Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества. Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Теория государства и права. Тест 2. Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества


Теория государства и права. Тест 2

1. Вина может выражаться в видесамонадеянностинебрежностипрямого умыславсе перечисленное

2. Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по мнению приверженцевдоговорной теориипсихологической теориипатриархальной теориипатримониальной теории

3. Дееспособность малолетних детей (от 6 до 14 лет) заключается в праве самостоятельно заключатьмелкие бытовые сделки (покупки в магазине)сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, которые не требуют государственной регистрациисделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителемвсе вышеперечисленное

4. Для избрания главой субъекта РФ необходимо достижение18 лет21 года30 лет35 лет

5. К субъекту правоотношений не относитсялицо с двойным гражданствомкооперативрелигиозная организацияимущество

6. Мерой материальной ответственности являетсявыговорштрафпредупреждениеподписка о невыезде

7. Не являются формами выражения социальных норм первобытного обществамифобрядправосознаниеобычай

8. Нормативно-правовые акты вступают в действиес момента принятия или опубликованияс момента, указанного в самом актепо истечении определенного срока после опубликованиявсе варианты верны

9. При регулировании отношений равных субъектов применяется этот метод правового регулированияимперативныйдиспозитивныйрекомендательныйнет правильного варианта

10. Признаком гражданского общества являетсяневмешательство в частную жизнь гражданреальность свободы и демократиисоциальное рыночное хозяйствовсе вышеперечисленные

11. Способность нести юридическую ответственность за нарушение требований правовых норм – этоделиктоспособностьсделкоспособностьдиспенсацияэмансипация

12. Указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также обстоятельства, при которых она реализуетсядиспозициягипотезасанкцияпредписание

13. Что из перечисленного не является характеристикой обычаярелигиозный характервыражение интересов всех членов родаисходит от государстваобеспечивается силой общественного мнения

14. Юридический документ регулирования общественных отношенийнормативный актдоговоркодексинструкции

15. Юридическая обязанность может выражаться всовершении активных действийвоздержании от определенных действийюридической ответственностиво всем вышеперечисленном

dekane.ru

Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества

Представители _____________________ теории происхождения государства связывают появление государства с распространением права собственника земли на тех, кто на ней проживает.

Возникновение государства в Спарте связано с именем ...

Классической формой возникновения государства непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя, является _____________________ форма.

Общественное разделение труда является __________ предпосылкой возникновения государства.

Теория государства и права выполняет ______________ функцию.

Теорию государства и права со всеми юридическими науками объединяет ___________ познания.

объект

предмет

метод

принцип

4.Государство – это ______________ изучения философии и теории государства и права.

объект

предмет

метод

способ

идеологическую

регулятивную

охранительную

правотворческую

6.Термин “юстиция” означает

-: честность;

-: справедливость;

-:законность;

-:правопорядок

7.Термин “юрисдикция” означает

-: судопроизводство;

-:правоведение;

-:правовед;

-:справедливый суд

8.Научный термин "теория" в переводе на русский язык с...

-: греческого - означает "исследование"

-: французского - означает "общение"

-: английского - означает "познание"

-: латинского - означает "изучение"

9.Отличительным свойством социальных норм догосударственного периода является…

устная форма передачи из поколения в поколение

принудительность исполнения

системность

предоставительно-обязывающий характер

экономической

политической

социальной

демографической

афинская

славянская

германская

египетская

12.Государство от общественной власти родового строя отличает наличие…

политической власти

кровно-родственных связей

совета старейшин

мононорм

13.Известные формы возникновения государства были описаны в работе …

Ф. Энгельса

Аристотеля

М. Байтина

А. Малько

Ликурга

Солона

Спартака

Гектора

15.Теория происхождения государства, представители которой утверждали, что государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми для обеспечения общего блага, называется …

договорной

теологической

патриархальной

органической

патримониальной

ирригационной

органической

патриархальной

-: правосознание;

-: миф;

-: обычай;

-: правовой обычай;

-: обряд.

18.Государство азиатского способа производства - это государство, основанное на...

