Первобытным людям было трудно выжить на земле. ПОМОГАЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВА, ПРАВА
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Как же устроена жизнь на Земле? (часть 2-я). Первобытным людям было трудно выжить на земле


Trojden | Древнейшие люди: Кошелев В. С. - 5 класс

Вспомните. 1. Значение слова «история». 2. Название всех материков.

Не просто ответить на вопросы, где и когда появились первые люди. Ученые спорят об этом до сих пор. Большинство считает, что первые люди появились в Африке. Именно там найдены останки возможных предков человека. Им более 3 миллионов лет. Но кто знает, возможно, будут и другие открытия, которые изменят наши представления о появлении первых людей.

1. Происхождение человека. До сих пор нет единого мнения о происхождении человека на Земле. Религия и наука дают на этот вопрос разные ответы. Религия учит, что Бог сотворил Землю, заселив ее рыбами, птицами и животными. А затем по своему подобию создал человека. Ученые придерживаются другой точки зрения. Они считают, что самым далеким предком современного человека является человекообразная обезьяна, жившая более 3 миллионов лет назад. Трудно представить, как давно это было. Более 2 миллионов лет назад на смену ей пришел «человек умелый». Мозг этого существа был несколько больше, чем мозг человекообразной обезьяны. «Человек умелый» думал не только о немедленном добывании пищи, но и о том, как подготовить для этого необходимые инструменты. Рядом с костями «человека умелого» ученые находят обколотые камни — первые орудия труда.

Еще больше был мозг у «человека прямоходящего», который произошел от «человека умелого» около 1,5 млн лет назад. Передвижение на двух ногах способствовало тому, что руки становились более умелыми, а кисти и пальцы — подвижными и гибкими.

Древнейшие орудия труда

Добыча древних людей

Такой человек уже мог делать различные каменные орудия труда. Труд сплачивал людей. Общение и совместный труд способствовали развитию мышления и речи человека. Вероятно, эти «древнейшие люди» могли передавать голосом страх, удовольствие, сигнал опасности и даже более сложные сообщения.

2. Первые орудия труда и занятия древнейших людей. Первобытный человек добывал себе пишу, занимаясь собирательством и охотой. Он пользовался только тем, что давала природа: выкапывал съедобные корни и клубни растений, личинки насекомых, собирал плоды с деревьев, искал яйца птиц и черепах, охотился на животных. По-другому это называется присваивающее хозяйство.

Первыми орудиями, которые научился делать человек, были дубина, заостренный камень, палка-копалка. Умение изготавливать орудия труда отличало древних людей от животных.

Древнейшие люди жили небольшими группами. Чтобы выжить, они совместно добывали пишу и оборонялись от зверей. Такие первоначальные коллективы людей ученые назвали первобытным человеческим стадом. Первобытное стадо не могло быть большим. Оно насчитывало, как правило, до 20 человек. Возглавлял стадо вожак, выдвинувшийся благодаря своим личным качествам.

3. Неандертальцы. Около 300 тысяч лет назад появился новый вид существ, который стал быстро расселяться по Земле. Ученые назвали их неандертальцами, потому что кости этих людей впервые были обнаружены в долине Неандерталь (Германия). Следы их стоянок найдены также на берегах Днепра.

Неандерталец. Реконструкция

Неандертальцы были полностью прямоходящими, жили в пещерах и полуземлянках. В их жилищах уже имелись очаги для разведения огня и приготовления пищи. Неандертальцы делали орудия труда не только из камня, но и из костей. Кроме ручного рубила, они использовали каменные скребки и ножи, с помощью которых разделывали туши животных. Шкуры зверей служили удобной и теплой одеждой.

Неандертальцы хоронили умерших в ямах-могилах. Вместе с ископаемыми останками этих людей археологи находят кости животных и орудия труда. Это говорит о том, что неандертальцы совершали погребальные обряды и у них впервые появились представления о загробной жизни.

Таким образом, в истории древнейших людей важным этапом было становление прямой походки и развитие человеческого мозга. Возникновение речи и мышления, умение изготовлять орудия труда стали важнейшими отличиями древнейшего человека от животных.

1. Какие существа считаются самыми далекими предками современного человека? В чем было их главное отличие от животных?

2. Расскажите о древнейших способах добывания пищи.

