Среда обитания первобытных людей. Буриан, Зденек - Burian, Zdenek Burian, Zdeněk Человек первобытный и его среда обитания
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Среда обитания первобытных людей


Тема Древнейшая стадия истории человечества. Основные учебные задачи для усвоения

Основные учебные задачи для усвоения.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.

Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm

Сегодня мы изучаем древнейшую стадию жизни первобытных людей.

«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.http://referat-web.ru/content/referat/biology/img107.jpg

Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет

Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.

«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец

Теории антропогенеза.

Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)

Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.

А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.

Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.

file:spreading homo sapiens ru.svg

Археологические памятники каменного века на территории России.

Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

http://2.bp.blogspot.com/-jtpouhfxhjw/tyzbqrb25qi/aaaaaaaabim/ifmu8mandqs/s1600/materiki17%255b1%255d.jpg_rand%3d116981211938749http://antropogenez.ru/uploads/tx_antropedia/5a.jpgпогребение костёнки xiv. источник: http://www.donsmaps.com/lioncamp.html

Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/

  1. Среда обитания и социальная жизнь древних людей.
Среда обитания первобытного человека.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Последствия для человека глобальных климатических изменений.

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.

Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.

Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».

Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.

Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.

Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,

появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.

У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:

  • Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
  • Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
  • Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
  • Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
3.Неолитическая революция

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.

http://samlib.ru/img/s/sinjukow_b_p/3hronolog_vavil/image002.jpg По Н.Вавилову, БСЭ

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации. Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.

Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются

  • Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
  • Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.

  • Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью  другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
  • Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
  • Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.

nenuda.ru

Буриан, Зденек - Burian, Zdenek Burian, Zdeněk Человек первобытный и его среда обитания

Зденек Буриан, (1905-1981, Чехия) художник-реконструктор, автор работ палеонтологической тематики, воспроизводящих ландшафты доисторических эпох, ископаемых животных и древних людей

Большая благодарность zoosafari.blog.cz и alex-sone

Предок человека, живший до ледникового периода.

Предок человека, живший до ледникового периода.

Вся кайнозойская эра характеризуется постепенным развитием приматов, которые являются наиболее эволюционно зрелым рядом млекопитающих. Их эволюция началась где-то в самом конце мезозойского периода с так называемых субприматных форм насекомоядных и достигла своей кульминации к концу третичного периода кайнозоя, когда возникли первые формы рода Homo, то есть наших давних прапредков в полном смысле этого слова. Эволюционное разделение приматов на известные сейчас группы произошло еще в течение третичного периода. Поэтому в отложениях эпохи миоцена, в Евразии и Африке обнаруживаются остатки довольно развитых форм человекообразных обезьян. Одной из них была Sivapithecus indicus. В основу реконструкции легли находки, сделанные во второй половине семидесятых годов в Сивалик Хиллс у подножья Гималаев. Находки можно датировать периодом верхнего миоцена, и сделанный Бурианом портрет изображает существо, жившее на Земле примерно 15 миллионов лет назад.

Проконсул, относится к подсемейству Dryopithecinae, иногда его рассматривают даже в качестве особого подрода рода Dryopithecus.

Проконсул, относится к подсемейству Dryopithecinae, иногда его рассматривают даже в качестве особого подрода рода Dryopithecus.

Из миоцена уже известны роды человекообразных обезьян (Pongidae). Важнейшее место среди них занимает несомненно Dryopithecus, близкий к предкам современных человекообразных обезьян. К этой же группе относится и Proconsul africanus, описанный д-ром Л. Лики в 30-х годах текущего столетия из миоцена Кении. Голова этой обезьяны изображена ниже. Проконсула относят обычно к подсемейству Dryopithecinae, иногда его рассматривают даже в качестве особого подрода рода Dryopithecus. Возможно, что из миоцена Кении происходят остатки двух видов проконсулов, различающихся главным образом по размерам. Из их общих признаков следует упомянуть отсутствие выступающих надбровных дуг и сравнительно слабое развитие челюстей. Судя по строению конечностей, проконсулы передвигались на четырех ногах. Не исключено, что проконсул был прямым предком современных африканских человекообразных обезьян-шимпанзе (Pan) и гориллы (Gorilla).