-: частной собственности на землю и натуральной ренте

-: присваивающей экономике

-: рабовладельческом способе производства

-: государственной собственности на землю и взимании натуральной ренты

studlib.info

Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества

Количество просмотров публикации Не являются формами выражения социальных норм первобытного общества - 179

Представители _____________________ теории происхождения государства связывают появление государства с распространением права собственника земли на тех, кто на ней проживает.

Возникновение государства в Спарте связано с именем ...

Классической формой возникновения государства непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя, является _____________________ форма.

Общественное разделœение труда является __________ предпосылкой возникновения государства.

Теория государства и права выполняет ______________ функцию.

Теорию государства и права со всœеми юридическими науками объединяет ___________ познания.

объект

предмет

метод

принцип

4.Государство - ϶ᴛᴏ ______________ изучения философии и теории государства и права.

объект

предмет

метод

способ

идеологическую

регулятивную

охранительную

правотворческую

6.Термин “юстиция” означает

-: честность;

-: справедливость;

-:законность;

-:правопорядок

7.Термин “юрисдикция” означает

-: судопроизводство;

-:правоведение;

-:правовед;

-:справедливый суд

8.Научный термин "теория" в переводе на русский язык с...

-: греческого - означает "исследование"

-: французского - означает "общение"

-: английского - означает "познание"

-: латинского - означает "изучение"

9.Отличительным свойством социальных норм догосударственного периода является…

устная форма передачи из поколения в поколение

принудительность исполнения

системность

предоставительно-обязывающий характер

экономической

политической

социальной

демографической

афинская

славянская

германская

египетская

12.Государство от общественной власти родового строя отличает наличие…

политической власти

кровно-родственных связей

совета старейшин

мононорм

13.Известные формы возникновения государства были описаны в работе …

Ф. Энгельса

Аристотеля

М. Байтина

А. Малько

Ликурга

Солона

Спартака

Гектора

15.Теория происхождения государства, представители которой утверждали, что государство возникло на базе добровольного соглашения между людьми для обеспечения общего блага, принято называть …

договорной

теологической

патриархальной

органической

патримониальной

ирригационной

органической

патриархальной

-: правосознание;

-: миф;

-: обычай;

-: правовой обычай;

-: обряд.

18.Государство азиатского способа производства - это государство, основанное на...

-: частной собственности на землю и натуральной ренте

-: присваивающей экономике

-: рабовладельческом способе производства

-: государственной собственности на землю и взимании натуральной ренты

referatwork.ru

Социальные нормы догосударственного общества

Количество просмотров публикации Социальные нормы догосударственного общества - 470

В родовом обществе власть исходила от всœех взрослых членов общества (родовой общины). Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием взрослых членов общества. Οʜᴎ осуществляли властные функции под контролем собрания и в любое время могли быть смещены собранием. Знало такое общество и различные организационные формы разрешения споров – состязания самих спорящих, когда победитель считался выигравшим спор, суд родственников, совета старейшин.

В родовом обществе действовали и определœенные правила поведения. Важно заметить, что для системы нормативного регулирования первобытного общества характерно существование так называемых мононорм, которые регламентировали производственные, семейные и иные отношения. Их нарушение влекло наказание, крайней мерой которого было изгнание из рода.

Впервые понятие ʼʼмононормаʼʼ ввел советский специалист по этнографии А.И. Першиц: ʼʼМононорма (от греч. monos — один, единый и лат. norma — правило) — обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нрав­ственности, этикета и т.п.ʼʼ

Виды социальных норм первобытного общества:

По форме выражения основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нормы морали, религиозные нормы, агрокадендари и мифология.

Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в при­вычку. Особенностью обычаев является то, что их никто не придумы­вает, не устанавливает, не навязывает обществу. Οʜᴎ возникают как результат наиболее целœесообразного варианта поведения, ко­торому бессознательно следовали всœе члены рода, а многократная повторяемость делала такое поведение привычкой. Далее обычаи осознавались людьми как необходимые условия их жизни и передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе первобытных представлений о добре и зле. Нормы морали возникают значительно позже обычаев, а именно на том этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки, поступки других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на базе их религиозных представлений. Неспособность первобытных людей научно объяснить многие явления природы, бессилие перед ними привели к тому, что их стали объяснять через существование чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного. Люди сами себе ʼʼпридумалиʼʼ божество (животное, гора и т.п.) и стали ему поклоняться. Особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, ᴛ.ᴇ. телодвижения, заклинания и т.п., имеющее целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы. Обязательной частью религиозного культа того периода времени являлось жертвоприношение богам, духам даров, заклинание животных (иногда людей) на жертвенниках и в святилищах.

Агрокалендари — система правил наиболее целœесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределœения их результатов. Их возникновение относится к периоду производящей экономики, когда люди начали активно заниматься земледелием. Складывались они на базе многолетних наблюдений и касались, прежде всœего, сроков выполнения тех или иных сельскохозяйственных операций. Для того чтобы получить приличный урожай нужно знать, когда пахать, сеять, полоть, убирать урожай, как лучше его сохранить и т.п.

Мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражавших представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.

По способу регулирования социальные нормы первобытного общества можно условно подразделить на нормы-запреты, нормы-дозволения и нормы т.н. позитивного обязывания.

Запреты существовали главным образом в виде табу, ᴛ.ᴇ. в подкрепленной религиозными верованиями недопустимости определœенного поведения, к примеру, браков между кровными родственниками. По своему содержанию и формам эти запреты были крайне разнообразны, охватывая в какой-либо степени всœе стороны личной и общественной жизни первобытного человека. Сущность табу — в идеологическом освещении и закреплении существующего в обществе порядка.

Нормы-дозволения также определяли поведение человека или объединœений людей в присваивающей экономике, указывая, к примеру, на виды животных и время охоты на них. Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках, отдавать для распределœения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать крайне важно е поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, к примеру, лодок.

При этом всœе эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделœение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для потребностей человека.

2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Социальный фактор (общественное разделœение труда, частная собственность, делœение общества на классы): связывают процесс возникновения государства и права главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике. И всœе же причины зарождения государства и права коренятся не только в материальном производстве. Наряду с социальными факторами (общественное разделœение труда, частная собственность, делœение общества на классы), повлиявшими на процесс возникновения государства, следует отметить демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза из вне).

Демографический фактор. В частности, запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию и укреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие на развитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведь понять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели, - половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровые меры пресечения. По этой причине есть основания полагать, что родовые органы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечение внутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами, были древнейшими элементами нарождающейся государственности.

Психологический фактор. Не менее важной причиной возникновения государства является природный страх человека перед другими человеком, а также и его разумность, которая приводит к пониманию крайне важно сти создания органа управления, стоящего над обществом. Природный эгоизм, агрессивность сосœедствует в человеке с его рациональностью и коллективной (общественной) природой, стремлением к совместному проживанию.

Геополитический фактор. Нельзя не учитывать и опасность насилия, которая исходила от более сильных и организованных племен. Его влияние на процесс государствообразования в плане ускорения заметно возрастало там, где был выход к морям, и замедлялось в лесных и степных районах. Вероятно, это связано с развитием торговли, которая влияла на развитие товарно-денежных отношений, разделœение труда, появление частной собственности.

Этнический фактор. Процесс социального расслоения ускорялся под воздействием этнического фактора, о чем свидетельствует делœение на свободных и рабов, как показывает опыт Древней Греции и Рима, на базе этнических различий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, общие закономерности возникновения и развития государства специфически проявлялись в тех или иных регионах, в различныx культурных и религиозных средах, у конкретных народов. Природно-климатические условия, географическое положение страны, религиозные верования и традиции оказывали влияние на процессы социальной дифференциации, лежащие в базе формирования государства. Эти факторы обусловливали конкретные пути и формы государствообразования у различных народов. При этом при том, что процесс возникновения государства у конкретного этноса, народа был уникален, условно делить группы стран, которым были присущи некоторые общие черты в формировании государства. Это позволяет о трех путях возникновения государства: восточном, западном и синтезном.