3. Объясните, почему древнейшие люди жили небольшими группами. Как такие коллективы людей назвали ученые?

4. Покажите на карте мира или найдите на глобусе Европу, Азию, Африку. Обозначьте на контурной карте материк, на котором, по мнению большинства ученых, появились первые люди.

5. Когда появились неандертальцы?

6. Как вы думаете, что позволило неандертальцам быстро расселяться по нашей планете?

7*. Согласны ли вы с утверждением, что первобытным людям было трудно выжить на Земле? Свое мнение поясните.

Для любознательных

Европейские путешественники XVIII—XX веков описали образ жизни племен, с которыми им приходилось встречаться. Их быт и нравы были очень похожи на жизнь первобытных людей.

Немецкий ученый XX века о жизни народа кубу (остров Суматра)

Большей же частью кубу живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов. Там, где застает их вечер, они сплетают из веток дерева простой зонт, который защищает их от непогоды.

Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят ящериц, лягушек, гусениц и личинок жуков...

Случается им разорять птичьи гнезда с нежными птенчиками, ловить в ручьях рыбу, раков, крабов, находить жирных улиток и раковины. Охота и рыбная ловля играют в быту кубу небольшую роль, так как у них нет необходимых орудий.

Кубу еще не пришли к мысли, что можно оставлять про запас несколько штук бананов или клубней. Они собирали ровно столько, чтобы утолить голод, и съедали без остатка то, что собирали.

Вопросы к документу. Какой образ жизни вел народ кубу? Благодаря какому занятию этот народ существовал?



trojden.com

Древнейшие люди. Древнейшие способы добывания пищи



Вспомните 1. Значение слова «история».

История – это что-то, что произошло в прошлом. Одновременно – это рассказ о событии в прошлом. А также – это наука, которая изучает прошлое отдельных обществ людей и всего человечества. Ещё это – школьный предмет, на котором мы изучаем достижения науки история.

Вспомните 2. Название всех материков.

На Земле существуют Европа, Азия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Антарктида.

1. Какие существа считаются самыми далекими предками современного человека? В чем было их главное отличие от животных?

Самый далёкий предок человека – так называемый «человек умелый». Он уже мог использовал для добычи пиши не только свои руки и подобранные с земли палки, но и специально делал орудия труда. Для этого нужно было и развитие мозга (чтобы понять, как их сделать) и приспособленные для этого руки (чтобы суметь сделать то, что придумал).

2. Расскажите о древнейших способах добывания пищи.

Хозяйство первобытных людей было присваивающим. То есть всё, что им было нужно, они получали из природы. Для этого было несколько способов.

Охота. Древние люди находили и убивали диких зверей. Иногда они преследовали их с копьями, иногда устраивали ловушки (например, рыли ямы, ставили силки и т.д.) и ждали, когда зверь или птица туда попадут. Нужно было многое знать и уметь, чтобы успешно охотиться. Первобытные люди с детства учились повадкам диких зверей, тренировались бесшумно двигаться и сильно бить. Также нужно было знать, когда прилетают перелётные птицы, когда животные впадают в спячку, как найти их логова и т. д. Охотились обычно взрослые мужчины.

Собирательство. Женщины и дети обычно собирали то, что было вокруг съедобного, то есть ягоды, грибы, коренья, яйца птиц, насекомые и их личинки. Всё это в основном съедалось на месте, в то время как добытых на охоте зверей приносили домой и делили между всеми.

Бортничество. Это сбор мёда диких пчёл, потому что домашних пчёл тогда ещё не было. Можно сказать, что это особый вид собирательства, но он требовал совсем других навыков. Сегодня домашние пчёлы живут в ульях, откуда относительно просто доставать соты с мёдом (крышка улья снимается). При этом пасечник одевает специальный костюм, который защищает от укусов. Дикие пчёлы живут в дуплах и пещерах с небольшим входом, куда не так просто добраться. При этом костюмы от укусов делал из плотно связанных пучков травы.

Рыболовство. Вначале это была скорее охота на рыбу: по ней били копьями. Вскоре появились особые копья – гарпуны. Их наконечники имели зазубрины, которые удерживали скользкую рыбу. Постепенно появились и другие способы ловли рыбы, вроде сетей.

3. Объясните, почему древнейшие люди жили небольшими группами. Как такие коллективы людей назвали ученые?

