Кто жил в Карелии до карел? Есть ли стоянки первобытных людей в карелии
Кто жил в Карелии до карел?
Девять тысяч лет назад на берега Онежского озера пришли люди. Взяли мамонта за бивень. Построили первую лодку. Увидели на небе — одновременно — солнце и луну.
Ученые полагают, что люди на территорию нынешней Карелии пришли около девяти тысяч лет назад. Пришли с юго-востока и сразу осели на побережье Онежского озера. Тепло (средняя температура по республике тогда была куда выше, чем сейчас), много рыбы-птицы, ягод и грибов. Было время подумать и о высоком.
Валентина Филатова, старший научный сотрудник Кольского научного центра Российской академии наук:
— В раскопках мы прослеживаем тесную связь с культурами территорий современной Архангельской области и верхней Волги. Около 14 тысяч лет назад, после схода ледника, люди постепенно двигались на север — и в итоге оказались в Карелии. Побережье Белого моря заселялось несколько иначе, там дольше сохранялся ледник. Скорее всего, люди сюда пришли с севера, с Кольского полуострова, из Скандинавии — двигались вдоль атлантического побережья на восток.
Сразу уточним: саамы, карелы и вепсы — не прямые потомки тех, кто жил на территории нынешней Карелии сразу после ледникового периода. Этносов тогда еще не было, да и в последующие тысячелетия к нам волнами приходили переселенцы с востока Европы. Каждая из них, по-видимому, дала сегодняшним финно-уграм что-то свое.
Внешне древние жители Карелии от нас, нынешних, несильно отличались: были светлокожими, высокими и крепкими людьми. Долгое время ученые полагали, что в доисторическую эпоху среди населявших берега Онежского озера племен было много «монголоидов» — с узким разрезом глаз, выдающимися скулами, плоским лицом. Говорить об этом стали после раскопок в Оленеостровском могильнике, которые провели в 1930-е годы ленинградские археологи.Оленеостровский могильник располагается на Южном Оленьем острове (Онежское озеро), в 12 километрах от острова Кижи. Археологи нашли здесь 177 погребений возрастом от семи до девяти тысяч лет. Возможно, что погребений было гораздо больше — до 600.
В Карелии почти невозможно найти краниологический материал (костные останки) тысячелетнего возраста. А на острове Олений основу почвы составляет известняк — и здесь прекрасно сохранились не только предметы из кости, но и человеческие скелеты.
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии:
— Как выглядели эти люди? Ответ на этот вопрос дал художник и исследователь Михаил Герасимов. В первой половине прошлого века он разработал методику восстановления лица по черепу. Как рассказывал сам ученый, «параллельно со своей археологической работой я изучал антропологический материал, препарировал головы, измеряя толщину мускульного покрова… Много времени прошло, прежде чем я рискнул предложить на суд антропологов свои работы».
Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций. Среди них Тамерлан и Иван Грозный, Улугбек и Андрей Боголюбский. В этом ряду — и два жителя Карелии, из тех, что рыбачили и охотились на берегах Онего тысячи лет назад.
Реконструкции лиц по черепам из Оленеостровского могильника. Фото: Татьяна Бердашева
Валентина Филатова:— Первые несколько черепов, которые достали из могильника, реконструировали. И получились у одного из них — монголоидные черты. Однако уже в 60-е годы ученые провели более подробное исследование, и в итоге сделали вывод: никаких монголоидов на Оленьем острове не было. Черты, принятые за монголоидные, — это древние черты, присущие европеоидам с самого начала. То есть население Карелии, начиная с самой первой волны, антропологически представляло собой европеоидов.
Раскопки на Оленьем острове опровергли и еще несколько заблуждений. К примеру, о продолжительности жизни древнего человека — в захоронениях есть и дети, и взрослые, и старики. О росте — некоторые воины достигали 180 сантиметров (средний рост для женщин — 165, для мужчин — 170 см).
Кроме богатого антропологического материала археологи нашли в Оленеостровском могильнике более 7000 предметов: ножевидные пластины, топоры, кремниевые наконечники стрел, стамески. Предметы сделаны с такой тщательностью и мастерством, что можно утверждать: наши «предки» были людьми с развитым мышлением и располагали высоким уровнем технологий.
Нож (Оленеостровский могильник). Из собрания национального музея Республики Карелия
— Не стоит рассуждать о древних людях как о примитивных дикарях, издающих невнятные звуки, — считает археолог Надежда Лобанова. — Они были такими же, как мы! И ростом похожи, и внешне, и аппарат речевой был у них абсолютно развит. Я не сомневаюсь, что говорили они легко и свободно. Письменности не было, но знания об окружающем мире отражены в тех же петроглифах.