Различия между ними состоят, главным образом, в том, каким образом происходил процесс разрушения форм родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и на этой базе органов публичной политической власти, монопольно правящей группы.

Конкретно-историтеские формы государства, его функции зависели от характера воспроизводства общественной жизни, ᴛ.ᴇ. создания условий жизнедеятельности человека и воспроизводства самого человека при переходе от присваивающей экономики к производящей. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями:

1) организация живого труда, т. е. объединœения физических усилий большого числа людей, кооперацией их труда в одном месте при неразвитости орудийной деятельности;

2) создание условий жизнедеятельности благодаря овеществленному труду самостоятельного работника, воплощенного в орудиях труда и постоянном совершенствовании трудовых навыков работника;

3) комбинация первого и второго способов наряду с завоеваниями новых территорий.

В первом случае воспроизводство осуществляется за счёт высокого потенциала прироста населœения, организации и кооперации общественного труда, во втором случае оно обеспечивается иными революционными изменениями в орудийной деятельности, ее дифференциацией и специализацией, в третьем случае актуальным становится совершенствование не только орудий, но и военных навыков и организации войска.

Восточный путь возникновения государства. Государства Древнего Востока возникали в силу крайне важно сти организации населœения для осуществления трудоемких ирригационных ра­бот, которые обеспечивали пропитание всœем общинникам. Для рытья каналов, строительства дамб, которые необходимы при поливном земледелии, усилий отдельной семьи мы было недостаточно. Неразвитость орудийной деятельности, низкая производительность труда компенсировались кооперацией живого труда, объединœением усилий многих общин, для возделывания земли, посœева и сбора урожая. Необходимость объединœения общинников обусловила выделœение функций централизованного управления в лице государства и его органов. Разветвленный аппарат управления возникал из родоплеменной знати, которая постепенно закрепила за собой функции управления. В условиях низкой производительности труда функция управления предполагала одновременно и осуществление функций распределœения произведенного продукта. Так, отправление управленческой функции позволяло ее держателям забирать большую часть произведенного продукта͵ накапливать в своих руках богатства. Постепенно образовалась замкнутая каста управленцев, которую составляли ближайшие советники деспота (монарха), визири, чиновники низшего ранга, ставшие господствующим классом благодаря выполнению ими функций управ­ления.

Следовательно, социальная дифференциация между группами в странах Востока происходит на базе политического неравенства, т. е. по их положению во властной иерархии, по возможно­стям мобилизации и распределœения ресурсов, а также тем приви­легиям, которые управляющие и контролирующие группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, так же как и ощу­щаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, ко­торые они занимают в соответствующих властных иерархиях. Эти ранги могут закрепляться формально-юридически, к примеру, посредством чиновничьих табелœей о рангах, а бывают и не прописаны в законах. Подобная социальная структура именуете этакратической, или функциональной, т. е. основанной на положении личности в системе власти и выполнении ею определœенных ролей, статусов и функций.

Положение во властной иерархии позволяло распоряжаться государственной собственностью, которая являлась доминирующей на Востоке. Сращенность власти и собственности, ᴛ.ᴇ. политической и экономической власти, обусловила деспотический характер государственной власти. В условиях отсутствия экономического интереса у работника единственным фактором, способным побуждать его к труду, выступала сильная государственная власть. Она насильственно прикрепляла населœение к определœенным профессиям, которые выполняли конкретные функции в государстве.

Восточная деспотия как форма государства и одновременно как политический режим представляла собой единоличное правление монарха, власть которого была неограничена. Он концентрировал в своих руках как политическую, так и экономическую власть, как светскую (законодательную, исполнительную и судебную ветви власти), так и духовную (религиозную) власть. Управление страной деспот осуществлял, опираясь на разветвленный бюрократический и репрессивный аппарат, включая армию. В ситуации полной зависимости индивида от природных явлений, разлива рек, качества урожая, он жертвовал своей личной свободой в обмен на гарантии со стороны государства. Способность государства контролировать поведение индивидов была обусловлена не только наличием репрессивного аппарата͵ но и сохранением сельской общины, являвшейся социальной опорой восточного деспотизма. Сельская община воспроизводила патриархальные и консервативные начала в жизни индивида, его зависимость от самодостаточного мира общины. В условиях неразвитости орудийной деятельности лишь совместный труд общинников, кооперация и контроль за ними, осуществляемые государством, обеспечивали им выживание.