В учебнике написано, что первобытные люди жили первобытными стадами. Основную еду добывали охотой. Охота может кормить лишь небольшое число людей, на крупные группы просто не хватит мяса. Потому первобытные стада насчитывали в среднем до 20 человек.

4. Покажите на карте мира или найдите на глобусе Европу, Азию, Африку. Обозначьте на контурной карте материк, на котором, по мнению большинства ученых, появились первые люди.

Первые люди появились в Африке.

5. Когда появились неандертальцы?

Неандертальцы появились 300 тысяч лет назад.

6. Как вы думаете, что позволило неандертальцам быстро расселяться по нашей планете?

Неандертальцам помогло то, что они были приспособлены к холодному климату. Их руки и ноги были короче, чем у африканских предков, что позволяло сохранить тепло, широкие носы согревали воздух прежде, чем тот попадал в лёгкие, вполне возможно, их покрывала шерсть.

Но гораздо важнее был крупный мозг неандертальца. Это позволяло им делать совершенные орудия труда и применять сложные техники охоты.

7*.Согласны ли вы с утверждением, что первобытным людям было трудно выжить на Земле? Свое мнение поясните.

Естественно, первобытным людям было сложно жить. Тогда не было современной медицины, потому они страдали от болезней и боли. Приходилось охотиться на опасных зверей, которые могли убить или покалечить. Да и на самих людей иногда охотились. Их жилища были совсем не таким удобными, как наши. Там не было даже дверей (вместо них – кожаные занавески), тем более – бытовой техники и вайфая.

С другой стороны, жизнь тогда было проще, чем в последующие века. Чтобы прокормиться, добывать пищу можно в среднем всего 2-3 часа в день (именно так и делают первобытные племена сегодня). От наводнений и других бедствий можно было просто уйти. Гораздо тяжелее приходилось земледельцам века до XIX, которые работали от рассвета до заката, страдали от всех возможных стихийных бедствий, при этом всё равно не имели ни нормальной медицины, ни комфорта.

resheba.com

Как же устроена жизнь на Земле? (часть 2-я): dv_leonov

В первой части темы (см. "Как же устроена жизнь на Земле часть 1-я") мы зарисовали схематически принцип существования всего живого на Земле.Руководствуясь этой схемой, приступим к исследованию деталей.Выше (в 1-й части) было сказано, что в результате метаморфоза большая часть человечества преобразуется в тех или иных животных. Человеческую форму сохраняют лишь несколько тысяч (а возможно и меньше) индивидуумов. Естественно неплохо бы узнать, а по какому принципу осуществляется отбор в эту группу счастливчиков? Вначале ответим на вопрос: а для чего каждые 12-13 тыс лет природа (Бог) устраивает глобальную чистку человечеству? Дело в том, что человечество это такой элемент живой природы, который, размножаясь и не имея естественных природных ограничений для своего роста, способен численно увеличиваться до бесконечности. При том, что возможности планеты, для удовлетворения потребностей человечества, ограничены, такое бесконтрольное увеличение численности населения неизбежно приведет к неразрешимым проблемам. Мудрая природа (Бог) предусмотрела своего рода предохранительный клапан. Принцип работы этого клапана необычайно прост: если человечество не способно осознать необходимость ограничения своего роста и осмыслив ситуацию принять меры к такого рода ограничению, то за него такое решение примет, объективная, т.е. не зависящая от человечества, сила.Ключевое слово в этом принципе "МЫСЛЬ". Вспоминаем, что главная функция человека - осмысление окружающего мира и своего места в нем. Если человечество своим образом жизни отвергает эту функцию, т.е. не хочет мыслить, то у него отбирается орган мышления. А именно, у него отбирается человеческий мозг. Взамен ему дается мозг животного. Со всеми, прилагающимися к мозгу прочими органами.Итак, мы практически ответили на вопрос: каков принцип отбора в группу людей, которые переживут апокалипсис-метаморфоз. Не будут подвержены метаморфозу те люди, которые выполняют свою функцию, т.е. используют свой мозг для совершения им (мозгом) процесса мышления: для создания с помощью мозга, логических цепочек, приводящих к образованию нового знания. Все прочие человекообразные особи, поскольку они ведут фактически животный образ жизни (размножаются, едят и отправляют естественные надобности) приобретут форму, аналогичную их звероподобному содержанию, т.е. обратятся в животных.Сразу успокою тех, кто подумал, что "пропуск в Царство Божие" получат только те, у кого есть официальный статус мыслителя, т.е. у так называемых ученых. Для того, что бы пройти этот отбор нужно быть ученым не на бумажке, а в действительности. Таким образом, шанс пережить апокалипсис-метаморфоз есть у любого человека, независимо от социального статуса и рода занятий, при условии что он периодически напрягает свои мозги, при помощи разного рода мыслительных упражнений.