Карельские петроглифы, наскальные рисунки почтенного возраста — им не менее 5-6 тысяч лет.
Петроглифами (по-древнегречески πέτρος — камень, γλυφή — резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.
Где жили и что рисовали древние художники Карелии?
Инфоргафика — петроглифы
Валентина Филатова:
— Эти люди обожествляли окружающий мир, самые заметные его элементы: солнце, луну, созвездия. Стихийные явления — ветер, дождь. Отголоски этих верований сохранились в мифах наших исторических народов. И только потом они стали считать, что их предок — животное или растение. В Оленеостровском могильнике большинство погребенных ориентированы головами на восток. Я думаю, что хоронили головой в ту сторону, где восходило солнце, то есть люди поклонялись небесному светилу. Очень часто там встречается охра, что тоже, возможно, связано с поклонением солнцу. И не только в могильнике: ее находят возле очагов, вокруг кострищ, ее подсыпали под опорные столбы в жилищах. Всегда охрой посыпали линию входа в дом.
В Карелии наскальные святилища всегда — в самых красивых местах. Добраться до некоторых непросто, без проводника их не найти. А вот группа петроглифов «Бесовы следки» в Беломорском районе для обычных туристов и вовсе недоступна.
«Бесовы следки» — памятник 5-6 тысячелетия до н. э., расположен близ Беломорска, у северной оконечности острова Шойрукша. Это прибрежная скала, покрытая знаками и разнообразными фигурами — главный экспонат филиала городского музея «Беломорские петроглифы». По нижнему краю скалы тянется цепочка из 8 следов босой ступни. Они заканчиваются фигурой так называемого «беса», стоящей с группой фигур. Учёные, изучавшие рисунки, считают «беса» хозяином или божеством, а скалу с рисунками — местом жертвоприношений.
Ещё одни наиболее интересные скопления петроглифов находятся в 1,5 км к северо-востоку от Следков — на Старой и Новой Залавруге. Залавруга оборудована для посещений.
Источник
Рекомендуем к ознакомлению:
АРХЕОЛОГИ СООБЩИЛИ О НАХОДКЕ ЛАРГИНСКОЙ ПИСАНИЦЫ В ЗАБАЙКАЛЬЕ
БЕЛОМОРСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ
ДРЕВНИЕ - НЕ ЗНАЧИТ ПРИМИТИВНЫЕ. АЛЕКСАНДР БЕЛОВ
dostoyanieplaneti.ru
Уникальные памятники, созданные 5 тыс лет назад, обнаружены на севере Карелии | Петрозаводск ГОВОРИТ | Газета "Петрозаводск" online
Как сообщает телеканал "Россия", памятникам около пяти тысяч лет. Снимая грунт слой за слоем, археологи приближаются к истории, которая происходила в этом лесу почти пять тысяч лет назад. Этот очаг уже горел, когда в Египте еще только строили пирамиды. Другие находки тоже свидетельствуют о том, что в те времена здесь кипела жизнь. «Интересная керамика, в ее составе есть асбест, который здесь не встречается, то есть люди не просто приходили, они торговали. Стрела найдена из сланца — сланца на этой территории нет», - рассказывает местный житель Юрий Рыбаков.
Эпоху раннего металла руководитель местного яхтклуба Юрий Рыбаков изучает с тех пор, как прошлой осенью сошел с тропинки в глубь леса, и обнаружил цепочки углублений в земле. Пригласил археологов. А те, когда нарисовали схему расположения ям и взяли первые пробы, изумились. «Это уникальное явление не только для территории Карелии, но и в целом для Северо-запада и даже шире — и Кольского полуострова», - отмечает археолог, кандидат исторических наук Надежда Лобанова.
До сих пор ученые не встречали таких больших поселений. На двух участках, расположенных в километре друг от друга, обнаружены остатки восьмидесяти жилищ. И каждое состоит из нескольких комнат.
Поляна пять тысяч лет назад больше напоминала палаточный лагерь. Над землей торчали только крыши, обтянутые шкурами животных и прикрытые ветками. Все остальное находилось под землей. Так было теплее, да и надежней: вероятный противник мог и вовсе не заметить небольшие бугры, особенно зимой под снегом.
Делить было что. Еще за тысячу лет предки этих людей запечатлели в наскальных рисунках сцены богатой охоты на белух, медведей, оленей, и благодарили небеса за удачу и процветание. Наскальное искусств сохранилась до сих пор, как и следы пребывания тех, кто обживал эти места в нашу эру.
Одна из загадок средневековья — поморские лабиринты. Археологи нашли на побережье Белого моря несколько десятков таких сооружений. Или вот совсем новое — тайные знаки на соснах — это век 18.