Ramapithecus wickeri. Нижний плиоцен Южной Азии

Ramapithecus wickeri. Нижний плиоцен Южной Азии

Зденек Буриан

Paranthropus robustus

Paranthropus robustus

В 1938 г. известный южноафриканский палеонтолог Роберт Бром, который жил в Танзании и в окрестностях Иоганнесбурга (Южная Африка), нашел остатки человекоподобного существа, которое было названо Paranthropus robustus. Парантропус жил в конце третичного - начале четвертичного периода, т.е. от 3,1 до 1 млн. лет тому назад. Будучи ростом немногим более полутора метров, он весил около 70 кг. Этот «почти человек» был уже двуногим, но тело держал еще не совсем выпрямленно. Череп у него был массивней, чем у австралопитека (справа), крупнее была и нижняя челюсть, что объяснялось сильным развитием жевательной мускулатуры. На крыше черепа имелся продольный костный гребень, отсутствующий у австралопитека и служивший местом отхождения части жевательной мускулатуры. Все эти признаки, равно как и массивность коренных зубов, указывают на приспособленность парантропа к чисто растительной пище. Этот лесной растительноядный гоминид обитал в африканских лесах в одно и то же время с австралопитеком. Можно предполагать, что парантроп представлял собой специализированную боковую ветвь гоминид, не связанную прямым родством с австралопитеками и собственно людьми (Hоmо). Эта ветвь вымерла, не оставив потомков.

Paranthropus robustus. Плиоцен Южной Африки

Paranthropus robustus. Плиоцен Южной Африки

Australopithecus с орудиями труда

Australopithecus с орудиями труда

Australopithecus africanus, остатки которого были обнаружены в 1924 г. другим южноафриканским палеонтологом Раймондом Дартом близ города Таунг (Ботсвана) в 130 км к северу от Кимберли. Этот современник парантропуса был ростом с шимпанзе или молодую гориллу, держался вертикально. Судя по строению его зубов, австралопитек («южная обезьяна») был всеяден, но отдавал предпочтение мясу. По своему образу жизни, он кардинально отличался от парантропуса: населял открытые степи, где активно охотился на всевозможную дичь. Он ближе всех других известных гоминид стоял к предполагаемому предку современного человека. Австралопитек не случайно изображен здесь с палкой в руке - по всей вероятности, он уже пользовался подобными примитивными орудиями охоты из костей, камня или дерева. Австралопитек жил в Африке в одно время с парантропом (от 3,3 до 1 млн. лет назад).

Australopithecus africanus. Плиоцен Южной Африки.

Australopithecus africanus. Плиоцен Южной Африки.

Homo habilis

Homo habilis

Человек умелый - Homo habilis — высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo. Обнаружен археологами Лики (Мэри и Луисом) в 1960 году и описан в 1964 году по сенсационной находке из ущелья Олдувай в Танзании.

Homo erectus

Homo erectus

Homo erectus добывает пищу

Homo erectus добывает пищу

Яванские Homo erectus и махайрод

Яванские Homo erectus и махайрод

Мужская и женская особи Homo erectus pekinensis

Мужская и женская особи Homo erectus pekinensis

Гейдельбергский человек Homo erectus heidelbergensis

Гейдельбергский человек Homo erectus heidelbergensis

Гейдельбергский человек Homo erectus heidelbergensis

Гейдельбергский человек Homo erectus heidelbergensis

Яванские люди (Homo erectus erectus)

Яванские люди (Homo erectus erectus)

Яванский человек (Homo erectus erectus)

Яванский человек (Homo erectus erectus)

Явантроп

Явантроп

Пекинский человек (Homo erectus pekinensis), ранее известный под названием Sinanthropus pekinensis

Пекинский человек (Homo erectus pekinensis), ранее известный под названием Sinanthropus pekinensis

Мужская и женская особи Homo erectus pekinensis

Мужская и женская особи Homo erectus pekinensis

Неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis)

Неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis)

Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Стоянка в пещере

Стоянка в пещере

Подготовка к охоте

Подготовка к охоте

Охота на большерогого оленя

Охота на большерогого оленя

Охота на горных козлов

Охота на горных козлов

Охота на пещерного медведя

Охота на пещерного медведя

Обретение огня

Обретение огня

Нандертальцы и пещерный медведь (Ursus spelaeus)

Нандертальцы и пещерный медведь (Ursus spelaeus)

Прибытие в стойбище с добычей

Прибытие в стойбище с добычей

Покинутое стойбище

Покинутое стойбище

Переход с одного места стоянки на другое

Переход с одного места стоянки на другое

Наводнение

Наводнение

Охота на эпиорниса Aepyornis maximus

Охота на эпиорниса Aepyornis maximus

Aepyornis maximus (

Aepyornis maximus (

Схватка кроманьонцев с медведем

Схватка кроманьонцев с медведем

Схватка с медведем

Схватка с медведем

Охота на медведя

Охота на медведя

Первобытные охотники

Первобытные охотники

Охота на носорога

Охота на носорога

Охота кроманьонцев на шерстистого носорога

Охота кроманьонцев на шерстистого носорога

Летняя охота на северного оленя

Летняя охота на северного оленя

Охота на оленей зимой

Охота на оленей зимой

Засада на пути мамонтов

Засада на пути мамонтов

Охота кроманьонцев на мамонта

Охота кроманьонцев на мамонта

Ловушка для мамонта

Ловушка для мамонта

Охота кроманьонцев на мамонта

Охота кроманьонцев на мамонта

Охота на древнего крокодила

Охота на древнего крокодила

Стойбище кроманьонцев

Стойбище кроманьонцев

Шаманский обряд с костром

Шаманский обряд с костром

Обряд охоты

Обряд охоты

Роспись стены в пещере

Роспись стены в пещере

Изготовление ожерелий

Изготовление ожерелий

Вытачивание фигурки из камня

Вытачивание фигурки из камня

Вытачивание фигурки из бивня мамонта

Вытачивание фигурки из бивня мамонта

Нанесение рисунка на бивень

Нанесение рисунка на бивень

Погребение у кроманьонцев

Погребение у кроманьонцев

Древний земледелец

Древний земледелец

Охотник с добычей

Охотник с добычей

Охотник с копьём

Охотник с копьём

Поселение крестьян

 Поселение крестьян

Похороны детей

Похороны детей

Похороны юноши

Похороны юноши

Похороны охотника

Похороны охотника

Погребение

Погребение

Гигантский кальмар

Гигантский кальмар

Macaca Florentina и Bison Priscus

Macaca Florentina и Bison Priscus

Современные звери

Современные звери

Разнообразие древней жизни

Разнообразие древней жизни

apus.ru

Тема 2. Древнейшая стадия истории человечества

Основные учебные задачи для усвоения.

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Домашнее задание: Учебник Данилова, 1 пар.

Антропогенез конспект в тетради для самостоятельных работ: http://socfil.narod.ru/glava_8_2.htm

Сегодня мы изучаем древнейшую стадию жизни первобытных людей.

«Возраст» нашей планеты ученее определяют в 5 млр лет.http://referat-web.ru/content/referat/biology/img107.jpg

Человек выделяется из животного мира, по современным данным, примерно около 3,5 млн лет назад. Именно такой возраст цепочки человеческих следов, обнаруженных в слое затвердевшего туфа в Африке. По археологическим данным, человечеству около 3-5млн. лет, некоторые называют цифру 7 млн. лет. Возраст древнейших орудий 2,5 – 3 млн. лет

Происхождение и эволюцию человека, становление его как вида в процессе формирования общества называют антропогенезом.

«Традиционная» схема эволюции. а. питекантроп в.неандерталец с.кроманьонец

Теории антропогенеза.

Расселение людей по земному шару.

Его изучение основано на данных археологии и археогенетике (итальянский генетик Кавалли-Сфорца, «История и география генов человека».)

