Возникновение религии и искусства у первобытных людей. Возникновение религии и искусства в первобытном обществе.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе. Возникновение религии и искусства у первобытных людей


Возникновение религии и искусства в первобытном обществе — Студопедия.Нет

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 22Следующая ⇒

Многое в окружающем мире было для первобытного человека таинственным и пугающим. Люди считали, что земля, вода и небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тыс. лет назад зародилась религия. Именно к тому периоду относятся древнейшие следы заупокойного культа. Археологи открыли захоронения, в которых костяки ориентированы по направлению восток-запад. Они посыпаны охрой, символизирующей цвет жизни??? Зубов говорил – «как кровь»??..., а на надгробных холмиках была обнаружена пыльца хвойных растений и цветов, которыми покрывали могилу, во время прощания с умершим. Все это свидетельствует о зачатках религиозных верований, появившихся у первобытного человека.

Дальнейшее развитие религиозных верований привело к утверждению в эпоху верхнего палеолита у человека современного вида развитых форм первобытной религии:

o Тотемизм (вера в то, что существует мистическая связь между человеком и некоторым классом объектов окружающей человека природы)

o Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства)

o Анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы)

o Магия (одна из древнейших форм религиозности, элементы которой содержатся в религиозных традициях большинства народов мира)

+ Мантика – практика гаданий и предсказаний, с целью узнать волю богов

Восприятие первобытных верований по отдельности, в отрыве от иных, невозможно — все они были тесно связаны между собой.

Т.е. = человек признавал главенство над собой высших сил, нематериального мира, которому подчинен мир повседневного существования людей.

Считалось, что некоторые люди, которых называют шаманами , способны общаться с богами. Шаманы руководили совершением специальных обрядов. Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, полагая, что таким образом можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.

Элементы культуры, пусть и в зачаточном виде, возникли одновременно с человеком.

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были из­вестны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачивать­ся и издавать как бы в такт звуки. Но только в конце древнего каменного века у людей появилась потребность и возможность изображать, рисовать, вырезать.

· + Мифы – попытка найти ответы на главные вопросы бытия, происхождения человека, жизни и смерти, составление картины мира.

 

Но только с появлением примерно 40-35 тыс. лет назад homo sapiens sapiens, человека современного вида, и вместе с ним родовой общины культура первобытного общества достигает своего наивысшего развития. Наконец появляется художественное творчество, и духовная культура приобретает завершенные формы.

Первые элементы худо­же­ст­вен­но-образного мышления человека относятся к эпохе Ориньяк—Солютре в верхнем палеолите, 35—20 тыс. л.н.. Первыми попыт­ка­ми что-то изобразить было нанесение зигзагообразных полос или отпечатков руки на каменную поверхность. Затем появляются круглая скульптура из глины и кости, рисунок охрой, мергелем или сажей и изображения, выполненные с по­мощью кремневого резца.

Женщины — первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранилось несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнажёнными — матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших ещё тягот и радостей материнства. Это — молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные. По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. 

Творения, созданные рукой первобытного художника, порой были не только произведениями искусства, но и религиозно-магическими сим­волами.

Своего расцвета живопись в первобытном обществе достигает в эпоху Мадлен (20—10 тыс. л.н.). В это время животных изображали с большим мас­тер­ством, почти в натуральную величину, и искусно раскрашивали. Поразительные по совер­шенству, меткости наблюдений изображения жи­вотных — бизонов, лошадей, мамонтов — нано­сили на стены и низкие потолки пещер в Испании, на юге Франции, на Урале.

Так возникло искусство – образ. Но сложных композиций первобытный человек создавать еще не мог.

В последующую эпоху мезолита многоцветные изображения сменяются схема­тич­ны­ми и во многом условными рисунками животных и людей. Но в этот период человек усложняет рисунок и появляется искусство-ритм, что позволяет наконец многофигурные рисунки объединять в композиции, часто посвященные сюжетам на тему охоты. Отход от реалисти­чес­ких изображений был обусловлен тем, что, познав с помощью художествен­ного образа единичные объекты окружающего мира, первобытный человек перешел через сложную композицию к постижению другой проблемы: что есть он, человек, в этом мире.

