Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Конспект урока по истории для 5 класса "Родоплеменные отношения"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами. Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами


Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами

Расселение людей по планете происходило из Африки. То есть миграция человеческих сообществ осуществлялась на Север. Это происходило в условиях теплого климата на планете, когда новые земли изобиловали пищей.

Но за периодом теплого климата последовали оледенения, которые продолжались с перерывами несколько десятков тысяч лет. В этом время, первобытные племена были рассеяны по просторам Европы и Азии и оказались на грани выживания.

Что помогло первобытным людям выжить в условиях морозных зим

Первобытные люди оказались в условиях экстремального климата. Соответственно, для выживания, необходимо было приспосабливаться к изменившимся условиям. Сохранение человечества как вида было связано с несколькими причинами:

  • Использование огня для обогрева. Люди не просто готовили на нем пищу, им обогревались. Соответственно, огонь был великой ценностью. Для него оборудовались очаги, которые не угасали целыми столетиями;
  • Люди научились строить жилища из шкур. Именно такие жилища стали первыми. Устраивать землянки люди стали позже. Подобные палатки из шкур и обжитые пещеры спасли группы людей, которые смогли со временем размножиться и дать начало всем цивилизациям Древнего Мира;
  • Развитие технологий. Необходимость согреваться обусловила шитье одежды, создание более совершенных орудий обработки шкур. Появились шила, иголки, в качестве нитей использовались жилы животных.

Важную роль сыграло расширение рациона. Кроме мясной пищи, люди стали есть дикорастущие растения, грибы. Это помогало пережить затяжные периоды голода.

Как выживали люди в более поздние времена

Первые цивилизации появились в местностях с благоприятным климатом. Поэтому, они строили жилища, которые возвышались над уровнем земли. Но на севере, люди начали выкапывать землянки. Там же устраивали очаг, который служил для приготовления пищи и обогрева.

Каждая землянка была не более 12 кв.метров. Малая площадь помогала сохранять тепло. Такие архаические жилища сохранялись тысячелетия. Постепенно, они сменились более серьезными постройками из древесины. Но появление деревянного строительства совпала или было обусловлено переходом к полной оседлости. Люди обрабатывали землю, собирали урожаи и нуждались в прочных постоянных жилищах.

shkolnikru.com

Родовые общины

Родовые общины охотников и собирателей

Родовые общины охотников и собирателей

Что помогло людям выжить морозными зимами? Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник.

Что помогло людям выжить морозными зимами?

  • Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник.
Ледниковый период Относительно длительный этап геологической истории Земли, в течение которого на фоне общего относительного похолодания климата многократно чередовались очень холодные отрезки времени, когда возникали крупные материковые оледенения,

Ледниковый период

  • Относительно длительный этап геологической истории Земли, в течение которого на фоне общего относительного похолодания климата многократно чередовались очень холодные отрезки времени, когда возникали крупные материковые оледенения,
и отрезки времени с более тёплым климатом, когда значительная часть материковых льдов стаивала.

и отрезки времени с более тёплым климатом, когда значительная часть материковых льдов стаивала.

Расселение людей по холодным странам

Расселение людей по холодным странам

Внешний вид первобытных людей сильно изменился: увеличился объем черепа, исчезли надбровные дуги, уменьшилась передняя челюсть, стал исчезать волосяной покров на теле.
  • Внешний вид первобытных людей сильно изменился: увеличился объем черепа, исчезли надбровные дуги, уменьшилась передняя челюсть, стал исчезать волосяной покров на теле.
Лишившись собственной согревающей шерсти, человек должен был придумать что-то, что спасло бы его от холода. Так появилась одежда Человек разумный - неандерталец
  • Лишившись собственной согревающей шерсти, человек должен был придумать что-то, что спасло бы его от холода. Так появилась одежда

Человек разумный - неандерталец

Появление одежды и жилищ Люди усовершенствовали проколки, превратили их в иглы и научились сшивать шкуры.

Появление одежды и жилищ

Люди усовершенствовали проколки, превратили их в иглы и научились сшивать шкуры.

Если первые австралопитеки жили на деревьях, то “люди умелые” начали обживать пещеры и даже пытались самостоятельно строить жилища. Места, где подолгу останавливались люди, археологи называют стоянками.
  • Если первые австралопитеки жили на деревьях, то “люди умелые” начали обживать пещеры и даже пытались самостоятельно строить жилища. Места, где подолгу останавливались люди, археологи называют стоянками.
Охота становится главным занятием людей

Охота становится главным занятием людей

Вес – 6 т 3,5 м Бивни – 4,5 м Охота на этих животных давала достаточно мяса, жира и костей для питания людей и даже для обогрева и освещения их жилищ.

Вес – 6 т

3,5 м

Бивни – 4,5 м

  • Охота на этих животных давала достаточно мяса, жира и костей для питания людей и даже для обогрева и освещения их жилищ.
Охота на мамонта

Охота на мамонта

В период палеолита первобытные люди научились создавать и более сложные орудия труда. Например, прикрепив к деревянной палке рубило, они могли сделать каменный топор, а привязав к более длинному шесту каменный наконечник, они создавали копья – грозное и удобное оружие для охоты на диких зверей. Каменный наконечник
  • В период палеолита первобытные люди научились создавать и более сложные орудия труда. Например, прикрепив к деревянной палке рубило, они могли сделать каменный топор, а привязав к более длинному шесту каменный наконечник, они создавали копья – грозное и удобное оружие для охоты на диких зверей.