Разбираясь в знаках истории, ученые все больше проникаются идеей создания в этом районе музея под открытым небом. Ведь едва ли не каждая тропинка и камень хранят здесь свои загадки.
ptzgovorit.ru
Древности Петрозаводска » Объекты историко-культурного наследия Карелии
Территория, на которой в настоящее время расположен город Петрозаводск, была заселена человеком еще со времен каменного века. Удобные песчаные берега, небольшие заливы и проливы, где можно было укрыться в ненастную погоду, изобилие рыбы и водоплавающей птицы – все это делало привлекательным проживание на данной территории в течение всего года. Этим фактом объясняется большое количество объектов археологического наследия – поселений эпох от мезолита до раннего металла – в черте современного города.
Однако, несколько тысяч лет назад очертания береговой линии были совершенно другими, нежели сейчас. Это связано с последствиями действий последнего ледника, когда льды покрывали толстым слоем всю Фенноскандию. После ухода ледника с территории Карелии земная кора начала медленно подниматься, в результате чего самые древние памятники оказались удалены от современного уреза воды на десятки и сотни метров. Например, мезолитические памятники в местечке Пески отстоят от современного берега Онежского озера на 300-400 метров, неолитические ‒ на 100-200 метров, энеолитические и эпохи бронзы – на 50-70 метров.
Первые находки каменных орудий с территории города Петрозаводска известны с конца XIX – начала ХХ веков и хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного исторического музея. Первые исследования археологических памятников эпохи камня – бронзового века провел в 1930-х годах ХХ века известный советский археолог, автор монографии «История древней Карелии» А.Я.Брюсов. Им был открыт и изучен редкий вид древнего памятника – бронзолитейная мастерская, которая находилась в устье реки Томица на северной оконечности Соломенного (район города Петрозаводска). В 1950-х годах исследования на территории Петрозаводска продолжили ленинградский археолог Н. Н. Гурина и карельский специалист Г. А. Панкрушев, которыми были открыты и изучены поселения каменного века в черте района Соломенное и в местечке Пески. В 1990-е годы в ходе работ карельских археологов К. Э. Германа, А. М. Жульникова и А. М. Спиридонова были выявлены новые памятники.
В настоящее время на территории Петрозаводска известно более 20 древних поселений. Они располагаются в таких районах города, как Соломенное, Бараний Берег, Зимник, в местечке Пески, а также в самом центре Петрозаводска – в Парке культуры и отдыха. К сожалению, большая часть археологических памятников была разрушена при проведении строительных работ и разработке Соломенского карьера. Открытые поселения относятся к археологическим эпохам мезолита, неолита, энеолита и бронзового века. Таким образом, древние люди жили в этих местах на протяжении обширного периода времени, примерно с VII по II тысячелетие до нашей эры. В ходе исследования поселений были выявлены остатки древних жилищ (полуземлянок), очаги, сложенные из камней-валунов, а также было собрано большое количество разнообразного археологического материала, значительную часть которого составили орудия труда из сланца, кварца и кремня, осколки древних горшков, многочисленные отходы каменной индустрии, такие как отщепы, образовывавшиеся при изготовлении каменных орудий, и обломки заготовок орудий из сланца. Стоянки в окрестностях Петрозаводской губы относятся к типичным для Обонежья комплексам разновременных археологических поселений. Это место было столь удобно для проживания первобытных людей, что они селились здесь вновь и вновь на протяжении более пяти тысяч лет.
Первые древние люди пришли на берега Петрозаводской губы 7-8 тысяч лет назад, в эпоху мезолита. В то время человек еще не умел изготавливать глиняную посуду, поэтому археологи, ведущие раскопки памятников того времени, таких как Пески III, V-VIII, IX, XII в местечке Пески, находят только каменные орудия и отходы их производства.
Обработка камня является важнейшей технологией каменного века. В обществе первобытных охотников таежной зоны именно из камня изготавливали значительную часть орудий: рубящие – для обработки дерева, скребущие – для обработки кожи, режущие – для обработки материалов растительного и животного происхождения, и многие другие. На территории Обонежья основная масса каменных орудий изготавливалась из сланца и кварца, в меньшей степени ‒ из лидита, кремня, песчаника и гранита. Каждый из видов каменного сырья использовался в соответствии со своими природными свойствами. Из удобного для обработки сланца делали требующие правильной формы топоры, тесла, долота, стамески. Менее удобный в обработке, но твердый кварц применялся для изготовления скребущих и режущих орудий домашнего обихода. Редкий для природных условий Карелии кремень использовался преимущественно для изготовления наконечников стрел и копий.