Итак, при помощи искусства и художественных образов первобытные лю­ди познавали окружающий мир и постигали тайны многогранной и слож­ной жизни. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 5; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

studopedia.net

Возникновение религии и искусства в первобытном обществе.

Религия (лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) — специфическая форма общественного сознания, мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя­щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу религия является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Главный признак религии — вера в сверхъестественное, но это не значит, что религия и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «…Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни — отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных». В религии человека порабощают продукты его собственного воображения. Религия представляет собой не только специфическую форму общественного сознания, но и выполняет функцию регулятора общественного поведения.

Согласно современным научным данным, религия возникла, по-види­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40–50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Памятники верхнепалеолитического искусства запечатлели зарождение культа животных и охотничьего колдовства. О наличии религиозных веровании свидетельствуют также верхнепалеолитические погребения, отличающиеся от более ранних обычаем хоронить умерших с орудиями труда и украшениями. Это говорит о зарождении представлений о посмертном существовании — о «мире мёртвых» и «душе», которая продолжает жить после смерти тела. Аналогичные представления и сопутствующие им обряды сохранились вплоть до нашего времени.

Возникновение религии связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического мышления и воз­можность отрыва мысли от действительности (гносеологические корни религии): общее понятие отделяется от обозначае­мого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в само́й реальной действительности нет. Эти воз­можности реализуются лишь в связи со всей совокуп­ностью практической деятельности человека, его общественных отношений (социальные корни религии).

На первоначальных ста­диях человеческой истории религия есть продукт ограниченности практического и духовного овладения миром. В первобыт­ных религиозных верованиях запечатлено фантастическое осозна­ние людьми их зависимости от природных сил. Не от­деляя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те при­родные явления, с которыми человек связан в своей по­вседневной практической деятельности и которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинственными» силами и непрестанные поиски средств воз­действия на них.

Кратко (В первобытном обществе религия существовала в формеполидемонизма илиязычества (поли — много, демон — название стихийной природной силы, которую в полном смысле слова еще нельзя назвать Богом, но, тем не менее, она обладала сверхъестественной силой). В содержательном отношении у разных народов были разные представления о богах и устройстве мира. Однако в рамках полидсмонизма можно выделить формы культа, которые встречаются у всех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм).

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.



3-net.ru

Возникновение искусства и религиозных верований

Возникновение искусства и религиозных верований

Проверка домашнего задания:

1. Сделайте описание рисунка «Родовая община» (с. 13).

Что изображено на рисунке: в центре.. на первом плане... справа... слева... ? (дополнить) колышками прибила к земле шкуру убитого зверя меховой стороной вниз, а мясной вверх; каменным скребком она счищает остатки мяса и жира.

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «общи­на»?

Какие признаки — слово «родовая»?

План:

1. Причины появления религии.

2. Появление искусства

Новые понятия: Саутуола, Альтамира, религия, искусство.

Изучение нового материала:

  1. Как была найдена пещерная живопись.

Долгое время ученые не знали, что первобытные люди умели рисовать.

Более 120 лет назад археолог Марселино ле Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру (учитель показывает на карте полушарий север Испании). Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Археолог смотрел себе под ноги в надежде найти в пещере обломки пер­вобытных орудий труда или кости животных. А девочке было скучно, она прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Папа!., папа!.. Быки, нарисованные быки!» Отец бросился к ней и увидел, что весь низкий по­толок пещеры на протяжении целых 40 м (это длина школьного коридора) покрыт изображениями вымерших животных — бизонов. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками. Археолог предпо­ложил, что эти рисунки созданы первобытными людьми (рассматривается рисунок «Самка бизона», с. 15). Но никто из ученых того времени ему не поверил. Поговаривали, что пещеру разрисовал приятель археолога -художник и будто бы оба тем самым желали разыграть и подурачить евро­пейских ученых. Какие у них возникли возражения?» Развитые учащиеся способны высказать правильные догадки («Ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»), которые учитель помогает обосновать.