Свои исследования он начал с анализа миграции населения и распределения групп крови. По его теории, современный человек произошёл из Африки, хотя до этого уже существовали другие группы людей (в частности неандертальцы Европы), которые не сохранились. В дальнейшем люди мигрировали на Ближний Восток, в Европу и Азию, и распространились далее по суше и побережью до Юго-восточной Азии и Америки, и на лодках до Австралии и островов.

А. Человек прямоходящий заселил Африку и Азию около 2 млн. лет назад.

Б. Человек разумный начал расселяться по Земле 200 тысяч лет назад.

file:spreading homo sapiens ru.svg

Археологические памятники каменного века на территории России.

Древние люди появились на территории России примерно 700 тыс. лет назад. Одна из самых древних стоянок открыта на Южном Урале на длинном мысу озера Ташбулатовского. Она так и называется — Мысовая. Заселение шло с юга, о чем свидетельствуют археологические находки. Так, в районе Житомира и на Днестре найдены следы пребывания древних людей 500-300 тыс. лет назад. Стоянки людей среднего палеолита (100-35 тыс. лет до н.э.) обнаружены на территории России: на Средней и Нижней Волге и в других местах. Поселения эти были сравнительно малочисленны и располагались на значительном расстоянии друг от друга.

http://2.bp.blogspot.com/-jtpouhfxhjw/tyzbqrb25qi/aaaaaaaabim/ifmu8mandqs/s1600/materiki17%255b1%255d.jpg_rand%3d116981211938749http://antropogenez.ru/uploads/tx_antropedia/5a.jpgпогребение костёнки xiv. источник: http://www.donsmaps.com/lioncamp.html

Костенки – одна из древних (45 000 лет) культур на территории России http://antropogenez.ru/article/157/

  1. Среда обитания и социальная жизнь древних людей.
Среда обитания первобытного человека.

Древние люди (палеоантропы) — предки человека современного вида — жили сообществами в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную культуру; занимались коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживая огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ.

Последствия для человека глобальных климатических изменений.

В течение 2 млн лет на планете многократно чередовались очень холодные и относительно теплые отрезки времени. В холодные промежутки, которые продолжались примерно 40 тысяч лет, континенты подвергались нашествию ледников. В промежутках с более тёплым климатом (межледниковьях) льды отступали, и уровень воды в морях поднимался.

Около 10 тысяч лет назад ледниковый период окончился, и климат на Земле стал более тёплым и влажным. Это способствовало быстрому увеличению численности человеческой популяции и расселению людей по всему земному шару. Они научились распахивать землю и выращивать культурные растения. Маленькие поначалу сельскохозяйственные общины разрослись. Массовые вымирания, возможно, ускоряли эволюцию путем предоставления возможности новым группам организмов к диверсификации.

Социальная жизнь – процесс взаимодействия и форм объединения людей. Становление человеческого общества – длительный процесс. С течением времени формируется первобытная община древних людей.

Одна из ведущих ученых по исследованию поведения шимпанзе Дж. Лавик-Гудолл делает вывод: «проводить прямые параллели между поведением обезьян и поведением человека неправильно, так как в поступках человека всегда присутствует элемент нравственной оценки и моральных обязательств».

Нельзя рассматривать социальные связи как дальнейшее развитие биологических.

Борьба социального и биологического в течение всего периода формирования общества носила упорный характер. Обуздываемый, но полностью еще не обузданный зоологический индивидуализм представлял для праобщества и пралюдей грозную опасность.

Ограничение проявления биологических инстинктов было объективной потребностью развития праобщества, которая с неизбежностью должна была свое выражение в формирующейся воле праобщины (праморали), а через нее и в воле каждого прачеловека. Необходимостью было, таким образом,

появление норм поведения, ограничивающих проявление биологических инстинктов. Эти нормы с неизбежностью должны были носить негативный характер, т. е. они были запретами. Они выступали в форме табу. Становление человеческого общества с необходимостью предполагало обуздание, введение в определенные рамки таких важнейших индивидуалистических потребностей, как пищевая и половая.