Глиняную посуду на территории Обонежья люди научились изготавливать в неолите около 6,5 тысяч лет назад. На территории Петрозаводска к этому времени относятся поселения Соломенное I, IV, Х, ПКиО I-III, Бараний Берег I-IV, Зимник I. Первые горшки были грубыми, плохо обожженными, простыми по форме и представляли собой сосуды округлой или продолговатой формы с яйцевидным или заостренным дном и расширяющимися кверху стенками. Они лепились вручную без применения гончарного круга, которого в то время еще не знали.
Позднее, в эпоху раннего металла, которую представляют поселения Соломенное III-а, XI, XII-XIV, Пески IV-а, появились сосуды с плоскими днищами. Изготавливалась посуда путем накладывания друг на друга свернутых в кольцо жгутов сырой глины, после чего она сушилась на солнце или обжигалась на огне. В качестве добавки к глине, чтобы придать крепость стенкам, в разные периоды времени добавлялись песок, мелкотолченый асбест, слюда и различные органические материалы, например птичий пух. Сосуды по всей поверхности украшались разными узорами, состоящими из ямок, линий, гребенчатых и веревочных оттисков, отпечатков рыбьих позвонков. Возможно, узоры на сосудах различались в зависимости от принадлежности древнего человека к тому или иному племени. Древние горшки достигали значительных размеров и могли вмещать до 40-50 литров жидкости. В самом начале существования глиняная посуда использовалась для хранения сухих продуктов, а уже позже в ней стали варить пищу.
Для того чтобы выжить в суровых природных условиях Карелии, древним людям необходимо было научиться строить прочные и теплые жилища. Следы подобных жилищ в виде овальных впадин четко фиксируются на поселении Пески IV-а в местечке Пески, а одно из них, с комплексом асбестовой керамики периода энеолита, было исследовано археологами. Жилища представляли собой полуземлянки прямоугольной или овальной формы. Стены и крыша сооружались из небольших стволов деревьев, пол был земляным. Внутри жилищ, имеющих один или два входа, располагались один, два или три очага, а также хозяйственные ямы для хранения съестных припасов. Дым от постоянно горящего огня выходил через входные проемы.
Были периоды, когда климат Карелии становился более мягким и теплым, и тогда древнее население сооружало легкие наземные жилища типа современных чумов. Они были разборными и переносными, что позволяло древним людям быть более мобильными в поисках пищи. Подобный тип жилищ был характерен для периода бронзового века, примерно во II тысячелетии до нашей эры. Такой более подвижный образ жизни населения находит аналогии в культурах северных народов Евразии.
В период раннего железного века древний человек перестал селиться по берегам Петрозаводской губы. Причинами этого, возможно, были смена климатических и природных условий, сделавших неудобными для поселения берега водоема, и смена хозяйственной модели древнего общества. Следующий период в истории Петрозаводска начинается только в начале XVIII века, и связан он с деятельностью Петровских заводов.
monuments.karelia.ru
История Карелии
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога! Кто то уже был в Карелии, кто то только еще собирается, и может быть вам будет интересно почитать краткую историю Карелии и Петрозаводска.
Карелия заселялась людьми еще с шестого тысячелетия до нашей эры. В истории Карелии впервые люди пришли в эти дикие, холодные земли после схода ледников. Существует много стоянок древних людей второго и третьего тысячелетия, открытых археологами но все они носили временных характер. По истории Карелия окончательно заселялась людьми с шестого тысячелетия до нашей эры. Селились люди по берегам древних рек и озер, эта тенденция существует до сих пор. Особенно много стоянок древних людей в Заонежье, видимо природные условия для жизни здесь были лучше. По историческим данным, первыми людьми поселившимися на берегу Онежского озера были карелы и вепсы, они занимались рыбалкой, охотой, выращивали хлеб.
На самых неприютных и холодных, состоящих из камня и мхов беломорских землях поселились саамы (лопари). Жили они охотой и рыбалкой, пасли северных оленей. Но и с берегов Белого моря их постепенно и благополучно вытеснили карелы, а также пришедшие с Новгородских земель русские. Сейчас лопари очень малочисленное племя живущее в Мурманской области, и не знающее родного языка. Исчезают как род, карелы и вепсы, сейчас основное население Карелии составляет русское население.
Много чего происходило с историей Карелии и ее жителями за эти века. В 13 столетии Новгородский князь Дмитрий Александрович пришел сюда с войском и «казни корелу, и взя землю их на щит». Совершенно непонятно зачем, тогда Карелия уже входила в состав Новгородского государства. Может быть,причина этому непокорность людей живших на этих землях. В свое время, так же с непокорными жителями расправилась в советская власть и большевики.