Рассмотрите рисунок, с. 15. Нравится ли вам, как изображена самка бизона в пещере Альтамира? Если да, то чем? Не страшно было бы вам к ней подойти? Дополняя ответы, учитель может сказать: Глядя на этот рису­нок, веришь, что бизониха была именно такой - большой, сильной, мускулистой. Подойти к ней мне было бы страшно: она выставила вперед рога, недобрым огнем горит ее глаз.

Взгляните еще раз на рисунок «Родовая община», с. 13. Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть искусными художниками. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать, делать глиняную посуду и вы­плавлять металлы. Казалось невероятным, чтобы им удалось с таким мас­терством воссоздать облик бизонов.

Испанский археолог тяжело переживал недоверие ученых. Он так и умер, не добившись признания своего открытия. Уже после его смерти были обнаружены другие пещеры, на стенах которых также были найдены красочные рисунки. Только тогда ученые перестали сомневаться в том, что перед ними произведения первобытного искусства.

2. Что изображали первобытные художники.

Чаше всего зверей, на которых охотились, — бизонов, мамонтов, лошадей, оленей. Пер­вобытным художникам удавалось передать не только внешний облик зверя, но и его характер. Вот, например, олень (рассматри­вается рисунок, с. 16) изображен пугливым и настороженным. Кажется, он прислушивается: где-то хрустнула ветка, раздались тревожные звуки. К нему не подойдешь — он тут же обратится в бегство.

Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рассматривается рисунок «Мамонт» (с. 14). Зверь изображен спокойным, неповоротливым, с горбатой спиной.

? Рассмотрите рисунок на стене пещеры Ляско во Франции (с. 16): изображенная сиена полностью не разгадана. Мы видим бизона, пронзенного копьем, мешком вывалились его внутренности. Человек бессильно раскинул руки перед разъяренным зверем. Уходит носорог. Внизу изо­бражена копьеметалка с фигуркой птицы. Попробуйте разгадать содержание рисунка. Что здесь произошло, по вашему мнению?

А теперь сравните, как изображен зверь и как человек.

На что похоже туловище человека?

Как изображены руки?

Сколько пальцев на руке?

Как выглядит голова?

Кого первобытные художники изображали правдивее; человека или зверя? Подумайте почему.

Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что от удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за зверями, стара­лись запомнить их облик и повадки. Первобытные художники научились изображать животных в естественных позах, а людей изображали гораздо реже и с большей условностью.

(3) Зарождение верований

Лето, день, лес — многоголосие пения птиц, синева неба, солнечные блики сквозь ветви деревьев. Красивые поляны с цветами, бабочками, со стрекотанием кузнечиков. Тот же лес ночью.

Возникновение религиозных верований имеет в своей основе страх первобытных людей перед грозными явлениями природы. Религиозные верования возникли примерно 30 тысяч лет назад. Они связаны с формированием «человека разумного», который делает попытки объяснить причины важных для него природных явлений.

Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры — это дети природы, как они сами. Когда эвенки охотились на медведя, они окружали его берлогу, произнося формулы «уговоров». Когда же убивали медведя, долго извинялись перед ним и уверяли, что они не виноваты в его гибели. У северных народов есть обычай, по которому после раздела туши тюленя какую-нибудь ее часть бросают в воду со словами: «Тюлень ушел в море!» Черепа убитых животных приносят в дом и всячески ублажают их. Охотники танцуют и поют песни: «Не мы вас убили, нет, нет! Камни скатились с горы и убили вас».

3. Человек «заколдовывает» зверя.

Рассмотрите сделанные перво­бытными художниками резные изображения медведя и носорога (с. 17). Медведь смертельно ранен стре­лами и камнями (линиями изображены стрелы, кружочками - камни), из его пасти хлещет кровь. Не в лучшем положении но­сорог - из его брюха торчат четыре стрелы с оперением в виде овала (видимо, в него стреляли снизу, из засадной ямы), зверь ранен в морду метательными копьями — дротиками. Заметьте, что первобытные люди часто изображали раненых, истекающих кровью зверей. Чем это можно объяснить?