Каменный наконечник

40 000 лет назад человек приобрел современный облик

40 000 лет назад человек приобрел современный облик

Человек дважды разумный - кроманьонец

Человек дважды разумный - кроманьонец

Копье и гарпун Для рыбной ловли изобрели костяной гарпун

Копье и гарпун

  • Для рыбной ловли изобрели костяной гарпун
Появление лука и стрел Около 10 000 тысяч лет назад мамонты исчезли. Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных. Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе. Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов.

Появление лука и стрел

Около 10 000 тысяч лет назад мамонты исчезли.

Люди стали больше охотится на мелких, быстро бегающих животных.

Это привело к появлению лука и стрел. Идею нового оружия человек подсмотрел в природе.

Лук позволил поражать цель на расстоянии в несколько сотен шагов.

Родовая община Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община -коллектив родственников ведущих совместное хозяйство.

Родовая община

  • Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община -коллектив родственников ведущих совместное хозяйство.
Родовая община состояла из родичей совместный труд общее имущество Предки всех народов жили некогда родовыми общинами

Родовая

община

состояла

из родичей

совместный

труд

общее

имущество

  • Предки всех народов жили некогда родовыми общинами
Выберите правильный ответ- Похолоданием Появление новых орудий труда было связано с... С развитием охоты С освоением Севера. Зайцев и белок. Древние люди охотились на... Стада коз и оленей Крупного зверя Развитием человека Появление лука и стрел было связано с... Вымиранием мамонтов Переселением в лес. Местом проживания В родовой общине люди были связаны... Общим делом Родственными узами

Выберите правильный ответ-

Похолоданием

Появление новых орудий

труда было связано с...

С развитием охоты

С освоением Севера.

Зайцев и белок.

Древние люди охотились

на...

Стада коз и оленей

Крупного зверя

Развитием человека

Появление лука и стрел

было связано с...

Вымиранием мамонтов

Переселением в лес.

Местом проживания

В родовой общине люди

были связаны...

Общим делом

Родственными узами

Антропогенез – эволюция человека

Антропогенез – эволюция человека

Домашнее задание § 2. Вопросы и задание 1 – 4. Рабочая тетрадь: задание 4, 6, 7, 8.

Домашнее задание

§ 2. Вопросы и задание 1 – 4.

Рабочая тетрадь: задание 4, 6, 7, 8.

videouroki.net

Конспект урока по истории для 5 класса "Родоплеменные отношения"

5 класс

Класс _____________ дата______________

_____________ ______________

Тема: Родоплеменные отношения

Цель: - подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей;

- продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы;

- воспитывать у учащихся уважение к истории.

- УУД: самостоятельно составлять рассказ по иллюстрациям.

Основные понятия и термины: 

Тип урока: урок новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний

Подготовка устного ответа по вопросам:

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Как жили древние люди?»

Для этого вспомни:

  • Когда появились на Земле первобытные люди?

  • Чем отличались древние люди от животных?

  • Какие занятия существовали у первобытных людей?

  • Почему потеря огня считалась несчастьем?

Сделай вывод.

  1. Творческая работа (1 ученик).

Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом. Рассказ начните словами: «Мы стояли на пригорке. Было тихо. Как вдруг раздался дикий рев...»

3.Работа с классом. Проверка знания терминов.

  • Дайте определение понятий «история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».

3.Мотивационно-целевой этап

Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступило резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник - огромный слой льда толщиной около двух километров. (отметить на Ленте времени даты 2 млн лет назад и 100 тыс. лет назад)

4. Изучение нового материала.

План

      1. Жизнь в суровых климатических условиях.

      2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

      3. Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: остроконечник, гарпун, родовая община.

1. Жизнь в суровых климатических условиях.

Самостоятельная работа с текстом учебника.

Прочитать п. 1 § 2 на с. 11-12 Вопрос записан на доске:

Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.

Работа с : 1) доп. Материалом на с.11; 2) иллюстрациями учебника.

Читаем вслух доп. Материал на с. 11.

Опишите по рис. 3 на с. 12 учебника Вигасина охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

Рассказ учителя:

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад.

Вопрос: какими преимуществами обладали лук и стрелы сравнительно с копьем и дубиной? (ответы детей).

Физкультминутка (проводится произвольно учителем либо учеником, используя тему урока)

3. Родовая община.

Рассказ учителя.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

Описание иллюстрации на с.13 после прочтения п.2 § 2 (ответы уч-ся)

5. Закрепление изученного материала

hello_html_m251ce032.png

6. Рефлексия

-Что нового узнали на уроке?

-Какие умения и навыки отрабатывали?

- С какими новыми терминами познакомились?

-Что понравилось и что не понравилось на уроке?

- Какие выводы сделали?

7. Оценки.

8. Домашнее задание прочитать § 2

infourok.ru


Смотрите также