В большом промежутке между этими историческими событиями в Карелии были многочисленные войны с шведами. Историей был зафиксирован интересный факт, в 1323 году в крепости Орешек был новгородцами подписан мирный договор со шведами, по которому три прихода Карелии (Финская Карелия) отошли к последним. В 1617 царское правительство окончательно отказалось от Корелы. Была Карелия «заграницей» до 1721 года, пока государь Петр Алексеевич не вернул ее окончательно в состав России, закрепив границу между Швецией и Россией Ништадтским договором.
Много бед принесла в Карелию революция, мало кто принял ее с » распростертыми объятиями», и как следствие этого, начались массовый исход деревенских жителей в Финляндию и репрессии. Последствия этой истории в Карелии находят до сих пор. «Товарищи»расстреливали тысячи человек без суда и следствия, под жернова истории попадали правые и виноватые, заключенные и мирные жители. Людей хоронили как собак, просто скидывали в ямы и присыпали землей.
Самое известное массовое захоронение в Карелии находится в урочище Сандермох. Здесь похоронены останки более 9500 человек всех национальностей, которых тайно расстреляли и закопали в лесу. Такое же захоронение обнаружили между Петрозаводском и поселком Деревянное, здесь расстреляли и закопали в лесу как скотину, еще 1196 человек. В 1990 году в одном из пригородов Петрозаводска, были обнаружены останки более 200 человек. Кто знает сколько еще не найденных репрессированных людей лежит в карельской земле! Страшное было время в истории карельского народа.
Я люблю свой город, пусть он небольшой и совсем обычный, но он часть меня. У Петрозаводска более чем 300 летняя история, хотя первые жители на территории где теперь находится город, появились еще восемь столетий назад. По историческим данным, уже шестнадцатого столетия были известны три деревни, которые теперь входят в состав города — это Соломенное, Пески и Сулажгора.
И хотя образовался Петрозаводск в 1703 году, исторический статус города он получил только через 67 лет. До этого была заводская свобода названная Петровской, жители которой работали на Петровском казенном заводе. Заложен он был Петром Первым одновременно с городом Петербургом, и долгое время оставался крупным поставщиком оружия. После окончания Северной войны в 1721 году, завод пришел в упадок и через 13 лет закрылся.
Во время Турецкой войны завод снова открыли, и он благополучно проработал до времен перестройки. Какой только продукции не выпускали на заводе, оружие, машины для чеканки монет, художественное литье, паровые машины, подсвечники, бюсты, декоративные решетки и перила и целые мостовые конструкции.
Проходя по Народному мосту в Питере вспомните, что его отлили карельские мастера. И красивые решетки, перила и прочие детали к Поцелуеву, Адмиралтейскому и Красному мостам, сделали тоже в Карелии. На Круглой пощади в Петрозаводске, двери одного из зданий до сих пор охраняют два чугунных льва, их отлили к приезду Александра II. Кстати был у нас в городе красивый памятник этому императору, который стоял на тогдашней Соборной площади, теперь это площадь Кирова. Этот памятник стоящий в центре города, вместе с двумя деревянными храмами и Святодуховским кафедральным собором, создавали неповторимый городской ансамбль.
Но 1918 революционное правительство решило искоренить этот» опиум для народа», и начали с памятника который отправили в переплавку. В 1924 г сгорели деревянные церкви, а через двенадцать лет взорвали и храм. А на месте памятника Александра II, большевики поставили памятник С М Кирову, которого некоторые историки называют рукой И В Сталина. Такая вот история у моей Карелии! Лучшая участь постигла памятник основателю Петрозаводска государю Петру I, отлитый в 1872 году и установленный на Круглой площади простоял до 1918 года. Тогда большевики его пощадили и поставили недалеко от основанного им завода.
А его место на площади занял гранитный Ленин, который там до сих пор стоит. А памятник императору опять перенесли, и теперь исторический основатель города встречает гостей которые приплывают к нам по Онежскому озеру. Если будете в Петрозаводске зайдите к Петру Алексеевичу, это самый красивый из поставленных ему. А пушки отлитые еще в Петровские времена стоят в одном из скверов. Говорить про историю своего города я могу бесконечно, лучше если вам не надоело, посмотрите это видео.
Связанные статьи
rybachka-iz-karelii.org
Российские археологи нашли в Карелии древние поселения и лабиринт
Археологи Карелии нашли поселение времен Древнего Египта и каменный лабиринт.Настоящей научной сенсацией завершилась экспедиция археологов КарНЦ РАН и чупинских краеведов в Лоухский район Карелии.
В конце августа на берегу Белого моря у деревни Кереть на площади около гектара были обнаружены и частично раскопаны остатки больших жилищ древнего человека, расположенных в три линии по 20, 10 и 5-6 полуземлянок. Одна из них состоит из 12 «комнат». В другом археологи раскопали очаг, керамику и сделанный из сланца наконечник охотничьего дротика.