Изображения зверей подтверж­дают ту мысль, что у людей возникла вера в колдовство. Быть может, первобытные люди думали так: если изобразить поражен­ное камнями, стрелами и копьями животное, то живой зверь ока­жется заколдованным и даст себя убить на охоте. (громкое чтение, § 3, п. 3, 1-й абзац).

При наличии времени:

Веру в колдовство ученые обнаружили и у остальных народностей, например у коренных жителей Австралии. Рассмотрите рисунок «Колдовской обряд перед охотой» (с. 22). Опишите рисунок. Что на нем изображе­но? Объясните действия охотников. Подумай­те, могло ли колдовство принести удачу на охоте. Первобытные люди в колдовство верили. А это очень важно: если человек верит, что добьется в каком-нибудь деле успеха, то скорее всего его и добьется. Если же он говорит сам себе: у меня ничего не получится, то именно так и будет.

Рассмотрите рисунок «Оборотень» (с. 16). На рисунке первобытного художника изображено странное существо: у него человеческие ноги, но вместо рук лапы. У него пышный лисий хвост, ветвистые оленьи рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри глаза ночной птицы. Кто это? Может быть, переодетый зверем первобытный колдун... А может быть, оборотень.

Возникшая у первобытных людей вера в оборотней сохранилась едва ли не до наших дней. Лет сто назад в разных местах России рассказывали про злых колдунов. Едет, например, свадьба под венец — и всю свадьбу колдуны превращают в волков: жених, невеста и все гости до конца своих дней бегают волками. В другом селе утверждали, что по ночам из-под моста выходят гусь и свинья и нападают на проходящих. Эти животные - оборотни и колдуны.

4. Зарождение веры в душу и «страну мертвых».

У первобытных людей воз­никла вера в душу — особое существо, обитающее в теле.

Допустим, первобытный охотник заснул и увидел во сне погибшего в схватке с дикими зверями брата. Просыпается — где же брат?

Приснилось охотнику, что ему удалось убить большого оленя — будет теперь много мяса. Пробуждается — лежит он в пещере на охапке травы, вокруг спящие люди, никакого оленя нет. В чем дело?

Люди верили, что, когда человек спит, его душа покидает тело. Она охотится, встречается с душами живых и умерших людей. А после смерти человека его душа переселяется в «страну мертвых».

Одни первобытные племена верили, что «страна мертвых» расположена на острове, другие — что она помешается в глубинах земли, третьи — что она находится на небесах. Для путешествия в «страну мертвых» умершим необходимы были лодки, сани, повозки, крепкая обувь, съестные припасы на дорогу. («Все необходимое обычно клали в могилу», — напоминает учитель.) На пути встречались преграды — огненные озера, кипящие потоки, бездонные пропасти, через которые вели узкие, как волос, мосты: Сорвавшихся с этих мостов ждала вторая и окончательная смерть. Преодолеть преграды умершим помогали колдовские обряды, совершаемые

живыми родичами. Вход в «страну мертвых» охранялся страшными чудовищами, например свирепым псом с тремя мордами, змеиным хвостом и ту­ловищем, усеянными головами змей. Злой страж впускал души только тех умерших, которые не нарушали при жизни обычаев своего рода и были погребены по всем правилам.

Люди верили, что души предков продолжают жить в «стране мертвых», пока их помнят и почитают потомки. Природа в «стране мертвых» похожа на ту, среди которой умершие жили до своей кончины. Там такие же реки, такие же озера и леса. Там плавают рыбы, летают птицы, бегают дикие звери. Души предков живут родовыми общинами, охотятся, собирают съедобные плоды и ягоды точно так же, как сами предки это делали на Земле.

Появившиеся у первобытных людей верования в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются религиозными.

По ходу урока делаются записи в тетрадь:

Люди разумные появились 30 тыс. лет назад.

Домашнее задание: § 3. Вопросы и задание 1 — 4.

3

multiurok.ru


Смотрите также