Пока, вроде бы, все понятно. Но возникает следующий вопрос: Если апокалипсис переживают умники, тогда почему, цивилизация начинает развиваться каждый раз практически с нуля, т.е. с каменного века? Во-первых, и я писал об этом в первой части данной темы, число людей, переживших апокалипсис, настолько мало, что они физически не способны будут воспроизводить современные технологические цепочки. Например, если от всего населения современного города-миллионника останется десяток другой людей (такая же картина будет наблюдаться по всему земному шару), то каким образом они смогут поддерживать в функциональном состоянии городские коммуникации? Как они смогут предотвратить неизбежный процесс старения техники? Во-вторых, перед людьми постапокалипсиса встанет, конечно не сразу, а со временем, проблема обеспечения себя продуктами питания. Куда уж здесь до высоких технологий.В-третьих, не просто так апокалипсис переживают люди способные мыслить, а не кто попало. Логично было бы предположить, что выжившие должны будут выполнить некую миссию. И эта миссия будет заключаться не в тупом воспроизводстве себе подобных. Поскольку такую миссию способен выполнить кто угодно. Их миссия будет заключаться в том, что они запустят новый цивилизационный виток. Они должны будут передать свои знания, в приемлемой, т.е. достаточно примитивной, первобытной, форме, тем, кто будет своим горбом создавать новую цивилизацию.— Позвольте! — Скажет внимательный читатель. — А кому это люди постапокалипсиса будут передавать свои знания? Ведь все тупые превратились в животных!И здесь необходимо сделать небольшое лирическое отступление.

Дело в том, что метаморфоз затронет не всех людей, а только тех, кто существует в рамках современной цивилизации. В разных отдаленных уголках Земли обитают, сейчас уже в крайне небольшом числе, племена , так называемых, диких людей. Люди эти живут в состоянии каменного века, не имеют ни какого представления о современной цивилизации и не имеют с современным миром ни каких связей.Вот эти дикари и будут являться тем субстратом, с которыми представители погибшей цивилизации должны будут начать работу, а именно создадут для них письменность, обучат первоначальным навыкам ведения сельского хозяйства, добычи и обработки полезных ископаемых. Другими словами, они станут для дикарей "богами".Теми самыми "богами", про которых можно сейчас прочесть в мифах древних народов. Все эти зевсы, посейдоны, афродиты, дионисы, горы, тоты, баалы, кетцалькоатли и т.п. все они ни какие не Боги, а обычные (хотя и не совсем) люди, представители последней погибшей (предшествовавшей нашей) цивилизации.Думаю теперь не надо объяснять почему начинать обучение дикарей каждый раз приходится не с того как построить космический корабль, а с того как добыть железную (медную) руду, каменный уголь и как из них сделать примитивные орудия труда? И дело даже не в том, что дикарь не способен пройти курс обучения на инженера-конструктора космических кораблей. Это-то как раз можно устроить. Дело в том, что в условиях зарождающейся цивилизации профессия кузнеца будет востребована в гораздо большей степени, чем профессия инженера, поскольку первобытным людям космические корабли, самолеты, паровозы и т.п. чудеса цивилизации будут нужны примерно так же, как рыбе зонтик.