По заключению научного руководителя экспедиции Надежды Лобановой, поселение датируется эпохой раннего металла, ему около пяти тысяч лет — это время зарождения цивилизаций Древних Египта и Шумера. В первобытном городе, как его прозвали археологи, проводили зиму охотники на морского зверя.
— О ямах — следах жилищ древнего человека — нам сообщил в прошлом году местный краевед Юрий Рыбаков. В октябре мы приезжали сюда и удостоверились, что тут есть чем заняться — ямы походили на те,что мы ранее обследовали у Сумострова, — рассказала нам Надежда Лобанова. — Мы получили на эти исследования грант Русского географического общества и летом поехали исследовать Карельский берег. То, что мы нашли у Керети, превзошло все наши ожидания. Жаль, что времени на работу у нас было довольно мало. Думаю, что в будущих сезонах (конечно, в случае получения нового гранта) нас ожидают здесь новые замечательные открытия.
Однако город, где жили современники египетских фараонов, не стал единственным открытием данной экспедиции. Новая находка ожидала археологов на Иваньковской тоне, в километре от древнего поселения. Юрий Рыбаков обратил внимание на то, что покрытые мхом камни близ морского берега будто бы образуют некую круговую фигуру. В результате был открыт круглый лабиринт диаметром 11 метров, находящийся на три метра выше уровня моря.
По заключению Лобановой, данный памятник к древнему поселению отношения не имеет: примерный возраст находки — петровские времена, конец XVII -начало XVIII века. Известно, что рыбный промысел на Иваньковской тоне в это время уже существовал, что наводит на предположение о промысловом назначении находки.
— Кто соорудил лабиринт? Ну уж точно не саамы, для их культуры подобные постройки вообще не характерны, и они не занимались морским промыслом. И потом, в те времена здесь промышляли поморы-старообрядцы, и вряд ли они стали бы терпеть у своего жилья какие-то атрибуты язычества, — комментирует Надежда Лобанова.
— Безусловно, это археологическое событие российского значения, — оценила ученый итоги экспедиции. — По крайней мере, последние полвека подобные лабиринты в стране не находили. Да и поселения жителей III тысячелетия до нашей эры попадаются нам тоже не каждый день.
Всего в мире существует несколько сотен каменных лабиринтов разной конфигурации, из них 300 в Швеции, 140 в Финляндии, 40 в России, в основном на островах Белого моря. Открытый в Карелии экспедицией Лобановой и Рыбакова— всего четвертый подобный в республике.
О происхождении лабиринтов, их назначении и строителях этих загадочных сооружений у исследователей существует много версий, но тайны этих каменных кругов до сих пор так и не открылись науке.
Источник: rk.karelia.ru
dostoyanieplaneti.ru
10 интересных мест Карелии
Гору Воттаваара называют самой загадочной в Карелии, и, попав сюда, вы даже не будете спрашивать, почему… Первое, что поражает — это пронзительная тишина, такую тишину еще называют «мертвой», ну а все увиденное дальше, будет удивлять все сильнее, а вопросов будет гораздо больше, чем ответов. Гора покрыта лесом, вот только деревья здесь совершенно особенные — столетние сосны тут не могут подняться выше двух метров, их ветви часто корявы и уродливы, а березы будто кто-то нарочно скручивал в узлы — что мешало расти деревьям нормально и заставляло их извиваться наподобие змей? У подножия горы лежит небольшое озерцо, где холодным зеркалом застыла вода — озеро это тоже «мертвое», то есть, там совершенно нет обитателей. Кругом можно встретить кем-то сложенные в определенном порядке камни, а некоторые из них, весом в несколько тонн, поставлены на камни поменьше, словно на ножки — какая неведомая сила сотворила такое? Предполагается, что это дело рук шаманов древнего северного народа — саамов, и именно здесь они проводили свои ритуалы, строили из камней и валунов-сейдов лабиринты и приносили жертвы, и вот тут ждет очередная загадка — с помощью каких приспособлений и сил они двигали и поднимали огромные камни? Попадаются и другие странные камни с гладкой, словно срезанной гигантским ножом поверхностью, или валуны, расколотые надвое с идеально гладкими разломами, и снова вопрос — каким образом они появились? Еще одна тайна, которую называют «Лестницей в небо» — это вырубленные в скале тринадцать ступеней, ведущих к обрыву — кто их создал? Люди или природа? Ученые до сих пор спорят об их происхождении. Множество этих и других подобных вопросов занимают людские умы, но серьезных исследований не проводилось, и рациональных ответов крайне мало, поэтому охотно верится в мистическую версию. Экстрасенсы и другие поклонники магии и колдовства утверждают, будто в этом месте необычайно сильная энергетика, а гора Воттоваара является некой точкой, через которую, словно через антенну, осуществляется энергетический обмен с Космосом. Кстати, многие туристы отмечали странные явления в этом месте — ухудшалось самочувствие, слышались непонятные звуки, вдруг появлялись и исчезали разные объекты или человеческие фигуры. Даже неживые предметы на Воттавааре начинали вести себя загадочным образом — пустые флэшки фотоаппаратов вдруг показывали стопроцентное заполнение, часы останавливались, а компасы будто сходили с ума… Впрочем, ничего действительно страшного на этой горе с туристами не происходило, а потому ее можно посетить без опасений и самим подивиться разным чудесам и загадкам, быть может, мы что-то упустили из виду?
