Плотные ткани с частым переплетением нитей менее подвержены действию влаги, и сохранность выполненного красочного слоя несравненно выше, чем на тканях с редким переплетением. Холст саржевого переплетения более плотный, меньше разрушается при изменениях температурно-влажностного режима, так как при набухании трение между нитями саржевого переплетения меньше, чем у полотняного. Применение редких, неплотных холстов обычно приводит к возникновению в тканях сильного механического напряжения, вызывающего значительные изменения объёма (большей усадки) и приводящего довольно скоро к растрескиванию, а нередко и осыпанию красочного слоя. При неравномерной толщине нитей реакция на температуру и влажность в разных местах различна. Неравномерность вызывает нарушение связи холста с грунтом и преждевременное старение произведения. Кроме того, возникают трудности при проклеивании и грунтовании холста. Клеевая плёнка ложится неравномерно (местами проваливаясь), а нанесённый на неё грунт образует неравномерное покрытие. Эти недостатки обычно обнаруживаются при письме: «проваливается» тон из-за пожухания красочного слоя на отдельных участках (при этом первоначальный тон резко меняется). Наличие в полотнах ткацких дефектов крайне неблагоприятно влияет на зрительное восприятие картины, особенно при тонкослойном письме.
Выбор холста
Живописцы в большинстве случаев выбирают холст по внешнему виду, без учёта его свойств и особенностей, а для живописи важно проверить, нет ли на нём ткацких дефектов, неблагоприятно влияющих на проклейку и грунтовку холста и мешающих нормальному ведению живописного процесса, а также конечному результату. Также необходимо учитывать живописные задачи, размер картины и манеру письма. Для гладкой тонкослойной живописи (в зависимости от размера) лучше всего подходят мелкозернистый или среднезернистый холст. Фактурная, пастозная живопись должна иметь более толстое и крепкое основание.
Несоответствие между манерой письма и основанием приводит к преждевременному старению произведения. Например, картина, написанная пастозно с большим наслоением красок на мелкозернистом холсте даже малого размера не сможет сдержать нагрузку и деформируется по фактуре мазков. Картина большого размера, выполненная со значительно меньшей пастозностью и также на мелкозернистом холсте, провисает под тяжестью красок.
Гладкое письмо на крупнозернистом холсте требует излишнего наслоения грунта, что недопустимо.
На среднезернистом холсте полотняного переплетения звучание красок будет иным, чем на таком же холсте саржевого переплетения. В особенности это сильно сказывается при тонкослойной живописи. Холсты с редким и грубым переплетением для живописного основания лучше не использовать, так как редкое плетение создаёт недостаточно прочную основу для красочного слоя (по нитям холста образуется мелкая сетка кракелюр), а грубый холст часто становится причиной ветшания картин.
Таким образом, правильно выбранный холст во многом влияет на качество живописи, свободу и лёгкость ведения живописного процесса, сказывается на сохранности полотна и произведения в целом.
Мухитдин Разанов
Статья из журнала "Художественный совет" 5(51)2006