Разберем несколько особенностей поведения "богов", известных нам по мифам древних.1. "Боги" либо вечны, либо очень долго живут. В разных источниках от тысячи до десяти тысяч лет. Люди пережившие апокалипсис-метаморфоз конечно же не бессмертны по той простой причине, что ни какой достоверной информации о том, что где-то на Земле живут бессмертные нет. Следовательно все "боги" давным давно умерли. Даром бессмертия их наделило человеческое воображение их подданых дикарей. Поскольку средняя продолжительность первобытных людей была не более 30 лет, то для них "боги", жившие тысячу лет были вечны.Сколько же на самом деле жили "боги"?Вполне правомочно предположение, что метаморфоз, обративший большую часть человечества в животных, затронет физиологию и тех людей, которые сохранят человеческий облик. Таким образом, что продолжительность жизни переживших апокалипсис людей увеличится многократно. Предположительно до одной тысячи лет, но возможно и более.И дело здесь конечно не в том, что бы произвести впечатление на дикарей. Это скорее дополнительный бонус. Дело в том, что до того момента, как цивилизованные люди встретятся с дикарями может пройти не одна сотня лет. Даже сейчас найти такие племена в каких-нибудь джунглях большая проблема. Когда же цивилизация погибнет сделать это оставшимся цивилизованным людям будет гораздо труднее, и на первых порах просто невозможно. Хотя бы потому, что пережившим апокалипсис людям для начала надо будет как-то обустроить собственный быт.Встречу цивилизаторов с дикарями скорее всего придется отложить лет на 100-200 до того момента, пока первобытные люди не размножатся не и расселятся хоть немного по освобожденной от цивилизации планете. Опять же, сам процесс оцивилизовывания дикарей тоже дело не скорое и может занять не одну сотню лет. Поэтому, увеличение продолжительности жизни людей постапокалипсиса, носит исключительно утилитарный характер. Цивилизаторы обретут способность жить долго для того что бы успеть выполнить свою функцию до того как умрут.

2. Боги живут высоко в горах (или на небе). Легенды о том, что "боги" живут на небе родились у тех народов, к которым цивилизаторы прилетали на летательных аппаратах, скорее всего на чем-то вроде современных вертолетов. Вполне возможно, что какое-то время после апокалипсиса-метаморфоза техника погибшей цивилизации будет работоспособна. Цивилизаторы будут её ремонтировать и использовать до тех пор, пока у них не закончится материал для ремонта. Как долго это будет продолжаться сказать трудно.В мифах других народов "боги" живут в горах. Спрашивается с какой радости цивилизаторы полезут в горы? Все очень просто. Дело в том, что дикие племена, на базе которых создаются цивилизации, по причине примитивного устройства своего быта, обитают исключительно в тех районах Земли где температура круглый год не опускается ниже +25 град.С, в экваториальных и субэкваториальных зонах.Цивилизаторы, по причинам изложенным мной в статье "Миф об Адаме и Еве с точки зрения физиологии человека"), физически не в состоянии длительное время существовать в таких условиях. Кондиционеров ведь к тому времени уже не будет. Следовательно они должны будут обитать там, где температура периодически опускается до уровня, приемлемого для нормального функционирования их мозга. В этой связи, "боги" будут обитать в районе средних широт. Там, скорее всего, будет находиться основная база их обитания, а к дикарям будут летать и работать с ними представители "богов". Поблизости от места обитания цивилизуемых должна быть организована промежуточная база (каждый раз ведь не будешь мотаться за тысячи километров). Условия жизни на промежуточных базах тоже должны быть приемлемы для "богов", т.е. там не должно быть жарко. А где в субъэкваториальных районах не жарко? В горах естественно. Именно по этой причине, в мифах многих древних горы - это во-первых, обитель богов, и во-вторых, место запрещенное для посещения обычными смертными.

3. Богам приносят жертвы.Слово "жертва" не что иное как русское слово "жратва", т.е. еда, пища. (Почему именно русское, а не английское, или там латынь, читайте в книгах Н.Н. Вашкевича.)Ситуация с жертвами для "богов" складывалась следующим образом. Цивилизаторы обучали первобытных людей разным ремеслам не бесплатно, а в обмен на продукты питания. Нормальный бартер: мы Вам знания - Вы нам жратву. Понятное дело, "боги" требовали оплаты своего труда не из алчности, а по той простой причине, что некогда им было корячиться на грядках кверху задницей. Так называемые храмы "богов" вначале были обычными учебными заведениями, вроде нынешних школ и ВУЗ-ов. Постепенно, поскольку "боги" не могли справиться с возрастающим числом учеников, они передали свои полномочия так называемым жрецам, наиболее образованным и сообразительным представителям первобытных. Еще по истечении какого-то времени, когда процесс технологического развития цивилизации набрал обороты, "боги" совсем удалились на покой, или умерли, а их потомки постепенно слились с остальным человечеством. Что же касается жрецов, то те, со временем, просветительскую деятельность свернули, заменив её на религиозный мозгопудрежь. Жертвы же для "богов" принимать не переставали, употребляя их уже для своих нужд. (Продолжение следует)

dv-leonov.livejournal.com

ПОМОГАЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВА, ПРАВА: разработка Первобытность 5 класс