localway.ru
Загадочные места Карелии
Карелия полна загадочных, уникальных и таинственных мест. В древности необъятные просторы Русского Севера населяли малочисленные полудикие финно-угорские племена; лопари, вепсы, финны, карелы. Саамы были язычниками, поклонялись духам, почитали тотемных животных….! Каждое племя имело шамана который сопровождал соплеменников от рождения до смерти; лечил больных, предсказывал будущее, совершал ритуальные действия, общался с миром мертвых…! Именно древним саамским племенам приписывают создание некоторых достопримечательностей Карелии.
Веками создавались древние культовые сооружения под открытым небом. В Карелии эти загадочные «языческие» лабиринты и постройки из камней, как правило, расположены в неприступных местах, на вершине горы либо островах. Здесь проводили обряды и жертвоприношения, общались с умершими предками, благодарили духов за удачные промыслы. Происхождение сейдов вызывает бесконечные споры, например один из ведущих археологов Карелии Надежда Лобанова отрицает наличие саамских капищ на карельской земле. Обследование достопримечательностей показало, они относятся к средним векам.
В то время саамы уже обосновались на Кольском полуострове, а в древней традиционной культуре народности карелы либо русских подобных каменных сооружений нет. Это гипотезы, чем и загадочны многие места Карелии. К тому лопарям не требовалось строить место поклонения, духи могли «жить» в любом природном объекте; камне, дереве…
Самое известная гора Воттоваара, третья по высоте (417 метров). Первенство принадлежит горам Нуорунен (577 м.) и Кивакка(499,5 м.), находятся в национальном парке «Паанаярви». Тоже загадочные места Карелии с культовыми сооружениями + красивая природа и водопады.
Гора Воттоваара мистическое место, фантастический пейзаж, причудливые нагромождение камней, валуны и блоки правильной формы с абсолютно ровным срезом, лестница с настоящими ступенями ведущая в никуда, огромные камни чудом удерживающиеся на небольших камешках, уродливые деревья…. Археологи выяснили, камни на горе Воттоваара работа ледника, хотя возможно здесь было культовое место саамов. А лопари здесь точно жили, название Воттоваара на саамском языке звучит победить гору! Загадочное место пользуется огромной популярностью, и особо отчаянные туристы ставят свои сейды. Побывать и посмотреть уникальный геологический памятник непременно нужно!
Подобные загадочные места Карелии находятся на Белом море, земле поморов и лопарей. Студеное море последний оплот саамов в Карелии. Недалеко от Соловецкого музея заповедника (Архангельск обл.) находятся острова Кемских шхер (Карелия). Красивое и загадочное место — памятник археологии и геологии. Соловецкие острова и архипелаг «Кузова» окружены многочисленными мифами и легендами, что добавляет загадочности местам. Самые величественные острова Большой Немецкий и Русский Кузова где сосредоточено большинство сейдов открытых (60 годы) карельской экспедицией под руководством географа И.М.Мулло. Тогда этнографический термин (сейд) получил широкое распространение для обозначения археологического объекта (не памятника).
Здесь были найдены лопарские ямы, полу земляночные жилища с местом очага. Жили лопари на островах постоянно либо приходили охотиться на морского зверя неясно, людских захоронений не найдено. Самый загадочный объект находится на острове «Русский Кузов», это многотонный каменный трон. Любопытно кто сидел на такой махине, какие дела решал либо камень просто природный объект, загадка которую исследователям только предстоит решить!!!
Каменные лабиринты
Не менее загадочные места Карелии на Большом Соловецком, островах Олешин, Анзер и Большом Заяцком, Красной Луде Чупинской губы. Сложные спиралевидные лабиринты выложены небольшими камнями. Что это — место общения шаманов с духами либо ловушки для души умерших соплеменников…?