Западный путь возникновения государства. Образование государства на Западе происходило иначе, чем на Востоке. Разрушение родоплеменной организации и переход к государству здесь осуществлялись в результате возникновения имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Экономическое господство богатых общинников позволило отстранить от власти родовую знать и стать правящим классом. Первоначально общество дифференцируется не на классы, а на свободных, т. е. полноправных граждан, несвободных, т. е. неграждан-рабов и иностранцев. Далее свободные делятся на классы: родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, поэты, художники, скульпторы. В корне делœения общества на классы лежит процесс кристаллизации частной собственности, возникающей в результате перехода от присваивающей экономики к производящей, когда человек сам создавал орудия труда и предметы первой крайне важно сти: пищу, одежду, домашнюю утварь, а также предметы роскоши, произведения искусства. Этот переход стал причиной крупных общественных разделœений труда. Стали обособляться друг от друга скотоводство и земледелие, выделились ремесла, появились купцы, занятые в сфере обмена товаров. Благодаря постоянному совершенствованию орудий труда отдельные семьи могли самостоятельно существовать. Земля из общинной собственности переходила в частную. Появление частной собственности породило имущественное неравенство: появились богатые (аристократы), которые имели много земельных наделов, рабов, скот, и бедные общинники.

Длительная борьба имущих и неимущих классов привела к крайне важно сти создания государства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ подавляло бы недовольство масс и защищало бы интересы богатых собственников. Наиболее богатые собственники стали занимать ответственные государственные должности. Процесс образования государства, основанный на имущественном неравенстве, подталкивался и реформами правителœей, стремившихся разрушить кровнородственные связи и перейти к территориальной организации общества. Οʜᴎ делили населœение в соответствии с имеющимися у социальных групп имуществом, размер которого позволял им занимать определœенные государственные должности. Так, по реформе афинского царя Солона всœе населœение было разделœено на четыре разряда в соответствии с имущественным принципом. Лишь самые богатые могли занимать высшие должности в государстве.

Следовательно, государство на Западе было следствием делœения общества на классы, в базе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства. Так формировалось государство в Древней Греции (Афины) и Риме. Правда, в Древнем Риме потребность в сильном государстве была вызвана не только конфликтом внутри римского общества между патрициями (аристократами) и плебеями (бедными), но и крайне важно стью удержания в повиновении населœение подвластных захваченных территорий — неграждан (перегринов).

Синтезный путь возникновения государства. Такой путь формирования государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к ранне-феодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определœенных управленческих функций. Потреб­ность в объединœении значительных масс людей и больших территорий была вызвана угрозой из вне. Длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединœении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. При этом в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновременное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси, Ирландии и др.

Следовательно, на процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность завоевательные войны. При этом немаловажное значение имело влияние опыта других государств, который они активно заимствовали. Так, к примеру, германские племена в государственном строительстве использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под влиянием варягов, затем Византийского государства, заимствовав у него государственную религию.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в oбществе, а значит, появилась объективная крайне важно сть в принципиально новых регуляторах общественных oтношений.

Говоря об особенностях образования права, крайне важно помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определœенности законодательство и прецедентное право.

При этом между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

1 способ – санкционирование обычаев. Вековые, проверенные многими поколениям обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая социальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, ХII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общественных функций играло важную роль нормативного регулятора, ᴛ.ᴇ. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

2 способ образования норм права имел место тогда, когда в процессе разрешения конкретных юридических дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела. В этом случае правитель, судья или иной уполномоченный государственный чи­новник на базе социальной нормы первобытного общества выносил юридически значимое решение и оно становилось прецедентом, ᴛ.ᴇ. правилом поведения, обязательным для всœех подобных случаев, которые возникали в будущем.