Приложение

Тема « Первобытность»1. Укажите верный или неверный ответ.Главными отличиями человека от животного было его умение:а) добывать пищу с помощью охоты;б) изготавливать одни орудия труда с помощью других;в) общаться с помощью речи;г) мыслить.

Только люди умели:а) заострять камни;б) охотиться с помощью изготовленных ими орудий труда;в) изготавливать одни орудия труда с помощью других;г) находить в земле съедобные коренья, плоды, личинки и т.п.

Среди перечисленных изобретений древнего человека раньше всего появились:а) лодка-долбленка;б) заостренный камень;в) каменный топор;г) иголка (проколка).

Древнейшие люди занимались охотой и собирательством:а) в одиночку;б) отдельными семьями;в) временными коллективами;г) постоянными коллективами.

Собирательством занимались:а) только мужчины;б) только женщины;в) только взрослые;г) все- от мала до велика.

Приложение

Древнейшие люди не умели:а) отнять добычу у насытившегося хищника;б) загнать животное в яму или к обрыву;в) пометить место охоты флажками и окружить животное;г) отрезать от бегущего стада слабое, старое или больное животное.

Жизнь первобытных людей постоянно изменялась ( совершенствовались орудия труда, разнообразились занятия, усложнялись представления об окружающем мире и т.д.), потому что:а) изменялись природные условия, в которых они жили;б) они решили изменить свою жизнь и добились этого;в) в борьбе за выживание развивались их мозг, руки, трудовые умения;г) накопленные знания, умения, жизненный опыт передавались следующим поколениям.

Ненужным хранение огня сделало изобретение:а) ткацкого станка;б) посуды для хранения зерна;в) охотничьего лука со стрелами;г) каменного топора.

Ученые-археологи узнают о том, что у древних людей была религия:а) по фигуркам идолов и божков;б) по пещерной живописи;в) по орудиям труда;г) по древним захоронениям.2. Одни ученые считают, что человек выжил в ледниковый период благодаря тому, что он научился пользоваться огнём, создал более совершенные орудия труда и изобрел одежду.Другие ученые возражают им в последней части суждения: одежда появилась не из-за похолодания. Она отпугивала врага (непривычное, нестандартное поведение всегда вызывает или удивление, или отчуждение, или страх). Одежда смягчала удары по телу. Она носила ритуальный характер. Вот в чем её первоначальный смысл. А сохранение тепла - это уже дело десятое! Если бы Вы были участником этого спора, кого бы Вы поддержали? Почему?

Приложение 3.Внимание! Сложное задание.Из двух утверждений правильным является:а) опыт изготовления орудий труда, способов охоты и т.п. наследовался следующими поколениями людей по рождению;б) опыт изготовления орудий труда, способов охоты и т.п. не наследуется следующими поколениями людей по рождению, его можно только передать.

4. Наш соотечественник Максимилиан Волошин в одном из произведений писал:Сползая с полюсов, сплошные льдыСтеснили жизнь, кишевшую в долинах!Поразмышляйте. Как похолодание на Земле изменило жизнь древних людей: их занятия,одежду, пищу, отношения в коллективе, темпы исторического развития?

5. Завершите следующие утверждения.Ученые долгое время не верили, что рисунки Альтамиры созданы первобытными художниками десятки тысяч лет назад потому, что ………Поверить в открытие Саутуолы (испанского художника-археолога) пришлось потому, что………

6. Подумайте, могли ли авторы произведений первобытного искусства ( например пещерной живописи) заниматься только своим делом, не участвуя в производительном труде? Что бы Вы ответили своему собеседнику, утверждающему:а) «Да, могли: они умели делать то, что остальные делать на умели»;б) «Нет, не могли: не было излишков продуктов для содержания людей, не занятых в общем труде»;в) Да, могли: потому что искусство было частью общего труда».