Это было необходимо в силу того, что зарождающаяся производственная (трудовая) деятельность требовала не только биологических качеств от индивидуумов праобщины, но и интеллектуальных. В результате естественного отбора прогрессировали те сообщества пралюдей, в которых были более прочные и развитые социальные связи.

Между поломи также возникла дифференциация. Если предположить, что первобытная семья для воспроизводства вида должна была воспитать по крайней мере двух детей, доведя их до того возраста, в котором они могли бы прокормить себя сами, то становится понятным, что мать в одиночку справиться с этой задачей не могла. Поэтому и возникает потребность либо в групповых семьях, когда детей воспитывают совместно, а мужчины охотятся далеко от дома, либо в семьях моногамных, где женщина должна удержать мужчину рядом с собой и побудить его заботиться о семье. Есть интересная, но спорная теория о том, что женщины были более изобретательны, чем мужчины, и именно ими в древности были сделаны великие открытия: приручение огня, появление очага, металлообработки, растениеводства, календаря и т.д.

У первобытного человека формируются в ходе социальной жизни:

  • Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
  • Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
  • Культура – совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
  • Искусство - образное осмысление действительности, творчество.
3.Неолитическая революция

Неолитическая революция - переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства и рыболовства) к производящему (земледелию и скотоводству), приведший к трансформации охотничье-собирательских обществ в аграрные. В Старом и Новом свете формируются очаги земледелия.

http://samlib.ru/img/s/sinjukow_b_p/3hronolog_vavil/image002.jpg По Н.Вавилову, БСЭ

В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет до н.э.) на смену человеку умелому (homo habilis) приходит человек разумный (homo sapiens), первобытное стадо заменяется более высокой формой организации общества – родовой общиной.

Древние люди занимались собирательством, охотой, рыболовством (присваивающее хозяйство), а позже – земледелием и скотоводством (производящее хозяйство). Мотыжное земледелие (вручную мотыгой без тягловой силы) позже было заменено плужным – в плуг запрягались лошади или волы.

В эпоху бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.) началась специализация производящего хозяйства. На Севере в качестве основного занятия остаются охота и рыболовство, в степной полосе преобладают кочевое скотоводство и земледелие.

С появлением железного топора (I тыс. лет до н.э.) стало возможным расчищать участки леса под пашню, земледелие продвигалось все дальше на Север.

Применение металлических (медных, бронзовых, железных) орудий труда повысило производительность всех видов хозяйственной деятельности людей. Из охотничьих и земледельческих племен выделяются скотоводческие. Это было первое крупное общественное разделение труда.

Появление металлов, в особенности применение железа, способствовало развитию ремесел. Второе крупное общественное разделение труда произошло, когда ремесло отделилось от земледелия. Это привело к производству излишков продукции, которые шли на торговый обмен не только внутри племени и на его границах, но и с более дальними племенами. Усилился процесс имущественной дифференциации. В племенах – объединениях родов – появляется знать. Появляются частная собственность, протоцивилизации.

Присваивающее хозяйство – занятие собирательством, охотой, рыболовством.

Производящее хозяйство – занятие земледелием и скотоводством.

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему: формируются

  • Разделение труда – обособление видов деятельности. Первое из них – отделение скотоводства от земледелия, второе – выделение ремесла как самостоятельной отрасли.
  • Разложение родового строя - Род – это исторически сложившееся объединение людей, связанных узами родства, а также общественная группа, ведущая совместное хозяйство. Родовая община сменяется соседской.

  • Рабство - исторически это система устройства общества, где человек (раб) является собственностью  другого человека (господина, рабовладельца, хозяина) или государства.
  • Частная собственность – одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
  • Цивилизация – стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности, уровень развития человеческого общества.
Вывод: Сложный процесс становления и развития первобытного общества вел к развитию самого человека, его социальной природы и к возникновению первых человеческих цивилизаций с разделением труда, рабством и возникновением частной собственности.

www.uzluga.ru


Смотрите также