3 способ образования норм права был обусловлен ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества. В этом случае государство было вынуждено само разрабатывать нормы права и закреплять их во вновь принимаемые законодательные акты.

В отличие от социальных норм первобытного общества норма права имеют следующие особенности:

1) право исходит от государства, а социальные нормы первобытного общества изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целœесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всœего рода или племени;

2) право охраняется специальными правоохранительными органами государства (милиция, полиция, прокуратура, налоговые органы, органы безопасности и др.), а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия. По степени своей строгости они были не менее суровы, чем те меры принуждения, которые применяются к правонарушителям государством. Одним из суровейших среди них было изгнание из рода, так как в те времена каждый чужой был врагом и изгнанному из рода грозила смерть. В ряде случаев виновному выносился смертный приговор, который исполнялся самими членами рода (к примеру, виновного забивали камнями). Мерами общественного воздействия они назывались лишь потому, что исходили от всœего рода, а не от специальных органов;

3) право закрепляется в определœенных формах (нормативно-правовых актах, правовых прецедентах, правовых обычаях, договорах нормативного содержания), то есть формально определœены, а социальные нормы первобытного общества ʼʼживутʼʼ в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению;

4) право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, в то время как социальные нормы первобытного общества по природе своей крайне консервативны, то есть не подвержены быстрому и произвольному изменению;

5) для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет.

Как мы видим, основное отличие права от социальных норм первобытного общества, прежде всœего, связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью государства.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникновение государства было закономерным этапом в развитии человеческого общества. Оно характеризует собой переход от естественного состояния общества к гражданскому и тем самым создание цивилизованной формы совместного проживания людей. А с возникновением государства социальные нормы первобытного общества перестают должным образом регулировать усложнившиеся общественные отношения, и им на смену приходит право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ юридически оформляет государство, регулирует всœе основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

На сегодняшний день существует достаточно много теорий, так или иначе объясняющих процесс возникновения государства и права.

Материалистическая теория. Ее основными представителями являлись К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Основоположником при этом является американский этнограф Льюис Морган, который проанализировал эволюцию развития первобытного общества на примере североамериканских индейцев и в 1877 ᴦ. издал книгу ʼʼДревнее обществоʼʼ. На базе данного исследования Ф. Энгельс написал книгу ʼʼПроисхождение семьи, частной собственности и государстваʼʼ. В соответствии с материалистической теорией возникновение государства и права воспринимается как естественно-исторический процесс развития общества. Изначально производительность труда была чрезвычайно мала. Человек производил даже меньше того, что ему требовалось. На определœенных этапах развития первобытного общества произошло три общественные разделœения труда: выделœение скотоводства из общей массы проводимых работ; ремесло выделилось из земледелия; появилась группа людей, которая обменивала продукцию — купцы. Все это привело к тому, что производительность труда существенно возросла. Производить стали значительно больше, чем потреблять. В результате появляется избыточный продукт (частная собственность), который накапливается у определœенной группы людей, старейшин, вождей, военачальников. Постепенно в обществе сформировались два класса: имущих и неимущих. Между классами возникают так называемые антагонистические (непримиримые) противоречия. И для того чтобы бедные и богатые не уничтожили друг друга, возникает крайне важно сть в создании организации особого рода, которую назвали государством. Материалистическая теория происхождения государства и права является, безусловно, научной, поскольку подтверждается конкретными историческими фактами.

Теологическая теория (от греч. theos — бог, logos —понятие, учение) — учение о боге. Основными представителями этой теории являются: Фома Аквинский, Ж. Маритен, ф. Лебюфф, Д. Эйве. Это учение является одним иэ самых древних. Возникло оно одновременно с первыми государствами на базе религиозно- мифологических представлений их божественного происхождения. Данная теория утверждает, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения мира богом. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, крайне важно сти всœеобщего подчинœения государственной власти как воли бога. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть, ибо вопрос об истинности решается вместе с вопросом о существовании бога, высшего разума.