7. В школьном учебнике есть иллюстрация «Стрелок из лука» (древнее изображение).Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:-о каких изменениях в жизни людей свидетельствует появление этого изображения?Какое оружие появилось раньше: копьё, лук со стрелами или гарпун? Свой ответ объясните.Охота на каких животных стала возможна с изобретением лука?8.Какие из следующих утверждений являются верными? Рассматривая древние изображения стрелка из лука, я пришел к выводу, что у древних людей:а) были талантливые художники;Приложение б) были религиозные верования;в) было неравенство;г) была свобода личности;д) была строгая дисциплина;е) были изобретательные люди.

9. Придумайте три-четыре вопроса к следующему тексту: «Занимаясь собирательством и охотой, люди брали в готовом виде то, что давала природа. Земледельцы и скотоводы своим трудом создавали необходимые им продукты. Теперь жизнь человека зависела не только от природы, но и от самого человека, его знаний, умений, отношения к труду».

10. Придумайте три-четыре вопроса к этому тексту: «Одной из особенностей мотыжного земледелия было то, что поля в готовом виде не существуют в природе. Орудия труда для обработки полей делались первоначально из дерева и камня. Расчистка даже небольшого участка под поле требовала труда многих людей, много времени и сил. Поэтому многие тысячелетия земледелие ещё не было главным занятием. Основным способом добывания пищи по-прежнему оставались собирательство, бортничество, охота, рыболовство».

11.Представьте себе такую ситуацию. Охотник видит, что человек вместо того, чтобы съесть зерно, бросает его в землю. Вместо того, чтобы убить и съесть поросенка (теленка, козленка, овцу и т.д.) он его охраняет и откармливает, когда всех вокруг мучает чувство голода.Опишите его чувства и отношение к происходящему.Предположите, по какому пути пошло бы развитие человека, если бы мышление древних людей осталось на уровне первобытного охотника.Длительное время преобладало мышление присваивающего хозяйства. Как Вы думаете, почему?

12. Подумайте, какие отношения складывались первоначально между охотничьими и земледельческими народами. Почему?

13.Объясните, почему с переходом к земледелию люди стали вести оседлый образ жизни . жить в постоянных поселениях по многу лет.

14. Кого и почему Вы поддержите в следующем споре:

ПриложениеУченик: Когда появилась мотыга, земледелие вытеснило собирательство и стало главным способом добывания пищи. ПриложениеУченица: Нет, это произошло не сразу, и собирательство сохранялось в качестве подсобного занятия долгие тысячелетия.Ученик: Не согласен! Собирательство существует до наших дней: сбор ягод, грибов, лекарственных трав.Ученица: А я считаю, что собирательство и сейчас является основным занятием людей в сельской местности.

15.Распределите следующие изобретения людей в две колонки: те, которые появились до перехода к земледелию и скотоводству и после:а) скребок, б) посуда, в) проколка, г) одежда из шерсти, д) одежда из шкур животных, е) ткацкий станок, ж) каменный топор, з) ткани, и) гарпун, к) вареная пища, л) лодка-долбленка, м) корзина из прутьев, н) серп.

16.Что изменилось в жизни людей с переходом к соседской общине? Какие знания в первую очередь нужны были земледельцам и скотоводам?

17. В самом первом человеческом коллективе (вспомни, как он назывался) действовало правило: «Сильный всегда прав». Сильному доставался лучший кусок при разделе добычи, лучшее место на временной стоянке и т.д. Ценились ловкость, быстрота, сила, выносливость. Немощные и старые люди были обузой. Прошли тысячелетия. Стариков перестали убивать, более того, окружили заботой и почетом. Люди стали ценить их мудрость, опыт, умение, ум.Поразмышляйте. Какими коллективами стали жить древние люди. Когда у них произошло изменение отношения к старым людям?В чем конкретно могло проявиться уважение к старым, мудрым людям?Что должно было измениться в жизни древних людей, чтобы они изменили отношение к старшим?