А может древние промысловые ловушки для рыбы, ведь лабиринты расположены близко к морским берегам и не встречаются вдали от них! Такую гипотезу выдвинула исследователь древностей Русского Севера, археолог Н. Н. Гурина. Рыба подходящая к побережью во время прилива заходила в ловушки, а с отливом воды не находила выхода. Такое обьяснение вполне возможно, ведь уровень современного Белого моря значительно отличается от древнего. Похожий способ ловли практиковался в Карелии в наше время, в отлив старушки развешивали сетки на маленьких колышках недалеко от берега, в следующий выбирали маленьких камбал. Краевед Мулло считал лабиринты планами рыболовных ловушек, наверное древние жители Карелии страдали провалами памяти! Бедняги строили подобное в море и постоянно бегали на сушу сверяться с чертежами?
Еще смешнее гипотеза этнографа В. В. Чарнолуского исследовавшего жизнь и культуру российских саамов. Ученый предположил, что лопари выкладывали столь сложные лабиринты для гадания. Будто шаман на одной ноге скакал к центру лабиринта и по разным признакам узнавал быть ли успешным начинанию дела. Длина ходов некоторых лабиринтов 185 метров, скажите как такое возможно? Наверно шаман перед таким подвигом галлюциногенные грибочки кушал! Происхождение сейдов спорное, но загадочные лабиринты точно дело человеческих рук, вот только саамских, поморских…?
У саамов никогда не было судов способных противостоять сильной волне и морской культуры. Даже рыбачили только в устьях рек. Вряд ли племена кочевников знали лоцию и хождение по звездам! А сила и коварство течений между островами тема отдельного рассказа.Даже если допустить, что древние жители чудом добирались до островов для совершения непонятных ритуалов, жить там нельзя. Большинство островов безлесные, нет пресной воды…. Думаю хоть лопари были дикие, но далеко не глупые! Не станут они бросать судьбе вызов, плыть с материка на утлых лодочках чтобы выложить лабиринты. Это мое мнение! Гипотез много, но истинное назначение и загадочное происхождение карельских лабиринтов вряд ли узнают. Хотя посмотреть такие места действительно интересно, а Беломорские лабиринты пожалуй главная загадка Русского Севера.
Петроглифы Карелии
Петроглифы находят не только в Карелии, есть во многих местах например Сибири. Но в карельских наскальных изображениях обязательно присутствуют люди. Петроглифы в Карелии древние наскальные рисунки которым не меньше 5-6 тысяч лет. В эпоху неолита первобытные люди вступили в новую фазу развития, примитивные каменные орудия шлифуются, лепятся глиняные горшки, учатся запасать дары природы, мясо, рыбу. Это позволяло какое время жить в одном месте, тогда же появились древние художники «рисующие» на гладких береговых скалах. Трудно представить сколько времени уходило чтобы выбить в камне простую фигурку. Они разные от нескольких сантиметров до 3/5- 4 метров, а примитивное долото тот же камень! На территории Карелии два больших комплекса петроглифов, на восточном берегу Онежского озера Онежские, в низовье реки Выг- Беломорские петроглифы. Одни петроглифы реалистичные, другие настолько загадочные, что просто невозможно понять. Может среди первобытных художников были сюрреалисты выбивающие собственные фантазии?
Большинство онежских петроглифов просто выбитый контур, в основном доминируют птицы. Правда есть смешной рисунок человечка ростом больше двух метров, с тонкой шейкой, кривыми ножками и растопыренными пальчиками. По левой руке-палочке проходит большой православный крест. Недалеко выбит крестик поменьше. Предполагают, что постарались монахи из находившегося недалеко Муромского монастыря якобы принявшие «детский» рисунок за БЕСА. Лично мне сложно представить монаха с маниакальным упорством долбящего скалу и бормочущего: «Изыди проклятый». Если это правда, значит развитие монахов 15 века недалеко ушло от первобытных людей!
Беломорские петроглифы более интересные в плане выбивки и сюжетов. Сюжеты групповой охоты, бытовые сцены, орудия охоты, лоси, олени, птицы, рыбы, небесные светила, пляшущий шаман…. Изображения типично морских лодок, с людьми и без. Белухи, моржи и сцены охоты на них.
Есть Бес и его следы, мужичок небольшой, но подчёркнуто мужское достоинство. Правда увидеть беломорского беса нельзя, когда строили Выговскую ГЭС (1959-61) скалу накрыли каменным саркофагом, но посмотреть можно было. В перестройку аварийное здание закрыли и похоже навсегда. Причина банальная, за тридцать лет государство не нашло денег на сохранение культурного наследия. Стыдно слушать Главу Республики Худилайнена который постоянно говорит «Петроглифы-бренд Карелии». Позор, лесной край не нашел денег даже на деревянные мостки и смотровые площадки в месте беломорских петроглифов Залавруга. Средства выделило министерство окружающей среды Норвегии! В России как всегда кризис, денег на культуру нет, впрочем, и на все другое!!! А жизнь древних людей Карелии оставила много загадок которые скорей всего останутся только гипотезами!