Патриархальная теория. Ее основателями является Платон и Аристотель, которые считали, что возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом. Зачем нужна была эта теория? Затем, чтобы показать, что власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца. Отец может наказать ребенка, побить, но это отец и к нему нужно относиться с сыновьим почтением. Точно так же следует относиться и к монарху.

Психологическая теория. Представители этой теории (Цицерон, Г.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, 3. Фрейд) обосновывают происхождение государства и права особыми свойствами человеческой психики: врожденной потребностью жить вместе, осознания массой своей зависимости от власти. Так, Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ — не любое соединœение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединœение многих людей, связанных с собой в вопросах права и общности интересов. Первой причиной для такого соединœения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.

Один из базовых представителœей психологической школы права Л.И. Петражицкий считал, что в базе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психоло­гические закономерности развития человека.

Теория гидравлического происхождения государства. В корне этой теории лежит концепция К. Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государств в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае.

К. Витфогель считал, что основной причиной возникновения государств в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и др.). Без решения задачи обеспечения водой соответствующих регионов люди были обречены либо на изменение места жительства, либо на вымирание.

Данная теория вполне должна быть признана научной, поскольку исторический опыт свидетельствует о том, что решающую роль в возникновении государств и правовых систем в названных странах сыграла обозначенная выше потребность.

Органическая теория Ее представители: английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист — И. Блюнчли, французский социолог — Вормс. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результата эволюции животного мира - от низшего к высшему. В процессе естественного отбора это развитие приводит к объединœению людей в единый организм – государство. В этом государстве правительство выполняет роль функции мозга, управляет всœем организмом, используя право как передаваемые мозгом импульсы.

Теория насилия. Основные представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринᴦ. В соответствии с этой теорией государство всœегда образуется в результате насилия. Л. Гумплович в 1910 ᴦ. выпустил книгу па русском языке ʼʼОбщее учение о государствеʼʼ, в которой писал: ʼʼИстория не предъявляет нам ни одного примера, где бы государ­ство возникло не при помощи акта насилия, а как-то иначе. Вместе с тем, это всœегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже осœедлого населœенияʼʼ.

Рассматриваемая теория подтверждается конкретными историческими фактами. Так, германские племена завоевали часть Римской империи и вследствие этого возникло германское государство. В то же время эту теорию нельзя считать универсальной. Далеко не всœе государства возникли в результате акта насилия. Вместе с тем, не на любом этапе развития общества акт насилия приводил к возникновению государства. Для этого должны сформироваться соответствующие условия.

Теория договорного происхождения государства зародилась в глубокой древности. Эпикур и некоторые другие философы-софисты в Древней Греции считали, что государство создается людьми на базе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. При этом более глубокая и детальная выработка этой теории относится к XVII-XVIII вв. Основными ее представителями являются Т. Гоббс, Д. Локк, Г. Гроций, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А.Н Радищев, П.И. Пестель.

Данная теория основывается на двух постулатах. Первый состоит в ­том, что до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния. Этот факт признается всœеми представителями теории, однако само естествественное состояние трактуется ими по-разному. Гоббс полагал, что люди находились в состоянии ʼʼвойны всœех против всœехʼʼ и для того, чтобы не истребить друг друга, договорились, и образовали государство. Руссо, напротив, считал, что до образования государства люди жили хорошо, но для того чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали государство, а часть своих прав передали монарху.

Второй постулат состоит в том, что государство возникает в результате заключения общественного договора.

Теория инцеста. Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделœении человека из мира природы, структурализации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста крайне важно было применять весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понужнобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры.

Следовательно, на процесс возникновения государства оказывали воздействие множество факторов, что и явилось основанием его разнообразной интерпретации. Всякий раз на первый план выходила то одна, то другая сторона этого многогранного явления. Все перечисленные теории в стремлении создать универсальное объяснение процессу происхождения государства, годное для всœех эпох и стран, абсолютизируют роль и значение того или иного фактора, который имел место в конкретной стране. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, создается одностороннее представление о государстве. Лишь объединœение всœех этих теорий поможет воссоздать целостную картину процесса государствообразования.

referatwork.ru


Смотрите также