18. Существуют такие пословицы: «Учат добру не дураки, а старики», «Молодость покрепче плечами, а старость головой», «За старой головой, как за каменной стеной», « Есть старики- убил бы, нет стариков- купил бы».Объясните общий смысл этих пословиц. О чём они?Какие из них не потеряли своего значения в наши дни?Какие из них по Вашему мнению могли появиться в глубокой древности?Приложение19. Распутайте «ералаш».Вам предлагается два заголовка: «Главные занятия - собирательство и охота», «Главные занятия - земледелие и скотоводство».Определите, какие явления из следующего перечня относятся к первому, а какие - ко второму: соседская община, кочевой образ жизни, временные коллективы, родовая община, оседлый образ жизни, власть вожака, власть старейшины, собирательство играет подсобную роль.20. Укажите правильное утверждение:а) первобытность- это «золотой век» в истории человечества;б) «золотого века» не было: был голод. Непосильный труд, болезни, крайне примитивное существование;в) первобытность была наполнена жестокой борьбой с природой, кровавыми войнами, полным подчинением личности интересам рода;г) все члены племени были одинаково бесправны: каждого могли принести в жертву божеству.21. Будьте внимательны! Укажите правильные и неправильные ответы в следующих утверждениях.У народов каменного века уже были:а) устное народное творчество;б) обряды;в) письменные законы;г) правила поведения, обязательные для всех;Человек, изгнанный из родовой общины:а) выжил бы в одиночку;б) примкнул бы к другой общине;в) был бы обречен на гибель;г) женился бы на женщине из другой общины и жил бы отдельной семьёй.Следующие изменения в жизни людей являются признаками разложения первобытного строя:а) появление могущественных вождей;б) переход от простых орудий труда к составным;в) общественное неравенство внутри рода;г) образование союза племен.Следующие изменения в жизни людей не являются признаками разложения первобытного строя:а) переход от простых орудий труда к составным;Приложениеб) установление жесткой системе запретов;в) подчинение всех членов рода одному правителю;г) полная зависимость человека от коллектива.

22. У нашего поэта- современника В.Шефнера есть стихотворение:Как трудно было им, единственным,На человеческом рассвете,На неуютной и таинственнойИ необстроенной планете.

На них презрительными мордамиКак на случайное уродствоПосматривали звери гордыеСвоим косматым первородством.

Быть может, там был каждый гений.(Бездарность выживет едва ли?)С таким бессмертным удивлениемОни нам землю открывали.Придумайте заголовок к стихотворению.Какой период всеобщей истории автор считает человеческим рассветом? Прав ли он? Может быть, это всего лишь художественный образ, не имеющий отношение к истории?Почему первобытным людям было трудно выжить на Земле? Какие опасности их подстерегали?Какими открытиями, изобретениями древних людей мы пользуемся до сих пор (перечислите не менее полутора десятков)?Поразмышляйте! Что позволило первобытным людям выжить «на необстроенной планете»?

23. Поразмышляйте! Кого из изображенных на иллюстрациях в учебнике древних людей можно помыть, побрить, приодеть в современную одежду, пустить по нашим улицам, и никто не оглянется. Это означает, что он такой же, как мы! Могли ли члены родовой общины дарить друг другу подарки? (Если да, то какие? Если нет, то почему?Почему древние люди с животными сосуществовали, а себе подобных воспринимали не просто как чужаков, а как врагов?ПриложениеИзвестно, что природе не нужны старики. Изменение отношения к старым, немощным людям, как то калекам, пострадавшим во время охоты, воинам, вернувшимся инвалидами после боя,- это проявление человеческой культуры. На каком этапе развития человечества произошли эти изменения?Почему род можно назвать очагом мира?Какие занятия должны были стать основными, чтобы родилась идея колеса?На каком этапе развития человечества стали возможны далёкие морские плавания на парусных лодках?У Ваших ровесников в древние времена могла возникать различные вопросы: почему охотиться лучше в далёком лесу, а не в ближнем (или наоборот), какое оружие лучше использовать в охоте на оленя (или кабана и т.д.)?Пофантазируйте! Какие ещё вопросы могли волновать Ваших сверстников?Что бы Вы ответили своему однокласснику, утверждающему, что во все времена дети со всеми вопросами идут к родителям?Какой ответ получил бы Ваш ровесник на вопрос: можно я буду дружить с мальчиком из соседнего племени?

Литература: Г.И.Старобинская. Познавательные задания и контрольные вопросы по курсу истории Древнего мира.//Преподавание истории в школе №7, 1999

history-helpmy.blogspot.com


Смотрите также